Лекция 3. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 6 глава
Вместе с тем понимание многих аспектов глобализации и ее последствий предполагает учет этнических, конфессиональных, культурологических, ценностно-мировоззренческих факторов, что порой делает неизбежным определенное взаимодействие философских, научных и религиозных подходов.
Глобализация имеет глубокие основания. В каком-то смысле этс проявление тенденций к единству человечества, преодолению отчужденности людей, интенсификации коммуникативных связей Исторически единение человечества проявлялось, например, вс взаимодействии культур, распространении монотеистических религий, попытках создания общего языка. Сейчас, однако, речь идет о другом. Современные тенденции глобализации выходят за пределы духовной сферы и охватывают экономику и политику, информационные процессы в самых различных областях человеческой деятельности. Формируется, таким образом, мегаобщество с многогранными связями. В этом смысле можно сказать, что глобализация - это современная мера экономической, технологической, политической, информационной интеграции мира.
Глобализация, с одной стороны, открывает захватывающие горизонты для развития, с другой - создает новые угрозы для человечества. Глобализация обостряет вопросы экономической, экологической, информационной, военной безопасности в силу беспрецедентного возрастания роли субъективного фактора в общественной жизни. Традиционное стихийное развитие общества, приведшее, в частности, к экологической опасности в индустриальную эпоху, становится недопустимым.
Признаки надвигающейся катастрофы в этом плане налицо: чрезмерное химическое и физическое загрязнение окружающей человека природной среды, разрушение озонового экрана биосферы, возрастание нестабильности климата, опустынивание планеты, опасное оскудение флоры и фауны и т. д. Резкое ухудшение качества жизни людей и начало необратимого разрушения биосферы прогнозируются на середину нынешнего столетия. Такой опасный прогноз заставляет критически проанализировать цели современного общества, задумайся о перспективах человека, принимать практические опережающие действия, в частности в области обеспечения экологической безопасности. На передний план поэтому выходит проблема управляемости социоприродными процессами на региональном и глобальном уровнях.
Согласно концепции устойчивого развития, социально-экономическое развитие должно реализоваться таким образом, чтобы в равной степени обеспечить возможность удовлетворения основных жизненных потребностей как нынешнего, так и будущих поколений людей при сохранении фундаментальных параметров биосферы, определяющих жизнедеятельность человека на Земле. Это предполагает гармонизацию человеческой деятельности в самых различных сферах, взаимную корреляцию социально-экономического и экологического развития. По существу, должно произойти изменение материальной и духовной культуры цивилизации, традиционных ценностных установок общества. Особое значение приобретают нормативно-правовое, организационное обеспечение региональной деятельности, направленной на устойчивое экологобезопасное развитие.
В этой связи следует отметить, что Россия в эпоху глобализации оказалась в сложной экономической и политической ситуации, которую справедливо классифицируют как системно-кризисную. Особого внимания сейчас требуют вопросы социального расслоения, демографии, образования, культуры, состояния окружающей среды, рационального использования природных ресурсов.
Основной сферой деятельности российского государства в условиях нарастания процессов глобализации должны стать всесторонне продуманная, нацеленная на будущее, социальная, экономическая, научно-техническая политика, в частности, обеспечение социальной справедливости, соблюдение прав человека, реализация идей правового государства, стимулирование сбалансированного народонаселения во всех регионах России, роста уровня и качества жизни людей, развития фундаментальной науки, высоких технологий, ресурсосберегающих направлений экономики, альтернативных видов энергетики (солнечной, ветряной, геотермальной). Феноменальные природные ресурсы России (особенно запасы минеральных и горючих ресурсов, пресной воды, леса, рыбы) в данной конкретно-исторической ситуации еще могут содействовать решению указанных задач. Для этого государственная экономическая политика должна быть направлена на использование прибыли от освоения природных ресурсов во благо будущего общества. Природные ресурсы - национальное достояние, они не должны быть приватизированы.
Взаимодействие общества с природой до сих пор происходило стихийно. Однако человечество все сильнее начинает осознавать, что ресурсы биосферы и другие богатства Земли в условиях глобализации нельзя присваивать, не думая о возможностях природы, об интересах как ныне живущих, так и будущих поколений.
Основной вопрос сводится к тому, как, не разрушая устои биосферы, разместить на Земле миллиарды людей, обеспечив их потребности и желания. Сегодня судьба всех форм жизни на Земле однозначно зависит от характера деятельности человека. Обществу необходимо определить разумную перспективу своего развития, другими словами, свое будущее.
Экологическая проблема послужила основой для выдвижения идей альтернативного общественного развития, предполагающего радикальное изменение характера потребления, уровня и качества жизни людей, производства, технологий и т.д.
Поиски альтернативных путей развития, несомненно, сопряжены с необходимостью переосмысления установившихся норм жизни, культурных традиций. Порой предлагаются крайние меры. Например, многие полагают, что только древние культуры Востока могут служить основой, образцом новой цивилизации.
Конечно, перенимать все ценное из культур различных времен и народов необходимо, и это в принципе не вызывает сомнений. Но вряд ли путь «аналогий» только с древними культурами достаточен для создания общества, альтернативного нынешнему.
Не будет ли оно по многим показателям уступать нынешнему? Ведь альтернативность развития приемлема, если новая ориентация чем-то лучше или хотя бы эквивалентна старой. В этом отношении гораздо ближе к истине те, кто обращается к идее ноосферы, делает акцент на использовании науки, ее технологических достижений для создания основ альтернативной цивилизации.
Сама задача выбора альтернативного пути развития человечества не может быть решена без научного анализа. В этой связи возникла особая наука - глобалистика, занимающаяся изучением влияния сложных мировых (глобальных) проблем на общественное развитие. К числу подобных проблем кроме экологической, включающей проблемы загрязнения среды, истощения ресурсов, энергетики, относятся также проблемы народонаселения, развития науки и техники, образования, гонки вооружений (милитаризации) и др.
Большой вклад в развитие глобалистики внесли представители «Римского клуба». Эта международная организация, созданная в 1968 г. по инициативе итальянского ученого и общественного деятеля Аурелио Печчеи, объединяет известных ученых из многих стран, в том числе и из России. «Римский клуб» стал популярным в 1972 г. после публикации первого доклада «Пределы роста». Работа, известная как первый доклад Римскому клубу, основывалась на модели Дж. Форрестера, созданной методом системной динамики, и имитировавшей в первом приближении некоторые процессы мирового развития вариаций пяти взаимозависимых параметров: уровня народонаселения, использования природных ресурсов, загрязнения среды, снабжения продовольствием, капитальных вложений. Модель из-за недостаточного соответствия действительности не подходила для всестороннего предсказания будущих состояний исследуемых реалий, но была приемлема для выявления и объяснения характера взаимосвязи имитируемых процессов, определения их положения при некоторых фиксированных условиях, в частности сохранении нынешних закономерностей развития. Поэтому задача доклада, как считает президент Римского клуба А. Печчеи, была скорее воспитательной и предостерегающей. Она сводилась к тому, чтобы выявить катастрофические последствия существующих тенденций и стимулировать политические изменения, которые помогли бы их избежать.
На основе результатов исследования указанной модели был сделан вывод, что при сохранении наблюдаемого сейчас характера изменений выбранных параметров к середине XXI в. во взаимодействии общества и природы произойдет всеобщий кризис: глобальное загрязнение среды и истощение доступных природных ресурсов, которые приведут к упадку производства и массовой гибели людей.
Отталкиваясь от подобной перспективы мирового развития, вероятной при идеализированных допущениях, авторы доклада выдвинули концепцию «глобального равновесия». Согласно последней, необходимо прекратить рост населения, ограничить материальное производство и уменьшить на порядок потребление природных ресурсов. Данная концепция явно не была направлена на стагнацию социально-экономической жизни. В ней допускалось развитие человеческой деятельности в направлениях и формах, не оказывающих особого влияния на среду и реализующихся с привлечением минимальных материальных средств (наука, искусство, спорт и т. п.). Считался приемлемым прогресс, ориентированный на интенсивное использование ресурсов и разработку технических систем, обеспечивающих сохранение биосферы. В целом основная идея доклада сводилась к тому, что при сохранении нынешних тенденций к росту в условиях конечной по своим масштабам планеты уже следующие поколения человечества достигнут пределов демографической и экономической экспансии, что приведет систему в целом к неконтролируемому кризису и краху.
Пока еще можно избежать катастрофы, приняв меры по ограничению и регулированию этого роста и переориентации целей.
Доклад группы Медоуза вызвал сильный резонанс и разноречивые суждения в философских, научных и политических кругах всего мира. Теоретики технократических учений, увидев в докладе веские аргументы, разрушающие основы их утопий об «обществе всеобщего благосостояния», голословно отвергли его. Возродились «технический пессимизм», «руссоизм», новая волна которых была направлена против научно-технического развития вообще. Возникли многочисленные теории «нулевого роста», в той или иной форме призывающие остановить рост науки, техники, населения и производства. Были также опубликованы работы, в которых подверглись более или менее аргументированной критике концепция «глобального равновесия» и несовершенства базовой модели первого доклада. В них обращалось внимание исследователей на недопустимость при создании «моделей мира» отвлечения от таких существенных факторов, как плюрализм социально-экономической структуры современного мира, созидательные возможности научно-технического прогресса и т.п., чтобы предотвратить экологическую катастрофу. Специалисты в области моделирования отметили оригинальность и простоту конкретных методов и средств, использованных Форрестером и Медоузом для разработки модели глобального развития.
Однако основным недостатком этих моделей является весьма ограниченное представление о возможностях сознательного воздействия человечества на свое собственное развитие. Отсюда и чисто негативный характер рекомендаций, направленных на «ограничение роста».
К середине 70-х годов XX столетия усилилась тенденция к поискам новых путей, «сценариев» глобального развития. Появились концепции «альтернативного» развития, «качественные» учения о росте и т. п. Для многих из них было характерно эклектическое заимствование отдельных положений марксистской философии относительно взаимодействия экономических и социально-политических процессов. Распространились и тенденции в подходе к вопросам общественного развития, особенно в духе Герберта Спенсера. Его социальная теория, рассматривающая развитие общества по аналогии с развитием живых существ, повлияла, в частности, на формирование концепции «органического роста», выдвинутой во втором докладе «Римскому клубу», - «Человечество на перепутье». Данная работа, опубликованная в конце 1974 г., знаменовала начало нового этапа в процессе осмысления проблем глобального развития и возможных путей их решения.
Доклад «Человечество на перепутье» был подготовлен под руководством М. Месаровича (автора одного из распространенных вариантов общей теории систем) и видного математика Э. Пестеля. В нем была сделана попытка учесть основные критические замечания, высказанные при обсуждении «Пределов роста». Основу доклада составили результаты исследований на многоуровневой самоуправляющейся модели мирового развития, которая базировалась на теории иерархических систем Месаровича. В новой модели мир был представлен в виде взаимодействующих между собой десяти подсистем (регионов). Каждая подсистема в той или иной степени отражала различные уровни экономического, социального и культурного развития отдельных стран. Путем выбора сценариев развития в режиме диалога с вычислительной машиной оценивались различные варианты развития глобальной системы. Исследования модели показали, что при сохранении существующих тенденций развития человечеству угрожает не глобальная, а серия различных по своему характеру и масштабам региональных катастроф. Для предотвращения этих нежелательных последствий авторы доклада предложили перейти от стихийного, «неорганического» к «органическому» росту в масштабе всей планеты.
Сам по себе принцип моделирования, разработанный Месаро-вичем и Пестелем, явился значительным вкладом в развитие техники принятия оптимальных решений, управления стратегией человеческой деятельности. Он продолжает совершенствоваться, его применяют во многих странах при создании моделей сложных ситуаций, в условиях которых требуется принять ответственное решение. Можно согласиться и с тем, что второй доклад «Римскому клубу» обнажил драматическую альтернативу, перед которой стоит ныне человечество: солидарности и справедливости, разнообразия и единства, взаимозависимости и опоры на собственные силы, либо всем оказаться (в лучшем случае) перед лицом распада всей человеческой системы, который будет сопровождаться сначала региональными, а потом и глобальной катастрофами.
Наряду со вторым докладом под эгидой Римского клуба и других организаций появились работы, в которых на основе моделирования велись исследования отдельных аспектов мирового развития. Оценивая сам факт появления в современной науке такого направления, как «глобальное моделирование», можно в известной мере согласиться с тем, что оно поставило на более рациональную, объективную основу все мышление по предвидению будущего, открыло поистине новый этап в его развитии. В процессе их создания отчетливо выявилось, что на основе известных современной науке данных нельзя получить достаточное количество информации относительно допустимого уровня загрязнения природной среды, возможностей увеличения производства продовольствия, природных ресурсов, закономерностей народонаселения и многих других вопросов. В ходе исследований моделей еще более укоренилась мысль о тесной взаимосвязи природных, экономических и социальных факторов мирового развития. Все это в значительной степени способствовало тому, что стало формироваться двуединое направление исследований глобальных процессов, интенсивно развертывающееся и в наше время.
В чем же суть нового положения человека в мире и какую новую роль оно предполагает? Прежде всего стала очевидной особая биосферная функция человека - спасение и сохранение биосферы. Для предотвращения нежелательных экологических последствий человечество должно перейти от стихийного развития к рациональному, упорядоченному, основанному на законах природы и общества. Только в этом случае развитие общества может быть непрерывным и длительным, происходить без особых социальных потрясений и природных катастроф, спровоцированных человеком. Именно такой характер развития можно считать устойчивым. Однако необходима огромная созидательная работа. Должны существенно измениться сознание людей, их цели и нравственные ориентиры.
Концепция устойчивого развития. Под устойчивым развитием понимается такое развитие, которое обеспечивает удовлетворение потребностей настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Концепция «устойчивого» (самоподдерживающегося) развития была впервые предложена в 1987 г. в Докладе Международной комиссии ООН, подготовленном представителями более 100 государств. В 1992 г. Конференция ООН по окружающей среде и развитию, проходившая в Рио-де-Жанейро, приняла данную концепцию как руководство к действию для всех стран нашей планеты на XXI век.
Устойчивое развитие в глобальной системе «общество - природа» означает соблюдение динамического равновесия в социоэкосистемах различного уровня. Как известно, компонентами социоэкосистем являются общество (социальные системы) и природная среда (эко- и геосистемы). Динамическое равновесие социоэкосистемы предполагает обязательное соблюдение определенного отношения между этими системами в процессе их развития.
Отсюда следует вывод: для непрерывного развития социоэкосистем при ограниченных ресурсных возможностях нашей планеты необходимо, чтобы со стороны общества соответственно поддерживалось и развитие природной среды.
Главная идея концепции устойчивого развития заключается в создании условий для взаимосвязанного социально-экономического и экологического развития, в рассмотрении проблем природной среды в единстве с социально-экономическими процессами. В этом случае создаются предпосылки для развития общества и природной среды.
Представители государств, собравшиеся на встречу на высшем уровне в Рио-де-Жанейро, приняли свод принципов. Эти принципы определяют права народов на развитие и их обязанности по сохранению окружающей среды.
Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию включает следующие основные идеи:
· Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.
· Сегодняшнее развитие не должно осуществляться во вред интересам нынешнего и будущих поколений, для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.
· Искоренение нищеты и неравенства в уровне жизни в различных частях мира необходимо для обеспечения устойчивого роста и удовлетворения потребностей большинства населения.
· Государства сотрудничают в целях сохранения, защиты и восстановления целостности экосистемы Земли. Развитые страны признают ответственность, которую они несут в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития.
· Государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику.
· Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан.
· Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем предоставления широкого доступа к экологической информации.
· Государства должны сотрудничать в деле создания открытой международной экономической системы, которая приведет к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах.
· Тот, кто загрязняет окружающую среду, должен нести и финансовую ответственность за это загрязнение.
· Устойчивое развитие требует более глубокого научного понимания социально-экологических проблем. Для достижения устойчивого развития необходимо всестороннее участие женщин. Необходимы также творческие силы и идеалы молодежи.
· Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов.
· Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы.
· Устойчивое развитие социоэкосистем определяет возможность устойчивого общества, т. е. такого общества, которое может существовать в течение жизни многих поколений. В социальном отношении в устойчивом обществе численность населения, запасы капитала и технологии должны обеспечивать гарантированный уровень жизни для всех. В экономическом отношении в устойчивом обществе потребление ресурсов и энергии будет осуществляться в соответствии со следующими условиями:
· темпы потребления возобновимых ресурсов не должны превышать темпов их восстановления;
· темпы потребления невозобновимых ресурсов не должны превышать темпов разработки их возобновимой замены:
· интенсивность выбросов загрязняющих веществ не должна превышать возможности окружающей среды поглощать их.
В устойчивом обществе не может быть места несправедливому распределению. Нищета недопустима по двум причинам. Во-первых, нищета не может и не должна символизировать устойчивость. Во-вторых, общество при этом лишается возможности стабилизировать численность населения. Устойчивое общество по моральным и практическим причинам должно обеспечивать материальный достаток для всех.
Устойчивый мир не означает однообразный, застывший мир. Наоборот, разнообразие - причина и следствие устойчивости в природе. То же самое должно наблюдаться и в человеческом обществе. Культурное разнообразие и местная автономия в таком мире расширяются, а не подавляются. Другими словами, нет причин, по которым устойчивое общество должно быть недемократичным, скучным или однообразным.
Чтобы обеспечить устойчивое будущее, потребуется изменить мировую экономику, демографическую политику, переосмыслить многие ценности и во многом отказаться от привычного образа жизни. Все это часто отождествляют или связывают с экологической революцией. Она действительно может встать в один ряд с аграрной и промышленной революциями как одно из наиболее грандиозных социальных преобразований в истории человечества.
В отличие от аграрной революции, которая способствовала небывалому росту численности населения, цель экологической революции - восстановление равновесия между численностью населения Земли и природными ресурсами, между социально-экономическим и экологическим развитием.
Обе предыдущие революции происходили в результате совершенствования технологий: появление земледелия привело к аграрной революции, а изобретение парового двигателя - к промышленной.
Основной движущей силой экологической революции также станут преобразования в технике и экономике, обусловленные необходимостью использования информационных технологий и учета единства человека с многообразными факторами природы.
Экологическая революция должна идти более быстрыми темпами. Если аграрная революция началась около 10 тыс. лет назад, а промышленная (в разных формах), по существу, продолжается уже два столетия, то для экологической нам отпущено лишь несколько десятилетий.
Революция в области сельского хозяйства измерялась исключительно ростом объема производства продуктов, избыток которых позволил земледельцам кормить горожан. Точно так же промышленная революция измерялась увеличением объема производства сырья и промышленных товаров. Об успехе экологической революции можно будет судить по тому, в состоянии ли она обеспечить устойчивое развитие общества, характеризующегося стабильностью, здоровым образом жизни и улучшением условий существования как нынешних, так и будущих поколений людей.
Концепция устойчивого развития рассматривает в единстве экологические, экономические и многие другие социальные процессы. Эта концепция основывается на возможности регулирования роста народонаселения, формирования разумных потребностей у людей.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Каким образом общество должно перейти от стихийного взаимодействия с природой к сознательно направляемому? В какой степени это возможно?
2. Почему для перехода к новому типу развития общества необходимо изменить человеческие качества?
3. В связи с чем возникла необходимость в создании концепции устойчивого развития?
В какой мере оправданно отождествлять переход к устойчивому развитию общества с «экологической революцией»?
Лекция 8. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придется принимать ее условия.
Р. Риклефс
Культура - синкретичное понятие, отражающее квинтэссенцию эпохи, основополагающие черты материальной и духовной жизни общества. Отношение людей друг к другу и их отношение к природе составляют двуединую основу культуры и определяют ее особенности. Важнейшим условием перехода современного общества к устойчивому развитию является видоизменение содержания и целевой установки культуры.
Культура - это способ и результат адаптации и организации жизнедеятельности людей[5] . В современных условиях в связи с бурным развитием средств коммуникации происходит интенсивное взаимодействие различных культур. Формирующееся ныне информационное общество порождает беспрецедентные перспективы кооперации в культурной сфере.
В эпоху перехода к устойчивому развитию межкультурный диалог приобретает важное значение, содействуя постижению сущности многообразных национальных культур. Проблема понимания, простирающаяся от межличностного общения до коммуникации культур, обретает особую значимость. Несмотря на несхожесть национальных культур, всегда есть некие предельные основания, определяющие принципиальную возможность их диалога. Это - культурные универсалии, которые являются воплощением социокультурного опыта. Они во все времена определяли категориальный строй индивидуального и коллективного сознания.
Сегодня на вопрос: «На какой основе в культуре должны сочетаться самобытность и универсальность, национальное и общечеловеческое?» - можно ответить: «На основе установок устойчивого развития».
С позиций перехода мирового сообщества к устойчивому развитию ЮНЕСКО разработало новую стратегию коммуникации, основанную на демократических принципах свободного развития идей, равного доступа к информации, достижения необходимого баланса между образовательными и развлекательными программами. Стратегия ЮНЕСКО направлена на сохранение культурного многообразия, «воспитание в духе ненасилия, терпимости, уважения прав человека и международного взаимопонимания...»[6].
Современные коммуникации по самой своей сути содержат огромный потенциал, создающий условия для раскрытия культурной общности человечества. Единое информационное пространство может способствовать формированию новой культуры, основанной на методологии решения проблем перехода к устойчивому развитию. Концепция устойчивого развития выполняет в данном случае фундаментальную роль, она ориентирует развитие мировой культуры в соответствии с идеями гармонизации жизнедеятельности человека, социальных и социоприродных отношений.
Глобальная озабоченность безопасностью своего существования является предпосылкой нового культурного синтеза. Человечество сейчас оказалось перед альтернативой: либо сохранить сложившийся тип деятельности - и погибнуть в экологической катастрофе, либо кардинально изменить его и сохранить природу для жизни последующих поколений. Поскольку второй вариант единственно приемлем, постольку человечеству предстоит на основе осознания новых реалий преобразовать не только сформировавшийся преимущественно разрушительный тип деятельности, но и всю систему ценностей.
Для достижения устойчивого развития по меньшей мере требуются:
· политическая система, содействующая участию широких масс
· населения в принятии решений, касающихся в том числе при-
· родопреобразующей деятельности;
· правовая система, основанная на принципах правового государства;
· экономическая система, ориентированная на менее энерго- и ресурсоемкое производство и справедливое распределение;
· социальная система, обеспечивающая снятие конфликтных ситуаций;
· международная система, способствующая устойчивости коммуникативных, торговых и финансовых связей;
· информационная система, обеспечивающая получение новой научной информации;
· образовательная система, формирующая индивидуальное и общественное экологическое сознание;
· технологическая система, ориентированная на высокие и биосферосовместимые технологии, и др.
Эти требования носят преимущественно характер целей, которые должны лежать в основе региональных и глобальных действий в области социально-экономического развития[7]. В широком смысле эти требования - условия трансформации культуры современного общества, ее перехода к качественно новому состоянию. От того, насколько успешно будет идти экологизация культуры, зависит - быть или не быть человечеству. В этом состоит особенность сознательно осуществляемого, ноосфероориентированного развития в отличие от стихийно происходящего, каким оно было до сих пор.
Главный показатель устойчивого развития - гармония между социально-экономическим и экологическим развитием, поэтому в системе ценностей культуры основополагающее значение приобретает ценность природы, отношение к ней. Остановимся на этом вопросе подробнее.
Известно, что в культуре человек представлен не столько как природное, сколько как историческое, социальное существо. Находясь в состоянии зависимости от природы, исходя из нее и нуждаясь в ней, человек в то же время постоянно преодолевает эту зависимость. В этом смысле культура не устраняет значение природы для человека, не ликвидирует его отношения к ней, а сама выступает как специфическая для человека форма связи с природой, единства с ней[8].
На какой бы ступени исторического развития ни стоял человек, он вынужден постоянно производить необходимые ему средства жизни, создавать предметы потребления, вещи с полезными для него свойствами. Состояние «сращенности» индивида с естественными предпосылками своего, существования - исходный пункт истории. Эпоха, связанная с присвоением готовых продуктов природы, есть эпоха непосредственной зависимости человека от сил природы. Однако и на этой ступени люди вынуждены были использовать орудия труда, изменять форму того, что имеется в наличии. Тем самым их связь с природой с самого начала несет на себе печать общественной (а значит, и культурной) деятельности, хотя и имеющей ограниченный характер.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|