Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕКСТ - это Речь или Язык?





При всех различиях вышеприведенных определений - в них есть много общего. Прежде всего, текст рассматривается как речевое произведение, как продукт речи, как основная

единица речи. Следовательно, для всех исследователей -бесспорно положение о том, что продуцирование текстов и их осмысление происходит в процессе коммуникации или для достижения целей сообщения.

Все сходятся во мнении, что текст реализуется в письменной форме, что текст - это законченное произведение, что текст имеет внутреннюю структуру, определенное строение, обладает средствами связности его частей, которые не позволяют ему «рассыпаться» на отдельные предложения.

Казалось бы, существенных различий в подходах к осознанию природы текста у ученых нет. Однако это впечатление обманчиво. Различия связаны с решением вопроса о том, к какой системе относится текст: к системе языка или речи.

Нет сомнения, что это явление речевого характера: текст создается для реализации целей общения и всегда связан с актом коммуникации. Именно это обстоятельство и есть основной показатель в решении вопроса о том, в какую систему входит текст. Очевидная соотнесенность текста с актом коммуникации, его творческий характер, казалось бы, убеждают в том, что текст - явление речевое и только речевое.



По мнению же ученых, придерживающихся другой точки
зрения (И.Р. Гальперин, О.И. Москальская), текст - это
моделируемая единица языка, микросистема, функционирующая в «обществе в качестве основной языковой единицы», обладающей в общении смысловой коммуникативной законченностью.

Текст, с точки зрения смысловой организации, представляет собой иерархию смысловых частей разной степени сложности и значимости.

Научный текст имеет строгую внутреннюю организацию составляющих его логико-смысловых частей, называемых подтемами. Тема текста отражена в его названии, аспекты рассмотрения темы - подтемы могут иметь свои подтемы, называемые субподтемами.

Существуют типовые модели построения научного текста. По своей организации научные тексты делятся на тексты «жесткого» и «гибкого» способа построения. «Жесткий» способ подразумевает построение текста по строго заданной схеме, к таким текстам относятся описание (в научном стиле речи -характеристика), повествование, рассуждение и доказательство. «Гибкий» способ не предполагает наличия какой-либо строгой схемы. Построение текста развивается свободно.



Тексты жесткого способа построения: Текст -характеристика, Текст - определение, Текст - классификация, Текст - повествование, Текст - рассуждение и доказательство.

1. В тексте -характеристике обычно первый абзац – это определение, первое слово каждого следующего абзаца называет подтему. Глагол в таких текстах всегда употребляется в настоящем постоянном времени, порядок подтем подчинен определенным принципам систематизации и логики.

2. В тексте - определенииприводится научное понятие какой-либо области знаний. Понятие - логически оформленная общая мысль об объекте, явлении, идея о чем-либо. В тексте устанавливается содержание, наполнение понятия, если одного только определения недостаточно. Это относится к таким типам абстрактных понятий, которые нельзя зрительно представить, например, СТРЕСС (в медицине), УСТАЛОСТЬ МЕТАЛЛА.

3.Текст - классификацияотносится к такому типу текстов, где для любой классификации важно не только выделение групп исследуемого класса объектов, но и определение признаков или критериев, по которым данная классификация составлена.

4.Текст- повествованиекак способ изложения используется для передачи информации о действиях и событиях, развивающихся в хронологической последовательности. В научной литературе повествование представлено в текстах биографических справок, об истории научных открытий или научной проблемы и научных текстах о процессах, т.е. о последовательной смене этапов какого-либо явления.



Схематически текст-повествование можно представить в виде цепочки, каждое звено которой обозначает этап действия или событие во временной последовательности.

5. Текст-рассуждение итекст-доказательствоимеют одну схему построения: посылка (тезис) - аргументы — вывод. Различие между рассуждением и доказательством состоит в том, что в рассуждении в качестве вывода может появиться новое умозаключение, которого не было в посылке, а в доказательстве подтверждается или отрицается с помощью аргументов то умозаключение, которое вынесено в качестве вывода, т.е. вывод повторяет или отрицает тезис.

Задание 4. Составьте вопросы к тексту.

СРС: Самостоятельно проанализируйте тексты по специальностям.

Тема занятия: Введение термина – Что носит название чего; Что получило название чего; Что имеет название чего;

 

Модель что называется чем; реализует введение термина и именная часть сказуемого при глаголе называться выражается только нарицательным существительным. Например: Слова с противоположным значением называются антонимами.

Модель Что носит название чего; Что получило название чего; Что имеет название чего; используется для утверждения обобщенного свойства предмета, явления, процесса. Например: Способность языка накапливать информацию получило название аккумулятивной функции.

Задание 1. В текстах найдите модели научной информации: Что носит название чего; Что получило название чего; Что имеет название чего;

 

АЛЬ-ФАРАБИ

Казахский Национальный университет по праву носит имя аль-Фараби.Памятник этому великому тюркскому энциклопедисту возвышается у самого входа в КазНУ.Тысячи студентов каждый день видят его фигуру на фоне снежных вершин Алатау.

Абу Наср Мухаммед ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки (870-950г.) родился в городе Фараб на Сырдарье при впадении в нее реки Арысь. Позже Фараб стал именоваться Отраром. Отрар 10-12 веков был крупнейшим культурным центром. В нем была огромная библиотека, по числу книг она была второй после знаменитой Александрийской. Из этого города вышло немало знаменитых ученых, поэтов, музыкантов, названных по традиции «из-Фараба».

С детства Абу Насра потянуло к знаниям. Он покинул родной город и окунулся в мир ученых Бухары и Мерва, Александрии и Каира, Дамаска и Багдада. Известно, что до приезда в Багдад Абу Наср владел тюркским языкоми некоторыми другими, но не знал арабского. Живя в Багдаде, аль-Фараби в короткий срок в совершенстве овладевает арабским языком. Надо отметить, что он много времени уделял изучению языкови в этом достиг поразительных успехов: в конце жизни он владел более чем семьюдесятью языками.В Багдаде он полно удовлетворяет свою любознательность, изучая труды деятелей «Бейт аль-хикма» - переводчиков греческих

авторов.

Абу Наср Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики, следуя первоначально по пути, проложенному греческими учеными. В Багдаде аль-Фараби основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и довольно быстро занимает среди них первенствующее место благодаря силе мысли и величию характера.

Абу Наср аль-Фараби оставил после себя свыше 160 трактатов по философии, этике, лингвистике, литературоведению, музыке, математике, физике, астрономии. В мире известны «Слово о классификации наук», «Добродетельный город», «Большая книга музыки», «Отношение философии к религии», «Ответы на вопросы философа», «Книга букв», «О значении слова интеллект»...

Надо сказать, что Восток сохранил греческих мыслителей для Европы. Страны Запада на века забыли о них, так как великие мыслители Эллады были для них, просвещенных христиан, лишь представителями язычества. Мусульманский Восток сохранил и развил идеи философов Запада. Аль-Фараби, освоив свет и мораль Эллады, стал в Багдаде одним из первых по учености. В Багдаде ему был присвоен титул «Муаллимассана»-«Вгорой учитель», после Аристотеля. Одна из книг в названии даже включала это сочетание - «Рассуждение Второго Учителя о значении слова интеллект».

До сих пор актуален его взгляд на добродетельный и счастливый город. Ученый закономерно считал, что цивилизация только тогда будет успешной, когда в ней почетное место займут наука и искусство, когда сделается всеобщей нормой стремление к совершенству, рассуждения о путях к согласию

Прожил аль-Фараби плодотворную жизнь, создавая книги и воспитывая учеников-последователей. Умер в возрасте 80 лет и похоронен в Дамаске, где прожил до конца своих дней, ведя в основном скромный образ жизни, вдалеке от родины, как и многие из великих тюрков, признанных равными среди гениев.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗЫК?

В словаре В. Даля соответствующая статья начинается с оригинальной формулировки: «мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубам пищи, для распознания вкуса ее, а также для словесной речи или, у животных для отдельных звуков». И далее: «словарь и природная грамматика...»

В современной лингвистике проводится четкое разграничение понятий ЯЗЫК и РЕЧЬ. Язык (знание языка) существует в сознании индивида, речь существует в звуковой или письменной форме. Каждый ведет речь по-своему, а язык -это общее достояние всех.

Язык - явление социальное, духовное, но не индивидуальное, а универсальное. Речь - это материальная форма существования и функционирования языка в человеческом обществе. Язык, как результат познавательной деятельности человека, представляет собой сложную систему, которая не меняет своих признаков.

А вот прилагательное от слова ЯЗЫК в разных значениях образуется по-разному. Если речь идет о «мясистом снаряде во рту», то соответствующее прилагательное - языковый или язычный, например «язычная кость». Если же речь идет о человеческой речи, то надо говорить языковой, например «языковая политика», «языковая личность». А прилагательное от слова РЕЧЬ, сочетается со следующими существительными; речевое поведение, речевая деятельность. Здесь, к месту вспомнить пьесу Бернарда Шоу «Пигмалион». Многим она больше знакома по мюзиклу «Моя прекрасная леди». Профессор Хиггинс поставил перед собой цель сделать леди из торговки, он научил ее одеваться со вкусом, научил говорить так, как подобает настоящей леди. Это было главным - устранить все любые речевые недостатки и кардинально улучшить имидж языковой личности. И подобное невероятное превращение в «прекрасную леди» было связано с языком.

Задание 2. Самостоятельно найдите модели научной информации в текстах по специальности.

Задание на СРС: Выписать из текстов по специальности предложения с данными моделями научной информации.

 

Тема занятия: Квалификация предмета – что считают чем; что считается чем; что представляет собой что; что используется/применяется как что;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.