Сделай Сам Свою Работу на 5

Краткое теоретическое сведение.





Международный казахско-турецкий университет им. Х.А.Ясави

Факультет филологический

Кафедра русской филологии и журналистики

Методические рекомендации

По проведению занятий № по русскому языку

 

 

Туркестан – 2014

 

Тема занятия: Комуникативные задачи текста. Смысло- речевые ситуации.

Краткое теоретическое сведение.

Для определения коммуникативной задачи текста важно уметь выделять микротемы с заложенными в них типами научной информации:

 

    1. Введение термина, определения понятия, явления.
    2. Принадлежность предмета, явления к классу.
    3. Сопоставление, сравнение предметов, явлений.
    4. Классификация лица, предмета, явления.
    5. Квалификативная характеристика.
    6. Обозначение, характеристика целого и его частей.
    7. Характер контактов,взаимовлияния.
    8. Наличие и местонахождение предмета.

Предложения со сказуемым, выраженным именной частью речи с глаголом связкой: быть, стать,являться формируют тип научной информации в тексте.

Решающим фактором при отборе текстов должно быть наличие в них стандартных речевых ситуаций. Взаимодействие речевых ситуаций выявляется посредством разработанных вопросов по конденсации речемыслительных операций: определения и квалификации предмета, сопоставления и классификация предметов, обозначение целого и его частей, принадлежность к классу, местонахождение предмета.



Примерное содержание анализа текста для определения коммуникативной задачи текста.

1. Определение стиля текста после выяснения КЗТ автора.

2. Уточнение основной мысли и авторского отношения к тексту.

3. Определение функционально- смыслового типа речи.

4. Анализ содержания и языковых средств текста.

5. Анализ смысловой структуры текста.

6. Анализ средств связи между предложениями, частями текста ( лексический повтор, местоименная и синонимичная замена, замена образным выражениям, вводные слова)

 

Модели смысло-речевых ситуаций в научном тексте

Усвоение данного теоретического материала должно дать учащимся языковые средства для построения монологического высказывания или ведения беседы на определенную тему (описание прибора, вещества, расположения предметов, оценка явлений, отношение к явлениям, к системе взглядов). Лексико-грамматический материал организуется по функционально-семантическому принципу. В каждом случае рассматривается лексико-грамматический комплекс, выражающий определенное значение (определение и квалификацию предмета, лица, явления; качественную характеристику предмета, лица, предмета; характеристику предмета, лица на основании сравнения и т.д.)



Предложения со сказуемым, выраженным именной частью речи (именем существительным или прилагательным) в форме именительного падежа без предлога и в форме творительного или именительного падежа с глаголом связкой быть, стать, являться, называться, представлять собой и др.,формируют тип научной информации в микротексте

Задание 1.Выделите в тексте ключевые слова

Вот как определяет словарь слово «смысл»: «Смысл - это информация, которая должна быть обязательна понятна». Если текст очистить от эмоциональных штампов, то останется компактная словесная форма, четко отражающая основное содержание текста.

Работая над научным текстом, каждый читатель вырабатывает свои приемы переработки текста, чтобы понять его смысл. Но есть рекомендации, которые имеют универсальный характер.

Прочтите внимательно заглавие и первый абзац: решите, есть ли у вас достаточная база, чтобы продолжить чтение.

Посмотрите, как организован материал. Решите для себя: нужна ли вам дополнительная подготовка. Используйте рисунки, таблицы, схемы и диаграммы для активизации своего образного мышления.

Найдите слова, необходимые для освоения материала, значения которых вам непонятны из контекста. Ознакомьтесь с основными идеями. Если вы не воспринимаете их, вернитесь к абзацу и перечитайте его вновь. Выразите смысл сложных идей своими словами.



Каждый тип текста имеет свою норму чтения. Например, скорость чтения увлекательного рассказа выше, чем текста по биологии. После прочтения каждого параграфа, повторите его своими словами. Используя принцип: читай и анализируй, переходите к принципу: читай, анализируй и пиши!!

Модели научной информации

Выражение субъективно-предикативных значений в простом предложении реализует типы научной информации в следующих моделях - конструкциях:

1.Модель или конструкция кто это кто, что это что? передает определение понятия, явления: Например:Арман — студент, Астана - столица. Наречие - часть речи. Именная часть сказуемого в такой модели является определением термина. Данная конструкция характеризует один предмет или лицо по отношению к другому и синонимична конструкции что является чем. Например: Астана является столицей Республики Казахстан.

2. Модель что является чем часто употребляется в научном стиле речи для обозначения сущности предмета и его существенного признака в соответствующей ситуации. Конструкция характеризует место предмета в определенной системе и синонимична конструкции что представляет собой что. Например: Астана является столицей Республики Казахстана.

3.В научном стиле речи употребительна конструкция что представляет собой что, которая характеризует внешний вид, форму и структуру предмета, а также обобщенный, свойственный какому-либо предмету признак. Например: Конспект представляет собой сокращенную запись лекции. Ср. Конспект является сокращенной записью лекции.

4. Модель что отличается чемиспользуется для указания на различительные признаки предмета, явления, а также для описания признаков, выявляемых в результате сравнения.

Например: Вопросный план отличается от назывного плана характером предложений по цели высказывания.

5.Модельчто называется чтореализует введение термина и употребляется только по отношению к предмету. Именная часть сказуемого при глаголе называться выражается нарицательным существительным.Например: Зарницей называется отдаленная молния без грома. Слова с противоположным значением называются антонимами.

6.Модель что делится/подразделяется на что, что делят/подразделяют на чтосодержит в себе классификацию предмета, явления.Например: Члены предложения делятся на главные и второстепенные.

7.Модель что относится к чему/ что принадлежит чемуотражает принадлежность предмета, явления к классу. Например: Казахский язык относится к тюркским языкам.

8.Модельчто носит название, что получило названиеиспользуется для утверждения обобщенного свойства предмета, явления, процесса.Например: Способность языка накапливать информацию получило название аккумулятивной функции.

9.Модельчто содержитчто синонимична конструкции что заключает что в себе и выражает характеристику целого по совокупности составляющих.Например: Основа слова содержит (заключает) в себе все морфемы кроме окончания.

10.Модельчто используется /применяется как, что указывает на функцию, на назначение предмета -квалификативную характеристику и имеет синонимичную конструкцию что служит чему.Например: Анализ научного текста используется как один из приемов для овладения языком специальности.

11.Модельчто состоит из чего, что входит в состав чего, что является частью чего -реализует такой тип научной информации, когда необходимо назвать, перечислить части целого.Например: Корень, приставка и суффикс составляют основу слова.

12.Модельчто зависит от чего / что обусловлено чем / что влияет на чтоуказывает на характер контактов и взаимовлияний предметов и явлений.Например: Качество звука в слове зависит от его позиции, так, звонкий перед глухим оглушается (сказка), и наоборот (сделать)

13.Модель что где находитсяуказывает на наличие и местонахождение, взаиморасположение и перемещение предметов.Например: Резюме-выводы обычно находятся в конце текста.

Задание 2: Определите в текстах по специальности типы научной информации.

 

Тема занятия: Определение предмета. Дефиниция. Дефиниция предметов в тексте. Что есть что; Что – это что; Что называется чем; Что называют чем; Что является чем;

 

Краткое теоретическое сведение.

Дефиниция (от лат.definitio -ограничение) –.краткая идентификационная характеристика предмета, обозначенного определенным термином. Определение понятия, раскрытия понятия путем перечисления его признаков,т.е. путем указания на содержание понятия

Например: Полилог - форма речи, в которой участвуют несколько говорящих. Полиглот - человек, владеющий многими языками.

 

Виды дефиниции:

    1. Квалификационная – характеризуется максимально полным набором идентификационных признаков, которые приводятся по принципу «от общих родовых, к более узким, видовым».
    2. Ситуативная – характеризуется частичным воспроизведением полной дефиниции. Структура ситуативной дефиниции определяется текстом.

Стандартное использование видов дефиниций:

А) Квалификационные:

1. первое упоминание термина в работе;

2. коррекция дефиниций, предложенных другими исследователями;

3. введение нового термина.
Б) Ситуативные:

1. упоминание уже приведенного в работе термина;

2. упоминание общеизвестного термина, не являющегося центральным в рамках данной работы.

 

Процесс формирования дефиниции:

1 этап. Наблюдение над особенностями определяемого предмета, выделение характерных признаков.

2 этап. Классифицирование выделенных признаков по родовидовой принадлежности

3 этап. Формулирование дефиниции по принципу «от родовых к видовым признакам».

Название видового понятия – гипоним, например: диван, стол, шкаф.

Название родового понятия – гипероним, например, мебель.

При объяснении значений терминов используется модели дефиниции: «Что есть что;», «Что это что;», «Что является чем;», «Что называется чем;»

Внимание! Термин можно определить как слово или словосочетание, точно и однозначно называющие предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание; в основе термина лежит научно построенная дефиниция.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.