Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы учета базы налогообложения





Основы налогообложения

Налог — это установленная законом форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти на принципах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания.

Это определение подчеркивает прерогативу законодательной власти устанавливать налоги. Взимание на указанных принципах любого платежа, как бы он не назывался: взнос, сбор, такса и др., является неправомерным, если он не установлен законом. Не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозвратности и безвозмездности являются налогами. Например, взимаемые по приговору или решению суда штрафы в пользу третьих лиц или государства, хотя и отвечают указанным принципам, налогами не являются.

Налоги поступают в пользу публичной власти, т.е. органов государственной власти и местного самоуправления. Этим они отличаются от платежей, взимаемых на тех же условиях, но установленных в экономических или социальных интересах в пользу юридических лиц. Это неналоговые сборы, которые называются парафискалитетами.



Поскольку налог взимается в целях покрытия общественно-полезных потребностей, которые в большой мере обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика.

Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку все эти случаи определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом.

Налоговый кодекс различает понятия: налоги и сборы. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу решений (лицензий).



При уплате сбора всегда присутствует специальная цель, а также специальные интересы, т.е. плательщик в той или иной мере ощущает возмездность платежа. Налоги также могут иметь специальную цель, так называемые целевые налоги, однако налоги не бывают индивидуально возмездными. Цель взимания пошлины или сбора состоит в покрытии издержек учреждения, в чью пользу уплачивается пошлина.

Налоги выполняют определенные функции.

Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Выделяют следующие основные функции налогов:

• фискальная:

• контрольная;

• регулирующая.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная функция. Посредством ее реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, и необходимых для осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.). История налогообложения практически во всех странах показывает преобладание фискального характера в отношениях между государством и собственником-налогоплательщиком. В условиях бюджетного дефицита государства увеличение налоговых поступлений представляется панацеей от всех бед. Однако данный постулат сторонников пополнения государственной казны путем перенесения налогового бремени на налогоплательщиков является небесспорным. Еще древнеримский император Тиберий говорил, что «хороший пастырь должен стричь овец своих, но не резать».



Контрольная функция проявляется в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление этой функции, ее полнота и глубина во многом зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объёме уплачивали установленные законодательством налоги.

Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т. е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных эко­номических интересов. Конечная цель налогового регулирования — обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств. Регулирующая функция налогов имеет три подфункции:

- стимулирующую, которая реализуется через систему налоговых льгот. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налоговой базы, понижении налоговой ставки и т.д.

- дестимулирующую (сдерживающую), которую выполняют, например, акцизы на табачные и алкогольные изделия, увеличивая их продажную цену и поэтому призваны сдерживать рост потребпения этих товаров, так как интересы здоровья нации для государства имеют большое значение. Однако даже в условиях экономического кризиса производство табачных и алкогольных изделий и их потребление в России не уменьшаются.

- воспроизводственную, которую несут в себе целевые налоги, например, налоги в дорожные фонды, земельный налог и т.д., которые имеют четко отраслевую принадлежность, и средства, поступающие от их взимания имеют целевую направленность (финансирование строительства и ремонта автомобильных дорог: улучшения и повышения плодородия земель и т.д.).

Методы учета базы налогообложения

Существуют два основных метода учета базы налогообложения.

Первый метод учитывает момент получения средств и производства выплат в натуре. В соответствии с этим методом, например, доходом, объявляются все суммы действительно полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходы - реально выплаченная сумма. Этот метод называется кассовым.

При применении второго метода важен момент возникновения имущественных прав и обязательств. Так, доходом признаются все суммы право на получение которых возникло у налогоплательщика в данном налоговом периоде вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Для определения произведенных затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде независимо от того, произведены пи по этим обязательствам выплаты. Этот метод называется накопительным или «по отгрузке».

В разных законах о налогах используются разные методы учета. Например, при налогообложении имущества, переходящего в порядке наследования, в России используется накопительный метод, т.е. имущество оценивается по стоимости на момент открытия наследства, а не на момент его принятия.

В налоге на доходы физических лиц используется кассовый метод, т.е. доходом признается фактически полученный доход в определенной форме.

Методы взимания налогов. В практике существует 3 метода:

- метод начисления;

- метод удержания;

- кадастровый метод.

Если используется первый метод, то налогоплательщик должен предоставить в налоговые органы налоговую декларацию или налоговый расчет. На основе этих документов исчисляется размер налогового платежа. Этот метод применяется, например, при исчислении НДС, налога на прибыль, и т.д.

Второй метод предполагает уплату налога у источника получения дохода Он применяется при взимании налога на доходы физических лиц, налога не доходы , налога на доходы от участия в других предприятиях. Согласно этому методу лицо, выплачивающее другому лицу доход, исключает из него сумму налога и перечисляет в бюджет. Удержание налога у источника выплаты дохода имеет ряд преимуществ, в том числе:

- налог уплачивается в момент выплаты дохода;

- уменьшается риск уклонения от уплаты налога;

- у источника дохода легче проверить правильность исчисления суммы налога.

При кадастровом методе сумма налогового платежа определяется на основе данных кадастра. Кадастр — это реестр, устанавливающий перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам и устанавливающий среднюю доходность объекта обложения. По этому методу взимается земельный налог.

 

Классификация налогов.

Множественность налогов, их различное назначение и построение делает необходимой классификацию налогов.

По степени компетенции органов законодательной или представительной власти различных уровней в отношения решения вопросов установления и введения в действие налогов, установления конкретных налоговых ставок, сроков уплаты, налоговых льгот, налоги делятся на:

• федеральные;

• региональные;

• местные.

Федеральные налоги устанавливаются и вводятся высшим органом государственной (законодательной) власти Российской Федерации. Они взимаются на всей территории страны. К федеральным налогам относятся, например, НДС, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и др. Перечень всех видов налогов устанавливается федеральными органами власти, они же вводят федеральные налоги и определяют максимальные ставки региональных и местных налогов. Органы местного самоуправления и законодательные органы субъектов РФ устанавливают конкретные ставки региональных и местных налогов. Например, налог на имущество организаций - региональный налог, по нему налоговая ставка в Костромской области составляет - 2,2%, а в Ярославской области - 2%. В группу местных налогов входят такие налоги, , земельный налог, налог на имущество физических лиц и др.

В зависимости от субъекта налогообложения налоги делятся:

• налоги, уплачиваемые юридическими лицами (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, и др.);

• налоги, уплачиваемые физическим лицами (например, налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц , земельный налог);

• налоги, уплачиваемые одновременно и юридическими и физическими лицами (например, НДС, акцизы, земельный налог, транспортный налог, государственная пошлина, таможенная пошлина и др.).

По форме взимания различают налоги:

• прямые;

• косвенные;

• обязательные платежи и сборы налогового характера.

Прямые налоги — это налоги непосредственно на доходы или имущество налогоплательщика. У прямого налога субъект и носитель налога - одно лицо. К таким налогам относятся, например, налоги на имущество предприятий и физических лиц, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль.

Косвенные налоги непосредственно не связаны с доходами и имуществом налогоплательщика Они устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу. Владелец товара (работ, услуг) при их реализации получает с покупателя (носителя налога) сумму налога и перечисляет ее в бюджет. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина.

По видам доходов бюджета налоги делятся на:

• закрепленные;

• регулирующие.

Закрепленными называют налоги, которые на длительный период полностью или частично закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Например, таможенная пошлина является доходом федерального бюджета Российской Федерации, налог на имущество физических лиц - местного бюджета.

Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита бюджета. В качестве регулирующих налогов используют, например, налог на прибыль. НДС, акцизы и др. Распределение этих налоговых платежей между бюджетами определяется ежегодно в Федеральном законе РФ «О Федеральном бюджете».

По источнику, за счет которого предприятия уплачивают налоги различают следующие группы налогов:

• налоги, включаемые в стоимость продукции и оплачиваемые ее потребителем - НДС, акцизы.

• налоги, включаемые в расходы организации, индивидуальных предпринимателей - земельный налог, транспортный налог, налог на имущество организаций и др.

• налоги, уплачиваемые из прибыли - налог на прибыль.

• налоги, уплачиваемые за счет прибыли, после уплаты налога на прибыль - плата за сверхнормативные сбросы, выбросы загрязняющих веществ , едины налог на вмененный доход.

• налоги, уплачиваемые за счет личных доходов граждан - налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, земельный налог и др.

В зависимости от направления использования собранных платежей налоги делятся на:

• общие;

• специальные.

Первые могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют целевое назначение и финансовые средства, полученные от их взимания, не могут быть использованы на какие-либо нужды, кроме указанных в законе. Налог на прибыль, акцизы - это общие налоги, а налоги - источники образования дорожных фондов являются специальными.

По времени уплаты налоги бывают:

• текущие;

• единовременные;

• чрезвычайные.

Текущие налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом, получения дохода в результате осуществления какой-либо деятельности. Например, налог на имущество предприятий платится ежеквартально, налог с владельцев транспортных средств - ежегодно.

Уплата единовременных налогов связана с совершением каких-либо нерегулярных событий. Это относится, например, к налогу на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, обязанность уплаты которого возникает у физического лица при наследовании или получении в дар жилого дома, автомобиля, ценных бумаг и другого имущества.

Чрезвычайные налоги могут вводиться государством в особых случаях, например, начала военных действий.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.