Сделай Сам Свою Работу на 5

Комплектование музейных фондов

 

Словосочетание «комплектование музейных фондов» появилось в отечественном музееведение в конце 1940-х гг. и на протяжении трех десятилетий отождествлялось с термином «собирательская работа». Разграничение этих понятий впервые появилось в трудах Н.П. Финягиной и Ю.П. Пищулина, которые определяли комплектование фондов как планомерную и целенаправленную деятельность музея по выявлению предметов музейного значения, их приобретению и систематизации в фондах. Под собирательской работой стала пониматься составная часть комплектования музейных фондов - практическая деятельность по реализации программы комплектования.[9, 10]

Т.Ю Юренева, Э.А Шулепова считают комплектование музейных фондов одним из основных направлений музейной деятельности. [23, 24]

По Т.Ю. Юреневой комплектование музейных фондов - целенаправленный, планомерный, опирающийся на методологические принципы профильных дисциплин и музееведения процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания. [25]

У Э.А. Шулеповой данным термином обозначается так же работа, направленная на фиксацию сведений о духовной стороне жизни людей, так называемого «неосязаемого (нематериального) достояния» человечества, т.е. об образе жизни разных слоев населения, их представлениях об устройстве мира и места в нём человека, их знаниях, умениях, обрядах, обычаях, художественном творчестве. [23]

В зависимости от методов различают три основных вида или способа комплектования — систематическое, тематическое и комплексное. Систематическое комплектование регулярно пополняют музейные коллекции однотипными музейными предметами, иными словами, оно направлено на формирование и пополнение систематических коллекций. Тематическое комплектование заключается в выявлении и сборе разнотипных предметов музейного значения, отражающих конкретную тему. Задачи систематического и тематического комплектования объединяет комплексное комплектование, оно предполагает процесс выявления и отбора из реальной действительности памятников, имеющих музейное значение. Это могут быть вещественные, письменные, изобразительные, фото-, видео-, кино-, фонопамятники.



Формы комплектования музейных фондов весьма разнообразны. Они представляют собой определённые действия, в ходе которых в музейный фонд приобретаются предметы музейного значения. Э.А. Шулепова выделяет четыре формы комплектования: экспедиция, научные командировки и приобретение предметов непосредственно от организаций и частных лиц, на выставках, аукционах и в антикварных салонах, обмен дублетных и непрофильных материалов на предметы, соответствующие профилю и характеру музейного собрания. [25]

Экспедиция - это выезд сотрудников музея к выбранным для документирования жизненным объектам. Все материалы, собранные во время экспедиции, фиксируются в так называемых полевых документах: в полевой описи и полевом дневнике. Полевая опись представляет собой документ, в котором фиксируются сведения о приобретенных для музея памятниках, отснятых фотокадрах и кино-, видеоматериалах. Полевой дневник представляет собой запись о ходе работы в экспедиции, а также все сведения, полученные в ходе работы у информаторов, итоги наблюдения участников экспедиции, описание событий, происходивших во время работы экспедиции.

Т.Ю. Юренева к полевой документации помимо полевой описи и полевого дневника относит: тетрадь для записи памятников фольклора, воспоминаний очевидцев и участников, интересующих музей событий, легенды предметов, реестр фотосъёмок с указанием порядкового номера негатива, места, времени и сюжета снимка. [24]

Экспедиции являются наиболее эффективной формой комплектования музейного фонда, так как в результате их проведения в музей поступает достаточно большое количество взаимосвязанных предметов, более или менее объективно отражающих документируемое музеем явление культуры. Экспедиционная работа обычно организуется в целях систематического комплектования музейного фонда, в ходе ее создаются типологически коллекции.

Научные командировки - это краткосрочные поездки на предприятия, в учреждения, к лицам, готовым передать музею личные архивы или комплексы вещей, принадлежавших известному человеку. Основной целью научных командировок является комплектование тематических коллекций, а также выявление и отбор экспонатов для выставок и экспозиций.

Приобретение предметов от организаций и частных лиц - одна из типичных для музеев форм комплектования музейного фонда. Она позволяет музею пополнять уже имеющиеся типологические коллекции, создавать новые типологические или тематические коллекции, отражающие исторические события, развитие производства, быта, науки, техники и т.п.

Т.Ю. Юренева также выделяет эти формы комплектования музейных фондов. Но она приобретение предметов от организаций и частных лиц разделила на безвозмездную передачу (дар) в собственность музея коллекций или предметов и на закупку за счёт специальных ассигнований, предусмотренных сметой музея.[25]

Так же Т.Ю. Юренева выделила пятую форму комплектования музейных фондов - целевые заказы на выполнение оригинальных работ.

А.Д. Тельчаров выделяет ещё формы комплектования музейных фондов: передача по завещанию; передача конфискованного имущества; комплектование по месту жительства, по переписке, путём архивного розыска. [16]

Т.Ю. Юренева, Э.А. Шулепова и А.Д. Тельчаров выделяют следующие этапы комплектования: разработка научной концепции комплектования музейных фондов, разрабатывают план комплектования, далее приступают к собирательской деятельности и заключительный этап это включение предметов музейного значения в фонд музея и присвоение им статуса музейных предметов.

По Т.Ю. Юреневой научная концепция комплектования музейных фондов содержит обобщённое системное представление о задачах, направлениях формах и методах комплектования в соответствии с профилем музея и его местом в музейной сети. В ней определяются критерии отбора материалов в фонды с учётом целей и задач музея, а также круг и объем информации, фиксируемой в документах комплектования.[24]

Исходя из научной концепции комплектования и учитывая конкретные задачи музея, составляют планы комплектования фондов. Они могут быть перспективными, рассчитанными на 5-10 лет, и текущими, то есть годовыми. [25]

Собирательская работа включает: подготовку к ней сотрудников и собственно собирательскую работу.

Но прежде чем попасть в фонды музея предмет проходит длинный путь. Сначала составляют акты на получение предмета у владельца, а затем легенду на предмет.

Т.Ю. Юренева говорит, для того, чтобы при решении вопроса - обладает ли предмет музейным значением и нуждается ли в нем музейное собрание, не ошибиться, необходимо проводить коллективную экспертизу. При этом органом, который её осуществляет, она называет фондово-закупочную комиссию, в состав которой входят специалисты разных профилей, работники экспозиционных и фондовых отделов. Фондово-закупочная комиссия, продолжает Т.Ю. Юренева, не только принимает решение о приобретении предмета музейного значения, но и относит его к основному или научно-вспомогательному фонду, а также занимается вопросами методики фондовой работы. Её решения оформляются протоколом, который подписывается главным хранителем, утверждается директором музея и служит юридическим основанием для внесения предмета в состав музейного собрания и превращения его в музейный предмет. Также она утверждает, что в некоторых музеях существуют две раздельные комиссии - фондовая и закупочная. [24]

Специалисты сходятся во мнении, что существует три основных способа комплектования музейных фондов: тематический, систематический и комплексный. Кроме того, Э.А. Шулепова выделяет четыре формы комплектования: экспедиция, научные командировки и приобретение предметов описаны основные формы комплектования фондов: дарение, целевые заказы, обмен материалами и экспедиции. Т.Ю. Юренева выделила пятую форму комплектования музейных фондов - целевые заказы на выполнение оригинальных работ. А.Д. Тельчаров выделяет ещё формы комплектования музейных фондов: передача по завещанию; передача конфискованного имущества; комплектование по месту жительства, по переписке, путём архивного розыска. Было отмечено, что данные виды работ зависят от научной концепции конкретного музея, которая содержит представления о задачах, направлениях, формах и методах комплектования фондов музея.

Таким образом, можно сказать, что комплектование является одним из важнейших видов деятельности музея. Проблемой комплектования занималось значительное количество отечественных авторов. Но, не смотря на широкий круг теоретической литературы, принципиальных отличий между авторскими точками зрения не обнаруживается. Все авторы сходятся в том, что комплектование - одно из главных направлений деятельности музея, результат которого даёт возможность создать объективную картину окружающей обстановки на определённом этапе развития общества и окружающего мира. Также, основной мыслью проанализированной литературы было то, что направления и виды комплектования фондов музеев могут быть разными. Важно, чтобы предметы музейного значения, выделенные сотрудниками музеев для пополнения фондов, реально отражали действительность своего времен. Сотрудники музея выбирают направление и виды комплектования, ориентируясь на научную концепцию музея.

Учет музейных фондов

 

Нет единства и в определении учёта музейных фондов. Правда, и Э.А. Шулепова, и Т.Ю. Юренева относят учёт музейных предметов к фондовой работе. Но Э.А. Шулепова считает целью учёта обеспечение юридической охраны музейных собраний и их определение и регистрация. Т.Ю. Юренева тоже отмечает в качестве цели учета юридическую охрану, но второй целью она видит охрану прав музея на данные, полученные в результате изучения музейных предметов и коллекций.

В процессе учета музейных фондов составляется учетная документация. Такое определение дают и Э.А. Шулепова, и Т.Ю. Юренева. Так же они сходятся в выделении этапов, которые отражают степень изученности музейных предметов: первичная регистрация поступивших в музей предметов и инвентаризация, то есть научная регистрация музейных предметов.

Юридическое оформление принадлежности предметов музею и прав музея на эти предметы начинается с акта приема предметов на постоянное хранение. Этот документ подписывается главным хранителем, лицом, хранившим предметы до решения фондово-закупочной комиссии, и лицом, принявшим их на материальное хранение. Утверждается директором музея. Это отмечает и Э.А. Шулепова, и Т.Ю. Юренева. Но, Т.Ю. Юренева дополняет, что акт должен быть составлен в 3 экземплярах. А Э.А. Шулепова говорит, что составляется акт по результатам фондово-закупочной комиссии.

Прежде чем поступить в соответствующее фондовое подразделение, предметы проходят первичную регистрацию, которая окончательно закрепляет их принадлежность данному музею. Они вносятся в книгу поступлений музейных предметов (основного фонда). Этот документ выделяют и Э.А. Шулепова и Т.Ю. Юренева, и М.Е. Каулен.

М.Е. Каулен говорит, что в книге поступления фиксируется инвентарный номер предмета. Э.А. Шулепова дополняет, что запись музейных предметов в книге поступлений производится попредметно или групповой записью. Книга поступления музейных предметов состоит из 12 граф. По правилам действующей инструкции книга поступлений до заполнения оформляется соответствующим образом: листы пронумеровываются, прошнуровываются, книга подписывается и опечатывается печатью вышестоящей инстанции.

Т.Ю. Юренева, добавляет, что все записи делаются четко, разборчиво, без подчисток, а их исправление допускается лишь в крайних случаях, при этом старые и новые записи должны четко читаться. Незначительные исправления заверяются специальной записью в примечаниях книги за подписями директора и главного хранителя, заведующего отделом учета, хранителя предмета. Подписи скрепляются печатью музея. Целью книги поступления основного фонда Т.Ю. Юренева считает возможность зарегистрировать предмет под определённым номером и дать краткое его описание, исключающее подмену предмета, а в случае утери или кражи облегчающее его розыск.

На стадии первичного учета создается система картотек. По Т.Ю. Юреневой и Э.А. Шулеповой составляющие ее карточки идентичны по содержанию записям в книге поступлений и расположены в порядке ее номеров. На временные поступления также составляется картотека, систематизированная по источникам поступлений.

Т.Ю. Юренева и Э.А. Шулепова отмечают, что после регистрации в книгах поступлений предметы передаются в фондовые подразделения хранителям по актам на материально-ответственное хранение.

При этом музейные предметы, в отличие от научно-вспомогательных материалов, проходят второй этап учета - инвентаризацию, которая представляет собой основную форму изучения, описания и научного определения предметов основного фонда. Осуществляется она при помощи книг научной инвентаризации - научных инвентарей. Каждый предмет, записанный в научном инвентаре, получает свой номер, который проставляется на нем и в книге поступлений. Таким образом, музейный предмет обретает два номера: по книге поступлений и по научному инвентарю. Они оформляются, так же как и книги поступлений.

Но и Т.Ю. Юренева, и Э.А. Шулепова выделяют отличие книг поступления основного фонда от книг научной инвентаризации. Они заключаются в том, что книги научной инвентаризации заполняются по типам источников, а внутри них - по видам материалов и только попредметно.

Едины Т.Ю. Юренева и Э.А. Шулепова в выделении инвентарных карточек. Их заполнение предшествует записи в научный инвентарь.

Таким образом, проанализировав работы данных авторов, можно сделать вывод, что они относят учёт музейных фондов к фондовой работе. Не расходятся они в выделении учётной документации: акт, книга основного фонда, инвентарная книга, карточки. Но Т.Ю. Юренева даёт более подробное описание книги основного фонда Она добавляет, что все записи делаются четко, разборчиво, без подчисток, а их исправление допускается лишь в крайних случаях, при этом старые и новые записи должны четко читаться.

1.3 Хранение музейных фондов

 

Согласно определению Л. М. Шляхтиной, хранением музейных фондов называется направление фондовой работы, которое осуществляется на основе режима и системы хранения. Его цель - обеспечение физической сохранности фондов и доступности входящих в них предметов для использования.

По словам Т. Ю. Юреневой, хранение музейных фондов осуществляется в фондохранилище, в экспозиции, во время всякого рода перемещений предмета. Л. М. Шляхтина замечает, что существуют общегосударственные нормативные документы, содержащие принципиальные положения об организации хранения фондов, и соблюдение их обязательно для всех музеев страны. При этом фонды каждого музея имеют свою специфику.

Авторы книги «Музейное дело России» объясняют, что режим хранения призван максимально ослабить воздействие на предметы неблагоприятных факторов. Система хранения фондов призвана решить задачи правильного и рационального размещения музейных предметов в фондохранилищах и на музейном оборудовании при обеспечении всех необходимых условий хранения.

Различные музейные предметы требуют неодинаковых условий хранения. Авторы книги «Музейное дело России», относительно универсальными показателями температурно-влажностного режима считают температуру 18 + 1 С и-влажность -5.5 + 5 С. Л. М. Шляхтина говорит, что температуру и влажность необходимо зафиксировать на уровне, который максимально задерживает их естественное старение. Воздействие температуры и влажности на предмет взаимозависимы. Колебание температуры приводит к колебанию влажности. Для правильной организации температурно-влажностного режима важно определить материал, из которого сделан предмет, и исследовать его устройство. Кондиционирование воздуха - это наиболее надёжный способ для обеспечения температурно-влажностного режима. Он может поддерживаться и при помощи отопительной системы, проветриваний, увлажнителей, осушителей. Проветривание проводится с учётом погодных условий, при этом важно, чтобы поступающий воздух не попадал непосредственно на музейные предметы. Контроль температурно-влажностного режима осуществляется с помощью психрометров, гигрометров, термометров или самопишущих приборов - гигрографов и термографов.

Л. М. Шляхтина говорит, что на процесс старения музейных предметов влияние оказывают также имеющиеся в воздухе примеси (газовые засорители, такие как аммиак, хлор, сернистый газ; находящиеся во взвешенном состоянии органическая и минеральная пыль, сажа). Способами защиты предметов от действия загрязнителей воздуха являются герметизация помещений и применение фильтровальных устройств, значительную роль играют оборудование и индивидуальная упаковка предметов.

Согласно монографии «Музейное дело России», все светочувствительные материалы следует хранить в защищённом от света фондовом оборудовании. Световой режим, говорит Л. М. Шляхтина, устанавливается в зависимости от того, из какого материала сделан предмет. По светостойкости предметы можно разделить на три группы: обладающие высокой светостойкостью (предметы из металлов, гипса, керамики); средней светостойкостью (предметы из кости, кожи, дерева, масляная и темперная живопись); низкой светостойкостью (фотографии, акварель, пастель, бумага, ткани).

Она же рассказывает, что предметы могут разрушаться биологическими вредителями: плесневыми грибами, насекомыми, грызунами. В работе «Музейное дело России» объясняется, что для борьбы с этими вредителями основным оружием являются поддержание чистоты помещений, защитные сетки на окнах и форточках, влажная уборка, обеспыливание, регулярное проветривание, обработка инсектицидами, наличие в музеях изоляторов и дезинсекционных камер для размещения и лечения заражённых предметов.

В работе Л. М, Шляхтиной говорится о защите музейных предметов от механических повреждений. Здесь важна правильная система хранения и соблюдение правил работы с музейными предметами. Кроме того, автор также замечает, что одной из важнейших задач хранения фондов является создание условий, препятствующих возникновению ситуаций, ведущих к повреждению музейных собраний. Важен и вопрос об их спасении в том случае, если экстремальную ситуацию предотвратить не удалось. Сотрудники музея должны знать, какие музейные предметы и коллекции нужно спасать прежде всего.

От режима охраны, направленного на предотвращение хищений, в значительной степени зависит сохранность музейных собраний. Он заключается в наличии специальных служб охраны и материально-ответственного хранения, в техническом оснащении музейного здания и музейного оборудования и предусматривает также ограничение доступа посетителей в неэкспозиционные помещения музея.

Авторы монографии «Музейное дело России» обращают внимание, что важную роль в деле обеспечения сохранности музейных предметов играют их консервация и реставрация. Консервацией называется сохранение предметов путём создания такого режима хранения, который тормозил бы процессы их естественного старения, а также пресечение с помощью химических и физических средств разрушительных процессов с последующим укреплением предметов. А реставрация - это восстановление облика предмета посредством устранения искажений и неисправностей, произошедших в результате его естественного старения, избавление от повреждений или преднамеренных изменений предмета. [7, с. 300]. Об этом же говорит Л. М. Шляхтина, указывая на то, что работа по консервации и реставрации очень ответственна [22].

Т. Ю. Юренева рассказывает о системе хранения фондов. Для хранения предметов в музее оборудуется специальное помещение - фондохранилище (запасник). Существует раздельная система хранения, при которой в одном изолированном помещении находятся предметы из одного или нескольких материалов, близких по нормативам хранения, и комплексная система хранения, при которой в одном помещении сосредотачиваются предметы из разных материалов, а режим хранения основывается на усредненных показателях. Внутри обеих систем предметы обычно размещаются в со­ответствии со структурным делением фондов, то есть по типам источников.

Оборудование фондохранилища можно изготовлять только из тех ма­териалов, которые не оказывают вредного воздействия на музейные предметы. Оно должно быть удобным для их размещения, предохранять от механических повреждений, пыли и не конденсировать влагу [24].

Используются различные способы хранения предметов в фондохранилищах. Например, драгоценные металлы хранятся вместе с драгоценными камнями, нумизматика и оружие, требующие особых условий хранения - в сейфах или изолированных, специально оборудованных помещениях. Прочие предметы из металла группируются по материалу и по назначению.

Хранение предметов в экспозиционных залах музеев имеет свои особенности. Предметы из различных материалов нередко оказываются в одной витрине, и это влечет за собой сложности в создании для них микроклимата и светового режима. Кроме того, возрастает риск получить повреждения вследствие усредненного режима хранения.

Материалы, из которых изготавливается экспозиционное оборудование, должны быть химически стабильными, то есть они или не должны разлагаться или, в случае разложения, не должны образовывать веществ, причиняющих вред предметам. Осторожно следует подходить и к выбору тканей, которыми обивается или выстилается внутренняя поверхность витрины.

Актуальна проблема расширения доступа к сохраняемым культурным ценностям, поэтому в некоторых музеях используется открытое хранение фондов. Авторы книги «Музейное дело России» отмечают, что решение этой проблемы тесно связано с обеспечением музеев таким универсальным фондовым оборудованием, которое позволяло бы одновременно безопасно хранить предмет и демонстрировать его посетителям [7].

Таким образом, все специалисты, сходятся в том, что хранение музейных фондов важное направление фондовой работы. Они сходятся и в выделении причин, которые влияют на сохранность предмета: температура, влажность, биологические вредители, примеси в воздухе, свет, механических повреждений. Авторы книги «Музейное дело России» говоря, что важную роль в деле обеспечения сохранности музейных предметов играют их консервация и реставрация.

В данной главе были рассмотрены теоретические основы научно-фондовой деятельности, и выявлено, что комплектование, учёт и хранение фондов являются важными направлениями музейной работы.

Можно сделать вывод, что научно-фондовой деятельностью занималось значительное количество отечественных авторов. Но, не смотря на широкий круг теоретической литературы, принципиальных отличий между авторскими точками зрения не обнаружено.



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.