Сущность бухгалтерского учёта и его роль в системе управления деятельностью организации (предприятия)
Ф 27-026
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гродненский государственный университет
Имени Янки Купалы»
| УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
______________ Ю.Э. Белых
«____»__________20 год
Регистрационный № ПГЭ - __/__
|
ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ,
НАПРАВЛЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ, СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
специальность 1-25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)
направление специальности 1-25 01 08-03 Бухгалтерский учет, анализ и аудит (в коммерческих и некоммерческих организациях)
специализация 1-25 01 08-03 03 Бухгалтерский учет, анализ и аудит в промышленности
2015 г.
Программа разработана кафедрой
бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности
Зав. кафедрой _________ Сильванович В.И.
Рецензенты:
___________ Л.Н. Кривенкова-Леванова, доцент кафедры финансов и анализа в АПК
УО «Гродненский государственный аграрный университет», кандидат
экономических наук, доцент
______________ Е.И. Платоненко, зав. кафедрой экономической теории и коммерческой
деятельности ГрГУ им. Янки Купалы, кандидат экономических наук, доцент
Рассмотрена и рекомендована к утверждению методической комиссией по специальностям факультета экономики и управления
Протокол № 9 от 12 октября 2015 г.
Рекомендована к утверждению Советом факультета экономики и управления
Протокол №_9 от 21 октября 2015 г.
Рекомендована к утверждению Советом университета
Протокол № ____ от ____________ 2015 г.
Пояснительная записка
Цели и задачи государственного экзамена
Итоговая аттестация выпускника включает государственный экзамен по специальности, направлению специальности, специализации, защиту дипломной работы, позволяющие определить теоретическую и практическую готовность выпускника к выполнению социально-профессиональных задач.
Целью проведения государственного экзамена является определение уровня подготовки выпускника, претендующего на получение квалификации «экономист» и соответствия его подготовки требованиям Образовательного стандарта Республики Беларусь по специальности 1-25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудит высшего образования первой ступени.
Государственный экзамен по специальности 1-25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудит направлению специальности1-25 01 08-03 Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих и некоммерческих организациях специализации 1-25 01 08-03 03 Бухгалтерский учет, анализ и аудит в промышленности является междисциплинарным. На экзамен выносятся вопросы из следующих дисциплин: теория бухгалтерского учета, бухгалтерский учет и отчетность в промышленности, теория анализа хозяйственной деятельности, анализ хозяйственной деятельности в промышленности, ревизия и аудит в промышленности.
Государственный экзамен по специальности 1-25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудит направлению специальности1-25 01 08-03 Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих и некоммерческих организациях специализации 1-25 01 08-03 03 Бухгалтерский учет, анализ и аудит в промышленности проводится в устной форме с использованием экзаменационных билетов. В каждый экзаменационный билет включены два теоретических вопроса и практическое задание.
Ответ студента должен отражать понимание основных хозяйственных процессов, протекающих в организации (на предприятии), учетно-аналитической и контрольной деятельности.
Сдача студентом государственного экзамена по специальности, направлению специальности, специализации осуществляется в ходе заседания Государственной экзаменационной комиссии. Итоговая оценка ответа аттестуемого определяется коллегиально членами комиссии путем их голосования.
Основная задача государственного экзамена по специальности, направлению специальности, специализации – выявление у студентов знаний в области бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности, ревизии и аудита, а также практических навыков решения задач по учету хозяйственных операций.
1.2. Требования к компетентности выпускника (согласно образовательному стандарту специальности):
1.2.1. Общие требования к уровню подготовки
Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации для осуществления социально-профессиональной деятельности.
Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей жизнедеятельности.
Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским, русским), одним из иностранных языков, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию.
Требования к академическим компетенциям
Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:
- владеть и применять на практике базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач в области бухгалтерского учета, экономического анализа, контроля и аудита;
- владеть системным и сравнительным анализом законодательных норм, регулирующих сферу бухгалтерского учета, экономического анализа, контроля и аудита;
- владеть исследовательскими навыками решения проблем в области организации и методики бухгалтерского учета, анализа и аудита;
- уметь работать самостоятельно с нормативными и законодательными документами в области бухгалтерского учета, анализа и аудита;
- владеть междисциплинарным комплексным подходом при решении проблем, связанных с осуществлением функций бухгалтера-аналитика, аудитора (ревизора), эксперта-консультанта, и т.д;
- иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером с использованием профессиональных пакетов прикладных программ;
- иметь лингвистические навыки для осуществления деловой переписки, обращения в вышестоящие органы, ответов на устные и письменные запросы, подготовки необходимых справок, отчетов и т. д.;
- уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей профессиональной деятельности.
Требования к социально-личностным компетенциям
- обладать качествами гражданственности, высоким чувством патриотизма и любви к Родине;
- быть способным к социальному взаимодействию;
- обладать способностью к межличностным коммуникациям;
- владеть навыками здоровьесбережения;
- быть способным к критике и самокритике (критическое мышление);
- уметь работать в команде и глубоко осознавать общегражданские цели своей профессиональной деятельности;
- знать идеологические, моральные, нравственные ценности государства и уметь следовать им.
Требования к профессиональным компетенциям
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным:
организационно-управленческая деятельность:
- работать с юридической литературой, гражданским и трудовым законодательством;
- организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей;
- планировать фонд заработной платы;
- контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину;
- составлять документацию (графики работ, инструкции, планы, заявки, деловые письма и т.п.), а также отчетную документацию по установленным формам;
- взаимодействовать со специалистами смежных профилей;
- анализировать и оценивать собранные данные;
- разрабатывать, представлять и согласовывать представляемые материалы;
- вести переговоры, разрабатывать контракты с другими заинтересованными участниками;
- готовить доклады, материалы к презентациям;
- пользоваться глобальными информационными ресурсами;
- владеть современными средствами телекоммуникаций;
учетно-аналитическая деятельность:
- владеть теоретическими основами организации бухгалтерского учета;
- знать и применять законодательные и нормативные акты по вопросам учета, отчетности, анализа и контроля;
- знать правила документирования фактов хозяйственной деятельности;
- владеть правилами заполнения и обработки бухгалтерских документов;
- владеть теоретическими основами анализа хозяйственной деятельности, его методами, приемами и методиками;
- знать принципы и методы организации бухгалтерского учета, анализа и аудита;
- уметь систематизировать учетно-аналитические и статистические материалы, характеризующие количественные и качественные показатели деятельности предприятия (организации) и его подразделений;
- изучать результаты работы предприятия и его структурных подразделений и сопоставлять их с показателями других предприятий;
- уметь выявлять внутрихозяйственные резервы и разрабатывать мероприятия по их использованию;
- уметь проводить оперативный экономический анализ хода выполнения плановых заданий и мероприятий по использованию резервов повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности;
- уметь разрабатывать предложения по внесению соответствующих корректировок в планы организации и отдельных подразделений в случае изменения производственно-хозяйственной ситуации и законодательства;
- изучать и распространять передовой опыт учетно-аналитической деятельности структурных подразделений предприятия;
- владеть теоретическими основами и практическими навыками компьютерной обработки учетно-аналитической информации;
контрольно-ревизионная, аудиторская деятельность:
- знать и уметь применять методику организации и порядок проведения судебно-бухгалтерской экспертизы;
- владеть методикой организации и проведения контрольно-ревизионной работы финансово-хозяйственной деятельности;
- знать и владеть методами и приемами комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности и потенциального банкротства;
- владеть методическими приемами и способами документального контроля и правилами реализации его результатов;
- знать правила и владеть методами составления и утверждения бухгалтерской отчетности;
- владеть методами обеспечения сохранности данных в условиях компьютерной обработки информации;
производственно-хозяйственная деятельность:
- знать основные стадии производственно-хозяйственной деятельности организации (предприятия), включая: исследования и разработки, производство, маркетинг, формирование и использование ресурсов, продвижение товара;
- знать основные принципы составления оперативных графиков выпуска продукции и методы контроля за их выполнением;
- принимать участие в разработке нормативов для оперативно-календарного планирования;
- осуществлять документальный оперативный контроль за ходом производства, за обеспеченностью производства инструментом, материалами, за выполнением работ по внутрипроизводственной кооперации;
- анализировать использование производственной мощности, выявлять узкие места, обосновывать предложения по их устранению;
- принимать участие в проведении анализа деятельности организации и ее структурных подразделений по основным экономическим показателям;
научно-исследовательская деятельность:
- разрабатывать рабочие планы и программы проведения научных исследований в области теории, методологии, методики и организации бухгалтерского учета, экономического анализа, ревизии и аудита;
- разрабатывать учетно-аналитический инструментарий проводимых исследований, анализировать их результаты; готовить данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;
- собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию по теме исследования, выбирать оптимальные методы и средства решения научно-исследовательских задач;
- проводить самостоятельные научные исследования, связанные с проблемами бухгалтерского учета, анализа и аудита в Республики Беларусь;
инновационная деятельность:
- осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития отрасли, инновационным технологиям, проектам и решениям;
- определять цели инноваций и способы их достижения;
- работать с научной, технической и патентной литературой;
- разрабатывать бизнес-планы создания новых технологий;
- оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых технологий;
- применять методы анализа и организации внедрения инноваций.
Выпускник должен:
- знать:
теоретические основы, методики, приемы и методы бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности, ревизии и аудита;
законодательные и нормативные акты по вопросам учета, отчетности, анализа и контроля;
- уметь:
систематизировать учетно-аналитические и статистические материалы, характеризующие количественные и качественные показатели деятельности предприятия (организации) и его подразделений;
анализировать результаты работы предприятия и его структурных подразделений и сопоставлять их с показателями других предприятий;
выявлять внутрихозяйственные резервы и разрабатывать мероприятия по их использованию;
проводить оперативный экономический анализ хода выполнения плановых заданий и мероприятий по использованию резервов повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности;
разрабатывать предложения по внесению соответствующих корректировок в планы организации и отдельных подразделений в случае изменения производственно-хозяйственной ситуации и законодательства;
обеспечивать сохранность данных в условиях автоматизированной обработки учетно-аналитической информации;
- владеть навыками:
документирования фактов хозяйственной деятельности;
заполнения и обработки бухгалтерских документов;
компьютерной обработки учетно-аналитической информации;
организации и проведения контрольно-ревизионной работы финансово-хозяйственной деятельности;
применения методических приемов и способов документального контроля и реализации его результатов;
составления и утверждения бухгалтерской отчетности.
2. СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
2.1. Теоретическая часть
Раздел 2.1.1. Теория бухгалтерского учета
Сущность бухгалтерского учёта и его роль в системе управления деятельностью организации (предприятия)
Сущность бухгалтерского учета и его основные задачи. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету. Принципы организации бухгалтерского учета. Место и роль бухгалтерского учета в хозяйственном управлении. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь. Информационные подсистемы бухгалтерского учета (финансовый, управленческий и налоговый учет). Основные направления совершенствования учета. Необходимость реформирования бухгалтерского учета.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|