Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 5. Федеральное собрание 4 глава





Закрепление неприкосновенности депутата - распространенное явление в мировой практике. В то же время государства устанавливают различную степень парламентского иммунитета. В одних странах (например, в Германии, Италии), так же как и в России, депутатский иммунитет действует в течение всего срока полномочий парламентария. Другие страны (Япония, Франция) распространяют иммунитет только на период парламентской сессии, третьи - ограничивают неприкосновенность периодом сессии, а также определенным периодом до ее начала и завершения (в Великобритании - 40 дней, в США - время следования на сессию и обратно). Иммунитет может не действовать в случае совершения преступления (Франция) или даже нарушения общественного порядка (США).

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет общий порядок лишения парламентария неприкосновенности, устанавливая, что данный вопрос решается соответствующей палатой парламента по представлению Генерального прокурора. Следует учитывать, что УПК устанавливает специальный порядок принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении парламентария либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Согласно ст. 448 УПК такое решение принимается Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы признаков преступления и с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы. Если соответствующая палата Федерального Собрания установит, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным парламентарием мнением или выраженной им позицией при голосовании в Совете Федерации или Государственной Думе или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, то в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности отказывается. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.





Регламенты палат Федерального Собрания конкретизируют названные процедуры в отношении парламентариев, в частности, определяя, что представления Генерального прокурора о даче согласия на личный досмотр, задержание, арест и допрос парламентария, проведение в отношении него обыска, а также на привлечение к административной или уголовной ответственности в связи с направлением уголовного дела или дела об административном правонарушении в суд предварительно рассматриваются соответствующими комитетами (в Совете Федерации - Комиссией по Регламенту и организации парламентской деятельности и Комитетом по правовым и судебным вопросам; в Государственной Думе - Комиссией по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики). При решении вопроса о лишении парламентария неприкосновенности в заседании палаты парламента предусмотрено участие Генерального прокурора.

Решение Совета Федерации или Государственной Думы о лишении парламентария неприкосновенности, о согласии на личный досмотр, задержание, арест и допрос парламентария, проведение в отношении него обыска, привлечение к административной или уголовной ответственности, а также на возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, принимается большинством от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. После возбуждения уголовного дела либо привлечения лица в качестве обвиняемого следственные и иные процессуальные действия в отношении такого лица производятся в общем порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.



Судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы. Конституционный Суд при этом уточнил, что предусмотренные гарантии неприкосновенности парламентариев (наличие судебного решения и согласия соответствующей палаты) должны обеспечиваться при решении вопроса об избрании в отношении них любых мер пресечения и производства отдельных следственных действий. Так, в Постановлении от 29.06.2004 N 13-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"*(1007) Суд указал, что отсутствие в статье УПК, регламентирующей порядок применения в качестве меры пресечения в отношении отдельных категорий лиц заключения под стражу, прямого указания на согласие соответствующей палаты Федерального Собрания как на обязательное условие применения в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы домашнего ареста не может расцениваться как обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии необходимости получения такого согласия в случае применения к этим лицам данной меры пресечения.

 

Статья 99

1. Часть 1 комментируемой статьи формулирует важнейшую характеристику функционирования Федерального Собрания - постоянство его деятельности. Это означает, что на протяжении всего периода работы палаты вправе собираться и принимать решения по вопросам своей компетенции. Постоянство деятельности в равной степени распространяется на обе палаты парламента.

Конституционный Суд, рассматривая вопрос о толковании п. "б" ст. 84, ч. 1, 2 и 4 ст. 99 и ч. 1 ст. 109 Конституции, в Постановлении от 11.11.1999 N 15-П*(1008) разъяснил, что постоянство деятельности парламента гарантируется строгой регламентацией периода формирования Государственной Думы (в том числе в случае досрочного прекращения ее полномочий), отсутствием (за исключением случаев роспуска) перерыва между сроками полномочий Государственной Думы прежнего и нового созыва (уходящей и новой легислатуры), обновлением состава Совета Федерации в порядке ротации его членов, а также невозможностью роспуска Совета Федерации.

Регламенты палат устанавливают сессионный характер работы палат. Регламентами палат Федерального Собрания предусматривается проведение двух сессии: весенней и осенней. Регламент Государственной Думы, в отличие от Регламента Совета Федерации, не устанавливает конкретных дат начала и окончания сессии Государственной Думы. Их определение зависит от насыщенности распорядка работы палаты. Как правило, работа Думы строится в соответствии с распорядком работы депутатов на соответствующую сессию, утверждаемым постановлением Думы, принимаемым на одном из последних заседаний текущей сессии палаты.

Сессия является наиболее распространенной формой работы парламентов и за рубежом. Как правило, предусматривается проведение двух сессий (Болгария, Греция, Италия и др.), однако в некоторых странах парламентская работа осуществляется в течение одной сессии (Австрия).

В сессию проводятся все основные парламентские мероприятия, реализуются различные формы работы парламентариев, основной из которых является заседание. В соответствии с регламентными нормами заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц, в один день или в течение нескольких дней подряд. Регламент Совета Федерации предусматривает возможность проведения внеочередных заседаний палаты. Заседания Государственной Думы проводятся дважды в неделю: по средам и пятницам, однако предусматривается возможность созыва внеочередного заседания палаты.

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Этот срок необходим для окончательного подведения итогов выборов. Однако Конституция предусматривает, что Президент может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока, но не указывается, в каких случаях это возможно. Очевидно, данный вопрос оставлен на усмотрение Президента и связан с необходимостью незамедлительного решения наиболее важных вопросов, входящих в компетенцию Государственной Думы. На практике Президент лишь единожды использовал названное конституционное правомочие - для досрочного созыва Государственной Думы V созыва*(1009).

Зарубежная практика достаточно разнообразно подходит к определению момента начала деятельности вновь избранного парламента (палат парламента). В ряде стран положения конституции предусматривают проведение первого заседания парламента (палат парламента) в установленный промежуток времени от момента избрания (двухмесячный срок - Узбекистан; 30 дней - Греция; 20 дней - Италия, Хорватия; 15 дней - Литва). Некоторые конституции устанавливают точную дату от момента выборов - третий день после окончательного подведения итогов выборов (Португалия). В других странах дата первого заседания определяется в виде календарного дня (например, первый рабочий день октября в Норвегии, первый вторник ноября в Латвии ).

В соответствии с Регламентом Государственной Думы организация проведения первого заседания Думы нового созыва возлагается на временно создаваемую депутатскую рабочую группу, формируемую Председателем из числа избранных на новый срок депутатов пропорционально количеству депутатских мандатов, полученных каждым федеральным списком. Необходимость оперативного решения вопросов, связанных с организацией проведения первого заседания Думы, обуславливает установление Регламентом жестких временных границ для формирования временной рабочей группы, которая должна приступить к своей работе не позднее чем за две недели до начала работы палаты, а в случае досрочного созыва Президентом - на следующий день после принятия такого решения.

Первое заседание Госдумы носит организационный характер. На нем оглашаются фамилии избранных депутатов Государственной Думы в соответствии со списком депутатов, переданным ЦИК РФ; решаются иные вопросы организационного характера - в первую очередь формируются временные органы палаты, обеспечивающие работу ее первых заседаний, а также проводятся выборы Председателя Государственной Думы, его заместителей.

В отличие от Государственной Думы законодательство не регламентирует начало работы Совета Федерации. Это связано со спецификой формирования состава Совета Федерации, который обновляется постоянно по мере обновления тех органов государственной власти субъектов РФ, решением которых член Совета Федерации избирается (назначается). Согласно ч. 8 раздела второго Конституции Совет Федерации первого созыва собирается на свое первое заседание на 30-й день после избрания. Первое заседание Совета Федерации открывает Президент.

3. В соответствии с ч. 3 ст. 99 Конституции первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы и его заместителей, которые, как правило, избираются на первом заседании, заседания Государственной Думы могут вести поочередно представители депутатских фракций.

Распространенной является практика, когда председательствование на первом заседании парламента поручается старейшему депутату (Болгария, Литва) либо предыдущему председателю парламента (Латвия). В ряде стран эта почетная миссия возлагается на лиц, не являющихся членами парламента (например, в Норвегии первое заседание Стортинга открывает король).

4. Часть 4 комментируемой статьи регламентирует момент прекращения полномочий Государственной Думы прежнего созыва. С момента начала работы вновь избранного состава Государственной Думы, т.е. с момента открытия ее первого заседания, Государственная Дума предыдущего созыва утрачивает свои полномочия, она не вправе принимать какие-либо решения и лишается своего представительного характера.

Как пояснил Конституционный Суд в Постановлении от 11.11.1999 N 15-П, данный порядок распространяется лишь на случаи прекращения полномочий Государственной Думы в связи с истечением срока ее полномочий, в случае досрочного роспуска Государственной Думы его правовые последствия имеют иной характер.

Мандат народного представителя имеет определенный срок действия - он ограничен периодом, на который лицо избрано депутатом представительного органа. В пределах именно этого срока депутат представительного органа правомочен представлять интересы своих избирателей, осуществлять публичные функции представительства и наделяться определенными гарантиями со стороны государства. Любое необоснованное продление сроков действия мандата влечет нарушение охраняемого Конституцией права граждан участвовать в делах государства посредством избрания своих представителей в органах государственной власти.

 

Статья 100

1. Часть 1 ст. 100 Конституции устанавливает один из основных принципов работы палат парламента - раздельность его заседаний. Раздельность заседаний обуславливает и раздельность принятия ими решений. Наличие данного принципа исходит из различий в предназначении и компетенции палат. Как разъяснил Конституционный Суд в Постановлении от 12.04.1995 N 2-П*(1010), двухпалатность российского парламента, обусловленная федеративным устройством государства, самостоятельность палат во взаимоотношениях между собой обеспечивают систему взвешенного и обоснованного принятия решений Федеральным Собранием.

Раздельная работа палат двухпалатных парламентов, способствующая наиболее плодотворной деятельности палат в рамках их компетенции, является общепринятой в мировой практике. В ряде случаев конституции впрямую устанавливают названный принцип (Норвегия, Швейцария), в иных - исчерпывающим образом перечисляются основания для проведения совместных заседаний палат, тем самым презюмируется обособленность их деятельности (Бразилия).

2. Часть 2 комментируемой статьи формулирует другой важнейший принцип функционирования российского парламента - открытость - необходимый атрибут деятельности органов государственной власти в демократическом обществе. Заседания палат Федерального Собрания являются открытыми, освещаются СМИ, стенограммы заседаний публикуются в специальных печатных изданиях. Федеральным законом от 13.01.1995 N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" (в ред. от 16.10.2006) предусматривается обязательное ведение пресс-службами палат парламента аудио- и видеозаписей всех заседаний Совета Федерации и Государственной Думы. Режим хранения таких записей является бессрочным. На федеральные СМИ Законом возлагается обязанность трансляции открытия первых заседаний Совета Федерации и Государственной Думы.

Открытость является базовым принципом осуществления и иных форм деятельности парламента: заседаний комитетов, комиссий, депутатских объединений Государственной Думы, парламентских слушаний и т.п. Вместе с тем Конституция предусматривает возможность проведения закрытых заседаний в соответствии с регламентами палат.

Аналогичная практика сложилась и за рубежом: определяя публичность как основополагающий принцип деятельности парламента, конституции устанавливают возможность проведения закрытых заседаний. В ряде стран конституции регламентируют процедурные вопросы принятия решения о проведении таких заседаний (Япония, ФРГ, Украина и др.).

На заседания палат Федерального Собрания по их решению могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления всех необходимых сведений по рассматриваемым палатами вопросам. Присутствие представителей СМИ на заседаниях требует их аккредитации.

В отношении ряда должностных лиц регламенты предусматривают возможность их свободного присутствия на любых заседаниях палат (Президент, его полномочные представители в соответствующих палатах, парламентарии другой палаты, Председатель и члены Правительства, судьи высших судебных органов и др.). На открытых заседаниях при рассмотрении законопроектов, проходивших экспертизу Общественной палаты, вправе также присутствовать члены Общественной палаты.

При проведении закрытых заседаний запрещается использование фото-, кино- и видеотехники, средств телефонной связи и радиосвязи, а также средств звукозаписи и обработки информации. Ограничено и число лиц, допущенных к присутствию на заседании. Представители СМИ на закрытые заседания не допускаются. Регламентами палат Федерального Собрания предусматривается перечень лиц, имеющих право инициировать закрытое заседание. В их числе: Президент, Председатель Правительства, председатели палат, комитеты палат и др. Сведения, обсуждаемые на закрытом заседании, относимые к государственной и иной охраняемой законом тайне, не подлежат разглашению и распространению. Решение о проведении закрытого заседания Совета Федерации принимается большинством голосов от числа членов, принявших участие в голосовании, но не менее чем 1/4 голосов от общего числа членов палаты. В Государственной Думе такое решение принимается большинством голосов от числа принявших участие в голосовании.

Регламенты палат не устанавливают перечня вопросов, обсуждение которых допускается только на закрытых заседаниях. Как правило, закрытые обсуждения связываются с необходимостью обеспечения неразглашения сведений, составляющих государственную тайну. Регламент Совета Федерации устанавливает, что обсуждение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ проводится на закрытом заседании Совета Федерации, если палатой не будет принято иное решение. Государственная Дума вправе в закрытом режиме рассматривать предложение о выдвижении обвинения против Президента и заключение специальной комиссии по данному вопросу. Однако по решению палаты обсуждение этого вопроса может транслироваться СМИ.

3. Часть 3 ст. 100 содержит перечень вопросов, по которым предусматривается возможность проведения совместных заседаний обеих палат парламента.

В зарубежной практике совместные заседания палат проводятся в случаях, установленных конституциями, и могут как носить церемониальный характер, например для принесения присяги главой государства (Италия, Испания, Бразилия), так и касаться решения важнейших политических вопросов (в частности, объявление войны, ратификация международных договоров, носящих политический или военный характер, - Испания; избрание президента - Италия; преодоление вето - Казахстан, Индия, Бразилия; разрешение споров о компетенции между верховными союзными властями - Швейцария). Перечень таких вопросов в конституции, как правило, носит исчерпывающий характер. Процедура проведения совместных заседаний регулируется регламентом совместного заседания, принимаемым палатами, либо регламентом одной из палат.

Российская Конституция в числе оснований для проведения совместных заседаний палат предусматривает: заслушивание посланий Президента, заслушивание посланий Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств. Совместные заседания палат не предусматривают обсуждения и принятия каких-либо решений. Совместные заседания палат Федерального Собрания созываются распоряжением Президента*(1011), однако порядок их проведения не регламентируется. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы также собираются совместно при вступлении в должность Президента, когда он в торжественной обстановке приносит присягу, при этом также присутствуют судьи Конституционного Суда и иные приглашенные лица.

 

Статья 101

1. Комментируемая статья посвящена организационным вопросам деятельности палат парламента, в том числе определению их структурных элементов (должностных лиц, органов и др.). В отличие от прежних высших представительных органов РФ - Верховных Советов, Федеральное Собрание не имеет общих для Совета Федерации и Государственной Думы структурных подразделений, в первую очередь - руководящих органов. Это обусловливается разделением компетенции между палатами, их самостоятельностью в принятии решений по подведомственным им вопросам и соответствует мировым традициям парламентаризма.

Часть 1 ст. 101 Конституции определяет порядок формирования руководящего состава каждой из палат - председателя и его заместителей. Устанавливается выборный порядок и требование членства соответствующей палаты. Непосредственно процедура избрания определяется регламентами палат парламента. В частности, Регламент Совета Федерации определяет, что кандидатуры на должность председателя палаты выдвигаются членами Совета Федерации. В Государственной Думе кандидатуры на должность Председателя Думы выдвигают фракции. Решение и в той, и в другой палате принимается в случае, если за одну из предложенных кандидатур проголосовало более половины членов палаты от общего их числа. Для председателя Государственной Думы устанавливается возможность совмещать руководство палатой с руководством фракцией.

Совет Федерации может избрать Председателя Совета Федерации, прекратившего свои полномочия, почетным Председателем Совета Федерации*(1012). Такое звание является пожизненным. Почетному Председателю Совета Федерации отводятся специальные места в зале заседаний Совета Федерации. Он имеет специальное удостоверение и нагрудный знак, наделяется правом принимать участие в работе палаты, ее комитетов и комиссий с правом совещательного голоса, а также участвовать в парламентских слушаниях и иных мероприятиях, проводимых в Совете Федерации.

Каждая из палат самостоятельно определяет число заместителей председателя палаты. Заместители председателей палат также избираются из состава палат. Регламент Совета Федерации устанавливает правило, согласно которому на должности председателя и его заместителей не могут быть одновременно избраны представители от одного субъекта РФ. Кандидатуры на должности заместителей предлагаются Председателем Совета Федерации. Председатель Совета Федерации и его заместители избираются на срок их полномочий в качестве члена Совета Федерации. В Госдуме кандидатов на должности заместителей Председателя Государственной Думы могут выдвигать фракции. Кандидаты на должности заместителей председателя палаты парламента избираются большинством голосов от общего числа членов соответствующей палаты.

Принцип выборности председателей парламентов (палат парламентов) является распространенным в зарубежной конституционной практике, хотя он может иметь свои особенности. Например, в Нидерландах председатель нижней палаты назначается монархом из числа трех предложенных палатой кандидатур. В ряде государств существует иной порядок замещения этой должности. Так, в Канаде спикер Сената назначается генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра. В Аргентине, США председателем верхней палаты парламента является вице-президент. В Великобритании Палату лордов возглавляет лорд-канцлер - представитель исполнительной власти.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет основные организационные обязанности председателей палат парламента и их заместителей, в числе которых председательствование на заседаниях и организация внутреннего распорядка палаты. Деятельность названных должностных лиц носит преимущественно организационный характер, хотя регламенты палат устанавливают достаточно широкий круг правомочий председателей палат. Помимо названных сугубо организационных (к числу которых также можно отнести созыв очередных и внеочередных заседаний палаты; формирование проекта повестки дня заседания; подписание постановлений палаты, координирование работы органов палаты и др.) они включают функции представительской направленности (представление палаты во взаимоотношениях с органами государственной власти разных уровней, органами местного самоуправления, общественными объединениями, парламентами иностранных государств, международными организациями, государственными и общественными деятелями иностранных государств; участие в согласительных процедурах и др.). Председатели палат принимают и кадровые решения (утверждение штатной численности аппарата соответствующей палаты и назначение его работников на должности и др.).

Заместители председателей палат Федерального Собрания замещают их в их отсутствие, по поручению председателей палат ведут заседания, координируют деятельность комитетов и комиссий, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с регламентом палаты и распределением обязанностей между заместителями.

Следует отметить, что председатели палат парламента и их заместители не являются единственными руководящими органами палат. В соответствии с регламентами палат российского парламента в них создаются коллегиальные органы - Совет палаты в Совете Федерации и Совет Государственной Думы. Создание данных органов, выполняющих в основном организационные функции, не предусмотрено Конституцией, однако их функционирование стало неотъемлемым элементом российской парламентской практики. Данные коллегиальные органы отличаются от тех, что были прежде в Верховном Совете. Советы палат не подменяют собой палаты в период между сессиями. На них возложены предварительная подготовка и рассмотрение организационных вопросов деятельности палат. В Совете Федерации в состав Совета палаты входят: Председатель Совета Федерации, заместители Председателя Совета Федерации, председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации. В состав Совета Государственной Думы с правом решающего голоса входят: Председатель Государственной Думы, первые заместители Председателя Государственной Думы и заместители Председателя Государственной Думы. В работе Совета Государственной Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса председатели комитетов или по их поручению представители комитетов Госдумы.

3. В числе органов палат Конституция называет комитеты и комиссии, которые являются традиционными структурными элементами законодательных органов. Работа в комитетах и комиссиях - важнейшая форма деятельности парламентариев. Разграничение на комитеты и комиссии условно, поскольку и те, и другие обладают равными правомочиями. Можно, пожалуй, отметить, что полномочия комитетов носят, как правило, отраслевой, а комиссий - межотраслевой и организационный характер. Основная направленность деятельности комитетов и комиссий - предварительная проработка вопросов, составляющих компетенцию каждой из палат. Именно на комитеты и комиссии возложена разработка законопроектов и поправок к ним, предварительное рассмотрение проектов федеральных законов и иных вопросов, относящихся к ведению палаты.

Комитеты и комиссии образуются из числа парламентариев соответствующей палаты. При этом комитеты являются постоянно действующими органами, в то время как комиссии могут быть и временными. Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы возлагают на каждого члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы (за исключением председателей обеих палат и заместителей Председателя Совета Федерации) обязанность состоять в одном из комитетов (одной из комиссий). В целях обеспечения эффективности деятельности комитетов и комиссий им предоставляется ряд правомочий, в том числе: направлять письменные обращения по вопросам своего ведения в Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, а также запрашивать материалы и документы, необходимые для их деятельности, у государственных органов, общественных объединений, должностных лиц.

Регламенты палат устанавливают количественные критерии для формирования комитетов и комиссий. Так, в Совете Федерации минимальная численность комитета составляет семь членов Совета Федерации, а минимальная численность комиссии - 15 членов палаты. Численный состав каждого комитета Государственной Думы не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.

Избрание членов Совета Федерации в тот или иной комитет обусловливается желанием самого парламентария, а также опытом его работы в той области общественных отношений, которая выступает предметом деятельности комитета, комиссии Совета Федерации. В Государственной Думе комитеты образуются, как правило, на основе принципа пропорционального представительства фракций. Персональный состав комитетов, комиссий утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов палаты и оформляется постановлением палаты.

В соответствии с Регламентом Совета Федерации в палате функционируют 16 комитетов и 11 комиссий. В Государственной Думе V созыва образовано 32 комитета. В отличие от комитетов комиссии Государственной Думы образуются в случаях и порядке, установленных Конституцией, федеральными законами и Регламентом палаты. К числу первых можно отнести специальную комиссию, образуемую в соответствии с ч. 2 ст. 93 Конституции для дачи заключения по вопросу о выдвижении обвинения против Президента для отрешения его от должности.

Регламент Государственной Думы предусматривает создание в палате, в частности, Комиссии по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики. Эта Комиссия имеет статус комитета. В целях обеспечения необходимой степени конфиденциальности и персональной ответственности за сохранение государственной тайны при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Государственной Думой образована постоянная Комиссия по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности РФ. Для обеспечения эффективной реализации комитетами своих функций регламенты палат наделяют комитеты правомочиями по созданию подкомитетов по основным направлениям своей деятельности и рабочих групп.

Возглавляет деятельность комитета председатель комитета. Председатели комитетов палат осуществляют организационные функции (организация работы комитета, ведение его заседаний и созыв внеочередных заседаний, руководство аппаратом комитета и т.д.) и представительские полномочия, олицетворяя комитет во взаимоотношениях с субъектами законодательной инициативы, соответствующими органами парламентов иностранных государств и др. Основной формой работы комитетов и комиссий является заседание. Регламенты устанавливают периодичность проведения заседаний комитета не реже 2 раз в месяц и вменяют в обязанность парламентариям присутствовать на заседаниях комитета. На заседание комитета также могут быть приглашены эксперты, представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, СМИ.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.