Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 5. Федеральное собрание 2 глава





Анализ названных норм показывает: на уровне конституционного регулирования, во-первых, установлено, что представители, входящие в Совет Федерации, - это именно представители субъектов Федерации, т.е. населения, проживающего на их территории. Во-вторых, каждый из субъектов Федерации вне зависимости от его особенностей имеет в палате равное представительство, а значит и равное число голосов при принятии решений. В-третьих, также непосредственно из Конституции вытекает, что как представительный, так и исполнительный органы государственной власти субъекта РФ имеют равные права в определении персонального состава кандидатов, которые при наделении их соответствующими полномочиями будут представлять данный субъект РФ в Совете Федерации. И наконец, в-четвертых, каждый из этих двух представителей, которых Конституция именует членами Совета Федерации, имеет равный статус.

Непосредственно Конституцией решается и вопрос о количественном составе Совета Федерации. Ответ на него следует из системного взаимоувязанного применения комментируемой нормы и ст. 65 Конституции, закрепляющей как состав Российской Федерации в лице всех находящихся в ней субъектов Федерации, так и порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта, устанавливаемый федеральными конституционными законами (см. комментарий к ст. 65). Число членов Совета Федерации должно равняться числу конституционных субъектов РФ, поименованных в ст. 65, умноженному на два. Вопрос представительства нового субъекта Федерации в Совете Федерации может решаться только после внесения изменений в ч. 1 ст. 65 в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 137 Конституции (см. комментарий к ней).



Законом о порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции вносятся на основании федерального конституционного закона об образовании в составе РФ нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции (ч. 2 ст. 13). В настоящее время в составе Российской Федерации находятся 83 субъекта, и общее число членов Совета Федерации составляет 166, большинство, 2/3 и 3/4 голосов которых составляют 83, 112 и 126 соответственно.



Из конституционной природы Федерального Собрания как представительного органа РФ, неразрывной органической частью которого является Совет Федерации, равно как и из содержания возлагаемых на него конституционных полномочий, вытекает и необходимость адекватной легитимации его членов как полноправных представителей субъектов Федерации, единственным источником власти в которых (субъектах) являются граждане РФ, проживающие на их территориях. Именно из этого источника в конечном счете обретают свою легитимность и образуемые субъектами РФ органы государственной власти. Поэтому, как следует из ч. 2 ст. 95 в системной связи с другими названными конституционными положениями, первичным для члена Совета Федерации является представительство субъекта РФ, всех проживающих на его территории граждан (см. комментарий к ст. 94).

На основе указанных и иных требований Конституции федеральным законом должен устанавливаться порядок формирования Совета Федерации (см. комментарий к ч. 2 ст. 96). При этом термин "формирование" вряд ли следует рассматривать как противопоставление "выборам" депутатов Государственной Думы. Отечественная и зарубежная практика не исключают образования (формирования, сложения) состава палаты парламента с использованием избирательного права. Так был впервые сформирован на двухгодичный срок состав Совета Федерации на основании Указа Президента РФ от 11.10.1993 N 1626 "О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (в ред. от 10.01.2003) путем выборов двух депутатов от каждого субъекта Федерации по мажоритарной системе по двухмандатным избирательным округам, образуемым в границах соответствующих субъектов Федерации.



Снятие кажущегося противоречия в формуле "формирования путем выборов" происходит при учете конституционной природы Совета Федерации, призванного выражать и в составе, и во всей деятельности характер и принципы федеративного государства, субъекты которого должны обладать достаточной автономией. Конституция гарантирует каждому субъекту Федерации право иметь свою конституцию (устав) и законодательство, осуществлять государственную власть образуемыми ими (субъектами РФ) органами государственной власти (см. комментарии к ч. 2 ст. 5, ч. 2 ст. 11). Развитием этих конституционных основ и является комментируемое положение, гарантирующее каждому субъекту Федерации право иметь свое представительство в Федеральном Собрании.

Такой подход согласуется и с тем, что в ведении РФ находится формирование федеральных органов государственной власти, а значит и формирование Совета Федерации и Государственной Думы, порядок формирования (в том числе выборов) которых, в свою очередь, устанавливается соответствующими федеральными законами (см. комментарии к п. "г" ст. 71 и ч. 2 ст. 96). Принимая такие федеральные законы, Российская Федерация реализует свое полномочие по формированию Совета Федерации как палаты парламента. При установлении (восстановлении) в таком федеральном регулировании принципа выборности гражданами своих представителей от субъекта Федерации, при безусловном соблюдении конституционного механизма участия в этом процессе его органов государственной власти федеральный законодатель не более чем подтверждает конституционные пределы самостоятельности субъектов РФ, в том числе их конституционное право иметь своих полномочных представителей в Совете Федерации.

К сожалению, практика реализации комментируемой конституционной нормы федеральным законодателем свидетельствует о систематическом изменении критериев порядка формирования Совета Федерации. Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", в отличие от первоначального порядка, предусматривал, что в состав палаты по должности входят председатель законодательного (представительного) органа и руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. В таком составе Совет Федерации функционировал в течение пяти лет. Конституция, следует отметить, устанавливает, что постоянно действующим является Федеральное Собрание (ч. 1 ст. 99), однако, в отличие от депутатов Государственной Думы, не требует, чтобы члены Совета Федерации работали на профессиональной постоянной основе.

Федеральным законом от 05.08.2000 N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (в ред. от 21.07.2007) процедура формирования была вновь изменена. Теперь членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ, достигший возраста 30 лет и обладающий в соответствии с Конституцией правом избирать и быть избранным в органы государственной власти (ст. 1).

Данным Законом установлен следующий порядок формирования палаты: член Совета Федерации - представитель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации избирается этим органом на срок его полномочий (ст. 2); представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации назначается его высшим должностным лицом (с учетом нового порядка наделения последнего полномочиями) на срок его полномочий, с условием, если против назначения кандидата не проголосуют 2/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Федерации (ст. 4, 5).

Избранные (назначенные) члены Совета Федерации должны быть освобождены от обязанностей, не совместимых со статусом члена Совета Федерации, т.е. работать в палате, как и депутаты Государственной Думы, на профессиональной постоянной основе. Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом государственной власти в порядке, аналогичном его избранию (назначению). Кроме того, Закон допустил регулирование Регламентом палаты установление порядка принятия Советом Федерации решений о подтверждении полномочий вновь избранных (назначенных) членов Совета Федерации и решений о прекращении полномочий членов Совета Федерации (ст. 9).

Согласно поправкам, внесенным в указанный Закон Федеральным законом от 21.07.2007 N 189-ФЗ, членом Совета Федерации может быть избран гражданин России, проживший не менее 10 лет в совокупности на территории соответствующего субъекта Федерации (не распространяется на членов Совета Федерации на момент вступления данных поправок в силу); при этом федеральный законодатель установил исключение из этого условия для граждан, занимающих должности военной и правоохранительной службы. Вместе с тем исчерпывающий перечень ограничений на занятие государственных должностей РФ, установленных Конституцией, закреплен в самой Конституции (см. комментарии к ч. 2 ст. 81, ч. 3 и 4 ст. 32, ч. 2 ст. 97), а возрастной ценз для членов парламента установлен только для депутатов Государственной Думы - 21 год (ч. 1 ст. 97).

И, наконец, с 1 января 2011 г. кандидатом для избрания (назначения) в Совет Федерации может быть депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или представительного органа местного самоуправления на этой же территории, а также отменяются так называемый "ценз оседлости" (не менее 10 лет) для членов палаты и условие о блокировании назначения члена Совета Федерации от исполнительного органа государственной власти - 2/3 депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (в ред. Федерального закона от 14.09.2009 N 21-ФЗ).

Основной вопрос о природе представительства в Совете Федерации продолжает трактоваться противоречиво. Хотя действующий Закон и воспроизводит положение ч. 2 ст. 95 Конституции, из которого следует, что речь идет о представительстве субъектов Федерации (ст. 1), однако далее он сводит его только и исключительно к представительству их органов государственной власти (ст. 2, 4). Другими словами, допускается отождествление двух различных конституционных категорий: субъект Федерации и его органы государственной власти. Неопределенность в том, кого представляют члены Совета Федерации и можно ли быть одновременно представителем и субъекта Федерации и представителем его органов государственной власти, а точнее только одного из них (представительного или исполнительного), требует своего преодоления прежде всего федеральным законодателем. Естественно, при условии соответствия такого решения Конституции, которая закрепила баланс двух палат парламента и которой Федеральное Собрание должно руководствоваться в законодательной и иной своей деятельности.

У палаты, как постоянно действующей, нет срока полномочий, срок полномочий имеет каждый член Совета Федерации.

3. Комментируемое положение о количественном составе Государственной Думы - 450 депутатов, - равно как и иные конституционные нормы, не является формальным. Данный состав Государственной Думы, как и ее избрание на определенный срок (см. комментарий к ч. 2 ст. 96), выступают существенными конституционными гарантиями представительного характера Федерального Собрания, выполнения законодательных и других полномочий не только собственно Государственной Думой, но и Советом Федерации, т.е. парламентом в целом. Оптимальный количественный состав данной палаты парламента и соответствующая избирательная система должны обеспечивать представительство в ней граждан из всех субъектов Федерации, от всех слоев общества, национальностей и народов страны, мужчин и женщин, лиц различного возраста и профессиональной принадлежности, имеющих опыт политической и парламентской деятельности, членов политических партий, а также беспартийных, которых в России абсолютное большинство.

Такой количественный состав Государственной Думы и практика работы в таком составе в период формирования четырех созывов (1993 г., 1995 г., 1999 г., 2003 г.) на основе смешанной мажоритарно-пропорциональной системы оцениваются как близкие к оптимальному. При этом следует учитывать "сосуществование" Государственной Думы, как и всего парламента, с очевидным режимом президентской республики в Российской Федерации, с соответствующим механизмом формирования и ответственности федерального Правительства. Сравнение Государственной Думы с аналогичными ("нижними") палатами парламентов ряда зарубежных государств (США, ФРГ, Франция, Великобритания) показывает, что в ней (Думе) примерно на 150-200 депутатов меньше. Вместе с тем это всегда выбор конституционного законодателя каждой страны.

Положение о вхождении в состав Государственной Думы 450 депутатов, избираемых периодически и на альтернативной основе, является также важной гарантией права граждан РФ избираться и быть избранными в органы государственной власти. При этом пассивное избирательное право при выборах в Государственную Думу безотносительно к принятой законодателем избирательной системе в соответствии с Конституцией в равной мере имеют и граждане, не состоящие в политических партиях (см. комментарии к ч. 2 и 3 ст. 3, ст. 19, ч. 2 и 3 ст. 32, ст. 96 и 97).

В связи с этим требует принципиальной оценки уже первая практика реализации нового Закона о выборах депутатов ГД ФС РФ (пятый созыв), когда в период избирательной кампании 2007 г. правом на самовыдвижение кандидатами в депутаты воспользовались только 68 беспартийных граждан Российской Федерации, и лишь 19 из них были включены в федеральные списки партий в порядке самовыдвижения. В этом плане требуют совершенствования и средства судебной защиты прав не состоящих в политических партиях граждан при реализации ими пассивного избирательного права.

2 декабря 2007 г. имела место практика баллотировки на выборах в Государственную Думу действующего беспартийного Президента РФ во главе федерального списка одной из партий с последующим отказом от депутатского мандата.

450 депутатов - это конституционное общее число депутатов Государственной Думы, исходя из которого Конституцией устанавливаются условия принятия палатой законов и постановлений, осуществление различных групповых инициатив депутатов. Разрешая данный вопрос по запросу Государственной Думы о толковании ряда положений Конституции, Конституционный Суд РФ постановил: положения об общем числе депутатов Государственной Думы, содержащееся в ч. 3 ст. 103, ч. 2 и 5 ст. 105, ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108, ч. 3 ст. 117 и ч. 2 ст. 135 Конституции, следует понимать как число депутатов, установленное для Государственной Думы ч. 3 ст. 95 Конституции, - 450 депутатов; положение об общем числе членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, содержащееся в Конституции, следует понимать как предусматривающее голосование раздельно по палатам и определение его результатов соответственно от численности каждой палаты, установленной ч. 2 и 3 ст. 95 Конституции (Постановление КС РФ от 12.04.1995 N 2-П*(991)). Большинство голосов (простое или квалифицированное) от общего числа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации - это большинство от 450 депутатов, от конституционного состава членов Совета Федерации, - 166 (в настоящее время), а не от фактически избранного (назначенного) их числа.

С учетом общего числа депутатов и пропорционально представленных в палате политических партий в целях реализации конституционных полномочий определяется внутренняя структура и организация работы Государственной Думы.

По запросам 1/5 депутатов Государственной Думы или 1/5 членов конституционного состава Совета Федерации Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат парламента (в том числе их регламентов), Правительства РФ, актов субъектов Федерации (см. комментарий к ч. 2 ст. 125).

 

Статья 96

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает важный принцип функционирования Государственной Думы - периодическое обновление ее состава. Данный принцип обусловлен демократической природой государства. Формируя представительные органы, граждане реализуют право на участие в управлении делами государства. В результате регулярной периодичности выборов основой органов власти является свободная воля народа. Периодическая смена состава парламента призвана отражать происходящие социально-политические изменения в стране, обеспечивает подтверждение соответствия депутатского мандата сложившейся ситуации и является своеобразным мерилом качества и эффективности работы парламентариев.

Обязательность периодического проведения выборов предусмотрена Всеобщей декларацией прав человека (ст. 21) и Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 25), Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст. 3 Протокола N 1). Данный принцип наряду с другими закреплен в Декларации о критериях свободных и справедливых выборов*(992), принятой в 1994 г. Советом Межпарламентского союза; отнесен Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках СНГ 2002 г. к числу таких стандартов.

В мире установлены различные сроки легислатур, как правило, в пределах четыре - шесть лет, хотя встречаются как более короткие сроки (например, Палата представителей Конгресса США - избирается на два года), так и более длинные (сенаторы во Франции избираются на девять лет).

Со второго по пятый созыв Государственная Дума избиралась на основе всеобщего избирательного права сроком на четыре года, как, например, в Австрии, Болгарии, Германии, Польше, Швеции. Первые выборы Государственной Думы 12 декабря 1993 г. проходили на двухлетний срок. Это обстоятельство нашло свое закрепление в п. 7 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции.

Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы"*(993), инициированным Президентом РФ Д.А. Медведевым, срок полномочий Государственной Думы новых созывов увеличен до 5 лет, как, например, у Палаты общин в Канаде, палат парламента Италии, Венесуэлы, Турции. Данное новшество связано с тем, чтобы избранный всенародно высший институт государственной власти имел достаточно времени, чтобы все заявленное в предвыборных обещаниях провести в жизнь и результаты своей работы показать народу, отчитаться перед избирателями, перед страной*(994).

Срок полномочий Государственной Думы может быть прерван ее досрочным роспуском на основании ч. 1 ст. 109, ч. 4 ст. 111 и ч. 3 и 4 ст. 117.

2. Конституция в самых общих чертах определяет порядок формирования палат Федерального Собрания, оговаривая, что Государственная Дума избирается, а Совет Федерации формируется из представителей субъектов Федерации (по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти), предоставляя право законодателю самому определять порядок формирования Совета Федерации (не исключая прямые выборы в этот орган) и порядок выборов в Государственную Думу.

Зарубежный опыт показывает, что отражение федеративной природы государства является доминирующей, но не общей чертой, характерной для "верхних" палат парламентов федераций. В связи с этим нельзя выявить и какую-либо специфичную для федераций модель формирования этих палат, наоборот, можно констатировать их многообразие. Так, члены Совета Кантонов Швейцарской Конфедерации и Сената Конгресса США избираются населением кантонов и штатов непосредственно. В Германии членов Бундесрата назначают правительства земель. Члены Федерального Совета Австрии избираются региональными законодательными собраниями (ландтагами). Сложная комбинация прямых и непрямых выборов при наличии этно-языкового квотирования существует в Бельгии.

В целом действующие парламентские системы используют различные схемы формирования "верхних" палат высших представительных и законодательных органов: избрание прямыми выборами (сенаты Польши, Румынии, Чехии, Палата советников Японии), косвенные выборы избирателями территорий более низкого уровня (Сенат Франции), косвенные выборы профессиональными группами (Сенат Ирландии), назначение (Сенат Канады), передача по наследству (Палата лордов Великобритании до реформы 1999 г., Сенат Лесото) и др.*(995)

Законодательно установленный порядок формирования Совета Федерации прошел несколько этапов. Первый связан с функционированием Совета Федерации в период с 11 января 1994 г. по 15 января 1996 г. Согласно п. 7 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Совет Федерации первого созыва, как и Государственная Дума первого созыва, избирался сроком на два года. Положение о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания РФ в 1993 г., утвержденное Указом Президента РФ от 11.10.1993 N 1626, предусматривало, что депутатом Совета Федерации мог быть избран гражданин РФ, достигший 21-летнего возраста. Депутаты Совета Федерации избирались на основе мажоритарной системы по двухмандатным (один округ - два депутата) избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов РФ. При выборах в Совет Федерации каждый избиратель подавал голос за двух кандидатов.

Второй этап начался с введения в действие Федерального закона от 05.12.1995 N 192-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Согласно этому Закону в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта РФ: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта РФ его представитель определялся совместным решением обеих палат. Такой способ формирования палаты был недостаточно корректен по отношению к закрепленному Конституцией принципу деятельности Федерального Собрания как постоянно действующего органа, поскольку члены Совета Федерации - главы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации в силу своих должностных обязанностей большую часть времени вынуждены находиться на местах. Уязвимым с точки зрения действия конституционного принципа разделения властей было и вхождение в состав палаты руководителей исполнительных органов субъектов РФ*(996). Исходя из этого Федеральное Собрание поддержало инициативу Президента РФ по профессионализации палаты и приняло федеральный закон, определяющий иной порядок формирования Совета Федерации.

Федеральный закон от 05.08.2000 N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (в ред. от 21.07.2007) ознаменовал переход к третьему этапу в формировании этой палаты. Совет Федерации в настоящее время составляют вместо глав представители законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Согласно названному Закону членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного права на постоянное проживание на территории иностранного государства, достигший возраста 30 лет, проживший не менее 10 лет в совокупности на территории субъекта РФ, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение), и обладающий в соответствии с Конституцией правом избирать и быть избранным в органы государственной власти*(997).

Порядок выбора (назначения) представителей и срок их полномочий различны. Так, член Совета Федерации - представитель субъекта РФ от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается им на срок своих полномочий (а при формировании законодательного (представительного) органа путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов). В случае если законодательный (представительный) орган субъекта Федерации имеет двухпалатную структуру (как, например, в Свердловской области), член Совета Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Член Совета Федерации - представитель от исполнительного органа субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий. Причем решение (указ, постановление) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации и вступает в силу, только если на очередном или внеочередном заседании этого органа 2/3 от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий данного члена Совета Федерации и прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации - представителя от того же органа государственной власти субъекта РФ. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным Законом о статусе члена СФ и депутата ГД (ст. 4). Полномочия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекращены по представлению Председателя палаты избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта РФ в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. При этом за органом государственной власти субъекта РФ сохраняется право не рассматривать поступившее представление Председателя Совета Федерации.

Изменение порядка формирования Совета Федерации, превращение его в постоянно действующий, а не сессионный орган обеспечили более авторитетное позиционирование этой палаты как участника законодательного процесса, усовершенствование форм его работы, эффективное взаимодействие палат Федерального Собрания, в том числе в части выражения позиции о законопроектах на ранней стадии законодательного процесса.

В то же время в целях дальнейшего повышения уровня и качества народного представительства во власти по инициативе Президента РФ Д.А. Медведева с 1 января 2011 г. устанавливается новый порядок формирования этой палаты Федерального Собрания. Кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть только гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ. В отношении кандидатов снимается ценз оседлости.

Полномочия члена Совета Федерации будут начинаться с момента его избрания (назначения). Приступить к исполнению своих полномочий член Совета Федерации сможет со дня подтверждения получения Советом Федерации копии решения о его избрании (назначении). Также вновь устанавливается институт досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации органом его избравшим (назначившим)*(998).

Порядок выборов депутатов Государственной Думы в большей мере предопределен положениями Основного Закона. Согласно Конституции (ст. 95-97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Государственная Дума избирается сроком на пять лет. В соответствии с п. "а" ст. 84 Конституции выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент РФ.

Способ выборов депутатов Государственной Думы не установлен Конституцией, что и позволяет законодателю самостоятельно определять его. Регламентация избирательных процедур может иметь различные решения. Во Франции, например, выборы в нижнюю палату парламента (Национального Собрания) проводятся по мажоритарной системе абсолютного большинства в два тура, в Палату общин Великобритании - по мажоритарной системе относительного большинства в один тур, а в Палату депутатов Бразилии - по пропорциональной избирательной системе.

Как отметил Конституционный Суд в Определении от 20.11.1995 N 77-О*(999), от законодательного органа зависит: будет ли избирательная система мажоритарной, пропорциональной или смешанной, будет ли введен определенный процент голосов избирателей, который необходимо собрать в поддержку списка избирательного объединения, с тем чтобы оно имело право участвовать в распределении депутатских мандатов; как будет определяться допустимое отклонение численности избирателей в избирательном округе от единой нормы представительства и т.п. Выбор того или иного варианта и его закрепление в избирательном законе зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности.

Депутаты Государственной Думы четырех созывов (1993-1995 гг., 1995-1999 гг., 1999-2003 гг., 2003-2007 гг.) избирались по смешанной системе: 225 депутатов - по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат) на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства; другие 225 депутатов - по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками. Иными словами, половина депутатов Государственной Думы избиралась по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина - по пропорциональной системе.

Согласно Закону о выборах депутатов ГД ФС РФ, вступившему в силу с 7 декабря 2006 г., депутаты Государственной Думы избираются только по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Переход от одной избирательной системы к другой - нередкое явление. Неоднократно менялся порядок формирования парламента в Италии, Франции, Японии, многих других странах. Переход к полностью пропорциональной системе выборов депутатов Государственной Думы имеет свои преимущества. Эта система представляется более справедливой, хотя все существующие избирательные модели не лишены своих недостатков*(1000).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.