Сделай Сам Свою Работу на 5

На уроках природоведения, географии и ОБЖ.





 

Задача формирования творческого мышления учащихся решается в нашей школе разными средствами, в том числе, через ведение в начальных классах учебных предметов из технологии ТРИЗ: Развитие творческого воображения (РТВ) в 1 классе, «Этика чувств» с элементами ТРИЗ во 2 классе, «Теория решения изобретательских задач» (ТРИЗ) в 3 и 4 классах. В «Кратком словаре системы психологических понятий» творческое мышление определяется как мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами. Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это единственный способ нормального существования и развития общества. Период младшего школьного возраста является сенситивным для развития внимания, памяти, воображения, в 8- 9 лет у детей наблюдается всплеск исследовательской активности, наступает благоприятный период для развития причинного мышления. К сожалению, и сегодня остаются современными слова Д. Родари «…воображение все еще находится в нашей школе на положении бедного родственника – вниманию и запоминанию отдается куда больше предпочтения; умение тщательно слушать и хорошо запоминать по сей день составляет отличительную особенность примерного, то есть наиболее удобного, наиболее податливого ученика». Воображение представляет собой основу творческого мышления. Большинство учителей не дают на своих уроках детям возможности не только мыслить по-своему, но даже просто мыслить. Ребенок не может бесконечно запоминать, накапливать знания, он интуитивно требует их творческой переработки, практического применения. Классическая методика сегодня, к сожалению, эти потребности учитывает мало.



Место и миссия курса.Перед родителями, учителями стоит задача развития в ребенке творческого начала, создания условий для стимулирования и развития природного исследовательского потенциала детей. Учитель должен превратиться в «воодушевителя» творческого роста своих учеников. Над тем, как управлять процессом творчества, люди задумывались давно. Создан ряд методов развития творческого мышления: метод проб и ошибок, метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод мозгового штурма, синектика, метод контрольных вопросов, список Т. Эйлоарта и др. Но наиболее ярким и проработанным педагогическим направлением развития творческого мышления является ТРИЗ. Все это и послужило причиной возникновения в нашей школе спецкурсов: РТВ (развитие творческого воображения) и ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).



ТРИЗ создавалась как стратегия мышления для замены «озарения» четко продуманной системой действий для решения той или иной поставленной задачи. Основателем ТРИЗа является Генрих Саулович Альтшуллер. Задавшись вопросом, чем отличается талантливое мышление от обычного, он в 1945 году приступил к разработке научной технологии творчества. Технология автора в течение многих лет с успехом использовалась при работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась её вторая часть – творческая педагогика. Цель ТРИЗа – не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Сегодня ТРИЗ – учебная дисциплина, которая завоевала прочные позиции и у нас в стране, и за рубежом в обучении детей, начиная с дошкольного возраста, и взрослых. Предлагаются образовательные программы для обучения школьников с 1 по 11 класс. Мы не имеем таких временных ресурсов и разработали образовательную программу для учащихся 3 и 4 классов.

Исходя из вышеизложенного, целевое назначение программы “ТРИЗ” состоит в формировании у детей стремления и способности к развитию своего мышления как сильного, системного и творческого.

В процессе обучения решаются следующие задачи:



Образовательные:

- формирование у школьников умения мыслить логически, системно;

- овладение умением выявлять и разрешать противоречия в задаче, увидеть в любом объекте его сильные и слабые стороны;

- знакомство учащихся с элементами диалектики и практическим пониманием закономерностей развития объектов и явлений окружающего мира;

- овладение способностью находить оригинальные решения в учебных и жизненных ситуациях, умение прогнозировать возможные варианты развития таких решений.

Воспитательные:

-стремление к расширению и углублению знаний;

- снятие психологического барьера боязни нового, неизвестного.

Развивающие:

- формирование творческой личности, подготовленной к стабильному решению сложных нестандартных задач в различных областях человеческой деятельности;

- ориентированность работы мысли в наиболее перспективном направлении;

- развитие творческого воображения, креативного мышления, памяти.

Методология ТРИЗ состоит из двух составляющих компонентов: упражнения для развития воображения и упражнения для развития мышления. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего объекта. Воображением «без плана можно только бредить», любому человеку в процессе развития воображения необходима направленность. Главная идея ТРИЗа состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам, эти законы можно познать и применять для сознательного решения изобретательских задач. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) – комплексная программа алгоритмического типа, основанная на законах развития теоретических систем и предназначенная для анализа и решения изобретательских задач. Основными частями теории решения изобретательских задач являются:

АРПС – алгоритм решения проблемных ситуаций;

ИФ – информационный фонд (объем знаний о законах природы);

РТВ – развитие творческого воображения (управляемое воображение).

В результате изучения курса ТРИЗ учащиеся:

- овладеют инструментарием изобретателя: противоречие, ИКР (идеальный конечный результат), ВПР (вещественно – полевые ресурсы);

- будут знать технические принципы устранения противоречий;

- овладеют понятиями «ресурсы», «функции» и другими основными терминами ТРИЗ, доступными для младших школьников;

- овладеют основными мыслительными процессами: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, абстрагирование;

- смогут использовать методы активации творческого процесса: метод мозгового штурма, метод фокальных объектов, метод морфологического анализа, метод синектики.

- снизят инерцию мышления;

- научатся рассматривать предмет во времени и в пространстве, производить его анализ и синтез;

- будут стремиться к получению нескольких вариантов решения задачи;

- будут уметь целенаправленно строить ассоциативные ряды и расширять рамки привычных цепочек рассуждений;

- овладеют приемами фантазирования и РТВ и за счёт этого расширят диапазон и усилят мощность воображения;

- будут уметь формулировать ТП (техническое противоречие) и ИКР и решать задачи, используя системный оператор, ВПР, приемы разрешения противоречий.

Мы стремимся познакомить с приёмами ТРИЗ педагогов школы и предлагаем им использовать владение детьми приёмами ТРИЗ на уроках для решения творчих задач в рамках учебных дисциплин. Вот, например, приём эмпатия. Он обладает большими возможностями для использования на любых уроках Эмпатия (от греческого страдание, боль, сопереживание) - это способность одного человека эмоционально отзываться на переживание другого человека. Эмпатия - это умение перевоплощаться не только в другого человека, но и в животных, и даже в неодушевленные предметы (личностная аналогия).

Этот прием помогает учащимся глубже воспринять новый материал на уроке, а учителю всесторонне проверить знания учащегося. При выполнении приёма «эмпатия» учащиеся представляют себя каким- либо объектом и могут рассказать от лица этого объекта о своей жизни, отвечая на следующие вопросы:

- Каково ваше предназначение? Какие функции вы должны выполнять?

- Опишите свой характер, привычки, что вам нравится, что не нравится?

- С какими другими объектами вы вступаете во взаимодействие, какие при этом испытываете эмоции?

- Опишите, как с вашей точки зрения трактуются понятия цели жизни, моды, работы, праздника?

- Что мешает вам выполнять ваши функции? Почему?

- О чем вы мечтаете? Что хотели бы сказать людям?

- Пофантазируйте о том, что изменилось бы в жизни, если бы вас не было.

Выполняя этот прием, они могут представлять себя и буквой, и частью речи, и правилом на русском языке; и числом, и геометрической фигурой, и пахарем, которому надо решить математическую задачу, на математике и т.д. Мы хотим предложить Вашему вниманию работы учащихся, выполненные на основе приёма «эмпатия» на занятиях природоведением.

Я - микстура.

Я нужна больным людям. Если кто- нибудь заболеет, я всегда помогу. Любой больной меня может выпить. Но некоторые думают, что я горькая, но если меня попробовать, то я покажусь сладкой. Я общаюсь с таблетками, конфетами от кашля и разными полезными лечебными лекарствами. У меня характер суровый и деловой. Если кто- нибудь заболеет и выпьет меня, он почувствует, что я в нем борюсь с микробами.

Я старомодная. У меня старинная одежда и старинный флакон. Работа у меня тяжелая. Мне сложно убивать микробов. Праздник - это когда я лежу на полке и сплю. Мои неприятели - это сладкие вещи. Особенно конфеты. Они портят зубы.

Используйте меня чаще, и я не дам вам заболеть.Если бы меня не было, то все бы заболели, и началась инфекция. Поэтому меня покупайте чаще, если хотите, я могу сбросить цену. Внимание! Скидка 40%!

Кузьмин Александр 4а кл.

Я - конфета

Я вкусная шоколадная конфета. Я предназначена для того, чтобы люди меня ели и наслаждались миом необыкновенным вкусом.

Мой характер мягкий, сливочный. Я очень люблю, когда люди меня покупают. Не люблю долга валяться на витрине, там холодно и скучно.

Я общаюсь с другими конфетами, с шоколадками. А больше всего я люблю общаться с детьми, потому что они очень любят сладкое.

Я очень люблю, когда работники кондитерской фабрики одевают меня в красивую одежду - фантик. Для меня праздник, когда продавцы продают меня за большую цену. Я становлюсь гордой и радостной.

Мне очень обидно, что некоторые люди меня недооценивают, и врут другим людям, что я невкусная. Моя мечта, чтобы я была в каждом доме.

Если бы не стало такой замечательной конфеты, то жизнь стала бы скучной, и люди бы не знали, что это самая вкусная конфета.

От имени самой вкусной конфеты в мире

Ларионова Валентина 4а класс.

 

При составлении рассказа дети стараются пользоваться научно- популярной литературой, словарями, энциклопедиями и другими источниками. При создании рассказа ребёнок погружается в игру, в которой и исполнителей ролей появляется характер, своё отношение к другим, мечты, огорчения и т.д. Ребёнок с интересом фантазирует, увлечённо ищет новый материал, который поможет сделать образ интересней.

Вот пример такой исследовательской работы по теме «Насекомые»:

Если - бы я был бабочкой.

Если бы я был бабочкой, то относился бы к самым красивым насекомым. Мои крылья были бы покрыты мельчайшими чешуйками, которые и придают мне такую окраску. Мы, бабочки, как и многие насекомые, проходим несколько стадий развития, прежде чем становимся взрослыми. Эти изменения называются метаморфозом. Я бы откладывал яйца на растения, которые будут есть вылупившиеся гусеницы. Из каждого яйца выходит гусеница. Она очень много ест, и быстро растет. Я тоже когда- то был гусеницей. Я порхаю по лугу, сажусь на яркие цветы. Хорошо жить на свете, когда тебя не трогают мальчишки.

Иванов Денис 22класс

Работу по использованию приёма 2эмпатия» можно продолжить и в среднем звене. Вот пример его применения для организации проверки знаний, когда при создании эмпатического описания ребёнок должен глубину осознания изученных явлений в природе и технике.

Вот пример такой работы по теме «Выветривание» в 5 классе. Детям предлагалось в качестве проверочной работы написать сочинение на предложенные темы.

«Увидеть мир в зерне песка»

Раньше, лет 300 ному назад. Я был единым целым со скалой, но солнце сушило меня, а дождь заливал. Постепенно, я отделялся от своих друзей. Но однажды подул ветер, и я упал в озеро. Там я лежал, лежал и лежал много лет.

Новички- песчинки сообщали, что гора становится все меньше и меньше. Наконец .мне сказали, что трава окончательно разрушила скалу.

Мы лежали на дне и там подружились, но мы боялись, что очередная волна унесет нас далеко- далеко.

Мы долго упрашивали глину сделать так, чтобы мы никогда не расставались. Наконец, она согласилась, и я и все песчинки превратились в песчаник. Она соединила нас, и мы больше никогда не расставались.

Мазуров Егор 52 класс.

«Песчинка»

С одной стороны горы (из которой я появилась) грело солнце, а с другой- капал дождь. Из-за этой неравномерной погоды появлялись трещины. В трещины попадала дождевая вода, и они увеличивались. Вскоре начали валиться валуны. От сильных ударов о гору во время их падения, появилась я - песчинка.

Спустя некоторое время, подул сильный ветер и занес меня в пустыню. Там я увидела множество похожих на меня братьев и сестер. Снова подул ветер и отнес на гору, туда, где я появилась на свет.

Шабалтас Екатерина 51класс

Использование элементов ТРИЗ на других уроках делает их эмоционально окрашенными, интересными, познавательными. Учащиеся с удовольствием выполняют творческие задания, познавая мир со всех сторон и делая маленькие открытия! урок так, чтобы учащиеся испытывали Использование элементов ТРИЗ позволяет подать учебный материал проблемно, неожиданно, вызывая у учащихся интерес и радость от встречи с неизвестным.

Можно объяснить на уроке новый материал устно или дать ребенку самостоятельно прочитать текст учебника. А можно составить по новой теме творческую задачу, которую ребенок с удовольствием решит, эффективность такого урока значительно повышается, учащиеся с нетерпением ждут встречи с творческими заданиями, а сам учитель получает удовольствие от подготовки и проведения такого урока. Ниже мы приводим примеры заданий, которые были использованы при изучении школьного курса природоведение в 4 классе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.