|
Ключи к заданию 5 (даты даны для справки)
Критерии и методики оценивания олимпиадных заданий,
Выполненных участниками регионального этапа 10 классов
При оценивании выполнения олимпиадных заданий регионального этапа олимпиады учитывается следующее:
- глубина и широта понимания вопроса: логичное и оправданное расширение ответа на поставленный вопрос с использованием внепрограммного материала;
- своеобразие подхода к раскрытию темы и идеи анализируемого произведения искусства (нахождение оправданно оригинальных критериев для систематизации предложенного материала),
- знание специальных терминов и умение ими пользоваться,
- знание имен авторов, названий произведений искусства, места их нахождения,
- умение проводить художественный анализ произведения искусства,
- умение соотносить характерные черты произведения искусства со временем его создания, чертами культурно-исторической эпохи, направления или течения в искусстве,
- умение хронологически соотносить предлагаемые произведения искусства,
- умение проводить сравнительный анализ двух или нескольких произведений искусства (в том числе разных видов искусств),
- логичность изложения ответа на поставленный вопрос,
- аргументированность излагаемой в ответе позиции: приведение фактов, имен, названий, точек зрения,
- умение передавать свои впечатления от произведения искусства (лексический запас, владение стилями),
- грамотность изложения: отсутствие грубых речевых, грамматических, стилистических, орфографических (особенно в терминах, названиях жанров, направлений, произведений искусства, именах их авторов), пунктуационных ошибок,
- наличие или отсутствие фактических ошибок.
Конкретное количество баллов, выставляемых за выполнение конкретных заданий, указывается в ключах, подготовленных предметно-методической комиссией для членов Жюри, где указывается в том числе максимальное количество баллов за выполнение каждого задания.
Варианты ответов, ключи, комментарии и оценка задания 1 (10 класс)
В таблице приведены предполагаемые варианты ответов, которые могут быть даны участниками. Их ответы не могут быть столь же полными. Предполагается, что каждым участником будет дан какой-то набор из предполагаемых ответов, поэтому максимальное количество баллов за каждый пункт задания оказывается меньше, не совпадает с тем количеством вариантов ответов, которое внесено в таблицу. Предполагаемые ответы не исчерпывают всех вариантов, которые могут дать участники.
Название живописных произведений
| Роспись гробницы в Фивах. XIV век до н.э.
| Анри Матисс. Танец. 1910 г.
| Характер танца
| Плавный, ритмичный, пластичный, переливающийся, таинственный, загадочный, неспешный, текучий, знойный.
По 1 баллу за каждое сообразное определение.
Максимально 10 баллов
| Быстрый, энергичный, экспрессивный, яркий, стихийный, радостный, первозданный, свободный, раскрепощенный.
По 1 баллу за каждое сообразное определение.
Максимально 10 баллов
| Особенности живописи, раскрывающие характер танца
| Плавные линии рисунка,
– 2 балла
гибкие, пластичные движения
– 2 балла
передают неспешность танца.
–2 балла
Тёплый гармоничный колорит фрески – 2 балла
отражает состояние душевного равновесия, умиротворения
– 2 балла,
улыбки на лицах зрительниц
– 2 балла
свидетельствуют о радостных переживаниях. – 2 балла Ритмичное чередование положения рук – 2 балла передает согласованность в движениях танцовщиц и зрительниц. – 2 балла
Тяжёлые украшения танцовщиц
– 2 балла
не предполагают резких и быстрых движений. – 2 балла
Их танец пластичный, переливающийся и текучий.
– 2 балла
Максимально 10 баллов
| Насыщенные, яркие контрастные цвета картины
– 2 балла
воплощают первозданную силу и темперамент танца. – 2 баллаУгловатые движения танцоров
– 2 балла
передают свободу и раскрепощенное состояние танцоров, – 2 баллаобъединенных в круг.
– 2 балла
Ритм линий и объемов
– 2 балла
подчеркивает слаженность движений, – 2 балла
круговая композиция – 2 балла
– завершенность рисунка танца
– 2 балла.
Обобщенность и отсутствие деталей в картине – 2 балла превращают танец в символ свободы и стихии – 2 балла. Это вечный танец жизни.
– 2 балла
Максимально 10 баллов
| Названия музыкальных
инструментов
| На фреске есть изображение двойной флейты, – 2 балла дополняют звуки флейты рукоплескания – 2 балла
и возможно звук кастаньет.
– 2 балла
Нежный и мягкий тембр флейты
– 2 балла
дополняют ритмичные, звонкие хлопки.– 2 балла.
Максимально 10 баллов.
| В картине нет изображения музыкальных инструментов.– 2 балла
Можно предположить, что этот танец сопровождается звуками самых древних ударных инструментов, – 2 балла, пением – 2 балла.
.
Максимально 10 баллов.
| Характер музыки, ее описание.
| Музыка, сопровождающая этот танец, инструментальная.– 2 балла. Умеренный темп и ровный ритм созвучны плавным движениям танцовщиц.– 2 балла Динамика развивается волнообразно, – 2 балла то нарастает, то затихает – 2 балла – это соответствует характеру восходящих и ниспадающих движений в танце. – 2 балла Мелодия плавная, – 2 балла изысканная, со множеством украшений. – 2 балла
Максимально 10 баллов
| Музыкальное сопровождение этого танца создают сами танцоры. – 2 балла
Быстрый бег по кругу формирует стремительный темп,– 2 балла
четкий ритм – 2 балла
с яркими акцентами – 2 балла – прыжками. Энергия и свобода танцующих воплощается в их резких и громких выкриках хором. – 2 балла
Максимально 10 баллов
| Максимальная оценка задания 1 – 80 баллов
Варианты ответов, ключи, комментарии и оценка задания 2 (10 класс)
Таблица к заданию 2
| Вида искусства:музыкальный театр, – 2 балла, театрализованная постановка оперы – 2 балла
Максимально 4 балла
Его признаки (на илл. 1 и 2):
На фоне богатых декораций –2 баллавыстроены группы артистов, обращенные к зрителю –2 балла,позы статичны – 2 балла,на хорах и в оркестровой яме на илл. 2 – музыканты, сопровождающие действие. –2 балла
Максимально 8 баллов
|
| Название произведения:«Аида» –2 балла
Страна, в которой происходит действие: Египет –1 балл Древний Египет – 2 балла
Признаки:стилизованные плоские изображения фигур в декорациях задника –2 балла
Характерный орнамент в оформлении задника
–2 балла
Увеличенное изображение фараона –2 балла на троне –2 балла с характерной бородкой –2 балла и головным убором –2 балла,полосатыминаплечниками– 2 балла
Максимально 20 баллов за признаки
|
| Имя изображенного:Верди –2 балла,
Джузеппе Верди– 4 балла
Связь с илл. 1 и 2:автор оперы «Аида» – 2 балла и таких знаменитых опер, как «Риголетто», –2 балла «Травиата", – 2 балла «Отелло»– 2 балла,итальянский композитор,– 2 балла
Максимально 10 баллов за пояснение связи с илл. 1 и 2.
|
Максимальная оценка за задание 2 – 50 баллов
Предполагаемый ответ на задание 3
Названия фильмов
| N 1«Ирония судьбы, или С легким паром!»
– 2 балла
| N2«Семнадцать мгновений весны»
– 2 балла
| Имена режиссеров
| N 1Эльдар Рязанов – 2 балла
| N2Татьяна Лиознова – 2 балла
| Имена главных действующих лиц и исполнителей их ролей
| N 1Женя Лукашин – 2 балла –
Андрей Мягков – 2 балла
| N2Штирлиц – 1 балла.
Майор Максим Максимович Исаев (штандартенфюрер Штирлиц) – 2 балла – Вячеслав Тихонов – 2 балла
| Сравнительная характеристика взаимоотношений запечатленных персонажей
| N 1Напряженность отношений персонажей продиктована их желанием понять друг друга и быть понятыми. – 2 балла
Это любящие друг друга мать и сын,
– 2 балла
которые подчас бывают раздражены непониманием. – 2 балла
Грим и одежда подчеркивают разницу в возрасте.– 2 балла
Персонажи максимально приближены друг к другу – 2 балла
и пристально смотрят в глаза. – 2 балла При этом губы сына разомкнуты,– 2 балла он не замыкается в себе, готов говорить
и объяснять свою позицию. – 2 балла
Мать готова выслушивать его объяснения.– 2 балла
Задний план кадра размыт. – 2 балла
В напряженном разговоре ничего не существует, кроме его участников.
– 2 балла
Максимально 20 баллов
| N2Персонажи разделены полем стола и шахматной доски. – 2 балла
напряжение здесь определено только игрой.
– 2 балла
Мужчина снисходительно и вместе с тем с уважением относится – 2 балла
к стараниям пожилой немки сохранять привычный образ жизни, упражнять мозг.
– 2 балла
Готов поддержать ее старания из человеколюбия. Свет настольной лампы, бокал вина поддерживают атмосферу уюта,
– 2 балла,
впрочем, относительного: в глубине кадра другие столы.– 2 балла
Уединенность персонажей относительная.
– 2 балла.
Даже в ракурсе, взятом со спины,– 2 балла заметен добрый прищур и улыбка мужчины. – 2 балла
Максимально 20 баллов
| Роль музыки в раскрытии образов центральных персонажей
| N 1Песнииз кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» характеризуют центрального персонажа – 2 балла как человека интеллигентного, склонного к размышлениям о смысле жизни, – 2 балла возможности обретения счастья, – 2 балла необходимости самому решать, что в твоей судьбе главное. – 2 балла
О своей позиции он заявляет легко и с оттенком юмора: «Думайте сами, решайте сами»... – 2 балла
Вместе с тем, музыкальные темы полны глубокого лиризма, – 2 балла
легкой грусти, идущей от осознания, что многое в жизни решает случай, – 2 балла даже если их исполнение не принадлежит герою («По улице моей который год»...).
– 2 балла
Именно через музыку многое открывается в характере героини Надежды. – 2 балла
Максимально 20 баллов
| N2Основные музыкальные темыподчеркивают мужество персонажа,
– 2 балла
его ежесекундную готовность служения главному своему делу – защите родины,
– 2 балла
от которой он оторван в силу выполнения служебного долга.– 2 балла
Музыкальная тема тоски по родине пронзительна,– 2 балла
лирична, мелодична – 2 балла
и противопоставлена ритмичной и тревожной – 2 балла
и в то же время очень выдержанной по темпу – 2 балла
теме ускользающих секунд, – 2 балла
с которыми порой связана проблема жизни и смерти. – 2 балла
Максимально 20 баллов
| Имена авторов музыки
| N 1Микаэл Таривердиев – 2 балла
| N2Микаэл Таривердиев – 2 балла
| Максимальная оценка задания 3 – 100 баллов.
Вариант ответа и оценка задания 4
Автор картины
| Название картины
| Кустодиев – 2 балла
Б. Кустодиев – 3 балла
Б.М. Кустодиев – 4 балла
Борис Кустодиев – 5 баллов
Борис Михайлович Кустодиев – 6 баллов
| «Зима»– 2 балла
| Название фильма:
За констатирующее номинативное название («Картина Кустодиева «Зима»)– 2 балла
За название, раскрывающее замысел и идею фильма («Народные забавы» или «Зима в творчестве Кустодиева»)– 4 балла
За метафорическое название или название, использующее цитату («Наша русская кровь на морозе горит»)– 6 баллов. Максимально 6 баллов за название.
| Основная идея фильма: показать удаль простых людей, их умение радоваться, не унывать в самые холодные дни года;– 2 балла (за отражение и раскрытие содержания картины); +вскрыть художественные особенности работы Сурикова– 2 балла (за замысел раскрыть художественные особенности произведения). = Максимально 4 балла.
| Кадр 1.
На фоне картины, занимающей все пространство кадра, слева вверху возникает портрет Кустодиева, и последовательно меняющиеся титры «Народный дух радостен и непобедим». «Борис Михайлович кустодиев. «Зима». Звучит оркестровое исполнение народной песни «Здравствуй, гостья Зима».
В каждом кадре оценивается
· композиция кадра – по 2 балла за каждое композиционное уточнение, максимально 4 балла;
· план – 2 балла за указание плана;
· ракурс – 2 балла за указание ракурса,
· особенности цвета – 2 балла за указания цветовых решений,
· освещения – 2 балла за указание на особенности освещения,
· титры – 2 балла за грамотно и уместно указанное содержание титров; за грамматические, стилистические ошибки в предложенном тексте титров снимается 1 балл; в случае фактических ошибок баллы не начисляются;
· закадровый текст – по 2 балла за каждое уместное утверждение в предлагаемом закадровом тексте, максимально 6 баллов;
· музыкальное сопровождение – 2 балла за уместно предложенное музыкальное сопровождение.
Максимально за каждый кадр по 22 балла
| Кадр 2.
| Кадр 3.
| Кадр 4.
| Кадр 5.
| Кадр 6.
Максимально за описание 6 кадров 132 балла
| Максимальная оценка за задание 4 – 150 баллов
Ключи к заданию 5
Таблица к заданию 5
Имена персонажей
| Названия музыкальных произведений
| Полные имена композиторов и NN изображений
| Жанры
| | Тридцать три богатыря
– 2 балла
| «Сказка о Царе Салтане» – 2 балла
| Римский-Корсаков
– 2 балла
Н.А. Римский-Корсаков
– 3 балла
Николай Андреевич Римский-Корсаков – 4 балла
N 1 – 2 балла
Максимально 6 баллов
| Опера – 2 балла
| | Черномор
– 2 балла
| «Руслан и Людмила»
– 2 балла
| Глинка – 2 балла
М.И. Глинка – 3 балла
Михаил Иванович Глинка
– 4 балла
N 7 – 2 балла
Максимально 6 баллов
| Опера – 2 балла
| | Кащей Бессмертный
– 2 балла
| «Кащей Бессмертный»
– 2 балла
| Римский-Корсаков
– 2 балла
Н.А. Римский-Корсаков
– 3 балла
Николай Андреевич Римский-Корсаков
– 4 балла
N 1 – 2 балла
Максимально 6 баллов
| Опера – 2 балла
| | Русалка
– 2 балла
| «Русалка» – 2 балла
| Даргомыжский – 2 балла
А.С. Даргомыжский
– 3 балла
Александр Сергеевич Даргомыжский – 4 балла
N 8– 2 балла
Максимально 6 баллов
| Опера – 2 балла
| | Баба-Яга
– 2 балла
| «Баба-Яга» – 2 балла
«Баба-Яга»
«Баба-Яга»
| Мусоргский – 2 балла
М.П. Мусоргский
– 3 балла
Модест Петрович Мусоргский – 4 балла
N 4– 2 балла
Чайковский – 2 балла
П.И. Чайковский – 3 балла
Петр Ильич Чайковский
– 4 балла
N 3– 2 балла
Лядов– 2 балла
А.К. Лядов – 3 балла
Анатолий Константинович Лядов – 4 балла
N 5– 2 балла
Максимально 18 баллов
| музыкальная картинка
– 2 балла
музыкальная картинка
– 2 балла
симфоническая поэма
– 2 балла
| | Отношение к материалам задания изображенных на оставшихся портретах: авторы живописных и музыкальных произведений (художественных произведений) по мотивам произведений Пушкина. – 2 балла
С.С.Прокофьев – автор трех романсов на стихи Пушкина, – 2 балла автор оперы-сказки «Любовь к Трем апельсинам», – 2 баллабалета по сказке «Золушка». – 2 балла
И.Е. Репин – автор портретов русских композиторов,– 2 балла в частности NN 1, – 2 балла4, – 2 балла5, – 2 балла7 – 2 балла.
М.А. Врубель – автор картины «Царевна-Лебедь», – 2 баллапосвященной персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»– 2 балла (по одноимённой сказке Пушкина). – 2 балла
Максимально 18 баллов
| Центры лаковой миниатюры:Палех, – 2 балла,Мстера, – 2 балла,
Федоскино, – 2 балла,Холуй – 2 балла
| Максимальная оценка за задание 5 – 100 баллов
Ключи к заданию 5 (даты даны для справки)
1. И.Е. Репин. Портрет композитора Николая Римского-Корсакова.1893.
|
2.И.Э. Грабарь.Портрет композитора С.С.Прокофьева за работой над оперой «Война и мир». 1941.
|
3. Н.Д. Кузнецов. Портрет композитора Петра Ильича Чайковского.1893.
| 4. И.Е. Репин Портрет композитора М.П. Мусоргского. 1881
|
5. И.Е. Репин Портрет композитора Лядова
|
6. В. Серов. Портрет художника Ильи Репина. 1901.
| 7.И.Е. Репин Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила». 1887
|
8. К.Е. Маковский. Портрет А.С. Даргомыжского. 1869
|
9. М.А. Врубель. Автопортрет с жемчужной раковиной. 1882.
| Варианты ответов, ключи, комментарии и оценка задания 6 (10 класс)
(Допускается, что участник предложит свои принципы объединения)
Объекты, составляющие пару
| Принцип объединения и его признаки
За каждый верно указанный принцип объединения по 2 балла, но не более 4 баллов за пару.
| | № объекта,
название/назначение, автор, стиль/эпоха, время создания, страна/город
Максимально 8 баллов
| № объекта, название/назначение, автор, стиль/эпоха, время создания, страна/город
Максимально 8 баллов
| | 1.Колокольня – 2 балла
Троице-Сергиевой Лавры
– 2 балла,
XVIII в. – 2 балла
Россия, Московская обл., г. Сергиев-посад. – 2 балла
Для справки: Высота 88 м.
Арх.: Д.В.Ухтомский, И.Ф.Мичурин
Год постройки: 1740– 1770,
Отдельно стоящая
5-ярусная каменная колокольня
| 5.Большая пагода диких гусей. – 2 балла илиБольшая пагода– 2 балла
Место поклонения буддистов
– 2 балла
и размещениябуддистских статуй и реликвий – 2 балла
Возведена под влиянием индийского зодчества – 2 балла
в VII в., – 2 балла
Китай – 2 балла
Для справки: возведена в 652 г., первоначально состояла из пяти ярусов.
| 1.Культовые(религиозные) сооружения
– 2 балла
2. ярусныепостройки.
– 2 балла
| | 3 Аджанта. – 2 баллаСкальный монастырь.
– 2 баллаИндия. – 2 баллаБуддийский храм.– 2 балла
Создавался в III-VII вв.
– 2 балла
Вход в 19-ю пещеру Аджанты.
| 6. Храм-мавзолей – 2 балла Эль-Хазне Петра – 2 балла
II.в.н.э. – 2 балла Архитектура Древнего Рима. – 2 балла
Древний город Набатейского царства – 2 балла
Современная Иордания
– 2 балла
Для справки: Расположен на высоте более 900 м над уровнем океана и 660 м над окружающей местностью, долиной Аравы.
| 1. Скальные (высеченные в скалах) постройки
– 2 балла
2. культовые объекты
– 2 балла
| | Комментарий: Многие сведения даны для справки.
Если участник дает дополнительные сведения, называя имена, названия местностей, эпох,давая исторические справки и уточнения, использует искусствоведческие термины, ему могут быть начислены по 2 дополнительных балла за уточнения, но так, чтобы общая оценка за все задание не превышала 120 баллов.
| 7. Золотые ворота (реконструкция) – 2 баллаДревнерусский стиль
– 2 балла
XII в. – 2 балла
г. Владимир, Россия,
– 2 балла
Для справки: 1164 г.
| 11. Ворота богини Иштар
– 2 балла
Вавилон,Междуречье
– 2 балла
VII-VI века до н.э. – 2 балла
(для справки: ныне в музейном комплекте потеряли свое назначение)
| 1. Ворота
– 2 балла
2. арочная конструкция прохода – 2 балла
| | 10. Хлебный дом – 2 балла
XVIII век – 2 балла
арх. В.Баженов – 2 балла
Усадьба Царицыно, Москва,
– 2 балла
| 12.Михайловский замок,
– 2 балла
Конец XVIII вв. – 2 балла
архитекторы В. Бренна В. Баженов – 2 балла
СПб – 2 балла
Для справки: 1797-1801 гг.
| 1. Крепостной характер построек вне фортификационной (оборонительной)функции – 2 балла
Предромантический вкус к игре со средневековой традицией.
Наличие башен.
– 2 балла
Участники также могут отметить замкнутое замковое построение.
Проект одного и того же архитектора.
Наличие символики мальтийского ордена – 2 балла
| | 2. Собор Святой Софии– 2 балла
– главный православный храм
– 2 балла
XI в. – 2 балла
Великий Новгород – 2 балла
Для справки: создан в 1045–1050 гг.
| 4. Собор Святой Софии – Премудрости Божией,
– 2 балла
бывший патриарший православный собор, впоследствии,
ныне – музей – 2 балла всемирно известный памятник византийского зодчества,
– 2 балла
символ «золотого века» Византии – 2 балла
| 1. Соборы, носят одинаковые названия
«Собор Святой Софии»– 2 балла
2. Собор 4 носит влияние архитектуры Константинополя (обнаженные стены внутри с фресками под куполом) – 2 балла
| | 8. Кунсткамера – 2 балла
– кабинет редкостей, первый музей России, учреждённый императором Петром I. В настоящее время Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук – 2 балла
XVIII в. – 2 балла
Классицизм – 2 балла
Санкт-Петербург – 2 балла (Набережная Васильевского острова)
Для справки:
арх.: Георг Маттарнови, Николай Гербель, Михаил Земцов, Савва Чевакинский, Роберт Марфельд.
| 9. Ратуша в Риге – 2 балла административное здание
– 2 балла
архитектор Иоганн Фельско.– 2 балла
перестройка XIX века, – 2 балла классицизм – 2 балла
Латвия – 2 балла
Комментарий: за дополнительные сведения могут быть начислены дополнительно 2 балла, если общая оценка за все задание не будет превышать 120 баллов.
| 1. Оба объекта архитектуры имеют симметричные крылья относительно надстроенной башни – 2 балла
2.Имеют отношение к классицизму.
– 2 балла
| | Максимальная оценка задания 6 – 120 баллов
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|