Сделай Сам Свою Работу на 5

Присматривайся и прислушивайся к окружающим





 

Все сущее — наша родня.

Черный Лось (1865–1950), праведник из племени оглала-сиу.

 

Истинные мастера боевых искусств не полагаются на предписанные действия. Они полагаются только на то, что на самом деле творится вокруг в данный момент.

«Попробуй представить горящую свечу, — однажды посоветовал мне мой учитель. — Представь, что ты водишь рукой вокруг пламени, отдалясь или приближаясь к нему, но не обжигаясь. Вот так тебе нужно двигаться, естественно и непосредственно. Ты можешь быть пламенем или рукой».

Когда я впервые решил испробовать этот способ, я выключил свет в комнате и зажег свечу. Когда я начал водить рукой вокруг нее, высокий язычок огня принялся плавно тянуться к моей руке. Я ускорил движения. Пламя последовало моему примеру. Оно льнуло к ладони, повторяя мои движения. Если я наступал, оно двигалось навстречу, заставляя меня держаться на определенном расстоянии. Я буквально-таки чувствовал, какой траектории мне следует придерживаться, если мы хотим и дальше двигаться вместе, и чувствовал, что если я сойду с этой тропы, то обожгусь либо потеряю контакт с пламенем.

Несколько раз я обжигался. Мне пришлось научиться двигаться, сохраняя незамутненность сознания, бдительно наблюдая за пламенем, и действовать в соответствии с его движениями, а не со своими намерениями. Я обнаружил, что правильная траектория постигается через непрерывное наблюдение. До тех пор, пока я сохранял гармонию движений, я был в состоянии ощущать безопасную тропку.



Я не мог просто наблюдать — мне также приходилось прислушиваться к тому, что говорило мне пламя. Кто бы из нас двоих ни начинал движение, как только я сокращал разделявшую нас дистанцию, моей руке тут же приходилось уходить на определенную орбиту, чтобы избежать ожога. Точно так же пламени приходилось отклоняться от своего обычного местонахождения и начинать двигаться, чтобы я его не задул. Но было еще и третье, совместное движение — соразмерный, гармоничный путь, — при котором оба мы находились в безопасности. Как только мне удавалось на него выйти, отношению «мой путь — это только мой путь» места не оставалось, ибо путь постоянно, с каждым движением изменялся. Ни рука, ни пламя не главенствовали. И эти отношения возникали почти сразу же после начала движения.



Привычка прислушиваться и присматриваться к другим существам со стратегической точки зрения — залог нашего личного благополучия во взаимоотношениях с окружающим миром, происходит ли это в спортзале или в обыденной жизни.

 

Концепция руки и пламени может применяться во множестве житейских ситуаций. Скажем, совсем недавно мой студент-первокурсник с литературного факультета в начале семестра неделю просидел на лекциях с неправильным планом занятий. Он получил план совершенно другой группы. К несчастью, я не отследил этого, и осознал происходящее лишь после того, как получил по электронной почте письмо от одного из административных работников колледжа. Я был озадачен. Я совершенно не понял, как же этому студенту мог достаться не тот план, и в панике ринулся разбираться.

Коллеги советовали мне просто выдать студенту нужные материалы и на том успокоиться. И хотя казалось, что это дело действительно проще пустить на самотек, мой наставник дал мне иной совет. Нам с этим студентом нужно было поговорить начистоту и найти общий язык. В конце концов, ему же почему-то оказалось удобнее обсудить возникшую проблему не со мной, а с кем-то другим, — а подобное поведение с его стороны могло создать проблемы и в будущем.

Хотя мои коллеги полагали, что ситуация уже сделалась щекотливой, поскольку студент начал предпринимать какие-то действия, я осторожно взялся за дело. Я поставил себе целью избегать какой бы то ни было конфронтации.



Я собрал воедино свою энергию и убедился, что держу себя в руках и сохраняю спокойствие. Я приложил все усилия, чтобы очистить свое сознание от любых предвзятых, заранее составленных суждений, и быть наготове, дабы воспринять любую возможность перейти к тому, что станет нашим совместным движением. Я постарался вести себя как можно мягче, и начал с упоминания о том, что мне лишь в общих чертах известно о произошедшем недоразумении. И добавил, ибо тут это было как нельзя более уместно, что я непременно обеспечу его нужными материалами. Все это время я старался держаться ненавязчиво, но сохранял готовность действовать.

Что интересно, его настроение несколько улучшилось сразу же после того, как я упомянул, что предоставлю ему то, что он желает — то есть, материалы по нужному курсу. Так мне представилась возможность перейти к следующему шагу. Я начал новое движение, и он, как огонек свечи, заколебался под ним. Я спросил студента, как так вышло, что к нему попали не те материалы. Он объяснил, что пропустил первое занятие — возможно, разгадка крылась именно в этом. Так мы оказались на общей траектории.

Я без нажима откликнулся на его движение, сказав «а, понятно», но добавил, что он, конечно же, лишь отчасти виноват в том, что я по недосмотру, в суете выдал ему не те материалы. Теперь мы двигались согласованно, и я чувствовал, как наша беседа принимает позитивное направление. Мы пришли к совместному движению. Оно породило ощущение благополучия, и это пошло на пользу нам обоим.

Не останавливайтесь. Продолжайте наблюдать и прислушиваться, даже когда события развиваются благоприятным для вас образом. В тот раз мой студент избавился от напряжения, почувствовал себя свободнее и заговорил о том, как он запаниковал и кинулся к администратору, решив, что три недели просидел не в своей группе. Пока он рассказывал, его тревога окончательно развеялась, и я понял, что же ему на самом деле нужно.

«Представляю себе, как это неприятно, — сказал я. — В смысле, вот так вот сидеть и не понимать, что происходит. Кошмар». Я интуитивно уловил, что именно вызвало его тревогу и раздражение, и мне захотелось показать ему, что я все понимаю. Так проявляет себя гармония. Она не только делает ваши движения более плавными, но и помогает породить сочувствие и покой.

Студент посмотрел на меня с явным облегчением и медленно кивнул. Он рассказал мне о домашних заданиях — не тех домашних заданиях, — которые успел сделать за это время. Он заверил меня, что теперь с ним все будет в порядке, и мы расстались; каждый из нас получил то, в чем нуждался. Связь между нами была налажена и сохранилась и впредь.

 

На самом деле, временами бывает весьма непросто предпринять действия, что помогли бы перевести и удержать на общем пути людей, будь их двое или больше, не совпавших между собою по духу. Однако же, при некоторых навыках и неослабном внимании эти пути зачастую обнаруживаются сами. Стоит нам постараться понять чувства другого человека и проявить побольше сочувствия к окружающим, как они тоже начнут откликаться и охотно идти нам навстречу. И мы увидим, что относимся друг к другу куда спокойнее и миролюбивее, а не раздражаемся и не стараемся держаться подальше друг от дружки.

Однако же, одно лишь желание не в состоянии изменить взаимоотношения. Не забывайте: необходимо присматриваться и прислушиваться к окружающим. Это позволяет искренности проявиться свободнее и без конфликтов. Подобно руке и пламени, мы придаем друг другу сил, если наши действия, как начальные, так и ответные, развиваются в гармонии, а не в разногласиях. Нужно относиться друг к другу доброжелательно, сочувственно и уважительно — это позволит нам понять, как нам реагировать на действия окружающих, дабы внести в нашу жизнь больше добра и любви. Мы станем более спокойными и менее склонными к конфликтам. Нам станет легче увидеть хорошее в окружающих, а им — в нас. Мы будем стараться облегчить их ношу, а они — нашу.

 

Не будьте предвзяты. Проявляйте терпение. Не нужно решать ситуации с позиций силы. Не нужно стремиться подчинять. Мягкость сэкономит вам силы. Присматривайтесь и прислушивайтесь к окружающим. Если отношения гармоничны, все равно, руководить или подчиняться. Все происходит само собою. Будьте пламенем. Будьте рукой. Стремитесь к гармонии. Все, что нужно, само придет к вам. Уважайте окружающих. Радуйтесь, когда вас уважают. Будьте спокойны. Будьте благожелательны.

 

Медитация

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.