Сделай Сам Свою Работу на 5

Конкурентоспособность продукции





Тема 5. Рынок и продукция

 

Система показателей производства и реализации продукции, методика определения показателей

 

 

Результатом производственной деятельности коммерческого предприятия является ее продукция или услуги. Продукция может измеряться в стоимостном и натуральном выражении. Услуги трудно или невозможно измерить в натуральном выражении, поэтому они измеряются в денежной форме.

Услуга – это такой вид деятельности, который не меняет натурально-вещественной формы продукта. Примером услуги является расфасовка товара в тару, рекламирование товара, организация его продажи и т.д.

Продукт – изделие, получаемое из исходного сырья и материалов таким технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность. Таким образом, продукты – это объекты, имеющие вещественную форму и способные удовлетворять те или иные потребности. Продукты в их натурально-вещественной форме учитываются в натуральных единицах(штуки, тонны, метры погонные, метры кубические и т.д.). Продукты могут учитываться в условно-натуоальном выражении, если производится несколько разновидностей продукта, обладающих общностью основных потребительских свойств. Например, производство химических удобрений одного типа пересчитывается по содержанию основного питательного вещества в пересчете на его стандартное или стопроцентное содержание.



Производство и реализация продукции выражается рядом показателей.

По степени готовности вся продукция разделяется на готовую продукцию, полуфабрикаты и незавершенное производство.

Под готовой продукциейпонимается комплектная продукция, прошедшая все стадии изготовления на данном предприятии, не требующая дальнейшей обработки в его пределах, соответствующая требованиям государственных стандартов, а при их отсутствии - техническим условиям, сданная на склад готовой продукции и обеспеченная сертификатом или другим документом, подтверждающим ее качество.

Полуфабрикатом (полупродуктом) называется продукция, законченная производством на отдельных стадиях, в цехах и предназначенная для потребления на других стадиях данного производства. Представляя собой промежуточный продукт, полуфабрикаты могут быть переработаны и на других предприятиях.



Незавершенное производство – продукция, не законченная процессом изготовления в отдельных цехах и не сданная на склад. Сюда относятся сырье в процессе переработки, остатки продукции в обрабатывающих цехах, продукция, изготовление которой закончено, но она не принята ОТК, неукомплектованная продукция, брак, подлежащий исправлению.

Объем производства в стоимостном выражении, составленный на базе ее производства в натуральном выражении, представляют в виде следующих показателей: объем чистой, товарной, валовой, реализованной продукции.

Чистая продукция представляет собой часть валовой продукции предприятия, отражающую вновь созданную стоимость.

В состав товарной продукции входят:

предназначенная для реализации на сторону стоимость готовой продукции, а также продукция для своего капитального строительства и своих непромышленных хозяйств,

стоимость полуфабрикатов своей выработки, стоимость продукции своих вспомогательных и подсобных производств, предназначенная для отпуска на сторону,

стоимость работ промышленного характера, выполняемых для своих непромышленных хозяйств или по заказам со стороны.

Валовая продукция включает стоимость товарной продукции и изменение остатков полуфабрикатов собственного производства и незавершенного производства.

К работам промышленного характера относятся работы, выполняемые силами промышленно-производственного персонала предприятия:



1. Отдельные операции по частичной обработке материалов и деталей, по доведению до полной готовности изделий, изготовленных другими предприятиями (например, нарезка на стандартные размеры досок, стекла, бумаги и других изделий, распиливание леса-кругляка на брус и доску и т. д.).

2. Модернизация и ремонт оборудования и транспортных средств, механизмов, приспособлений и другой промышленной продукции по заказам со стороны.

3. Сбор наборов, покупных инструментов и других изделий без дополнительной обработки.

4. Монтаж, пуск и наладка у заказчика оборудования как своего производства, так и оборудования заказчика и др.

Реализуемая продукция представляет собой стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства, работ промышленного характера, предназначенных к реализации на сторону (в т. ч. своему капитальному строительству и своим непромышленным хозяйствам), включая капитальный ремонт оборудования и транспортных средств, выполняемый силами ППП.

Объем реализованной продукции (Р) определяется как

 

Р = ОНАЧ + ВТ - ОКОН,

 

где ОНАЧ - остаток продукции на начало периода,

ВТ - товарная продукция,

ОКОН - остаток продукции на конец периода.

Учет товарной, валовой и реализуемой продукции производится без внутреннего оборота, т. е. без продукции производственных единиц, потребляемой внутри предприятия другими производственными единицами.

Основой расчета объема валовой продукции является валовой оборот и внутризаводской оборот.

Валовой оборот (ВО) – стоимость валового выпуска всех видов продукции независимо от того, используется она на том же предприятии или предназначается для отпуска на сторону, а также стоимость работ промышленного характера и услуг на сторону и своим цехам.

Внутризаводским оборотом предприятия (ВнО) считается стоимость той части произведенных им готовых продуктов и полуфабрикатов, которая используется на данном предприятии на собственные промышленно-производственные потребности.

Валовая продукция (ВП) определяется путем вычитания из валового оборота суммы внутризаводского оборота:

 

ВП = ВО - ВнО.

 

Планирование производственной программы

 

 

План производства продукции (работ, услуг) определяется предприятием в соответствии с государственным заказом и в соответствии с конъюнктурой рынка. В целом же предприятию нужно определить:

1) что производить (на основе изучения конъюнктуры рынка),

2) в каких объемах и для кого (формирование портфеля заказов),

3) по какой цене продавать,

4) где взять сырье, запчасти и комплектующие.

Наиболее сложной процедурой в планировании производства является определение набора продукции, который предприятие может производить для удовлетворения потребностей рынка. Для этих целей и исследуется конъюнктура рынка.

Вторым этапом в планировании производства является оценка внутренних производственных возможностей предприятия. Исследования этого направления предполагают:

оценку финансово-экономического положения предприятия, эффективности его работы и рентабельности,

ревизию товарного ассортимента предприятия и анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции,

анализ стратегии предприятия на рынке,

диагностику и учет производственных мощностей предприятия, оценку материально-технической базы предприятия (обеспечение материалами, сырьем и энергией),

оценку научно-технического потенциала предприятия, уровень оперативности внедрения инноваций в производство, качество научно-технических инноваций,

оценку рабочей силы предприятия, его кадрового состава, уровня образования и повышения квалификации рабочей силы.

Особо важное значение имеет диагностика производственных мощностей предприятия. С целью оценки возможности удовлетворения потребностей рынка в продукции предприятия необходимо соизмерить объем производства продукции, соответствующий потребностям рынка в продукции предприятия, с производственными мощностями.

Важным для предприятий Украины является вопрос обеспечения производства необходимыми материально-энергетическими ресурсами соответствующего качества. На основании проведенных исследований делаются выводы о производственной программе предприятия.

 

Конкурентоспособность продукции

 

Любой товар, вынесенный на рынок, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который наиболее полно удовлетворяет его личные потребности. Поэтому конкурентоспособность (т. е. возможность сбыта на данном рынке) товара можно определить, сравнивая только товары конкурентов между собой. Иными словами - конкурентоспособность - понятие относительное, четко привязанное к рынку и времени продажи.

Конкурентоспособность товара - совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя.

Затраты покупателя складываются из двух частей - расходов на покупку (цена товара) и расходов, связанных с потреблением, что вместе называется ценой потребления. Цена потребления обычно существенно выше продажной цены. Наиболее конкурентоспособен не тот товар, который имеет минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.

При этом следует различать качество и конкурентоспособность товара. Качество – это просто совокупность тех свойств изделия, которые делают его способным выполнять заданные функции и удовлетворять тем самым определенную потребность. Сравнивая качество двух изделий, мы сравниваем просто степени полезности каждого из них, а в конкретных условиях эксплуатации полезность вещи выражается ее конкурентоспособностью. Иными словами, нельзя говорить о конкурентоспособности, не оговаривая условий использования изделий.

Конкурентоспособность товара должна быть ключевым моментом принятия решения о создании новых производств.

Изучение конкурентоспособности реализуемого на рынке товара должно вестись непрерывно и систематически. Это даст возможность уловить момент, когда данный показатель начнет снижаться. В итоге можно вовремя принять то или иное оптимальное решение: снять ли изделие с производства, модернизировать ли его, перевести ли на другой рынок и т. д.

Оценка конкурентоспособности товара производственно-технического назначения может проводиться в следующей последовательности:

выбор технических и экономических параметров, подлежащих исследованию;

сравнение по каждой из групп параметров. Суть такого сравнения – выяснить, насколько каждый параметр близок к параметру потребности. Сравнение в данном случае производится по единичным показателям отношением величины параметра анализируемого товара к требуемой покупателями величине параметра;

на основе единичных показателей производится расчет групповых показателей, которые выражают различие между анализируемым показателем и потребностью, т.е. позволяют судить о степени удовлетворения потребности;

расчет интегрального показателя, представляющего собой численную характеристику конкурентоспособности анализируемого товара по всем группам параметров.

При выборе перечня параметров для оценки конкурентоспособности производитель продукции должен использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. Только в этом случае можно ожидать, что оценка товара производителем, будет совпадать с мнением покупателей. Следовательно, необходимо осуществить обоснованный выбор параметров, существенных с точки зрения покупателей.

Параметры, характеризующие конкурентоспособность, подразделяются на следующие группы:

технические (параметры назначения, эргономические, нормативные, эстетические и др.);

экономические (формирующие цену потребления);

организационные (система скидок, условия платежа и поставок, комплектность поставки, сроки и условия гарантии и т.д.).

Показатели конкурентоспособности также делятся на «жесткие» и «мягкие». «Жесткие» параметры описывают важнейшие функции товара и связанные с ними основные характеристики, заданные конструктивными принципами изделия (например, такие как мощность, надежность и т.д. «Мягкие» параметры характеризуют эстетические свойства товара (дизайн, упаковку, цвет и т.д.), а также уровень сервисного обслуживания и прочие атрибуты товара «с подкреплением».

Для расчета единичного параметрического показателя определяется отношение величины технического параметра товара к величине того же параметра, при которой элемент потребности удовлетворяется полностью.

 

qi = ,

 

где qi – единичный параметрический показатель по i-ому параметру;

Рi – величина i-го параметра для анализируемого изделия;

Рi100 – величина i-го параметра, при которой потребность удовлетворяется полностью.

Таким образом проводятся расчеты по всем техническим параметрам.

В структуре потребности различные элементы имеют неодинаковую значимость. Для получения на базе единичных группового показателя, характеризующего соответствие изделия потребности, необходимо их объединить с учетом значимости каждого единичного показателя.

 

,

 

где Iтп – групповой показатель по техническим параметрам;

аi – вес i-го параметра в общем наборе (определяется методом экспертной оценки);

n – число параметров, участвующих в оценке.

 

Определение веса каждого параметра поручают группе экспертов, располагающим необходимой информацией.

Полученный показатель по сути характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров.

Для расчета показателя конкурентоспособности в данном случае необходимы обширная и точная информация о потребностях покупателей, трудоемкие и дорогостоящие рыночные исследования. Поэтому часто целесообразнее оценивать конкурентоспособность косвенным методом – с помощью товара-образца. В этом случае за основу берется не потребитель, а товар-образец, уже пользующийся спросом. Важным моментом является выбор наиболее конкурентоспособного товара в качестве базы для сравнения

В случае применения образца как базы для сравнения единичные параметрические индексы определяются по формулам

 

,

 

,

где qi – единичный показатель конкурентоспособности по i-ому параметру;

Рi – величина i-го параметра для анализируемого товара;

Рi0 – величина i-го параметра для образца;

Первая из представленных формул используется тогда, когда рост показателя соответствует улучшению параметра анализируемого товара. Когда же уменьшение показателя соответствует улучшению параметра анализируемого товара, используется вторая формула.

Однако приведенные выше единичный и групповой показатели, отражая степень удовлетворения потребности, еще не дают возможности оценить конкурентоспособность товара. Для этого необходимо сопоставить показатели анализируемого товара и его конкурента и выяснить, какой из товаров в большей степени соответствует потребности. Это соотношение и позволяет определить уровень конкурентоспособности данного товара в сравнении с товаром-конкурентом.

 

,

 

где К – показатель конкурентоспособности товара по отношению к конкуренту по техническим параметрам;

I тп 1, I тп 2 – групповые показатели по техническим параметрам для 1-го товара и товара-конкурента.

Если К > 1, анализируемое изделие превосходит образец, если К < 1, то оно уступает ему, если К = 1, то товары одинаковы по конкурентоспособности.

Полученный показатель дает возможность ответить на вопрос – способен ли данный товар и в какой степени удовлетворить существующую потребность. Однако существует еще один очень важный аспект – это уровень затрат, при котором данная потребность может быть удовлетворена. С этой целью необходим анализ экономических параметров. В связи с этим возникает потребность определения цены потребления. Цена потребления включает затраты, связанные с приобретением и эксплуатацией товара.

Для нахождения уровня конкурентоспособности по экономическим параметрам необходимо провести сопоставление цен потребления анализируемого товара и образца, т.е.

 

,

 

где І эп – показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам (ценам потребления);

С – цена потребления анализируемого товара;

Со – цена потребления товара-образца.

В качестве комплексного параметра, применяемого для оценки конкурентоспособности, может выступать интегральный показатель конкурентоспособности (или удельный полезный эффект), определяемый как отношение суммарного полезного эффекта (Эп) к цене потребления (Цпотр).

 

.

 

 

Государственный заказ

 

Государственный заказ должен подкрепляться рядом стимулов и определенными гарантиями, к числу которых можно отнести:

приоритетное обеспечение материальными ресурсами, капитальными вложениями,

льготы на выдачу кредитов,

гарантии сбыта всей выпущенной продукции,

льготное ценообразование,

льготы по налогу на прибыль.

Государственные заказы широко распространены в ряде западных стран. Государственный заказ в западных странах по существу представляет собой договор между государством в лице того или иного министерства и фирмой. Обычно предметом договора является поставка продукции или проведение различных видов научных работ. Государство и предприятие выступают здесь как коммерческие партнеры, берущие на себя определенные обязательства в соответствии с контрактом. В договоре предусматривается, что в случае невыполнения тех или иных условий фирмы обязаны возместить государственные затраты.

Что же привлекает фирмы в госзаказе? Прежде всего:

твердая гарантия сбыта продукции,

высокий уровень цен,

налоговые и кредитные льготы,

отсутствие риска неплатежа,

получение госзаказа, существенно повышающее престиж фирмы.

Распределение госзаказов по сути дела конкурсное, хотя зачастую и не называется таковым. Шанс получить госзаказ имеют лишь наиболее конкурентоспособные фирмы, которые, по мнению компетентных государственных органов, в состоянии наилучшим образом выполнить заказ.

Государственный заказ в современной экономике развитых стран является одним из наиболее эффективных инструментов воздействия на современный общественный спрос. Одновременно госзаказы активно используются для решения крупномасштабных стратегических задач, проведения долгосрочной структурной политики.

В каких же отраслях особенно велика доля госзаказа в объеме производства? Предпочтение в предоставлении госзаказов в западных странах отдается предприятиям военно-промышленного комплекса (2/3 государственных заказов США), а также тем гражданским отраслям, которые определяют научно-технический прогресс.

Посредством госзаказов государство существенно облегчает предприятиям быстрое крупносерийное освоение новой продукции, позволяя избежать многих препятствий, связанных с непривычными для потребителя свойствами новой техники, недостаточностью каналов сбыта. Государство создает гарантированный первоначальный сбыт и подготавливает тем самым рынки к дальнейшему сбыту продукции.

В Украине государственный заказ регламентируется законом Украины «О поставках продукции для государственных потребностей». Этот закон устанавливает общие правовые и экономические основы формирования, размещения и выполнения на договорной (контрактной) основе заказов государства на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для удовлетворения государственных потребностей и субъектов хозяйственной деятельности Украины всех форм собственности.

 

Контрольные вопросы

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.