Сделай Сам Свою Работу на 5

В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ





 

Словарная (лексическая) работа — одна из составных частей системы развития речи учащихся. Ее задачи — обобщение, уточне­ние и активизация словаря детей, устранение из их лексикона нели­тературных слов.

Источниками обогащения словарного запаса младших школь­ников являются классное и внеклассное чтение, учебные книги по всем предметам, кинофильмы, радио- и телепередачи, общение со взрослыми и сверстниками и т. д.

Непонятные для детей слова, встречающиеся в текстах, нужда­ются в объяснении. Традиционно используются такие приемы объяснения значения слов: опора на контекст, показ предмета (кар-тины, рисунка, макета, фотографии, слайда), подбор синонимов и антонимов, логическое определение, развернутое описание, слово­образовательный анализ, перевод на родной язык и др.

Необходимо уже в начальных классах воспитать у ребят потреб­ность обращаться к справочной литературе. Если нет возможности обеспечить толковым словарем каждого ученика в классе, пусть бу­дет один словарь на нескольких детей. Учащиеся должны усвоить: ес­ли они не знают значения какого-то слова, можно спросить у учите­ля, у родителей или самим узнать по словарю.



При большой близости лексики русского и белорусского языков имеется немало слов, присущих только русскому языку. Их усвоение требует особого внимания. Такие слова следует постоянно включать в материал урока.

Очень важна работа над межъязыковыми омонимами — слова­ми, имеющими разное значение, но совпадающими в звуковом отно­шении. Детям трудно различать слова типа: речь — рэч (вещь), прозви­ще прозвШча (фамилия), неделя нядзеля (воскресенье), час — час (время), термин тэрмш (срок), качка — качка (утка), трус — трус (кролик), сварка сварка (ссора), диван — дыван (ковер), пыл — пыл (пыль), бескорыстный — бескарысны (бесполезный), отказать (в прось­бе) — адказаць (ответить), покорять — пакараць (наказать). Для усвоения значения таких русских слов можно использовать тексты-шутки.

/. "Трус, трус/" — кричали ребята, увидев пушистого зверька. Ва­ня, стоявший в стороне, подумал, что это к нему относится, и очень обиделся. Лена успокоила одноклассника, объяснив, что его друзья еще не знают русского слова кролик.



2. В пятницу школьникам было задано написать сочинение и сдать его через неделю. Некоторые дети принесли свои сочинения в понедельник.

Почему, по вашему мнению, эти ученики поспешили выполнить домашнее задание?

Необходима кропотливая работа над русскими словами, значе­ние которых лишь частично совпадает со значением однокоренных белорусских слов. В одних случаях может быть более широким зна­чение русского эквивалента, в других — белорусского. Например, слову хлеб в значении "зерно" в белорусском языке соответствует слово збожжа,т. е. одному русскому многозначному слову хлебсо­ответствуют белорусские хлеб, збожжа.Русским словам язык— ор­ган, находящийся во рту, и язык— средство общения соответствуют белорусские языки мова.

Нельзя забывать о работе над словами с общим корнем в обоих языках, но которые имеют фонетические, словообразовательные, грамматические, орфографические отличия. Для овладения языком важен учет взаимосвязи всех его сторон. Слово должно быть понято детьми, правильно произнесено и написано, грамматически верно употреблено в предложении.

Особого внимания требует формирование навыков произноше­ния слов, отличающихся от соответствующих белорусских местом ударения: верба, волосы, крапива, доска, имя, маленький, товарищес­кий, талант, щипцы и др.

Вызывает затруднение у школьников усвоение слов с особен­ностями словообразовательного характера: бесстрашие — бясстраш-насць, растение — расл'та, занятие — занятак, белье — бял'ана, назва­ние — назва, лов — лоуля, свет святло, наводнение — паводка.



Слова с фонетическими особенностями целесообразно вклю­чать в качестве опорных в устные рассказы. Например, "Верба вес­ной", "Мое имя" (дети будут стараться узнать, что обозначают их


 

60.

XQ$Q*Wl

имена, почему их так назвали, и смогут рассказать интересные исто­рии) и др.

Существительные, обозначающие названия детенышей животных, в русском языке образуются при помощи суффик­са -онок (-енок):жеребенок, котенок, поросенок, теленок (бел. жара-бя, кацяня, парася, цяля). Для усвоения русской словообразователь­ной модели такие слова следует чаще использовать в различных упражнениях. Можно предложить ребятам написать сочинение о животных и их детенышах.

Обогащению словаря учащихся способствуют упражнения с си­нонимами. Детям предлагаются задания: найти синонимы в текстах, расположить синонимы по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака, распределить данные слова по синонимичес­ким группам, исключить "лишнее" слово, выбрать наиболее подхо­дящее слово из нескольких синонимов и т. д.

В начальных классах часто предлагается подобрать синони­мы к данным словам. Однако младшие школьники не всегда мо­гут выполнить такое задание, потому что в их словаре нет нужных слов. Здесь на помощь приходят подготовительные упражнения. Например:

1. Выпишите две группы слов, близких по значению.
Смелый, аккуратный, храбрый, мужественный, чистый, отваж­
ный, бесстрашный, опрятный.

2. Выпишите только слова, близкие по значению.
Работать, трудиться, петь, делать, заниматься.

После таких упражнений дети легко подберут синонимы к сло­вам работать, смелый, аккуратный.

Упражнения с синонимами полезно завершать включением их в словарь детей. Так, перед сочинениями на осеннюю тематику может быть проведена работа над следующими синонимическими рядами (на разных уроках): ненастный, непогожий, хмурый, пасмурный; грус­тный, печальный, унылый, невеселый, тоскливый, скучный; мокрый, влажный, сырой; прохладный, све!ясий.

Описывая осенние листья, школьники обычно употребляют только прилагательные желтый, красный. Ксочинению " Краски осе­ни" можно предложить такие синонимы: красный, багровый, багря­ный, алый, пунцовый, огненный, рубиновый, пурпурный; желтый, золо­той, янтарный, лимонный.

В рассказе о дружбе дети могут использовать слова из следую­щих синонимических групп: друг, товарищ, приятель; дружеский, теплый, сердечный, задушевный; верный, преданный, надежный; спа­сать, выручать, вызволять;радоваться, веселиться, торжествовать.

Работа с антонимами начинается с наблюдения за ними в тек­сте ("Что такое хорошо и что такое плохо?" В. Маяковского). Много антонимов в стихах С. Баруздина, В. Данько, Н. Найдено­ва, В. Орлова, П. Реброва, Б. Тимофеева, А. Рождественской, Д. Чиарди и др., которые учитель найдет в пособии Н. Н. Ушакова "Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах". Кроме того, дети постоянно встречаются с антонимами в загадках, пословицах, сказках, построенных на противопоставлении правды и лжи, добра и зла, света и тьмы.

Рекомендуются такие.упражнения с антонимами: группировка антонимов по парам; подбор антонимов к данным словам; составле­ние, продолжение предложений с антонимами; замена антонима в предложении; подбор антонимов к многозначным словам. Важно, чтобы школьники учились употреблять антонимы в своей речи, в составляемых ими рассказах, сочинениях. Этому способствует вклю­чение антонимов в число опорных слов.

Для сочинений-миниатюр можно предложить темы: "Трудолю­бивый и ленивый", "Сильный и слабый", "Добро и зло", "Правда и ложь" и т. д. Их написанию может предшествовать беседа, в процес­се которой выясняется, о чем учащиеся собираются рассказать в сво­ем сочинении.

Дети очень любят сказки. Стоит предложить им попробовать со­чинить сказку, героями которой будут трусливый заяц и смелый волк (большой и маленький, умный и глупый и т. п.).

Следует учить школьников использовать в текстах-рассужде­ниях пословицы, авторские тексты, содержащие антонимы. Например:

1. Прочитайте. Что, по вашему мнению, говорит ленивый уче­
ник, а что — прилежный? Почему вы так считаете?

Завтра поучусь, а сегодня погуляю.

Завтра погуляю, а сегодня поучусь.

К. Ушинский.

2. Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл?

Труд кормит, а лень портит. Даже самое большое дерево выросло из маленького семени. Лучшая вещь новая, лучший друг старый. Добро

помни, а зло забывай.

3. Прочитайте. Какие слова помогли автору описать осень?

Странный лес сейчас — в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Увядание и рассвет. Тишина и песни. И грустно и радостно.

Н. Сладкое.

Работа над многозначными словами должна начинаться с I класса и проводиться постоянно. Первоклассники понимают, что иголки бывают не только швейные, иголки есть у елки, у ежа. Во многих случаях усвоить значение многозначных слов помогают кар­тинки.

Знакомить детей с многозначностью слова можно с помощью вопросов:

У кого есть нос? (У человека, у лодки.) У кого есть ножка? (У ре­бенка, у стола.) У кого есть горлышко? (У детей, у бутылки.) Кто бы­вает румяным?(Девочка, яблоко.) Что бывает мелким?(Ручей, ягоды.)

Постепенно ребята узнают все больше многозначных слов: зем­ля — планета Земля, почва; хлеб — кусок хлеба, хлеб в поле; голова — голова человека, всему делу голова; свет — свет лампы, свет знаний; \/ свежий свежий хлеб, свежий ветер, свежий журнал; густой — гус­той лес, густая каша; тяжелый — тяжелая ноша, тяжелая работа; отвечать — отвечать на вопросы, отвечать за порученное дело и т. д.

Учитель должен сообщить школьникам о словах, имеющих мно­го значений. Например, у глагола идтиболее 40 значений: двигаться (человек идет), действовать (часы идут), падать (снег идет), плыть (идти под парусом) и т. д.

Ребята с большим интересом воспринимают новые для них зна­чения знакомых слов, а затем используют в своей речи. Вот какое стихотворение написала десятилетняя Аня Ничкова:

Шел по дороге человек.

Шел белый мягкий снег, %■

Шло время незаметно,

Пришел мой час,

Пришел мой век...

Со словами, употребленными в переносном значении, дети встречаются еще в дошкольной жизни, однако не сразу понимают их значение. Малыши стремятся увидеть, как солнышко садится на ска­мейку, как лает крапива (ведь она кусается) и т. д. Осознать это язы­ковое явление детям поможет сопоставление словосочетаний и пред­ложений, в которых слова используются в прямом и переносном зна­чениях:

Грустный человек. Грустный лес.

Девочка смеется. Солнце смеется.

При анализе текстов не следует оставлять без внимания ни од­ного случая необычного использования слов. Необходимо подчерки­вать, что употребление слов в переносном значении делает нашу речь живой, яркой, образной.

В работе над переносным значением слова могут быть использо­ваны следующие упражнения:

1. Составьте словосочетания с данными словами, запишите их
по образцу. Укажите значение слова золотойв каждом словосочета­
нии. В каких из составленных вами словосочетаний это слово
употреблено в переносном значении?

руки

сердце

время золотой

кольцо

слова

волосы Образец: золотые руки — умелые.

Слова для справок: сделанный из золота, цвета золота, счастли­вый, замечательный, добрый.

2. К данным существительным подберите прилагательные, име­
ющие переносное значение. Запишите составленные словосочета­
ния, устно объясните, как вы понимаете их смысл.

Небо, солнце, ветер, ручей, голос.

Слова для справок: ласковый, серебристый, нежный, грустный, золотой.


Придумайте несколько предложении, используя составленные словосочетания.

3. Используя слова из левого и правого столбиков, составьте предложения (устно).

небо спешить

ветер хмуриться

вьюга смеяться

солнце злиться

весна выть

Какие слова вы употребили в переносном значении?

Целесообразно чаще использовать на уроках тексты, в которых имеются слова с переносным значением. Вначале детям предлагает­ся объяснить, как они понимают эти слова, выражения, для чего ав­тор их употребил. Затем работа усложняется: учащиеся сами должны найти слова, употребленные в переносном значении, объяснить их смысл в данном контексте. Например:

1. Прочитайте.

В окна бьют без промаха

Вороны крылом.

Как метель, черемуха

Машет рукавом.

С. Есенин.

С чем поэт сравнивает черемуху? Как вы понимаете смысл вто­рого предложения? Запишите его. Выпишите слово, в котором ь слу­жит для обозначения мягкости согласного звука, а затем слово с раз­делительным ь.

2. Прочитайте.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом.
Точно серебром.

На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.

И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

С. Есенин.

Какие выражения помогли поэту нарисовать такую поэтичес­кую картину? Как вы их понимаете? Найдите однокоренные слова. Разберите их по составу.

При изучении имени существительного можно использовать уп­ражнения типа:

1. Прочитайте.
Красным полымем
Заря вспыхнула;
По лицу земли
Туман стелется.

А. Кольцов. Как вы понимаете выражение "по лицу земли"? Есть ли еще в этом четверостишии образные выражения? Назовите имена сущес­твительные, определите их род.

2. Прочитайте поэтические строки. Обратите внимание на
выражения "утро года" и "вечер года". Найдите еще образные вы­
ражения.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

А. Пушкин. И вот сентябрь! И вечер года к нам Подходит. На поля и горы Уже мороз бросает по утрам Свои сребристые узоры.

Е. Баратынский. Назовите имена существительные. Укажите их число.

3. Прочитайте.


 


/



%


Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело.

Я ничего не пойму.

А. Фет.

Как вы понимаете смысл первого предложения? Найдите слова с противоположным значением. Назовите имена существительные, укажите их склонение.

4. Прочитайте.

Блестит луна, недвижно море спит, Молчат сады...

А. Пушкин. И скрылся день; клубясь, туманы Одели темные поляны Широкой белой пеленой...

М. Лермонтов. Найдите слова, употребленные в переносном значении. Выпи­шите имена существительные, определите их род и число.

5. Прочитайте.

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг.

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер нежен и упруг.

А. Ахматова.

Звенели весенние воды,

И прыгал с пригорка родник.

И радостно сосны шумели,

И звезды качались на них.

С. Кшчков.

Назовите слова, употребленные в переносном значении. Ука­жите, к какой части речи они относятся. Выпишите имена сущес­твительные единственного числа, укажите их род, склонение и падеж.

6. Прочитайте.

Ах, это сызнова, верно, сегодня

Вышел из рощи ночью ручей.

Б. Пастернак.

Всю ночь гремел овраг соседний,

Ручей, бурля, бежал к ручью. А. Фет.

А рядом у проталинки,

В траве, между корней.

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

С. Есенин.

Назовите слова, которые употреблены в переносном значении. Определите, к какой части речи они относятся. Выпишите имена су­ществительные I склонения, укажите их падеж. Выучите наизусть один из отрывков.

Изучая имя прилагательное, можно использовать такие уп­ражнения:

1. Прочитайте.

Этот вечер, еще не весенний, Но какой-то уже и не зимний... Что ж ты медлишь, весна?

В. Ходасевич. Как вы понимаете смысл последнего предложения? Назовите прилагательные единственного числа, укажите их род и падеж.

2. Прочитайте.
В волне
Золотистого
Хлеба

По-прежнему ветер бежит;

По-прежнему

 

Нежное

Небо

Над зорями грустно горит. А. Белый.

Что вы представили, прочитав эти строки? Назовите слова, ко­торые употреблены в переносном значении. К какой части речи от­носится каждое из этих слов? Найдите имена прилагательные, опре­делите их род, число, падеж.

3. Опишите летнее небо, используя прилагательные с перенос­
ным значением.


4. Прочитайте.

Уронила луна из ручек —

Так рассеянна до сих пор

Веер самых розовых тучек

На морской голубой ковер. Н. Гумилев.

Какие слова поэт использовал в переносном значении? Назови­те имена прилагательные, укажите их род, число, падеж.

Обогащение словаря предполагает не только увеличение коли­чества слов, усвоенных детьми, но и качественное изменение речи, связанное с развитием ее выразительной стороны. Этому способ­ствует работа над переносным значением слова, которая продолжа­ется и при изучении глагола. Могут быть использованы следующие упражнения:

1. Прочитайте.
Грустно. Осень пирует,

Осень развесила красные ткани, Ликует...

Ветер — как стон запоздалых рыданий, Листья шуршат и, взлетая, танцуют. В. Ходасевич.Назовите слова, употребленные в переносном значении. Найди­те глаголы, определите их время.

2. Прочитайте отрывки из стихотворений С. Есенина.

/. И мне в окошко постучал сентябрь багряной веткой ивы. 2. Сви­щет ветер под крутым забором, прячется в траву. 3. Листья падают, листья падают. Стонет ветер, протяжен и глух. 4. И золотеющая осень, в березах убавляя сок, листвою плачет на песок.

Как вы понимаете смысл последнего предложения? Назовите глаголы, употребленные в переносном значении. Выпишите предло­жения с глаголами настоящего времени.

3. Прочитайте.

И идешь и не дышишь...

Холодеют поля.

Нет, послушай... Ты слышишь? —

Это дышит земля.

М. Волошин.

Как вы понимаете смысл последнего предложения? Какое слово в этом четверостишии употреблено в прямом и переносном значени­ях? Найдите глаголы, определите их время, лицо и число.

4. Прочитайте.

Вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыб­нулась и засверкала росой. (ПоА. Чехову.) Утро было свежее: лепе­тали деревья, пурпурные нити перистых тучек проходили по небу ясными струйками. (По А. Белому.)Под легким дуновением знойно­го ветра вздрагивало море и улыбалось безоблачному небу. (По М. Горькому.)

Выпишите глаголы, определите их время, число, род, обозначьте окончания. Назовите слова, употребленные в перенос­ном значении.

5. Составьте предложение, употребляя глагол улыбатьсяв пере­
носном значении.

6. Прочитайте.
Луна — пока юна —
уходит рано спать.

И. Северянин. Чудный день! Пройдут века — Так же будут, в вечном строе, Течь и искриться река И поля дышать на зное.

Н. Заболоцкий. Найдите слова, которые употреблены в переносном значении. Выпишите глаголы неопределенной формы.

7. Составьте предложения с глаголами дышать, спать,употреб­
ляя их в переносном значении.

Предлагаемые упражнения могут быть использованы на уроках русского языка, на внеклассных занятиях. Думается, что на уроке, на прогулке должны чаще звучать хорошие стихи, чтобы образное сло­во входило в словарь и сердце ребенка.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.