В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
Словарная (лексическая) работа — одна из составных частей системы развития речи учащихся. Ее задачи — обобщение, уточнение и активизация словаря детей, устранение из их лексикона нелитературных слов.
Источниками обогащения словарного запаса младших школьников являются классное и внеклассное чтение, учебные книги по всем предметам, кинофильмы, радио- и телепередачи, общение со взрослыми и сверстниками и т. д.
Непонятные для детей слова, встречающиеся в текстах, нуждаются в объяснении. Традиционно используются такие приемы объяснения значения слов: опора на контекст, показ предмета (кар-тины, рисунка, макета, фотографии, слайда), подбор синонимов и антонимов, логическое определение, развернутое описание, словообразовательный анализ, перевод на родной язык и др.
Необходимо уже в начальных классах воспитать у ребят потребность обращаться к справочной литературе. Если нет возможности обеспечить толковым словарем каждого ученика в классе, пусть будет один словарь на нескольких детей. Учащиеся должны усвоить: если они не знают значения какого-то слова, можно спросить у учителя, у родителей или самим узнать по словарю.
При большой близости лексики русского и белорусского языков имеется немало слов, присущих только русскому языку. Их усвоение требует особого внимания. Такие слова следует постоянно включать в материал урока.
Очень важна работа над межъязыковыми омонимами — словами, имеющими разное значение, но совпадающими в звуковом отношении. Детям трудно различать слова типа: речь — рэч (вещь), прозвище — прозвШча (фамилия), неделя — нядзеля (воскресенье), час — час (время), термин — тэрмш (срок), качка — качка (утка), трус — трус (кролик), сварка — сварка (ссора), диван — дыван (ковер), пыл — пыл (пыль), бескорыстный — бескарысны (бесполезный), отказать (в просьбе) — адказаць (ответить), покорять — пакараць (наказать). Для усвоения значения таких русских слов можно использовать тексты-шутки.
/. "Трус, трус/" — кричали ребята, увидев пушистого зверька. Ваня, стоявший в стороне, подумал, что это к нему относится, и очень обиделся. Лена успокоила одноклассника, объяснив, что его друзья еще не знают русского слова кролик.
2. В пятницу школьникам было задано написать сочинение и сдать его через неделю. Некоторые дети принесли свои сочинения в понедельник.
Почему, по вашему мнению, эти ученики поспешили выполнить домашнее задание?
Необходима кропотливая работа над русскими словами, значение которых лишь частично совпадает со значением однокоренных белорусских слов. В одних случаях может быть более широким значение русского эквивалента, в других — белорусского. Например, слову хлеб в значении "зерно" в белорусском языке соответствует слово збожжа,т. е. одному русскому многозначному слову хлебсоответствуют белорусские хлеб, збожжа.Русским словам язык— орган, находящийся во рту, и язык— средство общения соответствуют белорусские языки мова.
Нельзя забывать о работе над словами с общим корнем в обоих языках, но которые имеют фонетические, словообразовательные, грамматические, орфографические отличия. Для овладения языком важен учет взаимосвязи всех его сторон. Слово должно быть понято детьми, правильно произнесено и написано, грамматически верно употреблено в предложении.
Особого внимания требует формирование навыков произношения слов, отличающихся от соответствующих белорусских местом ударения: верба, волосы, крапива, доска, имя, маленький, товарищеский, талант, щипцы и др.
Вызывает затруднение у школьников усвоение слов с особенностями словообразовательного характера: бесстрашие — бясстраш-насць, растение — расл'та, занятие — занятак, белье — бял'ана, название — назва, лов — лоуля, свет — святло, наводнение — паводка.
Слова с фонетическими особенностями целесообразно включать в качестве опорных в устные рассказы. Например, "Верба весной", "Мое имя" (дети будут стараться узнать, что обозначают их
XQ$Q*Wl
имена, почему их так назвали, и смогут рассказать интересные истории) и др.
Существительные, обозначающие названия детенышей животных, в русском языке образуются при помощи суффикса -онок (-енок):жеребенок, котенок, поросенок, теленок (бел. жара-бя, кацяня, парася, цяля). Для усвоения русской словообразовательной модели такие слова следует чаще использовать в различных упражнениях. Можно предложить ребятам написать сочинение о животных и их детенышах.
Обогащению словаря учащихся способствуют упражнения с синонимами. Детям предлагаются задания: найти синонимы в текстах, расположить синонимы по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака, распределить данные слова по синонимическим группам, исключить "лишнее" слово, выбрать наиболее подходящее слово из нескольких синонимов и т. д.
В начальных классах часто предлагается подобрать синонимы к данным словам. Однако младшие школьники не всегда могут выполнить такое задание, потому что в их словаре нет нужных слов. Здесь на помощь приходят подготовительные упражнения. Например:
1. Выпишите две группы слов, близких по значению. Смелый, аккуратный, храбрый, мужественный, чистый, отваж ный, бесстрашный, опрятный.
2. Выпишите только слова, близкие по значению. Работать, трудиться, петь, делать, заниматься.
После таких упражнений дети легко подберут синонимы к словам работать, смелый, аккуратный.
Упражнения с синонимами полезно завершать включением их в словарь детей. Так, перед сочинениями на осеннюю тематику может быть проведена работа над следующими синонимическими рядами (на разных уроках): ненастный, непогожий, хмурый, пасмурный; грустный, печальный, унылый, невеселый, тоскливый, скучный; мокрый, влажный, сырой; прохладный, све!ясий.
Описывая осенние листья, школьники обычно употребляют только прилагательные желтый, красный. Ксочинению " Краски осени" можно предложить такие синонимы: красный, багровый, багряный, алый, пунцовый, огненный, рубиновый, пурпурный; желтый, золотой, янтарный, лимонный.
В рассказе о дружбе дети могут использовать слова из следующих синонимических групп: друг, товарищ, приятель; дружеский, теплый, сердечный, задушевный; верный, преданный, надежный; спасать, выручать, вызволять;радоваться, веселиться, торжествовать.
Работа с антонимами начинается с наблюдения за ними в тексте ("Что такое хорошо и что такое плохо?" В. Маяковского). Много антонимов в стихах С. Баруздина, В. Данько, Н. Найденова, В. Орлова, П. Реброва, Б. Тимофеева, А. Рождественской, Д. Чиарди и др., которые учитель найдет в пособии Н. Н. Ушакова "Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах". Кроме того, дети постоянно встречаются с антонимами в загадках, пословицах, сказках, построенных на противопоставлении правды и лжи, добра и зла, света и тьмы.
Рекомендуются такие.упражнения с антонимами: группировка антонимов по парам; подбор антонимов к данным словам; составление, продолжение предложений с антонимами; замена антонима в предложении; подбор антонимов к многозначным словам. Важно, чтобы школьники учились употреблять антонимы в своей речи, в составляемых ими рассказах, сочинениях. Этому способствует включение антонимов в число опорных слов.
Для сочинений-миниатюр можно предложить темы: "Трудолюбивый и ленивый", "Сильный и слабый", "Добро и зло", "Правда и ложь" и т. д. Их написанию может предшествовать беседа, в процессе которой выясняется, о чем учащиеся собираются рассказать в своем сочинении.
Дети очень любят сказки. Стоит предложить им попробовать сочинить сказку, героями которой будут трусливый заяц и смелый волк (большой и маленький, умный и глупый и т. п.).
Следует учить школьников использовать в текстах-рассуждениях пословицы, авторские тексты, содержащие антонимы. Например:
1. Прочитайте. Что, по вашему мнению, говорит ленивый уче ник, а что — прилежный? Почему вы так считаете?
Завтра поучусь, а сегодня погуляю.
Завтра погуляю, а сегодня поучусь.
К. Ушинский.
2. Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл?
Труд кормит, а лень портит. Даже самое большое дерево выросло из маленького семени. Лучшая вещь новая, лучший друг старый. Добро
помни, а зло забывай.
3. Прочитайте. Какие слова помогли автору описать осень?
Странный лес сейчас — в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Увядание и рассвет. Тишина и песни. И грустно и радостно.
Н. Сладкое.
Работа над многозначными словами должна начинаться с I класса и проводиться постоянно. Первоклассники понимают, что иголки бывают не только швейные, иголки есть у елки, у ежа. Во многих случаях усвоить значение многозначных слов помогают картинки.
Знакомить детей с многозначностью слова можно с помощью вопросов:
У кого есть нос? (У человека, у лодки.) У кого есть ножка? (У ребенка, у стола.) У кого есть горлышко? (У детей, у бутылки.) Кто бывает румяным?(Девочка, яблоко.) Что бывает мелким?(Ручей, ягоды.)
Постепенно ребята узнают все больше многозначных слов: земля — планета Земля, почва; хлеб — кусок хлеба, хлеб в поле; голова — голова человека, всему делу голова; свет — свет лампы, свет знаний; \/ свежий — свежий хлеб, свежий ветер, свежий журнал; густой — густой лес, густая каша; тяжелый — тяжелая ноша, тяжелая работа; отвечать — отвечать на вопросы, отвечать за порученное дело и т. д.
Учитель должен сообщить школьникам о словах, имеющих много значений. Например, у глагола идтиболее 40 значений: двигаться (человек идет), действовать (часы идут), падать (снег идет), плыть (идти под парусом) и т. д.
Ребята с большим интересом воспринимают новые для них значения знакомых слов, а затем используют в своей речи. Вот какое стихотворение написала десятилетняя Аня Ничкова:
Шел по дороге человек.
Шел белый мягкий снег, %■
Шло время незаметно,
Пришел мой час,
Пришел мой век...
Со словами, употребленными в переносном значении, дети встречаются еще в дошкольной жизни, однако не сразу понимают их значение. Малыши стремятся увидеть, как солнышко садится на скамейку, как лает крапива (ведь она кусается) и т. д. Осознать это языковое явление детям поможет сопоставление словосочетаний и предложений, в которых слова используются в прямом и переносном значениях:
Грустный человек. Грустный лес.
Девочка смеется. Солнце смеется.
При анализе текстов не следует оставлять без внимания ни одного случая необычного использования слов. Необходимо подчеркивать, что употребление слов в переносном значении делает нашу речь живой, яркой, образной.
В работе над переносным значением слова могут быть использованы следующие упражнения:
1. Составьте словосочетания с данными словами, запишите их по образцу. Укажите значение слова золотойв каждом словосочета нии. В каких из составленных вами словосочетаний это слово употреблено в переносном значении?
руки
сердце
время золотой
кольцо
слова
волосы Образец: золотые руки — умелые.
Слова для справок: сделанный из золота, цвета золота, счастливый, замечательный, добрый.
2. К данным существительным подберите прилагательные, име ющие переносное значение. Запишите составленные словосочета ния, устно объясните, как вы понимаете их смысл.
Небо, солнце, ветер, ручей, голос.
Слова для справок: ласковый, серебристый, нежный, грустный, золотой.
Придумайте несколько предложении, используя составленные словосочетания.
3. Используя слова из левого и правого столбиков, составьте предложения (устно).
небо спешить
ветер хмуриться
вьюга смеяться
солнце злиться
весна выть
Какие слова вы употребили в переносном значении?
Целесообразно чаще использовать на уроках тексты, в которых имеются слова с переносным значением. Вначале детям предлагается объяснить, как они понимают эти слова, выражения, для чего автор их употребил. Затем работа усложняется: учащиеся сами должны найти слова, употребленные в переносном значении, объяснить их смысл в данном контексте. Например:
1. Прочитайте.
В окна бьют без промаха
Вороны крылом.
Как метель, черемуха
Машет рукавом.
С. Есенин.
С чем поэт сравнивает черемуху? Как вы понимаете смысл второго предложения? Запишите его. Выпишите слово, в котором ь служит для обозначения мягкости согласного звука, а затем слово с разделительным ь.
2. Прочитайте. Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом. Точно серебром.
На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.
И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
С. Есенин.
Какие выражения помогли поэту нарисовать такую поэтическую картину? Как вы их понимаете? Найдите однокоренные слова. Разберите их по составу.
При изучении имени существительного можно использовать упражнения типа:
1. Прочитайте. Красным полымем Заря вспыхнула; По лицу земли Туман стелется.
А. Кольцов. Как вы понимаете выражение "по лицу земли"? Есть ли еще в этом четверостишии образные выражения? Назовите имена существительные, определите их род.
2. Прочитайте поэтические строки. Обратите внимание на выражения "утро года" и "вечер года". Найдите еще образные вы ражения.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
А. Пушкин. И вот сентябрь! И вечер года к нам Подходит. На поля и горы Уже мороз бросает по утрам Свои сребристые узоры.
Е. Баратынский. Назовите имена существительные. Укажите их число.
3. Прочитайте.
/
%
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело.
Я ничего не пойму.
А. Фет.
Как вы понимаете смысл первого предложения? Найдите слова с противоположным значением. Назовите имена существительные, укажите их склонение.
4. Прочитайте.
Блестит луна, недвижно море спит, Молчат сады...
А. Пушкин. И скрылся день; клубясь, туманы Одели темные поляны Широкой белой пеленой...
М. Лермонтов. Найдите слова, употребленные в переносном значении. Выпишите имена существительные, определите их род и число.
5. Прочитайте.
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг.
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
А. Ахматова.
Звенели весенние воды,
И прыгал с пригорка родник.
И радостно сосны шумели,
И звезды качались на них.
С. Кшчков.
Назовите слова, употребленные в переносном значении. Укажите, к какой части речи они относятся. Выпишите имена существительные единственного числа, укажите их род, склонение и падеж.
6. Прочитайте.
Ах, это сызнова, верно, сегодня
Вышел из рощи ночью ручей.
Б. Пастернак.
Всю ночь гремел овраг соседний,
Ручей, бурля, бежал к ручью. А. Фет.
А рядом у проталинки,
В траве, между корней.
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
С. Есенин.
Назовите слова, которые употреблены в переносном значении. Определите, к какой части речи они относятся. Выпишите имена существительные I склонения, укажите их падеж. Выучите наизусть один из отрывков.
Изучая имя прилагательное, можно использовать такие упражнения:
1. Прочитайте.
Этот вечер, еще не весенний, Но какой-то уже и не зимний... Что ж ты медлишь, весна?
В. Ходасевич. Как вы понимаете смысл последнего предложения? Назовите прилагательные единственного числа, укажите их род и падеж.
2. Прочитайте. В волне Золотистого Хлеба
По-прежнему ветер бежит;
По-прежнему
Нежное
Небо
Над зорями грустно горит. А. Белый.
Что вы представили, прочитав эти строки? Назовите слова, которые употреблены в переносном значении. К какой части речи относится каждое из этих слов? Найдите имена прилагательные, определите их род, число, падеж.
3. Опишите летнее небо, используя прилагательные с перенос ным значением.
4. Прочитайте.
Уронила луна из ручек —
Так рассеянна до сих пор —
Веер самых розовых тучек
На морской голубой ковер. Н. Гумилев.
Какие слова поэт использовал в переносном значении? Назовите имена прилагательные, укажите их род, число, падеж.
Обогащение словаря предполагает не только увеличение количества слов, усвоенных детьми, но и качественное изменение речи, связанное с развитием ее выразительной стороны. Этому способствует работа над переносным значением слова, которая продолжается и при изучении глагола. Могут быть использованы следующие упражнения:
1. Прочитайте. Грустно. Осень пирует,
Осень развесила красные ткани, Ликует...
Ветер — как стон запоздалых рыданий, Листья шуршат и, взлетая, танцуют. В. Ходасевич.Назовите слова, употребленные в переносном значении. Найдите глаголы, определите их время.
2. Прочитайте отрывки из стихотворений С. Есенина.
/. И мне в окошко постучал сентябрь багряной веткой ивы. 2. Свищет ветер под крутым забором, прячется в траву. 3. Листья падают, листья падают. Стонет ветер, протяжен и глух. 4. И золотеющая осень, в березах убавляя сок, листвою плачет на песок.
Как вы понимаете смысл последнего предложения? Назовите глаголы, употребленные в переносном значении. Выпишите предложения с глаголами настоящего времени.
3. Прочитайте.
И идешь и не дышишь...
Холодеют поля.
Нет, послушай... Ты слышишь? —
Это дышит земля.
М. Волошин.
Как вы понимаете смысл последнего предложения? Какое слово в этом четверостишии употреблено в прямом и переносном значениях? Найдите глаголы, определите их время, лицо и число.
4. Прочитайте.
Вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой. (ПоА. Чехову.) Утро было свежее: лепетали деревья, пурпурные нити перистых тучек проходили по небу ясными струйками. (По А. Белому.)Под легким дуновением знойного ветра вздрагивало море и улыбалось безоблачному небу. (По М. Горькому.)
Выпишите глаголы, определите их время, число, род, обозначьте окончания. Назовите слова, употребленные в переносном значении.
5. Составьте предложение, употребляя глагол улыбатьсяв пере носном значении.
6. Прочитайте. Луна — пока юна — уходит рано спать.
И. Северянин. Чудный день! Пройдут века — Так же будут, в вечном строе, Течь и искриться река И поля дышать на зное.
Н. Заболоцкий. Найдите слова, которые употреблены в переносном значении. Выпишите глаголы неопределенной формы.
7. Составьте предложения с глаголами дышать, спать,употреб ляя их в переносном значении.
Предлагаемые упражнения могут быть использованы на уроках русского языка, на внеклассных занятиях. Думается, что на уроке, на прогулке должны чаще звучать хорошие стихи, чтобы образное слово входило в словарь и сердце ребенка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|