Конкурс занимательных вопросов
МЕТОД ВЕПОЛЬНОГО АНАЛИЗА
В ТРИЗе любая техническая система создается для того, чтобы что-то производить, обрабатывать, измерять. Это что-то — изделие. А для обработки изделия нужны инструмент и энергия. Получается, что требуются два вещественных элемента (изделие, инструмент) и один энергетический, называемый полем. (В ТРИЗе термин "поле" употребляется в более широком смысле, нежели в физике. Здесь имеются в виду и тепловые, и звуковые, и оптические поля, а также различные разновидности механических полей — давление, удары и т. д.) Такую модель технической системы (два ВЕщества и ПОЛе) называют ВЕПОЛЬ и изображают следующим образом:
Система только тогда хорошо рабо- р.
тает, когда имеются все три элемента. А д
если какого-то элемента не хватает, воз- / \
никает задача. Например, такая. / \
Ягоды облепихи успешно "сопротивля- / \
ются" всякому механизированному сбору. п *■--------------- V>~,
Нужно придумать способ уборки облепихи, не повреждающий ягоды.
Чтобы решить эту задачу, ребята должны сначала сформулировать противоречие. Хорошо обученные приему выявления противоречий, ученики без труда с этим справляются:
— Ягоды облепихи должны быть мягкими, сочными, иначе они попросту не будут вкусными. С другой стороны, ягоды должны быть твердыми, чтобы можно было осуществить механическую уборку.
Далее под руководством учителя ребята строят вепольную схему:
Bi — ягода; В2 — машина для уборки ягод. Для завершения целостности модели не хватает поля П, которое позволит ягодам, сохраняя их структуру, стать твердыми или, выражаясь детским языком, не позволит грубым машинам ранить ягоды.
После составления схемы легко придумывается решение задачи — необходимо ягоды заморозить, то есть использовать тепловое поле в сочетании с водой. Вообще использование теплового поля в сочетании с водой — очень эффективный изобретательский прием. Трудно найти вещество дешевле и доступнее воды. А в сочетании с теплом вода может совершать работу — это известно еще со времен изобретения паровых машин. И, как известно ребятам, работать может не только пар, но и лед.
После того как ученики усвоили правила построения ве-поля, можно дать им задание посложнее. Например, можно рассмотреть задачу из книги Де Боно "Нешаблонное мышление".
"Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.
Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребий: положить в пустую сумку два камешка, белый и черный, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый — то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а она станет нищей и умрет с голоду.
Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом участь ее и ее отца..."
Текст задачи на этом обрывается, и продолжение рассказа ученики должны найти самостоятельно. Если не применять
метод вепольного анализа, то решение задачи может затянуться. Оно строится на догадках и предположениях, которые в основном крутятся вокруг ловкости рук девушки: "Она должна незаметно заменить черный камешек", "Пусть у нее руки будут в краске или в меле, тем самым она превратит черный камешек в белый" и т. д.
Используя метод вепольного анализа, учитель вместе с детьми строит схему, где известны В; и В2. Это — черные камешки, которые ростовщик положил в сумку. Один из них девушка должна вы- i тащить.
Отношение к лежащим в сумке камешкам у героини истории противоречивое: черный камешек в руке не устраивает ее по условию договора, черный камешек, оставшийся в сумке, устраивает. Ведь он указывает на то, какой камень должен был быть в руках у девушки, если бы условия договора соблюдались честно. Значит, оптимальный для купца и дочери вариант: один черный камешек остается в сумке, а другой, тоже черный, доставаемый девушкой, должен каким-либо образом исчезнуть, раствориться, испариться. Схема вепольного анализа будет выглядеть следующим образом:
Для того чтобы осуществилось волшебное испарение, понадобится П-поле. Ученики уже понимают, что камешек, как твердое тело, не может бесследно исчезнуть, а вот потеряться — вполне. Благо, действие происходит в саду, на усыпанной гравием дорожке. Значит, П-полем, достраивающим треугольник и решающим проблемную ситуацию, и будет усыпанная гравием дорожка, которая спрячет якобы случайно потерянный камешек.
Благодаря вепольному анализу дети находят решение, совпадающее с действительным продолжением истории:
"...Девушка опустила руку в сумку, вытащила камешек и, не взглянув на него, выронила прямо на дорожку, усыпанную гравием, где камешек мгновенно затерялся.
— Экая досада! — воскликнула она. — Ну, да дело поправимое. Ведь по цвету оставшегося камешка мы тотчас узнаем, какой камешек достался мне.
А поскольку камешек, оставшийся в сумке, был, как известно, черный, стало быть, девушка могла вытащить только белый камешек. Ведь ростовщик не станет признаваться в собственном мошенничестве" [А, с. 11 — 13].
МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА
Это один из самых известных методов коллективного творчества и активизации мыслительной деятельности. Пример использования метода мозгового штурма — телевизионная передача "Что? Где? Когда?". Впервые он был предложен А. Осборном в конце 30-х годов. Классический метод мозгового штурма предполагает разделение во времени и по исполнителям этапов генерации идей и их критики. На первом этапе группа генераторов ищет решения в совершенно свободной беседе при условии запрета любой критики. Высказанные идеи на втором этапе рассматриваются специальной группой "критиков", которая находит наиболее приемлемые их сочетания. Если долгое время высказываются слишком практичные, а значит, слишком узкие идеи, руководитель работы может предложить перейти к откровенно фантастическим или юмористическим проектам, чтобы раскрепостить интеллект участников.
Мы уже отмечали, что тризовцы критически относятся к МПиО. И метод мозгового штурма, и синектика, активно ис-
пользующая МПиО, по мнению тризовцев, искажают "правильное мышление" [7, с. 22]. Но по сути — постановке проблемных задач, активизации коллективного творческого мышления — и по форме — организации коллективного творческого обсуждения — мозговой штурм и ТРИЗ очень близки между собой. И "пропасть" между этими методами во многом надумана. Ведь вполне можно работать в режиме мозгового штурма, вооружившись приемами ТРИЗа: выявлением и разрешением противоречий, вепольным анализом, символическими и личными аналогиями и т. д. Такое соединение не будет эклектичным и сыграет положительную роль в развитии детского коллективного творческого мышления.
Предлагаем игру для учеников IV класса, в которой вопросы-задания могут быть решены методом мозгового штурма. Задания построены по материалам учебников "Русский язык", "Радуга", "Математика", "Человек и мир", "Мая Радз1ма — Беларусь".
Конкурс занимательных вопросов
Организация игры.Ученики класса делятся на команды из 4—6 человек. Каждая команда выбирает капитана, ответственного за игру, и придумывает название, например: "Умники", "Светлячки", "Неунывайки" и т. д. Желательно, чтобы команды были примерно равными по своему интеллектуальному составу. У каждой команды должны быть заранее заготовлены карточки, в которые кто-то один из ее членов будет записывать ответы на вопросы игры. Карточки нумеруются: в левом верхнем углу проставляется номер команды или ее сокращенное название, в правом верхнем углу — номер вопроса. Если рассматриваются 12 вопросов, должно быть заготовлено по 12 карточек на каждую команду, если 18 вопросов — то соответственно по 18 карточек.
Ход игры.Перед началом состязания учитель объясняет цели и задачи игры. Соревнуясь, ребята могут проверить свои знания, узнать, какой материал они недостаточно проработали, а где и вовсе есть пробелы. Игра приучает школьников к совместным действиям, заставляет прислушиваться к мнению друзей. Побеждает команда, которая не только обладает крепкими знаниями, но и сильна коллективистским духом. Учитывая, что по правилам игры учитель читает вопрос только один раз, дети учатся быть внимательными и мгновенно концентрироваться на необходимой информации.
Итак, учитель зачитывает первый вопрос. На нахождение ответа отводится 50 секунд. За это время члены команды, "генераторы", выдвигают разнообразные версии, а по истечении времени капитан должен выбрать только одну, на его взгляд, правильную. Он может прислушаться к мнению авторитетного "критика". Затем учитель объявляет: "10 секунд". Это значит, время поиска ответа (50 секунд) прошло, и в оставшееся время (10 секунд) необходимо записать ответ на карточку.
Учителю важно обратить внимание школьников на то, что, даже если у команды и нет правильного решения, все равно важно выдвигать какие-то идеи. В этом случае активизируется мыслительная деятельность, и, не найдя правильного ответа на этот вопрос, команда, заряженная интеллектуальной энергией, сможет легко отыскать ответ на другой вопрос.
Оценка результатов игры.Правильно ли сыграла команда, ребята узнают сразу. По истечении 10 секунд, необходимых для записи ответа, звучит команда "Время". Учитель с помощью детей собирает карточки, дает правильный ответ на вопрос и называет команды, которые справились с заданием.
Результаты игры фиксируются на доске, где заранее расчерчена таблица. Количество столбцов соответствует количеству команд, количество рядов — количеству вопросов. Вверху написаны названия команд. В случае правильного ответа в соответствующем ряду проставляется единица (это значит — один балл), а рядом в скобках — рейтинг вопроса. Рейтинг зависит от степени трудности вопроса: у легких вопросов он низкий, у трудных— высокий. Рейтинг определяется по количес-
тву команд, неправильно ответивших на вопрос, плюс единица. Допустим, играют 7 команд. На очередной вопрос правильно ответили только 3 команды, значит, неправильно— 4. Отсюда рейтинг вопроса будет равняться числу 5 (4 + 1 = 5). Если же правильно ответила только 1 команда, а 6 команд неправильно, то рейтинг вопроса будет самый высокий (6 + 1 = 7). Если же все команды нашли решение, то рейтинг будет самый низкий (0 + 1 = 1). По рейтингу вопроса можно узнать, соответствуют ли предлагаемые задания умственному потенциалу школьников. Оптимальный вариант— средний рейтинг вопросов. В случае только высокого или же только низкого рейтингов вопросы должны корректироваться соответственно в сторону облегчения или усложнения.
По окончании игры подсчитываются результаты. Сначала определяется число правильных ответов — общее количество набранных командами баллов. Именно оно определяет победителя. В случае равенства общего балла у нескольких команд окончательного победителя определяет суммарный рейтинг вопросов. Допустим, две команды набрали одинаковое количество баллов — 8. Но у первой команды суммарный рейтинг 26, а у второй — 25. Первая команда выходит победителем, а вторая занимает соответственно второе место.
Вариант предлагаемых вопросов.
1. Старая легенда гласит, что однажды прародитель бело русов Белаполь выпустил двух птиц в разные стороны — одну на юг, другую на запад и велел своим любимым собакам бежать в тех же направлениях. Как побежали те собаки, так и сгинули, а по их следам две реки протянулись. Вот на этих просторах и начал селиться белорусский народ. Назовите эти реки.
(Западная Двина и Днепр.)
2. Этих натуральных чисел в 10 раз больше, чем однознач ных. Назовите эти числа.
(Двузначные.)
3. Константин Ушинский называл неумение выразить свои мысли большим недостатком, но гораздо большим недос татком для него было... Как выдумаете, что?
(Не иметь своих мыслей.)
4. Используйте фразеологизм для характеристики того, кто сам не пользуется чем-то и другим не позволяет.
(Собака на сене.)
5. Что было завтра и будет вчера?
(Сегодня.)
6. Сначала онивыглядели как картинки, яркие, красочные и понятные. Потом онистали упрощаться. Вместо образов по явились волнистые линии, кружки, зигзаги, а потом и вовсе рисунки пропали. И онирассыпались на отдельные непонят ные значки. Кто они?
(Слова.)
7. Какая часть урока прошла, если она составляет полови ну оставшейся части?
(Одна треть.)
8. Все мы знаем, как нужны птицам перья: и в качестве покрова, и для полета, и для украшения. Нам вроде бы перья ни к чему. Однако, если вспомнить, для чего в старину служи ли людям перья, то можно сделать вывод, что хранилище для перьев имеется у каждого ученика. Назовите его.
(Пенал, от лат. "реппа " — перо.)
9. В парке, имеющем квадратную форму, четыре пруда, рас положенных по углам. Было решено проложить дорожки меж ду ними так, чтобы можно было пройти от одного пруда к дру гому кратчайшим путем. Сколько дорожек надо проложить?
(Шесть.)
10. Эти два брата очень похожи друг на друга. По профес сии они — разделители. Но один из братьев работает нежно, мягко, а другой — жестко и твердо. Назовите этих братьев.
(Разделительные твердый и мягкий знаки.)
11. Шотландский поэт Роберт Берне жил более 200 лет на зад. Он рано начал помогать родителям, трудился с ними в по-
ле. И в детстве, и в юности мальчик даже не думал и не мечтал стать поэтом. Он много читал, многому учился. А кто, по мнению поэта, был его главным учителем?
(Природа.)
12. Вы знаете, что имена существительные изменяются по числам. Например, учебник — учебники, ров — рвы, село — села. А как правильно образовать множественное число от сло ва "дно"? Если вы сделаете это правильно, на вас повеет ат мосферой одной из европейских стран.
(Донья.)
13. Этот древнейший памятник человечества, разделен ный на две части, создавался на протяжении 15 столетий бо лее чем 40 авторами. Он сохранился до сих пор, причем вто рая часть памятника несет "благую весть". Назовите этот па мятник.
(Библия.)
14. Как богатые и умные люди — волхвы, живущие на Вос токе, узнали дорогу к пещере, где родился Иисус Христос?
(По Вифлеемской звезде.)
15. Юля идет на день рождения. Ей нужно положить свой подарок в коробочку и перевязать ленточкой. Сколькими спо собами она может упаковать подарок, если у нее есть три лен точки (розовая, голубая, зеленая) и четыре коробочки (крас ная, синяя, желтая, зеленая)?
(Двенадцатью.)
16. Он вмиг заметит, нет чего, Найдет вещам владельца. Сравнить, сильнее кто кого, Нет лучшего умельца.
Он очень осмотрительный... Кто он?
(Падеж родительный.)
17. Как правило, мы едим столько, сколько требует орга низм. Ведь, для того чтобы совершить какую-либо работу, мы тратим энергию, которую получаем вместе с пищей. Докажите с помощью Александра Сергеевича Пушкина, что один из ге роев его произведений — Балда — недоедал.
("...Ест (Балда) за четверых. Работает за семерых".)
18. Народная молва донесла до нас весточки про двух братьев-балагуров: Фому и Ерему. Они хвастались, что всегда точно предсказывают погоду. Как им это удавалось?
(Один предсказывает дождь, другой — ясную погоду. Кто-нибудь правду да скажет.)
ЛИТЕРАТУРА
1. Альтшуллер Г., Верткин И. Как стать гением. — Мн.: Беларусь, 1994.
2. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. — М.: Сов. радио, 1979.
3. Белая В. Л. i шш. Мая Радз1ма — Беларусь. Падруч. для 4-га кл. — Мн.: Нар. асвета, 1996.
4. Боно Эдвард де. Рождение новой идеи. — М., 1976.
5. Воропаева В. С, Куцанова Т. С. Радуга. Уч. по лит. чт. для 4 кл. шк. с рус. яз. обуч. — Мн.: "Асар", 1998.
6. Грабчикова Е. С, Максимук Н. Н. Русский язык. Уч. для 4 кл. - Мн.: "Асар", 1998.
7. Злотин Б. Л., Зусман А. В. Месяц под звездами фантазии. Кишинев: "Лумина", 1988.
8. Как определить и развить способности ребенка. — СПб.: "Респекс", 1996.
9. Правила игры без правил. —Петрозаводск: "Карелия", 1989.
10. Тихомиров О. К. Психология мышления. Изд-во МГУ, 1984.
О. Н. МАЛИНКА,
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|