Сделай Сам Свою Работу на 5

Конкурс занимательных вопросов





МЕТОД ВЕПОЛЬНОГО АНАЛИЗА

В ТРИЗе любая техническая система создается для того, чтобы что-то производить, обрабатывать, измерять. Это что-то — изделие. А для обработки изделия нужны инструмент и энергия. Получается, что требуются два вещественных элемен­та (изделие, инструмент) и один энергетический, называемый полем. (В ТРИЗе термин "поле" употребляется в более широ­ком смысле, нежели в физике. Здесь имеются в виду и тепло­вые, и звуковые, и оптические поля, а также различные разно­видности механических полей — давление, удары и т. д.) Та­кую модель технической системы (два ВЕщества и ПОЛе) на­зывают ВЕПОЛЬ и изображают следующим образом:

Система только тогда хорошо рабо- р.

тает, когда имеются все три элемента. А д

если какого-то элемента не хватает, воз- / \

никает задача. Например, такая. / \

Ягоды облепихи успешно "сопротивля- / \

ются" всякому механизированному сбору. п *■--------------- V>~,

Нужно придумать способ уборки облепихи, не повреждающий ягоды.

Чтобы решить эту задачу, ребята должны сначала сформу­лировать противоречие. Хорошо обученные приему выявле­ния противоречий, ученики без труда с этим справляются:



— Ягоды облепихи должны быть мягкими, сочными, ина­че они попросту не будут вкусными. С другой стороны, ягоды должны быть твердыми, чтобы можно было осуществить меха­ническую уборку.

Далее под руководством учителя ребята строят вепольную схему:

Bi — ягода; В2 — машина для уборки ягод. Для завершения целостности модели не хватает поля П, которое позволит яго­дам, сохраняя их структуру, стать твердыми или, выражаясь детским языком, не позволит грубым машинам ранить ягоды.

После составления схемы легко придумывается решение задачи — необходимо ягоды заморозить, то есть использовать тепловое поле в сочетании с водой. Вообще использование теплового поля в сочетании с водой — очень эффективный изобретательский прием. Трудно найти вещество дешевле и доступнее воды. А в сочетании с теплом вода может совершать работу — это известно еще со времен изобретения паровых ма­шин. И, как известно ребятам, работать может не только пар, но и лед.

После того как ученики усвоили правила построения ве-поля, можно дать им задание посложнее. Например, можно рассмотреть задачу из книги Де Боно "Нешаблонное мышление".



"Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один ку­пец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний старый и уродливый влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребий: поло­жить в пустую сумку два камешка, белый и черный, и пусть де­вушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девуш­ка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а она станет нищей и умрет с голоду.

Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Разговор происходил в саду, на усыпанной гра­вием дорожке. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти ка­мешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом участь ее и ее отца..."

Текст задачи на этом обрывается, и продолжение рассказа ученики должны найти самостоятельно. Если не применять



метод вепольного анализа, то решение задачи может затянуть­ся. Оно строится на догадках и предположениях, которые в ос­новном крутятся вокруг ловкости рук девушки: "Она должна незаметно заменить черный камешек", "Пусть у нее руки будут в краске или в меле, тем самым она превратит черный камешек в белый" и т. д.



Используя метод вепольного анали­за, учитель вместе с детьми строит схему, где известны В; и В2. Это — черные ка­мешки, которые ростовщик положил в сумку. Один из них девушка должна вы- i тащить.

• В

Х-^ов

Отношение к лежащим в сумке камешкам у героини исто­рии противоречивое: черный камешек в руке не устраивает ее по условию договора, черный камешек, оставшийся в сумке, устраивает. Ведь он указывает на то, какой камень должен был быть в руках у девушки, если бы условия договора соблюдались честно. Значит, оптимальный для купца и дочери вариант: один черный камешек остается в сумке, а другой, тоже черный, доставаемый девушкой, должен каким-либо образом исчез­нуть, раствориться, испариться. Схема вепольного анализа бу­дет выглядеть следующим образом:

 

Для того чтобы осуществилось волшебное испарение, по­надобится П-поле. Ученики уже понимают, что камешек, как твердое тело, не может бесследно исчезнуть, а вот потерять­ся — вполне. Благо, действие происходит в саду, на усыпанной гравием дорожке. Значит, П-полем, достраивающим треуголь­ник и решающим проблемную ситуацию, и будет усыпанная гравием дорожка, которая спрячет якобы случайно потерян­ный камешек.

Благодаря вепольному анализу дети находят решение, сов­падающее с действительным продолжением истории:

"...Девушка опустила руку в сумку, вытащила камешек и, не взглянув на него, выронила прямо на дорожку, усыпанную гравием, где камешек мгновенно затерялся.

Экая досада! воскликнула она. Ну, да дело поправи­мое. Ведь по цвету оставшегося камешка мы тотчас узнаем, ка­кой камешек достался мне.

А поскольку камешек, оставшийся в сумке, был, как извес­тно, черный, стало быть, девушка могла вытащить только бе­лый камешек. Ведь ростовщик не станет признаваться в соб­ственном мошенничестве" [А, с. 11 — 13].

МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА

Это один из самых известных методов коллективного творчества и активизации мыслительной деятельности. При­мер использования метода мозгового штурма — телевизион­ная передача "Что? Где? Когда?". Впервые он был предложен А. Осборном в конце 30-х годов. Классический метод мозго­вого штурма предполагает разделение во времени и по испол­нителям этапов генерации идей и их критики. На первом эта­пе группа генераторов ищет решения в совершенно свобод­ной беседе при условии запрета любой критики. Высказан­ные идеи на втором этапе рассматриваются специальной группой "критиков", которая находит наиболее приемлемые их сочетания. Если долгое время высказываются слишком практичные, а значит, слишком узкие идеи, руководитель ра­боты может предложить перейти к откровенно фантастичес­ким или юмористическим проектам, чтобы раскрепостить интеллект участников.

Мы уже отмечали, что тризовцы критически относятся к МПиО. И метод мозгового штурма, и синектика, активно ис-


пользующая МПиО, по мнению тризовцев, искажают "пра­вильное мышление" [7, с. 22]. Но по сути — постановке про­блемных задач, активизации коллективного творческого мыш­ления — и по форме — организации коллективного творческо­го обсуждения — мозговой штурм и ТРИЗ очень близки между собой. И "пропасть" между этими методами во многом наду­мана. Ведь вполне можно работать в режиме мозгового штур­ма, вооружившись приемами ТРИЗа: выявлением и разреше­нием противоречий, вепольным анализом, символическими и личными аналогиями и т. д. Такое соединение не будет эклек­тичным и сыграет положительную роль в развитии детского коллективного творческого мышления.

Предлагаем игру для учеников IV класса, в которой вопро­сы-задания могут быть решены методом мозгового штурма. Задания построены по материалам учебников "Русский язык", "Радуга", "Математика", "Человек и мир", "Мая Радз1ма — Беларусь".

Конкурс занимательных вопросов

Организация игры.Ученики класса делятся на команды из 4—6 человек. Каждая команда выбирает капитана, ответ­ственного за игру, и придумывает название, например: "Умни­ки", "Светлячки", "Неунывайки" и т. д. Желательно, чтобы команды были примерно равными по своему интеллектуаль­ному составу. У каждой команды должны быть заранее заго­товлены карточки, в которые кто-то один из ее членов будет записывать ответы на вопросы игры. Карточки нумеруются: в левом верхнем углу проставляется номер команды или ее сокращенное название, в правом верхнем углу — номер вопро­са. Если рассматриваются 12 вопросов, должно быть заготов­лено по 12 карточек на каждую команду, если 18 вопросов — то соответственно по 18 карточек.

Ход игры.Перед началом состязания учитель объясняет цели и задачи игры. Соревнуясь, ребята могут проверить свои знания, узнать, какой материал они недостаточно проработа­ли, а где и вовсе есть пробелы. Игра приучает школьников к совместным действиям, заставляет прислушиваться к мнению друзей. Побеждает команда, которая не только обладает креп­кими знаниями, но и сильна коллективистским духом. Учиты­вая, что по правилам игры учитель читает вопрос только один раз, дети учатся быть внимательными и мгновенно концентри­роваться на необходимой информации.

Итак, учитель зачитывает первый вопрос. На нахождение ответа отводится 50 секунд. За это время члены команды, "ге­нераторы", выдвигают разнообразные версии, а по истечении времени капитан должен выбрать только одну, на его взгляд, правильную. Он может прислушаться к мнению авторитетного "критика". Затем учитель объявляет: "10 секунд". Это значит, время поиска ответа (50 секунд) прошло, и в оставшееся время (10 секунд) необходимо записать ответ на карточку.

Учителю важно обратить внимание школьников на то, что, даже если у команды и нет правильного решения, все равно важно выдвигать какие-то идеи. В этом случае активизируется мыслительная деятельность, и, не найдя правильного ответа на этот вопрос, команда, заряженная интеллектуальной энерги­ей, сможет легко отыскать ответ на другой вопрос.

Оценка результатов игры.Правильно ли сыграла команда, ребята узнают сразу. По истечении 10 секунд, необходимых для записи ответа, звучит команда "Время". Учитель с помощью детей собирает карточки, дает правильный ответ на вопрос и называет команды, которые справились с заданием.

Результаты игры фиксируются на доске, где заранее рас­черчена таблица. Количество столбцов соответствует количес­тву команд, количество рядов — количеству вопросов. Вверху написаны названия команд. В случае правильного ответа в со­ответствующем ряду проставляется единица (это значит — один балл), а рядом в скобках — рейтинг вопроса. Рейтинг за­висит от степени трудности вопроса: у легких вопросов он низ­кий, у трудных— высокий. Рейтинг определяется по количес-


 


тву команд, неправильно ответивших на вопрос, плюс едини­ца. Допустим, играют 7 команд. На очередной вопрос правиль­но ответили только 3 команды, значит, неправильно— 4. От­сюда рейтинг вопроса будет равняться числу 5 (4 + 1 = 5). Ес­ли же правильно ответила только 1 команда, а 6 команд непра­вильно, то рейтинг вопроса будет самый высокий (6 + 1 = 7). Если же все команды нашли решение, то рейтинг будет самый низкий (0 + 1 = 1). По рейтингу вопроса можно узнать, соот­ветствуют ли предлагаемые задания умственному потенциалу школьников. Оптимальный вариант— средний рейтинг воп­росов. В случае только высокого или же только низкого рей­тингов вопросы должны корректироваться соответственно в сторону облегчения или усложнения.

По окончании игры подсчитываются результаты. Сначала определяется число правильных ответов — общее количество набранных командами баллов. Именно оно определяет побе­дителя. В случае равенства общего балла у нескольких команд окончательного победителя определяет суммарный рейтинг вопросов. Допустим, две команды набрали одинаковое коли­чество баллов — 8. Но у первой команды суммарный рейтинг 26, а у второй — 25. Первая команда выходит победителем, а вторая занимает соответственно второе место.

Вариант предлагаемых вопросов.

1. Старая легенда гласит, что однажды прародитель бело­
русов Белаполь выпустил двух птиц в разные стороны — одну
на юг, другую на запад и велел своим любимым собакам бежать
в тех же направлениях. Как побежали те собаки, так и сгинули,
а по их следам две реки протянулись. Вот на этих просторах и
начал селиться белорусский народ. Назовите эти реки.

(Западная Двина и Днепр.)

2. Этих натуральных чисел в 10 раз больше, чем однознач­
ных. Назовите эти числа.

(Двузначные.)

3. Константин Ушинский называл неумение выразить
свои мысли большим недостатком, но гораздо большим недос­
татком для него было... Как выдумаете, что?

(Не иметь своих мыслей.)

4. Используйте фразеологизм для характеристики того,
кто сам не пользуется чем-то и другим не позволяет.

(Собака на сене.)

5. Что было завтра и будет вчера?

(Сегодня.)

6. Сначала онивыглядели как картинки, яркие, красочные
и понятные. Потом онистали упрощаться. Вместо образов по­
явились волнистые линии, кружки, зигзаги, а потом и вовсе
рисунки пропали. И онирассыпались на отдельные непонят­
ные значки. Кто они?

(Слова.)

7. Какая часть урока прошла, если она составляет полови­
ну оставшейся части?

(Одна треть.)

8. Все мы знаем, как нужны птицам перья: и в качестве
покрова, и для полета, и для украшения. Нам вроде бы перья
ни к чему. Однако, если вспомнить, для чего в старину служи­
ли людям перья, то можно сделать вывод, что хранилище для
перьев имеется у каждого ученика. Назовите его.

(Пенал, от лат. "реппа " перо.)

9. В парке, имеющем квадратную форму, четыре пруда, рас­
положенных по углам. Было решено проложить дорожки меж­
ду ними так, чтобы можно было пройти от одного пруда к дру­
гому кратчайшим путем. Сколько дорожек надо проложить?

(Шесть.)

10. Эти два брата очень похожи друг на друга. По профес­
сии они — разделители. Но один из братьев работает нежно,
мягко, а другой — жестко и твердо. Назовите этих братьев.

(Разделительные твердый и мягкий знаки.)

11. Шотландский поэт Роберт Берне жил более 200 лет на­
зад. Он рано начал помогать родителям, трудился с ними в по-


ле. И в детстве, и в юности мальчик даже не думал и не мечтал стать поэтом. Он много читал, многому учился. А кто, по мне­нию поэта, был его главным учителем?

(Природа.)

12. Вы знаете, что имена существительные изменяются по
числам. Например, учебник — учебники, ров — рвы, село —
села. А как правильно образовать множественное число от сло­
ва "дно"? Если вы сделаете это правильно, на вас повеет ат­
мосферой одной из европейских стран.

(Донья.)

13. Этот древнейший памятник человечества, разделен­
ный на две части, создавался на протяжении 15 столетий бо­
лее чем 40 авторами. Он сохранился до сих пор, причем вто­
рая часть памятника несет "благую весть". Назовите этот па­
мятник.

(Библия.)

14. Как богатые и умные люди — волхвы, живущие на Вос­
токе, узнали дорогу к пещере, где родился Иисус Христос?

(По Вифлеемской звезде.)

15. Юля идет на день рождения. Ей нужно положить свой
подарок в коробочку и перевязать ленточкой. Сколькими спо­
собами она может упаковать подарок, если у нее есть три лен­
точки (розовая, голубая, зеленая) и четыре коробочки (крас­
ная, синяя, желтая, зеленая)?

(Двенадцатью.)

16. Он вмиг заметит, нет чего,
Найдет вещам владельца.
Сравнить, сильнее кто кого,
Нет лучшего умельца.

Он очень осмотрительный... Кто он?

(Падеж родительный.)

17. Как правило, мы едим столько, сколько требует орга­
низм. Ведь, для того чтобы совершить какую-либо работу, мы
тратим энергию, которую получаем вместе с пищей. Докажите
с помощью Александра Сергеевича Пушкина, что один из ге­
роев его произведений — Балда — недоедал.

("...Ест (Балда) за четверых. Работает за семерых".)

18. Народная молва донесла до нас весточки про двух
братьев-балагуров: Фому и Ерему. Они хвастались, что всегда
точно предсказывают погоду. Как им это удавалось?

(Один предсказывает дождь, другой ясную погоду. Кто-нибудь правду да скажет.)

ЛИТЕРАТУРА

1. Альтшуллер Г., Верткин И. Как стать гением. — Мн.: Бела­русь, 1994.

2. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. — М.: Сов. радио, 1979.

3. Белая В. Л. i шш. Мая Радз1ма — Беларусь. Падруч. для 4-га кл. — Мн.: Нар. асвета, 1996.

4. Боно Эдвард де. Рождение новой идеи. — М., 1976.

5. Воропаева В. С, Куцанова Т. С. Радуга. Уч. по лит. чт. для 4 кл. шк. с рус. яз. обуч. — Мн.: "Асар", 1998.

6. Грабчикова Е. С, Максимук Н. Н. Русский язык. Уч. для 4 кл. - Мн.: "Асар", 1998.

7. Злотин Б. Л., Зусман А. В. Месяц под звездами фантазии. Кишинев: "Лумина", 1988.

8. Как определить и развить способности ребенка. — СПб.: "Респекс", 1996.

9. Правила игры без правил. —Петрозаводск: "Карелия", 1989.

10. Тихомиров О. К. Психология мышления. Изд-во МГУ,
1984.

О. Н. МАЛИНКА,

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.