Сделай Сам Свою Работу на 5

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕНУЮ СТОИМОСТЬ





НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Налоговая политика – это комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение государственных целей.

Содержание и цели налоговой политики обусловлены объективными и субъективными факторами, политическим строем, задачами, стоящими перед государством. Главным субъектом налоговой политики является государство

Цели налоговой политики:

фискальная – основная, которая выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов;

экономическая – целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства;

социальная – сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта;

стимулирующая – предполагает активизацию инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики;



экологическая – охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций;

контрольная – используется государством для принятия решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы.

В зависимости от масштаба и сферы влияния различают внутреннюю и внешнюю налоговую политику.

Внутренняя налоговая политика проводится в рамках одной страны или территориальной единицы и предусматривает решение внутренних задач.

Внешняя налоговая политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение и унификацию налоговых систем разных стран.

В зависимости от механизма реагирования на изменение экономической сущности налоговая политика подразделяется на дискреционную и недискреционную, в соответствии с чем определяются механизм ее функционирования, формы и методы налогового регулирования.

Дискреционная налоговая политика проводится на основе решений Правительства о манипулировании налоговыми ставками или структурами налогообложении. Она используется для скорейшего прекращения спада экономики и поддержания равновесного состояния. В связи этим дискреционную политику часто называют стабилизационной налоговой политикой. В зависимости от этапа экономического цикла она может быть сдерживающей или стимулирующей.



При стимулирующей налоговой политике Правительство проводит ряд мер по уменьшению количества налогов, и в первую очередь, снижается доля косвенных налогов, включаемых в цену. При сдерживающей налоговой политике – число налогов, наоборот, увеличивается.

Недискреционная налоговая политикаосуществляется независимо от решений Правительства, автоматически. Это становится возможным благодаря «встроенным стабилизаторам» – механизмам, работающим в режиме саморегулирования автоматически.

Выделяются три типа налоговой политики:

1. Политика максимальных налогов – предельная ставка налогов в ВВП не должна быть более 50%.

2. Политика оптимальных налогов – способствует развитию предпринимательства и малого бизнеса, обеспечивая им благоприятный налоговый климат.

3. Политика, предусматривающая довольно высокий уровеньобложения, но при значительной государственной социальной защите.

Действия государства, направленные на выработку, реализацию и совершенствование налоговой политики, осуществляются специальными органами. Их можно подразделить на две группы:

1) органы общего управления;

2) органы оперативного управления.

К органам общего управления относятся: Национальное собрание Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь и Президент Республики Беларусь. Эти органы определяют налоговую политику, утверждают налоговое законодательство, осуществляют общий контроль за соблюдением налогового законодательства.



Органами оперативного управления являются: Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Они проводят в жизнь налоговую политику, разрабатывают проекты форм и методов налоговых отношений, издают соответствующие инструкции.

Основным республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления, является Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

 

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Налоговый контроль – система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков, проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных законодательством.

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь на налоговые органы возложена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением плательщиками законодательства о налогах и предпринимательстве посредством проведения налоговых проверок.

Налоговой проверкой признается проверка, предметом которой является изучение бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций (расчетов), а также других необходимых документов и сведений, связанных с налогообложением, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты плательщиком налогов, сборов.

Порядок организации и проведения проверок устанавливается Президентом Республики Беларусь. Налоговые проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Плановой налоговой проверкой является выездная налоговая проверка, включенная в координационный план контрольной деятельности в Республике Беларусь. Плановые проверки одного и тоже плательщика могут проводиться не более одного раз в год.

Внеплановой налоговой проверкой является проверка, которая проводится по поручению Президента Республики Беларусь, Правительства, Председателя Комитета государственного контроля, руководителя налогового органа и других уполномоченных органов. Внеплановая налоговая проверка, как правило, проводится без предварительного уведомления плательщика.

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь налоговые органы проводят следующие проверки:

– камеральные проверки;

– выездные проверки, в том числе дополнительные;

– выездные встречные проверки плательщиков.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Выездная проверка проводится по месту нахождения плательщика путем изучения полноты и правильности отражения фактических сумм налогов, сборов (пошлин). Выездные проверки назначаются руководителем налогового органа, проводящего проверку.

Выездные проверки могут быть комплексными, тематическими, встречными.

Общий срок проведения выездной проверки не должен превышать 30-ти рабочих дней. Указанный срок может быть продлен руководителем налогового органа.

По итогам проверки проверяющими составляется акт или справка проверки.

Акт или справка проверки подписываются должностным лицом налогового органа, проводящим проверку, а также руководителем плательщика – организации, главным бухгалтером.

Плательщик вправе подписать акт или справку проверки с указанием возражений по проведению проверки. Возражения по акту или справке проверки представляются плательщиком в налоговый орган, проводящий проверку, не позднее 15-ти рабочих дней со дня подписания акта или справки проверки. По истечении установленного срока возражения к рассмотрению не принимаются.

Решение по акту или справке проверки принимается руководителем налогового органа в пределах его компетенции не позднее 30-ти рабочих дней со дня получения материалов проверки.

 

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕНУЮ СТОИМОСТЬ

Налог на добавленную стоимость – один из налогов, включаемых в цену товаров (работ, услуг). Впервые он был введен во Франции в 1954 году, но в других странах получил свое распространение лишь в конце 60-х гг. В Белоруссии он был впервые введен с 1 января 1992 года и до 1 января 2000 года исчислялся методом простого вычитания. С 1 января 2000 года республика перешла на исчисление налога «зачетным» методом.

Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость регулируется налоговым и таможенным законодательством.

Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

1) организации;

2) физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность по уплате налога, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;

3) доверительные управляющие по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, возникающим в связи с доверительным управлением имуществом, полученным в доверительное управление, в интересах вверителей и (или) выгодоприобретателей;

4) индивидуальные предприниматели с учётом особенностей установленных Налоговым кодексом Республики Беларусь:

– если выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за три предшествующих последовательных календарных месяца превысила в совокупности 40000 евро по официальному курсу, установленному Национальным банком на последнее число последнего из таких месяцев;

– если индивидуальные предприниматели осуществляют выделение налога на добавленную стоимость в расчетных и первичных документах, применяемых при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– добровольно.

Индивидуальные предприниматели признаются плательщиками в течение двенадцати последовательных календарных месяцев начиная с месяца возникновения обязательств по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость в отношении всех объектов налогообложения.

Объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются:

1) обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты:

- по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав плательщиком своим работникам;

- по обмену товарами (работами, услугами), имущественными правами;

- по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- по передаче товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав по соглашению о предоставлении взамен исполнения обязательства отступного, а также предмета залога залогодателем залогодержателю (кредитору) при неисполнении обеспеченного залогом обязательства;

- по передаче лизингодателем предмета финансовой аренды (лизинга) лизингополучателю;

- по передаче арендодателем объекта аренды арендатору;

- по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, возникающие у доверительного управляющего в связи с доверительным управлением имуществом по договору доверительного управления имуществом в интересах вверителя (выгодоприобретателя);

- по передаче товаров в рамках договора займа в виде вещей;

- по прочему выбытию товаров собственного производства, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, в магазинах беспошлинной торговли, если при их приобретении в товарно-транспортных накладных была выделена ставка налога на добавленную стоимость в размере ноль (0) процентов;

- по передаче имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;

2) ввоз товаров на территорию Республики Беларусь и (или) иные обстоятельства, с наличием которых Налоговый кодекс, законы о таможенном регулировании в Республике Беларусь, таможенное законодательство Таможенного союза, международные договоры, регулирующие взимание косвенных налогов в Таможенного союзе, и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение обязанности по уплате налога на добавленную стоимость.

Не признаются объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость:

– средства, полученные в результате отчуждения в установленном законодательством порядке находящегося в государственной собственности имущества;

– безвозмездная передача:

1) имущества (работ, услуг) организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, при условии использования полученного имущества (работ, услуг) для осуществления этой хозяйственной деятельности;

2) имущества, при приобретении (ввозе) которого суммы налога на добавленную стоимость уплачены за счет безвозмездно полученных средств бюджета либо государственных внебюджетных фондов и отнесены на увеличение их стоимости или за счет указанных источников;

3) культурных ценностей организациям культуры, а также товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты авторского права и смежных прав для осуществления культурной деятельности;

4) государственного имущества;

– обороты по возмездной и безвозмездной передаче товаров, включая основные средства и нематериальные активы (работ, услуг), имущественных прав в пределах одного юридического лица;

– отчуждение имущества по решению суда в порядке взыскания налогов, сборов (пошлин), пеней, штрафов за совершение административных правонарушений и (или) преступлений;

– стоимость работ (услуг), приобретенных (оплаченных) плательщиком для своих работников и (или) членов их семей, а также для пенсионеров, ранее у них работавших;

– обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав дипломатическим представительствам и консульским учреждениям Республики Беларусь;

– обороты по реализации долей в уставных фондах организаций;

– обороты по передаче имущества в безвозмездное пользование;

– обороты по реализации товаров, помещённых под таможенную процедуру реэкспорта;

– обороты по реализации услуг религиозными организациями в рамках религиозной деятельности;

– и иные обороты в соответствии с законодательством.

Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь:

1) лекарственных средств, медицинской техники, приборов, оборудования, изделий медицинского назначения, а также лекарственных средств, приборов, оборудования, изделий ветеринарного назначения по перечням, утверждаемым Президентом Республики Беларусь;

2) медицинских услуг (за исключением косметологических услуг нелечебного характера) по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;

3) ветеринарных услуг по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;

4) социальных услуг, оказываемых государственными организациями (их структурными подразделениями) по перечню таких услуг, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь;

5) услуг в сфере культуры по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;

6) оказываемых физическим лицам жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;

7) объектов жилищного фонда, не завершенных строительством объектов жилищного строительства и работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок по перечню таких работ, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;

8) услуг по перевозке пассажиров:

городским и пригородным автомобильным транспортом в регулярном сообщении;

городским электрическим транспортом и метрополитеном;

внутренним водным транспортом в пригородном сообщении;

железнодорожным транспортом общего пользования на городских и региональных линиях;

9) товаров магазинами беспошлинной торговли:

– в зоне таможенного контроля;

– под таможенным контролем для иностранных дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций, консульских учреждений;

11) товаров (работ, услуг), изготавливаемых (выполняемых, оказываемых) исправительными учреждениями уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовыми профилакториями.

12) научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ, зарегистрированных в государственном реестре в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь;

13) платных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

14) платных услуг в сфере образования;

15) туристических услуг по организации на территории Республики Беларусь экскурсионного обслуживания, туристических услуг по организации путешествий иностранных туристов в пределах Республики Беларусь по перечням таких услуг, утверждаемым Президентом Республики Беларусь, и услуг гидов-переводчиков, экскурсоводов, оказываемых иностранным туристам;

16) имущественных прав на объекты промышленной собственности;

17) товаров (работ, услуг) и предоставлению на территории Республики Беларусь объекта аренды для официальной деятельности дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, а также товаров (работ, услуг) для личного пользования дипломатического и (или) административно-технического персонала этих представительств и учреждений (включая проживающих вместе с ними членов их семей).

18) физическим лицам услуг парикмахерских, бань и душевых, по стирке и химической чистке, по ремонту часов, по производству и ремонту одежды и обуви, по ремонту и техническому обслуживанию бытовых приборов, по ремонту предметов личного пользования и бытовых товаров;

19) и прочие обороты в соответствии с законодательством.

При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, за исключением ввоза с территории государств - членов Таможенного союза, и наступлении иных обстоятельств, с наличием которых таможенное законодательство Таможенного союза, законы о таможенном регулировании в Республике Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение обязанности по уплате налога на добавленную стоимость, взимание налога на добавленную стоимость осуществляется таможенными органами.

При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов Таможенного союза взимание налога на добавленную стоимость осуществляют налоговые органы.

Принципы определения налоговой базы налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав:

1. Налоговая база налога на добавленную стоимость определяется в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

2. При определении налоговой базы налога на добавленную стоимость по договорам, предусматривающим реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав за иностранную валюту, пересчет иностранной валюты в белорусские рубли производится по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав или на дату фактического осуществления расходов, оплаты.

3. При реализации основных средств и нематериальных активов, отдельных предметов в составе оборотных средств и имущества, учитываемого в составе внеоборотных активов, по ценам ниже остаточной стоимости, при реализации приобретенных на стороне товаров, имущественных прав по ценам ниже цены приобретения налоговая база определяется исходя из цены их реализации.

При реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, имущественных прав по ценам ниже их себестоимости налоговая база определяется исходя из цены реализации таких товаров (работ, услуг), имущественных прав.

4. Налоговая база налога на добавленную стоимость определяется исходя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной, натуральной и иных формах от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

5. При определении налоговой базы налога на добавленную стоимость не учитываются полученные плательщиком средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Налоговая база налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) имущественных прав определяется как стоимость этих объектов, исчисленная исходя из:

– цен (тарифов) на товары (работы, услуги), имущественные права с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них налога на добавленную стоимость;

– регулируемых розничных цен, включающих в себя налог на добавленную стоимость.

Налоговая база налога на добавленную стоимость по приобретенным (ввезенным) товарам, реализуемым по регулируемым розничным ценам с учетом налога на добавленную стоимость, определяется как положительная разница между ценой реализации и ценой приобретения этих товаров. При этом цены приобретения и реализации определяются с учетом налога на добавленную стоимость;

Налоговая база налога на добавленную стоимость увеличивается на суммы фактически полученные:

– за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с их оплатой;

– в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров.

Момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных правдля исчисления налога на добавленную стоимость определяется как приходящийся на отчетный период день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав независимо от даты проведения расчетов по ним.

Днем отгрузки товаров признаются:

1) дата их отпуска покупателю (получателю или организации (индивидуальному предпринимателю), осуществляющей перевозку (экспедирование) товара, или организации связи), если продавец не осуществляет доставку (транспортировку) товаров либо не производит затрат по их доставке (транспортировке);

2) дата, определяемая в соответствии с учетной политикой организации (решением индивидуального предпринимателя), но не позднее даты начала их транспортировки - в иных случаях.

Ставки налога на добавленную стоимость:

0 % – при реализации:

– товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены Таможенного союза при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь;

– работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров;

– экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов);

– товаров собственного производства владельцу магазина беспошлинной торговли для их последующей реализации в магазинах беспошлинной торговли;

– работ (услуг) по ремонту, модернизации, переоборудованию воздушных судов и их двигателей, единиц железнодорожного подвижного состава, выполняемых для иностранных организаций или физических лиц;

– а также при поступлении сумм, увеличивающих налоговую базу.

10%:

– приреализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции, пчеловодства, животноводства (за исключением производства пушнины) и рыбоводства;

– при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь;

– при поступлении сумм, увеличивающих налоговую базу.

20% – во всех других случаях, не перечисленных выше, а также при поступлении сумм, увеличивающих налоговую базу.

9,09% и 16,67 % – при реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учетом налога на добавленную стоимость, а также при поступлении сумм, увеличивающих налоговую базу.

Порядок исчисления налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав налог на добавленную стоимость исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода по истечении каждого отчетного периода по всем операциям по реализации товаров, (работ, услуг), имущественных прав и всем изменениям налоговой базы в соответствующем отчетном периоде.

Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки:

НДС = Налоговая база × Ставка налога

Сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная по данной формуле, предъявляется плательщиком при реализации товаров, (работ, услуг), имущественных прав к оплате покупателю этих объектов.

Общая сумма налога на добавленную стоимость, устанавливаемая по итогам отчетного периода по всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и всем изменениям налоговой базы в отчетном периоде, определяется путем сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с законодательством.

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разница между общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по итогам отчетного периода, и суммами налоговых вычетов:

НДС (бюджет) = НДС (реализации) – НДС (вычеты)

Если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, то плательщик налог на добавленную стоимость не уплачивает, а разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога подлежит вычету в первоочередном порядке из общей суммы налога на добавленную стоимость в следующем отчетном (налоговом) периоде либо возврату плательщику в порядке, установленном Налоговым кодексом Республики Беларусь.

Сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая плательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется по каждому виду объектов.

В расчетных и первичных учетных документах соответствующая сумма и ставка налога на добавленную стоимость выделяются отдельной строкой.

При реализации товаров (работ, услуг) по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога на добавленную стоимость включается в эти цены (тарифы).

Организации и индивидуальные предприниматели, освобождаемые от исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, расчетные и первичные учетные документы выписывают без выделения сумм налога на добавленную стоимость и предъявления этих сумм покупателю. При этом в данных документах делается соответствующая запись или ставится штамп «Без НДС».

Плательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость по реализации товаров, (работ, услуг), имущественных прав на установленные налоговые вычеты.

Налоговыми вычетами признаются:

1) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами, состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь и являющиеся плательщиками, к оплате плательщику при приобретении им на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;

3) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь.

Налоговые вычеты производятся на основании первичных учетных документов установленного образца, полученных в установленном законодательством порядке продавцами и выставленных ими при приобретении плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо на основании деклараций на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой и документов (их копий), подтверждающих факт уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

Не подлежат вычету суммы налога на добавленную стоимость:

1) включенные в затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении;

2) отнесенные на увеличение стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая основные средства и нематериальные активы);

3) уплаченные при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет безвозмездно полученных средств бюджета либо государственных внебюджетных фондов. Указанные суммы налога на добавленную стоимость относятся за счет этих источников либо на увеличение стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав;

4) по предъявленные покупателю при приобретении либо уплаченные им при ввозе товаров, налоговая база при реализации которых определяется покупателем как положительная разница между ценой реализации и ценой приобретения этих товаров;

5) уплаченные при приобретении или ввозе, товаров (работ, услуг), имущественных прав, не признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость;

6) и в других случаях, установленных Налоговым кодексом.

Суммы налога на добавленную стоимость, за исключением сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных (предъявленных) при приобретении (ввозе) основных средств и нематериальных активов, включаются в затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, в случае использования приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых освобождены от налогообложения.

Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные (подлежащие уплате) при приобретении либо при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая основные средства и нематериальные активы, могут относиться плательщиками на увеличение стоимости этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Плательщики, реализующие приобретенные товары, обороты по реализации которых освобождены от налогообложения, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, относят на увеличение стоимости товаров на дату принятия товаров на учет.

Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость признается календарный год, отчетным периодом – календарный месяц или календарный квартал (по выбору плательщика).

Срок сдачи плательщиком налоговой декларации (расчета) – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Уплата налога на добавленную стоимость производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

АКЦИЗЫ

Акцизы являются одним из видов косвенных налогов и устанавливаются на отдельные виды товаров, которые имеют высокий уровень рентабельности. Акцизы взимаются один раз и полностью ложатся на конечного покупателя.

Плательщиками акцизов признаются:

– организации и индивидуальные предприниматели с учетом особенностей, установленных Налоговым кодексом Республики Беларусь;

– физические лица, на которых возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

Подакцизными товарами признаются:

– спирт;

– алкогольная продукция;

– непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;

– пиво, пивной коктейль;

– слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов (слабоалкогольные натуральные напитки, слабоалкогольные спиртованные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 процента до 7 процентов;

– пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта;

– сидры;

– табачные изделия;

– автомобильные бензины;

– дизельное и биодизельное топливо;

– судовое топливо;

– газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;

– масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

– микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые.

Не признаются подакцизными товарами:

– спиртосодержащие растворы с денатурирующими добавками, компонентами, изменяющими органолептические свойства этилового спирта, разрешенными к применению в Республике Беларусь;

– спиртосодержащие лекарственные средства, разрешенные к промышленному производству, реализации и медицинскому применению на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством;

– спиртосодержащие лекарственные средства, изготавливаемые в аптеках по индивидуальным назначениям (рецептам) врача или требованиям (заявкам) организации здравоохранения, включая гомеопатические лекарственные средства;

– спиртосодержащие средства и препараты ветеринарного назначения, допущенные к производству и (или) применению на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством;

– спиртосодержащие парфюмерно-косметические средства;

– побочные продукты и спиртосодержащие отходы, образующиеся в соответствии с технологическим процессом при производстве на территории Республики Беларусь этилового спирта, алкогольной продукции;

– коньячный и плодовый спирт, виноматериалы.

– дезинфицирующие средства;

– товары бытовой химии;

– легковые автомобили, предназначенные для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, транспортные средства, относящиеся к иностранной безвозмездной помощи либо получаемые (полученные) в качестве международной технической помощи и (или) приобретенные за счет средств международной технической помощи, предназначенные для целей, определенных проектом (программой) международной технической помощи;

– табак, используемый в качестве сырья для производства табачных изделий.

На всей территории Республики Беларусь действуют единые ставки акцизов, как для подакцизных товаров, произведенных на территории Республики Беларусь, так и для подакцизных товаров, ввозимых на территорию республики и (или) реализуемых на территории Республики Беларусь.

Ставки акцизов могут устанавливаться:

– в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров – твердые (специфические) ставки;

– в процентах от стоимости подакцизных товаров – адвалорные (процентные) ставки.

Объекты налогообложения акцизами:

1) подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь;

2) ввозимые на территорию Республики Беларусь подакцизные товары и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых связывают возникновение налогового обязательства по уплате акцизов;

3) подакцизные това

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.