Сделай Сам Свою Работу на 5

Зарождение промышленного производства





 

Для развития производства требовались финансовые средства, которых и в те времена недоставало. Вот почему появляются ссудные общества в виде кооперативов. Начало отечественной кооперации было положено 22 октября 1865 года, когда состоялось утверждение Устава ссудо-сберегательного товарищества. И этот кооператив, что замечательно, открылся в селе Дороватово (оно же Рождественское) Рождественской волости Ветлужского уезда Костромской губернии. Основали «Рождественское ссудное товарищество» братья Святослав и Владимир Лугинины. По сути это – народный банк, первый в России. Устройство и назначение его Владимир Федорович активно пропагандировал в газетных публикациях и отдельных брошюрах, как «школу самоуправления и источник благосостояния» народа, орудие нравственного сплочения людей.

Владимир Федорович принимал деятельное участие в работе Ветлужского уездного земства. В 1866 —1876 годах он начал строительство хороших дорог в направлении Ветлуга — Урень и Ветлуга — Холкино — Широково — Яранск. Доказывал необходимость соединения Поветлужья железной дорогой, предлагая провести ее через Ветлугу.



Капиталистическое развитие края особенно активно началось в конце XIX века. Активное лесоистребление для получения лесных материалов: тёса, мебельных заготовок, крышной драни, картона и последующей их продажи - одна из характерных черт развития капитализма на рубеже веков.

По сути дела, между промышленниками в то время шла борьба за лес. Представительница дворянства, генерал-майорша Смецкая, выходец из Швейцарии Стюсси, породнившийся с ветлужскими помещиками Разумовыми представитель молодой буржуазии Бердников - вот основные лесопромышленники, местные капиталисты конца девятнадцатого века в Ветлужском уезде.

В 1883 году Смецкими близ деревни Скулябиха (ныне Ветлужского района) на берегу озера Волосово был основан водяной лесопильный завод с числом рабочих 27 человек. К середине 1890-х годов предприятие было расширено и переоснащено, установлен паровой двигатель, для отгрузки лесоматериалов устроена пристань Борок.

Основным занятием Николая Николаевича Смецкого, приносящим доход и возможность осуществлять благотворительную деятельность, был сплав леса по рекам Ветлуге и Волге до Козьмодемьянска и Царицына. В селе Мошкино у него была небольшая лесопилка.



Конец XIX века ознаменовался постройкой первого промышленного предприятия по химической переработке древесины - картонной фабрики Бердникова (далее - фабрика им. Калинина Ветлужского района). Строительные материалы и оборудование доставлялись гужевым транспортом от станции Шарья Вологодско-Вятской железной дороги, через село Рождественское. Время открытия фабрики - 1897-1899 год.

В 1897-1899 году вступил в строй Малаховский стекловаренный завод на речке Шуде, построенный Базилевским (ныне территория Варнавинского района). Стекловаренный завод производил оконное стекло и винную посуду.

Даже в глухих шарангских землях появляются ростки промышленного производства. Так, в селе Старая Рудка (прежнее название - Ожигановский починок, по фамилии первожителя), к 1883 году имелись дегтярный и маслодельный заводы.

В конце XIX века в Ветлужском уезде было 160 постоянных и временных дегтярных заводов, 32 кирпичных, 1 лесопильный, чугуно-литейный завод Чиркина, пивоваренный завод Зебальда, государственный спиртзавод, мыловаренный и кожевенный заводы. Промышленные предприятия были небольшого масштаба. По статистике в 1912 году их обслуживало 92 человека рабочих. По данным податной инспекции в городе Ветлуге было 150 различных торговых заведений, в том числе 10 пивных, 6 чайных, 1 трактир, 44 мелочных лавки, 49 хлебно-бакалейных лавок. Все они были частными.

Ремесла

 



Во второй половине XIX века в Заветлужье большое распространение получили дегтярные и смолокуренные производства, которые десятками строились в здешних лесах. Крестьяне занимались рогожным промыслом. Существенный доход во все времена приносило пчеловодство. В лесных районах особое распространение получило самое трудоемкое колодное и бортное пчеловодство.

Значительное развитие ремесла получают в XIX веке и в Шарангском районе. Ведущее место в то время занимали кузнечное, гончарное, столярное, бондарное, шорное, кожевенное, мыловаренное ремесла, а также производство кирпича. Деревообработка была представлена изготовлением оконных рам, сундуков, деревянной посуды, бытовой утвари (кадки, бочонки). Выпускался большой ассортимент деревянной мебели: комоды, кровати, посудники, табуреты, стулья. Были мастера по производству саней, телег, тарантасов, сибирок и сбруи для лошадей. Из ивового, липового лыка и бересты мастера изготавливали туеса, а также плетюхи для гусей и хранения одежды. Из овечьей шерсти делали валенки. Такое ремесло называлось пимокатство. Пимокаты объединялись в артель. Сначала одной деревне в наемной избе валяли войлок и валенки, затем переходили в другие деревни - и так в течение всей зимы. Войлок был нужен для изготовления хомутов, седел для лошадей, а также для шитья теплой зимней одежды – шапок, варежек, зипунов. Из шкур овец выделывали овчины, из которых получались теплые тулупы. Из шкур молодых овец и коз получали самый высококачественный хром для изготовления обуви. Из свиных шкур делали свиную кожу, которая шла на вожжи, уздечки, хомуты и седла для лошадей.

Широко были развиты промыслы на территории нынешнего Краснобаковского района. Изготовление саней, колес - в деревнях Березовец, Чухлома, изделия из лыка лаптей, веревок - в деревне Лысица, добывание мочала для ткания рогож в деревнях Носовая, Кириллово, бондарные изделия: кадки, чаны - в Зубилихе и т.д. На первых порах значительная часть населения сами снабжали себя изделиями.

Ветлуга-кормилица

 

Жителей приветлужских селений во все времена выручала река Ветлуга, дававшая и пропитание, и промысел Сезон навигации по реке Ветлуге был ограничен: весной — с начала мая до середины июня, осенью — конец августа и сентябрь. Основным средством транспортировки грузов и перевоза различных товаров для населения при отсутствии надежных дорог по-прежнему оставались речные суда: беляны, полубеляны. Разновидностей речных судов в своё время было великое множество: гусянки, подчалки, полулодки, паромы, барки… Судостроительное дело считалось престижным и прибыльным: до появления в России доступных железных и автомобильных дорог река была самым быстрым и дешевым способом транспортировки пассажиров и грузов.

В 1885 году в Костромской губернии строится 152 беляны. В Варнавинском уезде было 18 мест для их строительства, из которых главнейшие: д. Михаленино, д. Лопатино, д. Югорено, с. Богоявленские и город Варнавин. Каждую зиму здесь строились несколько белян, которые весной нагружались дровами, лесом, смолой и сплавлялись вниз по Волге в Саратов, Астрахань и другие города. Продажа этих судов происходила на местах назначения, обычно на Волжских берегах.

Рубить лес рабочие отправлялись артельно, захватив с собой из дома продовольствие. Жили в лесу, по три-четыре месяца не бывая дома, довольствуясь скудным и однообразным питанием, ночуя в маленьких избушках-зимницах, которые плохо удерживали тепло.

Срубленный лес необходимо было стащить к сплавной речке (притоку Ветлуги). Здесь брёвна связывали в звенья, и когда начиналось половодье, гнали к Ветлуге (до устья сплавной речки). Делалось это с применением длинных шестов, которыми оттаскивали связанные брёвна от берегов, чтобы не было затора, а некоторые отважные молодцы усаживались на небольшие плоты и лихо мчались к устью речонки по быстрой воде, направляя движение плывущего леса.

На реке Ветлуге, служащей основной водной артерией по перевозке товаров, появились и пароходы. Год появления первого парохода старожилы называют 1878 год. Первый пароход назывался «Ёрш». Сначала это были тихоходные пароходики с гребными большими колесами на корме. Такими пароходами были «Иван», принадлежащий варнавинскому купцу Попову, «Елизавета», принадлежащая военному инженеру Ставицкому. Ему же принадлежала и первая моторная лодка, появившаяся на Ветлуге в начале 20 века. Ветлужский купец Чиркин построил пассажирские пароходы с боковыми гребными колесами: «Петр», «Леонид», «Василий Чиркин» и буксир «Миша».

Бороздили в эти годы ветлужские воды пассажирские пароходы «Алексей», «Светлана», «Рассвет», «Зинаида», а в 1912 году появился грузопассажирский пароход «Коммерсант». Все эти суда дожили до Советского времени, были национализированы, изменены их названия.

ЯРМАРКИ

 

С ростом промышленного и ремесленного производства развивалась и торговля. В уездных городах и отдельных селах проходили не только еженедельные базары, но и ярмарки по несколько раз в году. В дни ярмарок съезжался торговый люд со всех уездов и даже из других губерний. На них разрешалась беспрепятственная торговля всеми товарами для всех сословий. Проверять документы на право торговли запрещалось. Существовали «цены с запросом», то есть можно было торговаться. Главными товарами на всех ярмарках были шелковые, бумажные, шерстяные, льняные и кожевенные изделия. Ярмарка, помимо торговцев и покупателей, притягивала шарманщиков, фокусников, цыганок-гадалок, игроков в азартные игры, толпы нищих. На иные приезжал бродячий цирк «Шапито»: разбивался круглый балаган 15 метров в диаметре, на котором давались представления жонглеров, клоунов, борцов.

 

Варнавин

 

В Варнавине, например, устраивались 4 ярмарки: Троицкая, Варнавинская и Михайловская. На Троицкой ярмарке в день Святой Троицы продавались преимущественно шелковые, бумажные шерстяные и льняные ткани. На Варнавинской 11 июля (все даты ярмарок – по старому стилю) – кожевенные изделия, железо, посуда. На Михайловской 8 ноября – деревянная и прочая утварь.

На Базарной площади одним из красивых зданий был трехэтажный каменный трактир П.Я.Островского. Рядом находился магазин Ф.Т. Мутовкина с двумя дверями и воротами по главному фасаду.

На свободной территории площади в базарные дни вырастал малый торг, прямо с телег и досчатых прилавков приезжие торговцы предлагали пряники, конфеты, кренделя и разную бакалею. Базары проходили также шумно и многолюдно.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.