Сделай Сам Свою Работу на 5

Быт и нравы старообрядцев





Семья у старообрядцев в целом была крупнее, чем у православных. Анкета, проведенная среди старообрядцев в 1909 году накануне их первого съезда, сообщает: «Старообрядческая семья в большинстве случаев есть большая семья». В среднем она объединяла 8,8 человек (по России – 6), а в северных районах средняя семья насчитывала даже 10 человек.

Выделялись старообрядцы и

в отношении грамотности. Если в среднем по России грамотных было 23 процента, то среди старообрядцев – 36, а на севере – 43.

Характерно отношение к пьянству. В 19 процентах хозяйств вина не употреблялось вовсе, чем и объясняется довольно высокий уровень благосостояния в сравнении с православными.

на культурном облике населения в современные дни».

И еще одна цитата – из рассказа Владимира Галактионовича Короленко (1853-1921) «Река играет»: «Среди многочисленных и разноверных групп, собирающихся на Светлояре, приносящих туда свои напевы и свою веру, в особенности выделяются уреневские начетчики, устраивающие каждый год свой импровизированный алтарь под одним и тем же старым дубом на склоне холма. Меня поразили суровые, надменные лица этих начетчиков. Между тем как представители других толков охотно вступали в споры, уреневцы держались свысока и на вопросы совсем не отвечали».



Совсем иное мнение сложилось об уренских староверах у писателя Пришвина, который, как упоминалось выше, сравнивал раскольников с «наивными, лесными гномами».

Многие порядки и обычаи старообрядцев кажутся для нас сегодня странными, а то и нелепыми. Но, как и их предки сто и двести лет назад, нынешние старообрядцы не признают табака, а любителей его, равно как сторонников другой веры вообще, насмешливо называют «табашниками». Немыслим старообрядец без бороды, равно как Исус Христос и прочие святые на иконах безбородые. Для бреющихся у них также есть презрительное словечко – «скоблено рыло». Вместо чайной заварки потомки «ревнителей древлего благочестия» предпочитают заварку из трав или березовой чаги. Чай, по их мнению, «от Бога отчаивает». Особенно уникальна и живуча традиция не путать «чистую» и «поганую» посуду и не позволять пользоваться ею людям другой веры. В ряде мест еще придерживаются обычая не пускать иноверцев на свои колодцы и в свои бани мыться… Это так называемые «одночашечники».



Впрочем, отдельные моменты, вроде покрывания («от чёрта») посудины с пищевыми продуктами и водой хотя бы крест-накрест положенными лучинками, уходят в прошлое. И заслонку в печи от того же чёрта уже не закрывают, и за руку с иноверцами здороваются, и металлическими самоварами и посудой пользуются. Не случайно, кстати, со старых времен пошло выражение «климовские горшечники», чья продукция у староверов пользовалась повышенным спросом. С недоумением вспоминается сегодня запрет на употребление в пищу картофеля.

Однако, что касается религиозной обрядности, то здесь всё по-старому. Вернувшись из бани, старообрядец, не ленись, отбей сто поклонов. И в день чтоб не меньше семисот. Особенно же усердные проводят за молитвами до пяти часов в сутки. Своеобразен погребальный обряд. Старообрядец ни за что не допустит отпевания покойника представителями другой веры. Пальцы у усопшего приводят в положение крестного знамения – двуперстия (первый признак старообрядца). Гроб материей не обивается. В старые времена он вообще выдалбливался из целикового дерева. Обязательный канон на кладбище - сорокакратный повтор речитатива «Господи, помилуй».

 

ЦЕРКОВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

 

В начале XIX века духовное ведомство приступило к постройке каменных церквей в Заветлужье. Прежде всего, такие строятся на месте деревянных, чей век недолог. Старообрядческие же церкви, коих почти не становилось больше, старались укрепить и обезопасить от огня. В 1824 году выходит «Собрание планов, фасадов и профилей для строения православных каменных церквей». Проекты рассматривал и утверждал глава епархии.



С начала века до 1857 года в Варнавинском уезде было построено 15 каменных церквей. Чуть менее в Ветлужском уезде.

Самым, пожалуй, значительным сооружением начала нового века стала Троицкая церковь (см. на снимке начала ХХ века) в Ветлуге. Каменная церковь построена в 1805 году на средства прихожан. Престолов 3: а) во славу Пресвятой Троицы, б) евангелиста Иоанна Богослова, в) преподобного Феодосия Тотемского Чудотворца.

Основной объем типа восьмерик на четверике, с малыми главками на углах четверика, образующих пятиглавие, двухпридельной трапезной соединен с трёхъярусной колокольней под шпилем. Церковь закрыта в 1935 году, колокольня сломана, священники репрессированы. Храм был занят электростанцией, затем заводским цехом. Богослужения возобновлены в 1995, в данное время церковь реставрируется.

После долгих переговоров между епархиями в начале ХIХ века нача- лось строительство церкви в отдаленном селе Тоншаеве, а не в административном центре волости Ромачах. В 1807 году церковь Святого Николая Угодника в селе Тоншаево Ветлужского уезда уже значилась как действующая.

Поначалу в 1766 (1760?) году в селе Турань одноименной волости Варнавинского уезда поначалу была построена деревяннаяТроицкая церковь (не сохранилась, ее фото - в главке «XVIII век»). При ней тщанием прихожан в 1808 году и будет сооружена каменная Георгиевская церковь (см. на фото 2009 г.), однопрестольная - в честь святого великомученика Георгия Победоносца.

Николаевская церковь (см. на снимке) в селе Лапшанга одноименной волости Варнавинского уезда, каменная, построена в 1814 году тщанием прихожан. Престолов 3: а) в честь святителя Николая, б) святой великомученицы Екатерины, в) преподобной Марии Египетской. Храм утрачен в 1960-е гг.

Николаевская церковь в селе Тоншаево, каменная, построена в 1811 году. Отличается особенным изяществом линий. Поначалу она не имела их, но в 1895-1901 годах перестроена и существенно расширена. Престолов 3: а) святителя Николая Мирликийского, б) пророка Илии, в) Алексия, Человека Божия. Святыней церкви служит икона святителя Николая; по народной молве она явилась в деревне Б.Ошкаты, куда в знак этого совершается 9 мая крестный ход. В последние годы церковь была восстановлена, но, к сожалению, без колокольни, которая великолепно завершала ансамбль.

В 1813 (1819?) году построена церковь в честь Преподобного Макария Унженского в селе Хмелевицы Ветлужского уезда. Престолов 3: а) главный во имя Пресвятой Троицы, придельные б) правый в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в) левый в честь преподобного Макария Унженского.

В 1816 году каменная церковь в честь Успенья Божией Матери на средства прихожан построена в селе Холкине (Новоуспенское) Ветлужского уезда. Престолы в честь: Успения Божией Матери, Рождества Божией Матери и святого Евангелиста Иоанна Богослова. (см. на снимке 2009 г.).

Каменная Николаевская церковь в селе Баки-Никольское построена в 1818 году вместо сгоревшей деревянной тщанием прихожан и благотворителей. Престолов 3: а) во имя Всемилостивого Спаса, б) в честь

Покрова Пресвятой Богородицы и в) святителя Николая Чудотворца. Местночтимая святыня церкви - икона святителя Николая. Церковь утрачена в начале 1950-х. На ее месте в 1965 году был построен кинотеатр «Чайка». В 1990-е годы кинотеатр переоборудован в православный храм во имя Покрова Божией Матери.

Не отстает по части каменного строительства православных церквей и старообрядческий Урень-край. В 1829 году на средства прихожан на месте деревянного построено каменное здание церкви Трех Святителей Вселенских, существующее и поныне, но без разрушенной в большевистские времена колокольни (на снимке). Храм двухпрестольный: первый - в честь Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого), второй – в честь Николая Чудотворца. Сейчас храм Трех Святителей является памятником архитектуры областного значения.

Наряду с Трехсвятской церковью в селе функционировали еще три церкви. Казанская единоверческая старалась примирить старообрядцев с последователями новой веры (царское правительство с 1800 года насильно навязывало единоверие старообрядцам).

Самым величественным сооружением Поветлужья был комплекс церковных зданий в уездном городе Варнавине. Троицкий храм с колокольней был построен в царствование императора Николая I в стиле высокого классицизма на месте старой клетской церкви, давшей некогда название монастырю. Троицкая церковь строилась как соборная, главная в приходе. Это был единственный зимний храм с печным отоплением. Главным он был и в градостроительном отношении. Его высокая колокольня служила вертикальной доминантой в городской застройке.

Троицкая церковь имела 3 храма: а) Троицкий, каменный, построен в 1836 году на средства церкви при помощи прихожан, б) Николаевский, деревянный, однопрестольный - в честь святителя Николая Чудотворца, построен в 1666 году иждивением бывшего здесь монастыря, а в 1854 году исправлен на средства казанских купцов Тихоновых и в) Успенский, деревянный, построен в 1847 году на средства собора при помощи прихожан. Кладбище находилось вне города, на нем - Крестовоздвиженская церковь с особым причтом.

В Троицком храме 3 престола: а) во славу Живоначальной Троицы, б) в честь Корсунской иконы Божией Матери и в) в честь Преподобного Варнавы Ветлужского Чудотворца. В Успенском храме также 3 престола: а) в честь Успения Божией Матери, б) святого Архистратига Михаила и прочих Сил Бесплотных и в) святителя Митрофана Воронежского Чудотворца. В Николаевском храме под спудом почивали святые мощи преподобного Варнавы.

В «Справочной книге о приходских церквах Костромской епархии за 1911 год» храм в селе Медведиха (ныне Краснобаковского района) описывается так: «Введенская церковь села Медведихи каменная с такою же колокольнею. Построена в 1839 году тщанием прихожан. Ограда деревянная на каменном фундаменте и при каменных столбах. Престолов три: 1) Во имя Живоначальныя Троицы; 2) В честь Введения во Храм

Пресвятой Богородицы; 3) В честь Святого Митрофана Воронежского. Прихожан: 2005 мужского пола и 2064 женского пола. По роду занятий приход сельскохозяйственный, с отхожими промыслами» (фото 2009 г.).

Ныне существующая каменная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери в селе Богородское (первоначально имевшей и второе название – Коткишево) Воскресенского района заменила собой деревянный храм во имя Иоанна Предтечи, построенный в 1745 году. В начале XIX века приход села Коткишева составляли крепостные крестьяне вотчины майора Петра Александровича Собакина. Само село, расположенное на берегу реки Ветлуги, образовывало вместе с приписанными деревнями достаточно крупный приход: в 1818 году он насчитывал 616 дворов. Согласно клировым ведомостям, строительство каменной церкви в селе началось «тщанием прихожан» в 1816 году. Возведение Казанской церкви затянулось на длительный период. Клировые ведомости называют датой окончания постройки 1839 год, а датой освящения главного престола в честь Казанской Божией Матери – 25 сентября 1847 года. За это время село Коткишево (Богородское) стало вотчиной помещи

ков Левашовых. В 1930-е годы богослужение в Казанской церкви было прекращено. Решением Горьковского облисполкома от 18 декабря 1989 года Казанская церковь взята на государственную охрану как памятник истории и культуры местного значения.

В 1846 году на средства Департамента уделов построена деревянная Покровская единоверческая церковь в селе Темта Уренской волости Варнавинского уезда (см. на снимке 1956 г.). Храм однопрестольный - в честь Покрова Божией Матери. Здание церкви снесено в начале 60-х годов ХХ века.

В 1846 же году Департаментом уделов в селе Семеново, центре одноименной волости Варнавинского уезда на средства прихожан было воздвигнуто массивное каменное здание Богородицкой церкви на целых 3 престола (в честь Вознесения Господня, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в честь Святителя Николая Чудотворца). Достопримечательностью церкви стали древние иконы Рождества Богородицы и святителя Николая, перешедшие из упраздненного Красноборского раскольнического монастыря. Сохранился четверик церкви, в котором в безбожные времена существовал клуб, а, обрастя пристройками, вместил в себя административные учреждения (см. на снимке).

Макарьевская церковь (на снимке) в селе Макарий-Притыки (ныне Варнавинского района) имела два храма: а) деревянный, построен в 1767

году (утрачен) и б) каменный, построен в 1842 году на средства прихожан. Колокольня построена в 1853 году. В деревянном храме действовали 3 престола: а) в честь святого пророка Илии, б) преподобного Макария Унженского Чудотворца и в) святых мучеников Флора и Лавра. В каменном храме также 3 престола: а) в честь Рождества Божией Матери, б) святителя Николая Чудотворца и в) преподобного Макария Унженского Чудотворца. Достопримечательности церкви: а) царские врата, вынесенные из сгоревшей несколько столетий тому назад церкви, с греческими наименованиями святых, и б) липовое паникадило в один ярус.

Богоявленская церковь в селе Богоявленском зданием каменная (двухэтажная), построена в 1825 (1845?) году тщанием прихожан. Престолов 3: а) вверху - в честь Крещения Господня, б) внизу - Рождества Пресвятой Богородицы и в) святителя Тихона Амафунтского.

Красивейшая церковь в Ветлуге в честь великомученицы Екатерины, построена в 1850 году по типовому проекту архитектора Константина Тона. Престолов 3: а) в честь святой великомученицы Екатерины, б) святых апостолов Петра и Павла и в) святителя Николая Чудотворца. За минувшие полтора века она ничуть не утратила красоты своего убранства и привлекает к службам множество верующих. Фото начала ХХ в.

Постепенно приток русского населения в восточную часть Нижегородского Заветлужья увеличивался, поэтому Костромской епархией было принято решение о строительстве ещё одной церкви. В 1851 году в Ошминском было начато строительство и в 1853 году закончено каменной церкви в честь Святого Михаила Архангела, что послужило началом формирования новой волости – Ошминской (ныне Тоншаевского района) в составе Ветлужского уезда. Престолов 3: в холодной а) в честь Преображения Господня, в теплой 6) правый в честь Иверской иконы Божией Матери, в) левый в честь архистратига Михаила.

Николаевская церковь в селе Белышево Ветлужского уезда построена в камне тщанием прихожан в 1853 году. Имела 3 храма: а) каменный, во славу Воскресения Христова, построен в 1853 г. тщанием прихожан. б) деревянный, в честь святого мученика Харлам пия, построена в 1751 г. князем Иваном Вас. Одоевским, при помощи прихожан (фото см. в главке XVIII век) и в) деревянный же, в честь святителя Николая Чудотворца построен в 1752 г. тем же князем с прихожанами (фото см. там же).

Ныне существующая в руинах каменная церковь во имя Успения Божия Матери в селе Успенском Воскресенского района заменила существовавший здесь деревянный храм с тем же посвящением. Деревянная церковь «с таковою же колокольнею» была построена в 1787 году «тщанием прихожан». К середине XIX века она пришла в ветхость.

Строительство каменной Успенской церкви началось в 1845 году. Первоначально до 1848 года оно велось из строительных материалов, приготовленных неким господином Княгининским, а затем – только на средства прихожан и из их материалов. Освящение главного престола состоялось 14 августа 1857 года. После Октябрьской революции церковный приход села Успенского (оно входило тогда в Галибихинскую волость Красно-Баковского уезда Нижегородской губернии) продолжал существовать определенное время. Судя по всему, богослужение в Успенской церкви было прекращено после 1937 года, когда был репрессирован последний приходской священник Николай Мальцев. Сейчас здание церкви находится в аварийном состоянии.

Построенный в 1858 году на берегу Ветлуги в селе Воскресенском пятипрестольный соборный храм в честь Воскресения Словущего славился своей масштабной архитектурой и большим приходом насчитывавшим до 2000 человек. История его строительства такова.

В начале XIX века в селе Воскресенское Макарьевского уезда существовали две деревянные церкви (одна из них, вероятно, Воскресения Христова). Когда и кем эти церкви были построены, история умалчивает, известно лишь, что к началу 1820-х годов они уже изрядно обветшали. По этой причине настоятель задумал построить новую каменную церковь. С 1823 по 1827годы шла заготовка строительных материалов. Летом 1828 года долгожданное строительство началось. Едва ли кто-то мог предполагать тогда, что оно растянется на долгие тридцать лет.

25 мая 1830 года в селе случился большой пожар: сгорели не только многие крестьянские избы, но и обе деревянные церкви. Церковную утварь удалось спасти, но в огне погиб проект на строительство каменного храма. В августе 1831 года в Нижегородскую Духовную консисторию обратилась помещица села Воскресенское Анна Николаевна Немчинова с предложением взять на себя всю инициативу по строительству церкви и продолжить строительство по новым чертежам.

Величественный собор Воскресения Словущего с приделами в честь пророка и Смоленской иконы Божией Матери, построенный в стиле русского классицизма оставался незаконченным и неосвященным в течение последующих шести лет, до 1858 года. Всего же на территории Воскресенского района действовало 20 православных церквей и храмов.

В конце 1930-х годов в храме состоялось последнее богослужение. В 1937 году храм был закрыт, а в здании размещён дом культуры. На месте утраченных частей воздвигли унылые коробки советского учреждения. Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области в 1995 году Воскресенский собор принят на госохрану как памятник истории и культуры регионального значения. 30 марта 2000 года храм был передан общине верующих, началось его восстановление. Раз в месяц выпускается газета «Воскресенский православный вестник», в 2010 году тираж составлял 1000 экземпляров.

Димитриевская церковь в селе Дмитриевскоеодноименной волости Варнавинского уезда, каменная, построена 1858 г. тщанием прихожан, при пожертвовании в 4000 рублей от бывшего настоятеля Макариево-Унженского монастыря, архимандрита Дионисия. Престолов 3: а) во имя Живоначальной Троицы, б) в честь Успения Божией Матери и в) святого великомученика Димитрия Солунского. На кладбище был молитвенный дом, построенный в 1894 г. для отпевании умерших от заразных болезней. В двух приходских деревнях были две деревянные часовни, построенные прихожанами, жителями деревень Мимошихи и Елдихи. Прихожан: 2221 муж. пола и 2497 жен. пола. Приходских селений: 28. Снимок 1-й пол. ХХ в.

Село Нестиары – отдаленный от центров цивилизации край Воскресенского района. В Нестиарах в прежние времена существовала собственная церковь. Каменная однопрестольная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая была построена в 1859 году. За основу были взяты проекты академика Константина Тона: храм выстроен «кораблем» с односветным четвериком, трехлопастными фасадами и позакомарной кровлей. Четверик венчает крупная световая ротонда с луковичной главой. Над главным западным входом возвышается трехъярусная шатровая колокольня. На колокольне размещалось семь колоколов. Прихожан числилось1338 мужчин и 1367 женщин. При церкви действовала однокласная земская школа. Церковь была построена на средства помещика А. Стобеуса, владельца с. Нестиары.

Приход был закрыт в середине 30-х годов. Здание было передано под колхозный склад и постепенно разрушалось. В конце ХХ века в результате пожара были утрачены главы храмовой части, шатер колокольни, перекрытие и крыша трапезной. В 2006 году приход был воссоздан.

Массивная Воскресенская соборная церковь в городе Ветлуга, каменная, построена в 1859 году на церковные суммы с пособием от прихожан. Колокольня помещается на двух башнях на храме. Престолов 3: а) во славу Воскресения Христова, б) Благовещения Пресвятой Богородицы,в) святых мучеников Флора и Лавра.

Также во второй половине XIX века на средства убитого крестьянами полковника Захарьина была построена каменная церковь в с. Сквозняки. В эти же годы построена каменная церковь и в селе Ильинское, а в деревне Носовая - оригинальной архитектуры деревянная церковь. Все вновь построенные церкви имели более роскошную настенную живопись, более богатое церковное убранство, чем старые деревянные.

 

 

ПОСЛЕРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

 

ЭКОНОМИКА

 

Народонаселение

 

После отмены крепостного права в 1861 году поток переселенцев в наши края возрос. Значительно повысился и естественный прирост населения. Появляются все новые и новые починки.

А леса естественным образом уменьшались. Со временем перелески между селениями вырубались и, с разрешения лесничества, выкорчевывались и распахивались. В результате левобережье Малой Какши (территория современного Шахунского района) совершенно лишилось лесов и прослыло под названием - ширь. Не отсюда ли и название двух сел Широково? В 1870 году починок Шахунья, «мать» будущего города, начитывал семнадцать жителей.

За счет ремесленно-торгового сословия увеличивается городское население. В Варнавине, например, с 1857 по 1913 год оно увеличилось с 989 до 1587 человек, а в Ветлуге – с 2876 до 6340 человек.

Русское население в Заветлужье в середине XIX века численно значительно преобладало над марийским. Так, в Тоншаевской волости марийцев числилось 1619 душ, а русских - около 8 тысяч душ.

После местной переписи 1862 года Евстропово и село Тоншаево стали считаться одним поселением под названием «Евстропов, Тоншаево тож». Но скоро села так разрослись, что считались уже отдельными селениями. Накануне революции 1917 года в Тоншаеве было 18 домов и проживало 91 человек. В Евстропове в 59 хозяйствах проживали 383 человека.

К 1876 году в селе Шаранга Юкшумской волости было уже 74 двора с более чем 400 жителями. Значились церковь и водяная мельница. Трижды в год в селе устраивались базары. Но центр волости находился в селе Большая Рудка. После пожара 1903 года центр волости был перенесен в Кушнур, и была выделена отдельная волость в составе Яранского уезда Вятской губернии – Шарангская уже с центром в Шаранге. Согласно переписи населения 1896 года, в Шаранге было 200 жилых домов, население выросло до 550 человек, существовало земское народное училище, каменная церковь, церковно-приходская школа, водяная мельница, два трактира, шесть торговых лавок, красильный завод, две кузницы.

В селе Щенники есть необычный двухэтажный дом из красного кирпича. Дом построен еще в XIX веке под руководством архитектора Федора Александровича Макарова санчурскими и местными крестьянами-умельцами. Обычные углы здания заменяют каменные полуколонны, а окна украшают фигурные каменные наличники.

В целом, за прошедшие после отмены крепостного права сорок лет численность населения Заветлужья увеличилась почти в два раза. По данным переписи 1897 года в Варнавинском уезде проживало122 567 человек, в том числе, русские — 98,2 %; марийцы — 1,6 %, в Ветлужском уезде - 120 836 человек, количество марийцев не значится.

 

Положение крестьянства

 

В марте 1861 года по всем церквам Заветлужья на крестьянских сходах уездные исправники, непременные заседатели и становые приставы читали Манифест и Положения от 19 февраля 1861 года об освобождении крестьян от крепостной зависимости.

Реформа открыла пред крестьянством новые возможности. Свобода передвижения и принятия решений ему была дарована, а проблемы земли столь остро, как в центральном Черноземье, перед крестьянами Заветлужья не стояло. Важный момент: пореформенный крестьянин уже не был привязан к общественной запашке, которую он засевал в составе сельского общества казенными семенами. Этот вид повинности был заменен хлебным налогом. Правда, в новых условиях, не обрабатывая общественную запашку, крестьянин не мог и пользоваться общественным магазином – удельным ссыпным пунктом, из которого по нужде можно было взять семена. Однако нуждающиеся было из общины не выходили. А выходили хозяйственные, крепко стоявшие на ногах мужики. Еще в 1845 году был учрежден сельский банк, способствующий такому выходу.

С каким же наследием прошлого пришли крестьяне Заветлужья к моменту своего освобождения от кабалы?

При трёхпольной системе земледелия и существовавшей урожайности сам три-четыре, средняя семья из 3-х взрослых работников могла получить 70-80 пудов ржи, 50-60 пудов овса. По данным на 1854 год, существовали цены на хлеб: В Баках 28 копеек за пуд ржи, в Варнавине - 29 копеек, в Ветлуге -30 коп. Овёс стоил ещё дешевле - 16-17 копеек. Что же мог получить крестьянин за весь собранный урожай?
За всю собранную рожь – около 22 рублей, да за овёс – около 10 рублей, а всего 32 рубля.

Теперь рассмотрим расходы оброчного крестьянина на налоги: подушной подати он должен был уплатить за три души - 2 рубля 10 копеек, оброчной подати надо было уплатить - 30 рублей. Как видим, всего собранного урожая хлеба едва могло хватить на уплату налогов. А чем жить семье, чем кормить лошадь, корову? Потому земледелец вынужден был искать другие виды заработков – в извозе, ремеслах и промыслах. Женская часть семьи рукодельничала, собирала грибы и ягоды, вела огород. И все равно крестьянская семья вынуждена была перебиваться, как правило, с хлеба на квас.

Дело в том, что существовала огромная разница в ценах между продуктами труда крестьянства и фабричными изделиями.
Вот несколько сравнений: 1 метр крашеной китайки стоил 29 копеек или 16 килограммов хлеба; 1 килограмм хозяйственного мыла стоил 20 копеек или 12 килограммов хлеба, а пуд мяса стоил 1 рубль. На пуд мяса крестьянин мог купить 3,5 метра китайки и сшить мужскую рубашку, а продав целую корову, можно было купить 20 метров китайки и сшить из неё два женских сарафана и 2 мужских рубашки. Мудрено ли, что китаечные рубашки и сарафаны носились только по большим праздникам и переходили по наследству от отца к сыну, от матери к дочери и даже внучке. Зимой и летом вся крестьянская семья ходила в.домотканой одежде.

Даже спустя 16 лет после отмены крепостного права на территории Варнавинского уезда из 23347 строений только одно здание было каменным - здание полиции. Железом было покрыто - 0,06 %, тёсом – 63,3%, соломой - 36,6 Сделаем небольшой расчёт: один квадратный метр кровельного железа в первой половине XIX века стоил 40 копеек. Для крыши дома размером 6 х 6 метров требуется железа 84 квадратных метра, что стоило 35 рублей – стоимость шести коров или 175 пудов хлеба. Мог ли крестьянин покрыть свой дом железной крышей?

Избы были не только маленькие и покрытые соломой, но ещё и курные, с очагами вместо печей. Почему? Разве мало у нас было дров? Но дело было в другом. 1000 штук кирпича стоила 20 рублей - стоимость 4 коров или 100 пудов хлеба. Мог ли крестьянин сделать себе такую печку? Конечно, нет.

Окна в избах были очень маленькие, четырехдольные. Почему? 1 квадратный дециметр оконного стекла стоил 8,6 копеек, а для рамы в 25 квадратных дециметров (50см х 50см) требовалось стекла на 65 копеек - стоимость 3 пудов хлеба. Но к летней раме надо сделать еще зимнюю, а это еще 3 пуда хлеба. Таково было печальное прошлое нашей деревни и большой части нашего пореформенного крестьянина, задавленного беспросветной нуждой.

Летом и осенью 1861 года начались беспорядки при введении уставных грамот, которые закрепляли межи между барскими и крестьянскими землями. Особенно много хлопот уездным и губернским чиновникам принесли волнения крестьян-староверов деревни Поляны и других селений Баковского имения князей Трубецких. Возглавил волнения полянский крестьянин Степан Иванович Малышев. В это же время начались беспорядки в селе Баки. Здесь крестьяне отказались переизбирать своего сельского старосту, который вместе с крестьянами села не стал подписывать уставную грамоту. Управляющий и старшина вызывают из Варнавина команду солдат из 70 человек. Были наказаны плетьми до 20 крестьян, в том числе и 4 сельские старосты. "Через такое бесчеловечное наказание староста Лаптев умер, а старик Шапкин лишился зрения, прочие же находятся в болезненном состоянии", - писали крестьяне в жалобе императору.

Выносится решение об отправке Степана Малышева и Петра Заметова с жалобой к самому императору, где были изложены все события в Баковском имении. 31 июля 1862 года на поле у Красного села Малышев передал прошение императору. 20 августа 1862 года в имение Трубецких приехал сам костромской губернатор Николай Рудзевич. Крестьяне собрались за деревней на поле, взяли крест, чтобы дать присягу до прихода Степана Малышева не соглашаться на подпись грамоты. Но с помощью физических расправ со стороны роты солдат крестьяне были приведены к повиновению. Однако же неудовлетворенные полянские крестьяне через своего неуловимого вожака продолжали посылать императору прошения до 1864 года. Тогда как Петр Заметов попал в руки полиции в августе 1862 года.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.