Сделай Сам Свою Работу на 5

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА





 

За первую половину XIX века в пределах Варнавинского уезда произошло около 10 активных крестьянских волнений. Крестьяне Горкинского имения, например, выступили против переселения из имения 113 семей на работу в подмосковные фабрики помещика Мещанинова. Крестьяне отказались от переселения и прекратили уплату помещику оброка. Направленных для усмирения крестьян из Костромы 100 солдат горкинские крестьяне встретили кольями, ружьями и кистенями. В завязавшейся схватке двух крестьян застрелили и более 20 человек ранили штыками. 9 солдат сильно избили. Крестьяне были настолько активны, что солдатам пришлось отступить в село Лапшангу. И только прибывшие в имение еще 320 солдат заняли деревни и находились здесь до 1820 года, полностью своим постоем разорив крестьян. Оброк помещику в конечном счете был уплачен. По решению Сената руководители крестьян Алексей Тимофеев и Дмитрий Ефимов после сечения розгами были сосланы в Сибирь на иркутские казенные заводы. Все крестьяне имения были наказаны плетьми.

Для принуждения к уплате оброка крестьян Богоявленского имения того же Варнавинского уезда из Костромы прибыли 150 солдат, которых крестьяне в свои деревни не пустили. Только с прибытием самого губернатора с отрядом в 200 солдат и открытием стрельбы по толпе крестьян, когда были убиты 8 человек и 22 ранены, крестьяне подчинились. По приговору суда 11 крестьян наказали кнутом с отправкой на каторж­ные работы в Сибирь. Остальных крестьян наказали плетьми



Усиление государственности не могло прийтись по нраву и уренскому крестьянину-староверу, которому канонами «древлего благочестия» запрещалось блюсти государственные отправления и знаться со светской властью вообще. По данной причине любое нововведение в Урень-крае, заселенном преимущественно раскольниками, встречалось в штыки.

С 1829 года Уренский удельный приказ согласно полученному циркуляру начал взимать с крестьян за разработку лесных участков (т.н. кулиг) под пашню и сенокос особый, «кулижный» оброк. Крестьяне расценили это как попытку покушения на их «свободу» и подали прошение на имя Николая I об отмене данного платежа. Сверху однако последовал приказ – «судить бунтовщиков».



Весной 1830 года карательный отряд из 220 солдат вступил в наиболее неспокойный населенный пункт Урень-края – село Карпово. Крестьяне, собравшиеся с окрестных деревень в количестве до двух тысяч человек, загнали незадачливых усмирителей в одну из изб и заставили подписать «отреченные бумаги», угрожая сожжением. Видя явное превосходство бунтовщиков, каратели спешно ретировались. Однако это не означало признания властями крестьянских требований. В июне того же года сюда был направлен батальон солдат в числе 800 человек. Территория Уренского приказа, всех уренских сел превращается в военный лагерь. Начался арест активных крестьян, отправка их в Варнавинскую тюрьму, сечение розгами. В списках виновных, причастных к бунту,числилось свыше 600 человек. В конце июня уставшие крестьяне стали изъявлять покорность.

В августе 1831 года военный суд приговорил вожаков восстания к смертной казни через повешение, но министр внутренних дел заменил эту меру на битье шпицрутенами и отправкой зачинщиков кого на военную службу, кого в Сибирь на поселение. Что и было произведено в отношении 53 крестьян. 178 человек получили от 10 до 40 ударов плетью, 41 отправлен на трехмесячные работы и 16 человек продержали 20 суток при приказе на хлебе и воде. Бежавших 68 крестьян велено было сыскать и судить уголовным судом. Бежал и главный зачинщик бунта Герасим Шипилов. Но и после этого в отдельных селениях Уренского приказа неповиновение крестьян продолжалось до 1833 года.

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

И НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ



 

Широкий размах лесных разработок требовал огромного количества людей. Во вновь образованные помещичьи и удельные имения завозились все новые и новые крепостные крестьяне из других губерний. После отмены крепостного права начнется невиданный доселе рост населения и появление новых селений. За 50 лет население Заветлужья практически удвоится.

А пока в 1857 году в Ветлужском уезде числилось 678 селений, в Варнавинском – 605.

В первой половине XIX века, несмотря на конфликты крестьян с помещиками, в уездах Поветлужъя шло активное строительство и обустройство дворянских усадьб. Обустройство усадьб сводилось к тому, что вместо старых господских домов от XVIII века строились новые добротные деревянные с мезонинами одноэтажные или двухэтажные жилые господские дома и дома для прислуги. Природный ландшафт местности использовался для устройства парков с аллеями, садами, прудами, цветниками и малыми архитектурными постройками.

 

Воскресенское

 

В ходе территориальных преобразований Александра I Макарьевский уезд Нижегородской губернии с Воскресенскими землями был восстановлен в прежних пределах с включением небольшой части северо-западных земель соседнего Васильсурского уезда (см. на карте 1792 года – центральная часть Воскресенских владений). Во весь последующий дореволюционный период истории Нижегородской губернии границы Макарьевского уезда уже не менялись. Административным центром уезда был старинный русский город Макарьев, возникший на месте поселения вокруг Макарьевского Желтоводского монастыря в XV веке.

К началу XIX века на территории современного Воскресенского района находились следующие волости уезда: Богородская, Владимирская, Воскресенская, Воздвиженская, Галибихинская, Глуховская, Нестиарская.

Шаранга

 

В 1802 году шарангские земли из состава Царево-Санчурского уезда перешли в состав Яранского уезда Вятской губернии (см. на карте 1792 года). На начало XIX века на шарангской земле было 23 населенных пункта, в том числе марийские поселения Черномуж (117 мужчин, 43 двора), Шаранга (86 мужчин и 31 двор), Юронга (38 мужчин и 14 дворов), Кушнур (9/28), Нежнур (40/104), Большая Уста (57/150).

Марийцы жили общинами и сообща владели пахотной землей, пастбищами, лесными угодьями. Ежегодно каждому двору общинный сход давал землю и распределял подати и повинности.

Значительную роль в превращении Шаранги в крупный населенный пункт сыграло открытие первого в округе церковного прихода (1837 год). К этому времени в Шаранге было 40 дворов, 276 жителей.

Строительство в 1840 году деревянного, а в1875 году каменного храма привлекло возможностью в дни церковных престольных праздников проводить базары, развивать торговлю и ремесленничество, что способствовало дальнейшему развитию села.

 

Никольское (Баки)

 

Торговое село Никольское - Баки, имевшее до 170дворов, уступало по численности населения только городам Ветлуге, имевшей в 1857 году 410 домов с 2727 жителями, и Варнавину, имевшему 178 домов с 786 жителями. На карте 1792 года - основные селения Баковской земли.

Прокладываются новые пути, спрямляются старые, возникают новые населенные пункты. По территории современного Краснобаковского района старая дорога проходила от города Семенова через деревни: Хомылино, Вороватку, Усольцево, Удельную Чащиху, Сомиху. В шестидесятых годах XIX века она получила иное направление: через Боковую, Якушево, Жуково, Сенькино, Коровиху, Зубилиху, Ляды, Баки. В связи с этим строительством новой трассы дороги и возникли деревни: Текун, Якушево, Жуково, Зубилиха, Ляды. Само слово Ляды сохранило для ис тории смысл этого названия деревни и место ее возникновения. Новая дорога прошла через поля и лесные расчистки, которые еще здесь называют "'кулиги" или "ляды". Вот на такой освобожденной от леса поляне и возникла деревня Ляды на новой трассе Вятско-Нижегородской дороги. Ряд селений (Михайлово, Майданы, Демидово, Саунино) составились из переселенных крестьян Разанской губернии.

На Баковской земле помещичьи усадьбы обустраивались в Дмитриевском, Баках и Медведихе. Кроме того, 4 новые усадьбы строятся у деревень Сквозняки, Баландихи и Зашильского. К сожалению, ни одна усадьба до настоящего времени не сохранилась.

В 20-30-х годах XIX века деревни Сквозняки, Баландиха, Зашильское и некоторые другие были куплены полковником Петром Абрамовичем Захарьиным. У деревни Сквозняки на берегу реки и оврага безымянного Захарьин избирает место для своей усадьбы. Здесь строится барский дом, служебные помещения, разбивается парк, фруктовый сад, строится каменная церковь. В эти же годы строятся две усадьбы для детей полковника: на речке Вихляйке у деревни Баландихи и у деревни Ляды (Варнавинский район).

В самой деревне Зашильское строится усадьба земским служащим Железновым.

 

Урень и Тонкино

 

Селения Уренского и Тонкинского удельных имений пополнялись за счет крестьян, переселяемых из Вятской губернии. Возникают новые деревни, починки, села. Деревни Набатово, Михайлов Полом, Заровняево, М.Полетаево, Коршуново (ныне Тонкинского района), Мальково - Уренского района образовались за счет переселенцев из Вятской губернии - слободы Кукарки (ныне Советск) и села Юмы. Население этих деревень до сих пор крестьяне зовут "юмаками" и "кукарями"...

На тонкинские земли переселились и крестьяне из селений нынешних Воскресенского, Краснобаковского, Семеновского, Ковернинского районов. Переселенцы из Б. Полян образовали починок Полянский, переселенцы из деревень Петрово, Ядрово, Носовая, Кошурино, Кириллово, Зубово, Шоли, Гулихи, Разгуляй образовали починки: Петровский, Ядровский, Носовской, Кошуринский, Кирилловский, Большое и Малое Зубово, Шольский, Гулихинский, Разгуляйки.

Из Ковернинского района на Уренщину выселились жители деревень Понурово, Тулага, Рябково.

Крупнейшим населенным пунктом в 1856 году был Урень (415 жителей), а в 1870 лидерство неожиданно захватила Темта (686 жителей). Случилось это потому, что в 1855 году в Урене был пожар. В селе сгорело 19 домов. Через 4 года, в июле 1859 года, пожар повторился снова. На сей раз пожар был еще более сильным. Огонь уничтожил 20 крестьянских дворов, 6 священнослужительских, 2 общественных дома и 2 деревянных корпусов торговых лавок. Но погорельцы не отчаивались, отстраивались вновь и вновь. Уренщина переживала второе рождение.

 

Варнавино

 

В центральное Лапшангское удельное имение в конце XVIII и начале XIX веков завозились крестьяне из Тамбовской губернии.

В 1860 году в Варнавинском уезде жителей было 78279. Уезд разделялся на 2 стана и 18 волостей. Всех населенных мест в уезде - 907. В 1860 году в Варнавине проживало 1232 человека. Была 1 каменная церковь и 8 деревянных, 4-х классное городское училище, церковно-приходское училище (20 учащихся), земская больница и аптека. Всех домов числилось 178, из них 176 частных деревянных.

По данным на 1857 год для приема купцов были устроены два гостиных двора и 30 лавок. В городе был винный погреб, питейный дом, питейный магазин, водочно-пивоваренный завод.

На карте 1792 года - территория Варнавинского района примерно в нынешних пределах.

Ветлуга

 

Печальная участь российских сел и деревень – частые пожары. Составленные из деревянных строений, они выгорали дотла. В истории старой Ветлуги известны 2 пожара, один в 1840 году. Архивные данные Государственного архива Костромской области говорят, что в 1847 году в Ветлуге не было ни одного каменного дома (казённого), деревянных казённых—2, частных домов каменных—3, деревянных—520, торговых лавок—22, церквей—2. Заводов не было. Количество населения можно приблизительно оценить в 3 тысячи, если считать, что в каждом доме в среднем жило по 5 человек. После первого пожара город был отстроен заново, по новому плану. На карте 1792 года – Ветлуга с прилегающими селениями.

Тоншаево

 

Значительные пертурбации претерпевает в первой половине века Тоншаевская земля (см. на карте 1792 года). С началом строительства церкви в начале XIX века в марийском Тоншаеве растёт значение села как духовного и торгового центра Армачинской волости (в 1807 году Никольская церковь села Тоншаева упоминается как действующая).

В 1830 году была проведена реорганизация Армачинской волости: две казенные вотчины Ошарская и Ромачинская были объединены в Тоншаевскую казённую вотчину, при сохранении в составе волости Письменерской казенной вотчины, с административным центром в селе Тоншаеве.

1 января 1841 года Тоншаевская и Письменерская вотчины были объединены в Государственную Тоншаевскую волость с центром в селе Тоншаево Ветлужского уезда Костромской губернии.

К середине XIX века на территории современного Тоншаевского района проживало марийцев мужчин - 774, женщин - 845. В это же время в Ошминском начал формироваться центр новой волости — Ошминской. В 1924 году Ошминская волость будет слита с Тоншаевской.

Подавляющая часть первых русских новоселов тоншаевских земель состояла из крестьян Левобережья Вятки из Котельнического уезда Вят

ской губернии, как например, предки крестьян деревень Соснанур, Питер, Втюринцы, Луга, Мухачи, Плещенер, Вякшенер, Шлелней, Киприн, Зотов, Березята. Часть русских крестьян поселилась в марийских деревнях - по два-три дворана деревню.

Местные села в Тоншаевской волости на месте деревень возникли: Ошминское в 1853 году, Письменерское в 1863 году, Одошнурское в 1869 году, Щербажское в 1895 году.

 

Шахунья

 

Более активно начинает заселяться территория Шахунского района. Если центральная часть его (см. на карте 1792 года) заселялась костромичами, то на восточные окраины ехали переселенцы из Вятской губернии, из района слободы Кукарки (ныне Советск). Жители новых починков чаще всего своим новым селениям присваивали названия тех деревень, откуда выехали. Крупнейшим же селением являлось село Хмелевицы, получившее этот статус со времени построения в 1712 году деревянной церкви в честь Макария Унженского Чудотворца. После того, как она сгорела, в 1813 году построили каменное здание, а в 1865 году церковь расширили новым приделом с колокольней.

Село Черное в южной части нынешнего Шахунского района и деревни вокруг него до 1851 года входили в Уренский удельный приказ, с 1851 года — в Тонкинский приказ Варнавинского же уезда.

 

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Народные школы в России стали открывать после издания Петром I соответствующего указа. Созданные в первой половине ХVIII века в провинциальных городах духовные и цифирные школы не нашли места в нашем крае. Развитие промышленности, торговли и разложение крепостного права на рубеже XVIII-XIX веков вызвали однако необходимость в грамотных людях. Огромные лесные и земельные массивы - богатства, принадлежащие удельному ведомству, требовали грамотных десятников, приказчиков, сельских старост, писарей для контор. Народные школы в Поветлужье стали открывать лишь после подписания Николаем I в 1828 году школьного устава.

Устав вводил строго сословное обучение детей. Крестьянское сословие и городские низы, обыватели могли обучать своих детей только в церковно-приходских одногодичных училищах. Поначалу в них принимались только мальчики. Помещения для школ строились за счёт крестьян, с которых собирался особый школьный налог - по одному гарнцу (З кг.) ржи с каждой десятины озимого посева. На эти же средства содержались и ученики. В те времена еще не изучали историю, биологию, физику или геометрию. Преподавалось: чтение книг церковной и гражданской печати, чтение рукописей, закон божий по краткому катехизису, священная история, чистописание и первые четыре действия арифметики с употреблением счетов.

Открывающиеся народные школы целиком зависели от Церкви. Наряду со светскими учителями занятия проводили священнослужители. Учебные дни определялись также представителями духовенства — в дни православных праздников уроки отменялись. Каждый школьный день начинался и заканчивался молитвой.

 

Ветлуга

 

По новому школьному Уставу первое церковно-приходское училище в Поветлужье появилось в Рождественском имении помещика Лугинина уже в 1828 году. В 1836 году такое училище (34 ученика и 2 учителя), открывается и в городе Ветлуге. В 1842 году открыто училище в деревне Спирино Ветлужского уезда (10 учеников и 1 учитель). В 1843 году Ветлужское окружное управление государственных имуществ открывает церковно-приходское училище в селе Новоуспенском.

 

Варнавино

 

В 1837 году открыто церковно-приходское училище в городе Варнавине (20 учеников и 2 учителя).

 

Урень-Тонкино

 

С изначальных времен уренцы и тонкинцы составляли единое и неразрывное целое, потому повествование до создания отдельного Тонкинского района мной ведется воедино.

В 1836 году в селе Урень было учреждено училище временного действия для 20 воспитанников из крестьянских детей Уренского приказа. Огромным событием стало открытие в 1842 году первой в Урене и Заветлужье в целом уже постоянно действующей народной школы. В 1864 для нее было построено специальное здание (на снимке), сейчас в нем с надстроенным 3-м этажом размещается почта. В 1865 году в школе занимались 94 учащихся.

В 1856 году было открыто приходское училище в селе Тонкино (20 учеников и 1 учитель) удельным ведомством, ведавшим крепостными крестьянами дома Романовых.

 

Красные Баки

 

Моисеихинское приходское училище (10 учеников и 1 учитель) в пределах Краснобаковского района открыто в 1842 году. Здание, выстроенное из лиственничного леса, сохранилось до наших дней (см. на снимке).

 

Тоншаево

 

В 1843 году Ветлужское окружное управление государственных имуществ открывает двухклассное церковно-приходское училище в Тоншаеве, первое образовательное учреждение в лесном краю, в котором обучалось 28 детей.

Воскресенское

 

Первое упоминание о церковно-приходском училище при Храме Воскресения Словущего датируется 1856 годом. Сообщается, что оно было открыто на средства местной помещицы Анны Немчиновой.

 

Шаранга

 

В 1855 году открыта школа в селе Большеустинском.

 

МЕДИЦИНА

 

Общественная медицина с отменой крепостного права приобретала лишь первичные зачатки. До появления в 1865 году земских учреждений медицинская служба в уездах находилась в ведении губернских приказов общественного призрения. В 1857 году Костромской приказ общественного призрения содержал в Варнавинском уезде с населением в 75 тысяч человек при территории 60 тысяч квадратных километров одного врача, двух лекарских учеников, повивальную бабку и 23 оспопрививателей. Кроме 22 оспопрививателей, все медицинские служащие жили в уездном центре.

Смертность в Заветлужье из-за трудных условий проживания и труда, антисанитарии и эпидемий во все времена оставалась очень высокой, а продолжительность жизни, особенно мужчин, короткой. В 1811 году во всей Новоуспенской волости Ветлужского уезда, к примеру, самому древнему деду было 80 лет. Средняя продолжительность жизни, полученная от сложения числа лет всех умерших и разделенная на число умерших, в 1816 году составляла для мужчин 18 лет 7 месяцев и 4 дня, для женщин—19 лет 5 месяцев и 6 дней.

Поскольку медицинских учреждений в Заветлужье практически не было, то лечить больных приходилось народными средствами. В иных случаях совершенно диковинным способом. Приведу в пример один из них – лечение при помощи «громовых стрел», найденных в земле древних наконечников кремниевых стрел и каменных топоров.

В деревне Поляны (ныне Краснобаковского района) эти находки, выпаханные после грозы, переходили по наследству по женской линии из рода в род, от бабушки к внучке. Больных поили различными отварами или водой настоянными на целебных травах и кремневых наконечниках. Иногда тяжело заболевшим селянам давали того целебного настоя, поливая его им в рот прямо с громовых стрелок. Согласно народным поверьям считалось, что ровно через шесть дней после принятия этой “микстуры” больные должны поправиться или умереть.

Также известно, что в Варнавине в народной медицине практиковался еще один метод снятия хвороб при помощи громовых стрел: сельские знахари раскаляли их на печных углях и прикладывали к больному месту. Во время “тоски душевной”, то есть каких-то психических расстройствах, селяне настаивали воду на громовых стрелах или чертовых пальцах (белемнитах). Затем это снадобье давали выпить больному или окатывали его этой целительной влагой.

Краснобаковский краевед Николай Тумаков поведал о традиции, которая была принята в крестьянской семье в деревне Красногор Краснобаковского района. В конце XIX века глава этой семьи, занимавшийся бондарным промыслом, при выкорчевывании обгоревшего после удара молнии пня обнаружил наконечник кремневой стрелы, который счел за свидетельство “величайшего счастья”. На протяжении почти 80 лет наконечник являлся семейной реликвией и талисманом, с помощью которого проводили обряд врачевания. Если в доме заболевал мужчина, то эту “стрелку” настаивали 3 дня на водке для приготовления лекарственного настоя; если заболевал ребенок или молодая девушка, “стрелку” клали в парное молоко; если хворала домашняя скотина, то вместе со “стрелкой” варили настой из трав. Вера в лекарственную силу кремневого наконечника была непоколебима в этой семье вплоть до 1970 годов. Колдунов хоронили с кремневыми наконечниками

Безусловно, отголоски традиционных представлений сохранились до наших дней. Отдельные селяне и поныне лечатся “чертовыми пальцами”: посыпают их натертой крошкой кровоточащие ранки.

 

ЗАНЯТИЯ ЖИТЕЛЕЙ

 

Ограничения в лесопользовании больно сказывались на благополучии крестьянства, ведь они привыкли брать из леса бесплатно все, что заблагорассудится. С учреждением же института лесных смотрителей сунуться в лес без разрешения стало делом опасным, за самовольную порубку виновные сурово наказывались. Так, за найденную бересту у крестьянина Осипа Афанасьева из деревни Титково Уренской волости в 1833 году на него было заведено уголовное дело в удельном приказе.

Но в иные годы, чрезвычайно засушливые, нужда гнала крестьян в лес, несмотря ни на какие запреты. Ведь лес был в такие годы главным кормильцем. Мельников-Печерский в романе «В лесах» конечно же не преминул отметить это: «Леса заволжанина кормят. Ложки, плошки, чашки, блюдца заволжанин точит да красит, гребни, донца, веретена и другой щепной товар работает, ведра, ушаты, кадки, лопаты, коробья, весла, лейки, ковши – всё, что из лесу можно добыть, рук его не минует».

Воскресенские жители, к примеру, исключительно жили за счет использования лесных богатств, благо вся территория представляла сплошное лесное пространство. Мужчина рубит дом из кондовой ели и мастерит для жены березовую прялку. Женщина накрывает широкий дубовый стол, ставит посуду из липы и бересты. А появится малыш – его кладут в долбленую ночву – это уж исключительно заветлужский обряд, больше вы нигде о нем не услышите. Лес давал и тепло, и пищу, и заработок круглый год. Занимались же в основном заготовкой и сплавкой леса, изготовлением щепных товаров и рогож из липового мочала. В Воскресенском в начале XIX века англичанином Бинсом была открыта бумагопрядильная фабрика. Стали появляться лесопильные и стекловаренные заводы.

Один из первых исследователей лесного Заволжья, русский писатель Потехин Алексей Антипович, зимой 1861 года совершил путешествие на Ветлугу с целью изучения и описания этого лесного края. По мнению Потехина «Са­мое бойкое место на Ветлуге - село Воскресенское, в котором живут главные капиталисты - лесопромышленники Ветлужского края Нижегородской губернии… Под Воскресенским на Ветлуге пристань. Каждую весну строится несколько белян, огромных, сплавных судов, которые весною нагружаются смолой, дегтем, углем (древесным), дровами, тёсом, вообще лесным товаром всякого рода и сплавляются вниз по Волги в Саратов и преимущественно в Дубовку, потому что главный торг Ветлуга ведет с Землей Войска Донского».

Строительство белян производилось начиная с 1690-х годов вплоть до 1900-х годов. Строился такой корабль каркасно, из черновых бревен, которые заполнялись обработанным пило-лесо материалом. Материал укладывался слоями, составляя монолитную массу судна и давая ему прочность. На верхних слоях белян строились избы для обслуживающих корабль сплавщиков, лоцмана и приказчика.

Беляны своими размерами могли посоперничать с океанскими лайнерами! И плавали исключительно в одном направлении – с верховья до низовья рек и не заходили дальше Астрахани. Эти суда имели внуши

тельные размеры: некоторые достигали в длину 120 м, в ширину – 30 м, а высота борта была около 6 м. «Обслуживали» беляну от 15 до 35 человек, хотя иногда число рабочих доходило до 60-80 (изредка на судах работали семьями, и женщины сплавлялись на белянах наравне с мужчинами). Свое название беляны получили благодаря тому, что их корпус, сложенный из бревен, лишенных коры, был былого цвета. Одно судно можно было сложить из 200 еловых брусьев (ими выкладывалось дно) и 250 сосновых (служили для бортов), палуба настилалась из теса или из пиленых досок. Суда изначально строились без единого гвоздя, и их никогда не смолили, поскольку предназначены они были лишь для одной навигации. Прибыв в пункт назначения, судно разбиралось до основания, владельцы белян продавали все – от бревен до пенек, рогожи, канатов, крепежей. На корме беляны устанавливались две избушки для команды, называемые «казенками», их также продавали на суше как готовые дома. Беляна не имела двигательной установки и, как предшественник ее, плот, сплавлялась по течению реки от ее верховья до устья, где разбиралась и продавалась как материал до последней доски или бревна.

 

ГОНЕНИЯ НА РАСКОЛЬНИКОВ

 

В 1855 году окончательному разорению подверглись последние уренские раскольничьи скиты. Людская память сохранила названия некоторых из них: Красноярский (на реке Усте), Макридинский (в 10 км к югу от Уреня), «Крапивники» (на реке Арья между деревнями М. Арья и Стафеево), «Одинцы» (на месте нынешнего поселка Обход), Шитовский (по деревне), Лубянский (на месте нынешней деревни Б. Кириллово), Ляпинский (на месте бывшей деревни Ляпино-дол) и другие.

Вот описание самого известного скита – Красноярского – в романе Мельникова-Печерского «В лесах»: «Стоял он в лесной глуши, на берегу реки Усты, а кругом обнесен был высоким деревянным частоколом. Посредине часовня стояла, вокруг нее кельи. Все здесь было построено шире, выше, суразнее и просторней; кельи друг от дружки стояли подальше; не было на них ни теремков, ни светелок, ни вышек, ни смотрилен. Не будь среди обители высокой часовни да вкруг нее намогильных голубцов, Красноярский скит больше бы походил на острог, чем на монастырь…»

И, самое несуразное, возглавлял разорение уренских скитов, будучи царским посланником, сам Мельников-Печерский, который напишет затем о раскольниках столько уважительных, порой нежных страниц… Роман-покаяние «В лесах» станет своего рода эпитафией по погубленным уренским

Раскольники были вынуждены переселяться по деревням.

Писатель Пришвин, побывавший в Урене, отмечает: «В Урене что ни двор, то новая вера, тут есть всякие секты раскола». И далее заключает с симпатией: «Староверский быт всегда говорит моему сердцу о возможном, но упущенном счастии русского народа. Раскольники, плохо понимаемые обществом и историей, только по виду неласковы. А в существе своем они наивные лесные гномы». Увы, непонимание раскольников и в XIX веке на убыль не шло.

В 1851 году по делу о сносе часовни раскольников приезжал в Урень чиновник по особым поручениям при Костромском губернаторе, впоследствии писатель, Алексей Феофилактович Писемский (1821-1881). Эта поездка глубоко и надолго отложилась в его памяти. Позднее, в своем автобиографическом романе он напишет: «Село стояло в страшной глуши. Ехать к нему надобно было тридцативерстным песчаным волоком, который начался верст через пять по выезде из города, и сразу же пошли по сторонам вековые сосны, ели, березы, пихты, - и хоть всего еще был май месяц, но уже целые уймы комаров огромной величины садились на лошадей и ездоков». Характерно, что в описании сквозит неприветливость уренских мест, а красоты их писатель не желал видеть и к староверам относился явно недоброжелательно.

Правда, в одном из лирических отступлений писатель как бы кается в содеянном: «Я ставлю теперь перед вами вопрос прямо: что такое в России раскол? Секта, прикрывающая какие-нибудь порочные страсти? Нет! Что же это такое? А так себе, только склад русского ума и русского сердца - нами самими придуманное понимание христианства, а не выученное от греков. Тем-то он мне и дорог, что он весь - цельный наш, ни от кого не взятый, и потому он так и разнообразен. Около городов он немножко поблаговоспитанней и попов еще своих хоть повыдумывал; а чем глуше, тем дичее: без попов, без брака и даже без правительства. Как хотите, это что-то очень народное, совсем по-американски. Спорить о том, какая религия лучше, вероятно, нынче никто не станет". То есть, писатель в данных рассуждениях признает право русского народа на самобытное верование, отличное от общепринятого греческо-византийского.

В 1857 году кроме православных по уездам числилось раскольников: в Варнавинском – 3500 мужчин и 4591 женщина. В Ветлужском уезде таковых не зафиксировано. Из этих данных также видно, что в Варнавинском уезде было раскольников разных сект 8091 человек из 12209 человек всего по Костромской губернии, или 66%.

Царское правительство всячески способствовало и поощряло переход старообрядцев в «чисто» православную веру, не гнушаясь ради этого на подтасовки и запугивание. К примеру, причиной стремительного увеличения населения, исповедовавшего православие, является тот факт, что в приходе села Урень, начиная с 1839 года, всех заключающих браки в православной церкви, стали записывать православными. Отметим значительное увеличение старообрядцев Спасова согласия с 1839 по 1842 годы. В это же время количество беглопоповцев в приходе резко сокращалось. Это обусловлено переходом части беглопоповцев в Спасово согласие, что и отразили церковные документы. При этом динамика роста православного населения вызывает сомнения. Безусловно, существовала возможность сознательного перехода в православие, однако вероятнее всего, вместе с заключающими браки в число православных записывались и все родившиеся у старообрядцев дети. Нельзя исключить и возможной подтасовки документов церковнослужителями. Так, согласно отчету причта Трех-Святительской церкви за 1858 год с приложением именных списков, старообрядцев Спасова согласия в приходе насчитывалось 992 человека, а по ведомостям о числе старообрядцев в приходе села Уреня показано 1243 спасовца. Мотивом этих действий духовенства могло быть стремление показать перед епархиальным начальством усердие в деле борьбы с расколом, а также желание получить от старообрядцев плату за не совершение у них треб.

Как уже было сказано выше, русский писатель Михаил Пришвин, побывавший в наших краях в 1908 году, зафиксировал многообразие течений старообрядчества в Урене. Такая же пестрота царила и по селениям Уренщины. Большинство их жителей были как будто старообрядцами, да старообрядец старообрядцу был рознь. Старая вера по объективным обстоятельствам в годы преследований сделалась очень разобщенной. Оттого и возникает множество толков, зачастую называемых по имени их основателей: филипповский, федосеевский и т.д. Для старообрядчества естественна беспоповщина, т.е. богослужение без священников, поскольку учебных заведений для их обучения не существовало. Переходившие («перебегавшие») из православия в старообрядчество священники породили еще одно течение – «беглопоповское».

Существовали и зоны, так сказать, религиозного мира в форме единоверческих общин. Единовериевозникло в результате соглашения наиболее умеренных старообрядческих кругов, подчинившихся Синоду, хотя и совершающих службу в церквах по своим правилам. Единоверцев

объединяла, к примеру, Покровская церковь в селе Темта и одна из четырех церквей в Урене.

Форменная война с царским правительством велась наиболее радикальными раскольниками до начала ХХ века, пока не был принят 17 октября 1905 года царский Манифест, даровавший, в частности, свободу вероисповедания. Тогда раскольники и получили настоящее название – старообрядцы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.