Сделай Сам Свою Работу на 5

ЭПОХА ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ (1762-1796)





 

Петр III, вступив на престол на недолгий срок в 1762 году, повелел прекратить преследование раскольников. Сместившая его супруга Екатерина II вернула им гражданские права и свободу богослужения по старым книгам. Осмелевшие раскольники стали выбираться из скитов и строить часовни и церковки. Но строительство их было весьма скромным не в пример поощряемому правительством сооружению православных храмов.

1762 годом значится постройка православной деревянной Троицкой церкви в селе Карпове Варнавинского уезда. Храм однопрестольный - во славу Живоначальной Троицы (в 1890 году тщанием прихожан здание было перестроено и поставлено на каменный фундамент. В начале 70-х годов ХХ века было снесено, а в конце 80-х на его месте построено здание дома-интерната для престарелых.

По данным третьей ревизии 1762-1764 годов на территории Армачинской (Ромачинской) волости находилось 12 марийских поселений, в которых проживало около 700 человек. Массовая христианизация середины XVIII века почти не затронула жителей волости. Формально они являлись православными уже с начала века. Ближайшие церкви находились за 60-80 верст в Яранске и на Какше, поэтому священники довольно редко посещали глухие тоншаевские места.



С 1765 года к строительству храмов церковный Синод и духовные епархии начали привлекать государственные и церковные средства.

До XVII века рядом с озером Светлояр была деревня Люнда, по названию местной речки. С постройкой храма (см. на снимке) деревня получила статус села и стала называться по названию храма Владимирским (ныне Воскресенского района). Церковь Владимирской иконы Божией Матери — один из древнейших деревянных храмов Нижегородского края, была заложена в 1766 году. И являлась одной из немногих церквей в Горьковской епархии, закрытых лишь в 1950-х годах. Но при этом общественные богослужения продолжались совершаться в молитвенном доме, принадлежавшем монахине. Фото 2008 г.

Новая потребность в земельных дачах заставила правительство Екатерины II издать указ от 1764 года о закрытии некоторых монастырей и передачи их земель и крестьян дворянам и казне, Коллегии экономии. Монастыри потеряли право владеть вотчинами, и с этого времени наши предки стали называться не монастырскими, а государственными крестьянами. Варнавина пустынь, как и сотни других монастырей, была упразднена, ее храмы превращены в разряд приходских, земли и крестьяне переданы Коллегии экономии. Примыкающая к монастырю небольшая слобода стала называться селом Варнавина Пустынь.



Новая деревянная церковь в честь Ильи Пророка на реке Чебоксарке была построена в селе Ильинское (ныне Краснобаковского района) в 1775 году (см. на снимке 1909 г.).

Изменения в землевладении, потеря старых межевых грамот и постоянные споры владельцев из-за земли и крестьян потребовали нового межевания земельных дач. Еще при Елизавете Петровне в 1754 году приступили к определению границ, а Екатерина II в 1766 году приказала по всей империи провести Генеральное межевание. Оно продолжалось несколько десятилетий. Это была трудоемкая работа, когда устанавливались межи, составлялись планы с описанием размеров дач и указанием деревень, дворов, жителей и величины всех видов земельных угодий. В Поветлужье межевание проходило в 70-80 годы XVIII века.

В ноябре 1775 года правительство Екатерины II издает новое положение об управлении губерниями. Созданные при Петре I губернии были слишком велики. Увеличение населения и борьба крепостных крестьян с помещиками, восстание Пугачева напугали царицу и заставили правительство пойти на усиление власти помещиков на местах через создание в губерниях и уездах воинских команд и полиции. По указу царицы губернские чиновники обязаны были определить границы уездов с населением в 20-30 тысяч жителей, подобрать селения для уездных городов, составить для городов планы под застройку и городские гербы.



Поскольку в малозаселенном лесном Поветлужье тогда не было еще городов, то уездными центрами были определены села, преобразованные в города, а территории уездов здесь получились очень большими.

В 1778 году село Верхнее Воскресенье было куплено действительным тайным советником генерал-губернатором Ярославского и Костромского наместничеств Алексеем Петровичем Мельгуновым за 8600 рублей вместе со всем имуществом и населением, состоящим из 82 душ мужчин (счет велся только мужского населения). Сам Мельгунов и испросил для своего села статус города.

По Указу Екатерины II в сентябре 1778 года Алексей Мельгунов определяет для Варнавинского уезда административным центром село Троицы Варнавину Пустынь, а для Ветлужского уезда - село Верхнее Воскресенье. Первое село стало называться городом Варнавиным, а второе - городом Ветлугой.

В состав Ветлужского уезда вошли три современных района (Шарьинский, Поназыревский, Шабалинский) Костром­ской и три района (Ветлужский, Шахунский, Тоншаевский) Нижегородской области.

В Варнавинский уезд были включены поветлужские земли помещиков от сел Турани и Белышева на севере до сел Благовещенского и Знаменского на юге. В уезд вошли и земли Удела царского двора по реке Усте и Вае, и он был разделен на два стана.

Общая площадь Варнавинского уезда составила 911470 десятин с населением 35900 человек, а площадь Ветлужского уезда - 1326000 десятин с населением 30579 человек.

Указом императрицы Екатерины II селу Верхнее Воскресенье был утвержден герб. «В первой части щита часть герба Костромского: в голубом поле корма галерная с тремя фонарями и опущенными лестницами; во второй части, в серебряном поле — куст дерева ветлы, означающий имя сего города».

В1779 году утвержден и герб города Варнавина. В верхнем поле герб костромской (только галера изображена с кормы с фонарями и опущенными лестницами), внизу "в червленом поле выходящая из облака рука, держащая камень, изъявляющая, что апостол Варнава, по имени которого и город сей наименован, убит был каменьями".

В 1781 году царица подписала, в частности, план под будущую застройку города Варнавина (см. рисунок).

В 1781 году Екатерина II утвердила и план городу Ветлуге, на котором можно видеть прямоугольник, большей своей стороной лежащий вдоль правого берега реки Ветлуги. Улицы пересекались под прямым углом, предусматривалось строительство деревянных и каменных "казенных, публичных и обывательских домов, лавок и прочих строений". Жителей в новом городе было всего лишь 82 души "мужского пола".

По составу населения Ветлужский уезд был смешанным марийско-русским. Нет сведений о марийцах в Варнавинском уезде. Видимо, Варнавинский монастырь вытеснил марийское население своим жестоким с ними обращением. В Тоншаевской же волости Ветлужского уезда проживало 1619 человек марийцев обоего пола. Похоже на то, что Тоншаевская волость была избрана как своеобразная резервация марийского населения.

Вятское наместничество, созданное в 1780 году, получило от Казанской губернии ряд уездов, среди которых были Яранский и Царёвосанчурский. В целях увеличения доходов в казну от природных богатств новых уездов, главным образом лесов, наместничество приступило к активному заселению вятчанами этих территорий. Русское население селилось в марийских деревнях и на новых, ещё не обжитых местах. Местность вокруг деревни Тоншайковой русские переселенцы стали называть Тоншаево.

При образовании в 1778 году волости ее центр - Тоншаево - был выбран возле большой дороги. К 80 годам XVIII столетия здешние марийцы уже были приведены в христианство. К первым же русским поселениям относятся Зотово, Богатыри, Березята, Втюринское, Тоншаево, Половинное. В результате взаимодействия русских и мари происходило обрусение местного населения в деревнях Евстропово, Лазарцево, Луги, Вякшенер, Малое Тоншаево и других.

По административной реформе 1775 года Воскресенское Поветлужье вошло в состав Макарьевского уезда нового Нижегородского наместничества (с 1796 года губерния), определившимся в границах к 1779 году. Баковская земля (см. на карте) по-прежнему осталась в составе Варнавинского уезда.

Во второй половине XVIII века территория Шарангского района относилась к Царёвосанчурскому уезду Вятской губернии. В его состав также входила часть Воскресенских земель. В составе Царёвосанчурского уезда было 14 марийских волостей, среди которых упоминаются Устинская и Черномужинская волости-общины.

Большая Рудка.Это крупное марийское поселение значится в исторических документах начала XVIII векапод названием Юкшум.Во время царствования Екатерины II поселение Юкшум являлось центром Юкшумской волости и было соединено дорогой с уездным городом Царево-Санчурском. Вдоль этой дороги до сих пор можно видеть «екатерининские берёзы». Их посадили более 200 лет назад, чтобы обустроить дорогу от центра волости к уездному центру.

В конце XVIII века был проложен «большой торговый тракт» из города Ветлуги на Казань. Немало труда было потрачено при прокладке этого тракта. На заболоченных местах возводились гати, укладывались фашины, а через пойму и реку Ваю был поставлен на сваях мост длиною в 560 саженей (1180 метров) «и вслед за ним другой, устроенный на сваях же через болота в 192 сажени длины» мост.

Основная роль в поддержании власти дворян и пресечении народных беспорядков в уездах стала принадлежать уездным воинским «инвалидным командам» численностью в каждом до 100 и более человек. После первого Генерального межевания земель в 1779-80 годах по казенным лесам была создана еще и сторожевая охрана.

Из всех крестьян Заветлужья приходилось особенно тяжко существовать крестьянам селений Ветлужского уезда, бывшим преимущественно помещичьими. В XVIII веке ветлужские помещики требовали с крестьян как денежный, так и натуральный оброк. И размеры оброка продолжали расти. Причем оброк взимался не с пашенной земли, а с ревизской (мужской) души. Из архивов ветлужских поместий видно, что денежный оброк, кроме 70 копеек подушной государственной подати, в 60-е годы XVIII века собирался помещиками по 2 рубля, в 80-е годы по 3 рубля, а в 90-е годы стали требовать уже до 5 рублей с ревизской души! Если с 3-х ревизских душ требовалось заплатить 15 рублей, то для этого надо было продать 150 пудов овса, или 50 пудов ржи, или 3 пуда коровьего масла, или 10 пудов мяса, или изготовить на продажу 500 штук рогож (1 пуд пшеницы в те времена стоил менее 10 копеек серебром, кулевая рогожа – 1 копейка серебром).

Так, отец великого полководца Василий Иванович Суворов за 1791 год велел собрать с ветлужской своей вотчины, что была в верховьях Ветлуги, с 700 ревизских душ 2000 рублей денежного оброка, 100 рублей за причитающееся с вотчины мясо, 300 аршин уренского холста, 500 аршин домашней холстины, 200 рябчиков, 25 тетеревов, 25 зайцев, 40 куниц, 4 пуда сухой рыбы, 2 ведра груздей, 10 фунтов сухой малины и "сколько можно больше" грибов. Кроме того, крестьяне обязаны были нести разнообразные мирские повинности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.