Сделай Сам Свою Работу на 5

ЗАВЕТЛУЖЬЕ ПОСЛЕ ПОКОРЕНИЯ КАЗАНИ





 

За сто лет, минувших после смерти Варнавы, процесс переселения русских в заречные места не набрал, однако, достаточной силы. Территория нынешнего Уренского района и вовсе им была неведома. К 1548 году относится первое упоминание в государственном документе местности Урень (не обязательно еще заселенной). В документе сообщается о зимнем походе Ивана Грозного на Казань по льду реки Волги и, в частности, говорится: «А идучи к Казани государь послал для своего дела… На Укрень посланы Михайло Иванов сын Воронова, да Назар Семенов сын Глебов казанских мест воевать и кормов добывать. Да на Укрень же посланы князь Федор княжев Борисов сын Ромодановский… Да по Галицкой дороге к засеке посыланы воеводы…» (В.В. Вельяминов-Зернов. Исследование о Касимовских царях и царевичах.- Ч. 2-я. СПб., 1864, с. 298).

Можно предположить, что местность Урень была все-таки довольно интенсивно осваиваема в те времена марийцами, коль «воевать» их была направлена солидная вооруженная сила.

На самой ранней карте наших мест, составленной австрийским путешественником Сигизмундом Герберштейном в середине XVI века, значатся только крупнейшие города Верхнего Поволжья – Кострома (основана в 1152 г.) и Нижний Новгород (основан в 1221 г.) да менее крупные Муром и Васильгород (Васильсурск). Северный край поименован Пермией. Пространство же между Нижним Новгородом и Казанью обозначено областью проживания черемис (марийцев). Селений, достойных обозначения, на карте не имеется.



И на карте 1550 года, помещенной ниже, та же самая, даже более скупая картина.

Относительно же свободное и, главное, безопасное освоение русскими крестьянами заветлужских земель стало возможным только с покорением Казани в 1552 году, когда московские власти в 70 - 80-е годы XVI века построили на марийской земле Царевококшайскую, Уржумскую, Яранскую и Санчурскую крепости, принудив коренных жителей к окончательной покорности. Через Ветлужский край прошли дороги из Н.Новгорода на Яранск и с Унжи на Котельнич и Вятку. Территория будущего Заветлужья вошла в Царевосанчурский уезд Приказа Казанского дворца.

Обращаясь к книге известного литературоведа, уроженца Воскресенского района В.Л. Комаровича (1894-1942) "Китежская легенда" и используя те материалы, которые он собрал об этой дороге, необходимо сделать вывод, что существующая в народных легендах "Батыева тропа" в Заволжье и "'Ратная тропа" в левобережье Ветлуги и есть тот прямой древний путь из Городца в Вятку. А, обращаясь к брошюре А.Ф. Спицына "Новые сведения по доисторической археологии Вятского края", можно проследить и трассу этого пути: "дорога шла изсела Воздвиженского черемисскими лесами". Пользуясь этими же исследованиями Комаровича, можно с определенностью сказать, что данная дорога пересекала Ветлугу недалеко от Воскресенска, и на левом берегу реки, на том месте, которое сейчас носит название "Бабья гора", был расположен "город-крепость", защищавший переправу через Ветлугу. Раскопки на "Бабьей горе" делал местный помещик, любитель-археолог А.П. Поливанов в 1889 году. Раскопки дали обугленные бревна в виде сруба".



Баковская земля в старину была "рекой лесов и глухих дебрей.., рекой чудес и легенд с ее дивными озерами, в которых слышится колокольный звон и скрыты незримые города, на берегах которой постоянно ютились разбойники и куда скрывались недовольные и беглые…'' - этнограф А.С. Сидоров относил эти слова о Ветлуге к XIV - XVII векам, когда шло заселение русскими марийского Поветлужья.

Когда-то по Ветлуге проходила граница между Московией и Казанским ханством. Поэтому здесь так много типичных легенд о разбойниках и их кладах. В них обычно действует женщина. Она может мстить разбойникам (будь то татары или русские), топить их в реке, например, ценой собственной жизни. Может быть подругой разбойника, но от ревности – тоже топить его (и топиться). А может и сама быть разбойницей. На Бабьей горе как раз обосновалась ватага из двенадцати разбойников, во главе которой стояла атаманша Степанида.



Сейчас река ушла в сторону от Бабьей горы. А во времена Степаниды текла прямо у подножья (там теперь старица). С горы было удобно наблюдать за ползущими по излучине реки судами. Всегда можно было правильно оценить ситуацию, подготовиться и напасть (или бежать).

К северу от Бабьей горы – деревня с характерным названием Раскаты, то есть, от деревни, стоящей на горе, раньше вела раскатистая дорога в заливные ветлужские луга. Вообще, по отзывам людей, побывавших здесь, место это жуткое. Как бы дух Степаниды витает у Бабьей горы. Оттого, видимо, и захирела знатная дорога, ведущая с правобережья Ветлуги в левобережье через Троицкое, Раскаты на Староустье, существовавшая, по словам В.Л. Комаровича, в прежние времена. А на соседней старице, к югу от Бабьей горы, есть еще и «русалочий холм». На нем стоят две деревянные церкви, одна из них – Троицкая, построенная в 1713 году. В период Русалий, на Троицу, когда мертвецы приходят в наш мир и русалки свободно бродят по земле, здесь собираются толпы народу.

Между Троицкой горкой и Бабьей горой словно бы натянуты невидимые нити. Если угодно: силовые линии между зарядами. Так организовано энергетическое поле, притягивающее к себе текущую рядом Вет лугу.

Другая деревня, Хмелевка, в 2-х верстах от Городища, по направлению к северо-востоку, обратила на себя внимание Поливанова тем, что "крестьяне этой деревни носят шейные кресты, сходные с образцами XV века" и найденные, по их словам, тут же в земле, в огородах. К XV веку можно, следовательно, отнести и обугленный сруб "городка". Городище, существовавшее на "Бабьей горе", является историческим памятником русских поселений на Ветлуге XV века.

Но на карте, составленной иностранцами в 1597 году, заволжская местность значится как еще совершенно необжитая. Разве что надпись в верхнем правом верхнем углу подтверждает, что территория была облюбована для охоты луговыми черемисами. А найти на данном фрагменте карты можно города Чухлома, Тотьма, Балахна, Галич, Нижний Новгород, Кострома, Кинешма и прочие. Они, очевидно, и поставляли более всего русских первопроходцев в черемисские края.

Ученый-антрополог Б.С. Жуков в 30-е годы ХХ века полагал, что заселение Поветлужья, в частности, территории Воскресенского района, массово велось из Тульской губернии (ст. «Человек Ветлужского края»).

Не оспаривая это утверждение, хотел бы проторить свою тропинку к разгадке тайны появления русских в Заволжье, уже – в Заветлужье. От оси Великий Новгород – Киев как от тетивы лука русская стрела устремилась усилиями князя Святослава в Х веке на Оку и Волгу. И вот на последней, как на пограничной реке, один за другим возникают города-крепости Углич, Ярославль, Вологда, а в глубине осваиваемой территории - Владимир, Суздаль, Рязань. Накануне монголо-татарского нашествия – Тверь, Кострома и Нижний Новгород. Эти города и стали, как видится, главными поставщиками отважных русских первопоселенцев, теснивших коренные народы Поволжья к востоку или мирно уживаясь с ними. К этим городам следует отнести и ряд более мелких (Великий Устюг, Галич, Тотьма), выходцы из которых тоже укоренились в Заветлужье.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.