Сделай Сам Свою Работу на 5

ВАРНАВА – ВЕТЛУЖСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ





В начале ХV века на высоком правом берегу реки Ветлуги, там, где сейчас стоит рабочий поселок Варнавино, поселился русский священник-иерей Варнава, уроженец северного города Великий Устюг. На Красной горе построил небольшую часовню и келью. В рукописном житии Варнавы Ветлужского от 1639 не назван год его поселения. По исследованию В.В. Зверинского, он пришел на Ветлугу в 1464 году, а по исследованию П.М. Строева - в 1417 году.

По материалам Варнавинского монастыря, освещенным в "Рукописном житии преподобного Варнавы", в момент прихода Варнавы на "Красную гору" на 100 верст не было селений. Думается, что это утверждение относится только к русским поселениям, а марийские, безусловно, были, т.к. иначе не дошли бы до нас многочисленные марийские названия речек и местечек, носящих их и сейчас.

Известно также из рукописного жития Варнавы Ветлужского, что по пути из Казанского плена в Галичскую землю на Унжу, основатель ряда монастырей Макарий (1349-1444) заходил к Варнаве и некоторое время гостил у близкого по духу подвижника, беседуя с ним. Согласно преданиям Поветлужья, место, где некоторое время жил Макарий — «приткнулся к берегу» — странствуя по берегу Ветлуги, и где по его благословению была воздвигнута первая в этом непроходимом таежном краю церковь, называется Макарий-Притыка. Речь идет о закладке первой деревянной церкви в селе Макарий Варнавинского района (в конце XIX века деревянный храм пришел в ветхость и был разобран).



Целых 28 лет прожил на Красной горе Варнава Ветлужский в одиночестве, найдя общий язык с хозяйничавшими в местных лесах марийцами и врачуя их телесно и духовно. Прочие же русские люди селиться рядом с иереем-отшельником долгое время побаивались. Крохотные починки возникали, правда, выше по течению Ветлуги на территории нынешнего Ветлужского района, но жизнь в них была чрезвычайно опасна из-за постоянных набегов воинственных марийцев, считавших здешние лесные охотничьи угодья своими изначально.

В житии святого Варнавы описывается, как к нему на Красную гору приходили "дивии звери, медведи мнози, живуще близ келлии его, он же хождаше между ними, аки между скотами, зря на них и утешашеся и благодаря великого Бога, яко тии зверие кротки ему быша".



В 1433 году под давлением московского государя Василия Темного татарский хан Ахмет издал-таки указ о переселении марийцев с правого берега Ветлуги на левый, которому последние не очень-то спешили подчиниться. Только через 26 лет с помощью русских вооруженных отрядов марийцы были вытеснены к востоку, в Заветлужье. Свое влияние здесь вновь поспешили утвердить галичане, расширявшие границы возникшего к тому времени Галичско-Унженского края.

Так и доживал свой век в одиночестве Варнава Ветлужский (по легенде – с прирученным медведем), тихо скончавшись в 1445 году.

А в1639 году русская православная церковь признала Варнаву Ветлужского святым, чудотворцем, и 11 июня был установлен днем его памяти.

 

ВОЗНИКОВЕНИЕ

ВАРНАВИНСКОГО МОНАСТЫРЯ

 

Слава об отважном первопроходстве Варнавы Ветлужского и его священных деяниях разнеслась далеко окрест, и с уходом марийцев за Ветлугу-реку последователи устремились на обжитое отшельником место и основали здесь мужской монастырь и поселение при нем. На Красной горе иноки построили две церкви - одну в честь Пресвятой Троицы, а другую - над гробом преподобного - во имя святителя Николая Чудотворца, и основали общежительный монастырь, получивший название Варнавиной пустыни, а еще поселение при нем.

Усиление Московского государства привело в конце XV века к падению власти Великого Новгорода над землями Севера. В 1489 году московский воевода захватил Вятские земли. В итоге весь Север вошел в состав Московского государства.



Во второй половине XV века русские поселения возникают там, где впадает река Лапшанга в Ветлугу. В документах сказано, что в конце XV века по речке Краснице и по суходолу Красной горы появились первые починки в числе семи, а на месте поселения Варнавы возник мужской монастырь.

Великий князь Московский Василий Иванович в 1530 году дарит монастырю грамоту и жалует "починки с новонаселенными по призыву монастыря,.. с пашнею и лесами и рыбными ловлями по реке Ветлуге и за рекой Ветлугой и в озерах со всякими угодьями", т.е. всю территорию правобережья Поветлужья, которая в начале XVII века войдет в Лапшангскую волость.

Варнавинский монастырь, получив грамоту от Ивана Грозного о пожаловании ему земель до реки Усты, прокладывает лесами кратчайшую дорогу еще и на реку Усту. Она выходила от Варнавина, надо полагать, на Вятско-Нижегородскую дорогу в Заветлужье и, являясь основной дорогой монастыря, связывала его с основными сухопутными магистралями того времени. Этим можно объяснить и возникновение на ней "Заставы", давшей в последствии название лесному кордону, а в наше время - деревне Заставке Быструхинского сельсовета Краснобаковского района. Здесь же, в бассейнереки Усты, в зоне важнейшей для того времени сухопутной дороги, создавалась главная хозяйственная база Варнавинского монастыря. Этим можно объяснить и тот факт, что дорога, идущая от Варнавина на Заставку, до 1917 года сохраняла название "Монастырской".

Однако растущий монастырь постигает несчастье. В 30-е годы XVI века насельники Варнавинской пустыни разом скончались от морового поветрия (очевидно, эпидемии чумы), обитель пришла в запустение, но в конце 40-х годов была возобновлена строителем Савватием. В грамоте от 1551 года сообщается: «На диком лесу на реке Ветлуге на Великом погосте бывал изстари монастырь житейный. А запустело то место от морового поветрия от корчетные скорьби. А после до того завладели луговая черемиса и заросло де то место большим лесом, а по наволокам вымоки и облоги, мхи и болота и ржавцы, а земля худа и песчана. И ему строителю старцу Савотею над рекою Ветлугою на Великом погосте церковь и монастырь велено строить и братью призывать».

Грамотой 1551 года царь Иоанн IV подтвердил права Варнавинской пустыни на ее владения, находившиеся «по обе стороны Ветлуги реки», на территории около 150 км - от устья реки Вол до устья реки Усты. В конце 50-х гг. XVII века на левом берегу Ветлуги, в 5 верстах от Варнавинской пустыни, братия возвела деревянную Покровскую церковь с приделом во имя святого Алексия, митрополита Московского.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.