Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРОНИКНОВЕНИЕ РУССКИХ ПОСЕЛЕНЦЕВ





Владимир Киселев

ЗАВЕТЛУЖСКАЯ

СТОРОНА

Страницы истории

Районов севера

Нижегородской области.

 

НЕОБХОДИМОЕ ПОЯСНЕНИЕ

 

Взяться за написание этой книги меня побудили давящий и все расширяющийся груз знаний по истории родных мест, яркие впечатления от знакомства и дружбы с настоящими патриотами этих мест – краеведами районов севера Нижегородской области, занятий с детьми в созданной мной организации краелюбов, переросшей в организацию росскаутов. А еще меня удручало странное невнимание к истории Ветлужья-Поветлужья-Заветлужья со стороны нижегородских краеведов, словно бы не существовало этой богатой истории. В значительной степени данное недоразумение связано с тем, что районы наши до 20-х годов XX века входили в состав Костромской губернии, а Шарангский район до 1960 года и вовсе в состав Вятского края. Воскресенский же район, входивший в Нижегородскую губернию, еще более не обласкан вниманием нижегородцев. И все толкования событий нашенских сводились преимущественно к Уренскому крестьянскому мятежу 1918 года да факту существования в древности в наших краях марийцев. А ведь исследовательский материал местными краеведами был накоплен колоссальный, и он требовал обобщения. К этому меня подтолкнул еще лет двадцать назад дотошный исследователь Поветлужья, краснобаковский кравед Михаил Алексеевич Балдин (1918-1994).



В начале 90-х годов под грузом имеющихся краеведческих сведений я загорелся созданием «Энциклопедии Урень-края», для чего создаю общественный совет при Уренском краеведческом музее и привлекаю к сбору новых сведений всех людей неравнодушных. Завязываю отношения с Павлином Владимировичем Малиновым (с. Красногор), Николаем Петровичем Соловьевым (д. Никитино), супругами Чебан Марией Павловной и Всеволодом Никифоровичем (с. Карпово), Николаем Александровичем Гординым (г. Урень), Алексеем Ивановичем Тихомировым (г. Урень) и многими-многими другими знатоками истории родных мест. Всю необходимую информацию из запасников районного музея предоставляют мне Дмитрий Гаврилович Смирнов, а затем Людмила Семеновна Русских. Отправной точкой в море истории Уренского района стали знаменитые «7 тетрадей» Акиндина Степановича Кучкина (1889-1957).



Начинаю заниматься в архивах Горького, Балахны, соседних районов, копаюсь в анналах областной библиотеки. На каждом шагу мне начала встречаться фамилия Михаила Алексеевича Балдина. Мне жгуче захотелось повстречаться с этим замечательным человеком.

Наиболее значительная часть сведений по истории Заветлужья принадлежат как раз ему, именно он наиболее глубоко «копнул» в прошлое наших мест, занимаясь долгие годы в архивах Нижнего Новгорода, Костромы и Москвы. С Балдиным меня связали дружеские отношения. До сих пор жалею, что отказался принять в дар от Михаила Алексеевича перед его смертью краеведческое наследие. Но, с другой стороны, доступ к нему в архивах Варнавинского музея будет обеспечен более широко.

Не откладывая дела в долгий ящик, отправился на станцию Ветлужская. И вот я в гостях в приземистом, уютном, пахнущем музейной стариной доме Балдиных. При близком знакомстве я еще более был поражен объемом исследовательской работы, которую собеседник произвел в архивах всех уровней. Забыв о времени, погрузился в захватывающее чтение. Передо мной открылось безбрежное море ценных сведений по истории Поветлужья и Урень-края в частности.

Так завязалось мое знакомство с Балдиным, переросшее затем в дружбу. Я неоднократно затем приезжал к Михаилу Алексеевичу, пока «до нитки» не проштудировал все его драгоценные альбомы. Сейчас исследования Балдина понемногу начинают издаваться благодаря поддержке земляков.

Между тем мне начали открываться все новые и новые имена знатоков истории родного края, летописцев и хранителей народной памяти. Павла Александровича Кремлева из Тулаги, Александра Ивановича Тухтунова из Ветлуги, Леонида Алексеевича Половинкина из Минеевки и других. Еще в 1986 году у меня происходит знакомство с уроженцем Красногорской округи, доктором исторических наук, профессором Екатеринбургского педуниверситета Виталием Павловичем Ледневым, увлекшимся краеведением. Слова поддержки получаю от, пожалуй, самого маститого краеведа Урень-края – Виктора Федоровича Мамонтова (1925-1989), проживавшего в то время во Ярославской области.



Далее наступил черед знакомства с краеведческими исследованиями уроженцев северных районов области. Самое громкое имя в этом ряду – летописец Ветлужского края Дмитрий Петрович Дементьев (1859-1927). Его перу принадлежат 219 тетрадей «Ветлужской летописи» и 60 тетрадей «Ветлужской старины».

Другое громкое имя – Николай Галактионович Тумаков (1903-1985), уроженец рабочего поселка Варнавино. Свои исследования он посвятил истории Краснобаковского района, явился создателем местного краеведческого музея. За кипучую деятельность удостоен звания «Заслуженный учитель РСФСР», награжден орденом «Знак Почета».

Нельзя обойти вниманием тоншаевского краеведа Павла Севастьяновича Березина (1890-1980). С выходом на пенсию в 1955 году Павел Севастьянович всецело отдается исследовательской работе. Особенно тщательно он разработал вопрос первоначального заселения людьми территории севера Нижегородской области.

Известны своими краеведческими изысканиями шахунцы Олег Сергеевич Козырев и Виктор Петрович Киверин, шарангцы Тамара Васильевна Петунина и Петр Павлович Осокин, ветлужцы Иван Иванович Разумов и Владимир Александрович Комиссаров, воскресенцы Николай Борисович Гаврюшин и Игорь Александрович Сучков. Неплохо поддерживается администрациями Варнавинского и Воскресенского районов издание краеведческой литературы.

Итак, почему моя книга называется «Заветлужская сторона»? Исторически сложилось, что к Заветлужью, Левобережью Ветлуги, относились шесть северных районов области: Ветлужский, Тонкинский, Тоншаевский, Уренский, Шахунский и Шарангский. Варнавинский же, Воскресенский и Краснобаковский традиционно являлись Поветлужьем или Приветлужьем. Но поскольку данные районы разрезаны рекой Ветлугой надвое, а все названные девять районов находятся в бассейне главной реки региона, то считаю обоснованным и три «разрезанных» района Поветлужья отнести к Заветлужью. Отсюда – название книги.

Это, во-первых. А, во-вторых, все девять районов севера во все времена были связаны общей историей, общими дорогами и водными путями. Во всех районах до сих пор «Русью пахнет», и немало гордости должна привносить в сердца земляков эта общая, насыщенная печальными и радостными событиями история.

Короче говоря, главная моя задача при написании данной книги заключалась в обобщении основных краеведческих данных, накопленных краеведами севера области. Но определенную долю новых сведений в исследование я тоже привнес. Большим подспорьем в работе любого исследователя в работе стал Интернет, особенно по части иллюстрирования статей. Откровенно говоря, не надеюсь на скорую публикацию своей книги, поскольку она имеет довольно внушительный размер, а отсюда и немалую стоимость издания. Но пусть «Заволжская сторона» станет хотя бы электронным памятником трудам коллег-краеведов! Ведь иные из них никогда не видели и уже не увидят в таком объеме свои наработки. А читатели, надеюсь, получат немалое удовольствие от прочитанных страниц и получения новых знаний.

 

КОГДА ЧЕЛОВЕКА НЕ БЫЛО

 

Органическая жизнь на Земле возникла около 4 миллиардов лет назад в водной среде. Первичное теплое море неоднократно покрывало территорию нынешней Нижегородской области, о чем свидетельствуют напластования осадочных пород и окаменелых останков обитателей морских глубин.

В 1954 году в Уренском районе на водоразделе рек Темты и Морквы геологом В.И. Игнатьевым найдено распространение верхнеюрских темно-серых глин и в них обломки раковин моллюсков. Представителей юрской водной фауны находят и в других районах Заветлужья. Так, в селе Ново-Никольское Варнавинского района находят довольно много хорошо сохранившихся раковин спирально-свернутых моллюсков при рытье колодцев. В прошлом старики раковины считали целебными, называя их "божьей стрелочкой". Приготовленным из растертого белемнита порошком посыпали раны.

Сегодня в местных музеях повсеместно можно встретить окаменелые раковины, панцири моллюсков (см. на снимке 1) и скелеты простейших животных.

С поднятием суши происходит развитие наземной флоры и фауны. В условиях жаркого климата появляются растения и животные тропического пояса. Об этом говорят окаменелости папоротникообразных деревьев и кости пресмыкающихся.

В том же 1954 году у села Спасское и деревни Верхняя Слудка Ветлужского района геологом Игнатьевым в прослое костеносного конгломерата было найдено много челюстей, позвонков, и других остатков скелетов вымерших уже наземных позвоночных. Такие же остатки отмечены были у деревень Целегородка и Большая Козляна Уренского района, у станции Шеманиха Краснобаковского района и в других местах.

Кроме того, в Заветлужье были найдены костные останки предков динозавров, крокодилов и птиц.

В 1958 году геолог Г.И. Блом с коллегой В.Г. Гороховым проводили возле деревни Асташиха в Воскресенском районе геологическую разведку и стали авторами неожиданной находки. Только в 1975 году в палеонтологическом журнале Николай Каландадзе публикует описание этой находки - дицинодонта как нового вида рода листрозавров – листрозавра георга, названного так в честь автора находки Георгия Блома.

250 миллионов лет назад листрозавры топтали многие районы Поволжья. Фрагмент черепа этого древнего животного обнаружили и возле деревни Анисимово в Варнавинском районе.

250 миллионов лет назад, на заре триасового периода, на листрозавров охотился один из самых кровожадных монстров, обитавших на территории Нижегородского края. Это хищная рептилия – архозавр. Длина тела с мощным хвостом составляла около 2 метров.

Полного скелета этого страшилища не найдено, однако отдельные кости обнаружены у деревни Анисимово в Варнавинском районе, а часть его черепа нашли у села Спасское в Ветлужском районе. Также косточки архозавра отыскались и у деревни Пурлы, что возле станции Пижма в Тоншаевском районе. Причем ящера, найденного возле деревни Пурлы, так и назвали – архозавр россикус – российский.

Особенно многочисленны находки, относящиеся к межледниковому периоду. Это останки скелетов и зубы мамонта, рог шерстистого носорога (на снимке 2), короткорогого зубра. К этому времени относятся и обнаруженные следы промысловой деятельности первобытного человека. Так, на пойме реки Усты около Уреня были найдены останки скелета короткорого зубра и наконечник копья в нем, а на северо-востоке района у деревни Локтево – бивни и зубы мамонта (на снимке 3).

Своеобразен и сформировавшийся в доисторическую эпоху ландшафт Заветлужья с дугообразной конфигурацией реки Усты, повторяющей конфигурацию рек Ветлуга, Унжа и Волга. Нижегородские ученые-геологи объясняют это тем, что около 2 миллионов лет назад все эти реки вынуждены были круто поменять русло в обход возникшей преграды в виде гигантской вулканообразной воронки с высокими краями, образовавшейся на месте удара о Землю исполинского небесного тела. Космический пришелец выбросом из места удара огромных масс породы соорудил непреодолимую преграду на пути вышеназванных рек, и о ней напоминают высотные дуги, кольцом расходящиеся от места взрыва.

Авторы данной гипотезы свидетельствуют: «Например, легко определить гигантскую кольцевую структуру горьковского Заволжья. Ее центр расположен в нескольких десятках километров южнее Уреня. Посмотрите, какие плавные дуги образуют реки, как закругляется Ветлуга с ее притоком Устой. Какую громадную дугу делает Унжа вместе с отклоняющимся на восток и даже на северо-восток отрезком Волги» (Г. Кулинич, Б. Фридман, кн. «Геологическое путешествие по горьковской земле», ВВКИ, 1990). И здесь же: «С кольцевыми структурами связывают месторождения многих важнейших полезных ископаемых: алмазов, сульфидных руд многих металлов, асбеста и др.».

Палео-Волга (т.е. Волга около 2-х миллионов лет назад) протекала в 100 с лишним километрах левее от нынешнего русла, утверждают Кулинич и Фридман, где-то между станциями Сухобезводное и Ветлужская и далее на Йошкар-Олу.

Вопрос – где центр «звездной раны» на теле Земли? По моим сопоставлениям на основе анализа географических высот, где-то в районе деревень Емельяново – Березники, ныне уже нежилых. Космический пришелец явился в это место планеты с юго-востока и мигом соорудил гигантскую преграду на пути трех выше названных рек. Им поневоле пришлось огибать этот метеоритный кратер, края которого за миллионы лет естественным образом сгладились, и в целом место космической катастрофы затянуло наносными отложениями.

Мало того, космический пришелец, скорее всего, стал «виновником» возникновения в ареале взрывной волны и таких, до удивления похожих, озер как Кочешковское, Титковское в Уренском районе и Светлояр – в Воскресенском. Но тут, однако, возникает новая версия падения небесного тела. Оно, выходит, было не одиночным, а раздробленным на несколько частей, отдельные части которого и «вырыли» настоящие озера. Короче, данная загадка требует дальнейшего исследования специалистами разных профилей, что впрочем и делается неустанно.

Территория Ветлужского края в далеком прошлом подвергалась длительному оледенению. Толщина ледника над поверхностью доходила до несколько сотен метров. Отдельные языки наиболее крупного Днепровского оледенения около 250 тысяч лет назад заходили за пределы современной речной долины реки Ветлуги. Доказательством этому служат моренные отложения на останках коренных пород и наличие валунов в ряде мест левобережья. Ледник с собой принес из Скандинавии огромное количество валунов. На Ветлужско — Унженском водоразделе, например, встречаются предметы весом более 10 тонн. Рядом с деревней Хмелевая Варнавинского района находится камень размером 3 на 5 м, который в настоящее время значится как памятник природы и истории (на снимке).

Громадная глыба, достигающая 2-х метров в поперечнике, находится у деревни Сияние на берегу речки Шижмы в Краснобаковском районе. Громадные валуны лежат в районе деревень Носовая, Дерино, Шоля того же района. Эти примеры не единичны, их имеется много. Такие огромные глыбы не могли быть принесены водными потоками, они оставлены отступавшим ледником. Вот тогда, после отступления ледника, прошедшего исполинским катком по земле, и сложился современный заветлужский ландшафт.

Последующий же ледник - Московский, покрывавший северо-западную часть Русской равнины, до пределов Заветлужья уже не доходил. Сюда проникали лишь водные потоки, возникавшие при его таянии и устремлявшиеся в низины. Они существенно повлияли на образование долин современных рек. Крупными притоками Ветлуги являются Уста, Малая иБольшая Какши, Вохма, Вол, Лапшанга. А еще ледник оставил в Заветлужье множество озер и болот.

Хотя наша местность считается равнинной, высота холмов и водораздельных гребней в ряде мест превышает 40-50 метров над уровнем реки Ветлуги. Самая высокая часть Правобережья Ветлуги - Красная гора, на которой расположен рабочий поселок Варнавино. Здесь абсолютная высота достигает 156 метров, а относительная высота над уровнем реки Ветлуги - 80,5 метров.

Самым обширным и самым возвышенным в Левобережье является участок (т.н. Шахунские увалы), занимающий центральную изападную части Шахунского района и северо-восточную часть Уренского района. Он имеет протяженность около 60 км с востока на запад и около 25 км с севера на юг.

 

ПЕРВОБЫТНЫЙ ПЕРИОД

Первобытный период – время в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. До появления в лесном Заветлужье марийского и русского населения на протяжении тысячелетий жили по Ветлуге и ее притокам родовые коллективы племен первобытных культур.

В 1937 году при раскорчевке поля от пней у починка Измайловский (в 13 км к северо-западу от Уреня, ныне не существует) были обнаружены два каменных топора и мотыга эпохи неолита (около 8-3 тыс. лет до н.э.). В 1956 году красногорским учителем-краеведом П.В. Малиновым с группой школьников у деревни Зеленые Луги Уренского района был найден каменный нож. В 1978 году на пойме реки Усты около Уреня – наконечник копья в останках скелета зубра. Находки же каменных топоров повсеместны.

Во втором тысячелетии до н.э. с правобережья Волги пришли в наши края первобытные охотники-балахнинцы и скотоводы-фатьяновцы. От них сохранились сверленые и шлифованные боевые каменные топоры. Наиболее значительной оказалась находка 1969 года в карьере Уренского асфальтного завода, где ковшом экскаватора было вскрыто погребение древнего человека, относящееся к периоду Балановской культуры (середина 2-го тысячелетия до н.э.), что подтверждали лежавшие здесь бронзовые орудия труда.

Затем, в первом тысячелетии до н.э. из Прикамья пришли племена ананьинских древних земледельцев с культурой раннего железного века. Они основали по Ветлуге древние городища: Русенихинское - в 7 км от рабочего поселка Воскресенское, Богородское - на территории Варнавинского района, Чертово - в 7 км вниз по течению от города Ветлуги, Спасское - в 6 км вверх по течению от города Ветлуги.

На карте помечены городища: 4 – Островское (X-XV вв.), 5 – Спасское (X-XV вв.), 6 – Чертово (IV-VI вв.), 7 – Шилихинское (X-XV вв.), 8 - Богородское (VII-III вв. до н.э.), 9 – Русенихинское (VII-III вв. до н.э.).

Городище — русское название бывших укреплённых поселений, обнесённых земляными валами и рвами. Как правило, поселение располагалось в труднодоступных местах: на мысах берегов рек и ручьёв, иногда среди болот. Вершина вала так же как и край площадки городища укреплялась деревянными высокими стенами типа частокола или стены из горизонтальных брёвен, вложенных между вертикальными столбами.

По данным раскопок жилище ананьинцев представляло собой бревенчатый дом полуподземного типа, длиной свыше 40 м и шириной 4 м, с открытым очагом внутри. Жилище, типичное для племен матриархальной стадии.

В I – V веках нашей эры из-за Волги в Левобережье прибыли племена городецкой культуры, которые ассимилировали здесь местное население. В результате на всем Ветлужско-Вятском междуречье сложились древнемарийские племена, от которых и произошел, согласно данной версии, современный марийский народ.

Принято считать, что марийцы относятся к группе финно-угорских народов. Однако существует другая точка зрения. Согласно древним марийским преданиям, этот народ в далекие времена пришел из Древнего Ирана, родины пророка Заратустры, и расселился вдоль Волги, где как раз и смешался с местными финно-угорскими племенами, однако сохранил свою самобытность.

Как утверждает доктор филологических наук, профессор Марийского Государственного Университета С. Черных, из 100 марийских слов 35 финно-угорские, 28 тюркские и индоиранские, а остальные славянского происхождения и других народов.

Тщательно исследовав молитвенные тексты древней марийской религии, профессор С.Я. Черных пришел к удивительному выводу: молитвенные слова марийцев более чем на 50% имеют индоиранское происхождение.

Большинство названий местных географических объектов можно истолковать на языках двух семей языков – тюркской и финно-угорской. Обе языковые семьи претендуют на происхождение от скифо-сарматов, живших на огромном пространстве от сибирской реки Тобол до Черного моря. В свою очередь, как скифы, так и сарматы ведут свое происхождение от народов северо-иранской ветви. Кировский этнограф Д.Захаров аргументированно доказывает в одной из своих работ, что «…иранцы-земледельцы утвердились в Поволжье и Прикамье, где они имели возможность возделывать свою истинную земледельческую культуру – пшеницу» (Серебряная ветка.- ВВКИ, 1990).

Ирано-язычные скифские и сарматские племена проникли в лесостепную полосу в середине 1 тыс. до н.э., а прародиной их, как, впрочем, и всего человечества, являлось Двуречье. Вот куда тянется цепочка родословной марийцев и татар Поволжья! Странное совпадение звучания названий географических объектов замечает и Д. Захаров: «Два гнезда иранских названий отмечаются на территории Поволжья,- одно из них занимает верховья и среднее течение Ветлуги, его представляют такие названия, как…Урень, Арья».

Русский язык принадлежит, как известно, к индоевропейской семье языков. В далеком прошлом люди, говорившие на индоевропейском языке, занимали ограниченную территорию в Центральной Азии, и переселение их по разным землям началось после 2000 года до н.э. Это были группы людей европеоидного расового типа. В несколько позднее время из Восточной Азии «…проникают на запад вплоть до Прибалтики и даже далее малочисленные группы охотников и рыбаков монголоидного типа» (В.В. Мавродин. «Происхождение русского народа». – Л., 1978). Эти два потока смешивались меж собой, оказывая влияние друг на друга, но в итоге на территории Восточной Европы возникли две основные языковые общности – индоевропейская и финно-угорская. На великой реке Волге это обозначилось особенно явственно.

Обратимся к другому авторитетному изданию – книге З.А. Рагозиной «История Ассирии» (С.-Петербург, 1902): «Из глубины таинственных недр Средней Азии арийские толпы, следуя все тому же роковому влечению, продолжали по временам валиться через те же широкие ворота,- пространство между Уралом и Каспийским морем».

Придет время, и арии – иранцы через Каспийское море, омывающее берега их страны, вверх по Волге поднимутся и до наших мест и дадут названия многим географическим объектам, что убедительно доказывает в своих исследованиях В.В. Мавродин: «Очень ощутимы связи славянских языков с иранскими. Они восходят ко временам индоевропейского языкового единства, но усиливаются и становятся отчетливыми в середине I тыс. до н.э., когда ирано-язычные скифские, а за ними сарматские племена проникают в лесостепную полосу». О том же свидетельствует и З.А. Рагозина: «…большой отряд иранских кочевников, уходя от преследований напиравших на них с тыла диких племен, проживавших к востоку от Каспийского моря, переправился через реки: Урал, Ра (ныне Волга), Танаис (Дон) и разлился по обширным равнинам».

Но придут с востока новые завоеватели – тюрки, и главенство на великой реке с Х века н.э. получат булгары, которые говорили о себе: «мы смесь турков (тюрков) со славянами» (В.В. Мавродин). И еще послушаем автора книги «Происхождение русского народа»: «Удары, нанесенные гуннами, а за ними аварами, болгарами (тюрками), обусловили значительное уменьшение численности оседлого населения, а в некоторых местах оно надолго исчезло. Поэтому славяне приносили сюда специфическую культуру, и только кое-где они ассимилировали остатки древнего иранского населения, потомков сарматов, в значительной своей части уже тюркизированных».

Так или иначе, материалы раскопок говорят о том, что северный край нашей области в первом тысячелетии н.э. был заселен древними финно-угорскими племенами, а именно марийцами. Наиболее детально обследовано Чертово городище, время возникновения которого определяют с III до начала IV века нашей эры. Люди, избравшие около полутора тысяч лет тому назад это место для поселения, выжгли росший здесь лес, построили жилища и укрепили городище глубоким рвом и земляным валом (в настоящее время высота вала достигает З м., а ширина 30 м.).

В ходе раскопок на городище экспедиция обнаружила следы кострищ, много различных бытовых вещей, принадлежавших древним обитателям, фрагменты глиняной посуды и массу костей диких и домашних животных. Среди находок - железный нож и шило, пряслица, тигельки для плавки железной руды, каменные формы для отливки металлических предметов, зернотерки, точильные камни (оселки), железные удила, костяной наконечник стрелы. Здесь же найдены и некоторые украшения - бронзовые бляшки, медные поясные накладки, бусины из стекловидной массы с рисунком, обломок бронзового браслета и красивая фибула (застежка), покрытая красной эмалью. Обилие разнообразных костей диких и домашних животных свидетельствует о том, что преобладающими занятиями были скотоводство и охота. Особенно много здесь обнаружено костей лося. Встречены кости кабана, медведя, бобра, куницы, зайца.

В VII веке "Чертово городище" прекратило свое существование. Оно было оставлено населением, что является, по-видимому, следствием набега соседей.

Черемисское кладбищенаходится в Ветлужском районе на левом берегу речки Луданги, притока Ветлуги. Оно значительно разрушено предыдущими раскопками и местными кладоискателями. Кладбище археологами отнесено к VIII-X векам.

Следующий период в древней истории Поветлужья хорошо освещается материалами Веселовского могильника. Онрасположен в Шахунском районе на левом берегу Малой Какши близ деревни Семеново. Исследователи Веселовского могильника установили, что он принадлежал марийцам и относится к IX-XI векам н.э. На могильнике было выявлено 15 погребений. Существенную роль в погребальном обряде древнего населения Поветлужья играло захоронение умерших в полном одеянии, с украшениями, орудиями труда, оружием и посудой. По найденным вещам можно восстановить костюм захороненных. На голову надевалась кожаная повязка и медная цепочка из мелких колечек. На шее были украшения из серебряной витой проволоки, так называемые гривны. Грудь украшалась оригинальными бронзовыми подвесками. Бронзовые или серебряные браслеты опоясывали руки. В некоторых погребениях найдено 15-17 браслетов. На пальцах рук были серебряные перстни. Хоронили обычно в меховой одежде. Сверху одежда подпоясывалась кожаным поясом с серебряными или медными накладками. На поясе висел кинжал в деревянных ножнах с латунной оправой. В специальном кожаном мешочке находились трут, кремешки и кресало для высекания огня.

Веселовский могильник - ценнейший памятник истории Поветлужья рубежа 1-го -2-го тысячелетий нашей эры. К этому же времени относятся Чухломский могильник, обнаруженный экспедицией на берегу реки Луданги, левого притока Ветлуги. Результаты работы экспедиции свидетельствуют о высокой культуре древних поселенцев Поветлужья.

Множество других находок также говорят о расселении марийцев в Заветлужье. В местечке Каравашек, на Малой Какше, недалеко от Веселовского могильника, найдены железный меч, кольчуга и шлем.

При деревне Крутик Тоншаевского района при рытье силосной ямы в 1958 году на берегу крутого оврага при впадении его в реку Шукшум обнаружены кости людей, широколезвийный топор, железный меч, и останки шлема русского ли, марийского ли происхождения.

Железный боевой топор древних марийцев был найден в селе Баки.

В починке Пурлы Тоншаевского района при очистке из-под леса земли и при распашке подобным образом были найдены две стальные сабли и шпора, кроме того, здесь же были найдены разной величины замки, ключи от них, ральники от сох.

Рядом с Трехсвятской церковью в Урене найдено более позднее захоронение девушки неславянского происхождения.

Вещественные памятники марийских захоронений в Поветлужье, да и других могильников Ветлужско-Вятского междуречья подтверждают, что во второй половине первого тысячелетия (VI - X в.в.) у марийцев совершенствуются орудия труда, хозяйственная деятельность и общественные отношения. К X веку они осваивают пашенное земледелие с применением легкого плуга, пригодного для лесных почв. Кроме пашенного, имело место и подсечное - с выжиганием леса. Для рубки леса под выжиги применялся широколезвийного типа железный топор, а для пашни — соха с железным сошником. При размоле зерна они пользовались каменными жерновами.

 

МАРИЙЦЫ ЗАВЕТЛУЖЬЯ

 

Регион формирования древнемарийских племен (черемисов) и их первоначального обитания выходил далеко за пределы современной Республики Марий Эл. Они занимали все Поветлужьеи центральные районы Ветлужско-Вятского междуречья, а также земли к западу от Ветлуги. Граница с мерянскими племенами проходила в районе реки Унжи.

Марийцы являются потомками первого коренного населения, жившего племенами на просторах междуречий Волги, Ветлуги и Вятки почти за 5 тыс. лет до прихода сюда русских переселенцев. Обособление мари из финноязычных волжских племен в самостоятельный этнос происходило в I тыс. н.э.

Первое достоверно известное упоминание о марийцах относится к середине X века. В письме хазарского кагана Иосифа в 961 году в числе народов, плативших ему дань, упоминается «цармис» - черемисы. В русских летописях «черемисы», как в то время называли марийцев, впервые упоминаются в начале XII века.

У марийцев в X – XI веках происходил распад родового строя, потому единого государства у них не сложилось. Еще в VIII веке они попадают под влияние государства Волжской Булгарии.
Болгары помимо сбора дани с марийцами вели торговлю. Основными товарами у марийцев были пушнина, мед, воск, которые не только служили предметами торговли, но и средством уплаты дани. На свои товары марийцы выменивали железные и другие изделия. Поскольку болгары к тому времени достигли значительных успехов в экономике и культуре, марийцы позаимствовали у них много полезного для себя, что характеризуется раскопками на могильниках.

Жильем марийцев было так называемое кудо (лачуга). Это слово у современных марийцев означает усадьбу, двор. Оно состояло из бревенчатого сруба, верхние венцы которого с двух сторон сводились, оставив вверху отверстие. Пол - земляной, посредине очаг для варки пищи, отопления помещения и сушки одежды и обуви. Дым очага выходил в отверстие. Вдоль стен устраивались сплошные нары для спанья. В одной из стен прорубался лаз с двухстворчатой дверкой. Верхние бревна свода конопатились мхом и покрывались лубом липы или корой ели. Иногда в стенах прорубались небольшие отверстия вместо окон.

Уже на стадии завершения своего этногенеза марийцы оказались объектом экспансии со стороны тюркского Востока и славянского государства. С юга мари подвергались нашествию волжских булгар, затем Золотой Орды и Казанского Ханства. С севера и запада шла русская колонизация.

Марийская родоплеменная верхушка оказалась расколотой, часть её представителей ориентировалась на русские княжества, другая часть активно поддерживала татар. В таких условиях не могло быть и речи о создании национального феодального государства.
В конце XII – начале XIII веков единственным марийским регионом, над которым власть русских княжеств и булгар была достаточно условна, являлся район между реками Вяткой и Ветлугой в их среднем течении. Природные условия лесной зоны не давали возможности чётко привязать к местности северные границы Волжской Булгарии, а затем Золотой Орды, поэтому проживающие в этом районе мари, образовали своеобразную "автономию".

В галичских рукописях в первый раз война черемис с Галичем упоминается в 1170 году, где черемисы ветлужские и вятские являются как нанятое войско для войны между ссорящимися между собой братьями. Как в этом, так и в следующем 1171 году черемисы были разбиты и прогнаны от Галича Мерьского.

В 1174 году марийское население само подвергается нападению.
"Ветлужский летописец" повествует: "новгородские повольники завоевали у черемис их город Кокшаров на реке Вятке и назвали его Котельничем, а черемисы ушли со своей стороны к Юме и Ветлуге". После вытеснения мари с реки Юмы, какая-то их часть спустилась к своим сородичам на реку Пижму. По археологическим и фольклорным данным один из хозяйственных центров мари располагался, в частности, на территории современного Тоншаевского района.

В 1245 году по жалобе галичского князя Константина Ярославича Удалого (брата Александра Невского) татарский хан пожаловал правый берег Ветлуги галичскому князю, а левый - черемисам. Жалоба галичского князя, очевидно, была вызвана непрекращающимися набегами ветлужских черемис. В 1246 году Поветлужье подверглось нападению монголо-татар, внезапно нагрянувших на край и разоривших его. Часть населения была убита или взята в плен, а другая разбежалась по лесам.

«В то же лето, яко поведуют писания, запусте от пленения того поганьского Батыя-царя сия страна, о ней же любви повествую, по берегу реки, зовомой Ветлуга, и быст пуста 253 лета. И где было жилище человекам, порасте везде великими лесами и названа быст Ветлужская пустыня, и никем не проходима, токмо немногими людьми, проходящими лова ради звериного из предела града Унжи».

В 1436 году после распада Золотой Орды Поветлужье попадает под влияние Казанского, образовавшегося вместе с Астраханским и Сибирским ханствами на развалинах Золотой Орды.

В результате русских походов 1468-1469 годов Ветлужское марийское княжество окончательно прекратило свое существование, а марийские земли вошли в состав московского государства. На несколько десятилетий прекратились набеги татар и мари на русские поселения.

Так или иначе, до середины XVI века территория Заветлужья являлась ясачным (ясак – натуральный налог) угодьем марийских племен, зависимых от Казанского ханства. Экспансия казанских татар имела довольно обширные границы (см. на карте). Своими постоянными грабительскими набегами на северное Поволжье и Заветлужье они не давали здесь спокойной жизни русским поселенцам

Татарское иго, продолжавшееся более 250 лет, окончилось в 1480 году. Казань же еще продолжала угрожать жизненным интересам Руси, нападая на Поветлужье.

В царствование Василия III Ивановича для защиты от татар в разных местах были созданы крепости, и, в частности, на Ветлуге, близ современного р.п. Воскресенского.

Для русского государства как по военным, так и по экономическим мотивам было необходимо разгромить Казанское ханство. С этой целью Иван IV Васильевич Грозный предпринял несколько походов на Казань, закончившихся в 1552 году победой над Казанским ханством.

Среди тоншаевских и шарангских марийцев сохранилось предание о походе рати со стороны Ветлуги через их края, пока никак не доказанное документально. «Когда Иван Грозный воевал с Казанью, при переходе через реку Вахтан рать использовала поваленные дубы». В представлении марийцев рать была настолько велика, что когда она переправлялась через реку, то кора деревьев была стоптана до древесины. А дубы еще долго после этого продолжали служить переправой населению.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.