Сделай Сам Свою Работу на 5

Права и обязанности субъектов налоговой системы





Налогоплательщиками и плательщиками налогов и сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налога и (или) сборы.

Налогоплательщики имеют право:

1. Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах; законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах; порядке исчисления и уплаты налогов и сборов; правах и обязанностях налогоплательщиков; полномочиях налоговых органов и их должностных лиц; а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.

2. Использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

3. Получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных налоговым кодексом.

4. На своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

5. Представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок.



6. Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки.

7. Получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов.

8. Требовать соблюдения налоговой тайны.

9. Требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

1. Налогоплательщики обязаны:

· уплачивать законно установленные налоги;

· стать на учет в налоговых органах;

· вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

· представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность;

· представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;



· выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

2. Налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

· об открытии или закрытии счетов – в десятидневный срок;

· обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

· обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, – в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

· о реорганизации – в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

3. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.

4. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.

Налоговые агенты обязаны:



· правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

· в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

· вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

· представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и соборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входит федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

 

Налоговые органы вправе:

· требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного управления;

· проводить налоговые проверки в порядке, установленном налоговым кодексом;

· производить выемку документов при проведении налоговых проверок налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений;

· вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

· приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков;

· определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющей них информации о налогоплательщике;

· требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

· взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном налоговым кодексом;

· контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

· требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков;

· привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.

Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

Налоговые органы обязаны:

· соблюдать законодательство о налогах и сборах;

· осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

· вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

· бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

· соблюдать налоговую тайну;

· направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа.

2.3. Государственное управление налогообложением.
Налоговая политика государства

Государственный бюджет. Под государственным бюджетом понимают финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда, который образуется за счет налоговых отчислений. Бюджет содержит доходную и расходную части.

Доходная часть бюджета. В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником государственного бюджета. Доходная часть бюджета на 80–85% формируется за счет налоговых платежей, а 15–20% составляют доходы от других видов деятельности.

Расходная часть бюджета. В расходной части бюджета содержится перечень отраслей и направлений деятельности, которые полностью содержатся за счет бюджета государства или требуют бюджетной поддержки, а также распределение денежных средств по этим отраслям на год. Государство в интересах общества использует средства бюджета, в частности на оборону, здравоохранение, образование и т.д.

Консолидированный бюджет. Российская Федерация включает в себя 89 национально-государственных и административно-территориальных образований, поэтому государственный или консолидированный бюджет имеет три уровня: федеральный, региональный и местный бюджеты. Единство бюджетной системы страны и взаимодействие бюджетов разных уровней определяются налоговой политикой государства. Централизация средств в консолидированном бюджете дает возможность осуществлять единую экономическую и финансовую политику на тер­ритории всей страны. Кроме того, некоторые налоговые платежи, например ЕСН, зачисляются в государственные внебюджетные фонды.

Бюджетное регулирование. Распределение налоговых платежей между бюджетами разных уровней ежегодно определяется в Федеральном законе «О федеральном бюджете», в соответствии с которым основная часть налоговой массы собирается в федеральном бюджете, а затем путем бюджетного регулирования распределяется между нижестоящими региональными и местными бюджетами с разделением ответственности за развитие экономики и социаль­ной сферы в регионах. Некоторые региональные налоги распределяются между региональными и местными бюджетами. Местные налоги полностью остаются в местных бюджетах. Такое перераспределение налоговых поступлений между бюджетами трех уровней вызвано тем, что в связи с различными природно-климатическими условиями, неравномерным размещением производительных сил и развитием инфраструктуры в экономическом развитии отдельных регионов существуют различия. Поэтому перераспределение бюджетных средств способствует выравниванию территорий по показателю бюджетного обеспечения и сбалансированному развитию всех отраслей и регионов.

Все налоги уплачиваются по юридическому адресу ( если предприятие зарегистрировано в городе, а находится в области, то оно платит налоги в бюджет города).

Налоговая политика

Под налоговой политикой понимают совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства и социальных групп общества, а также развития экономики страны в целом за счет перераспределения денежных ресурсов. Проводя налоговую политику, государство опирается на функции, присущие налогам.

Функции налогов и сборов

Налоги в зависимости от методов налогообложения могут выполнять различные экономически значимые функции, которые определяют социально-экономическую сущность и назначение налогов. Различают три основные функции налогов: фискальную, регулирующую и контрольную.

Фискальная функция. Посредством этой функции реализуется главное назначение налогов – формирование финансовых резервов государства и обеспечение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней (больше всего приносит доходов в бюджет НДС).

Регулирующая функция. Использование этой функции служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику с целью увеличения темпов роста экономического развития, а также воздействия на интересы людей и предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном и выгодном обществу направлении. Маневрируя налоговыми ставками, льготами, санкциями, изменяя условия налогообложения, государство создает условия для развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем, что проявляется в использовании стимулирующей или сдерживающей подфункций для целей регулирования экономическими и социальными процессами. Кроме того, регулирующая функция имеет выраженную социальную направленность.

Стимулирующая подфункция. Стимулирующее воздействие на экономические процессы связано с льготообразующими признаками налогов, что проявляется в снижении налого­облагаемой базы, в изменении налогов, льгот и санкций. Это приводит к стимулированию роста научно-технического прогресса, экономической активности предпринимательства. Стимулирующая подфункция способствует увеличению рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства и т.д.

Сдерживающая подфункция. В основе сдерживающей подфункции лежит дополнительное налогообложение, установление прогрессивного налогообложения, изменение и отмена налоговых льгот. Эта подфункция используется для ограничения негативных последствий развития рыночной экономики и предпринимательской деятельности, причиняющей вред окружающей среде, и т.д.

Социальная подфункция. Применение этой подфункции способствует сохранению социального равновесия в обществе. Ее назначение проявляется в процессе перераспределения доходов между отдельными социальными группами с целью выравнивания их по финансовому обеспечению. При этом часть финансовых ресурсов направляется на содержание наименее обеспеченной части населения с целью недопущения падения доходов и уровня жизни населения.

Контрольная функция. Использование этой функции позволяет дать оценку эффективности налогового механизма, каждого налогового канала и налогового пресса в целом. На основе оценки и анализа корректируют налоговую систему и бюджетную политику. Также эта функция используется для контроля за расходованием бюджетных средств.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.