Сделай Сам Свою Работу на 5

Генезис времени: концепция Ж.-М. Гюйо и феномен пространства 1 глава





 

Многообразие понятий времени в истории мысли – факт, который не стал еще предметом исследования. Сколько бы ни рассуждали о времени, сколько бы ни сравнивали между собой различные учения о времени, само их многообразие не становилось эксплицитной темой. Даже в пределах одного философского учения значение термина «время» может меняться. Самым ярким примером является здесь Кант. Изучен ли в достаточной степени этот переход от одного понятия времени к другому в кантоведческих штудиях? С другой стороны, вплоть до середины XIX в. практически отсутствовали концепции происхождения представлений о времени. Эволюционизм и позитивизм XIX в. способствовал появлению таких теорий, и прежде всего в психологии. Первым обобщающим и в то же время новаторским трудом философского характера стала книга Жана-Мари Гюйо (1855-1888) «Происхождение идеи времени»

Учение о времени Бергсона, а затем и феноменологические концепции времени, прежде всего Брентано, Гуссерля, Хайдеггера, Мерло-Понти, Сартра и др. выдвинули на первый план проблемы онтологического статуса времени; вопрос о генезисе (эксплицитную постановку этого вопроса мы находим только у Брентано и Гуссерля) рассматривался как вопрос о происхождении времени, но не как вопрос о происхождении наших представлений о нем. Можно ли, однако, отделить эти два вопроса?



В плане влияния, названные и многие другие учения фактически оттеснили концепцию Гюйо, интерес к которой снова возник только в конце XX в., в эпоху так называемого пространственного поворота. Для нас концепция Гюйо представляет особый интерес не только потому, что представление о времени выводится здесь из представлений о пространстве (и движении), но прежде всего потому, что генетический аспект исследований Гюйо сочетается с многообразием контекстов и определений времени. Приведем только основные значения термина «время» у Гюйо. Время имеет неподвижное русло, время постоянно течет в этом русле, время – это абстракция и одновременно чувство, время – это расстояние между объектом, который имеешь, и объектом, которого желаешь. Время и движение происходят из непознаваемого внешнего мира и внутренней энергии. Время – художник, идеализирующий вещи. Время – это суждение о силе и эстетической ценности вещей и событий. Распределение ощущений в пространстве создает ту видимость, которую мы именуем временем. Время – четвертое измерение вещей, занимающих пространство. Время необратимо, пространство обратимо. Время – это среда, отличная от самого пространства, аналогичная внутренней среде инстинктивных жизненных влечений.



Последние тезисы, в частности, ставят под вопрос абсолютную оригинальность концепции Бергсона. С одной стороны, Гюйо сводит время к пространству, с другой – находит непространственное время, отождествляемое с жизненным влечением, и это фактически синоним «жизненного порыва». Следует, однако, заметить, что последний тезис появляется у Гюйо весьма неожиданно после многочисленных редукций времени к пространству и не получает дальнейшего развития.

Гюйо – один из первых критиков кантовской «трансцендентальной эстетики», его критику можно назвать предвосхищающей – она относится к традиции, берущей начало в кантовской философии, согласно которой время – это основа человеческого опыта и человеческого бытия.

 

1. Априоризм объективного времени

Введение А.Фулье начинается с утверждения, что воззрение Гюйо представляет собой «важное видоизменение эволюционной теории» [Гюйо 1899, 1]. В противоположность общепринятому воззрению, «Гюйо не допускает зависимости восприятия протяженности от восприятия длительности, или продолжительности; он предполагает если не приоритет восприятия протяженности, то, по крайней мере, первоначальную одновременность этих двух рядов представлений» [Гюйо 1899, 1]. Сам Гюйо в первой главе своей книги не только склоняется к первенству представления протяженности, или пространства, но и пытается доказать это первенство с помощью филологии, сравнительной психологии: «Если же у человека, и особенно у ребенка, идея времени оказывается очень туманной сравнительно с идеей пространства, то в этом нужно видеть естественное последствие порядка в эволюции, развившей чувство пространства раньше чувства времени» [Гюйо 1899, 24]. Причину этого Гюйо усматривает в том, что пространство мы воспринимаем непосредственно, с помощью восприятия, а время – с помощью «воспроизводительного воображения»: «Для восприятия времени необходима апперцепция того, что данное представление есть воспроизведенное представление» [Гюйо 1899, 25].



Однако в третьей главе, где речь идет об «активной форме времени», мы читаем: «Намерение, будь оно произвольное или отраженное, рождает одновременно понятия пространства и времени» [Гюйо 1899, 34]. Прежде чем выяснять, как согласуются у Гюйо предшествование и одновременность, уделим внимание языку, на котором высказаны эти тезисы.

Если восприятие протяженности возникает одновременно с восприятием длительности (или же первое восприятие раньше, а второе позже или наоборот), то время все же получает приоритет над пространством. Иными словами, если в процессе эволюции сначала формируется понятие пространства, а затем времени, то этим уже неявно предполагается порядок их существования. Здесь возникает своеобразный парадокс: утверждая первичность пространства (чувство пространства раньше, чем чувство времени), мы тем самым утверждаем первичность времени. Следует отметить, что само утверждение о предшествовании идеи пространства идее времени становится возможным тогда, когда мы получили уже представление о времени и, в частности, представление о раньше-позже. Ретроспективно мы можем, следовательно, сказать, что представление о времени возникает позже, чем представление о пространстве.

Однако это позже или, соответственно, раньше будут относиться уже к об объективному времени – развитие ребенка, в частности, измеряется в годах и месяцах. В таком-то возрасте у ребёнка возникает представление о пространстве, а позже – о времени. Таким образом, само высказывание о вторичности времени требует времени как условия своей возможности, причем в прямом и в переносном смыслах. То, что неустранимо из рассуждений как их необходимый элемент, как условие их возможности, называют априори. Гюйо и вслед за ним Фулье, подвергая критике кантовское учение, отрицают априоризм времени, однако с априоризмом не так легко разделаться; к тому же он может быть и не кантовского типа. У самого Канта время, а именно «раньше», также появляется до экспликации понятия времени. «По времени, – читаем мы во введении во второе издание Критики чистого разума, – никакое наше познание не предшествует опыту» (B 2). Очевидно, что здесь имеется в виду не время как форма внутреннего чувства или трансцендентальная схема. Несомненно, что у Гюйо также речь идет сначала об объективном времени, а не о чувстве времени, которое, согласно Гюйо, созидается различением и намерением, как мы увидим далее. Как у Канта, так и у его критиков объективное время оказывается необходимым для какого бы то ни было разговора о времени вообще, или, если угодно, для темпорального дискурса.

Объективное время и социальное время как первичный модус объективного является неустранимым во всех рассуждениях о времени, и априоризм времени есть не что иное, как первичность объективного времени по отношению к любым рассуждениям о любом времени – имманентном, экзистенциальном, психологическом и т.д.

Кант не отрицает эмпирической реальности пространства и времени, но в качестве условий возможности познания они – лишь формы чувственности. Гюйо также не отрицает реальности, стоящей «позади» представлений пространства и времени, но для него реальность пространства и времени остается неопределенной. Неопределенным остается у Гюйо и основное понятие – понятие представления, или идеи.

Вопрос о представлениях влечет за собой вопрос о предмете представлений, о том, что же является источником наших представлений пространства и времени? Скрываются ли за представлениями некие реальности, сущности, которые являются нам в виде представлений пространства и времени?

У Гюйо и у Фулье речь идет в первую очередь об идеях, или представлениях, пространства и времени. В этом плане нет ничего парадоксального в утверждении о том, что представление о пространстве у животных (о которых много говорится в книге) и у человека формируется раньше, чем представление о времени. Более того, Гюйо утверждает, и справедливо, что представление о времени требует пространственных образов. Но такой тезис, который Гюйо пытается доказать на различном материале, неявно предполагает все же объективное время. Можно ли отождествить объективное время с реальностью времени? Бергсон в своей рецензии отмечает, что «основной принцип данной теории <…> заключается в рассмотрении времени как реальности, данной или представленной нашему сознанию, и в выяснении того, в силу какого процесса мы начинаем различать в нем прошлое, настоящее и будущее [Бергсон 2010, 242]. Эта точка зрения Бергсона нуждается все же в уточнении: с одной стороны, это отчасти верно, ибо Гюйо говорит о течении времени, а также в другой своей работе отождествляет по существу время и историю, нисколько не сомневаясь в реальности последней . С другой стороны, Гюйо не возводит реальность времени в принцип своей теории. Мы находим у Гюйо скорее позитивистские предпосылки о непознаваемости внешнего и внутреннего мира: «Время и движение суть производные двух существенных факторов: незнаемого внешнего мира и некоторой внутренней деятельности, развертывающейся энергии. Мы не можем знать ни сущности себя самих, ни того нечто, которое существует вне нас и от которого в значительной части производится наше «я»» [Гюйо 1899, 59]. Несмотря на полемику со Спенсером по поводу приоритета времени в человеческом опыте, Гюйо высказывает здесь взгляд, который в целом соответствует предпосылкам философской доктрины английского философа.

В заключении своей книги Гюйо возвращается к вопросу о реальности времени. «Существует ли вне сознания реальность, соответствующая той идее, которую мы составляем о длительности? Есть ли, так сказать, объективное время? У многих время обращалось в какую-то мистическую реальность, долженствующую заменить устаревшую концепцию провидения» [Гюйо 1899, 79]. Время, по Гюйо, не имеет самостоятельной силы. Время не среда и не фактор, это одна из форм эволюции; не время фактор эволюции, но эволюция фактор времени. Время возникает, по Гюйо, благодаря сознанию, и «вначале время так же мало существует в нашем сознании, как и в песочных часах» [Гюйо 1899, 79, 118].

Очевидно, что Гюйо, если и не придает объективному времени значения мистической реальности, но все же ставит их в один ряд. Тем не менее, это весьма разные вещи. Вряд ли кто-нибудь будет всерьёз защищать сегодня идею времени как некой сущности, текучей субстанции, недоступной познанию и все же определяющей наши действия и чувства. Но объективное время не является такой субстанцией, ибо вращение нашей планеты – источник смены дня и ночи и времен года – это не мистическая, но самая реальная из всех реальностей. Именно понятие объективного времени разрешает дилемму между временем как мистической реальностью и временем как нашим представлением.

 

2. Различение, сознание и «русло времени»

В самой постановке вопроса у Гюйо смешаны традиционные представления о времени и ряд интересных и новых идей. С одной стороны, он принимает в качестве предпосылки «течение времени» и разделение этого течения на настоящее, прошлое и будущее. С другой стороны, он пытается выделить элементы сознания, благодаря которым мы осознаем течение времени и различаем три его измерения. Именно предпосылка «течения времени» сближает Гюйо с традиционными и даже мифологическими представлениями о времени. Свою задачу он видит лишь в том, чтобы объяснить, каким образом мы постигаем это течение, и в первую очередь – каким образом мы отделяем прошлое и будущее от настоящего. Этой задаче предпосылается, однако, другая – выявить элементы сознания, благодаря которым мы осознаем пассивную форму времени, русло, в котором осуществляется его течение, т.е. его активная форма. Само это выделение элементов сознания является плодотворным и весьма ценным, однако неопределенной остается цель, т.е. установление так называемого русла времени.

Это русло времени созидается благодаря аналитической работе сознания, первым моментом которой является discrimination – Гюйо заимствует этот термин из английской психологии. Отметим, что discrimination истолковывается Гюйо как восприятие различий (la perception des differences), но не как само различение: «Восприятие разниц (в русском переводе différence переводится как разница – В.М.) и сходств – первое условие зарождения идеи времени – приводит к понятию двойственности и, вместе с последней, к построению числа <…> Таким образом, – заключает Гюйо, – дискриминация, первоначальный элемент ума, не нуждается для своего проявления в идее времени: напротив, эта идея уже предполагает дискриминацию. Само понятие последовательности, к которому Спенсер сводит время, является производным» [Гюйо 1899, 29-30; Guyau 1890, 22-23]. В этих словах Гюйо содержится верное направление мысли, однако он скорее угадывает его, чем ему дескриптивно следует. Продуктивная идея заключается здесь в том, что различение признается первичным элементом ума, сознания, разума в самом широком смысле. Этот тезис безусловно верен, и он прямо противостоит воззрению, согласно которому первичным элементом сознания является синтез. «Английская школа» здесь явно ближе к истине, чем немецкая. Однако следует указать на недостаточность этого утверждения, даже отвлекаясь от уточнения, что же имеется в виду под дискриминацией – само различение или восприятие различий, т.е. различение как таковое или констатация различий и различенных предметностей в этих различиях. Способность различать можно приписать не только «интеллигенции», но и животному и даже растительному миру. С тезисом, что различение – это первый элемент жизни в определенном плане можно согласиться. Однако здесь следует сделать оговорку, что мы, обладая опытом различения, приписываем этот опыт нечеловеческому миру извне, неявно приписывая животным и растениям способность различать различия, т.е. встраивать различия в определенный контекст, или скорее конституировать контекст благодаря иерархии различений. Сам Гюйо по праву признает, что сознание не может быть чем-то простым, так сказать, двумерным. Тем более это касается аналитической работы, или первоэлемента сознания: здесь различений как таковых явно недостаточно.

Первоэлементом, или первичной структурой, сознания и исходным пунктом аналитической работы является не просто различение, но различение различений. При анализе мы различаем проводимые нами различения, отличая их к тому же от устанавливаемых нами различий между предметами в самом широком смысле. Аналогично брентановскому внутреннему восприятию, которое встроено в первичный акт восприятия и определяет тип последнего, различение различений первичным образом определяет тип и контекст различений. Если у Гюйо, и не только у него, сходство является вторым и независимым элементом сознания, отнесенным к идеям и представлениям, то, с нашей точки зрения, первичное сходство – это сходство различений и различий, из которого берут свое начало предметные сходства. Число в самом деле имеет свой исток в различении, хотя и не в восприятии разниц. Однако у Гюйо связь времени и числа остается не эксплицированной, и аристотелевское определение времени даже не упоминается.

К указанным трем элементам идеи времени (различение, сходство, число) добавляется четвертый – интенсивность или степень. Этот последний элемент несколько проясняет, о чем, собственно, идет речь: различение, сходство, число и степень характеризуют сферу ощущений и чувств (удовольствия и страдания), а также телесных движений (активная сторона). Однако, даже если возможно выделить эту сферу с достаточно разнородным частями, то все же остается вопрос: какое отношение к этим элементам имеет идея времени. Скорее, эти элементы, в особенности телесные движения, конституируют пространство. Более того, трудно назвать сферу жизни и деятельности, которая бы не предполагала наличие этих элементов.

Зачем Гюйо понадобился образ «русла времени»? Видимо, для того, чтобы отделить порядок времени (последовательность) от течения времени (длительность). Порядок времени создается пассивными элементами, его течение – активными, как мы дальше увидим. Однако течение времени – это метафора, а порядок, который создают указанные четыре элемента, не является метафорическим, но в первую очередь пространственным. «Русло времени» – это, конечно, тоже метафора, но она отсылает к неметафорическому пространственному порядку. Если четыре указанных элемента вносят порядок в ощущения, и сам этот порядок должен быть неподвижным (русло не движется), то можно утверждать, что речь идет скорее о «русле сознания», а если обойтись без метафор, то о первичной структуре сознания, благодаря которой может возникнуть ощущение, или чувство, времени, но может и не возникнуть. Таким образом, различение, сходство, число и интенсивность, если следовать рассуждениям Гюйо, могут быть условиями возможности чувства времени, но не реальными причинами его возникновения (разумеется, речь идет о возникновении представлений о времени). При этом остается опять-таки дескриптивно неопределенным само чувство времени. Попытка выделить элементы сознания, ответственные за «русло времени», или тогда уже за чувство русла времени, – это по существу попытка определить условия возможности восприятия движения и разрешить дилемму между гомогенностью и гетерогенностью движения под именем времени. Выделенные элементы сознания должны объяснить то, каким образом мы создаем образ времени – одновременно дискретного и непрерывного. «Дискриминация» дает дискретность, или гетерогенность, сходство – непрерывность, или гомогенность. Интенсивность, или степень, связана, по Гюйо, с понятием момента, который должен мыслится не точечно-математически, но жизненно: «Жизнь – медленная эволюция; каждый момент времени предполагает известную степень активности и чувствительности, увеличение или уменьшение, какое-либо изменение, другими словами – сложное количественное и качественное отношение. Если бы не было разделения, изменения и степени активности или чувствительности, то не было бы времени» [Гюйо 1899, 31]. Смысл сказанного можно выразить короче, как, впрочем, это делает и сам Гюйо: без движения нет времени, время – абстракция от движения, «время, – читаем мы на заключительных страницах книги, – абстрактная формула изменений вселенной» [Гюйо 1899, 80]. Следует, однако, принять во внимание, что у Гюйо речь идет не вообще о движении, но о жизни: каждый момент времени мыслится как интенсивный, как живой. Пи этом Гюйо все же не может избавиться от такой характеристики времени, как «момент», и это указывает опять-таки на неявную предпосылку объективного времени. Явная предпосылка Гюйо – жизнь и энергия, которая порождает время (и пространство), но не сводится к времени. Пространство и время у Гюйо – это скорее первичные формы жизни, непосредственно созидаемые двигательными усилиями и намерениями.

Кажется, что позитивизм в этом плане открывает путь для аналитической работы: мы отказываемся от познания запредельных реальностей (внутренней и внешней), познавая лишь ее проявления, и первичные из них – пространство и время. Однако статус пространства и тем более времени остается неопределенным – или это абстракции , или чувства (Гюйо говорит о чувстве времени), или представления, или, наконец, реальности. У Гюйо присутствует весь этот перечень возможных интерпретаций. Этим как раз интересна книга Гюйо, которая не представляет собой некое систематическое единство, но ряд продуктивных идей относительно пространства, времени и мира, причем мира, в котором мы живем сейчас, в XXI в.

 

3. Генезис активного времени: пространство или намерение

Несмотря на критическую настроенность в отношении кантовского априоризма, Гюйо незаметно для самого себя (Фулье также этого не замечает) воспринимает, причем с самого начала, основную кантовскую установку, согласно которой «многообразное», т.е. хаос, упорядочивается нашей познавательной способностью, только у Гюйо вместо познавательной способности упорядочивающую роль берет на себя внутренняя энергия – движение и усилие . В отличие от Канта, который предполагает изначальную структурированность познавательной способности, Гюйо пытается представить элементы сознания, особенно такие активные, как намерение и желание, а также действие и претерпевание действия, или страдание, как проявление изначальной энергии жизни. Такая метафизическая предпосылка объясняет несогласованность тезисов Гюйо о первенстве чувства пространства по отношению к времени и об их одновременном возникновении. Когда Гюйо рассуждает как психолог, опирающийся на данные зоологии и детской психологии, он утверждает, что животное и ребенок сначала получают представления о пространстве, а затем о времени, когда же он рассуждает как метафизик, то речь уже идет об одновременном рождении пространства и времени у человека желающего и стремящегося. Внутренняя энергия (на основе, или фоне) непознаваемого внешнего мира созидает как пространство, так и время. Этой доктрине не откажешь в красоте и оригинальности, но она не учитывает, что пространство и время превращаются в таком случае лишь в наши представления, к тому же доктрина ничего не говорит о том, в чем же состоит содержание этих представлений. Когда Гюйо говорит о течении времени, он не говорит, впрочем, не только он, о течении чего идет речь, когда он утверждает, что время абстракция от движения, он ничего не говорит о том, какова функция этой абстракции.

Предпосылка вневременной жизни и энергии, своего рода вечного настоящего, приводит неизбежно к вопросу об условиях и причинах возникновения (опять-таки в сознании) прошлого и будущего. Собственно говоря, в этом и состоит исходный вопрос Гюйо, который он назвал генезисом идеи времени.

Активная форма времени, т.е. течение времени, «распадается в уме у взрослого на три части <…> настоящее, будущее и прошедшее» [Гюйо 1899, 32], утверждает Гюйо, но весьма странным образом оказывается, что ни одна из этих частей не течет. К такому парадоксу приводит образ течения времени наряду с обыденными представлениями о его «частях»: ни настоящее (то, что есть), ни прошлое (то, что ушло и может быть воспроизведено в памяти), ни будущее (которое нас ждет или которого ждем мы) не характеризуются как течение. Однако единство этих элементов признается текущим, так как эти элементы якобы переходят друг в друга: будущее становится настоящим, настоящее – прошлым. Но чем же в таком случае становится прошлое? Если даже утверждать (Гуссерль, Мерло-Понти), что будущее – это будущее настоящее, настоящее – это будущее прошлое, а прошлое – это бывшее настоящее, то это мало продвинет нас в понимании будущего и прошлого.

Время как единство прошлого, настоящего и будущего – это образ, не имеющий точек соприкосновения с опытом. Не единство, но различие в основе любого опыта, и в этом плане можно говорить об опыте различия настоящего и прошлого, настоящего и будущего. Это различные опыты; прошлое и будущее отделяются от настоящего благодаря изменению значимых ситуаций, или пространств.

В своем кратком предисловии Гюйо отмечает, что один из наиболее обоснованных выводов современной психологии состоит в том, что все в нас есть настоящее, даже прошлое. Если мы вспоминаем игры детства, то образы, нами вызываемые, точно так же присутствуют в настоящем, как и вид бумаги, на которой мы записываем абстрактные мысли. «Вещь становится для нас действительно прошедшей лишь тогда, -- пишет Гюйо, -- когда мы теряем о ней всякое сознание; чтобы опять вернуться в наше сознание, она должна из прошедшей снова стать настоящей [Гюйо 1899, 19].

Эта явная предпосылка дальнейших размышлений Гюйо о течении времени требует анализа. Начнем с тезиса, что «все в нас – настоящее» (tout est présent en nous). Если речь идет о том, что каждое актуальное переживание можно считать настоящим или присутствующим настоящим, то это тавтология: каждое актуальное переживание актуально. При этом «все» не может быть актуальным, ибо актуальное восприятие одного предмета становится потенциальным при переводе взгляда на другой предмет. Если принять тезис Гюйо, то тогда любой предмет, исчезающий из поля зрения и внимания, «предмет, о котором мы теряем сознание», становился бы прошлым. В определенном смысле это так – если предметы сводятся к представлениям, а время – к форме их упорядочения. Тогда само упорядочивание представлений превращало бы их в прошлые: каждое представление, терявшее свою актуальность, становилось бы прошедшим, т.е. прошлым. В свою очередь, представления мыслились бы в таком случае как некие квазипредметы, выстраивающиеся в линию, где ряд прошедших представлений был бы привязан к одному – актуальному. Такая точка зрения, которая близка к кантовской (Гюйо здесь незаметно становится кантианцем), опять-таки обнаруживает неизбежность объективного времени: осознание бывшего представления отсылает к объективному раньше, которое, разумеется, нельзя считать чем-то абсолютным, ибо объективное время не является Абсолютом, но фактической необходимостью устройства человеческого мира.

Если же мы не будем сводить предметность к совокупности представлений «о ней», то нужно будут признать, что прошлое имеет объективное основание – смену дня и ночи (вращение Земли), а также чередование бодрствования и сна. Это чередование, а точнее пробуждение, лежит в основе опыта прошлого. Между прошлым и будущим пролегает граница, которая определяется субъективно-объективными факторами. В пробуждении мы имеем как раз совпадение субъективного и объективного в перерыве памяти. «Пробудившись, мы констатируем некоторый перерыв памяти. Немного спустя мы называем те мысли сном, потому что мы их больше не помним» [Пруст 1936, 389].

Cознание прошлого включает в себя как необходимый момент сознание объективного расстояния от вспоминаемого события, т.е. количества совершившихся природных циклов (дней, месяцев, лет). Другими словами, из «одного сознания», будь это сочетания образов, работа воображения и т.д. «прошлое» не выведешь. Оценки давности событий, их последовательность могут быть ошибочными, однако это не иллюзии времени, как это обычно называют, но ошибки (по разным причинам, разумеется) памяти в отношении пространственных циклов.

Гюйо начинает с тезиса о «всем настоящем» потому, что хочет подчеркнуть: образ прошедших событий является настоящим. События уже прошли, а само воспоминание как акт сознания, как переживание, является настоящим, актуальным. Однако какой смысл этого настоящего, этой актуальности? Мы осознаем, что сейчас мы вспоминаем. Согласно Брентано, внутреннее восприятие дает нам возможность зафиксировать определенный осуществляемый нами сейчас акт сознания. Но что такое сейчас, как не определенная ситуация Здесь и Сегодня, т.е. в пространстве, отмеченном знаком объективном времени. Однако переживание нам интересно в той мере, в какой в нем нечто переживается, нечто дано, а в воспоминании дано прошлое, т.е. прошедшее в объективном времени пространство того дня, месяца или года, когда совершались вспоминаемые события. Таким образом, в переживании настоящего, как бы его ни понимать, встроено переживание объективного момента – пространства (ситуации) и времени. Мы вспоминаем о детских играх, воссоздавая пространство детства, ушедшее, бывшее пространство, и мы никак не можем «поместить» его в пространство настоящего, которое доступно восприятию (точнее, суждению восприятия и телесности) и в котором мы действуем: в пространстве сегодняшнего дня или сегодняшней ночи. Мы не можем действовать вчера или завтра, они недоступны для сегодняшних действий.

Гюйо, пытаясь совместить воспоминания о детской игре и восприятие листа лежащей перед ним бумаги, забывает, что воспоминания детства, если это не аномалия, всегда имеют своим истоком какое-либо актуальное переживание, т.е. переживание в настоящем. Эти два настоящих – исходный пункт воспоминания и восприятие вещи (листа бумаги) могут быть объединены в настоящем, и именно потому, что исходным пунктом воспоминания всегда служит восприятие (и у Пруста тоже). Однако вещь, в данном случае бумага, не становится прошлой, если мы отведем от нее взгляд, а наше детство (или юность Марселя) не становится настоящим, т.е. существующим в актуально-телесном пространстве сегодняшних действий и суждений, когда мы в этом пространстве вспоминаем собственное детство, скажем, при взгляде на игру детей. Очевидно, что без отсылки к пространству и ситуации, к объективному времени (само слово детство напоминает об этом) вспомнить прошлое невозможно.

Концепция Гюйо интересна именно тем, что Гюйо связывает память и пространство. Он отмечает, обсуждая проблемы памяти, что вспоминая прошлое, мы локализуем вспоминаемое в пространстве. Он верно указывает, что «в памяти всё, даже длительность, стремится принять пространственную форму» [Гюйо 1899, 63].

Пространство играет исключительно важную роль в концепции Гюйо, ибо с помощью пространства мы не только можем представить себе время, но и отделить настоящее от прошлого и будущего. Бергсон утверждает, что у Гюйо «идея времени вытекает из идеи пространства, а движение служит посредником» [Бергсон 2010, 240]. Он опирается при этом на слова Гюйо: «Движение в пространстве создает время в человеческом сознании» [Гюйо 1899, 50]. Однако движение в пространстве не есть идея пространства, а время, по Гюйо, созидается силами, которые одновременно создают (в сознании) пространство и время.

При этом прошлое не дано нам непосредственно как воспринимаемый предмет, впрочем, разговор о непосредственности подразумевает определенный контекст: любой воспринимаемый предмет находится в определенной среде, точнее, в определенном значимом пространстве, поэтому мы будем лучше различать актуальное пространство восприятия (убежденность в бытии или убежденность в небытии предмета) и потенциальное пространство воображения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.