Назначение и состав организационно-правовой документации
Любой документ, рассмотренный в предыдущих разделах согласно ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», определяется как «зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать».
Закрепив информацию, документ тем самым обеспечивает ее сохранение, многократное использование во времени и пространстве.
Документы выполняют множество функций в организации при осуществлении управленческой деятельности.
Одной из функций является поддержание законности в осуществлении хозяйственной деятельности, которая придает документам юридическую силу, что достигается наличием на документе определенных реквизитов (даты, подписи, печати).
Поэтому все многообразие документов может рассматриваться с правовой точки зрения, так как они отражают определенные правовые отношения.
В то же время в практике хозяйствования можно выделить так называемую правовую группу документов, к которым относятся договора, доверенности, исковые заявления и т.д.
Договор
Договор в письменной форме— это документально оформленное соглашение двух и более сторон об установлении определенных отношений между ними, фиксирующее права, обязанности и ответственность договаривающихся сторон.
Договор может заключаться как между юридическими, так и между юридическими и физическими лицами. Разновидностями хозяйственных договоров являются договор купли-продажи, договор поставки, договор аренды, договор хранения, депозитный договор и т.д.
Договор включает три группы реквизитов: реквизиты углового штампа, текстовую группу реквизитов и заключительные реквизиты.
Реквизиты углового (продольного) штампа включают название вида документа (ДОГОВОР), дату, номер, место составления, заголовок к тексту.
Текстовая группа реквизитов состоит из вводной части (указываются договаривающиеся стороны, должности, фамилии, имена и отчества лиц, подписывающих договор, их полномочия) и содержательной части (определяется предмет договора, порядок рассмотрения споров, сумма договора, срок действия и т.д.).
Заключительная часть реквизитов договора содержит юридические адреса сторон, подписи и печати сторон. При заключении договора между юридическим и физическим лицом проставляется печать организации и подпись физического лица.
Поскольку каждый вид договора специфичен по набору реквизитов, рекомендуется разрабатывать трафаретные специальные бланки.
Доверенность
Доверенность— документ, который подтверждает право материально ответственного лица на получение товара, если эти товары получаются вне склада покупателя.
Составляется доверенность по формам М-2 или М-2а, утвержденным постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а.
Доверенность по форме М-2а содержит следующие реквизиты:
1 — срок действия доверенности;
2 — наименование потребителя и его почтовый адрес;
3 — наименование плательщика и его почтовый адрес. Если потребитель и плательщик — одно и то же лицо, то в этой строке пишется «то же»;
4 — банковские реквизиты плательщика;
5 — номер доверенности, дата выдачи;
6 — должность, Ф.И.О. доверенного лица;
7 — паспортные данные;
8— наименование поставщика;
9 — порядковый номер и наименование материальных ценностей, единица измерения, количество (прописью);
10 — реквизиты документов, по которым получаются товарно-материальные ценности;
11 — подпись лица, получившего доверенность;
12 — подписи руководителя предприятия и главного бухгалтера.
Доверенность по форме М-2 отличается тем, что имеет корешок. Корешок доверенности остается на предприятии, выдавшем доверенность. В нем указываются:
1 — номер доверенности;
2 — дата выдачи;
3 — срок действия доверенности;
4 — должность и фамилия доверенного лица;
5 — подпись лица, получившего доверенность;
6 — наименование поставщика;
7 — реквизиты документов, по которым получаются товарно-материальные ценности;
8 — реквизиты документов, подтверждающих получение товарно-материальных ценностей.
При оформлении доверенности по форме М-2а ведется журнал учета выданных доверенностей (форма М-3), содержание которого аналогично содержанию корешка доверенности по форме М-2.
Исковое заявление
Исковое заявление— документ, являющийся формой выражения иска, т.е. обращенного к суду первой инстанции требования о защите спорного гражданского права или охраняемого законом интереса одним из установленных законом способов на основании указанных истцом фактов, с которыми он связывает право требования к ответчику.
В зависимости от того, в какой суд направляется исковое заявление, законодательством определены перечни сведений, которые должны быть указаны в заявлении.
Так, если исковое заявление подается в суд общей юрисдикции, в заявлении, согласно статье 126 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является юридическое лицо, его место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является юридическое лицо, его место нахождения;
4) обстоятельства, на которых истец основывает свое требование, и доказательства, подтверждающие изложенные истцом обстоятельства;
5) требование истца;
6) цена иска, если иск подлежит оценке;
7) перечень прилагаемых к заявлению документов.
Если же истец обращается в арбитражный суд, то в исковом заявлении в соответствии со статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса РФ указываются:
1) наименование арбитражного суда, в который подается заявление;
2) наименование лиц, участвующих в деле, и их почтовые адреса;
3) цена иска, если иск подлежит оценке;
4) обстоятельства, на которых основаны исковые требования;
5) доказательства, подтверждающие основания исковых требований;
6) расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы;
7) требования истца со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам требования к каждому из них;
8) сведения о соблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с 'ответчиком, когда это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором;
9) перечень прилагаемых документов.
В заголовочной части документа приводятся данные об истце (фамилия, имя, отчество и адрес для физического лица или наименование и юридический адрес для юридического лица) и ответчике (лице, нарушившем права и законные интересы истца).
В заголовке искового заявления указывается в краткой форме суть требования, например, «О возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья». В случаях, если иск подлежит оценке, в заголовочной части указывается цена иска, что не исключает указания исковой суммы в тексте. Согласно ст. 92 АПК РФ, если цена иска указана неправильно, она определяется арбитражным судом.
В исковом заявлении указываются основания искового требования, т.е. юридические факты, подтверждающие возникновение спорного правоотношения, последствия нарушения обязательств ответчиком, меры гражданско-правовой ответственности, т.е. сведения, позволяющие суду установить наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования истца или возражения ответчика.
В исковом заявлении указываются сведения о соблюдении претензионного порядка урегулирования спора и приводится перечень прилагаемых документов. Например, по исковому заявлению о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровью необходимо приложить:
- копию искового заявления;
- акт о несчастном случае;
- заключение технического инспектора 6 причине несчастного случая;
- заключение МСЭК (ранее ВТЭК) о степени утраты трудоспособности;
- справку о размере пенсии;
- справку о заработной плате до увечья;
- копию приказа администрации и постановления профкома об отказе в возмещении вреда.
При отсутствии в исковом заявлении предмета иска (конкретного материально-правового требования, которое истец предъявляет к ответчику и относительно которого суд должен вынести решение по делу), оснований (юридических фактов, на которых истец основывает свое материально-правовое требование к ответчику), а также других сведений, установленных законодательством, суд оставляет исковое заявление без движения. Суд определяет срок для приведения искового заявления в соответствие требованиям процессуальных законов, и если истец выполнит это указание в срок, то исковое заявление считается поданным в день первоначального представления его в суд. В противном случае, заявление считается не поданным и возвращается истцу.
Исковое заявление составляется юрисконсультом предприятия и подписывается руководителем. Оно представляется в суд с копиями по числу ответчиков, а один экземпляр остается у истца.
Вопросы для самоконтроля
1.Приведите типовую структуру договора.
2.Чем отличаются друг от друга доверенности М-2 и М-2а?
3.Приведите общую структуру составления искового заявления.
4.Какие документы должны быть приложены к исковому заявлению?
5.В каком количестве экземпляров составляется исковое заявление?
Бухгалтерские документы
Бухгалтерский документ – письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственных операций, право на их совершение или устанавливает материальную ответственность работников за доверенные им ценности.
Бухгалтерская документация является лишь частью документооборота организации и подчиняется общим правилам организации делопроизводства. Правильная организация бухгалтерских документов обеспечивает их надежную сохранность и быстрый поиск при необходимости предъявления документов при ревизии, аудиторской или налоговой проверке.
Существует первичная бухгалтерская документация и вторичная (сводная).
Первичная: приходный и расходный кассовый ордер, кассовая книга, счет-фактура, накладные, табель учета рабочего времени, лицевой счет и т.д.
Вторичная: журнал-ордер, ведомость к журналу-ордеру, оборотная ведомость по счетам, главная книга и др.
Документы могут составляться на бумажных и машиночитаемых носителях информации.
Рассмотрим подробнее формы некоторых видов бухгалтерских документов.
Приходный кассовый ордер
Приходный кассовый ордер— документ, по которому производится прием наличных денег кассой предприятия. Форма приходного кассового ордера (КО-1) утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88. В нее включаются следующие реквизиты:
— наименование организации;
— номер приходного кассового ордера;
— дата составления;
— номер счета, корреспондирующего со счетом 50 «Касса» в данной хозяйственной операции;
— сумма платежа цифрами;
— наименование плательщика;
— основание платежа: указывается операция со ссылкой на первичный документ, номер и дату его составления;
— сумма платежа прописью;
— приложение: прилагаемые к ПКО первичные документы;
— подписи главного бухгалтера, кассира.
Приходный кассовый ордер подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, письменным распоряжением руководителя предприятия, заверяется печатью и регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Затем кассир подписывает ордер и квитанцию к нему и регистрирует операцию в кассовой книге. Квитанция выдается плательщику. Приходный кассовый ордер хранится вместе с выпиской из кассовой книги.
Расходный кассовый ордер — документ, по которому производится выдача наличных денег из кассы предприятия. Также наличные деньги из кассы могут выдаваться и по другим, надлежаще оформленным документам, с наложением на них штампа с реквизитами расходного кассового ордера.
РКО оформляется по форме № КО-2, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08,98 № 88. Расходный кассовый ордер подписывается руководителей предприятия и главным бухгалтером, регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров и передается в кассу. При выдаче денег по РКО отдельному лицу кассир требует предъявления документа, удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан. Получатель расписывается на расходном кассовом ордере в получении денежных средств. Расписка может быть сделана получателем только собственноручно чернилами или шариковой ручкой с указанием полученной суммы в рублях прописью.
Расходный кассовый ордер имеет следующие реквизиты:
— наименование организации;
— номер расходного кассового ордера;
— дату составления;
— номер счета, корреспондирующего со счетом 50 «Касса» в данной операций;
— сумму операции цифрами;
— фамилию, имя, отчество получателя;
— основание платежа: указывается операция со ссылкой на первичный документ, номер и дата его составления;
— сумму платежа прописью;
— приложение: прилагаемые к РКО первичные документы;
— подписи руководителя и главного бухгалтера;
— сумму платежа прописью (заполняется получателем);
— дату получения (заполняется получателем);
— подпись получателя;
— наименование, номер, дату и место выдачи документа, удостоверяющего личность получателя;
— подпись кассира.
Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов. Одним из таких документов является накладная.Накладная, как правило, выступает расходным документом и выписывается материально ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада. В торговой организации накладная может выступать как приходным, так и расходным товарным документом.
В накладной указываются номер и дата выписки, наименование поставщика и покупателя, наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом НДС) отпуска товара. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя. Количество оформляемых экземпляров накладной зависит от договоренности и условий получения товара покупателем.
В зависимости от специфики работы в той или иной отрасли народного хозяйства, в состав показателей, отражаемых в накладной, могут вводиться и другие характеристики. При транспортировке груза автомобильным транспортом, особенно при участии специализированной транспортной организации, обычно составляется товарно-транспортная накладная, которая состоит из двух разделов: товарного и транспортного.
На практике в настоящее время, в особенности при ведении учета и делопроизводства с использованием компьютерной техники, накладные составляются по следующей примерной форме:
— дата составления;
— номер накладной;
— наименование получателя;
— наименование поставщика;
— документы, на основании которых производится передача материальных ценностей;
— Ф.И.О. доверенного лица получателя;
— порядковый номер материальных ценностей;
— наименование материальных ценностей;
— единица измерения;
— количество;
— цена;
— стоимость;
— сумма прописью. Отдельной строкой выделяется сумма НДС;
— подпись ответственного лица поставщика;
— подпись доверенного лица получателя.
В настоящее время движение товаров оформляется типовыми формами. Так накладной на отпуск материалов на сторону (форма М-15, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а) оформляется отпуск материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям на основании договоров и других документов. В торговле используются другие формы накладных. Например, продажа (отпуск) товарно-материальных ценностей организации оформляется товарной накладной по форме ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132. Тем же постановлением утверждены и другие формы накладных — накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (ТОРГ-13), расходно-приходная накладная для мелкорозничной торговли (ТОРГ-14) и другие.
Платежная ведомость
Платежная ведомость — документ, который применяется для учета выдачи заработной платы, а также других выдач денежных средств из кассы. На титульном листе указывается общая сумма выданной и депонированной заработной платы, делается разрешительная надпись о выдаче денег ответственными лицами. При необходимости в графе «Примечания» указывается номер предъявленного документа. При заполнении платежной ведомости после последней записи необходимо сделать итоговую строку для общей суммы по ведомости. Итоговые строки могут быть введены также в конце каждой страницы.
Платежная ведомость составляется по форме № Т-53, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а.
В платежную ведомость включаются следующие реквизиты:
— наименование организации и ее структурной единицы (отдела, цеха и т.д.);
— номер расчетной ведомости, по которой произведен расчет заработной платы;
— сроки выдачи заработной платы и других выплат;
— общая сумма выдаваемой заработной платы;
— подпись руководителя организации и главного бухгалтера;
— дата составления;
— номер платежной ведомости;
— период времени, за который выдается заработная плата;
— количество листов в ведомости;
— сумма выданной заработной платы;
— сумма депонированной заработной платы;
— подписи кассира и бухгалтера;
— порядковые и табельные номера работников;
— выдаваемая сумма;
— подпись получающего;
— примечание;
— подписи ответственных лиц.
Вопросы для самоконтроля
1.Перечислите документы, относящиеся к бухгалтерским.
2.Какие реквизиты включает в себя платежная ведомость?
3.Какие реквизиты включает в себя приходный кассовый ордер?
4.Какие законодательные акты регламентируют правила составления бухгалтерских документов?
5.Как регистрируются бухгалтерские документы?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|