Сделай Сам Свою Работу на 5

СЕЛЬСКАЯ ОБЩИНА: КАК ЗАРАБАТЫВАТЬ НА ЖИЗНЬ?





 

Вот примеры того, как члены некоторых сельских общин зарабатывают деньги:

 

1. Сельские общины недалеко от хорошего рынка вакансий. Община Круг Сеятелей расположена в густонаселенной сельской местности, окруженной городами и поселками округа Сонома, в двух минутах езды от поселка Оксидентал, 25 минутах от городка Санта Роза и в полутора часах от Сан-Франциско. В связи с этим для её 11 участников было относительно нетрудно довести уровень заработка в общине до стандартов Сан-Франциско. Пятеро из них заняты в Центре Экологии и Искусств, совмещая, как правило, в одном лице по несколько должностей – управление, оформление документов на получение государственных и иных грантов, садоводство, содержание и ремонт инфраструктуры, преподавание. Штатные сотрудники OAEC начинали с оклада 10 долларов в час, который с годами увеличивался; и в настоящее время их заработные платы составляют от 1900 до 2600 долларов в месяц, в зависимости от уровня должности. Это немного по меркам Сан-Франциско, но вполне прекрасно по понятиям общины. Среди членов Круга Сеятелей имеются также учитель начальных классов; преподаватель экологии; домохозяйка, подрабатывающая на организации политических мероприятий. Еще один человек, президент некоммерческой организации, работает половину времени на дому и половину – в городе Беркли, в полутора часах езды от общины.



 

2. Сельские общины в 30-35 минутах от рынка низкооплачиваемых вакансий. Щедрый Рассвет (Abundant Dawn) находится в часе езды от небольшого города Роуноук (шт. Вирджиния) и около 40 минут от других среднего размера поселков с относительно небольшим количеством рабочих мест и низким уровнем заработной платы. Трудовая деятельность членов этой общины является типичной для общин, расположенных в сельской местности с небольшим рынком вакансий. Один человек работает (самостоятельно) компьютерным программистом (связывающимся с клиентами через Интернет и иногда выезжающим на заказы в разные места); двое пенсионеров, помимо пенсии, содержат и сдают в наем жилые помещения, а также пекут хлеб для местных закусочных; один занимается целительством в Роуноуке и трех близлежащих поселках, а также выполняет другие необычные работы; еще один раньше владел и управлял мини-пилорамой, но сейчас учится в колледже; наконец, четыре члена коммуны Тикай Под (Tekiah pod) изготавливают и продают пеньковые гамаки, подрабатывают на расположенной неподалеку CSA ферме[105], заведуя отделом сбыта фруктов.



Ситуация почти аналогична в Этхэвен (Earthaven), расположенном в 50 минутах от Эшвилла и в 20 и 30 минутах от двух небольших поселков с небольшим количеством рабочих мест и низким уровнем заработка. Несколько жителей общины заняты в своем собственном лесопромышленном кооперативе, который валит и пилит лес и строит в поселении дома. Один человек занимается изготовлением лекарственных препаратов из целебных трав; другой издает журнал «Активист Пермакультуры» (Permaculture Activist) (оба они периодически нанимают на временные работы других членов общины); третий сдает жилье в Эшвилле, а также держит в поселении магазинчик. Два художника рисуют и продают пейзажную живопись; один столяр делает деревянные светильники со свечами, другой делает лестницы на заказ. Двое частично заняты административной работой и преподаванием в образовательном центре поселения «Грани Культуры» (Culture’s Edge). Несколько человек самостоятельно работают - постоянно или периодически – выполняя по заказам разные виды работ и услуг: плотники, преподаватели пермакультуры (один из них также обучает ландшафтному дизайну, другой – принятию решений методом консенсуса), массажист (ездящий на заказы в Эшвилл), веб-дизайнер, ландшафтный дизайнер. Двое работают официантами в городке неподалеку, один три месяца в году работает журналистом в другом штате. Некоторые временами подрабатывают на общественных работах общины – организуют мероприятия и общие работы, занимаются ремонтом инфраструктуры, готовят пищу для участников семинаров, заведуют палаточным лагерем. Несколько человек живут на проценты со сбережений; шестеро находятся на пенсии.



Лост Вэлли находится в 15 минутах езды от нескольких маленьких поселков и в 30 минутах от небольшого города Юджин (шт. Орегон) - все они с небольшим числом рабочих мест и низкими заработками. 15 человек (почти три четверти жителей) работают в Образовательном Центре общины – полное или неполное время. Один из частично занятых членов также подрабатывает массажистом в Юджине и близлежащих поселках. Жители, не работающие в Образовательном Центре, заняты в основном за пределами общины – полное или неполное рабочее время: грант-райтер[106], библиотекарь, егерь в национальном парке, торговый представитель фирмы, торгующей продуктами питания. Один человек ездит каждые выходные в разные города для представления различных товаров на ярмарках и торговых выставках. Наконец, еще один восемь раз в году совершает недельные отлучки в Сан-Франциско (12 часов езды), где работает консультантом по бухгалтерии и налогообложению и получает гонорары по высоким городским расценкам.

 

3. Сельские общины далеко от рынка вакансий. Участники Дансинг Рэббит столкнулись с еще более серьезным испытанием, поскольку они живут еще дальше от рынка рабочих мест – в 45 минутах езды от маленького поселка с низкими заработками и почти в полутора часах от ближайшего города. Двое из жителей общины являются «свободными художниками» в сфере услуг: агент по продаже билетов на концерты и «свободный» редактор (т.е. не работающий в конкретном СМИ). Несколько человек периодически подряжаются на разнообразные строительные работы для других членов. Некоторые частично (неполное рабочее время) работают в соседнем экопоселении Сэндхилл Фарм (Sandhill Farm) - в офисе Партнерства в поддержку Альтернативных Сообществ, в пекарне, выпекающей темпе - индонезийские лепешки из соевых бобов, или в Миссурийском отделении Национального Агентства по сертификации органической продукции (National organic certifying agency). Некоторые выезжают на работу на несколько недель и даже месяцев в году за пределы общины – социальный работник, помогающий инвалидам; коммивояжер; строители, работающие на объектах в других городах. Еще несколько человек заняты несколько часов в неделю на общественных делах общины – ведут бухгалтерию и переписку, руководят волонтерами и стажерами, организуют сбор средств для общинных нужд. Один житель работает на общину полный рабочий день восемь месяцев в году, выращивая овощи в общественном саду. Члены Скайхауз (Skyhouse), коммуны, входящей в состав Дансинг Рэббит, выполняют разнообразные работы, связанные с компьютерами – программирование, веб-дизайн, графический (мультимедиа) дизайн.

Как видно, в общинах, расположенных в сельской местности вдали от рынка высокооплачиваемых вакансий, большая часть людей зарабатывают себе на жизнь, выполняя разнообразные необычные работы, работая неполное рабочее время, занимаясь мелким предпринимательством, дающим нестабильный доход, или же работают через Интернет. Мало кто «работает» в традиционном смысле этого слова.

 

Начинать новый бизнес одновременно с созданием общины может оказаться очень сложным и даже неподъемным. Перенести в сельскую общину уже налаженную работу, выполняемую дистанционно, через Интернет, или уже существующий бизнес может быть гораздо проще. К примеру, программисты в Щедром Рассвете и в Дансинг Рэббит принесли свои профессии из «большого мира» и теперь продолжают работать дистанционно. Члены коммуны Тикай Под в составе Щедрого Рассвета уже на момент создания общины занималась плетением гамаков по договору с предприятием, расположенным в поселении Дубы-Близнецы (Twin Oaks). После организации общины Щедрый Рассвет они просто преобразовали это в самостоятельное предприятие. Предприниматели Этхэвен также создали свои дела до вступления в экопоселение.

 

 

  ЭКОНОМИКА ЧАСТНОГО ТИПА, ЭКОНОМИКА КОММУННОГО ТИПА.   При экономике частного типа, независимо от того, как члены общины зарабатывают свои деньги – работая за пределами поселения, ведя собственный бизнес, получая проценты на сбережения или иным способом, - эти деньги остаются в их личном распоряжении, и собственники индивидуально принимают решения о том, во что вложить, как потратить или сохранить. Другими словами, деньги являются частными, и финансы отдельных членов независимы друг от друга. Каждый участник общины выплачивает оговоренные членские и вступительные взносы, арендную плату за землю и другие платежи, необходимые для покрытия общих расходов, и вся группа в целом решает, как распорядиться этими общими средствами. Большинство общин устроено именно таким образом. При обобществленной экономике (экономике коммунного типа), напротив, члены общины работают на одном или нескольких общих предприятиях, доход от которых поступает в общую кассу. Или работают на разных работах за пределами коммуны и полученный заработок опять-таки складывают в общий котел. Из общей кассы оплачиваются налоги и другие платежи за землю, расходы на содержание и ремонт инфраструктуры, другие общие расходы, а также обеспечиваются базовые потребности членов общины в продуктах питания и жилье. Помимо этого, членам выплачиваются определенное денежное пособие. Все члены общины сообща принимают решения о расходовании общественных средств. Относительно немного современных альтернативных поселений организовано по типу коммуны, хотя члены подобщины Скайхауз в поселении Дансинг Рэббит и члены подобщины Тикай Под в поселении Щедрый Рассвет организовали свои экономики именно таким образом. Мидоуданс (Meadowdance) является примером общины с гибридным типом экономики. Каждый участник поселения работает на общем предприятии, и все основные расходы общины выплачиваются из его прибыли. Однако любой из них может в свободное время зарабатывать деньги на других предприятиях или же выполнять сверхурочную работу, и заработанные таким образом деньги поступают в индивидуальное распоряжение работника.  

 

 

РИСКИ ОБЩИННОГО БИЗНЕСА.

 

Несколько организаторов общин в сельской местности говорили мне, что, если бы с самого основания поселения у них были одно или несколько своих жизнеспособных предприятий, на которых можно было бы занять членов общины, то это было бы для них колоссальным подспорьем. И среди сельских коммун, основанных в конце 1960-х – начале 1970-х гг., есть масса примеров именно такого подхода. Община Дубы-Близнецы (Twin Oaks) в Вирджинии начала с предприятия по изготовлению гамаков, а затем организовала также службу по каталогизации книг (books indexing service)[107] и предприятие по изготовлению японского соевого творога тофу. Все они работают и сегодня. Поселение Сэндхилл Фарм (Sandhill Farm) в Миссури начало выращивание и производство органических продуктов питания, таких как сироп из сорго, мед, соевые лепешки темпе, чесночно-зерновые хлебцы, хреновая приправа, горчица. Община Ферма (The Farm) в Теннесси одновременно начала несколько проектов, в частности, производство продуктов из сои, производство электрооборудования, видеосъемка и монтаж, домашнее акушерство и курсы по домашним родам. Все эти проекты продолжаются и в настоящее время, хотя некоторые из них стали частными предприятиями, а некоторые принадлежат теперь определенным коллективам членов.

Однако открытие общиной своего собственного производственного предприятия (или некоммерческой образовательной организации, которая платит заработную плату своим сотрудникам) не лишено некоторых рисков. По статистике, 95% новорожденных предприятий терпят крах – обычно по причине нехватки финансовых вложений или в силу того, что организаторы не провели адекватного исследования рынка. Начало любого бизнеса требует не только определенного опыта и предпринимательских навыков, но также часто 10- и даже 12-часового рабочего дня для организаторов на протяжении первых шести месяцев, а то и года. Даже если в вашей инициативной группе собрались матёрые и сообразительные предприниматели, как вы сможете выкроить время и силы для того, чтобы создавать одновременно и общину, и бизнес, не говоря уже о том, чтобы оставлять время для выполнения семейных обязанностей и общения с детьми? Это особенно актуально для случая, когда вы намереваетесь делать все это с нуля, в чистом поле. Застройка чистого участка требует либо огромных денежных средств, если вы решили нанимать профессиональных строителей, либо, если вы рассчитываете на собственные силы, - долгих часов упорного труда – обычно на протяжении не одного года. И, похоже, что в большинстве случаев организаторам общин не удается вытянуть все это одновременно с началом нового бизнеса. Таким образом, если вы, не имея крупных сбережений, планируете собственный общинный бизнес, то постарайтесь, насколько только возможно, запустить его ДО переселения на землю.

Впрочем, существуют еще несколько способов создания для членов поселения источника дохода, кроме варианта, когда работодателем выступает сама община. Группа участников, к примеру, может создать производственный кооператив и производить для своих соседей или для общины в целом продукты питания, строительный лес и дрова, выполнять за определенную плату строительные работы, оказывать услуги по приготовлению обедов, бытовому обслуживанию и т.д. Или отдельный житель или группа могут сами создать производственное предприятие, которое будет предоставлять рабочие места для остальных членов общины.

Предприятие, принадлежащее общине в целом или отдельным ее участникам, и использующее труд других членов общины, может также создать и еще один специфический круг проблем. С одной стороны, жители общины получают работу без необходимости выезжать за пределы поселения; предприниматели получают прямо на месте постоянный источник рабочих рук; и сама община, способная предложить источник дохода, становится более привлекательной для потенциальных новых челнов. Но, с другой стороны, то, что человек является прекрасным экопоселенцем, еще не означает, что он сможет стать хорошим работником по конкретной специальности[108]. Как быть, если член общины не справляется с работой, или делает дорогостоящие ошибки, или не приходит на смену, или опаздывает на работу и рано уходит? Как быть, если он оказался никудышным работником или даже причинил ущерб работодателю? Представьте себе, какое напряжение может возникнуть между этим работником и хозяевами предприятия, независимо от того, продолжают ли его терпеть на работе (усиливая раздражение руководителя и коллег) или увольняют (вызывая обиду в нем самом). Кроме того, если одни члены общины имеют свой бизнес, а другие являются работниками, то резко вырастает вероятность трений по вопросам власти в общине между представителями «класса собственников» и «рабочего класса». Или интересы бизнеса, обусловленные положением на рынке, денежными потоками или другими финансовыми соображениями, могут незаметно начать вытеснять и даже полностью подавить изначальные идеалы и ценности общины. Вместо того чтобы быть слугой общины, обеспечивая источник дохода для ее жителей, бизнес может стать ее господином. Противоядием против такого «дворцового переворота» может быть создание нескольких параллельных индивидуальных или групповых предприятий с самого начала или же создание устойчивой комбинации из общинных, частных (индивидуальных и групповых) и кооперативных предприятий, которая обеспечит более сбалансированный «рынок» деловой активности и возможностей трудоустройства внутри общины.

Еще один вопрос, над которым стоит подумать – насколько планируемый вами общинный бизнес реально жизнеспособен. Может случиться так, что общий бизнес принесет поселению гораздо меньше денег в расчете на отдельного участника, чем если бы этот участник ездил на заработки за пределы поселения. Однако, если расходы при постоянной жизни в общине невелики, рабочий график удобен, сам по себе труд приятен и приносит удовлетворение, и в целом жизнь в дружном коллективе единомышленников гармонична и наполнена радостью, то в итоге вы будете жить лучше, чем ваши более богатые коллеги в городе. Как гласит пословица, «жить по средствам – это дешевый способ быть богатым».

С другой стороны, ваш общинный бизнес может справляться с оплатой собственных издержек, удовлетворять потребителей, давать средства на покрытие основных расходов общины и казаться прочно стоящим на ногах, но все это – ценой изнурительного ненормированного рабочего графика многих людей в течение долгих месяцев и даже лет. Если поселенцы занимаются работой на огороде, строительством и ремонтом, приготовлением пищи и другими общественными делами, они могут совершенно не замечать, что к концу недели они проработали 60 или даже 70 часов на общих делах, и их собственное свободное время сведено практически к нулю. Предприниматели и бизнес-консультанты немедленно распознают такое положение дел как явно убыточный бизнес, тяготеющий к краху, однако многие общины не замечают этого[109].

Подобное случается регулярно в одной из сельских общин, которую я здесь назову Брусничная Долина. Каждый из ее 20 жителей работает на одном или нескольких общих предприятиях – установка черепичных кровель, изготовление кленового сиропа для магазинов округи и содержание кофейни в ближайшем городке на месте встреч местных поэтов и музыкантов. Рабочий день получается долгим и изнурительным, и более молодые, недавно вступившие в общину члены постепенно изматываются и все больше утрачивают энтузиазм. (При этом те, кого я называю «комьюнити мачо», - матёрые старожилы, - не упускают случая напомнить новичкам, что жизнь в общине – это вам не легкая прогулка, и требуется большое упорство, чтобы выдержать ее ритм.) В конце концов, один из молодых делает подсчеты и приходит к выводу, что кофейня теряет столько денег, что каждый из них фактически работает за 2 доллара в час[110], и их мучительно длинный рабочий день есть следствие стремления во что бы то ни стало удержать на плаву этот явно убыточный проект. Группа новичков предлагает общине прекратить выбрасывать деньги на ветер и закрыть кофейню, чтобы члены общины могли зажить нормальной человеческой жизнью. Однако основатели и старожилы не соглашаются с этим требованием, ссылаясь на то, что стильная кофейня была с самого начала существенным элементом образа общины. После этого происходит массовый выход людей из общины. Сценарий повторяется регулярно с новыми группами новичков через несколько месяцев или лет.

 

Обозначив основные возможные плюсы и минусы ведения общиной своего предприятия, я расскажу о том, как некоторые поселения решают этот вопрос. И хотя маловероятно, что участники нижеописанных общественных, кооперативных и индивидуальных предприятий серьезно разбогатеют или станут получать хорошую зарплату по меркам большого города, тем не менее, они нашли способы воплотить мечту о жизни в сельской общине и при этом нормально обеспечивать себя.

 

1. Общее предприятие в коммуне. Основатели общины Мидоуданс (Meadowdance) с самого начала были убеждены в том, что важнейшей слагающей успеха поселения является отсутствие финансовых преград для новых членов, желающих присоединиться к нему. Их не привлекала мысль о том, что члены общины будут перебиваться случайными и нетрадиционными видами заработка и при этом еще должны будут выплачивать регулярные платежи за землю, поэтому наличие собственного предприятия было существенной частью из образа изначально. Они выбрали два дела – Вермонт Софтвер Тестинг Групп (Vermont Software Testing Group), занимающуюся тестированием программного обеспечения, и издательско-типографскую фирму Вордсворт Тайпинг энд Эдитинг (Wordsworth Typing and Editing). Выбор был обусловлен, во-первых, тем, что, поскольку участники инициативной группы еще не жили постоянно в своем поселении, их бизнес должен быть легко транспортабельным в новое место, когда они его найдут. И, во-вторых, тем, что любой новичок, на базовом уровне владеющий компьютером, мог без особого труда быть обучен на хорошего работника в этих областях. Как мы знаем, из-за того, что основатели Мидоуданс не сумели сразу приобрести понравившийся им участок земли, они купили большой дом в городке Спрингфилд и запустили свой проект там.

В первые два с половиной года оба предприятия давали доход, которого едва-едва хватало на накладные и коммерческие издержки, платежи за недвижимость (возврат кредита, налоги, страховка), покупку продуктов питания, содержание дома и общих автомобилей, бензин и небольшое жалование каждому из членов. Постепенно дела пошли на лад, и община смогла вздохнуть свободнее. Но, тем не менее, ребята считают, что их бизнес далеко не идеален, в частности потому, что требует постоянного сидения за компьютером в течение многих часов. Теперь, когда, они, наконец, купили землю и переехали на нее жить, община, как говорит один из организаторов Люк Рэйд, вероятно, постарается освоить другой вид деятельности, который, скорее всего, будет совсем другим по своей природе. И тогда одно или даже оба нынешних предприятия можно будет свернуть.

Мидоуданс организовал свою юридическую структуру иначе, чем другие коммуны. Скайхауз, Тикай Под и ряд других общин и подобщин с экономикой коммунного типа управляют своими предприятиями посредством некоммерческой корпорации со льготным налогообложением по статье 501(d) и заполняют единую налоговую декларацию на всю общину, что дает им определенную экономию на налогах (см. главу 16). Однако для получения этого статуса члены общины должны складывать в общую кассу все свои доходы, даже заработанные на стороне, и, кроме того, все их имущество и сбережения за пределами коммуны также должны быть либо присоединены к общей кассе, либо переданы в доверительное управление третьим лицам. Основатели Мидоуданс стремились к тому, чтобы любой из них, имея энергию и желание, мог заработать дополнительный доход. Они также не хотели отпугивать от вступления в их общину любого, кто имел сбережения, недвижимость или иное крупное имущество и не хотел им рисковать. Поэтому они не стали создавать некоммерческую корпорацию по 501(d), а организовали товарищество с ограниченной ответственностью «Вермонт» (Vermont LLP), объединяющее два их предприятия, оформленные как общества с ограниченной ответственностью (см. главу 15)[111]. Они заполняют единую налоговую декларацию от Товарищества и распределяют налоговое бремя поровну между членами. При такой юридической структуре жители общины, выполняющие все внутренние трудовые обязательства, могут в свободное время работать на других работах и полновластно распоряжаться своим дополнительным заработком и всем имуществом за пределами коммуны.

Образовательный Центр в Лост Вэлли организован третьим способом (как я уже упоминала, он оформлен как некоммерческая корпорация со льготным налогообложением по статье 501(c)). Пятнадцать жителей общины работают полное или частичное время в этом учреждении, занимаясь административной работой, преподаванием, консультированием, бухгалтерией, рекламой, садоводством и выращиванием продуктов питания, обслуживанием и ремонтом инфраструктуры. Базовый оклад работников составляет 6 долларов 50 центов в час, к нему добавляются надбавки за стаж работы (плюс 12,5 центов в час за проработанный год) и за наличие у работника детей (плюс 65 центов в час). Месячная заработная плата работников, занятых полное время (в Лост Вэлли оно составляет 30 часов в неделю) находится в пределах от 845 до 1040 долларов.

 

2. Производственный кооператив из членов общины, обслуживающий общие нужды. Восемь участников Этхэвен решили совместить приятное с полезным и обеспечить себе заработок, решая две важные проблемы экопоселения – необходимость расчистить от леса низины, пригодные для выращивания сельскохозяйственных культур, и потребность в строительных материалах и плотниках для строительства общественных зданий и домов поселенцев. Они организовали производственный кооператив[112] Этхэвен Форестри энд Билдинг Компани (Earthaven Forestry and Building Company Ltd.) и обучились способам устойчивого лесопользования, распиловке древесины и строительству домов. Для многих из них это было совершенно незнакомое дело, ибо только двое до этого занимались деревообработкой. Кроме того, им пришлось влезть в серьезные долги (взяв частные займы у других членов) для того, чтобы приобрести мобильную ленточную пилораму, самосвал-автопогрузчик и прочее необходимое оборудование. Но теперь они активно взялись за выполнение своих задач – расчищают землю под сады и огороды, пилят древесину (и даже используют мелкотоварный и нестандартный лес для инновационных методов строительства), помогают строить общественные здания и жилье для поселенцев и постепенно расплачиваются с долгами. По состоянию на 2002 год, члены кооператива просили за свою работу от 16 до 25 долларов в час, в зависимости от используемого оборудования и техники, степени тяжести работ и того, осуществляется ли работа внутри поселения или за его пределами. Часть этих денег идет на покрытие издержек и амортизацию, часть на возврат займов; остальное же распределяется между работниками из расчета 10 долларов в час на человека. В периоды, когда дохода кооператива недостаточно для выплаты такой ставки, кооператив выплачивает столько, сколько может, а оставшуюся сумму (до 10 долл./час) дает работникам в долг – с тем, чтобы зачесть ее в более успешный период. Как и члены Лост Вэлли или OAEC, работники Этхэвен Форестри не разбогатели в экопоселении, но они нашли вполне приемлемый способ зарабатывать нормальные деньги в сельской общине и одновременно служить своим долговременным ценностям и целям.

 

3. Частное предприятие, обслуживающее общину. Экопоселение Дансинг Рэббит также стремилось найти способы одновременно удовлетворить потребности общины и создать источник денежного заработка прямо в поселении. Для этого они создали продуктовый кооператив Каттэйл Фуд (Cattail Food Co-op), который скупает сельскохозяйственную продукцию у нескольких членов с наиболее процветающими огородами. Кроме того, кооператив собирает с поселенцев деньги и закупает на них продукты, не производящиеся в поселении, у торговой организации, которая ежемесячно поставляет натуральные продукты по оптовым ценам. При этом большая часть оборота получается именно за счет продукции местных производителей, которые, таким образом, кормят остальных и зарабатывают деньги. В сезон 2002 года один из поселенцев работает полное время, с апреля по октябрь, выращивая почти все овощи для кооператива. На этот момент его заработок был довольно скромным по городским меркам, но для такой глухой местности, в какой находится экопоселение, это вполне приемлемый вариант. Три остальных садовода, работающие неполное время, выращивают и продают кооперативу зелень для салатов, лекарственные и пряные травы и другие добавки к пище.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.