Сделай Сам Свою Работу на 5

УПРАЖНЕНИЕ 6: «ШКАЛА ПУБЛИЧНОГО/ПРИВАТНОГО».





 

Это упражнение используется Робом Сэнделином для того, чтобы помочь группе получить ощущение того, насколько чувствительным для ее участников является тот или иной вопрос, который кто-то может не желать обсуждать публично. Предположим, вы обсуждаете аспект вашей будущей жизни в общине, который, как кажется, вызывает у людей дискомфорт или опасения, однако никто не решается прямо высказать, что именно его беспокоит[42]. Если вы подозреваете, что кто-то чего-то желает или, наоборот, опасается, но стесняется сказать это публично, вы можете воспользоваться следующим упражнением.

На большом листе бумаги начертите горизонтальную линию, вдоль которой расположены цифры от 1 до 9 (причем цифры 1, 5 и 9 крупнее остальных). У вас должна получиться примерно такая картинка:

_________________________________________________________________

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Однозначно Без разницы Обеими

против руками за

 

Затем дайте каждому маленький листочек бумаги и попросите написать число, соответствующее степени его поддержки принципа, деятельности или ситуации, о которой идет речь. Число «9» означает, что вы от всей души поддерживаете это; «1» означает, что вы категорически против; «5» означает, что вам подходят оба варианта. Остальные цифры означают степень поддержки или, напротив, неприятия рассматриваемой ситуации.



Соберите листочки с цифрами и пометьте все ответы маркерами на вышеописанном большом листе с линией. К примеру, у вас может получиться один маркер на цифре «9», три – на цифре «3» и три – на цифре «2». Таким образом, вам удалось получить быструю и наглядную картину того, что группа как целое чувствует по данному вопросу. Это может быть похоже на озарение. Вы можете увидеть, что всего лишь один или два человека всецело поддерживают что-то, тогда как большинству остальных все равно или же они активно против. В зависимости от того, что говорит вам приведенная шкала, может стать ясно, что обсуждать предмет дальше не имеет смысла. Не возбуждая страстей и не задев ничьи чувства, вам удалось получить красноречивый индикатор разброса мнений в вашей группе в отношении конкретной ситуации, ценности или идеала.

«Эта техника – быстрый и мощный способ дать конкретным людям увидеть, насколько их видение сходится или, напротив, расходится с представлениями остальной группы, – говорит Роб. – Если шкала показывает, что все сошлись на «7»-«9», а я единственный человек, который выбрал «1» или «2», для меня это может оказаться очень ценным открытием. Равно как и для группы очень важно увидеть, что один из ее членов расходится со всеми остальными.»



 

УПРАЖНЕНИЕ 7: «СКРЫТЫЕ ОЖИДАНИЯ»

 

Это упражнение, позаимствованное из арт-терапии (art therapy), основано на технике прямого доступа к человеческому подсознанию, минуя мыслительный процесс. Оно заключается в ответах на вопросы, но на этот раз отвечать нужно максимально быстро, держа при этом ручку или карандаш в недоминирующей руке (т.е. в левой, если вы правша, или в правой, если вы левша).

Именно скорость ответов и работа недоминирующей рукой позволяют этому упражнению достигать результата. Ваши буквы, вероятно, будут крупными и корявыми, ответы – примитивными. Они могут обнажить как те ожидания по поводу общины, которые вы хорошо осознаете, так и те, о которых вы даже не подозреваете, хотя они ничуть не менее важны для вас. Во время работы у вас могут возникнуть сильные чувства.

Приготовьте вопросы заранее, в виде готовых бланков анкет, и размножьте по числу участников. Оставьте, по крайней мере, полстраницы чистого места для каждого ответа. В итоге у вас получится около 8 страниц вопросов и места для ответа на них.

Упражнение занимает около 20-30 минут и работает лучше всего тогда, когда все присутствующие выполняют его одновременно. Его выполнение совсем не обязательно вызовет глубокие озарения у каждого, и оно далеко не каждый раз работает одинаково хорошо. Но для некоторых оно может оказаться мощным средством для самоосознания.



Нет необходимости делиться своими ответами с другими, поэтому вы можете быть максимально раскованными и откровенными. Старайтесь НЕ думать, пока вы пишете. Просто пишите – так быстро, как только может работать ваша рука.

 

Чего вы хотите больше всего? Для себя лично.

Чего вы хотите больше всего? Для всего мира.

Чего вы хотите больше всего? Для своих детей.

Что в поступках других людей сильнее всего ранят вас?

Чего вы боитесь?

Что выводит вас из себя?

Что заставляет вас плакать?

Если бы вы могли вернуться обратно в ваше детство и что-то изменить в вашей матери (мачехе, няне), что бы вы изменили?

Если бы вы могли вернуться обратно в ваше детство и что-то изменить в вашем отце (отчиме, воспитателе), что бы вы изменили?

Чего вы недополучили в детстве?

Если бы вы могли что-то изменить в вашем детстве в лучшую сторону, что бы вы изменили?

Если бы вы могли что-то убрать из своего детства, что бы вы убрали?

Что вам нужно для того, чтобы чувствовать себя в безопасности?

Что вам нужно для того, чтобы чувствовать себя любимым?

Что вам нужно для того, чтобы чувствовать себя счастливым?

Какой должна быть община, о которой вы мечтаете?

 

Когда все закончат, сделайте перерыв. После чего соберитесь в группы по трое и предложите желающим поделиться тем, что они поняли в себе, со своей группой. Это должно быть добровольным: одни люди захотят что-то сказать, другие – нет. У кого-то появится желание высказаться после того, как он услышит, как описывают свои открытия и чувства другие.

Когда каждая маленькая группа закончит, снова соберитесь все вместе и снова предложите людям поделиться тем, что они узнали. Не записывайте ничего в этот момент – просто слушайте. А затем попробуйте обсудить любые ожидания – явные или скрытые, – о которых вам захочется поговорить. Этот процесс может многое открыть вам, и, кроме того, он может помочь вам стать ближе друг к другу и сильнее ощутить ваше единство как группы.

Однако самой главной целью описанного упражнения является не поделиться любыми осознаваемыми и неосознаваемыми ожиданиями с группой, а просто обнаружить их. Это возможность посмотреть им прямо в лицо, прямо поговорить о них и спросить себя, являются ли они реалистичными и какую службу они вам служат. Если вы, к примеру, откроете, что вы ожидаете в общине веселой компании и игривой обстановки, что может быть вполне осознаваемым желанием, идущим из бесшабашного детства в буйной компании братьев и сестер, то это прекрасно. Ожидание такого рода может служить вам на благо, и осознание его способно вдохновлять вас на обогащение вашей будущей общинной жизни сходными, игровыми моментами. Но если вы обнаруживаете в себе скрытые ожидания того, что в общине о вас всегда позаботятся и никогда не бросят, или что вас будут полностью принимать таким, какой вы есть, и никогда не будут критиковать, или что вы будете в полной безопасности и никогда не встретите конфликтов – поберегитесь! Ожидания, подобные описанным, способны стать минами замедленного действия. И сейчас у вас есть время рассеять их - увидев и назвав их, рассказав о них другим (если есть желание), более близко изучив их, спросив себя об их реалистичности, набравшись смелости посмеяться над ними и отпустить их с миром.

Если каждый из вас поступит так, это может оказать глубокое влияние на образ вашей будущей общины. Он станет гораздо более реалистичным и прочным, чем в случае, когда скрытые ожидания не выявлены. И, если вам это удалось, примите мои искренние поздравления!

 

 

СЕРДЕЧНЫЕ ОТКРОВЕНИЯ

 

Разумеется, вы можете комбинировать элементы разных упражнений или составить свои собственные. Вы можете повторять «Необходимые условия» и «Мозговой штурм» по нескольку раз, чтобы пронаблюдать, как изменяются и консолидируются ваши групповые идеалы и представления. Вы можете проводить «Шкалу публичного/приватного» и «Где мы проведем черту?» всякий раз, когда нужно понять, что чувствуют участники группы по любому конкретному вопросу, а не только по самым принципиальным. Основная идея всего этого процесса заключается в том, чтобы стимулировать четкое осознание того, чего же вы на самом деле хотите, и получить представление о том, в каких элементах образа общины ваши мысли и устремления сходятся, а в каких – разнятся. В идеале результаты всех проведенных дискуссий и упражнений записываются на больших листах ватмана и вывешиваются на стенах.

Обсуждайте и/или проводите упражнения каждый раз, когда кто-то высказывает что-то новое о том, к чему он стремится, о чем тоскует, ожидает, надеется или опасается в связи с жизнью в будущей общине. Эти обсуждения могут быть напряженными, они могут быть глубокими. А иногда они бывают очень веселыми. И, наверно, самое время вспомнить о чувстве юмора, когда вдруг обнаруживается, что две самые вдохновленные «горящие души» в вашей группе имеют противоположные скрытые ожидания. Принимайте все эти открытия как естественную часть процесса.

На данном этапе вы не занимаетесь формированием стратегии – как вы попадете в мир вашей мечты – вы просто работаете над тем, чтобы четко определить и визуализировать различные аспекты вашего общего будущего. Пусть кто-нибудь записывает ключевые моменты ваших дискуссий; потом можно набрать их на компьютере и сохранить до того момента, когда придет время для составления итоговых обобщающих документов.

В ходе вашей работы вы можете обнаружить какие-то аспекты вашего общего будущего, которые кажутся очень привлекательными для одних из вас, безразличными для других и неприемлемыми для третьих. Вы можете поискать компромисс, стараясь удовлетворить интересы каждого, не урезав при этом чьи-то возможности. Если это не получается, постарайтесь выяснить, готов ли кто-то отказаться от части своих условий для того, чтобы группа нашла точку опоры в остальной, более важной части образа. К примеру, ты можешь страстно хотеть, чтобы наше поселение разводило лошадей, потому что ты любишь их; я же могу настаивать на том, чтобы мы выращивали пшеницу, потому что в глубине подсознания я опасаюсь голода. Можем ли мы оба отказаться от этих личных желаний во имя того, чтобы наша группа все-таки достигла согласия и мы все смогли жить вместе в нашей сельской самообеспечивающейся усадьбе? Ты можешь хотеть, чтобы мы открыли изящную кофейню на веранде нашего общего дома, потому что ты любишь искусство и интеллектуальные диспуты; я могу хотеть, чтобы мы организовали благотворительную столовую и кормили похлебкой нищих, потому что я ощущаю потребность служить неимущим. Можем ли мы оба отказаться от этих идей во имя того, чтобы все-таки создать наше городское жилищное сообщество?

Когда мы встречаем различия, подобные приведенным, самое время глубоко заглянуть в себя и поделиться сокровенным, задать себе вопросы «реалистично ли это?», «будет ли это полезно мне?», «Будет ли это полезно для всех нас?», «Что на самом деле важно для каждого из нас?», «Без чего я могу обойтись От чего я не могу отказаться?» Здесь нет строгих правил: вам придется прокладывать путь по этой неисследованной территории так, как вы почувствуете наилучшим.

 

 

ЗАПИСЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Для того, чтобы облегчить вам процесс записи результатов, я предлагаю сделать на большом листе ватмана следующие конспекты и повесить их в качестве напоминания о том, к чему вы стремитесь:

____________________________________

НАШИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

· Могут включать в себя Образ, Миссию, иногда цели и задачи.

· Образ – общее будущее, которое мы стремимся создать.

· Миссия – то, что мы собираемся сделать для его наступления.

· Цели – «верстовые столбы», которых мы собираемся достичь в определенные сроки.

· Ключевая формула – кратко выраженный образ.

____________________________________

____________________________________

НАША КЛЮЧЕВАЯ ФОРМУЛА:

· Выражает образ и миссию (предназначение).

· Ясная, четкая, убедительная.

· В идеале, короткая, 20-40 слов.

· Легко запоминается.

· Помогает пробудить в памяти Образ.

· Это то, что люди со стороны увидят в первую очередь.

_____________________________________

 

Один из способов выполнить эту работу – это всем отправиться по домам и там попробовать сформулировать и записать свое видение ключевой формулы. На следующем собрании прочитайте все варианты, затем разбейтесь в группы по трое и попытайтесь объединить ваши формулировки в одну. Затем выберите комиссию из 3-4 человек для того, чтобы составить проекты ваших концептуальных документов и ключевой формулы, основанные на полученных объединенных формулировках. По возможности включите в состав этой комиссии человека с развитым образным мышлением, человека с развитым системным мышлением и человека, хорошо владеющего языком. Составлять проекты документов гораздо эффективнее малой группой, потому что гораздо проще каждому среагировать на что-то уже написанное, чем сидеть большой толпой и пытаться всем вместе подбирать нужные слова. На следующем собрании группа просматривает проект, решает, что в нем удачно, а что нет, делает предложения и поправки и отсылает исправленный вариант обратно в рабочую комиссию. Этот «словесный поединок» может продолжаться до тех пор, пока вся группа не придет к единому варианту.

 

* * *

 

В следующей главе мы рассмотрим проблему дисбаланса власти в общине и поговорим о том, как ваша процедура принятия решений и другие методы самоуправления помогут равномерно распределить власть между всеми участниками.

 

  ПРОЦЕСС ОБРАЗОТВОРЧЕСТВА И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ.   Многие опытные альтернативщики считают, что консенсус (единогласие) является подходящей процедурой принятия решений в таком важном вопросе, как создание образа общины. «Процедура консенсуса сама по себе воспитывает у людей такое отношение к делу, которое способствует укреплению взаимных связей между людьми и повышает доверие в группе. – отмечает фасилитатор Бетти Дидкокт. – Когда уважается вклад каждого, кто знает, что может выйти – единый сильный образ, который привлекает всех, или несколько образов, которые означают присутствие более, чем одной потенциальной общины». Другие активисты общин, такие, как Роб Сэнделин, напротив, предлагают не использовать консенсус в ходе образотворческого процесса. Для того, чтобы консенсус работал эффективно, ваша группа должна иметь единую цель, а вы еще только пытаетесь ее сформулировать. Он говорит, что здесь больше подходит метод, при котором отдельные люди могут радикально расходиться во мнениях с другими, не заводя при этом в тупик весь процесс в целом (скажем, решение вопросов большинством голосов в 75%). Я сама также склоняюсь к такой позиции, хотя мне известны группы, которые применяли консенсус в процессе создания образа общины, и получили хорошие результаты.  

 

  КАК ОЦЕНИТЬ КАЧЕСТВО ВАШИХ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ?   Вы можете проверить качество ваших концептуальных документов по следующим критериям:   Для каждого из вас лично:   1. Ощущаете ли вы приятные чувства, читая письменное выражение вашего образа? 2. Является ли оно для вас выразительным? Легко ли вы схватываете смысл? Если нет, то что можно было бы изменить, чтобы прибавить выразительности? 3. Резонирует ли оно с вашим личным ощущением «Я»? Можете ли вы ощущать это творение как свое собственное? 4. Вдохновляет ли оно вас?   Для группы в целом:   1. Является ли ваш концептуальный документ простым, ясным и аутентичным? 2. Выражает ли он ваши самые главные ценности? 3. Отвечает ли он на вопросы «кто?», «что?» и «почему?» в отношении вашего проекта? 4. Является ли он реалистичным и конкретным (а не просто набором абстрактных красивых фраз и эмоций)? 5. Легко ли он запоминается после прочтения? Можете ли вы мысленно увидеть его перед глазами? 6. Выражает ли он вашу цель и предназначение? 7. Вдохновляет ли он вас? 8. Рождает ли он восхищение? 9. Дает ли он представление о том, как будет выглядеть ваша община, когда ваш образ будет воплощен? 10. Выражает ли он вашу устремленность, убежденность и готовность к действию? 11. Воплотим ли он на практике при существующем земельном законодательстве, строительных нормах и ваших материальных возможностях?   Ваша ключевая формула:   1. Является ли она ясной, краткой, убедительной? 2. Выражает ли она ваш образ и предназначение? 3. Выражает ли она ваши ключевые ценности? 4. Легко ли вы можете запомнить ее? 5. Можете ли вы идентифицироваться с ней? 6. Вдохновляет ли она вас? 7. Легко ли ее схватывают люди со стороны? 8. Выглядит ли она здравой и обоснованной? Является ли она реалистичной? Не выглядит ли она чересчур амбициозной?    

 

ГЛАВА 6.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.