Сделай Сам Свою Работу на 5

И моей матери Розетте Нэфф – за неизменную благожелательность, доверие и всевозможную поддержку.





 

ПРЕДИСЛОВИЕ ПЭТЧА АДАМСА.

 

Я основатель общины. Еще когда я поступал в медицинскую школу в 1967 году, я знал, что создам альтернативное сообщество для оказания людям дешевой медицинской помощи. Я знал, что оказание медицинской помощи в нашей стране находится в крайне неудовлетворительном состоянии, и, как яростный активист кибернетики и системного моделирования, я хотел создать рабочую модель, которая бы наглядно решала все проблемы в области здравоохранения. Я предполагал, что для того, чтобы оказание медицинской помощи было недорогим, медперсонал должен жить общиной на своей земле, и эта община должна иметь действующую ферму и множество других вспомогательных ресурсов. Я также знал, что та медицина, которую я намеревался практиковать, должна была включать в себя психологическую помощь пациентам, стимулировать их к более энергичному, устойчивому и независимому образу жизни. Размышляя о здоровье общин и человеческих обществ в той же степени, что и о здоровье отдельных людей и их семей, я перечитал множество как утопической, так и антиутопической литературы.

Я был уверен, что хотел построить все это именно в форме альтернативного поселения, общины. В 1969 году я посетил Дубы-Близнецы (Twin Oaks), а также несколько других общин – все они только усилили мою жажду жить именно такой жизнью, которая, как я знал, будет благотворна как для самих врачей, так и для их пациентов. Я знал, что начну строить все это, как только закончу колледж в 1971 году, и уже тогда написал на восьми страницах свое первое описание образа и миссии будущей общины



Наивность этого документа сегодня вызывает у меня улыбку. Как всякий прилежный «умница», я пытался найти хоть какую-то литературу, которая помогла бы мне понять, каким образом можно воплотить в жизнь общину моей мечты. Но тщетно. Поэтому я немного потолковал с товарищами, и с горящими сердцами мы бросились на амбразуры. Я не знаю, сделали ли бы мы что-то по-другому, если бы тогда нам довелось заглянуть в эту столь умную и подробную книгу. Возможно, мы бы испугались, узнав о том, как много всего нам нужно сделать для того, чтобы из нашего проекта вышел какой-то толк. Наверно, перед началом дела мы имели меньше собраний, чем любая община в истории. Мы также допустили все возможные ошибки. И, тем не менее, для меня мои 9 лет жизни в общине были чем-то необыкновенным. И на каком-то этапе этого удивительного и сложного процесса мы пришли к пониманию того, что если мы хотим продолжать воплощение нашей мечты о благотворительном госпитале дальше, мы должны предпринять большинство из тех шагов, о которых так обстоятельно рассказано в этой книге.



Лишь немногие из членов нашей общины действительно хотели продолжить нашу целительскую социальную миссию. Большинство просто остались жить вместе и прожили все эти 33 года как единая дружная семья, но уже не как идейное альтернативное поселение. К 1993 году те необыкновенные люди, что выбрали продолжить создание нашего общинного госпиталя, поняли, что для достижения нашей цели нам нужно делать все по-другому и приняли решение создать организационную структуру как раз по тому образцу, что описан в этой книге

Крайне мало общин смогли просуществовать долго без такого глубокого внимания к собственной организации, какое вы найдете здесь. Будете ли вы использовать всю эту мудрость или нет – решать вам. Но в любом случае усилия, потраченные на создание общины и жизнь в ней, не будут напрасными. Лично у меня нет ни разочарования, ни сожалений. Община сделала все в моей жизни легче и позволила мне иметь грандиозные мечты, которые были бы невозможны без нее. Навыки, которыми я овладел, как практические, так и человеческие, кажутся безграничными. Моя любовь к людям только усилилась и продолжает расти. Ничто в строительстве общины не давалось легко, но все это было интересно и даже весело. Это идеальная работа для политиков, которые хотели бы прожить на опыте собственные решения. Если человечество намерено выжить как вид, оно сможет сделать это лишь познав всю прелесть жизни сообща. Мы просто должны будем научиться быть ближе друг к другу.



Книга «Творим совместную жизнь» показывает, на что необходимо обратить внимание, создавая общины и экопоселения, и предлагает упражнения для развития общинного мышления. Делайте эти упражнения, даже если вы не совсем согласны с ними – считайте, что это ваши страхующие веревки. Конечно, никакая книга не сможет ответить вам на абсолютно все вопросы, и даже прочитав эту, вы все равно сможете допустить миллион ошибок. Я бы советовал сначала прочитать книгу, а потом посетить десяток существующих поселений, чтобы посмотреть, как у них это получилось, и задать свои вопросы.

Когда-то я думал, что построить наш бесплатный общинный госпиталь на 40 мест займет четыре года. Но только сейчас, на 33-й год наших стараний мы, наконец, заложили фундамент нашего поселения[13]. Мы готовы действовать. За эти годы мы поняли, что нас воспитывает и растит не только результат, но уже сам по себе путь к общине, и я думаю, что со временем такое же открытие сделаете и вы.

Удачи!

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

 

«Я нашел землю!» - кричал в трубку Джек. Основоположник проекта небольшой общины в Колорадо Танцующая Земля (EarthDanceFarm), он искал подходящий для его воплощения участок земли уже много лет, еще до того, как стал встречаться с кругом знакомых каждую неделю с намерением создать экопоселение. Он был настолько уверен, что это именно та самая земля, что, по его словам, выложил 10 000 долларов из своих сбережений за право выкупа участка в течение двух месяцев – время, за которое нам нужно было принять решение.

Я присоединилась к группе всего за несколько недель до этого и тогда ещё ничего не знала об альтернативных поселениях и общинах. Тем не менее, когда я присутствовала на собраниях, то не могла отделаться от ощущения, что упускается что-то важное.

В конце концов, я спросила: «В чём цель вашего объединения? Какова концепция, ключевая идея общины?» Никто толком не смог ответить.

В ту субботу мы все поехали смотреть участок.

И практически сразу же после этого группа распалась. Когда дело дошло до покупки земли, никто не хотел брать на себя обязательства и вкладывать деньги. Если честно, то непонятно было, ради чего вкладываться. Ни общей цели или концепции, ни организационной структуры, ни бюджетной схемы, ни договорённостей у нас не было. На самом деле, мы вообще не принимали никаких решений в группе, а просто рассуждали о том, какая прекрасная жизнь в общине нас ждёт. Теперь, как бы настойчиво Джек ни пытался нас убедить заняться землёй сообща, желающих активно действовать не находилось. В итоге, он едва успел забрать свой задаток до окончания оговоренного срока.

 

 

УСПЕШНЫЕ ДЕСЯТЬ ПРОЦЕНТОВ

 

Позже я узнала, что история Танцующей Земли довольно типична. Большинство инициативных групп по созданию экопоселений и общин – вероятно, процентов девяносто – так никогда и не приступают к строительству, их планы никогда не осуществляются. Они не могут найти подходящую землю, им не хватает денег, или попросту группа вязнет в конфликтах. Зачастую люди просто не осознают, сколько времени, денег и организационных навыков им потребуется, чтобы вытащить проект на стадию реализации.

Меня же интересовали те десять процентов, которые действительно воплотили свои мечты и построили свои общины. Каким образом им это удалось?

Ответ на этот вопрос я искала все эти годы – работая редактором журнала «Комьюнитис» (Communities), посещая десятки общин и групп, беседуя со многими их основателями. В конце концов, я увидела определённую закономерность. В целом, создатели использовали одинаковый набор знаний и навыков, проходили одни и те же поэтапные процессы в создании самых разнообразных типов сообществ, от городских объединений для коллективного ведения коммунального хозяйства до сельских экопоселений.

Книга «Творим совместную жизнь» - это попытка осветить этот процесс, пользуясь сведениями, полученными от основателей наиболее передовых и успешных общин Северной Америки. Это описание того, что сделали они, и что сможете сделать вы для того, чтобы воплотить свою мечту о новом обществе.

 

 

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СООБЩЕСТВА[14] И ЭКОПОСЕЛЕНИЯ:

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

 

Альтернативное поселение (устойчиво локализованное на «своей» территории альтернативное сообщество) – это группа людей, сознательно выбравших проживание под одной крышей или рядом друг с другом во имя совместной реализации общих ценностей, целей и единого образа жизни. Семьи, совместно ведущие коммунальное хозяйство в городских живых жилищных сообществах (кохаузинг), студенты, проживающие в студенческих самоуправляющихся городках при университетах, а также группы сторонников устойчивого образа жизни[15]), восстанавливающие деревни и фермерские подворья, – все это примеры альтернативных поселений и общин.

Людей в общине объединяет не только и не столько сама по себе совместная жизнь, сколько мотивы, по которым они сделали этот выбор. «Это группа людей, которые сознательно выбрали жить вместе ради общей цели и трудиться сообща для воплощения образа жизни, отражающего их общие ценности» - так определяет понятие «альтернативное сообщество» (intentional community) Некоммерческое Партнерство в поддержку Альтернативных Сообществ (Fellowship for Intentional Community).

Есть нечто общее, что объединяет самые разные альтернативные сообщества, и это – их идеализм. Все они основаны на идее о более совершенной модели жизни, независимо от того, проживают ли единомышленники буквально под одной крышей или же просто соседствуют. Идеалы общины, как правило, рождаются из неудовлетворенности окружающей культурой, из возникающего у людей ощущения, что в ней отсутствует или не хватает чего-то очень важного.

Экопоселения – это альтернативные сообщества, стремящиеся создать более гуманный и экологически устойчивый образ жизни. Широко известно определение, данное Робертом и Дианой Гилман, согласно которому экопоселениями называются «полноценные (со всеми основными чертами жизнедеятельности) поселения малого масштаба, в которых человеческая деятельность безвредно интегрирована в природную среду таким образом, при котором поддерживается здоровое развитие человека, и который может успешно продолжаться неопределенно долгое время»[16].

Любая община, желающая стать экопоселением, стремится к тому, чтобы ее население было не слишком большим – с тем, чтобы каждый поселенец знал всех своих соседей и мог влиять на принятие решений по общим вопросам. Она старается обеспечить всех своих участников жильём, работой, а также возможностями социального и духовного развития прямо на месте, без необходимости выезжать за ее пределы, создавая максимально самодостаточную среду. Как правило, экопоселение строит экологически приемлемое жильё, выращивает собственные продукты питания путем органического земледелия, перерабатывает отходы безвредным для среды образом и, по возможности, использует автономные источники энергии.

К примеру, Экопоселение Сириус (Sirius) (недалеко от Амхерста, штат Массачусетс) выращивает для себя большинство необходимых продуктов питания, частично генерирует собственную электроэнергию, а остальные расходы покрывает, предлагая гостевые туры в поселение и курсы по экологически устойчивому образу жизни. Экопоселение в Итаке (Ecovillage at Ithaca) (шт. Нью-Йорк) на 176 акрах вблизи города построило два из трёх запланированных экологически-ориентированных жилищных сообщества и успешно управляет собственной фермой, созданной для обеспечения общины и её соседей натуральными продуктами. Мы подробнее рассмотрим два развивающихся экологических посёлка в следующих главах: экопоселение Дансинг Рэббит (Dancing Rabbit, «Танцующий Кролик») (шт. Миссури) и экопоселение Этхэвен (Earthaven, «Земная Гавань»)[17] (шт. Северная Каролина). Здесь и далее я буду использовать обобщающий термин «общины», рассматривая экопоселения наряду с другими формами альтернативных сообществ.

Всё больше и больше людей сегодня жаждут присутствия большей общинности в своей жизни, и, возможно, вы являетесь одним из них. Эти люди чувствуют растущую изолированность и отчуждённость в окружающем их мире и ищут чего-то более гармоничного. И, рано или поздно, это приводит к тому, что появляется желание создать общину там, где они находятся, или же приняться за поиски уже существующего альтернативного объединения людей, живущих сообща на своей земле.

Такими объединениями могут быть живые жилищные сообщества, или домовладельческие общины (кохаузинг), «квартирные общины» и кооперативы[18], экопоселения, общества защитников окружающей среды, христианские общины, сельские фермерские сообщества и артели и так далее.

Многие из заинтересовавшихся тщательно просматривают внушительные базы данных существующих сообществ, изучают их местоположение и способы присоединиться. Другие же ищут информацию на оригинальных сайтах общин, выходя на них через такие сетевые каталоги, как Fellowship for Intentional Community (www.ic.org), The Cohousing Network (www.cohousing.org), Ecovillage Network of the Americas (www.ena.ecovillage.org), Northwest Intentional Communities Association (www.ic.org/NICA).

 

 

ЖИВЫЕ ЖИЛИЩНЫЕ СООБЩЕСТВА, ИЛИ КОХАУЗИНГ

 

Одной из набирающей популярность в наши дни форм альтернативных сообществ являются живые жилищные сообщества, или домовладельческие общины (кохаузинг). Это небольшие по размеру объединения соседей (обычно от 10 до 40 хозяйств), которые совместно управляют принадлежащей им недвижимостью, а также часто сами являются проектировщиками и строителями своих зданий и сооружений (хотя в недавнее время всё чаще заметна кооперация со строителями извне). Участники такой общины имеют собственное жильё относительно скромных размеров, и, в то же время, сообща владеют общим имуществом, в том числе просторным общественным зданием, где могут находиться кухня, столовая, зал для собраний, детская игровая площадка, прачечная, комнаты для гостей. Жители живого жилищного сообщества управляют общим имуществом и ведут общественные дела посредством собраний, где решения принимаются по принципу единогласия (консенсуса), а также, по желанию, практикуют совместные вечерние трапезы три-четыре раза в неделю.

«Сторонники кохаузинга верят, что в мире гораздо проще выжить, кооперируясь со своими соседями, – жизнь при этом становится более экономичной, приятной и интересной», – отмечает Чак Дюррет, один из двух архитекторов, которые в 1986 году познакомили Северную Америку с этим движением, изначально зародившемся в Дании. К 2002 году (на момент написания книги – прим. перев.) в Северной Америке успешно действовали 68 зарегистрированных живых жилищных сообщества; приблизительно ещё около двухсот находились на различных стадиях формирования.

Заметный рост интереса к различным альтернативным сообществам, будь то экопоселения, кохаузинг или другие формы общины - это не просто чьи-то «благие пожелания». В 2002 году американская пресса положительно и неоднократно освещала эту тенденцию, подчёркивая увеличившуюся потребность людей в объединении, рассказывала об успехах конкретных поселений. Вопроса касались “New York Times”, “USA Today”, “The Boston Globe”, NBC’s “Dateline”, ABC’s “Good Morning America”, CNN, National Public Radio.

 

 

ПОЧЕМУ ИМЕННО СЕЙЧАС?

 

Я полагаю, что в настоящий момент мы переживаем некоторый общекультурный, и при этом глубоко личный феномен – будто бы что-то одновременно «щёлкнуло» в психике у многих тысяч людей. Осознав, что мы живём во всё более фрагментированном, поверхностном, коррумпированном и откровенно опасном обществе; устав от реальности, где присутствуют пистолеты в школьных дворах и мошенники на высоких должностях, мы тоскуем по другой жизни - более целостной, осмысленной, более доступной, той, в которой есть место теплу, доброте, единению и сотрудничеству.

Отчасти причиной всему является наша неестественная разобщённость. Укоренившаяся в обществе в послевоенные годы тенденция к малым семьям и, соответственно, односемейным жилищам, стремительному росту городов, профессиональной мобильности оторвала нас от той системы человеческих отношений, что питала людей в былые дни; мы позволили погрузить себя в комедийный мир наигранных телевизионных страстей вместо того, чтобы самим по-настоящему проживать отношения с живыми людьми в контексте более прямых и конкретных связей малой культуры.

Люди, интересующиеся альтернативными сообществами – это не какие-то экстремисты. Это обычные люди, возможно, ваши соседи. Некоторые из них дожили до 40-50, вырастили детей, построили карьеру, переезжали с места на место бесчисленное количество раз. Они устали от пустых деклараций и бесплодных проповедей Американской Мечты. Они хотят осесть на земле, пустить корни и жить в компании хороших друзей. Другие – молодёжь, недавние выпускники колледжей. Более чем хорошо осведомленные о бедственной экологической ситуации в стране, они полны отвращения к потребительскому образу жизни и говорят: «нет уж, спасибо» такому обществу.

Все мы постепенно осознаём, что жизнь в общине является для нас благом буквально. Научные исследования показывают, что наше здоровье улучшается, если мы живём в кругу близких людей и поддерживаем с тесные связи с окружающим миром. «Из всего множества факторов, влияющих на наше здоровье, фактор межличностных отношений осознаётся в наше время как ключевой», - пишет врач-терапевт Блэр Войводич в журнале «Комьюнитис» (Communities). «Когда вы ощущаете постоянную связь с другими людьми, вы с большей вероятностью будете здоровее физически, чем живя в одиночестве». Это кажется особенно верным в случае с людьми старшего поколения – они дольше сохраняют здоровье, быстрее выздоравливают и дольше живут по сравнению со своими ровесниками, не живущими в общинах.

Жизнь сообща идёт на пользу и здоровью планеты. В то время как мы - ежедневно! - теряем 200 000 акров тропических «лёгких планеты», выплёвываем миллионы тонн токсических выбросов в атмосферу; в то время как 45 000 человек умирает ежедневно от голода, жить в простоте и сотрудничестве, совместно используя ресурсы, было бы единственно разумным выходом.

«Небольшие, независимые, самодостаточные общины имеют достаточный потенциал, чтобы пройти через обычные циклы подъёмов и спадов наших экономики и культуры, и даже больший шанс пережить крупные катастрофы, грозящие нам в связи с истощением нефтяных ресурсов», - пишет Том Хартман в своей книге «Последние часы древнего солнечного света»[19].

Где, как не в общине, возможно выправить имущественные диспропорции, сообща владеть, пользоваться и управлять землей и средствами производства, выращивать здоровую пищу, делить трапезы, сотрудничать и принимать общие решения, и в целом - создавать культуру, которая будет заботливо растить наших детей и не оставит за бортом нас самих, когда мы состаримся? И кто, если не альтернативные поселения, сможет показать всему миру, что даже супермобильные и супериндустриальные американцы способны выбрать иной способ жизни?

 

ЧТО ВЫ УЗНАЕТЕ ИЗ ЭТОЙ КНИГИ

 

Для многих из нас становится очевидным, что жизнь в общине - это один из ключей к выживанию, а может, даже и процветанию, в нынешнее дезинтегрирующее время. Однако, как и члены упоминавшейся выше группы «Танцующая земля», немногие знают, с чего начинать.

В книге делается попытка помочь вашему экопоселению или альтернативному сообществу взять грамотный старт. Опыт основателей не одной дюжины успешных общин, возникших в период с начала 90-х годов, отобран и сконцентрирован на этих страницах в виде советов: как формировать группу, как создать образ поселения и составить концептуальные документы, как наладить управление и совместно принимать решения, как приходить к соглашению и чем руководствоваться при покупке земли и в финансовых вопросах, как строить общение и быт, как находить и отбирать людей для присоединения к вашей общине. Это та информация, которую я искала с самого начала. Это просто описание того, что работает, а что – нет, необходимое для того, чтобы не изобретать велосипед и не наступать на грабли.

Эта информация предназначена не только для людей, организующих общины и поселения – уже владеющих землёй или еще только собирающихся её искать.

Ничуть не менее эти знания могут быть полезны и тем, кто подумывает однажды присоединиться к уже сформировавшейся группе или поселению – ибо и в этом случае очень полезно знать, где твердая почва, а где топкая трясина. Наконец, они пригодятся и тем, кто уже живет в общинах, потому что вы в любом случае выиграете, расширив свои горизонты и узнав, как в ситуациях, подобных вашей, поступали другие.

Учитывая, что создание сельской общины подразумевает необходимость учитывать большее количество факторов (например, нужно подумать о том, как члены общины будут зарабатывать на жизнь), я уделяю основное внимание именно сельским общинам. Однако почти все шаги, приёмы и навыки, описанные в главах книги, применимы также к городским/пригородным объединениям. Книга посвящена общинам, в которых практикуется коллективное принятие решений, и не касается вопросов, специфичных для ашрамов, медитационных центров и других духовно-терапевтических объединений, где решения принимаются лидером или малой группой.

Описание причин, по которым общине требуется создание юридического лица (глава 8), а также ключевые вопросы, которые следует обдумать при выборе его организационно-правовой формы (глава 15) будут полезны для любых типов общин и поселений. Информация же по конкретным организационно-правовым формам (в главах 15 и 16) имеет значение только для Соединенных Штатов Америки[20].

 

 

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ТАК ЦЕННА ЭТА ИНФОРМАЦИЯ?

 

Многие общины, возникшие в 1970-е или 1980-е годы, в том числе крупные и весьма устойчивые, не владели и половиной изложенной здесь информации и, как может показаться, не нуждались в ней. Тем не менее, я настоятельно советую вам ознакомиться с описанными здесь шагами и освоить необходимые навыки. Почему?

Во-первых, потому что создать экопоселение или иное альтернативное общество никогда не бывало легко - ни тогда, ни сейчас. Как собрать группу и прийти к согласию об общем образе поселения, как сообща принять справедливое решение, как коллективно вести денежные дела и управлять общей собственностью – все эти вопросы способны вызвать у людей настолько нешуточные страсти - вплоть до страха за физическое выживание, - что все здание общины может запросто рухнуть от их взрыва. И поэтому мне хотелось бы, чтобы у вас под рукой были все возможные спасательные средства.

Во-вторых, начиная с середины 1980-х, цены на землю и жильё стремительно растут по сравнению с возможностями доходов и заработков людей. При этом нормы земельного зонирования и строительные нормативы сейчас гораздо строже, чем были в прежние годы. Благодаря усиленному вниманию прессы к тематике насилия и экстремистских групповых практик, стереотип «сектантства» становится частью общественного сознания, что, соответственно, может спровоцировать опасения потенциальных соседей относительно вашей группы.

Молодые общины могут увязнуть в начале пути и по другим причинам. Не смогли договориться насчёт выбора места. Не хватает времени на исследования или на обучение навыкам группового взаимодействия. Недостаточно средств. Не нашли нужную землю... Памятуя о тяжёлых уроках «успешных 10 процентов» (а также о «неудачливых 90 процентах»), сегодняшние основатели общин обязаны быть значительно более организованными, целеустремлёнными и оснащенными, чем их предшественники.

 

 

ЭТО ЧТО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ СОЗДАТЬ ЕЩЕ ОДНУ «СИСТЕМУ»?

 

Листая эти страницы, вы увидите множество цифр и процентных соотношений – «деловую и финансовую информацию» – и вряд ли найдёте советы по поводу духовных принципов построения общины. Так что же, эта книга представляет собой лишь отображение той «системы», из которой возможно как раз вы пытаетесь уйти? Почему здесь нет упоминания о духовных вопросах?

Я исхожу из предположения, что ваши собственные духовные импульсы и представления об общине уже достаточно созрели и оформились; что вы уже знаете, по какой причине вы хотите жить в экопоселении или основать своё собственное альтернативное сообщество. Отнеситесь к информации в этой книге так же, как и к любым советам в деловой и финансовой области – это набор инструментов, предназначенных помочь вашим личным уникальным импульсам духа обрести физическое воплощение. И, пусть я и не являюсь частью «той системы», я изучаю «систему», чтобы воспользоваться некоторыми из наиболее полезных её инструментов для создания альтернативы. Как гласит старинная индийская пословица, «чтобы вытащить шип, требуется другой шип». В наше время, так или иначе, требуются бюджетные схемы, бизнес-планы и элементарное понимание основ финансирования недвижимости, чтобы создать альтернативу обществу, где эти инструменты являются необходимыми. Можете воспринимать описания навыков и этапов в этой книге как лопату и удобрение, которые вам понадобятся, чтобы вырастить свою общину из проклюнувшегося семечка идеи до прекрасного цветущего организма.

 

 

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТОЙ КНИГОЙ.

 

Большинство применяемых при создании общины шагов и навыков реализуется не последовательно, но параллельно. Поэтому, хотя информация в книге изложена поэтапно, шаг за шагом, некоторые задачи в процессе нужно совмещать. Например, вы должны создать юридическое лицо для совместного владения землёй до того, как сообща приобретёте имущество, однако многое зависит от того, какую землю вы ищете, а также как вы организуете своё долевое участие и разделение ответственности – всё вместе повлияет на выбор конкретной организационно-правовой формы.

Я предлагаю для начала прочесть книгу быстро, чтобы получить общее представление, затем, во второй раз, медленно и внимательно, а затем обратиться к другим источникам для более детальной информации. Я также предложила бы прочесть книгу всей вашей группе, а не только тем, кто готов начинать и принимать на себя роль лидера. Чем большее количество участников будет информировано – и, надеюсь, освобождено от обычных заблуждений по поводу образования новых общин и экопоселений – тем сильнее и эффективнее вы будете как группа.

Итак, начнём.

 

 

ГЛАВА 1

УСПЕШНЫЕ 10%, И ПОЧЕМУ ОСТАЛЬНЫЕ ТЕРПЯТ НЕУДАЧУ

 

Серым ноябрьским вечером 1988-го года шестеро энтузиастов, мечтающих о создании экологической общины, погрузились в пикап и направились из Северной Калифорнии в Орегон.

Изначально группа предполагала найти и получить в доверительное управление будущей общины несколько домов в районе Залива Сан-Франциско и участок земли в сельской местности – на расстоянии, позволяющем ежедневные поездки на работу. Но тут случайно они узнали об одном участке размером 87 акров[21] с протекающим ручьем и 25 постройками, расположенном в сельской глубинке Орегона. Еще в 1970-е годы он попал в распоряжение Федеральной налоговой службы (IRS) за долги по налогам в размере 1,7 миллионов долларов.

Это бывшее владение одной из христианских общин включало в себя просторную столовую, кухню, 12 небольших летних домиков, два общежития, вмещающих до 125 человек, прачечную и садовые пристройки, большую мастерскую, комплекс под офис и учебные классы, а также частично завершённый четырёхквартирный коттедж. Если не принимать во внимание налоговую задолженность, это была просто мечта организатора общины – сельскохозяйственные земли со множеством уже готовых построек. А значит, нужно было отправляться и смотреть.

Десятью часами позже они вылезли из тесной машины наружу, под холодный дождь и занялись изучением местности. «Картина поистине вгоняла в депрессию», - вспоминает Дайанн Броз. То, что когда-то было аккуратным и ухоженным газоном, ныне походило на непроходимые джунгли с травой по плечо. Бывший огород зарос чертополохом высотой футов восемь. На месте сорока пяти акров когда-то великолепного леса открывалось голое поле с пнями и зарослями ежевики: деревья были полностью вырублены членами общины и проданы для оплаты долгов. Пробираясь сквозь стены мокрой травы, друзья осмотрели некоторые из построек. Семь лет они простояли в запустении, и почти у всех были выбитые стёкла, прогнившие крыши и провисшие ступени. За скрипучими дверями помещений открывались холодные, заплесневевшие стены комнат, груды обломков и мусора. Внутри повсюду стоял тяжёлый запах гнили. Когда бывшие владельцы поняли, что налоговая служба всерьёз грозит им лишением прав на землю, они вынесли из зданий всё возможное: мебель, ковровые покрытия, сантехнику, печи, вешалки, вентиляционные и осветительные приборы. Они выкопали оросительные трубки для полива газона и выкрутили все до единой лампочки. В поисках источников воды посетители лавировали между мусорными кучами, грудами разбитых стёкол и мертвых птиц, но напрасно – водопроводные трубы давно лопнули от морозов.

Проблема была не только в плачевном состоянии имущества. Даже в таком виде оно оценивалось не меньше, чем в полмиллиона долларов. Кроме того, решением местных властей статус земли был возвращен из категории «для совместного проживания многих семей» в категорию «не более 5 семей»[22]. И, вполне возможно, что недвижимость по-прежнему была обременена огромным долгом Федеральной налоговой службе. Продрогшими, вымокшими и разочарованными покидали землю энтузиасты. Всем было очевидно, что план провалился.

Всем, кроме двух участников, для которых тот день оказался судьбоносным. Дайанн Броз, бывший работник центра по организации конференций, разглядела великолепную землю с приветливыми лугами и группой величественных деревьев, которым удалось сохраниться, прекрасный потенциал для садового хозяйства, а также все необходимые постройки – идеальное место для общины и центра по проведению семинаров и конференций.

Кеннет Махаффи, предприниматель, занимающийся скупкой, реконструкцией и сдачей в аренду старых домов, увидел замечательный образец недвижимости, проблемную, но интересную возможность для вложения средств, а также идеальный ландшафт для поселения. Дайанн хорошо умела общаться с людьми, имела большой интерес и полезный опыт для создания общины. У Кеннета были знания специалиста в области недвижимости и финансов. Оба были людьми активными и предприимчивыми, привыкшими добиваться результата.

В течение шести месяцев они оформили землю. Сегодня на этом месте находится Образовательный Центр Лост Вэлли (Lost Valley, «Затерянная Долина») - процветающая община с 29 жителями (22 взрослых и 7 детей), с ухоженными, отремонтированными постройками, налаженным огородным хозяйством, лесовосстановительным проектом и посадками дугласовой пихты и широколиственных пород, а также энергично работающим, успешным конференц-центром.

ЛОСТ ВЭЛЛИ: БОЕВАЯ ИСТОРИЯ ОДНОЙ ГРУППЫ.

 

Первым серьезным испытанием для Дайанн и Кеннета было найти того, кто все-таки распоряжался земельным участком, и с кем можно было бы поговорить о цене. Был ли он по-прежнему в ведении Налоговой службы? Если с момента наложения ареста уже прошло семь лет, истек ли срок давности по налоговым требованиям? После множества хлопот и проволочек, Дайанн и Кеннет все-таки сумели сделать заявку на покупку участка через местную юридическую фирму, представлявшую неизвестного владельца, причем им было сказано, чтобы они ни в коем случае не обращались напрямую в Налоговую Службу.

Несколько лет назад имущество оценивалось в 557 тысяч долларов, а перед тем, как там был вырублен лес, - в 750 тысяч. Сумма земельного налога за последние годы оказалась равной 50 тысячам, но Дайанн и Кеннет полагали, что ее можно будет уменьшить. За прошедшее время много кто интересовался покупкой участка, и один из потенциальных покупателей предложил за него несколько месяцев назад 250 тысяч долларов, однако теперь он уже не был уверен, что сможет заплатить эту сумму.

Оценив навскидку шансы на успех, возможные хвосты с налогами, вероятные проблемы с изменением категории землепользования и плачевное состояние имущества, Кеннет рискнул и сделал заявку о готовности купить участок за 80 000.

В течение следующих трех месяцев от представителей собственника не было никаких вестей. Письма и запросы уходили в никуда, и то там, то здесь Дайанн и Кеннет получали противоречивые сведения о том, кто же все-таки в действительности контролирует землю. В конце концов, они решили обратиться напрямую в Налоговую службу, и там, в итоге, выяснили, что по документам новым собственником имущества является юридическая фирма из Сиэтла, которая отсудила его у Налоговой службы от лица прежних владельцев. Друзья позвонили в эту фирму и услышали в ответ, что те ничего не знают об их заявке. Через день, впрочем, из фирмы перезвонили и сказали: «Если вы увеличите сумму до 90 000 долларов, мы оформим сделку за три недели».

Вместе с расходами на услуги юристов и на оформление, участок обходился в сумму около 100 000 долларов. Кеннет собрал деньги при помощи друзей, оформив трёхмесячные займы под 8-10 процентов. В своем предложении о покупке он поставил условие, чтобы налоговый долг в 1,7 миллиона, оставшийся с предыдущего собственника, был аннулирован. 7-летний срок с момента ареста имущества прошел, и Налоговая служба должна была решить, продолжать ли взыскание долга в судебном порядке или же списать его. К счастью, было решено списать.

Кеннет и Дайанн учредили некоммерческую образовательную организацию «Лост Вэлли Центр» со льготным налоговым статусом по статье 501(с)3[23]. В апреле 1989 были оформлены права на участок. Хотя юридически собственником стал Кеннет, вновь учрежденная организация гордо вступила во владение 87 акров поросшей бурьяном и чертополохом земли и двух дюжин полуразрушенных зданий[24]. Хотя на недвижимости по прежнему висел 50-тысячный долг по земельному налогу, и не был ясен вопрос с категорией земельного зонирования, друзья удачно получили землю, которая, при других обстоятельствах, обошлась бы в полмиллиона. Через несколько месяцев Кеннет заложил одно из принадлежащих ему зданий и выплатил свои трехмесячные займы. После этого он одолжил новорожденному образовательному центру 100 тысяч долларов для ремонта и реставрации имущества.

Как и многие другие основатели общин, Кеннет и Дайанн столкнулись с проблемой земельного зонирования. У предыдущих хозяев участка было разрешение на плотное (многосемейное) заселение, однако окружной департамент землеустройства и градостроительства решил, что это разрешение утратило силу из-за слишком большого разрыва во времени между деятельностью предыдущего и нынешнего землепользователя. Это означало, что земля возвращалась под обычные окружные нормы, согласно которым на участке может проживать не более 5 семей (не более 5 неродственных совершеннолетних граждан), несмотря на то, что это были 87 акров с 25 постройками. И хотя Лост Вэлли, в конце концов, удалось вернуть прежнее разрешение на многосемейное заселение, покупка земли без учета категории зонирования была, надо сказать, весьма рискованным предприятием. Вообще же, тем, кто желает войти в число «успешных десяти процентов», желательно разрешить вопросы зонирования до покупки земли.

Двумя месяцами позже, в июне, Дайанн, Кеннет и еще пятеро добровольцев, пожелавших стать пионерами новой общины, переехали на землю, чтобы с энтузиазмом взяться за дело.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.