Сделай Сам Свою Работу на 5

СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОТЕХНИКИ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ УПРАВЛЯЕМЫЙ ПРОЦЕСС ПЕРЕЖИВАНИЯ ПАЦИЕНТОМ ЕГО ПРОШЛЫХ ВОПЛОЩЕНИЙ 2 глава





По некоторым сведениям, Платон посещал Египет для обучения египетским мистериям (111, 89). Он писал по этому поводу: "Будучи посвященными в мистерии, мы были освобождены от досаждающего зла, которое ожидает нас в будущем периоде времени. Более того, вследствие божественного посвящения мы стали очевидцами целостного, неразложимого, непоколебимого и свя­щенного образа чистоты Света. И были мы чисты, и непогрешимы, и освобождены от одеяния, которое мы называли "тело" и с которым мы сейчас связаны, как устрица с ракушкой" (33).

Его идеи были связаны с идеальными формами и верой в то, что физические объекты - подобие и отражение неизменных идей. Познание есть воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом, и только идеи дают истинное знание. Сочинения Платона - 22 высокохудожественных диалога, излагающих учение о государстве, теории идей, этику и основу его философии, важнейшие из них "Фе­дон", "Георгиес", "Зако­ны" и "Государство". Платон был мистиком*38, и он говорил, что полная истина приходит как мистическое откровение*39 и внутреннее озарение*40. Он рассматривал физическое тело лишь как временную оболочку души, размышлял о судьбе души после физической смерти, и многие из его диалогов посвящены этому вопросу. В таком классическом труде как "Федон" Платон утверждал, что если бы не реинкарнация, то жизнь во Вселенной скоро исчезла бы, приводит знаменитое высказывание своего учителя Сократа о четырех аргументах в пользу бессмертия души.



В последней части своего труда "Государство" Платоном обсуждается также проблема бессмертия и полностью приз­нается реинкарнация. Он описал, как Сократ, приговоренный к смерти, сказал, что не считает себя чем-то меньшим, чем духовное существо (102, 192).

Сочинения Платона полны описаний смерти, которые напоминают те, что дает в своих исследованиях наш современник доктор Р.Моуди (см. ниже). Платон определяет смерть как от­деление внутренней части живого существа, то есть ду­ши, от его физической части, тела. Более того, эта внутренняя часть человека менее ограниченна, чем его физическое тело. Во многих произведениях Платон обсуждает, как душа переходит от физической жизни к следующему этапу совершенствования. Платон замечает, что душа, отделившись от тела, может думать и рассуждать более ясно, чем раньше, и различать вещи гораздо яснее.



В "Государстве" Платон рассказывает о греческом солдате Эре, который имел внетелесный опыт. Получив тяжелое ранение на поле боя, когда соотечественники соч­ли его мертвым и готовы были предать огню вместе с другими трупами, он ожил и поведал окружающим о том, другом мире (104).

Идея "философского экстаза"*41 платоников была затем подхвачена неоплатониками*42 в эпоху упадка Римской империи (III-VI вв. н.э.) (85). Идея Платона развивалась в учение об излучении (эманации, истечении) материального мира из духовного первоначала. Материя лишь низшее звено в иерархии Вселенной, над которой возвышается Первосущность. Плотин (ок. 204-269), греческий философ, с 242 г. жил в Риме, где основал неоплатоновскую школу. 54 сочинения Плотина из­даны его учеником Порфирием. Под руководством ученика Порфирия Ямвлиха (ок. 330) существовала школа в Сирии. Последняя школа неоплатоников была организована Проклом в Афинах и просуществовала до 529 г. Такие великие ученые нового времени, как Коперник*43, Кеплер*44 и Галилей*45, считали Платона своим идейным предшественником, а себя - платониками.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) Стагирит - греческий философ и ученый-энциклопедист, основатель школы, из семьи врачей при дворе македонских царей. Семнадцати лет вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников. Создатель собственной философии, он вы­двинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к нему феномена. Согласно теории Аристотеля, душа или "психе" - это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя. Центр "психе" находится в сердце, куда поступают впечатления, передаваемые от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые, накапливаясь в течение всей жизни и сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение. Душа у Аристотеля лишь немногим больше, чем способность или придаток тела. В его философских взглядах на первое место выдвигаются мышление, знание, интеллект*46 (35). Это первый материалистический подход к проблеме духа. "Ес­ли первым психологом Востока можно считать Будду, то первым психологом Запада - Аристотеля, а его трактат "О душе" - первым сочинением по психологии" (104), считает В.В.На­ли­­мов.



Культы, включающие мистерии, в частности орфические, имели наибольшее число последователей в Римской империи. Особенно неотразим был культ Исиды и Осириса, восходящий ко временам египетских фараонов.

История Исиды и Осириса заключала в себе концепцию смерти и возрождения. Осирис, правитель Египта и сын небесных и земных богов, был убит и расчленен своим порочным братом Сетом. Тело Осириса было бро­шено в воды реки Нил. Исида, безутешная вдова бога, собрала останки, и правитель был возвращен к жизни своим сыном Гором. Для египтян Осирис символизировал собственно Нил: его смерть олицетворяла наступление засушливого сезона, а его воскресение - еже­годный восстановительный разлив великой реки. В глубинном смыс­ле этот миф заключал в себе представление о воскресении и бессмертии (103, 115).

Римский писатель Апулей*47 описывал свое посвящение в мистерии Исиды и Осириса в "Метаморфозах", знаменитом трак­тате, написанном во II в. н.э. Герой произведения Луций начинает свое повествование с жреческого наставления из еги­петской "Книги мертвых". После ритуального купания и обливания головы жрец ввел Луция в храм Исиды, где, стоя у ног богини, он выс­лушал тайны, не подлежащие разглашению по закону. В течение следующих десяти дней посвящаемый воздерживался от мяса, хлеба, вина и женщин. Затем в ночь посвящения Луция допустили в святая святых храма для участия в мистической драме, воспроизводящей в лицах поиски тела Осириса. Апулей продолжает повествовать, как в пол­ночь неофит лишился дара речи, ослепленный вспышкой света, возникшего, казалось, ниоткуда. "Я уви­дел ослепительное сияние солнца, - вспоминает Луций в благоговейном страхе, - я видел также богов небесных и богов подземных, перед которыми предстал я и которым поклонился" (7).

Рождение Иисуса Христа возвестило народам того времени о том, что Иисус является реинкарнацией преж­них пророков*48. В Евангелии*49 говорится, что Иисус спрашивал своих учеников: "За кого люди почитают меня?". Его ученики предложили ответы, распространенные в то время и заключавшиеся в том, что он был одним из древних пророков - Илией или Иеремией. Ходил слух, что в лице Иисуса вновь восстал один из древних пророков. Вера в воскресение и бессмертие в то время была естественным убеждением.

В первом столетии нашей эры вера в реинкарнацию также проявлялась в иудаизме*50 в трех четко обозначенных стадиях. На первом этапе появлялась туманная идея о существовании людей после смерти в преисподней - в некотором месте в недрах Земли, предполагаемом обиталище мертвых. На второй ста­дии уси­лилось влияние учения о воскресении и суде. Третий этап продемонстрировал слияние идей о бессмертии и воскресении. Из этого сформировалась часть средневековой теологии*51 иудеев.

На протяжении первых веков нашей эры параллельно с распространением и усилением христианства существовал ряд мощных движений, в которых представления о Боге, роде человеческом и Вселенной полностью отличались от принятых основным направлением христианской религии. Одной из таких групп были гностики, взяв­шие за основу своего названия греческое слово gnosis, что означает "знание". В общем смысле гностическая идея объединяла христианское вероучение с представлениями Платона и других греческих философов, которые рассматривали Вселенную с точки зрения реальной и нереальной форм бытия. Растленный, несовершенный "реаль­ный" мир земной может быть познан только через чувственное восприятие; в противоположность этому приблизиться к совершенному, "идеальному" царству божиему можно только пу­тем познания сущности вещей. Гностики считали, что некогда они были бесплотными существами, духами, которых заключили в телесную оболочку и заставили жить в мире греха. Но как только они получат гнозис - знание, открываемое Христом единственно для них, будет достигнуто освобождение. Согласно сочинениям гностиков, это особое знание раскрывает, "кем мы были и чем мы стали; где мы были или куда нас вынудили попасть; куда мы спешим, каким образом нас спасают; что есть рождение и что есть переселение душ". С точки зрения гностиков, существовало два типа людей - люди, связанные с земным и плотским, и люди, способные познать Свет свыше. Из последней группы выбирались посвященные, искавшие различными путями спасение и освобождение от телесной оболочки и материи вообще. Некоторые учителя считали, что божествен­­ное озарение возможно только в состоянии экстаза, тогда как остальные выступали сторонниками поста и медитации. Гностики были закрытым общест­вом.

Христианский философ Ориген (186-253 н.э.), автор первой сводки текстов догматического*52 богословия, признавая извечность творения, совмещал его с представлением о вечном круговороте душ и тел, считал, что некоторые части Святого Писания можно объяснить только в свете реинкарнации. "У души нет ни начала, ни конца... Каждая душа приходит в этот мир, укрепленная победами или ослабленная поражениями своей предыдущей жизни. Ее место в этом мире в качестве сосуда, предназначенного для чести или бесчестия, определяют накопленные ею заслуги или падения. От ее трудов на данном поприще и зависит ее место в грядущем мире... Наказанием за грех является ад. Адом является огонь, горящий в совести, огонь отчаяния, вызванный нашим отделением от Бога. Это, од­нако, является только временным состоянием нашей души, в конце все и всякий становятся спиритуализированными*53, те­лесное существование исчезает" (109, 139). После его кончины церковь, которой были отданы все духовные силы, усмотрела в системе его представлений поругание христианства, Ориген был осужден как еретик*54 (94).

Вера в реинкарнацию была основополагающей в христианской церкви до 533 г. н.э., когда римский император Юстиниан созвал пятый (второй Константинопольский*55) Вселенский собор*56. Собор состоялся без папы римского и осудил учение о реинкарнации. Было вынесено постановление, что "если кто-либо будет повторять небылицы о предсуществовании душ и будет склоняться к чудовищному учению, основанному на этом представлении, - да будет он предан анафеме*57". Вера в предсуществование душ была объявлена ере­сью*58. Таким образом, в христианстве, а вслед за тем в значительной степени и в западной культуре в целом восторжествовало представление о телесной идентификации*59 личности.

В результате непонимания древних представлений, преследований инакомыслящих в III в. н.э. была сожжена Александрийская библиотека, насчитывающая более 700000 писаний, документов, книг и манускриптов, собранных со всего мира с древнейших времен. Была прер­вана связь времен, выпала логическая основа, и сохранилось лишь принятие на веру духовных истин. Постепенно учение о воплощении души в физическое тело стало истолковываться как воскресение физического тела или души в день Великого суда, при этом была отвергнута линия эволюции духа и назначения человека на Земле.

Святой Иероним, Евсевий Софроний (340-420 н.э.), говорил, что учение о реинкарнации передавалось среди ранних христиан в особом виде; объяснение было эзотерическим и сообщалось лишь немногим избранным (192).

Святой Августин, Аврелий (354-430), римский философ и богослов, величайший из отцов древней церкви христианского Запада, испытав влияние неоплатонизма, твердо верил в перевоплощение. В своих толкованиях Писания он ссылается на личный мистический опыт проникновения в Знание, дает путь к просветлению, являя собой классический пример мистика в самом сердце церкви (223).

Святой Фома Аквинский (1225-1274 н.э.), итальянский философ и крупнейший теолог католической церкви, придерживался теории Аристотеля, считающей душу "фор­мой" тела, и заявлял о "неестественности" разделения души и тела. Для пол­ного существования после смер­ти душа должна быть вновь воссоединена с телом. Он утверждал, что те святые, которые умирают или попадают на небеса, ожидают полного осуществления блаженства в "конце" истории, когда произойдет всеобщее воскресение. Можно считать, что это включает сотворение обновленных тел в следующей жизни (192).

В последующие Средние века вера в реинкарнацию, хотя и была менее распространена, все же была очевидной. Среди тех, кто придерживался ее и распространял, были святой Франциск Ассизский*60, основатель ордена францисканцев, ирландский монах Иоанн Скотт Эриугена*61 и доминиканский*62 монах Томас Кампанелла*63 (192).

Вот что писал в XIII в. знаменитый английский ученый и философ Роджер Бэкон, заключенный впоследствие в тюрьму "за приверженность к тайным знаниям": "Существуют составы, посредством которых можно пробудить в человеке древнюю память и заставить его стать на время одним из прародителей. Однако применение их сопряжено с большими трудностями, отчасти из-за трудности нужных веществ, отчасти из-за опасности дальнейшего умопомрачения испытуемого... Было бы ве­-личайшей глупостью доверять секреты сих таинств непосвященным" (68).

Живший на рубеже XVIII в. великий философ и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц*64 предпринял попытку перевода астрологических*65, алхимических*66 и розенкрейцеровских*67 исследований внутреннего пространства человека на более стро­гий математический и философский язык. Реальный мир, по Лейбницу, состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций - монад, находящихся между собой в отношении предустановленной гармонии; сущест­вую­щий мир создан Богом как "наилучший из всех возможных миров". Он заявлял, что вся материя является живой и одушевленной благодаря монаде - эволюционирующей единице сознания, а "исходные точки" неразрушимы и существуют веч­но. Отсюда, делает вывод Лейбниц, природу монады легче всего понять путем исследования наших внутренних, духовных и психических сил. Тот же принцип, который выражает себя в наших умах, активно действует также в неодушевленном веществе, растениях и животных. Лейбниц развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики*68 и математики.

В конце XIX и начале XX в. несколько выдающихся лидеров христианской церкви делали заявления в поддержку реинкарнации. Кардинал Мерсье из бельгийской католической цер­к­ви утверждал, что это учение нисколько не противоречит ка­толическим догматам. Декан Инге из собора Святого Павла в Лондоне заявил: "Я считаю, что это учение (о реинкарнации) и правдоподобно, и привлекательно".

Точку зрения современного православного священника относительно теории реинкарнации в беседе с корреспондентами жур­нала "Путь к себе" (139) выразил иерей*69 Владимир Елисеев: "Да тут нечего опровергать. Все очень просто. У апостола Павла написано черным по белому в "Послании к евреям" (гл. 9, стих 27), что человеку положено единожды умереть, а потом - Суд. Сказано вполне однозначно. Православная церковь основывается на этом авторитетном писании. Поэтому, как говорится, разговор на этом можно закончить... Я считаю, что все это глупости".

Представления о существовании души являлись важнейшим элементом всех без исключения религиозных систем. Постепенно, по мере вытеснения религиозной системы мышления научной, элементы религии, не нашедшие подтверждения в рамках методологии нового мировоззрения, вытеснялись - таким образом произошел окончательный отказ от идеалистических концепций души. Наиболее четко это состояние выражает термин "наивный или вульгарный*70материализм" - простой и "разумный" взгляд на окружающее человека, "не испорченного религией или идеализмом". Ему очевидно, что мир познаваем, а Бога нет, что мораль носит классовый характер.

Хорошо знакомы следующие определения философов К.Марк­са (1818-1883) и Ф.Энгельса (1820-1895), заложивших основы материалистического понимания природы человека: "Со­знание... с самого начала есть общественный продукт и ос­тается им, пока вообще существуют люди" [Маркс и Энгельс, 1955 (1845-1846)]. "...наше сознание и мышление, как бы ни казались они сверхчувственными, являются продуктом вещественного, телесного органа - мозга. Материя не есть продукт духа, а дух есть лишь высший продукт материи" [Энгельс, 1961 (1886)]. "Человек - единственное животное, которое способно выбраться благодаря труду из чисто животного состояния; его нормальным состоянием является то, которое соответствует его сознанию и должно быть создано им самим" [Энгельс, 1961 (1873-1883)] (подборка Налимова В.В. - 104).

Сколько времени над нами довлело определение Б.Франклина*71, что человек есть животное, создающее орудия труда. "Парадоксальность этой дефиниции проистекает из того несомненного факта, что животные не создают орудий труда. Следовательно, животное, создающее орудия труда, не есть животное". Мало того, "...человек занимает определенное место в общепринятой классификации животных, подразделяемых на типы, классы, отряды, виды и т.д. Анатомия относит человека к типу хордовых животных, классу мле­ко­питающих, отряду приматов. К приматам принадлежат раз­ные виды обезьян" (108).

Наука, опираясь на материалистические представления, исключив из сферы своих интересов психическую, духовную кон­струкцию человека, полностью закрыла для себя возможность осмысления и понимания имеющегося колоссального массива "странных" фактов, переводя их в разряд мифов и сказок.

В конце прошлого века крупнейший американский психолог Уильям Джеймс, брат американского романиста Генри Джейм­са, выступил популяризатором нового ответвления науки - психологии религии, он писал: "Сколь постыдным для на­уки является тот факт, что огромная масса человеческого опыта брошена ею на произвол судьбы... Все это делает возврат к гипотезе души в современных условиях крайне затруднительным... в став­шем господствующим мировоззрении - материализме совершенно нет места для души... Научная теория, отражавшая какой-то, пусть даже очень важный и прогрессивный этап познания, получила самое широкое распространение и на целые столетия определила характер мироощущения миллионов людей... Душа была отвергнута вместе со всей религией, и, приняв отсутствие души за аксиому, не требующую ни доказательств, ни даже простого осмысления, люди выбросили из сво­его словаря, а вместе с тем и из сознания и морали, из самой своей жизни и это слово, и все его производные - и духовность, и душевность, и их антиподы - и равнодушие, и бездушие. Душа перестала болеть, ибо не может болеть то, чего попросту нет". Это он ввел представление о потоках сознания как самостоятельной реальности и издал книгу "Многообразие религиозного опыта", которая является классической и по-преж­­­нему читается сегодня. Джеймс также немало писал о мистицизме*72 и "измененных состояниях сознания" и делал это за много лет до того, как предмет этот стал модным (43, 68, 104, 165).

Важный вклад в изучение религии внес немецкий ученый Рудолф Отто, занимавшийся изучением психологии религии, он настаивал на важности непосредственного, не связанного с разумом опыта по любой оценке природы религии. Его работа "Идея Святого" помогла заложить фундамент для позднейшей работы в области личного религиозного опыта и мистицизма (165).

Взаимодействия науки, религии и философии к настоящему времени оказались очень не простыми, подчиненными идеологии государства. До сих пор идут жаркие споры о сфере интересов каждой из них.

У каждой из этих форм общественного сознания свое "по­ле игры". Первоначально философия обнаруживала себя там, где наука еще невозможна, то есть в складывающихся областях знания, постепенно знание доводилось до уровня, когда его дальнейший рост начинал обеспечиваться наукой. Классический образ здесь - последовательное отпочковывание наук от древа философии (физика, биология, логика, психология, социология*73). С другой стороны, философия - целостное обобщение научных данных, строитель единого образа мира, определяющий пути конкретных научных исследований, то есть здесь уже наука оказывается в подчиненном положении.

Если рассматривать историю любой религии, то видно, что каждая из них первично складывалась как религиозная философия, подразумевающая изучение духовных проявлений, исследование природы духа, изучение взаимоотношений духа и тела, включая упражнения, рассчитанные на восстановление способностей духа. Затем возникала и развивалась ри­туальная часть, философ-основоположник учения объявлялся божественной сущностью, и, наконец, ритуальная часть фактически вытесняла сущность самой первоосновы учения. Час­то ритуал затмевал собой философскую основу, а в некоторых религиях со временем было утеряно и само зерно первоначальной истины.


Глава 3

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
И ПСИХОТЕРАПИИ В СВЕТЕ ПОСТАНОВКИ ВОПРОСА
О ДУАЛИЗМЕ*1 В ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА

 

Человек всегда пытался понять, как возникают мысленные образы*2, что такое сознание, мышление, творчество, фантазия, каковы механизмы этих явлений. Всеми этими вопросами занимается наука психология, которая с момента своего возник­новения пытается и пыталась стать наукой, но, как видим, так и не стала, постоянно размывая границы, разделяющие ее с искусством, другими науками и религией. Психология, чтобы соответствовать идеалу научности, оставляет в себе только то, что подвластно научному инструментарию, возможностям инс­трументальных исследований. Такая неопределенность положе­ния психологии, в частности, связана и с тем, что исторически она всегда находилась под прессингом идеологических воззре­ний общества. Очень часто развитие мно­гих областей психо­логии определялось и поощрялось политическим строем госу­дарства и господствующей идеологией (8).

Так сложилось в нашей стране, что поколения психологов воспитывались в основном на догматическом*3, огульном отрицании многих достижений научной мысли, которые не укладывались в существующие идеологические каноны. Ярким примером служит полное отрицание психоанализа*4. В 1996 г. подписан приказ "О возрождении в России философского, клинического и прикладного психоанализа". Долгие годы длился запрет на практическую психологию. Лишь с 1985 г. приказом Министерства здравоохранения СССР регламентируется специальность врача-психотерапевта.

"Для заполнения "психоаналитического вакуума" студенту психологического факультета предлагались регулярные "критические обзоры зарубежной психологии", пестревшие цветистыми штампами: "психоанализ - лженаука"; "архетипы Юнга - признак расового бессознательного"; "индивидуаль­ная психология Адлера - подмена классовой борьбы, осознание собственной врожденной неполноценности...

В 1982 г. у нас вышла книга "Психология личности: Тексты". Для поколения психологов тех лет эта книга была как глоток свободы. Вдруг оказалось, что есть У.Джеймс с его "физической", "духовной" и "социальной" личностями. Есть А.Маслоу*5 с его "бытийными ценностями" и "мета-потребнос­тями", реализация которых составляет смысл жизни, и желанием увидеть человека "под знаком вечности". Есть К.Хорни*6, которая убеждена, что люди "хотят, чтобы их любили". Есть Э.Фромм*7 с его "социальным характером" и многие-многие другие" (143).

За рубежом поле современной психологии и психотерапии очень обширно, но и там какие-то методы и подходы принимаются к официально разрешенной практике в медицинских учреждениях, другие же официальными органами, отвечаю­щими за сферу здоровья населения, не понимаются, не принимаются и не разрешаются в силу тех или иных причин.

Психология разделена на соперничающие между собой школы, которые придерживаются различных исходных позиций, методов исследования, а также по-разному понимают основной вопрос о природе сознания. Соответственно и психологические объяснения широко варьируются в зависимости от того, к какому направлению принадлежит тот или иной ученый.

Рассмотрим несколько направлений по теории личности в зарубежной психологии. Основные источники:

1. Годфруа Ж. "Что такое психология" (35) - книга франко-канадского профессора-психолога, в которой представлены ос­нов­ные существующие научные направления западной психологии с позиций биологического и культурологического подходов.

2. Франц Александер, Шелтон Селесник. "Человек и его ду­ша: Познание и врачевание от древности до наших дней" (5) - книга американских ученых, учеников и последователей З.Фрей­да*8 по истории психиатрии.

До настоящего времени феномены духовной жизни человека в самом мягком случае объявлялись либо сознательной ложью, либо бессознательным приукрашиванием. Подавляющее чис­ло наших соотечественников являются стихийными материалистами. Основные трудности материализма заключаются в поисках статуса духовного, ибо определение сознания как "про­дукта особым образом организованной материи" ровным счетом ничего не говорит о природе этого самого "продукта", что и приводит к серьезным трудностям в психологии. Это существенно тормозит развитие познания.

Психология все еще не может определить, какую реальность*9 она изучает, что является предметом ее как фундаментальной науки. Ею рассматривается вопрос адекватности отражения информации, поступающей в мозг от органов чувств, в то время как каждый человек сталкивается с явлениями получения информации интуитивным способом. Огромное число людей, обладавших необычными способностями, вынуждены были скрывать их, чтобы не попасть в разряд ненормальных и не стать пациентами психиатрических больниц.

В течение последних трех столетий в западной науке господствовала система мышления, основанная на трудах британского естествоиспытателя Исаака Ньютона*10 и французского фи­лософа Рене Декарта*11, - ньютоно-картезианская*12 парадигма*13. Декарт заложил основы знания о природе психической деятельности и соотношении нервной деятельности и психики, которыми руководствуется наука до сих пор. Декарт выдвинул тезис о том, что поведение животных и человека поддается изучению. Если организм - это механизм, подобный какой-нибудь машине, как полагал Декарт, то принципы его деятельности можно определить путем научного исследования. В про­ш­лом веке на этом постулате базировалась как молодая психология, так и медицинская наука. Декарт был ученым и философом, но он был сыном своего времени, и его очень интересовали новые машины, часовые и игровые механизмы. Поскольку казалось, что механизмы по­доб­ны живым существам, было выдвинуто предположение, что деятельность машин и живых существ основана на одних и тех же принципах (176).

Рассматривая деятельность вышеназванных ученых в свете интересующего нас вопроса, мы должны помнить, что "запад­ная механистическая наука исказила и извратила наследие обо­их великих мыслителей. И для Ньютона, и для Декарта понятие Бога было существенным элементом философии и мировоззрения. Ньютон был глубоко духовной личностью, серьезно интересовался астрологией, оккультизмом и алхимией" (203). По словам его биографа Джона Мэйнарда Кейнса, он был последним из великих магов, а не первым великим ученым. Декарт в своем психологическом сочинении "Трактат о страстях души" утверждает, что в человеке сочетается материальный без­жизненный механизм тела с нематериальной мыслящей и творящей душой, что наличие "разумной души", локализованной в головном мозгу и составляющей сущность человека, помогает последнему управлять своими страстями и возвышает его тем самым над животными, лишенными разума. Но из декартовского дуализма - тело, действующее механически, и управляющая им душа - позитивистской наукой была взята за основу лишь первая его часть.

Окончательно понятие души было изгнано из психологии, носящей ее имя, лишь к началу XX столетия, когда предпринимались первые попытки заменить изучение души изучением сознания и процессов мышления. Рождение современной научной психологии и отделение ее от философии связывают с именем немецкого физиолога и психолога Вильгельма Вундта (1832-1920). Он возглавил в 1879 г. в Лейпцигском университете первую экспериментальную психологическую лабораторию и положил начало структуралистскому подходу к сознанию. Исследователи пытались разложить сознание на слагаемые простейшие психические элементы и видели роль психологии в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих эле­ментов. Согласно упрощенчески-механистичес­кому подходу, человек - это достаточно высоко организованное животное без души, которое живет только одну жизнь. Веру человека в реинкарнацию и бессмертие души психология приписывала фантазиям или воображению.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.