Сделай Сам Свою Работу на 5

Исполнения. Ложные представления 7 глава





Иногда думают, что грубая фамильярность — это про­сто культурная характеристика, скажем, трудящихся клас­сов и что люди высокого социального положения не ведут себя таким образом. Различия, конечно, есть, но суть их состоит в том, что лица высокого ранга обычно действуют в малочисленных командах и тратя большую часть своего дня на словесно выражаемые исполнения, тогда как люди из рабочих классов чаще бывают членами многочислен­ных команд и проводят большую часть своего дня на зад­нем плане или в исполнениях не вербального характера. Поэтому, чем выше место человека в статусной пирамиде, тем меньше число лиц, с кем он может поддерживать фа­мильярные отношения, тем меньше времени он проводит за сценой и тем вероятнее, что ему понадобятся сугубая вежливость и соблюдение приличий. Но, когда позволяют время и подходящая компания, почитаемые священными

Зоны и зональное поведение

171

и неприкосновенными исполнители обычно ведут себя “по-простому”, и этого от них даже ждут. Однако по разным соображениям количественного и стратегического харак­тера мы, похоже, с легкостью готовы признать, что про­стые работяги предпочитают закулисную, вульгарную ма­неру поведения, но неохотно признаем, что лорды тоже пользуются ею. Интересный предельный случай такой си­туации встречается в деятельности глав государства, кото­рые вообще не имеют равных себе по статусу сочленов ко­манды. Иногда, когда требуются моменты расслабления и отдыха, эти одиночки могут использовать круг ближай­ших друзей, которых они производят в неофициальные почетные члены своей команды. Это одна из разновидно­стей функции “подручного”, компаньона. Как показано у Ф. Понсонби в его описании посещения в 1904 г. королем Эдуардом датского двора, придворные конюшие часто ис­полняют такую “роль”:



Обед состоял из нескольких блюд и множества вин и обычно продолжался часа полтора. Потом все рука об руку, вереницей шли в гостиную и прогуливались по ней с датским королем и всем королевским семейством. В восемь мы удалялись в свои комнаты покурить, но, поскольку нас сопровождала датская свита, разговор сводился к вежливым расспросам об обычаях двух стран. В девять мы возвращались в гостиную, где проводи­ли время за карточной игрой, обычно в “мушку”, без ставок, каждый за себя.



В десять нас милосердно отпускали и позволяли разойтись по своим комнатам. Эти вечера были серьезным испытанием для каждого, но наш король вел себя как ангел, играя по маленькой в вист, который тогда совсем вышел из моды. Спустя неделю, однако, он решил играть в бридж, но только после отхода ко сну короля Дании. Мы тянули обычную рутину до десяти часов, а потом в королевские апартаменты приходил князь Демидов из русской дипломатической миссии и играл в бридж с королем, Сеймуром Фортескью и мною по весьма высоким ставкам. Так продолжалось до конца визита, и, конечно, для всех было боль­шим удовольствием расслабиться после унылой натянутости общения с датским двором26.

Следует сделать последнее замечание о закулисных вза­имоотношениях. Утверждая, что лица, сотрудничающие в представлении какого-то исполнения перед другими, в

26 Ponsonby F. Op. cit. P. 269

 

172

 

Зоны и зональное поведение

173

отсутствие аудитории могут проявлять фамильярность в отношениях друг с другом, нельзя исключать того, что кто-то может до того свыкнуться с собственной деятельно-стью в передней зоне (и со своим “представительским” xa-рактером), что, возможно, перед ним возникнет необходи-мость управлять своей релаксацией как своего рода ис-полнением. Человек может чувствовать себя обязанным, когда он попадает за кулисы выходить из показного ха­рактера непременно в панибратски-фамильярной манере, и это может стать еще большим позерством, чем то испол­нение, от тягот которого предполагалось расслабиться та­ким образом.



Ранее в этой главе говорилось о полезности контроля над закулисной зоной и о драматургических затруднени­ях, которые возникают, когда этот контроль нельзя осу­ществить. Теперь на очереди проблема контроля за досту­пом к передней зоне, но для ее анализа необходимо не­сколько расширить исходную систему понятий.

Выше были рассмотрены два вида разграниченных зон: передние зоны, где свершается или может совершаться кон­кретное исполнение; и задние зоны, где происходит дей­ствие, связанное с этим исполнением, но несовместимое с насаждаемой им видимостью. Кажется разумным добавить третью, остаточную, зону, а именно, все прочие места, от­личные от двух уже определенных видов. Такую зону мож­но назвать “внешней”. Понятие внешней зоны, которая не является для данного конкретного исполнения ни пе­редней, ни задней, согласуется с обычными здравыми пред­ставлениями о социальных учреждениях, ибо в большин­стве зданий легко выделить внутренние помещения, кото­рые регулярно или временно используются в качестве зад­них либо передних зон исполнения, а наружные стены здания отделяют оба эти типа помещений от внешнего ми­ра. Тех людей, которые оказываются вне стен данного учреждения, можно называть “посторонними”.

Хотя понятие о “внешнем” очевидно, но если обращать­ся с ним неосторожно, оно способно вводить в заблужде­ние, ибо при переходе от рассмотрения передней или зад­ней зоны поведения к рассмотрению внешней зоны, не­редко происходит незаметное перемещение точки отсчета с одного исполнения на другое. Если в качестве точки отсче-

та взять протекающее в данный отрезок времени конкрет­ное исполнение, то находящиеся вне этого исполнения будут лицами, для которых исполнители фактически или потенциально ставят некий спектакль, но спектакль (как мы увидим), отличный от того, что уже идет, или во всем очень похожий на него. Когда посторонние в разгар како­го-то конкретного исполнения неожиданно вторгаются в его переднюю или заднюю зону, последствия их несвое­временного появления и присутствия часто лучше всего изучать не с точки зрения его воздействия на идущее ис­полнение, но скорее с точки зрения влияния на другое ис­полнение, — а именно на то, которое исполнители или аудитория в нормальных (без внезапных вторжений) об­стоятельствах представили бы перед посторонними в под­ходящее время и в подходящем месте, когда бы эти посто­ронние были ожидаемой аудиторией.

Необходимы также и другие предосторожности при пользовании понятиями. Стена, что отделяет переднюю и заднюю зоны действия от внешней зоны, очевидно, долж­на играть какую-то функцию в исполнении, инсцениру­емом и представляемом в этих зонах, но внешние декора­ции данного строения должны частично рассматриваться как один из аспектов другого спектакля, и иногда их вклад в этот второй спектакль может оказаться более важным. Вот что пишут, например, о домах в английской деревне:

Тип материала занавесок на окнах большинства деревенских домов варьировал прямо пропорционально тому, насколько то или иное окно было доступно постороннему взору снаружи. “Самые дорогие” занавески находились там, где их можно было видеть лучше всего, и они далеко превосходили по качеству за­навески на окнах, скрытых от публики. Кроме того, было обще­принятым использовать материал с рисунком только на одной стороне таким образом, чтобы его лицевая сторона была развер­нута наружу. Подобное использование самых “модных” и са­мых дорогих тканей с тем, чтобы наиболее выгодно их пока­зать, есть типичный прием приобретения престижа27.

В первой главе настоящего исследования говорилось, что исполнители склонны создавать определенное впечат­ление, или не противоречить сложившемуся о них впечат-

27 Williams W. M. The sociology of ал English village. L.. Root-1956. P. 112.

Paul.

 

174

 

лению, что роль, которую они играют в это время, есть мая важная их роль, и что качества, заявленные ими ил-приписанные им, — самые существенные и характерны их атрибуты. Когда же люди видят некий не предназна чавшийся для них спектакль, они могут разочароваться; нем, а заодно и в спектакле, который был предназначен-специально для них. Исполнитель со своей стороны тоже может прийти в замешательство, как пишет об этом Кен-нет Берк:

Мы все, в наших разрозненных реакциях, уподобляемся ловеку, который — тиран в своем учреждении и тряпка в семье или музыканту, который самоуверен в искусстве и самоуничи жается в личных отношениях. Такая бессвязность реакций чиняет некоторые затруднения, когда мы пытаемся соединить эти разные психические обрывки (например, если мужчине -тирану в учреждении и слабаку в собственном доме — вдруг пришлось бы принять на работу свою жену или детей, он нашел бы свои прежние бессвязные приемы негодными и, возможно, испытал бы настоящие замешательство и мучения при выборе линии поведения)28.

Такие проблемы могут стать особенно острыми, когда; один из спектаклей данного индивида зависит от много* сложной сценической обстановки. Отсюда понятный тон, разочарования у Германа Мелвилла в рассказе о том, как капитан военного корабля “в упор не видел” его, когда они встречались на борту, но был чрезвычайно любезен с ним, когда, уже после окончания службы Мелвилла, они' случайно встретились в Вашингтоне на званом вечере:

И хотя на борту фрегата коммодор никогда и никак не обра­щался ко мне лично (равно как и я к нему), однако здесь, на светском приеме у министра, мы оба стали чрезвычайно болтли­выми. К тому же я не мог не заметить, что среди толпы незна­комых сановников и магнатов со всех концов Америки мой име­нитый друг не выглядел так величественно, как в полном оди­ночестве на юте “Неверсинка”, опираясь на латунные поручни. Подобно многим другим джентльменам, он лучше всего смот­релся и пользовался наибольшим уважением в обстановке род­ного дома, фрегата29.

Для исполнителя естественное решение анализируемой проблемы — это разделять свои аудитории таким образом,

28 Burke К. Permanence and change. N.Y.: New Republic, Inc., 1953 P. 309 (footnote).

29 Melville H. White Jacket. Oxford University Press, 1966

Зоны и зональное поведение

175

чтобы люди, которые видят его в одной из ролей, не виде­ли бы его и в другой. Так, некоторые франко-канадские священники настроены против слишком строгих запретов, регламентирующих их частную жизнь, и не позволяющих, например, запросто поплавать и позагорать на пляже с друзьями, но при этом они понимают, что все же лучше купаться не со своими прихожанами, поскольку неизбеж­ная на пляже фамильярность несовместима с поддержани­ем известной дистанции между ними и священнослужите­лем и уважением к сану, необходимыми в приходской жиз­ни. Контролирование передней зоны — одна из мер разде­ления аудитории. Неспособность сохранять этот контроль ставит исполнителя в положение неизвестности относитель­но того, какой характер он должен будет изображать в следующий момент, и затрудняет ему достижение драма­тургического успеха в любой из его ролей. Трудно симпа­тизировать фармацевту, который ведет себя с клиенткой, имеющей на руках рецепт, как обыкновенный торговец или как деревенский скотовод, хотя в следующий миг он демонстрирует позу возвышенного, бескорыстного, профес­сионально безупречного медика случайному человеку, кото­рый хочет купить трехцветную марку или шоколадный пломбир30.

Вполне понятно также, что если для исполнителя по­лезно исключать из своей аудитории лиц, которые имеют возможность видеть его в другом и несовместимом с дан­ным представлении, то не менее полезно для него исклю­чать и тех, перед кем он в прошлом выступал в спектакле, несовместимом с ныне идущим. Лица, которые пережива­ют очень сильные сдвиги вверх или вниз по шкале верти­кальной социальной мобильности, осуществляют такое ис­ключение самым решительным образом, стараясь покинуть место своего происхождения. И насколько удобно разыг­рывать разные рутинные партии перед разными лицами, настолько же удобно разделять аудитории, перед которы­ми исполнитель выступает в одной и той же роли, ибо это единственный путь, каким можно дать почувствовать каж­дой аудитории, что хотя это же рутинное представление дается несомненно и в других аудиториях, во ни одна из

30 Wemlein A. Pharmacy as a profession in Wisconsin / Unpublished Master's thesis. Department of Sociology. University of Chicago, 1943. P. 147-148

 

176

И. Гофман. Представление себя другим...

них не является в такой же мере желанной и вдохновля­ющей для такого представления. В этом случае опять важ­но контролирование передней зоны.

Подходящим планированием исполнений можно не только держать свои аудитории в изоляции друг от друга (появляясь перед ними в разных передних зонах или в разное время в одной и той же зоне), но и выкраивать не­многие моменты между исполнениями для того, чтобы пси­хологически и физически успевать выходить из одного лич­ного переднего плана, одновременно переключаясь на дру­гой. Иногда, однако, возникают проблемы в тех обществен­ных учреждениях, где одни и те же либо разные члены одной команды должны одновременно иметь дело с раз­ными аудиториями. Если эти различные аудитории нахо­дятся в зоне слышимости друг для друга, будет весьма труд­но поддерживать впечатление, будто каждая из них полу­чает от исполнителя специальные и уникальные услуги. Так, если хозяйка желает почтить каждого из своих гос­тей теплым личным приветствием или прощанием (то есть фактически, особенным, персональным исполнением), тогда она должна будет устроиться так, чтобы проделывать все это в помещении, отделенном от других гостей. Аналогич­но, в случаях, когда похоронной фирме требуется прове­сти в одно время две церемонии, придется для участву­ющих в них двух аудиторий разработать такой маршрут через заведение, чтобы их пути не пересекались и тем не разрушали у близких покойного чувство, что в церемони­альном зале сохраняется некая интимность домашней об­становки. Точно так же в мебельных салонах продавец, который “заводит” покупателя, переключая его внимание с одного гарнитура на другой с более высокой ценой, дол­жен соблюдать осторожность, чтобы тот не услышал вто­рого продавца, раскручивающего другого клиента, сопро­вождая его от еще более дешевого гарнитура к тому, от которого первый продавец пытается отвлечь своего поку­пателя, ибо, в такие моменты может случиться, что мебель слегка порицаемую одним продавцом, второй продавец не­умеренно превозносит31. Конечно, если две аудитории раз­деляются стеной, то исполнитель может поддерживать нуж-

31 Conant L. The Borax House // The American Mercucy. Vol. 17. P. 172

Зоны и зональное поведение

177

ные ему впечатления, стремительно перебегая из одной зоны в другую. Этот сценический прием, возможный при наличии двух кабинетов, становится все более популяр­ным среди американских дантистов и других врачей.

Когда аудитория изолирована недостаточно и посторон­нему случается попасть на представление, ему не предназ­начавшееся, в управлении впечатлениями возникают труд­ные проблемы. Можно упомянуть две доступные методи­ки их решения. Первая предполагает, что всем уже вклю­ченным в аудиторию лицам внезапно может быть пожало­ван, а ими принят, временный закулисный статус, и они по молчаливому сговору с исполнителем вместе с ним рез­ко переходят на игру, которая рассчитана на наблюдение ее незваным гостем. Так, муж и жена в разгар их каждо­дневной перебранки, при неожиданном вторжении не очень близкого знакомого, скорее всего отложат свои интимные скандалы и разыграют между собой сцену взаимоотноше­ний, почти таких же сдержанных и дружественных, как и отношения, обычно представляемые при любом посто­роннем. Взаимоотношения, а также разговоры, в которых не могут участвовать все три стороны, будут на время отло­жены. В общем, если новоприбывшего надо обхаживать в манере, к какой он привык, исполнитель должен уметь переключаться с исполнения, которое он только что да­вал, на то, которое пришелец воспримет как должное. Ред­ко удается сделать это достаточно гладко с сохранением у новоприбывшего иллюзии, будто на скорую руку постав­ленный спектакль — это натуральный спектакль данного исполнителя. И даже если все удалось, аудитория, при­сутствовавшая на спектакле до появления такого неожи­данного участника, вероятно, почувствует, что принимала за существеннейшую часть исполнительского Я то, что не так уж существенно.

Выше показано, как можно справиться с вторжением постороннего, переключив всех присутствующих на опре­деление ситуации, в которое сможет вписаться незваный гость. Вторая методика решения этой проблемы — ясно и радушно принять вторженца как человека, кому с самого начала полагалось быть в данной зоне. Тем самым более или менее продолжается тот же спектакль, но со включе­нием новоприбывшего. Так, например, когда человек на-

178

И. Гофман. Представление себя другим...

носит неожиданный визит своим друзьям и попадает на устроенную ими вечеринку, его обычно громко приветству­ют и радушно усаживают за стол. Если бы не было этого восторженного приема, то неприятное открытие, что его не пригласили, могло бы подорвать видимость дружелю­бия и приязни, существующую в других случаях между новоприбывшим и хозяевами.

Однако на практике ни одна из этих методик не явля­ется достаточно эффективной. Обычно, когда посторонние вторгаются в переднюю зону, исполнители начинают ис­полнение, которое они ставят для этих людей где-то в дру­гом месте или в другое время, и такая внезапная готов­ность действовать по-новому вносит, по меньшей мере на мгновение, замешательство в линию того действия, в кото­рое эти исполнители уже вовлечены. Исполнители какое-то время будут колебаться между двумя реально возмож­ными перспективами поведения, и пока не последуют и не будут восприняты соответствующие сигналы — члены дан­ной команды остаются без всякого указания, какой общей линии поведения им следовать. Почти наверняка резуль­татом этого будет некоторое замешательство. При таких обстоятельствах понятно, почему с незваным гостем могут обойтись не по вышеописанным щадящим рецептам, а ско­рее так, словно бы его там вовсе не было, или уж совсем бесцеремонно — выставят его из зоны действия.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ РОЛИ

Любая команда имеет одну общую цель — поддержи­вать определение ситуации, порождаемое ее исполнением. Это неизбежно влечет за собой выпячивание одних фактов и затушевывание других. При непрочности и одновремен­но необходимости связного выражения действительности, инсценируемой командным представлением, в нем обычно найдутся факты, которые, если во время исполнения при­влекать к ним внимание, будут ставить под сомнение, под­рывать или уничтожать впечатление, создаваемое этим представлением. Можно сказать, что такие факты порож­дают “разрушительную информацию”. И потому основная проблема для многих подобных представлений — это проб­лема информационного контроля: публика не должна по­лучать разрушительной информации о ситуации, которая определена для нее. Другими словами, команда должна уметь хранить и скрывать от всех свои секреты.

Прежде чем продолжить, надо остановиться на некото­рых соображениях о типах секретов, ибо разоблачение раз­ных типов командных секретов может по-разному угро­жать представлению. В основу типологизации секретов по­ложены: функция, которую выполняет данный секрет, и отношение этого секрета к восприятию другими его обла­дателя. Предполагается, что любой конкретный секрет мо­жет принадлежать больше чем к одному такому типу.

Во-первых, существует то, что иногда называют тем­ными секретами. Их составляют факты о команде, кото­рые она знает и скрывает и которые несовместимы с тем ее образом, какой она пытается утвердить перед своей пуб­ликой. Темные секреты — это, без сомнения, секреты с двойным дном: первое составляют те важные факты, ко­торые скрывают, а второе — сам факт, что эти важные

180

И. Гофман. Представление себя другим...

факты не были признаны открыто. Темные секреты час­тично рассматривались в первой главе в разделе о ложных представлениях.

Во-вторых, существуют секреты, которые можно назвать стратегическими. Они относятся к намерениям и потен­циальным возможностям команды, которые она скрывает от своей аудитории, чтобы помешать ей эффективно адап­тироваться к планируемому командой ходу событий. Стра­тегические секреты используются деловыми и армейски­ми кругами при планировании будущих действий против оппозиции. Пока команда не претендует быть командой, вообще не имеющей стратегических секретов, у нее нет нужды превращать свои стратегические секреты в темные. Однако следует заметить, что даже в том случае, когда стратегические секреты команды не темные, их разобла­чение все же вредит командному представлению, ибо вне­запно и неожиданно для нее оказывается бесполезным и глупым поддерживать осторожность, скрытность и проду­манную двусмысленность действия, которые требовались до краха секретности. Можно добавить, что только стра­тегические секреты тяготеют к такого рода секретам, ко­торые команда при осуществлении действия, основанно­го на тайных приготовлениях, в конце концов бывает вы­нуждена раскрывать, тогда как темные секреты она, веро­ятно, попытается скрыть навсегда. К тому же, информа­цию часто придерживают не потому, что знают о ее стра­тегической важности, а потому, что смутно подозревают, что когда-нибудь она может приобрести такую важность.

В-третьих, существуют так называемые внутренние секреты — те, обладание которыми составляет отличитель­ный знак члена группы и помогает группе ощущать свою обособленность и отличность от “непосвященных”1. Внут­ренние секреты придают объективное интеллектуальное содержание субъективно ощущаемой социальной дистан­ции. Почти вся информация в общественных учреждени­ях частично исполняет эту функцию обособления и может рассматриваться как закрытая для всех посторонних.

Внутренние секреты могут почти не иметь стратегиче­ского значения и быть не слишком темными. В таком слу-

Ср. обсуждение Д. Рисманом фигуры “внутреннего оракула”: Ries-тап D. The lonely crowd. Yale, 1950 P. 199—209.

Противоречивые роли

181

чае они могут быть разоблачены или случайно раскрыты без радикального нарушения хода командного представ­ления: исполнителям нужно лишь перенести свои игры с секретами на другой предмет. Разумеется, взятые вместе или по отдельности стратегические и темные секреты с тем же успехом могут быть и внутренними секретами, и по этой причине в действительности стратегический и тем­ный характер секретов нередко преувеличивается. Доста­точно интересна ситуация, когда при рассмотрении важ­ных стратегических секретов лидеры социальной группы встречаются с такой дилеммой: с одной стороны, члены группы, не посвященные в определенный секрет, будут чув­ствовать себя отверженными и оскорбленными, когда этот секрет, наконец, выйдет наружу; с другой стороны, чем больше посвященных в тайну, тем больше вероятность на­меренного или нечаянного разоблачения.

Знание того, что одна команда может владеть секрета­ми другой, дает нам еще два типа секретов. Первый позво­лительно назвать доверенными секретами. Обладатель подобных секретов обязан хранить их, потому что они при­надлежат команде, с которой он связан. Если индивид, кому доверена тайна, хочет оставаться тем, кем он претен­дует быть, он должен хранить ее, даже если эта тайна не о нем самом. Так, например, когда адвокат раскрывает не­благовидные поступки своих клиентов, под угрозой ока­зывается сразу два совершенно разных представления: де­монстрация невиновности клиента перед судом и демонст­рация адвокатской надежности и верности клиенту. Мож­но также отметить, что командные стратегические секре­ты, будь они темные или нет, по всей вероятности станут доверенными секретами отдельных членов команды, ибо каждый ее член наверное постарается представить себя со­ратникам всецело преданным их общей команде.

Второй тип информации о секретах другого можно на­звать свободными секретами. Свободный секрет — это чей-то секрет, известный еще кому-то, и который этот кто-то мог бы раскрыть, не вредя разыгрываемому им образу само­го себя. Действующее лицо может узнавать свободные се­креты благодаря разоблачению, нечаянному раскрытию, неосмотрительным признаниям, посреднической передаче и т. д. Вообще же следует учитывать, что свободные или

182

 

доверенные секреты одной команды могут быть темными или стратегическими секретами другой, и потому коман да, чьими жизненными секретами владеют другие, будо пытаться навязать обладателям ее секретов трактовку ких секретов как доверенных и несвободных.

В этой главе рассматриваются лица, имеющие возмож ность узнавать секреты команды, а также основания и опас ности, угрожающие такому их привилегированному поло жению. Но предварительно надо ясно понять, что в секре тах не содержится вся разрушительная информация и контроль информации подразумевает нечто большее чем сохранение секретов. К примеру, в отношении почти каж дого исполнения, видимо, найдутся факты, несовместимые с впечатлением, желательным этому исполнению, но кем не собранные и не организованные в пригодную пользования форму. Допустим, некая профсоюзная газета имеет так мало читателей, что редактор, обеспокоенный угрозой потерять работу, может не разрешать профессио нального обследования читательской аудитории, тем са мым добиваясь положения, чтобы ни он сам и никто дру­гой не имели доказательств подозреваемой неэффективно-' сти его работы2. Это пример скрытых, латентных секре-тов, и обычные проблемы сохранения секретов существен-но отличаются от проблем удержания таких подспудных секретов в том же латентном, не проявленном состоянии. Другой пример разрушительной информации, не представ-ляющей собой секрета, дает непроизвольная жестикуля-ция, заранее ее приоткрывающая. Она вводит информа- цию (некое определение ситуации), которая несовместима с запланированными притязаниями исполнителей, но эти нечаянные жесты как события не составляют секретов ни для кого. Стремление избегать таких неудобных эмоцио- нально-выразительных событий тоже представляет собой разновидность информационного контроля, но она не яв­ляется предметом обсуждения в данной главе.

Приняв за точку отсчета конкретное исполнение, мы различили в нем (по функциям участников) три ключевые роли: тех, кто исполняет; тех, для кого исполняют; посто-

2См.: Wilensky H. The staff expert: A study of the intelligence function in American Trade Unions/Unpublished Ph. D. dissertation Department of Sociology. University of Chicago. 1953. Ch. 7.

Противоречивые роли

183

ронних, кто и не занят в спектакле, и не следит за ним. Эти ключевые роли можно также различать на основании доступной для занятых в исполнении людей информации. Как правило, исполнители сознают производимое ими впе­чатление, а также располагают разрушительной информа­цией о спектакле. Публика знает только то, что ей дозво­лено понимать в нем, ибо она ограничена информацией, добываемой неофициально, пристальным наблюдением. В главных чертах ей известно определение ситуации, под­держиваемое этим спектаклем, но она не имеет разруши­тельной информации о нем. Посторонние же не знают ни секретов данного представления, ни вида вынашиваемой им реальности. Наконец, обозначенные три ключевые роли можно описать на основании доступных данному участни­ку зон спектакля: исполнители выступают и в видимой (передней) и в закулисной зонах представления; публике доступна только передняя зона; посторонние исключены из обеих зон. При таком подходе можно предположить, что на протяжении спектакля существует определенная взаимосвязь между исполняемой функцией, наличной ин­формацией и доступными зонами, и потому, зная зоны, куда был вхож каждый индивид, вероятно, можно уста­новить и то, какую роль он играл и какой информацией о представлении располагал.

В действительности, однако, согласованность между функцией, имеющейся информацией и доступными зона­ми редко бывает полной. В конкретном исполнении не­редко возникают дополнительные выгодные позиции, ко­торые усложняют это простое соотношение между испол­няемой функцией, доступной информацией и занима­емым в спектакле местом. Некоторые из этих особо выиг­рышных позиций используются так часто и их значение становится столь понятным, что к ним можно относиться как к ролям, хотя, по сравнению с тремя ключевыми ро­лями, их, возможно, лучше называть противоречивыми ролями. Приведем несколько очевидных примеров таких ролей.

Возможно, самый наглядный случай составляют те про­тиворечивые роли, которые вводят человека в устоявшу­юся социальную среду в ложном обличье. Можно упомя­нуть некоторые их разновидности.

184

 

Во-первых, роль информатора. Информатор — это hi кто претендующий быть членом команды исполнителей кому позволено входить за кулисы и получать разруши тельную информацию, и кто потом открыто или тайно вы дает секреты спектакля публике. Хорошо известны пол| тические, военные, промышленные и преступные вариан ты этой роли. Если оказывается, что такой индивид спер ва искренне присоединился к команде, не имея заране обдуманного плана раскрывать ее секреты, то иногда его называют изменником, предателем или отступником, бенно если это такого рода человек, кому уже следовало бы полностью сформировать характер добропорядочного члена команды. Индивида, который с самого начала наме ревался информировать о команде и присоединился к

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.