Сделай Сам Свою Работу на 5

Исполнения. Ложные представления 5 глава





При изучении различных социальных образований важ­но охарактеризовать преобладающие нормы приличия. Это трудно сделать, так как информанты и сами изучающие склонны принимать многие из этих норм как нечто само собой разумеющееся, не понимая своего поведения, пока не случится какой-нибудь сбой, или разразится кризис, или сложатся особые обстоятельства. Известно, например, что разные деловые учреждения имеют разные стандарты отношения к неформальной болтовне среди клерков, но только при изучении учреждений с заметным числом ра­ботников из иностранных беженцев, становится вдруг по­нятным, что допущение неофициальных разговоров на рабочем месте вовсе не означает, что их можно вести на иностранном языке2.

Людей приучили думать, будто правила приличия в та­ких священных учреждениях, как церкви, сильно отли­чаются от правил, действующих в обыкновенных заведе­ниях. Но из этого совсем не следует, что нормы в местах, где проходят священнодействия, многочисленнее и стро­же норм в рабочих учреждениях. В церкви женщине доз­волено сидеть, мечтать и даже дремать. Однако от нее же как продавщицы в магазине готового платья может потре­боваться все время стоять, быть внимательной, воздержи­ваться от употребления жвачки, постоянно сохранять на лице улыбку, даже если она ни с кем не разговаривает, и носить одежду, в которой ей не по себе.



Одна из внешних форм приличия, известная в общест­венных учреждениях, — это, что называется, умение “изоб­ражать работу”. Во многих учреждениях все понимают, что работникам надо не только выполнять определенный объем работы за определенное время, но и быть готовым, когда понадобится, создавать впечатление усердной рабо­ты в данный момент. Вот пример из жизни корабельной верфи:

Было удивительно наблюдать, как все кругом преображалось, когда проносился слух, что в корабельном корпусе или в цеху появился мастер или что где-то рядом начальник из управления компании. Бригадиры и звеньевые бросались к своим рабочим и

2 Gross E. Informal relations and the social organization of work in an industrial office / Unpublished Ph. D. dissertation. Department of Sociology. University of Chicago. 1949 P. 186

146

И. Гофман. Представление себя другим...



всячески понукали их проявлять активность. “Не дайте ему за­стать вас сидящими!” — таково было универсальное наставле­ние, и там где не было работы, люди деловито гнули и резали какую-нибудь трубу, без нужды подтягивали уже твердо зак­репленный на месте болт. Это была формальная дань, неизмен­но приносимая каждому обходу работ боссом, и ее условности были столь же знакомы обеим сторонам, как и условности, со­провождающие армейскую инспекцию с пятизвездным генера­лом во главе. Пренебрежение любой мелочью этого фальшивого и пустого шоу было бы истолковано как знак неслыханного не­уважения к заведенному порядку3.

Аналогичную картину можно увидеть в больничной психиатрической палате:

В первый же день работы в палатах другие служители очень откровенно советовали исследователю в роли новичка “не попа­даться” на битье пациента, казаться занятым, когда старшая надзирательница делает свои обходы, и не заговаривать с нею, пока та сама не обратится к нему. Было заметно, что некоторые служители следят за ее приближением и предупреждают дру­гих работников, чтобы ни одного из них не застали с поличным при совершении неблаговидных действий. Многие служители специально приберегали работу, чтобы потом делать ее в при­сутствии надзирательницы, показывать свою занятость и не полу­чать дополнительных заданий. В поведении большинства слу­жителей такие маневры не так очевидны, их применение зави­сит в основном от индивидуальности служителя, от надзирате­ля и от ситуации в палате. Однако некоторые изменения в пове­дении наблюдаются почти у всего младшего персонала, когда присутствует какое-то официальное лицо, вроде надзирателя. Открытого пренебрежения правилами и инструкциями обычно не бывает...4.



От рассмотрения искусства “изображать работу” толь­ко шаг до разбора иных нормативов рабочей активности, видимость которых, должна поддерживаться — таких, как темп, личный интерес к данной работе, бережливость, ак­куратность и т. д.5 От разбора рабочих нормативов вооб­ще лишь шаг до разбора других главных составляющих

3 Archibald К. Wartime shipyard. Berkley; Los Angeles: University of California Press, 1947. P. 159

4 Willoughby R. H. The attendant in the State Mental Hospital / Unpublished Master's thesis. Department of Sociology. University of Chicago, 1953. P. 43

5 Анализ некоторых главных рабочих нормативов можно найти в книге Э. Гросса (Gross E. Op. cit.), из которой взяты вышеописанные примеры нормативов.

Зоны и зональное поведение

147

в соблюдении внешних приличий (прагматических и мо­ральных) на рабочих местах: манеры одеваться, терпимо­го уровня производимого шума, частоты осуждаемых от­влечений от работы, допустимых поблажек, манеры выра­жения чувств и т. д.

Необходимость изображать работу, наряду с другими элементами соблюдения внешних приличий на рабочих местах, обычно рассматривают исключительно как особую повинность людей низкого общественного положения. Драматургический подход, однако, требует от нас вместе с проблемой изображения работы видеть и проблему инсце­нирования противоположного явления — “изображения ничегонеделания”. Так, из воспоминаний о жизни в нача­ле XIX в. в среде бедного английского дворянства можно узнать, что:

Люди были крайне щепетильны в вопросе нанесения визи­тов — здесь сразу вспоминается сцена визита в романе “Мель­ница на Флоссе”*. Визиты надо было делать регулярно, с пра­вильными промежутками, так что даже дни, в которые их сле­довало отдавать или возвращать, почти всегда были известны. Визит был церемониалом, содержавшим изрядную долю чопор­ности и притворства. Никто, например, не должен был позво­лять застать себя врасплох за какой-либо работой. В благород­ных семьях поддерживалась фикция, будто леди из этого дома никогда не делают ничего серьезного или полезного после обе­да. Вторую половину дня полагалось посвящать или прогулкам, или визитам, или необременительно изысканному домашнему времяпрепровождению. Поэтому если девушки на момент чужо­го посещения занимались любой полезной работой — они спеш­но запихивали свидетельства ее под софу и притворялись чита­ющими книгу, или рисующими, или увлеченными вязанием, а то и легким, блестящим разговором. Зачем они шли на это тру­доемкое притворство — не имею ни малейшего понятия, так как все знали, что каждая девушка в округе всегда в деле: чи­нит, кроит, сметывает, расклинивает, отделывает, перелицовы­вает и всячески ухитряется, чтобы сводить концы с концами. А как вы думаете, могли бы дочери рядового стряпчего отважить­ся показаться на людях в воскресенье, если б они не были доста­точно умелыми, чтобы изобретать вещи для самих себя? Каж­дый сосед, конечно же, знал это, а почему девушки не хотели признаваться в этом сразу, теперь уже нельзя понять. Возмож-

* Классический роман английской писательницы XIX в. Джордж Элиот (Мэри Анн Эванс) (Прим. пер.).

148

И. Гофман. Представление себя другим...

но, у них теплилась своего рода гипотеза, или слабая надежда, или страстная мечта, будто репутация неземных ледиподобных созданий могла бы помочь им вырваться в большой свет из кру­га балов в провинциальном графстве6.

Само собой понятно, что хотя людей, вынужденных изо­бражать работу, и людей, вынужденных изображать без­делье, жизнь, вероятно, ведет разными путями, но при этом все они должны приспосабливаться к одинаковым сценическим требованиям.

Ранее говорилось, что когда чья-то деятельность проте­кает в присутствии других лиц, обычно некоторые эле­менты этой деятельности выразительно подчеркиваются, а другие, которые могут испортить желаемое впечатление, скрываются. Ясно, что выигрышные, ударные факты ис­полнители предпочитают показывать в зоне переднего пла­на. Точно так же должно быть ясно, что может существо­вать и другая зона — “зона заднего плана” или “закулис­ная зона”, где появляются и признаются скрываемые от публики факты.

Зону заднего плана или закулисье можно определить как связанное с данным исполнением место, в котором осо­знанные противоречия с насаждаемым впечатлением при­нимаются как должное. Существует, конечно, много функ­циональных характеристик таких мест. Именно здесь мо­жет быть тщательно отработана способность любого испол­нения выражать что-то помимо своего прямого смысла. В этой зоне открыто фабрикуются иллюзии и рассчитыва­ются впечатления. Здесь в компактном виде хранится не­обходимый реквизит и аксессуары личного переднего пла­на для всего репертуара действий и характеров исполни­телей7. Именно в закулисье градации церемониального сна­ряжения (вроде различных марок спиртных напитков или

6 Besant W. (Sir). Fifty years ago//The Graphic Jubilee Number. 1887. Цит. по: Lover J. Victorian vista. L.: Hulton Press, 1954

7 Как указывает А. Метро, даже практика культов вуду требует таких условий: “Каждый случай одержимости имеет свою театральную сторо­ну, проявляемую в изменениях внешности, в смене личин. Помещения святилища не так уж непохожи на закулисные уголки театра, где одер­жимые находят для себя необходимые аксессуары. В отличие от истери­ков, раскрывающих свои страдания и желания через определенные симп­томы как личное средство выражения, ритуальные одержимые должны подчиняться классическому образу мифического персонажа” (Metraux A. Dramatic elements in ritual possesion // Diogenes. Vol. 11. P. 24).

Зоны и зональное поведение

149

стилей одежды) могут быть настолько затушеваны, что пуб­лика не сумеет уловить разницу между фактическим обра­щением с нею и тем обращением, какое полагалось бы ей по чину. В этой зоне тайно завладевают такими инстру­ментами общения, как телефон, чтобы пользоваться ими “приватно”. Костюмы и другие атрибуты личного перед­него плана здесь изучаются, приводятся в порядок и под­гоняются к характеру ожидаемой публики. В этом месте команда может репетировать свое исполнение, проверяя воздействие потенциально оскорбительных выражений в отсутствие аудитории, без риска получить от нее отпор. Здесь слабых участников команды, невыразительных и не­умелых, без помех натаскивают или совсем отстраняют от участия в исполнении. За кулисами исполнитель может расслабиться, перестать выдерживать безукоризненный представительский вид, откровенно высказаться о своих планах и выйти из образа. Симона де Бовуар рисует весь­ма живую картину этого закулисного поведения женщин в ситуациях, где отсутствует мужская аудитория:

Что придает ценность подобным взаимоотношениям, так это содержащиеся в них правда поведения, безыскусность. Перед мужчиной женщина всегда в состоянии презентации; она лжет, делает вид, что, как и противоположный пол, она не принимает себя всерьез, она лжет, когда посредством мимики, наряда, опре­деленных слов создает вымышленный образ; разыгрывается спек­такль, он требует постоянного напряжения; и рядом с мужем, и рядом с любовником любая женщина думает приблизительно так: “Я не похожа на себя”; мир мужчин жесток, там острые уг­лы, пронзительные звуки, резкий свет, жесткие контакты. Каж­дая женщина, когда она в кругу своих подруг, как бы сбрасыва­ет с себя все показное; она чистит оружие, готовится к бою, но пока она не в бою; она продумывает свой наряд, макияж, гото­вит свои хитрости; она расслабилась, ходит в домашних туфлях, в халате, она за кулисами и только готовится выйти на сцену; ей нравится эта мягкая, приятная атмосфера расслабленности...

Для некоторых женщин вот такая беззаботная близость, пол­ная искреннего тепла, ценнее, чем серьезная высокопарность отношений с мужчиной8.

Как правило, зона заднего плана располагается в глу­бине того места, где происходит данное исполнение, и от-

8 Beauvoir S. de. The second sex. L.: Cape, 1953. [Бовуар С. де. Второй пол. М.: АО Издательская группа “Прогресс”; СПб.: Алетейя, 1997. С. 614—616].

150

 

деляется от него какой-нибудь перегородкой и охраняемым проходом. Имея в распоряжении такие смежные зоны пе­реднего и заднего планов, исполнитель, находясь на самом виду, может получать помощь из-за кулис, когда представ­ление в самом разгаре, и может мгновенно прерывать свое исполнение для короткого отдыха и расслабления. В об­щем, зона заднего плана — это в первую очередь такое мес­то, в котором исполнитель может безусловно рассчитывать на то, что ни один член аудитории туда не вторгнется.

Поскольку жизненно важные секреты спектакля явно находятся за кулисами и поскольку там же исполнители позволяют себе временно выходить из роли, естественно ожидать, что проход из зоны переднего плана в зону зад­него плана будет закрытым для людей из публики или что вся закулисная зона будет скрыта от них. Такая практика управления впечатлениями публики широко распростра­нена и требует дальнейшего обсуждения.

Очевидно, контроль закулисья играет существенную роль в процессе “рабочего контроля”, которым люди пы­таются самортизировать давление обступающих их со всех сторон детерминистских жизненных необходимостей. Если фабричный рабочий хочет преуспеть в создании видимо­сти напряженного труда весь день, тогда он должен иметь безопасное место, чтобы прятать приспособление, которое позволяет ему выполнять дневную норму меньше чем за полный рабочий день9. Если друзьям и близким покойно­го нужна иллюзия, будто мертвый как живой пребывает в глубоком и спокойном сне, тогда владелец похоронного заведения должен иметь возможность не допускать род­ственников в рабочую комнату, где трупы подсушивают, набивают и подкрашивают, готовя их для последнего пред­ставления10. Если персонал психиатрической лечебницы

9 Collins О. Da/Ion M., Roy D. Restriction of output and social cleavage in indu­stry//Applied Anthropology (Human Organization). Vol. 4. P. 1 —14,9

10 Г-н Хабенштейн сообщил в семинаре, что в нескольких штатах вла­делец похоронного бюро имеет законное право не допускать родственни­ков покойного в рабочую комнату, где обрабатывается тело. Предполага­ется, что видеть все то, что необходимо проделать с мертвым телом, что­бы оно выглядело привлекательным, было бы слишком сильным потрясе­нием для непрофессионалов и особенно для близких усопшего. Г-н Ха­бенштейн полагает также, что близкие, возможно, и сами желают дер­жаться подальше от этого места из боязни последствий собственного бо­лезненного любопытства.

Зоны и зональное поведение

151

собирается оставить хорошее впечатление у тех, кто наве­щает своих больных родственников, тогда важно уберечь гостей от знакомства с палатами, особенно с палатами хро­ников, ограничив кругозор посторонних специальными по­мещениями для посетителей, в которых практично заве­сти хорошую мебель, создать приятную обстановку и пред­ставлять всех больных перед их близкими хорошо одеты­ми, умытыми, управляемыми и с относительно пристой­ным поведением. По тем же соображениям многие про­фессионалы в сфере услуг просят клиента оставить вещь, нуждающуюся в той или иной починке, и уйти, чтобы спе­циалист мог работать не на глазах профанов. Когда кли­ент возвращается за своим автомобилем, часами, брюками или радиоприемником, вещь представляют ему в хорошем рабочем состоянии, которое, между прочим, скрывает коли­чество и виды затраченного на это труда, число первона­чально сделанных ошибок до установления окончательно­го диагноза и другие детали, которые клиенту, возможно, не мешало бы знать, прежде чем судить о справедливости запрошенной с него платы.

Работники сферы услуг так широко и как нечто само собой разумеющееся применяют право не пускать свою аудиторию в закулисную зону, что случаи, когда эта обыч­ная стратегия не применима, привлекают больше внима­ния, чем случаи ее использования. К примеру, в этом от­ношении многочисленные проблемы имеет американский управляющий автозаправочной станцией11. Если требует ся ремонт, клиенты часто отказываются оставлять свой автомобиль на всю ночь или на весь день в доверительном распоряжении заведения, как они поступили бы, если б отдавали автомобиль в гараж. Далее, когда механик зани­мается ремонтом и наладкой, клиенты часто полагают, что имеют право наблюдать, как он делает свою работу. Сле­довательно, если приходится предъявлять счет за мнимую услугу, она должна быть исполнена на глазах того самого человека, который должен быть этим обманут. Клиенты же, фактически, не только не считаются с правом персо­нала автозаправки на их собственную закулисную зону,

11 Нижеследующие суждения взяты изодного исследования двухсотменеджеров малых предприятий, проведенного“Social Research, Inc.”.

 

И. Гофман. Представление себя другим...

но и часто понимают всю станцию как своего рода откры­тый город для настоящих мужчин, место, где человек под­вергается риску запачкать свою одежду и потому имеет право требовать всех закулисных удовольствий. Мужчи­ны-автомобилисты будут разгуливать по территории, лихо заламывать шляпы, плеваться, ругаться и просить бесплат­ных услуг или бесплатного совета по маршруту. Они будут запросто вваливаться во все помещения, чтобы воспользо­ваться туалетом, инструментами, телефоном станции или поискать в кладовой детали для собственных надобностей12. Чтобы обойти сигналы светофора, автомобилисты будут напрямую ездить через подъездную дорожку станции, за­бывая о правах собственности ее хозяина.

Шетланд-отель дает еще один пример тех проблем, с какими встречаются работники, когда они недостаточно контролируют свое закулисье. В кухне отеля, где готови­ли еду для постояльцев и где ели и проводили весь день его работники, крестьянская культура арендаторов вновь торжествовала. Не помешает описать некоторые черты этой культуры.

В кухне преобладало арендаторское понимание отноше­ний хозяина и работников. Во взаимном обращении ис­пользовались просто имена, хотя мальчику-посудомою бы­ло всего четырнадцать лет, а хозяину больше тридцати. Чета хозяев и весь персонал ели вместе, относительно на равных участвуя в разговорах и сплетнях за едой. Когда хозяева устраивали на кухне неофициальные вечеринки

Управляющий гаражом для спортивных автомобилей рассказал мне такую сценку, случившуюся между ним и клиентом, который самовольно вошел в кладовую, выбрал прокладку и стал показывать ее управляюще­му, находясь с внутренней стороны прилавка:

Клиент: “Сколько?”

Управляющий: “Сэр, как Вы сюда попали, и что было бы, если б Вы зашли за стойку банка, взяли горсть монет и принесли их кассиру?”

Клиент: “Но это не банк”.

Управляющий: “А прокладки — мои монеты. Так, что Вы хотели, сэр?”

Клиент: “Ну, если Вы так ставите вопрос, ладно. Это ваше право. Я хочу прокладку для "Anglia 5l"”.

Управляющий: “Та, что у Вас в руках — для модели 54”.

Хотя пересказ управляющего, возможно, неточно воспроизвел слова и действия, которыми участники обменялись в действительности, он пе­редает нам нечто глубоко верное относительно сложившейся ситуации и его переживаний в ней.

Зоны и зональное поведение

153

для друзей и дальних родственников, в них участвовали и служащие отеля. Такая форма отношений близости и ра­венства между управляющими и наемными работниками не имела ничего общего с тем внешним видом, который оба эти элемента персонала принимали в присутствии посто­яльцев, поскольку она была несовместима с понятиями го­стей о необходимой социальной дистанции, разделяющей важное должностное лицо, с кем они общались как с рав­ными, когда заказывали номер, и всякими там носильщи­ками и горничными, которые доставляли багаж наверх, каждую ночь полировали обувь гостей и выливали их ноч­ные горшки.

Точно так же для своих на кухне были в ходу остров­ные способы приготовления и приема пищи. Мясо, когда оно было, чаще всего варили. Часто употребляемую рыбу тоже предпочитали варить или есть соленой. Картофель, неизбежное блюдо в большой обед днем, почти всегда ва­рили в мундире и ели по-островному: каждый едок брал картофелину рукой из общей миски, стоящей в центре стола, затем накалывал ее вилкой и счищал кожуру но­жом, складывая очистки аккуратной кучкой перед собой, чтобы после еды сгрести их тем же ножом в помои. Стол накрывали клеенкой. Почти каждая еда начиналась с мис­ки супа, эти же миски, вместо тарелок, обычно использо­вались и для последующих блюд. (Это было практично, так как большая часть пищи была вареной.) Вилки и ножи при еде нередко держали по-крестьянски в кулаке, а чай подавали в простых чашках без всяких блюдечек.

Хотя островная диета во многих отношениях казалась вполне удовлетворительной, а островные застольные ма­неры могли соблюдаться с сугубой деликатностью и ос­мотрительностью (и часто были деликатными объектив­но), вся эта система принятия пищи, как хорошо понима­ли островитяне, не просто отличалась от образца, свой­ственного британскому среднему классу, но и в чем-то на­рушала его. Возможно, это различие образцов застольного поведения становилось наиболее очевидным в случаях, когда пищу, подаваемую гостям, ели и на кухне. (Это слу­чалось не так уж редко и не становилось еще более обык­новенным только потому, что персонал часто предпочитал

154

И. Гофман. Представление себя другим...

островную пищу той, что готовилась для постояльцев.) В таких трапезах на кухне городскую пищу разделывали и сервировали по-островному, почти не обращая внимания на оформление индивидуальных порций и красоту нарез­ки и больше заботясь о доступности для всех какого-то общего источника пищи. Часто подавались остатки мяса или раскрошенные куски пирогов — пища того же каче­ства, что появлялась и в столовой для постояльцев, но толь­ко в чуть измененном виде, хотя все-таки не окончатель­но обезображенном стандартами островной кухни. И ес­ли пудинг изготовляли из черствого хлеба и пирожное не было достаточно хорошо для гостей, то это съедалось на кухне.

Крестьянские манеры одеваться и сидеть за столом тоже проявлялись на кухне отеля. Так, сам управляющий не­редко следовал местному обычаю и не снимал за столом кепи; посудомои использовали угольную бадью как ми­шень для метких плевков издали; и женщины из персона­ла отдыхали в сидячем положении, задрав ноги отнюдь не как леди.

Помимо этих культурно обусловленных отличий были и другие источники диссонансов между обычаями, царив­шими на кухне и в гостиной отеля, ибо некоторые стан­дарты обслуживания, демонстрируемые в гостевых зонах, не полностью выдерживались на кухне. В посудомоечном отсеке кухонной зоны иногда делали желе из остатков супа, чтобы все-таки как-то их использовать. Над кухонной пли­той прямо над парующим чайником сушились мокрые нос­ки — обычная практика на острове. Чай, когда гости про­сили свеженастоенного, заваривался в чайнике, устланном на дне чайными листьями недельной давности. Свежую сельдь чистили, раздирая рыбину и затем выскребая внут­ренности газетой. Брусочки масла, размякшие, потеряв­шие вид и частично использованные во время совместной трапезы в гостиничной столовой, полагалось повторно фор­мовать, чтобы они выглядели свежими, и снова отсылать к столу. Дорогие сладкие блюда, слишком роскошные для употребления кухонной прислугой, с азартом пробовали пальцами прежде чем подать гостям. В час пик обеденного времени, только что использованные бокалы иногда про-

Зоны и зональное поведение

155

сто опорожняли и протирали вместо мытья, таким обра­зом быстрее возвращая их в оборот13.

При таком разнообразии пунктов, по которым деятель­ность на кухне противоречила впечатлениям, старательно создаваемым в гостевой зоне отеля, можно понять, поче­му двери, ведущие из кухни в другие части отеля, всегда были уязвимым местом в организации труда. Горничные-официантки хотели бы держать двери всегда открытыми, чтобы им было легче проносить подносы туда и обратно, видеть, готовы ли клиенты получить заказ, и вообще как можно дольше не терять из виду и изучать людей, с кото­рыми они начали работать. Поскольку горничные не раз исполняли перед гостями роль служанок, они полагали, что не слишком много теряют, позволяя клиентам наблю­дать себя в собственной среде через открытые двери кух­ни. Хозяева, напротив, желали держать их закрытыми, чтобы роль полноценных членов среднего класса, навязан­ная им постояльцами, не подрывалась разоблачениями их кухонных привычек. Вряд ли проходил день без того, чтобы эти двери то со стуком и злостью захлопывались, то со злостью же распахивались настежь. Самозакрыва­ющиеся (со свободно подвешенными створками) двери, ис­пользуемые в современных ресторанах, частично решили бы эту сценическую проблему. Маленькое стеклянное око­шечко в дверях в роли глазка, позволяющего загляды­вать в зал, — сценическое приспособление, часто исполь­зуемое во многих небольших помещениях делового назна­чения, — также могло бы помочь в подобных случаях.

Другой интересный пример закулисных затруднений можно отыскать в практике радио- и телевизионного ве­щания. В этой сфере к закулисной зоне принято относить все места, на которые в данный момент не наведена каме­ра, или все места, не досягаемые для микрофона “прямо­го” эфира. Поэтому диктор в одной руке, вытянутой перед

13 Эти примеры расхождения между действительностью и видимостью в соблюдении стандартов обслуживания отнюдь не следует считать ка­кой-то крайностью. Пристальное наблюдение закулисной стороны веде­ния домашнего хозяйства в любой семье из среднего класса в западных городах, вероятно, вскрыло бы не меньшие расхождения между реально­стью и видимостью. Везде, где присутствует известная степень коммерци­ализации, часто их еще больше.

156

И. Гофман. Представление себя другим...

камерой, может держать рекламный продукт спонсора пе­редачи, а другой рукой, благо лицо его вне кадра, дергать себя за нос, гримасничая перед товарищами по команде. Среди профессионалов ходит много назидательных исто­рий о людях, которые, думая что они находятся за кад­ром, в действительности были в эфире, и как это их заку­лисное поведение подрывало определение ситуации, под­держиваемое в эфире. Да и по чисто техническим причи­нам может случиться, например, что стены, которые опе­раторам надо сделать невидимыми на заднем плане, вдруг предательски попадут в кадр при резком переключении света или повороте камеры. Поэтому создатели телепере­дач, вынуждены жить и работать, учитывая возможность таких сценических случайностей.

В чем-то схожи с указанными случаями и трудности, связанные с устройством закулисной зоны в некоторых со­временных архитектурных проектах жилых домов. Дело в том, что для зрительного ощущения изолированности домашнего помещения достаточно тонких стенных пере­городок, но тогда все проявления жизнедеятельности (обыч­но не скрываемые и скрываемые, закулисные) становятся доступными для слуха в соседних помещениях. В подоб­ных случаях британские исследователи используют тер­мин “общая стена” и описывают последствия постройки такого типа следующим образом:

Жильцы опознают многие “соседские” шумы, начиная ти­пичным гамом на праздновании дня рождения и кончая звука­ми ежедневной рутинной жизнедеятельности. Из шумов инфор­манты упоминают звучащее радио, детские крики по ночам, кашель, стук сбрасываемых перед сном туфель, топот детей, бегающих вверх и вниз по лестнице или по полу спальни, брен­чание фортепьяно, громкий смех или разговор. Интимные зву­ки из супружеской спальни соседей могут восприниматься или как шокирующие: “Вам слышно даже как они пользуются гор­шком — вот до чего все плохо! Это ужасно”; или как беспоко­ящие: “Я слышал, как они скандалили в постели. Один из су­пругов хотел читать, а другой хотел спать. Слышать шумы, лежа в кровати, — это мешает, так что я развернул мою кровать в другую сторону...” “Я люблю читать в постели, а слух у меня чуткий, так что меня их разговоры беспокоят”; или как запрет­ные для посторонних: “Иногда слышишь очень интимные сек­реты, например, когда муж говорит жене, что у нее холодные

Зоны и зональное поведение

157

ноги. Поневоле подумаешь, что и самому надо говорить о своих личных тайнах шепотом” и “А это очень стеснительно, как ес­ли бы вас заставили ходить ночью на цыпочках в собственной спальне14.

В таких случаях малознакомые соседи оказываются в стеснительном положении, когда каждый из них подозре­вает, что другой знает о нем слишком много.

Последний пример сложностей закулисного поведения можно взять из жизни высокопоставленных лиц. Они мо­гут стать настолько священными персонами, что единствен­но уместным и допустимым для них будет появление со свитой в центре какой-нибудь церемонии. Появление пе­ред другими в любом ином контексте может воспринимать­ся как недостойное их положения, поскольку существует мнение, что такие неофициальные появления способны по­дорвать приписываемые этим лицам магические качества. Следовательно, надо оградить от публики все места, где высокопоставленное лицо расслабляется, и если такие мес­та занимают обширную территорию, наподобие резиден­ции китайского императора в XIX в., либо если существу­ет неопределенность относительно того, где именно появит­ся высокая персона, то трудности предотвращения посто­ронних вторжений становятся значительными. Так, коро­лева Виктория ввела правило, что когда она каталась по дворцовому парку в своей коляске, запряженной пони, лю­бой встречный при ее приближении должен был отвер­нуться или изменить направление своего движения. По­этому важные государственные мужи бывали вынуждены иногда жертвовать собственным достоинством и прыгать за куст, когда неожиданно появлялась королева15.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.