Сделай Сам Свою Работу на 5

Формирование современной парадигмы менеджмента





 

Единство природы менеджмента и управления, общие подходы, содержание и особенности постановки и применения этих понятий в организации исторически обусловили их изначальную взаимосвязь и целенаправленное сочетание. Причем, приведенные в предыдущем параграфе различия в понимании и применении терминов «менеджмент» и «управление» не только не исключают такого целенаправленного и конструктивного сочетания, но, напротив, во многом его обусловливают. Единство объекта, представляемого социально-экономической организацией, общность цели ее формирования, функционирования и развития, однозначность условий осуществления этих процессов обуславливают широкую базу кооперации менеджмента и управления. На ее основе эволюционно складывается и целенаправленно совершенствуется тесная взаимосвязь и конструктивное взаимное дополнение менеджмента и управления, которые используют широкую палитру единых и общих составляющих.

В этой палитре, прежде всего, необходимо выделить единство объекта, на который направлены все исследования и воздействия, осуществляемые в процессе руководства и управления организацией. Более того, подавляющая часть этих воздействий представляет собой общее и одновременное проявление в организации единого содержания менеджмента и управления. И это абсолютно закономерно, поскольку именно в организации, ее структурах и процедурах, причинно-следственная взаимосвязь между ними реализуется не только самым непосредственным, но и общим, единым образом. В этом смысле, менеджмент и управление в организации осуществляются в виде единого в своей основе и общего по содержанию процесса постановки цели и осуществлению воздействия по ее достижению.



На такой единой или общей основе в последующем формируется и развивается самый широкий спектр различных проявлений конструктивной кооперации менеджмента и управления в организации. Данный спектр четко определяет, непосредственно включает в себя или опосредовано ассоциируется с постановкой и эффективным решением таких задач, как:

· обеспечение единства стратегии руководства и тактики управления;

· формирование и развитие общих ресурсов менеджмента и управления;



· использование менеджментом и управлением единых структур и процедур;

· информационное сопровождение менеджмента и управления;

· согласование стилей руководства и управления в организации;

· проведение программ реорганизации менеджмента и управления;

· совершенствование форм и методов менеджмента и управления.

Необходимость конструктивной кооперации менеджмента и управления обусловливается не только важностью решения этих и подобных им задач, но и определяемым ею уровнем развития организации. Объединяя руководителей, специалистов и исполнителей в едином процессе функционирования, организация необходимо основывается на кооперации состава и содержания их деятельности. Постановка и решение именно этой задачи последовательно осуществляется в процессе администрирования, путем проведения разграничения, детерминирования, регламентирования, координации и, в конечном счете, кооперации деятельности менеджеров.

Вместе с тем, именно целенаправленная и конструктивная кооперация подходов, систем, процессов и других составляющих менеджмента и управления во многом определяет эффективность организации. В этом случае она представляет построение единого процесса достижения цели организации на основе интеграции потенциалов менеджмента и управления. Именно интеграция ресурсов этих составляющих и всей организации в целом и обеспечивает соответствующий ее задачам уровень развития. В конечном счете, можно утверждать, что чем выше уровень развития организации, тем такая кооперация становится не только более возможной, но и совершенно необходимой, поскольку напрямую его обусловливает.



В настоящее время сложилось достаточно обоснованное и устойчивое представление двух базовых конфигураций кооперации менеджмента и управления [11,15]. В них формируются и проявляются принципиальные различия содержания руководства и управления, как в альтернативных, противоположенных крайностях общей палитры подходов. Разнообразие, представляемое этими конфигурациями и их возможным сочетанием, задает коридор формирования и трансформации способов кооперации, в котором позиционируются все реальные модели руководства и системы управления.

Первая конфигурация, в основе которой лежит стремление руководителя подобрать себе аппарат помощников, формируется им целенаправленно, централизованно, адекватно субъективным предпочтениям и складывающейся ситуации. В ней менеджмент играет решающую роль, формируя и подстраивая систему управления и осуществляемый ею процесс в соответствии с собственными приоритетами и возможностями. В ряде случаев эти действия менеджмента приводят к формированию настолько совершенной команды специалистов и исполнителей, что именно она воспринимается окружающими в качестве основного потенциала развития. Так, в профессиональной среде все чаще подчеркивается решающий вклад в успех организации деятельности так называемых «белых воротничков», к которым как раз и относятся специалисты и исполнители аппарата управления. Это подчеркивает решающее значение централизованного административного обеспечения менеджмента.

Такую модель кооперации руководства и управления чаще всего и называют централизованной в соответствии с теми методами, которые используются при ее формировании, функционировании, совершенствовании. В ней руководитель жестко устанавливает и контролирует: цели организации и пути их достижения; принципы и нормы функционирования; организационную структуру управления; подбор и расстановку персонала; состав распределяемых полномочий; ответственность по ключевым вопросам; параметры материального стимулирования; направления совершенствования и развития. На этой основе профессиональное, компетентное, оперативно- тактически ориентированное руководство действенно обеспечивает успешное решение большинства конкретных задач организации. Особенно результативно применение централизованных конфигураций кооперации менеджмента и управления в организациях с превалированием типовых штатных, расчетных ситуаций, требующих обязательности достижения цели, гарантий надежности, высокого уровня исполнительской дисциплины.

Вместе с тем, централизованная конфигурация обусловливает проявление и закрепление целого ряда тенденций, ограничений и особенностей, далеко не всегда повышающих потенциал организации. К первым, относится устойчивый приоритет перераспределения полномочий в пользу руководства, а исполнения и ответственности - в сферу управления. Эти понятные по своей природе тенденции настолько значительны, что способны трансформировать разделения и распределения прав, обязанностей и ответственности. Рациональное администрирование, изначально призванное им противодействовать, далеко не всегда успешно справляется с этим, что становится одной из хронических проблем такой конфигурации.

Излишнее давление менеджмента на управление ослабляет корпоративные начала творческих взаимоотношений персонала организации. В результате этого рано или поздно снижается активность работников системы управления. Необдуманно централизуя неформальную инициативу групп специалистов и исполнителей, менеджмент коренным образом разделяет, а со временем просто растворяет их творческий потенциал в формальных распределениях обязанностей и рутинных процессах их осуществления. Наконец, необоснованная централизация менеджментом функций управления радикально ограничивает самостоятельность персонала, сдерживает творческий подход, инициативу и предприимчивость. Более того, такой подход провоцирует формирование и развитие деструктивных тенденций выполнения персоналом штатных обязанностей. Это может привести к частичной или полной утрате не только фактического исполнения функций, но и самих профессиональных навыков работников, за которыми закреплены эти функции.

Необходимо также отметить, что централизованная конфигурация кооперации менеджмента и управления существенным образом интегрирует, обособляет и трансформирует потенциал организации, завязывая его мобилизацию исключительно на руководство. А ведь с позиций руководителя реальные возможности организации оцениваются далеко не всегда полностью. И крайне сложно оценить потенциал организации всесторонне (почти невозможно). На практике это не только ограничивает возможности мобилизации потенциала организации, но и приводит, в конечном счете, к их последовательному сокрытию, постепенному сокращению.

Эти ресурсы эффективно мобилизует, всесторонне раскрывает и широко использует децентрализованная модель кооперации менеджмента и управления. Она основывается на гармоничном развитии систем, процессов и персонала управления, формировании условий, раскрытии потенциала, выдвижении и становлении наиболее авторитетных, талантливых, корпоративно ориентированных руководителей. Разработка и построение децентрализованной конфигурации основываются на выдвижении корпорацией профессиональных лидеров, широко опирается на демократические процедуры, реализуется в форме представительства и делегирования.

Исторически, две эти противоположные конфигурации определяют целый спектр построений моделей реальной кооперации между руководством и управлением, в котором и позиционируется большинство действующих организаций. Соотношение менеджмента и управления, формируемое и трансформируемое в них, отражает реализацию наиболее востребованных в конкретных условиях приоритетов. На практике эти приоритеты последовательно и постепенно изменяются (от регламентации, закрепления, дисциплины, ответственности и стимулирования в организации, тяготеющей к централизованной конфигурации, до инициирования, самодеятельности, творчества, инновации и мотивации в организации, склоняющейся к децентрализованной конфигурации).

В месте с тем, в процессе становления и развития одной и той же организации такие приоритеты могут целенаправленно изменяться или эволюционировать, что отражает двойственность соотношения руководства и управления. Наиболее ярко это проявляется в периодической ротации приоритетов менеджмента и управления по принципу «маятника», характеризующей не только целенаправленные процессы, но и реально складывающиеся тенденции развития организационного поведения. Это еще раз подчеркивает необходимость обоснования и представления парадигмы менеджмента

Парадигма как строгая, общепризнанная концепция, представленная системой понятий и категорий, лаконично отражает содержание и существенные черты конкретной области, а также является основой формирования и развития профессиональных знаний любого специалиста. Она используется учеными и практиками в качестве основы, концептуальной модели, квинтэссенции представления и применения профессиональных знаний. Системное значение парадигмы проявляется в том, что она становится совершенно необходимой основой профессионального общения, обсуждения и совершенствования актуальных направлений развития теории и практики. Все это обуславливает необходимость фундаментального представления и освоения современной парадигмы менеджмента.

Одной из главных проблем профессиональной подготовки и специализации менеджеров, как, впрочем, и других высококвалифицированных специалистов, является объединение теоретических знаний и практических навыков в общую и органичную систему действий. Она должна обеспечивать кооперацию, прагматичную ориентацию и прикладную адаптацию всей совокупности теоретических взглядов и практических навыков современного профессионала. Основой такого объединения в любой области знаний и сфере деятельности является научно обоснованная, предметно адаптированная, общеизвестная, разделяемая и реализуемая практиками система актуальных профессиональных концепций и взглядов, получившая название «парадигма».

Постановочно-методическую, учебно-познавательную, инструментально- коммуникационную природу определения, введения и использования парадигмы в освоении и применении профессиональных знаний подчеркивал еще известный исследователь Томас Кун. Он предполагал, что вне зависимости от принятого в конкретной области знаний категорийно-понятийного аппарата, его индивидуального понимания или способа и сферы применения, именно парадигма приобретает методические функции общепринятой и понятной системы профессиональных взглядов, исполняя роль ее концептуально-образующего начала, структурно-объединяющей основы.

Общепринятость является важнейшим признаком адекватности и действенности формирующейся парадигмы менеджмента, поскольку она подразумевает всеобщность не просто декларируемых, а реально действующих положений. Именно парадигма определяет фактическое признание и практическое использование большинством менеджеров декларированных положений в реально осуществляющихся процессах постановки и достижения целей их организаций. При этом, как правило, радикальная часть исследователей и менеджеров дополняет ее содержание инновационными составляющими, а консервативно настроенные ученые и практики все еще отстаивают ряд предшествовавших положений. Эта ситуация отражает естественное развитие парадигмы менеджмента и является совершенно необходимым условием ее обоснования и развития.

На этом же основывается позиционирование такой существенной характеристики парадигмы менеджмента, как ее современность, в качестве определяющей характеристики. Данная характеристика определяет соответствие парадигмы уровню развития научных знаний и совершенству практического менеджмента. В результате она становится основой оценки организации и менеджеров. Современная парадигма естественным образом приходит на смену предшествовавшей, отжившей, опровергнутой, что, собственно, и отражает совершенствование и развитие менеджмента. При этом содержание, тенденции, темпы таких преобразований могут быть самыми различными, но всегда складывающимися, а не устанавливаемыми. Необходимо осознавать, что парадигму нельзя объявить, установить, назначить сверху, как бы ни были авторитетны субъекты или очевидны ее преимущества. На самом деле современная парадигма формируется и реально используется только тогда, когда ее сущность и содержание соответствуют социально-экономическому развитию и действительно разделяются большинством профессионалов.

Это особенно важно правильно понимать и применять потому, что в отечественной практике процессы становления парадигмы менеджмента нередко развиваются непоследовательно, искусственно, крайне противоречиво. Причины подобных противоречий, в последнее время, заключаются не столько в недостаточной разработке концепций или уровне профессиональной подготовки менеджеров, сколько в неразборчивом и не адаптируемом заимствовании зарубежного опыта. Активно и уже потому часто поверхностно переходя на терминологию западных концепций менеджмента, ряд ученых и практиков не только не разрабатывает, но даже не всегда адаптирует их содержание, понимание и применение. Между тем, существенные политические, социально-экономические, ментальные особенности становления положений современной парадигмы менеджмента обуславливают необходимость учета таких особенностей в ходе ее применения.

На практике это означает, что и форма представления, и содержание применения парадигмы менеджмента должны соответствовать реалиям и особенностям функционирования профессионального сообщества. Современную парадигму менеджмента, как бы совершенна ни была ее теоретическая концепция, невозможно внедрять, но следует взращивать и развивать путем «селекции», «прививок» и адаптации новых форм и методов к реальным социально-экономическим условиям организаций и потенциалу их систем управления. Все это предполагает углубление подготовки профессионалов, совершенствование систем, модернизацию процессов постановки и достижения целей организации на основе принятия, овладения и применения современных подходов большинством действующих менеджеров.

При этом роли администрирования отводится особое место в становлении современной парадигмы организации. Это естественно, поскольку именно административные методы обеспечивают стабильность, предсказуемость, определенность организации, реализуя консервативные подходы к содержанию менеджмента и управления. Изначально необходимо ограничивая и сдерживая ее развитие жесткими регламентами, традиционными нормами, типовыми инструкциями, администрация должна, вместе с тем, вовремя оценить соответствие действующих положений практике и эффективно адаптировать их содержание к новым условиям. В этом смысле, адекватность понимания и своевременность реакции на реальные изменения парадигмы менеджмента становятся прямыми обязанностями администрации.

Современная парадигма менеджмента, совершенство ее методической разработки, убедительность логического построения, комплексность представления и универсальность применения должны обеспечивать мобилизацию не только сторонников, но большинства сомневающихся, и даже определенной части изначальных противников ее практического внедрения и использования. Это накладывает определенные требования на соответствие формы и содержания парадигмы менеджмента реально сложившемуся уровню профессионализма и квалификации большинства руководителей и специалистов. На самом деле, именно от них во многом зависит отношение практиков к нововведениям, их реакция, равнодушие или даже обструкция.

В успешном решении задач практической адаптации нововведений исключительно велико значение их поддержки профессиональным сообществом. При этом, чем выше статус, положение, авторитет конкретных категорий менеджеров, тем в большей степени необходимо учитывать фактический уровень их квалификации и компетенции в вопросах разработки и продвижении инновационных положений парадигмы. В этом смысле, решение тактических проблем своевременного обновления взглядов и модернизации подходов управленческого персонала организации во многом определяет общий успех становления в ней новых отношений руководства и управления.

Одним из важнейших качеств современной парадигмы менеджмента является универсальность, обеспечивающая возможность ее понимания каждым профессионалом и реализации в любой организации сообщества. Вместе с тем, универсальность парадигмы менеджмента должна позволять четко выделять не только присущее всем организациям единое, общее, аналогичное, но и обеспечивать представление широкого спектра различий менеджмента, методик его прикладного применения, дифференцировать на этой основе практическое использование. Это особенно важно для обеспечения жизненности парадигмы, конструктивности ее положений, реальности ресурса адаптации, действенности результатов, во многом определяющих ее актуальность и адекватность составу и содержанию задач, решаемых каждой конкретной организацией.

Исключительно велика коммуникационная роль общепринятой парадигмы менеджмента, поскольку позиционированные в ней понятия и категории на практике должны однозначно квалифицироваться, применяться и восприниматься каждым пользователем в любом профессиональном контексте. Это обуславливает методическое значение современной парадигмы менеджмента, закладывающей основы разработки, построения и применения правил, норм, условий, среды адекватного взаимодействия участвующих в нем сторон. В силу этого, по своей конструкции она становится универсальной базой, типовой моделью построения и применения общего профессионального языка, однозначно описывающего организацию, совокупность ее отношений, руководство и управление ими. Собственно профессиональный язык, в виде системы взаимоувязанных определений основных понятий, в науке называемый тезаурусом, становится определяющей составляющей парадигмы менеджмента. Более того, он во многом закладывает основы постановки и применения соответствующих понятий менеджмента и управления в большинстве других областей знаний и сфер практической деятельности.

Конкретную, прагматическую роль современная парадигма менеджмента призвана исполнять в качестве универсального инструмента обоснования, представления и адаптации инновационных идей и подходов к реформированию процессов, систем и условий постановки и достижения целей организации. В этом смысле она способна существенно унифицировать, адаптировать и, в конечном счете, облегчить трудоемкую и болезненную стадию внедрения нововведений. Убедительно, обоснованно и достоверно обеспечивая раскрытие и изложение существа предлагаемого на понятных и общепризнанных примерах и аналогиях, парадигма менеджмента не должна консервировать сложившиеся представления. Более того, она изначально ориентируется на восприимчивость к необходимым и естественным инновациям, совершенствованиям и изменениям. Все это достаточно четко определяет место современной парадигмы менеджмента в системе взаимодействия руководства и управления реально действующей организации следующим образом:

 


Рисунок 2.5. Современная парадигма менеджмента

 

Проведенный в предыдущем параграфе анализ и представленная на рисунке 2.5 модель позволяют сделать еще один очень важный вывод о том, что именно парадигма менеджмента самым тесным и непосредственным образом объединяет менеджмент с управлением, закладывая основы их взаимодействия. Это позволяет рассматривать современную парадигму менеджмента в качестве единой основы построения и применения реально действующих систем и процессов управления.

Несмотря на то, что определяющим условием становления современной парадигмы менеджмента является всеобщность ее представления, можно предполагать необходимость обеспечения той или иной степени ее адекватности каждой конкретной организации. Это означает, что в продвинутых структурах лучшие топ-менеджеры будут ее раскрывать и совершенствовать, а в запаздывающих в своем развитии – напротив, ограничивать и сдерживать. Такая ситуация не только возможна, но совершенно естественна и даже полезна, поскольку отражает реалии процесса становления и освоения профессиональным сообществом содержания современной парадигмы менеджмента. Главное, адекватно оценивать уровень развития каждой конкретной организации и учитывать его применительно к становлению и использованию в ней и реальных условиях актуальных подходов и концепций.

Исторически общепризнанность парадигмы менеджмента приобретает особое значение в качестве основы обеспечения конструктивной корреспонденции между государственной властью, рыночной инфраструктурой и профессиональным сообществом. В этом смысле она должна представлять собой не просто ту или иную фазу компромисса, но обеспечивать строгое и полное соответствие основополагающих законодательных, исполнительных и профессиональных требований, норм, положений. Такое соответствие может разрабатываться и достигаться только путем последовательного и конструктивного сотрудничества всех заинтересованных сторон в сложном и многогранном процессе становления современной парадигмы менеджмента. Обоснование и исследование современной парадигмы менеджмента в теории и практике постановки и достижения цели обеспечивают возможность ее концептуального представления.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.