Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 10. МОЛОДЕЖЬ И ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ





 

Духовное и физическое самочувствие молодежи, ее ценностный мир являются основным гарантом духовной безопасности общества, так как именно молодежь явля­ется его основным социальным ресурсом, а также оли­цетворением его будущего. В данном контексте наиболее актуальными проблемами в числе проблем, связанных с обеспечением духовной безопасности общества, являют­ся социальное здоровье и система ценностей молодежи.

Молодежь с ее инновационным, адаптационным, ин­теллектуальным потенциалом выступает как движущая сила трансформационного процесса в современном рос­сийском обществе; следовательно, социально-трансфор­мационный потенциал общества определяется потенциа­лом его молодого поколения. Но в этом и заключается основная проблема современной России — отмечается снижение социального самочувствия молодого поколения, адаптация которого к сложным социально-экономичес­ким условиям пореформенной России протекает не все­гда эффективно и имеет ряд деструктивных последствий.

Социальное здоровье молодежи как отражение ее от­ношения к жизни, к себе, к обществу самым тесным образом связано с системой ценностей, регулирующей поведение молодых людей в различных сферах жизне­деятельности. Основной проблемой в данном ракурсе яв­ляется осмысление проблемы трансформации системы ценностей молодых россиян и влияние данного процес­са на духовное благополучие российского общества.



Социальное здоровье молодежи как индикатор ду­ховной безопасности России.Главное противоречие со­циального развития молодежи вытекает из дисгармо­нии процессов становления субъектности молодого по­коления в разных сферах общественного производства. Сравнение показывает, что темпы духовного развития молодежи значительно отстают от темпов ее развития в материальном производстве. Само понятие здоровья может рассматриваться со следующих позиций: как от­сутствие болезней; как тождественное понятию «нор­ма», как единство морфологических, психоэмоциональ­ных и социально-экономических констант. Общим для этих определений является понимание здоровья как чего-то отличного от состояния болезни.



О. Г. Кирилюк подчеркивает, что, поскольку специ­фика здоровья не может быть ограничена отдельными (биологическими, социальными или духовными) аспек­тами бытия, оно становится предметом междисциплинар­ного исследования, и на основании обобщения социоло­гических подходов к проблеме здоровья ученая выделяет следующие парадигмы:

1) нормоцентрическая: здоровье рассматривается как совокупность среднестатистических норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования и поведе­ния в сочетании с нормальными показателями сома­тического состояния индивида (В. М. Розин);

2) феноменологическая: проблемы здоровья и болезни трактуются как фундаментальные аспекты или вари­ации индивидуального, неповторимого способа бытия в мире, они включены в субъективную картину мира и могут быть постигнуты лишь в ее контексте (К. Ясперс, Р.Д. Лэнг и др.);

3) холистическая: здоровье понимается как обретаемая индивидом в процессе его становления целостность, предполагающая личностную зрелость (Г. Оллпорт), интеграцию жизненного опыта (К. Роджерс) и при­мирение, синтез фундаментальных противоречий че­ловеческого существования или интрапсихических полярностей (К. Юнг);

4) кросс-культурная: здоровье — это социокультурная переменная; его характеристики относительны и де­терминированы специфическими социальными усло­виями, культурным контекстом, своеобразием национального образа жизни и образа мира (Ж. В. Эатон, Р. Л. Вилл);

5) дискурсивная: любое представление о здоровье мо­жет быть исследовано как продукт определенного дис­курса, имеющего собственную внутреннюю логику конструирования или концептуализации социальной и психической реальности (М. Фуко);



6) аксиологическая: здоровье выступает как универсаль­ная человеческая ценность, соотносится с основными ценностными ориентациями личности и занимает ве­дущее положение в ценностной иерархии. Домини­рование тех или иных ценностей, так же как и их переоценка, рассматривается в качестве фактора, оп­ределяющего здоровье индивида или негативно вли­яющего на него (Платон); А. Маслоу рассматривал высшие ценности как детерминанты здорового и пол­ноценного развития индивидуума;

7) интегративная: объяснительные принципы, модели и концептуальные схемы признаются адекватными спо­собами изучения здоровья на разных уровнях чело­веческого бытия.

Н. Любецкий и А. Князев под здоровьем понимают норму и гармонию генетического, физического, психосо­циального (духовного) состояния и развития индивида, рода (семьи), народа.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) ин­терпретирует здоровье как состояние полного физичес­кого, духовного и социального благополучия, а не толь­ко отсутствие болезней и физических дефектов. Но данное определение, на наш взгляд, несколько сужает содержание такого социального явления, как здоровье. Социологический подход нам представляется более адек­ватным для отражения его сущности. Данный подход базируется на исследовании социальных аспектов здо­ровья, поскольку «здоровье как социальный феномен не может быть сведено к простой сумме нормативных показателей, но представляет собой системное качество, характеризующее человеческое бытие в его целостнос­ти».

Социальное здоровье находит свое отражение в сле­дующих характеристиках: адекватное восприятие соци­альной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация (равновесие) к физической и общественной сре­де, направленность на общественно полезное дело, куль­тура потребления, эмпатия, ответственность перед дру­гими, альтруизм, демократизм в поведении.

С понятием социального здоровья часто в литературе связываются такие понятия, как «качество жизни», «про­должительность жизни». Качество жизни, по мнению ис­следователей, может рассматриваться как группа пока­зателей социально-экономического характера, а именно: уровень продолжительности жизни человека, уровень за­нятости населения, развития сферы услуг, образования, социального обеспечения, медицинского обслуживания, потребление продуктов питания, жилищные условия, фи­нансовое положение семьи, репродуктивное здоровье, де­шевое водоснабжение, санитария и социальная востребо­ванность личности [16].

Социальное здоровье нельзя сводить к клиническим проявлениям организма, поскольку оно отражает прежде всего систему взаимоотношений между индивидом и об­ществом. На состояние социального здоровья влияют мак­ро- и микрофакторы, к которым относятся процессы гло­бализации, экологическое состояние окружающей среды, социальные катастрофы (войны, национально-этнические конфликты, революции), экстремальные ситуации, тех­ногенные и природные катастрофы, социальная струк­тура общества и возможности социальной мобильности, государственная политика в области здравоохранения, се­мейная политика государства, состояние основных соци­альных институтов, отвечающих за воспитание и поддер­жание здоровья членов общества.

Спектр социальных болезней постоянно расширяет­ся, и если в советское время к ним относили болезни, возникновение и распространение которых зависело от условий социально-экономического строя (туберкулез, ве­нерические заболевания, алкоголизм, наркомания, рахит, авитаминоз, а также некоторые профессиональные забо­левания), то в настоящее время к ним относят как сугу­бо медицинские заболевания (диабет, СПИД, неврозы), так и заболевания чисто социального характера (игромания, ксенофобия, бездетность, сиротство). Более того, пси­хологи склонны рассматривать в контексте социальных болезней даже такое заболевание современности, как кон­формизм.

Исследователи отмечают, что современное общество имеет выраженные симптомы социального нездоровья, к которым относятся рост нервных заболеваний и суици­дов, всплеск алкоголизма и наркомании, а также рост заболеваемости социальными инфекционными болезня­ми: туберкулезом, гепатитами, ВИЧ-инфекциями и в целом инфекциями, передающимися половым путем.

Важной категорией при изучении социального здоро­вья является «отношение к здоровью», а также его вари­ации — «самосохранительное отношение и поведение» и «саморазрушительное отношение и поведение». Понятие самосохранительного поведения в социологии и социаль­ной демографии трактуется как действия и отношения, направленные на сохранение здоровья в течение полного жизненного цикла. Традиционный подход к исследованию самосохранительного поведения связан с наличием вред­ных привычек (курение, употребление алкоголя, нарко­тиков и пр.). В частности, ежегодно, по данным ВОЗ, от вызванных табаком болезней в мире умирает 5 млн жите­лей планеты. В молодежной среде процветают алко­голизм, наркомания, и при этом подавляющее большин­ство потребителей наркотиков и алкоголя — молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет. Проблема алкоголизма в моло­дежной среде является уже не просто острой, а угрожаю­щей, так как среди больных алкоголизмом и алкоголь­ным психозом растет количество детей до 14 лет.

Самосохранительное поведение отражает жизненные установки индивида, а также трансформации в области ценностей общества и отношения к такой ценности, как здоровье. Но надо учитывать, что здоровье человека за­висит от самого человека: его демографических данных (пол, возраст, национальность), генетических, психичес­ких, индивидуальных особенностей (тип нервной систе­мы, личностные особенности). Особенное внимание ис­следователей привлекают тендерные аспекты изучения социального здоровья. Очевидно, что пол определенным образом влияет на самосохранительное поведение инди­вида. Среди женского пола процент курящих меньше, чем среди мужского, что объясняется как общественны­ми установками в отношении курящих женщин, так и предназначением женщины стать матерью, что налагает на нее определенные обязанности по отношению к соб­ственному здоровью.

Духовная безопасность общества может рассматри­ваться как категория, отражающая социальное здоровье социума, — не может общество духовно развиваться и быть духовно благополучным, если его население соци­ально нездорово и в нем фиксируются тенденции ухуд­шения здоровья всех категорий населения, прежде всего молодежи.

О необходимости качественно нового подхода к реше­нию задач в области социального здоровья молодых рос­сиян давно говорят исследователи, ссылаясь на объек­тивные показатели состояния социального здоровья мо­лодого поколения современной России и негативные процессы в молодежной среде: рост девиантности и ду­ховной деградации, падение уровня образования и под­готовки молодых специалистов, отчаяние и безысход­ность, рост экстремизма и т.д. и т.п., свидетельствую­щие о том, что момент критического накопления рисков в молодежной среде приближается.

Сложно приходится сегодня в России молодым лю­дям, так как их развитие, по мнению исследователей, определяется тремя группами противоречий и конфлик­тов: неравенством социального статуса молодежи, харак­тером ее взаимодействия с социальными институтами и социокультурными особенностями молодежи, но основ­ное противоречие проявляется в несоответствии внутрен­них условий развития молодежи внешним, т. е. соци­альных стремлений молодых людей социальным услови­ям, определяющим возможности их удовлетворения в основных сферах общественного производства, в резуль­тате чего развитие молодежи осуществляется через по­стоянное, непрекращающееся преодоление противоречий и конфликтов.

Такие условия социального развития российской мо­лодежи являются основным фактором снижения соци­ального самочувствия молодежи, роста неуверенности, неопределенности, апатии, экстремизма в ее среде, по­скольку сложно выстраивать жизненную траекторию в условиях, когда получение образования не гарантирует трудоустройства, а рождение в бедной семье ограничива­ет образовательные стремления и стратегии.

Безработица и жизненная неустроенности российской молодежи ведут к страшным последствиям, не всегда ос­вещающимся в прессе, но выявленным отечественными социологами, которые отмечают, что материальные про­блемы и жизненная неустроенность часто становятся по­водом для ухода из жизни. В последние десятилетия пе­ред Россией встала такая проблема, как большой про­цент смертности в молодежной среде, причем в структуре причин смертности молодых россиян выделяют несчаст­ный случай, суицид (в 2001 г., к примеру, причиной смер­ти каждого седьмого молодого россиянина (был несчаст­ный случай, а каждый десятый выпускник учреждений для детей-сирот оканчивает жизнь самоубийством) [7]. Суицидальное поведение характерно, как правило, для социально и материально неустроенной части молодежи. При этом показатели суицидальности среди нее не умень­шаются, что является ярким свидетельствам того, что социальная и молодежная политика в России абсолютно недейственны.

Состояние здоровья во многом определяется отношени­ем к Чему. В связи с этим следует привести результаты исследования, проведенного среди московских студентов, которое показало, что здоровье носит инструментальный характер, выступая средством достижения поставленных целей, удовлетворения разнообразных потребностей: каж­дый третий опрошенный (33,3%) считает, что «хорошее здоровье необходимо для благополучной жизни», каждый шестое (15,9%) полагает, что «плохое здоровье может по­мешать реализации жизненных планов», каждый десятый (4,3%) думает, что «быть здоровым сегодня престижно» [13]. Очевидно, что здоровье как самоценность не представ­лено в сознании молодежи, с чем и связаны актуализация проблемы здоровья и изменение отношения к нему боль­шинства молодежи только в случае болезни (46,8%) или при появлении ее первых признаков (35,1%).

Большие сложности в области социального здоровья отмечаются среди сельской молодежи, которая в еще боль­шей Степени ограничена в средствах и путях социальной мобильности, и уделом большинства из них становится безысходность и пассивное восприятие собственной жиз­ни, Изменить которую удается далеко не всем из тех, кто пытается это сделать. Молодых сельчан отличает мень­ший уровень жизненных притязаний, так как они осоз­нают', что имеют худшие стартовые возможности по срав­нению с городской молодежью. Провинциальную моло­дежь, в большей степени беспокоят такие социальные проблемы, как безработица, наличие преступности, эко­номическая нестабильность, высокие цены, жилищные проблемы, низкий уровень культуры в обществе, отсут­ствие социальных гарантий, проблема воинской служ­бы, «отсутствие понимания в отношениях со старшим по­колением. Уровень здоровья провинциальной молодежи соответствует общероссийским тенденциям и характери­зуется негативными тенденциями.

Очевидно, при изучении проблем социального разви­тия молодежи необходимо применять дифференцирован­ный подход, поскольку портрет молодежи весьма много­лик. Для изучения социального самочувствия и в целом здоровья молодежи целесообразно выявить факторы рис­ка, влияющие на здоровье молодежи. Изучение этих фак­торов в социологии основывается на описании совокуп­ности негативных форм жизнедеятельности субъектов, вызванных условиями, уровнем и качеством жизни, со­циально-экономической и политической нестабильностью в сфере общественных отношений, неблагоприятной эко­логической средой, вредными привычками, отсутствием навыков физической культуры, социальной поддержки, невозможностью получения квалифицированной помощи и слабым развитием инфраструктуры здравоохранения, низкой эффективностью социальной политики государ­ства в сфере поддержки семьи и молодежи.

Факторы риска группируются учеными в определен­ные типы, среди которых выделяются: биологические, касающиеся численности и состава населения, возраст-но-половых и генетических признаков, адаптационных возможностей, эмоционально-психических особенностей; природно-географические, включающие такие компонен­ты физической среды, как почва, воздух, вода, климат, растительность; социально-экономические и психологи­ческие, к которым относятся общественно-политический строй, духовная культура, образ жизни, стиль поведе­ния, степень урбанизации и территориальной мобильно­сти, состояние окружающей среды, уровень дохода, ус­ловия труда, быта и питания, жилье; уровень развития здравоохранения и медицинской науки.

Согласно данным опроса ВЦИОМ, посвященного про­блемам российского здравоохранения и реализации наци­онального проекта «Здоровье» (опрос проводился в 2006 г., всего было опрошено 1600 респондентов), 60% населения оценивают положение дел в сфере здравоохранения как плохое или скорее плохое; среди пользователей услуг поликлиник 49% недовольны их качеством. Известный национальный проект под названием «Здоровье» стал следствием такой негативной ситуации в сфере здравоох­ранения. В его рамках реализуются два основных направ­ления:

■ развитие первичной медико-санитарной помощи, вклю­чающей мероприятия по подготовке и переподготовке врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и врачей-педиатров, по увеличению за­работной платы медицинским работникам первичного звена, укреплению материально-технической базы, про­филактике ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, введению новых программ обследования для новорожденных, а также оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности и родов;

■ обеспечение населения высокотехнологической медицинской помощью, что подразумевает строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовку для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала. Необходимо добавить, что у наших соотечественни­ков сложилась устойчивая тенденция, характеризующа­яся состоянием страха при посещении больниц и поли­клиник. Это подтверждают результаты известного социологического исследования «Чего опасаются россияне?», в рамках которого социологи попытались выяснить категории страхов и тревог, возникающих у россиян в раз­личных ситуациях, и оказалось, что среди ситуаций, про­воцирующих страх и тревожность у наших сограждан, наиболее значимыми стали:

■ «уличные страхи» — именно их испытывает почти треть опрошенных (30%). С учетом довольно высокого уровня уличной преступности в России актуализация этих страхов представляется понятной и ожидаемой;

■ страх, который испытывает четверть россиян во время посещений государственных учреждений, таких как милиция, суд, административные органы (25%). В боль­шинстве случаев тревожность — это реакция на необходимость контактов с чиновниками, которые часто проявляют раздражение, безразличие при общении с гражданами, обращающимися к ним за помощью;

■ страх и тревожность, которые испытывают россияне (23%) в больницах, поликлиниках, что может быть обусловлено несколькими причинами, среди которых как плохое состояние здоровья (собственного, близ­ких), так и возможность получить некачественную медицинскую помощь, столкнуться с непрофессиона­лизмом и грубостью персонала.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что в ряду носителей угроз первое место занимают представи­тели, казалось бы, одной из самых гуманных профессий — врачи, медицинские работники.

Уровень социального здоровья во многом определяет­ся адаптационными возможностями и адаптационным по­тенциалом индивида и общества. Для современного рос­сийского общества, по мнению исследователей, характе­рен в большей степени пониженный тип адаптации или «вынужденная» адаптация, определяемая таким обра­зом в соответствии с тем, что большинство россиян в про­цессе социальной адаптации ориентированы не на актив­ное приспособление к социальным условиям, и тем более не на их изменение, а на простое выживание.

В этой ситуации именно молодежь проявляет боль­шую степень адаптированности по сравнению со старшим поколением, не все представители которого смогли ус­пешно изменить механизмы и стратегии жизненной адап­тации в соответствии с новыми условиями.

Исследователи отмечают рост самостоятельности среди молодежи как следствие необходимости выра­батывать собственные стратегии адаптации и выжива­ния в изменяющихся социальных реалий, новых как для них, так и для их предшественников, чей соци­альный опыт уже не может принести эффективного ре­зультата, так как он был сформирован в шринципиально иных идеологических и экономических условиях.


Рост самостоятельности молодежи, по мнению Ю. А. Зу­бок, отразился на межпоколенных отношениях, и речь здесь идет о том, что молодежь стала меньше зависеть материально от родителей: если в 1999 г. материальной помощью родителей пользовалось 85,6% молодежи, то в 2002 г. — 83,5%. По мере роста субъектности молодежь будет становиться более независимой во всех отношени­ях, однако в российском обществе этот процесс затянет­ся на долгие годы, поскольку семья, родители по-пре­жнему выступают базой, фундаментом становления субъектности молодежи, и семейной поддержкой пользу­ется пока еще подавляющее количество молодых людей, и в этом вина также социума, который не предоставляет возможности личностной - успешной адаптации молоде­жи на профессиональном, семейном и т. д. уровне без апелляции к помощи родителей.

В условиях, когда семья, родители, близкие родствен­ники и друзья являются основным гарантом успешности и стабильности молодежи, ее интерес к делам обществен­ным и государственным снижается, и сегодня молодое поколение России отличается аполитичностью, соци­альным инфантилизмом, проявляющимся нежеланием по­гружаться в сущность проблем общероссийского масш­таба, переживать за судьбу отечества и его граждан. Ча­сто молодежь обвиняют в равнодушии, безразличии, эгоизме. А кто ее сделал такой, если не само общество, отказавшееся от самого дорогого, что у него было — сво­их детей? Разрушенная система социализации, интегра­ции в социум на основе межпоколенческой преемствен­ности и государственной поддержки выбросила на обо­чину социальной жизни самое активное, инновационное и авангардное для всех обществ поколение — молодежь, предоставив ее самой себе, оставив ее наедине со своими проблемами, результатом чего стало формирование жиз­ненного кредо молодежи, в основе которого главными являются личные интересы, личный успех и независи­мость, в том числе часто и от норм и правил социума.

С этим и связан рост девиантности, делинквентности мо­лодежи, не желающей, не стремящейся придерживаться законов общества, покинувшего свое молодое поколение. Конечно, в данном контексте речь идет преимуществен­но о той части молодежи, которая нуждается в социаль­ной и государственной поддержке. Именно эта социаль­но неблагополучная часть российской молодежи попол­няет криминальный мир, который распространяет на нее свое негативное влияние. Однако пока будет оставаться острой проблема социальной интеграции молодых людей с ограниченными возможностями, детей-сирот, подрост­ков из неблагополучных семей, мы не решим проблему молодежной преступности.

Рост молодежного экстремизма также связывается ис­следователями с ростом числа неблагополучной молоде­жи, низкий образовательный и культурный уровень ко­торой, жизненная неустроенность и безразличие со сто­роны общества становятся источником экстремистских настроений и различных девиаций в молодежной среде. Экстремизм все чаще проявляется в политической, экономической, социальной, религиозной и других сфе­рах общественной жизни и имеет свои особенности в мо­лодежной среде, которые вытекают из сущности молоде­жи как социальной группы и определяются переходным характером становления ее субъектности.

Экстремальные формы поведения молодежи высту­пают своеобразной формой защиты от общества, в кото­ром она занимает маргинальное положение в силу своего социально-демографического статуса, возраста. В процессе взаимодействия молодежи с обществом, при столкнове­нии с его жесткими требованиями возникают внешние противоречия, которые нередко проявляются в дискри­минации молодежи по возрастному признаку, в наруше­нии ее прав в образовании, труде, профессиональной де­ятельности, сфере культуры, семейных отношениях, ог­раничении возможностей ее физического и духовного развития, ущемлении прав личности. Молодежь начинает искать «своих» в этом «чужом» для нее мире, в котором так сложно обрести свое место, понимание, поддержку. Таким образом, в процессе преодоления молодежью своего маргинального положения происходит ее взросле­ние, становление, духовное и физическое созревание, фор­мирование системы ценностей, в которой отражается ее духовный мир, ее мечты, надежды, цели, способы их до­стижения, отношение к обществу, людям, себе — в об­щем, все то, что выступает ключевым для понимания, изучения и объяснения специфики и потенциала разви­тия каждого общества. Ценностные компоненты явля­ются важнейшими компонентами структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, на­копленный личностью в ее индивидуальном развитии. К этому мы бы еще добавили, что ценностные компонен­ты отражают не только накопленный жизненный опыт индивида, но и его поколенческой группы, а также они характеризуют ценностный облик всего общества, про­цессы его эволюции, трансформации.

Влияние системы ценностей молодежи на обеспече­ние духовной безопасности России.Отношение к молоде­жи в обществе, к ее социальной роли и статусу в каждый исторический период складывается различное, в зависи­мости от общественных целей, характера и особенностей господствующей политики и идеологии. В отечественной научной среде также сложилось сложное и противоречи­вое отношение к молодежи и ее развитию, но общим яв­ляется то, что, независимо от оценок самих молодых рос­сиян, объективный подход не позволяет делать оптимис­тичные прогнозы в отношении ее будущего. Среди тенденций социальных изменений в молодежной среде, свидетельствующих о весьма неблагоприятном сценарии ее развития, можно выделить следующие:

■ общее ухудшение характеристик поколения без осо­бых положительных изменений: быстрое снижение об­разовательного и культурного уровня молодого поко­ления;

■ нравственная деградация поколения в целом, выра­женная как в криминализации сознания и поведе­ния, так и в снижении нравственного порога допус­тимого, что неизбежно расширяет базу экстремизма;

■ снижение показателей гражданственности и патрио­тизма;

■ рост экстремистских тенденций в молодежной среде при общей социальной апатии на фоне социальной неустойчивости всего общества;

■ рост право- и леворадикальных группировок и повы­шение их влияния на молодежь;

■ гипертрофия этнических процессов не только с рез­ким взлетом межнациональной неприязни, но и рос­том неприязни субэтнической и межрегиональной в рамках одного этноса, при этом крайний национализм станет нормой;

■ усиление эмиграционных тенденций наиболее обра­зованной части молодежи при активном участии в этом процессе зарубежных НПО;

■ снижение рождаемости;

■ резкий рост наркомании, в меньшей степени алкого­лизма практически во всех слоях общества, и когда си­туация в этом отношении выйдет из-под контроля, как следствие — подрыв и разрушение генофонда нации;

■ реальный разрыв преемственности поколений не толь­ко по идеологическим, но и по нравственным харак­теристикам.

В соответствии с данными тенденциями молодежь ут­рачивает стратегическое видение своего будущего и воз­можность воплощать его в жизнь в соответствии с потреб­ностями общества, а также роль передовой группы обще­ства, а следовательно, перестает быть его стратегическим ресурсом. «Молодежь — наиболее динамичная и в то же время уязвимая часть нашего общества, — подчеркнул Президент РФ В. В. Путин. — Она способна на многое и нуждается в поддержке, поощрении, здоровой жизненной среде и надежных социальных гарантиях».

В рамках культуры каждого общества складывается своя шкала ценностей, обусловленная социокультурны­ми, историческими, политическими, экономическими ус­ловиями развития социума. Социальные ценности под­разделяются на следующие категории: глобальные как условие для существования других ценностей, нацио­нальные как совокупность материальных и духовных ценностей личности, общества и государства, материаль­ные как отражение деятельности людей в материальной сфере производства, духовные как отражение деятельно­сти людей в духовной сфере, политические, служащие ориентиром для деятельности в политической сфере, эт­нические, отражающие материальные и духовные цен­ности отдельного этноса, семейные, отражающие пред­ставления людей о том, какой должна быть семья, како­вы ее функции в обществе, и др.

Одним из самых крупных разделений является их гра­дация на терминальные и инструментальные ценности. Под первыми, как правило, понимаются базовые ценнос­ти или ценности-цели, отражающие некоторые абстракт­но выраженные представления о желаемом и эмоциональ­но привлекательном для личности, в то время как инстру­ментальные определяются важностью выбора тех или иных способов достижения целей и представляют собой нормы, средства, качества людей, делающих возможным дости­жение целей. Терминальные ценности обладают большей устойчивостью в отличие от инструментальных, их изме­нение представляется процессом, растянутым во времени.

Ценности придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости. Собственно, через систему ценностей, накопившихся в культуре, и осуществляет­ся регуляция человеческой деятельности. Именно по­этому ценности можно рассматривать как гарант духов­ной безопасности общества, а изменения в них — как уг­розу безопасности общества. Разрушение социума, его целостности, единства начинается с разрушения его сис­темы ценностей. Ни одна война, которых было достаточно много в истории России, так разрушительно не подейство­вала на целостность российского общества, как аксиоло­гическая революция, перевернувшая представления рос­сиян обо всем, что окружало и составляло сущность их бытия. Соответственно, изменения произошли и во всех значимых сферах жизнедеятельности общества, отразив­шись на поведенческих установках в семейной, професси­ональной, политической, экономической сферах. Ценнос­ти придают значимость человеческому поведению, наде­ляя его социальным аспектом и ограничивая рамками той культуры, в которой сформировалась определенная систе­ма ценностей.

Ценности можно определить как обобщенные пред­ставления людей о целях и нормах своего поведения, воп­лощающие исторический опыт и концентрированно вы­ражающие смысл культуры отдельного этноса и всего че­ловечества. Отражая специфику общества и условия его развития, ценности вместе с тем представляют собой личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека. Регулирующая функция ценностей проявляется в том, что посредством ценностей в том или ином обществе формируются стандарты куль­турных оценок, определяется иерархия жизненных целей и выбор методов их достижения.

В обеспечении духовной безопасности общества до­минирующую роль играют духовные ценности, на осно­ве которых происходит удовлетворение потребности лю­дей (социальных групп) в совершенствовании, развитии их духовного мира, в насыщении сознания и души чело­века знаниями, чувствами, идеалами. По мере динамики общественного развития, а также в ситуации коренных социальных трансформаций потребности людей, а также баланс между духовными и утилитарными (терминаль­ными и инструментальными) ценностями могут суще­ственно меняться, что мы и наблюдаем в современном российском обществе. Любые социальные изменения могут иметь как пози­тивный характер, так и негативный. Так и ценности, вы­ступая катализатором изменения сознания индивида, мо­гут не только ускорить проводимые преобразования, но и затормозить их [21]. Таким образом, оценить характер ценностных изменений в обществе и степень их позитив­ности можно через анализ жизнедеятельности социальных групп. Наиболее важную информацию в данном ключе можно получить при изучении ценностного содержания жизнедеятельности молодежи, которая является наибо­лее мобильной частью общества.

Молодежь многолика, аспекты ее исследования раз­личны, как и спектр проблем, существующих в ее среде, поэтому в социологии молодежи и исследованиях, по­священных изучению ее ценностного пространства, сло­жилось множество оценок, мнений, позиций, а также на­учных подходов, ориентированных на актуализацию мо­лодежной проблематики и поиск оптимальных путей ее разрешения. Авторы, независимо от региона исследова­ния, его выборки и методов, а также полученных выво­дов, отмечают противоречивость и неоднозначность про­цесса изменения ценностей в молодежной среде, описы­вают как позитивные стороны данного процесса, так и негативные, связанные с утратой доминирующих пози­ций в системе ценностей молодежи, направленных на до­стижение общественных целей, общественного благопо­лучия. Одним словом, индивидуализм молодежи и ее стремление к успеху расценивается не всегда позитивно как учеными, так и старшим населением общества.

Необходимо отметить важность регионального аспекта в изучении молодежной проблематики, так как российская молодежь весьма разнородна и одним из показателей ее неодинаковости является региональный фактор. Исследо­вателями было подмечено, что дифференциация ценност­ных установок российской молодежи в том числе обуслов­лена регионом проживания. Наверное, ни у кого не будет вызывать сомнений тот факт, что межэтническая, миграционная напряженность в ряде регионов России, и в част­ности на Северном Кавказе, вооруженные военно-полити­ческие и межнациональные конфликты способствуют из­менению мироощущения, жизненного настроя и ценност­ных ориентации жителей данных конфликтных регионов. Соответственно их жизненные и ценностные позиции, от­ношение к российской реальности будут отличаться от жизненных приоритетов и ценностей жителей других ре­гионов, не испытывающих подобных социальных, этно-конфессиональных и иных сложностей, связанных с раз­жиганием межнациональных конфликтов. В регионах, на­ходящихся в зоне военных конфликтов, межэтнической и миграционной напряженности, уровень тревожности и бес­покойства среди населения гораздо выше, чем в других, относительно спокойных в этом отношении регионах.

Так, ученые отмечают, что трудности, с которыми сталкиваются молодые жители Северного Кавказа, ска­зываются на социально-психологическом состоянии, оп­ределении ими своей жизни как проблемной, хотя и в разной степени: наибольшее число постоянно испытыва­ющих беспокойство проживает в Карачаево-Черкесии (30,4%), наименьшее— на Кубани (15,8%).

Исследователями также в качестве отдельной группы выделяется студенческая молодежь как наиболее образо­ванная, мобильная, определяющая будущий духовный и образовательный потенциал страны часть россиян, через которую инновации преломляются в социальной практи­ке с наибольшей скоростью. Количество работ, посвящен­ных изучению ценностного мира молодежи в России, про­сто огромное, и трудно выделить среди них лучшие.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.