|
Тема 10. МОЛОДЕЖЬ И ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
Духовное и физическое самочувствие молодежи, ее ценностный мир являются основным гарантом духовной безопасности общества, так как именно молодежь является его основным социальным ресурсом, а также олицетворением его будущего. В данном контексте наиболее актуальными проблемами в числе проблем, связанных с обеспечением духовной безопасности общества, являются социальное здоровье и система ценностей молодежи.
Молодежь с ее инновационным, адаптационным, интеллектуальным потенциалом выступает как движущая сила трансформационного процесса в современном российском обществе; следовательно, социально-трансформационный потенциал общества определяется потенциалом его молодого поколения. Но в этом и заключается основная проблема современной России — отмечается снижение социального самочувствия молодого поколения, адаптация которого к сложным социально-экономическим условиям пореформенной России протекает не всегда эффективно и имеет ряд деструктивных последствий.
Социальное здоровье молодежи как отражение ее отношения к жизни, к себе, к обществу самым тесным образом связано с системой ценностей, регулирующей поведение молодых людей в различных сферах жизнедеятельности. Основной проблемой в данном ракурсе является осмысление проблемы трансформации системы ценностей молодых россиян и влияние данного процесса на духовное благополучие российского общества.
Социальное здоровье молодежи как индикатор духовной безопасности России.Главное противоречие социального развития молодежи вытекает из дисгармонии процессов становления субъектности молодого поколения в разных сферах общественного производства. Сравнение показывает, что темпы духовного развития молодежи значительно отстают от темпов ее развития в материальном производстве. Само понятие здоровья может рассматриваться со следующих позиций: как отсутствие болезней; как тождественное понятию «норма», как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант. Общим для этих определений является понимание здоровья как чего-то отличного от состояния болезни.
О. Г. Кирилюк подчеркивает, что, поскольку специфика здоровья не может быть ограничена отдельными (биологическими, социальными или духовными) аспектами бытия, оно становится предметом междисциплинарного исследования, и на основании обобщения социологических подходов к проблеме здоровья ученая выделяет следующие парадигмы:
1) нормоцентрическая: здоровье рассматривается как совокупность среднестатистических норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования и поведения в сочетании с нормальными показателями соматического состояния индивида (В. М. Розин);
2) феноменологическая: проблемы здоровья и болезни трактуются как фундаментальные аспекты или вариации индивидуального, неповторимого способа бытия в мире, они включены в субъективную картину мира и могут быть постигнуты лишь в ее контексте (К. Ясперс, Р.Д. Лэнг и др.);
3) холистическая: здоровье понимается как обретаемая индивидом в процессе его становления целостность, предполагающая личностную зрелость (Г. Оллпорт), интеграцию жизненного опыта (К. Роджерс) и примирение, синтез фундаментальных противоречий человеческого существования или интрапсихических полярностей (К. Юнг);
4) кросс-культурная: здоровье — это социокультурная переменная; его характеристики относительны и детерминированы специфическими социальными условиями, культурным контекстом, своеобразием национального образа жизни и образа мира (Ж. В. Эатон, Р. Л. Вилл);
5) дискурсивная: любое представление о здоровье может быть исследовано как продукт определенного дискурса, имеющего собственную внутреннюю логику конструирования или концептуализации социальной и психической реальности (М. Фуко);
6) аксиологическая: здоровье выступает как универсальная человеческая ценность, соотносится с основными ценностными ориентациями личности и занимает ведущее положение в ценностной иерархии. Доминирование тех или иных ценностей, так же как и их переоценка, рассматривается в качестве фактора, определяющего здоровье индивида или негативно влияющего на него (Платон); А. Маслоу рассматривал высшие ценности как детерминанты здорового и полноценного развития индивидуума;
7) интегративная: объяснительные принципы, модели и концептуальные схемы признаются адекватными способами изучения здоровья на разных уровнях человеческого бытия.
Н. Любецкий и А. Князев под здоровьем понимают норму и гармонию генетического, физического, психосоциального (духовного) состояния и развития индивида, рода (семьи), народа.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) интерпретирует здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Но данное определение, на наш взгляд, несколько сужает содержание такого социального явления, как здоровье. Социологический подход нам представляется более адекватным для отражения его сущности. Данный подход базируется на исследовании социальных аспектов здоровья, поскольку «здоровье как социальный феномен не может быть сведено к простой сумме нормативных показателей, но представляет собой системное качество, характеризующее человеческое бытие в его целостности».
Социальное здоровье находит свое отражение в следующих характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация (равновесие) к физической и общественной среде, направленность на общественно полезное дело, культура потребления, эмпатия, ответственность перед другими, альтруизм, демократизм в поведении.
С понятием социального здоровья часто в литературе связываются такие понятия, как «качество жизни», «продолжительность жизни». Качество жизни, по мнению исследователей, может рассматриваться как группа показателей социально-экономического характера, а именно: уровень продолжительности жизни человека, уровень занятости населения, развития сферы услуг, образования, социального обеспечения, медицинского обслуживания, потребление продуктов питания, жилищные условия, финансовое положение семьи, репродуктивное здоровье, дешевое водоснабжение, санитария и социальная востребованность личности [16].
Социальное здоровье нельзя сводить к клиническим проявлениям организма, поскольку оно отражает прежде всего систему взаимоотношений между индивидом и обществом. На состояние социального здоровья влияют макро- и микрофакторы, к которым относятся процессы глобализации, экологическое состояние окружающей среды, социальные катастрофы (войны, национально-этнические конфликты, революции), экстремальные ситуации, техногенные и природные катастрофы, социальная структура общества и возможности социальной мобильности, государственная политика в области здравоохранения, семейная политика государства, состояние основных социальных институтов, отвечающих за воспитание и поддержание здоровья членов общества.
Спектр социальных болезней постоянно расширяется, и если в советское время к ним относили болезни, возникновение и распространение которых зависело от условий социально-экономического строя (туберкулез, венерические заболевания, алкоголизм, наркомания, рахит, авитаминоз, а также некоторые профессиональные заболевания), то в настоящее время к ним относят как сугубо медицинские заболевания (диабет, СПИД, неврозы), так и заболевания чисто социального характера (игромания, ксенофобия, бездетность, сиротство). Более того, психологи склонны рассматривать в контексте социальных болезней даже такое заболевание современности, как конформизм.
Исследователи отмечают, что современное общество имеет выраженные симптомы социального нездоровья, к которым относятся рост нервных заболеваний и суицидов, всплеск алкоголизма и наркомании, а также рост заболеваемости социальными инфекционными болезнями: туберкулезом, гепатитами, ВИЧ-инфекциями и в целом инфекциями, передающимися половым путем.
Важной категорией при изучении социального здоровья является «отношение к здоровью», а также его вариации — «самосохранительное отношение и поведение» и «саморазрушительное отношение и поведение». Понятие самосохранительного поведения в социологии и социальной демографии трактуется как действия и отношения, направленные на сохранение здоровья в течение полного жизненного цикла. Традиционный подход к исследованию самосохранительного поведения связан с наличием вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков и пр.). В частности, ежегодно, по данным ВОЗ, от вызванных табаком болезней в мире умирает 5 млн жителей планеты. В молодежной среде процветают алкоголизм, наркомания, и при этом подавляющее большинство потребителей наркотиков и алкоголя — молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет. Проблема алкоголизма в молодежной среде является уже не просто острой, а угрожающей, так как среди больных алкоголизмом и алкогольным психозом растет количество детей до 14 лет.
Самосохранительное поведение отражает жизненные установки индивида, а также трансформации в области ценностей общества и отношения к такой ценности, как здоровье. Но надо учитывать, что здоровье человека зависит от самого человека: его демографических данных (пол, возраст, национальность), генетических, психических, индивидуальных особенностей (тип нервной системы, личностные особенности). Особенное внимание исследователей привлекают тендерные аспекты изучения социального здоровья. Очевидно, что пол определенным образом влияет на самосохранительное поведение индивида. Среди женского пола процент курящих меньше, чем среди мужского, что объясняется как общественными установками в отношении курящих женщин, так и предназначением женщины стать матерью, что налагает на нее определенные обязанности по отношению к собственному здоровью.
Духовная безопасность общества может рассматриваться как категория, отражающая социальное здоровье социума, — не может общество духовно развиваться и быть духовно благополучным, если его население социально нездорово и в нем фиксируются тенденции ухудшения здоровья всех категорий населения, прежде всего молодежи.
О необходимости качественно нового подхода к решению задач в области социального здоровья молодых россиян давно говорят исследователи, ссылаясь на объективные показатели состояния социального здоровья молодого поколения современной России и негативные процессы в молодежной среде: рост девиантности и духовной деградации, падение уровня образования и подготовки молодых специалистов, отчаяние и безысходность, рост экстремизма и т.д. и т.п., свидетельствующие о том, что момент критического накопления рисков в молодежной среде приближается.
Сложно приходится сегодня в России молодым людям, так как их развитие, по мнению исследователей, определяется тремя группами противоречий и конфликтов: неравенством социального статуса молодежи, характером ее взаимодействия с социальными институтами и социокультурными особенностями молодежи, но основное противоречие проявляется в несоответствии внутренних условий развития молодежи внешним, т. е. социальных стремлений молодых людей социальным условиям, определяющим возможности их удовлетворения в основных сферах общественного производства, в результате чего развитие молодежи осуществляется через постоянное, непрекращающееся преодоление противоречий и конфликтов.
Такие условия социального развития российской молодежи являются основным фактором снижения социального самочувствия молодежи, роста неуверенности, неопределенности, апатии, экстремизма в ее среде, поскольку сложно выстраивать жизненную траекторию в условиях, когда получение образования не гарантирует трудоустройства, а рождение в бедной семье ограничивает образовательные стремления и стратегии.
Безработица и жизненная неустроенности российской молодежи ведут к страшным последствиям, не всегда освещающимся в прессе, но выявленным отечественными социологами, которые отмечают, что материальные проблемы и жизненная неустроенность часто становятся поводом для ухода из жизни. В последние десятилетия перед Россией встала такая проблема, как большой процент смертности в молодежной среде, причем в структуре причин смертности молодых россиян выделяют несчастный случай, суицид (в 2001 г., к примеру, причиной смерти каждого седьмого молодого россиянина (был несчастный случай, а каждый десятый выпускник учреждений для детей-сирот оканчивает жизнь самоубийством) [7]. Суицидальное поведение характерно, как правило, для социально и материально неустроенной части молодежи. При этом показатели суицидальности среди нее не уменьшаются, что является ярким свидетельствам того, что социальная и молодежная политика в России абсолютно недейственны.
Состояние здоровья во многом определяется отношением к Чему. В связи с этим следует привести результаты исследования, проведенного среди московских студентов, которое показало, что здоровье носит инструментальный характер, выступая средством достижения поставленных целей, удовлетворения разнообразных потребностей: каждый третий опрошенный (33,3%) считает, что «хорошее здоровье необходимо для благополучной жизни», каждый шестое (15,9%) полагает, что «плохое здоровье может помешать реализации жизненных планов», каждый десятый (4,3%) думает, что «быть здоровым сегодня престижно» [13]. Очевидно, что здоровье как самоценность не представлено в сознании молодежи, с чем и связаны актуализация проблемы здоровья и изменение отношения к нему большинства молодежи только в случае болезни (46,8%) или при появлении ее первых признаков (35,1%).
Большие сложности в области социального здоровья отмечаются среди сельской молодежи, которая в еще большей Степени ограничена в средствах и путях социальной мобильности, и уделом большинства из них становится безысходность и пассивное восприятие собственной жизни, Изменить которую удается далеко не всем из тех, кто пытается это сделать. Молодых сельчан отличает меньший уровень жизненных притязаний, так как они осознают', что имеют худшие стартовые возможности по сравнению с городской молодежью. Провинциальную молодежь, в большей степени беспокоят такие социальные проблемы, как безработица, наличие преступности, экономическая нестабильность, высокие цены, жилищные проблемы, низкий уровень культуры в обществе, отсутствие социальных гарантий, проблема воинской службы, «отсутствие понимания в отношениях со старшим поколением. Уровень здоровья провинциальной молодежи соответствует общероссийским тенденциям и характеризуется негативными тенденциями.
Очевидно, при изучении проблем социального развития молодежи необходимо применять дифференцированный подход, поскольку портрет молодежи весьма многолик. Для изучения социального самочувствия и в целом здоровья молодежи целесообразно выявить факторы риска, влияющие на здоровье молодежи. Изучение этих факторов в социологии основывается на описании совокупности негативных форм жизнедеятельности субъектов, вызванных условиями, уровнем и качеством жизни, социально-экономической и политической нестабильностью в сфере общественных отношений, неблагоприятной экологической средой, вредными привычками, отсутствием навыков физической культуры, социальной поддержки, невозможностью получения квалифицированной помощи и слабым развитием инфраструктуры здравоохранения, низкой эффективностью социальной политики государства в сфере поддержки семьи и молодежи.
Факторы риска группируются учеными в определенные типы, среди которых выделяются: биологические, касающиеся численности и состава населения, возраст-но-половых и генетических признаков, адаптационных возможностей, эмоционально-психических особенностей; природно-географические, включающие такие компоненты физической среды, как почва, воздух, вода, климат, растительность; социально-экономические и психологические, к которым относятся общественно-политический строй, духовная культура, образ жизни, стиль поведения, степень урбанизации и территориальной мобильности, состояние окружающей среды, уровень дохода, условия труда, быта и питания, жилье; уровень развития здравоохранения и медицинской науки.
Согласно данным опроса ВЦИОМ, посвященного проблемам российского здравоохранения и реализации национального проекта «Здоровье» (опрос проводился в 2006 г., всего было опрошено 1600 респондентов), 60% населения оценивают положение дел в сфере здравоохранения как плохое или скорее плохое; среди пользователей услуг поликлиник 49% недовольны их качеством. Известный национальный проект под названием «Здоровье» стал следствием такой негативной ситуации в сфере здравоохранения. В его рамках реализуются два основных направления:
■ развитие первичной медико-санитарной помощи, включающей мероприятия по подготовке и переподготовке врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и врачей-педиатров, по увеличению заработной платы медицинским работникам первичного звена, укреплению материально-технической базы, профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, введению новых программ обследования для новорожденных, а также оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности и родов;
■ обеспечение населения высокотехнологической медицинской помощью, что подразумевает строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовку для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала. Необходимо добавить, что у наших соотечественников сложилась устойчивая тенденция, характеризующаяся состоянием страха при посещении больниц и поликлиник. Это подтверждают результаты известного социологического исследования «Чего опасаются россияне?», в рамках которого социологи попытались выяснить категории страхов и тревог, возникающих у россиян в различных ситуациях, и оказалось, что среди ситуаций, провоцирующих страх и тревожность у наших сограждан, наиболее значимыми стали:
■ «уличные страхи» — именно их испытывает почти треть опрошенных (30%). С учетом довольно высокого уровня уличной преступности в России актуализация этих страхов представляется понятной и ожидаемой;
■ страх, который испытывает четверть россиян во время посещений государственных учреждений, таких как милиция, суд, административные органы (25%). В большинстве случаев тревожность — это реакция на необходимость контактов с чиновниками, которые часто проявляют раздражение, безразличие при общении с гражданами, обращающимися к ним за помощью;
■ страх и тревожность, которые испытывают россияне (23%) в больницах, поликлиниках, что может быть обусловлено несколькими причинами, среди которых как плохое состояние здоровья (собственного, близких), так и возможность получить некачественную медицинскую помощь, столкнуться с непрофессионализмом и грубостью персонала.
Парадоксальность ситуации заключается в том, что в ряду носителей угроз первое место занимают представители, казалось бы, одной из самых гуманных профессий — врачи, медицинские работники.
Уровень социального здоровья во многом определяется адаптационными возможностями и адаптационным потенциалом индивида и общества. Для современного российского общества, по мнению исследователей, характерен в большей степени пониженный тип адаптации или «вынужденная» адаптация, определяемая таким образом в соответствии с тем, что большинство россиян в процессе социальной адаптации ориентированы не на активное приспособление к социальным условиям, и тем более не на их изменение, а на простое выживание.
В этой ситуации именно молодежь проявляет большую степень адаптированности по сравнению со старшим поколением, не все представители которого смогли успешно изменить механизмы и стратегии жизненной адаптации в соответствии с новыми условиями.
Исследователи отмечают рост самостоятельности среди молодежи как следствие необходимости вырабатывать собственные стратегии адаптации и выживания в изменяющихся социальных реалий, новых как для них, так и для их предшественников, чей социальный опыт уже не может принести эффективного результата, так как он был сформирован в шринципиально иных идеологических и экономических условиях.
Рост самостоятельности молодежи, по мнению Ю. А. Зубок, отразился на межпоколенных отношениях, и речь здесь идет о том, что молодежь стала меньше зависеть материально от родителей: если в 1999 г. материальной помощью родителей пользовалось 85,6% молодежи, то в 2002 г. — 83,5%. По мере роста субъектности молодежь будет становиться более независимой во всех отношениях, однако в российском обществе этот процесс затянется на долгие годы, поскольку семья, родители по-прежнему выступают базой, фундаментом становления субъектности молодежи, и семейной поддержкой пользуется пока еще подавляющее количество молодых людей, и в этом вина также социума, который не предоставляет возможности личностной - успешной адаптации молодежи на профессиональном, семейном и т. д. уровне без апелляции к помощи родителей.
В условиях, когда семья, родители, близкие родственники и друзья являются основным гарантом успешности и стабильности молодежи, ее интерес к делам общественным и государственным снижается, и сегодня молодое поколение России отличается аполитичностью, социальным инфантилизмом, проявляющимся нежеланием погружаться в сущность проблем общероссийского масштаба, переживать за судьбу отечества и его граждан. Часто молодежь обвиняют в равнодушии, безразличии, эгоизме. А кто ее сделал такой, если не само общество, отказавшееся от самого дорогого, что у него было — своих детей? Разрушенная система социализации, интеграции в социум на основе межпоколенческой преемственности и государственной поддержки выбросила на обочину социальной жизни самое активное, инновационное и авангардное для всех обществ поколение — молодежь, предоставив ее самой себе, оставив ее наедине со своими проблемами, результатом чего стало формирование жизненного кредо молодежи, в основе которого главными являются личные интересы, личный успех и независимость, в том числе часто и от норм и правил социума.
С этим и связан рост девиантности, делинквентности молодежи, не желающей, не стремящейся придерживаться законов общества, покинувшего свое молодое поколение. Конечно, в данном контексте речь идет преимущественно о той части молодежи, которая нуждается в социальной и государственной поддержке. Именно эта социально неблагополучная часть российской молодежи пополняет криминальный мир, который распространяет на нее свое негативное влияние. Однако пока будет оставаться острой проблема социальной интеграции молодых людей с ограниченными возможностями, детей-сирот, подростков из неблагополучных семей, мы не решим проблему молодежной преступности.
Рост молодежного экстремизма также связывается исследователями с ростом числа неблагополучной молодежи, низкий образовательный и культурный уровень которой, жизненная неустроенность и безразличие со стороны общества становятся источником экстремистских настроений и различных девиаций в молодежной среде. Экстремизм все чаще проявляется в политической, экономической, социальной, религиозной и других сферах общественной жизни и имеет свои особенности в молодежной среде, которые вытекают из сущности молодежи как социальной группы и определяются переходным характером становления ее субъектности.
Экстремальные формы поведения молодежи выступают своеобразной формой защиты от общества, в котором она занимает маргинальное положение в силу своего социально-демографического статуса, возраста. В процессе взаимодействия молодежи с обществом, при столкновении с его жесткими требованиями возникают внешние противоречия, которые нередко проявляются в дискриминации молодежи по возрастному признаку, в нарушении ее прав в образовании, труде, профессиональной деятельности, сфере культуры, семейных отношениях, ограничении возможностей ее физического и духовного развития, ущемлении прав личности. Молодежь начинает искать «своих» в этом «чужом» для нее мире, в котором так сложно обрести свое место, понимание, поддержку. Таким образом, в процессе преодоления молодежью своего маргинального положения происходит ее взросление, становление, духовное и физическое созревание, формирование системы ценностей, в которой отражается ее духовный мир, ее мечты, надежды, цели, способы их достижения, отношение к обществу, людям, себе — в общем, все то, что выступает ключевым для понимания, изучения и объяснения специфики и потенциала развития каждого общества. Ценностные компоненты являются важнейшими компонентами структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. К этому мы бы еще добавили, что ценностные компоненты отражают не только накопленный жизненный опыт индивида, но и его поколенческой группы, а также они характеризуют ценностный облик всего общества, процессы его эволюции, трансформации.
Влияние системы ценностей молодежи на обеспечение духовной безопасности России.Отношение к молодежи в обществе, к ее социальной роли и статусу в каждый исторический период складывается различное, в зависимости от общественных целей, характера и особенностей господствующей политики и идеологии. В отечественной научной среде также сложилось сложное и противоречивое отношение к молодежи и ее развитию, но общим является то, что, независимо от оценок самих молодых россиян, объективный подход не позволяет делать оптимистичные прогнозы в отношении ее будущего. Среди тенденций социальных изменений в молодежной среде, свидетельствующих о весьма неблагоприятном сценарии ее развития, можно выделить следующие:
■ общее ухудшение характеристик поколения без особых положительных изменений: быстрое снижение образовательного и культурного уровня молодого поколения;
■ нравственная деградация поколения в целом, выраженная как в криминализации сознания и поведения, так и в снижении нравственного порога допустимого, что неизбежно расширяет базу экстремизма;
■ снижение показателей гражданственности и патриотизма;
■ рост экстремистских тенденций в молодежной среде при общей социальной апатии на фоне социальной неустойчивости всего общества;
■ рост право- и леворадикальных группировок и повышение их влияния на молодежь;
■ гипертрофия этнических процессов не только с резким взлетом межнациональной неприязни, но и ростом неприязни субэтнической и межрегиональной в рамках одного этноса, при этом крайний национализм станет нормой;
■ усиление эмиграционных тенденций наиболее образованной части молодежи при активном участии в этом процессе зарубежных НПО;
■ снижение рождаемости;
■ резкий рост наркомании, в меньшей степени алкоголизма практически во всех слоях общества, и когда ситуация в этом отношении выйдет из-под контроля, как следствие — подрыв и разрушение генофонда нации;
■ реальный разрыв преемственности поколений не только по идеологическим, но и по нравственным характеристикам.
В соответствии с данными тенденциями молодежь утрачивает стратегическое видение своего будущего и возможность воплощать его в жизнь в соответствии с потребностями общества, а также роль передовой группы общества, а следовательно, перестает быть его стратегическим ресурсом. «Молодежь — наиболее динамичная и в то же время уязвимая часть нашего общества, — подчеркнул Президент РФ В. В. Путин. — Она способна на многое и нуждается в поддержке, поощрении, здоровой жизненной среде и надежных социальных гарантиях».
В рамках культуры каждого общества складывается своя шкала ценностей, обусловленная социокультурными, историческими, политическими, экономическими условиями развития социума. Социальные ценности подразделяются на следующие категории: глобальные как условие для существования других ценностей, национальные как совокупность материальных и духовных ценностей личности, общества и государства, материальные как отражение деятельности людей в материальной сфере производства, духовные как отражение деятельности людей в духовной сфере, политические, служащие ориентиром для деятельности в политической сфере, этнические, отражающие материальные и духовные ценности отдельного этноса, семейные, отражающие представления людей о том, какой должна быть семья, каковы ее функции в обществе, и др.
Одним из самых крупных разделений является их градация на терминальные и инструментальные ценности. Под первыми, как правило, понимаются базовые ценности или ценности-цели, отражающие некоторые абстрактно выраженные представления о желаемом и эмоционально привлекательном для личности, в то время как инструментальные определяются важностью выбора тех или иных способов достижения целей и представляют собой нормы, средства, качества людей, делающих возможным достижение целей. Терминальные ценности обладают большей устойчивостью в отличие от инструментальных, их изменение представляется процессом, растянутым во времени.
Ценности придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости. Собственно, через систему ценностей, накопившихся в культуре, и осуществляется регуляция человеческой деятельности. Именно поэтому ценности можно рассматривать как гарант духовной безопасности общества, а изменения в них — как угрозу безопасности общества. Разрушение социума, его целостности, единства начинается с разрушения его системы ценностей. Ни одна война, которых было достаточно много в истории России, так разрушительно не подействовала на целостность российского общества, как аксиологическая революция, перевернувшая представления россиян обо всем, что окружало и составляло сущность их бытия. Соответственно, изменения произошли и во всех значимых сферах жизнедеятельности общества, отразившись на поведенческих установках в семейной, профессиональной, политической, экономической сферах. Ценности придают значимость человеческому поведению, наделяя его социальным аспектом и ограничивая рамками той культуры, в которой сформировалась определенная система ценностей.
Ценности можно определить как обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества. Отражая специфику общества и условия его развития, ценности вместе с тем представляют собой личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека. Регулирующая функция ценностей проявляется в том, что посредством ценностей в том или ином обществе формируются стандарты культурных оценок, определяется иерархия жизненных целей и выбор методов их достижения.
В обеспечении духовной безопасности общества доминирующую роль играют духовные ценности, на основе которых происходит удовлетворение потребности людей (социальных групп) в совершенствовании, развитии их духовного мира, в насыщении сознания и души человека знаниями, чувствами, идеалами. По мере динамики общественного развития, а также в ситуации коренных социальных трансформаций потребности людей, а также баланс между духовными и утилитарными (терминальными и инструментальными) ценностями могут существенно меняться, что мы и наблюдаем в современном российском обществе. Любые социальные изменения могут иметь как позитивный характер, так и негативный. Так и ценности, выступая катализатором изменения сознания индивида, могут не только ускорить проводимые преобразования, но и затормозить их [21]. Таким образом, оценить характер ценностных изменений в обществе и степень их позитивности можно через анализ жизнедеятельности социальных групп. Наиболее важную информацию в данном ключе можно получить при изучении ценностного содержания жизнедеятельности молодежи, которая является наиболее мобильной частью общества.
Молодежь многолика, аспекты ее исследования различны, как и спектр проблем, существующих в ее среде, поэтому в социологии молодежи и исследованиях, посвященных изучению ее ценностного пространства, сложилось множество оценок, мнений, позиций, а также научных подходов, ориентированных на актуализацию молодежной проблематики и поиск оптимальных путей ее разрешения. Авторы, независимо от региона исследования, его выборки и методов, а также полученных выводов, отмечают противоречивость и неоднозначность процесса изменения ценностей в молодежной среде, описывают как позитивные стороны данного процесса, так и негативные, связанные с утратой доминирующих позиций в системе ценностей молодежи, направленных на достижение общественных целей, общественного благополучия. Одним словом, индивидуализм молодежи и ее стремление к успеху расценивается не всегда позитивно как учеными, так и старшим населением общества.
Необходимо отметить важность регионального аспекта в изучении молодежной проблематики, так как российская молодежь весьма разнородна и одним из показателей ее неодинаковости является региональный фактор. Исследователями было подмечено, что дифференциация ценностных установок российской молодежи в том числе обусловлена регионом проживания. Наверное, ни у кого не будет вызывать сомнений тот факт, что межэтническая, миграционная напряженность в ряде регионов России, и в частности на Северном Кавказе, вооруженные военно-политические и межнациональные конфликты способствуют изменению мироощущения, жизненного настроя и ценностных ориентации жителей данных конфликтных регионов. Соответственно их жизненные и ценностные позиции, отношение к российской реальности будут отличаться от жизненных приоритетов и ценностей жителей других регионов, не испытывающих подобных социальных, этно-конфессиональных и иных сложностей, связанных с разжиганием межнациональных конфликтов. В регионах, находящихся в зоне военных конфликтов, межэтнической и миграционной напряженности, уровень тревожности и беспокойства среди населения гораздо выше, чем в других, относительно спокойных в этом отношении регионах.
Так, ученые отмечают, что трудности, с которыми сталкиваются молодые жители Северного Кавказа, сказываются на социально-психологическом состоянии, определении ими своей жизни как проблемной, хотя и в разной степени: наибольшее число постоянно испытывающих беспокойство проживает в Карачаево-Черкесии (30,4%), наименьшее— на Кубани (15,8%).
Исследователями также в качестве отдельной группы выделяется студенческая молодежь как наиболее образованная, мобильная, определяющая будущий духовный и образовательный потенциал страны часть россиян, через которую инновации преломляются в социальной практике с наибольшей скоростью. Количество работ, посвященных изучению ценностного мира молодежи в России, просто огромное, и трудно выделить среди них лучшие.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|