Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие общественно-политической мысли в Николаевской России (2-я четверть XIX в.)





На проведение преобразований отрицательное влияние оказала официальная идеология николаевской России, ставшая реакцией на социальные конфликты, потрясшие Европу. Подлинным столпом официальной политики в области идеологии был министр народного просвещения граф С.С. Уваров. Он систематизировал и оформил доктрину, основы которой были заложены сочинениях Н.М. Карамзина, и успешно применялись правительством с первых дней правления Николая I. Наиболее четко и полно Уваров изложил свою теорию в докладе о деятельности Министерства народного просвещения в 1833-1843 гг. В нем подчеркивается, что социальные потрясения в Европе требуют укрепить отечество на твердых основаниях. На пользу самодержавия пришлась и русская национальная идея, выраженная в принципе "народности", пропагандировавшая глубокое отличие России от Запада, признание особого национального характера и ценностных ориентаций; и русских, отличающихся коренным образом от народов Западной Европы. Борьба против европейских, просветительских идей была воспринята как условие сохранения существующего строя, как главная задача правительства. Вдохновителем новой официальной идеологии был именно Николай I. Официальная идеология усердно распространялась церковью, журналистами, университетскими профессорами. Следует, однако, заметить, что официальные идеи воспринимали далеко не все представители дворянского сословия. Однако, идея о "превосходстве" России над Европой оказала существенное влияние на развитие либеральной общественно-политической мысли. В противовес официальному тезису выдвигается концепция "отсталости России", способствовавшая осмыслению причин отставания России от Европы и поиску путей его преодоления, а также возникновению двух разновидностей раннего российского либерализма - западников и славянофилов. На формирование указанных направлений общественно-политической мысли серьезное влияние оказал П.Я. Чаадаев, одним из первых остро поставивший опрос об особенностях исторического развития России и Европы. В 1828-1830 гг. Чаадаев работал над циклом "Философических писем", в которых изложил свое понимание прошлого, настоящего и будущего России. Чаадаев стремился показать ничтожество России по сравнению с Европой. В русской общественной мысли он по существу первым высказал положение об "отсталости" России, причины которой усматривал во влиянии православия, унаследованного от "жалкой, глубоко презираемой" европейскими народами Византии. В письме проводились идеи о позитивном вкладе католичества в развитии Европы, о различии путей развития России и Европы, с пессимистических позиций оценивалось будущее страны. Философическое письмо", опубликованное в журнале "Телескоп", стало прологом великого спора о прошлом, настоящем и будущем России, который в тот период выразился в полемике западников и славянофилов. У этих направлений общественно-политической мысли было много общего: неприятие крепостничества порядков, критика политической системы, отстаивание свободы слова, совести, печати, неприятие революции. И те, и другие были единодушны в подходе к русскому прошлому, которое представлялось им принципиально отличным от прошлого европейских народов. Однако в оценке прошлого они существенно расходились. Но самые острые споры шли о будущем России, о путях ее развития. Суть спора сводилась к тому, какой это будет путь: универсальный европейский, или особый русский. В организационном отношении раньше оформились славянофилы. Все видные славянофилы (А.И. Кошелев, И.С. и К.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин и др.) были связаны с московским университетом. Славянофилы обосновывали особый путь исторического развития России, отличный от Западной Европы. Самобытность России они видели в общине, в артелях, в православной церкви, которую рассматривали как истинное христианство. Монархию они считали лучшей формой государственного устройства, но выступали за созыв Земского Собора или Думы из представителей всех сословий для обсуждения важнейших государственных проблем. Славянофилы охотно прибегали в своих общественно-политических размышлениях к историческим аналогиям, к ссылкам на события прошлого. Западники в организационном отношении оформились позднее, примерно в 1841-1842 гг. Ведущую роль в их консолидации сыграл профессор Московского университета, крупный специалист по истории средневековой Европы Т.Н. Грановский. Примерно в это же время в Петербурге также возникает кружок западников. Возглавлявший кружок В.Г. Белинский полагал, что петербургское западничество отли-чается от московского принципиальностью и бескомпро-миссностью. Западники обосновывали необходимость развития России по европейскому пути и высказывались за необходимость быстрого развития промышленности, торговли, железнодорожного транспорта, выступали против протекционизма. Конституционное ограничение самодержавия, парламентская система были их идеалом. Западники были противниками революции и предпочитали реформистский путь развития. Идеалом западников был Петр I, в котором они видел смелого монарха-реформатора, открывшего новые пути для развития России, как европейской державы. Славянофилы обвиняли своих противников в отсутствии патриотических чувств, в преклонении перед Западом. Споры западников и славянофилов сыграли исключительную роль в пробуждении общественного внимания к важнейшим проблемам страны, в том числе и крестьянскому вопросу. В ходе этих споров вырабатывалась либеральная программа отмены крепостного права. Своей деятельностью западники и славянофилы способствовали созданию идейно-политических предпосылок реформ, состоявшихся в пери-од правления Александра II. В эти годы получает дальнейшее развитие и революционная мысль. Ведущее место в ней, безусловно, принадлежит В.Г. Белинскому (1811-1848 гг.) и А.И. Герцену (1812-1870 гг.), основоположникам революционно-демократической идеологии, отражавшей интересы крестьянства. В условиях демократического подъема конца 1850-х гг. Герцен высказывается за необходимость мирного разрешения всех проблем и обосновывает данную мысль в письмах Александру II. Данный поступок, за который его резко критиковали, был вызван гуманизмом и трезвым политическим расчетом. В 1861 г. он с восторгом встретил отмену крепостного права. С точки зрения социальных конфликтов Россия выгодно отличалась от Европы. Конечно, в стране были волнения крестьян, но они редко получали известность за пределами уезда или губернии. На фоне европейских революционных потрясений внутреннее положение страны казалось незыблемым спокойным. Николаевская Россия «молчала и благоденствовала». Европейским консерваторам николаевский режим представлялся идеалом.







  1. Декабристы. Их программные документы, оценка деятельности.

В первые десятилетия XIX века часть представителей русского дворянства считает самодержавие и крепостное право губительными для дальнейшего развития страны. В их среде складывается система взглядов, реализация которых должна изменить устои российской жизни. Формированию идеологии будущих декабристов способствовало:

  • Российская действительность с её бесчеловечным крепостничеством;
  • Патриотический подъём, вызванный победой в Отечественной войне 1812 года;
  • Влияние работ западных просветителей: Вольтера, Руссо, Монтескьё;
  • Нежелание правительства Александра I проводить последовательные реформы.

Вместе с тем необходимо отметить, что идеи и мировоззрение декабристов не были едиными, но все они были направлены на реформирование, были настроены против самодержавного режима и крепостного права.

«Союз спасения» (1816—1818)

В марте 1816 года гвардейские офицеры (Александр Муравьёв и Никита Муравьёв, капитан Иван Якушкин, Матвей Муравьёв-Апостол и Сергей Муравьёв-Апостол, князь Сергей Трубецкой) образовали первое тайное политическое общество «Союз спасения» (с 1817 «Общество истинных и верных сынов отечества»). В него входили также князь И. А. Долгоруков, майор М. С. Лунин, полковник Ф. Н. Глинка, адъютант графа Витгенштейна (главнокомандующего 2-й армией), Павел Пестель и другие.

Устав общества («Статут») был составлен Пестелем в 1817. В нём выражена цель его: подвизаться всеми силами на пользу общую, поддерживать все благие меры правительства и полезные частные предприятия, препятствовать всякому злу и искоренять социальные пороки, обличая косность и невежество народа, несправедливый суд, злоупотребления чиновников и бесчестные поступки частных лиц, лихоимство и казнокрадство, жестокое обращение с солдатами, неуважение к человеческому достоинству и несоблюдения прав личности, засилье иностранцев. Сами члены общества обязывались вести себя и поступать во всех отношениях так, чтобы не заслужить ни малейшей укоризны. Скрытую цель общества составляло введение в России представительного правления.

Во главе «Союза спасения» стоял Верховный собор из «бояр» (учредителей). Остальные участники делились на «мужей» и «братьев», которых предполагалось сгруппировать по «округам» и «управам». Однако этому помешала малочисленность общества, насчитывавшего не более тридцати членов.

Предложение И. Д. Якушкина осуществить цареубийство во время пребывания императорского двора в Москве вызвало осенью 1817 разногласия среди членов организации. Большинство отвергло эту идею. Было решено, распустив общество, создать на его основе более многочисленную организацию, которая могла бы повлиять на общественное мнение.

«Союз благоденствия» (1818—1821)

В январе 1818 был образован «Союз благоденствия». О существовании этой формально тайной организации было достаточно широко известно. В её рядах насчитывалось около двухсот человек (мужчины старше 18 лет). «Союз благоденствия» возглавлялся Коренной управой (30 учредителей) и Думой (6 человек). Им подчинялись «деловые управы» и «побочные управы» в Петербурге, Москве, Тульчине, Полтаве, Тамбове, Нижнем Новгороде, Кишинёве; их насчитывалось до 15.

Целью «Союза благоденствия» провозглашалось нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Скрытая цель была известна лишь членам Коренной управы; она заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества. «Союз благоденствия» стремился к широкому распространению либеральных и гуманистических идей. Для этого использовались литературные и литературно-просветительские общества («Зелёная лампа», «Вольное общество любителей российской словесности», «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» и другие), периодические и другие издания.

На совещании в Петербурге в январе 1820 при обсуждении будущей формы правления все участники высказались за установление республики. Вместе с тем были отвергнуты идея цареубийства и идея о временном правительстве с диктаторскими полномочиями (предложена П. И. Пестелем).

Устав общества, так называемая «Зелёная книга» (точнее её первая, легальная часть, предоставленная А. И. Чернышёвым) был известен самому императору Александру, который давал его читать цесаревичу Константину Павловичу. Сначала государь не признавал в этом обществе политического значения. Но взгляд его изменился после известий о революциях 1820 в Испании, Неаполе, Португалии и бунта Семёновского полка (1820).

Позже, в мае 1821, император Александр, выслушав доклад командира гвардейского корпуса, генерал-адъютанта Васильчикова, сказал ему: «Любезный Васильчиков! Вы, который служите мне с самого начала моего царствования, вы знаете, что я разделял и поощрял все эти мечты и эти заблуждения (vous savez que j’ai partagé et encouragé ces illusions et ces erreurs), — и после долгого молчания прибавил: — не мне подобает быть строгим (ce n’est pas a moi à sévir)». Записка генерал-адъютанта А. Х. Бенкендорфа, в которой сведения о тайных обществах изложены были с возможной полнотой и с наименованием главнейших деятелей, также осталась без последствий; после кончины императора Александра она была найдена в кабинете его в Царском Селе. Приняты были только некоторые меры предосторожности: в 1821 сделано распоряжение об устройстве военной полиции при гвардейском корпусе; 1 августа 1822 последовало высочайшее повеление о закрытии масонских лож и вообще тайных обществ, под какими бы наименованиями они ни существовали. Вместе с тем от всех служащих, военных и гражданских, отобрана была подписка о непринадлежности их к тайным обществам.

В январе 1821 в Москве был созван съезд депутатов от разных отделов «Союза благоденствия» (из Петербурга, из 2-й армии, также несколько человек, живших в Москве). На нём из-за обострившихся разногласий и принятых властями мер было решено распустить общество. В действительности предполагалось общество закрыть временно для того, чтобы отсеять и ненадежных, и слишком радикальных его членов, а затем воссоздать его в более узком составе.

Южное общество (1821—1825)

На основе «Союза благоденствия» весной 1821 года возникли сразу 2 крупные революционные организации: Южное общество в Киеве и Северное общество в Петербурге. Более революционное и решительное Южное общество возглавил П. И. Пестель, Северное, чьи установки считались более умеренными — Никита Муравьев.

Политической программой Южного общества стала «Русская правда» Пестеля, принятая на съезде в Киеве в 1823 году.

Южное общество признало опорой движения армию, считая её решающей силой революционного переворота. Члены общества намеревались взять власть в столице, вынудив императора отречься. Новая тактика Общества потребовала организационных преобразований: в него принимались только военные, связанные преимущественно с регулярными частями армии; ужесточалась дисциплина внутри Общества; от всех членов требовалось безоговорочное подчинение руководящему центру — Директории.

В марте 1821 года по инициативе П. И. Пестеля Тульчинская управа «Союз благоденствия» восстановила тайное общество под названием «Южное общество». Структура общества повторяла структуру «Союза спасения». В общество привлекались исключительно офицеры и в нём соблюдалась строгая дисциплина. Предполагалось установить республиканский строй путём цареубийства и «военной революции», т. е. военного переворота.

Южное общество возглавлялось Коренной думой (председатель П. И. Пестель, блюститель А. П. Юшневский). К 1823 году в составе общества находилось три управы — Тульчинская (под руководством П. И. Пестеля и А. П. Юшневского), Васильковская (под руководством С. И. Муравьёва-Апостола и М. П. Бестужева-Рюмина) и Каменская (под руководством В. Л. Давыдова и С. Г. Волконского).

Во 2-й армии независимо от деятельности Васильковской управы возникло ещё одно общество — Славянский союз, более известное как Общество соединённых славян. Оно возникло в 1823 году в среде армейских офицеров и насчитывало 52 члена, выступало за демократическую федерацию всех славянских народов. Оформившееся окончательно в начале 1825 года, оно уже летом 1825 года примкнуло к Южному обществу в качестве Славянской управы (в основном, стараниями М. Бестужева-Рюмина). Между членами этого общества было много предприимчивых людей и противников правила не спешить. Сергей Муравьев-Апостол называл их «цепными бешеными собаками».

Оставалось до начала решительных действий войти в сношение с польскими тайными обществами. Переговоры с представителем польского Патриотического общества (иначе Патриотического союза) князем Яблоновским вёл лично Пестель. Целью переговоров ставилось признать независимость Польши и передать ей от России провинции Литву, Подолию и Волынь.[2], а также присоединение к Польше Малороссии..

Велись также переговоры с Северным обществом декабристов о совместных действиях. Соглашению об объединении препятствовали радикализм и диктаторские амбиции лидера «южан» Пестеля, которых опасались «северяне».

В то время, как Южное общество готовилось к решительным действиям в 1826 году, замыслы его были открыты правительству. Ещё до выезда Александра I в Таганрог, летом 1825 года, Аракчеевым были получены сведения о заговоре, посланные унтер-офицером 3-го Бугского уланского полка Шервудом (которому впоследствии император Николай даровал фамилию Шервуд-Верный). Он был вызван в Грузино и лично доложил Александру I все подробности заговора. Выслушав его, государь сказал графу Аракчееву: «Отпусти его к месту и дай ему все средства к открытию злоумышленников». 25 ноября 1825 года Майборода, капитан Вятского пехотного полка, которым командовал полковник Пестель, сообщил во всеподданнейшем письме различные разоблачения относительно тайных обществ. К разоблачению планов общества также причастен А. К. Бошняк, служивший чиновником при начальнике Южных военных поселений графе И. О. Витте.

Северное общество (1822—1825)

Северное общество образовалось в Петербурге в 1822 из двух декабристских групп во главе с Н. М. Муравьёвым и Н. И. Тургеневым. Его составили несколько управ в Петербурге (в гвардейских полках) и одна в Москве. Руководящим органом являлась Верховная дума из трёх человек (первоначально Н. М. Муравьёв, Н. И. Тургенев и Е. П. Оболенский, позже — С. П. Трубецкой, К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев-Марлинский).

Северное общество по целям было умереннее Южного, однако влиятельное радикальное крыло (К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, Е. П. Оболенский, И. И. Пущин) разделяло положения «Русской правды» П. И. Пестеля.

Программным документом «северян» была Конституция Н. М. Муравьёва.

Программные документы

Составленные декабристами программные документы выявляют глубокие идейные противоречия в их среде. Общее заключалось только в сохранении принципа помещичьего землевладения. Таким образом, не очень понятно, какая именно программа стала бы осуществляться в случае успеха движения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.