Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 3. На вираже дороги





При движении на автомобиль действуют всевозможные силы, различные по величине и направлению – сила тяжести и сила реакции грунта, сила тяги и сопротивления качению колес, сила инерции, сила сопротивления воздуха и т.д.

На вираже дороги к существующим силам добавляется еще и центробежная сила. Именно она заставляет машины опрокидываться и "вылетать" на обочину.

 

Центробежная сила

Если взять теннисный мячик, привязать к нему резинку и раскручивать над головой, то по мере увеличения скорости вращения резинка будет растягиваться все больше и больше. Это работает центробежная сила. Она стремится порвать резинку и отбросить мячик подальше от Вас (от центра поворота).

С автомобилем происходит то же самое. Центробежная сила на вираже дороги пытается "отбросить" автомобиль от центра поворота на обочину. И зачастую это ей удается!

К счастью, вестибулярный аппарат человека прекрасно воспринимает радиальные ускорения. Прислушиваясь к своим ощущениям, водитель в состоянии определить критическую скорость движения на повороте, превышение которой может привести к боковому скольжению или опрокидыванию автомобиля.



Вместе с тем, Вы должны знать и учитывать то, что центробежная сила находится в квадратной зависимости от скорости движения! Увеличение скорости в 2 раза приводит к увеличению центробежной силы в 4 раза!

Следовательно, если Вы хотите существенно уменьшить центробежную силу, то во время прохождения поворота Вам следует хотя бы немного снизить скорость движения. И наоборот, чтобы перевернуться, достаточно лишь немного прибавить "газу", и центробежная сила быстро вырастает до той величины, которая позволяет ей "выбросить" машину на обочину.

Экспериментируя с критической скоростью на вираже дороги, нельзя забывать о траектории движения. Выбирать траекторию прохождения поворота следует с учетом возможного смещения, то есть немного ближе к центру поворота, чтобы у Вас оставался некоторый запас расстояния до обочины (рис. 61). Если центробежная сила достигнет опасной величины и Вам не захочется переворачиваться, то Вы всегда сможете ослабить эту силу, сместившись чуть дальше от центра поворота.



Рис. 61. Смещение автомобиля на повороте

 

Центр тяжести

Как Вы думаете, какой автомобиль будет более устойчивым против опрокидывания на повороте – груженый или порожний?

Сомневаетесь в ответе? Тогда представьте себе такую картину. В крутой поворот на большой скорости входят две машины – одна с огромным холодильником на крыше (рис. 62 б), другая вообще без верхнего багажника (рис. 62 а). В какой машине Вам будет легче перевернуться?

Правильно, в той, что с холодильником. Вот видите, даже не находясь за рулем, Вы уже можете находить правильные решения. Для этого надо лишь представить себе ситуацию и прислушаться к своим ощущениям.

а

б

Рис. 62. Центр тяжести легкового автомобиля: а) без груза; б) с грузом

А как доказать, что груженый автомобиль менее устойчив против опрокидывания по сравнению с порожним?

Да очень просто. Центробежная сила всегда имеет точку приложения, и точкой этой является центр тяжести автомобиля.

У порожнего легкового автомобиля центр тяжести находится где-то между передними сиденьями на уровне пола салона (рис. 62 а). В машине с пассажирами суммарный центр тяжести хоть и немного, но все же будет выше.

А если на крышу машины и в правду водрузить нечто типа холодильника? Тогда центр тяжести переместится вверх от днища кузова на значительное расстояние и окажется намного выше, чем у порожнего автомобиля (рис. 62 б).

Дальше остается вспомнить школьные опыты на уроках начальной физики либо просто поиграть со спичечным коробком. Попробуйте уронить вертикально стоящий коробок, толкая его спичкой в узкое ребро внизу, по центру и в самом верху. Очень быстро Вы убедитесь в том, что: "Чем выше точка приложения усилия, тем легче уронить предмет".



Поскольку точкой приложения центробежной силы является центр тяжести предмета, то, применительно к машине на вираже дороги, приходим к следующему выводу: "Чем выше расположен центр тяжести автомобиля, тем легче его опрокинуть".

Теперь давайте сделаем окончательные выводы по этой главе:

• Выбирая траекторию движения при входе в поворот, следует учитывать центробежную силу, способную сместить автомобиль в сторону от центра поворота.

• С увеличением скорости движения на повороте центробежная сила увеличивается пропорционально квадрату скорости.

• Центр тяжести груженого автомобиля располагается выше, чем у автомобиля без груза и пассажиров.

• Вероятность опрокидывания груженого автомобиля на повороте значительно выше, чем у автомобиля без груза и пассажиров.

 

Глава 4. Обгон

Обгон является весьма сложным и ответственным маневром. Первое время новичкам на дороге было бы лучше вовсе забыть о том, что обгон существует. При движении в потоке транспорта вероятность возникновения аварийной ситуации значительно меньше, нежели при обгоне.

Почему? Да потому, что существует статистика. Согласно исследованиям вероятность аварии при обгоне по сравнению с движением в потоке транспорта увеличивается почти на 100%, из которых около 70% отдается тому, кто обгоняет и около 30% тому, кого обгоняют. Из этих цифр можно сделать серьезные выводы.

Если "новичок" в начале своей автомобильной жизни сказал себе: "Пусть меня все обгоняют, мне не жалко, я буду ездить потихоньку", то это означает, что он согласен с ежесекундной 30%-ной надбавкой к вероятности аварии!

Нередко у "новичков", которые перешли в более зрелую стадию, возникает другая, но тоже неправильная мысль: "Все вокруг едут слишком медленно! Я буду обгонять всех и всегда!". В таком случае "новичок" приговаривает себя к постоянной 70%-ной вероятности аварии!

Это цифры, и от них никуда не денешься! Хотя, если поразмышлять, то деться есть куда. Двигаясь в общем потоке, поддерживая разумную скорость, ограничивая себя в излишних перестроениях и обгонах, можно свести вероятность аварии если не к нулю, то к минимуму.

Выполнить эти рекомендации Вы сможете лишь в том случае, если заранее будете планировать маршрут каждой своей поездки. Выбирать следует такие дороги, где Ваши навыки вождения позволят Вам двигаться со скоростью потока транспорта, не отставая от него.

И все же без обгонов в этой жизни не обойтись. Прежде чем приступать к выполнению обгона, необходимо четко спланировать свои действия с учетом множества факторов, которые будут стремительно меняться во времени и пространстве. Для этого Вам придется подключить все свои чувства (времени, скорости и расстояния) и ощущения (ускорения, вибраций и прочие).

Если говорить об официальных требованиях, то перед началом обгона Вы должны убедиться в том, что:

– полоса движения, на которую Вы намерены выехать, свободна на достаточном для завершения обгона расстоянии;

– своим маневром Вы не создадите помех встречным транспортным средствам, а также транспортным средствам, движущимся по этой полосе в попутном направлении;

– следующее позади по Вашей полосе транспортное средство не начало обгон;

– транспортное средство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево;

– по завершении обгона Вы сможете, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Кроме того, надо учесть мысли, намерения и пожелания других водителей, свое эмоциональное и физическое состояние, технические характеристики и состояние своей машины, конфигурацию выбранного для обгона участка дороги, погодные условия, время суток, направление ветра и... многое другое. Причем все это – в динамике развития событий!

Иными словами, приступая к обгону, Вы должны быть на 150% уверены в том, что закончится он благополучно для Вас и для всех окружающих.

Допустим, Вы отважились на обгон того грузовика, который уже на протяжении трех километров пути "маячит" у Вас перед носом. Дорога загородная и пустынная, но узкая. Значит, Вам предстоит выехать на полосу встречного движения.

Прежде чем выезжать из своей полосы, надо задать себе массу вопросов и найти на них в своем сознании правильные ответы. И первым из них является вопрос о том, когда приступать к обгону? Подъехать поближе к грузовику и затем обогнать его одним махом или, имея запас расстояния до него, заранее выехать на встречную полосу?

Давайте посмотрим на рисунок 63 и подумаем.

а

б

Рис. 63. Начало обгона: а) без резерва расстояния; б) с резервом расстояния

Для примера возьмем один из возможных вариантов развития ситуации – "откуда-то" появился встречный автобус! Допустим, он выехал с проселочной дороги, которую Вы были не в состоянии увидеть за полосой лесонасаждений, или он "выплыл" из-за поворота дороги. Но самое главное, воочию увидеть встречный автобус Вы смогли лишь тогда, когда уже полностью выехали на полосу встречного движения (рис. 63 а)!

Оттого, что мы выясним, откуда взялся встречный автобус, нам будет не легче – сейчас он едет нам в лоб! Как избежать столкновения?

И вот тут становится понятно, что на втором рисунке (рис. 63 б) у нас есть возможность вернуться на свою правую сторону дороги до встречи с автобусом.

А на первом рисунке (рис. 63 а), кажется, есть проблемы. Развитие событий в этом случае полностью зависит от действий водителей автобуса и грузовика. Если водитель автобуса уменьшит скорость, а водитель грузовика ее увеличит, то у Вас появится возможность, как и на втором рисунке, вовремя вернуться на свою сторону дороги. В противном же случае Вам остается только выехать на встречную обочину. Только не советую проверять последний вариант на практике, вероятность положительного исхода в этом случае не очень велика. Давайте лучше сделаем некоторые выводы и будем придерживаться их в жизни:

• Обгон значительно увеличивает вероятность аварии, как для обгоняющего, так и для обгоняемого.

• Готовясь к обгону, водитель должен внимательно изучить дорожную обстановку и тщательно спланировать свои действия.

• Обгон впереди идущего транспортного средства следует начинать на расстоянии, обеспечивающем в случае опасности для продолжения обгона возможность вернуться на ранее занимаемую полосу.

Мы с Вами поговорили лишь о мизерной части того, о чем должен подумать водитель перед началом обгона. Кстати, те из вас, кто решил вообще никогда и никого не обгонять, ошибаются в своих благих намерениях. Обгонять все равно придется, и позже это войдет в разряд обычных действий на дороге, но не сразу. Процесс осознания сложности и опасности обгона занимает не часы и дни, проведенные за чтением книг, а месяцы и даже годы размышлений и проверки своих мыслей на практике.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.