Сделай Сам Свою Работу на 5

Если ты странствуешь путник.





С целью благой и высокой,

То посети, между прочим

Край мой далекий.

Там сквозь снега и морозы

Носятся мощные звуки,

Встретишь людей там, что терпят

Муки за муки…

Нет там пустых истуканов,

Вздохов изнеженной груди,

Там только люди да цепи,

Цепи да люди!

Сибироский поэт

И.Ф. Федоров-Омулевский.

***

М.М. Сперанский, великий реформатор начала XIX в., проехав по Сибири до Иркутска, провел серию преобразований, изменивших статус и управление сибирским краем. Он вскрыл величайшие злоупотребления, взяточничество, самодурство чиновников и заслужил уважение сибиряков. Как менялось отношение М.М. Сперанского к Сибири? По мере знакомства с краем столичный чиновник становится сибирским патриотом…

Из Тобольска - дочери: «Воспринимаю эту поездку как наказание. Те же порядки, та же глупость, то же терпение…Различие только в том, что здесь, говоря вообще, всем жить хорошо, и, следовательно, бедных менее…Смею утверждать, что Сибирь есть просто Сибирь, т.е. прекрасное место для ссыльных, выгодное для торговли, любопытное и богатое для минералогии, но не место для жизни и высшего гражданского образования, для устроения собственности,… основанной на хлебопашестве, фабриках…».



Из Томска – дочери: «Здесь прекрасные земли, которые дают сряду 10 и 15 урожаев…, опрятность в жизни крестьян. Томская губерния по богатству, произведениям и климату, весьма умеренному, могла бы быть одной из лучших губерний России…».

Из Красноярска: «Почти беспрерывно встречаются богатые селения. У старожилов отличный, но здесь не редкий, нрав… Вообще, кто хочет видеть старую Святую Русь, тот должен путешествовать в сих местах… Нравы отменные, чистые и простые. В течение 6 лет здесь, в Енисейске, не было ни одного подсудимого в уездном суде из всех обывателей уезда… Весь путь от Канского уезда до Красноярска есть сад…». С юга Сибири: «Этот край один из самых благословенных не только в Сибири, но и в целой России…».

По завершению поездки, через несколько лет, М.М. Сперанский напишет: «Во всех случаях Сибирь будет всегда любимым предметом участия и попечения. Мысль о Сибири всегда будет со мною. Сибирь есть страна Дон-Кихотов».



***

В годину бедствий и страданий

Ужели мать покинет сын?

Ужель в период испытаний,

В период рабских ожиданий,

Отчизну бросит гражданин?!

Твоей природы лик суровый

Люблю, родимая Сибирь!

Твоих полей простор и ширь

Красой пленяет вечно новой.

Сибирь, Сибирь, страна изгнанья!

Тебя люблю я всей душой!

Тебе все лучшие желанья,

Тебе все светлые мечтанья, -

Я сын тебя, я вечно твой!

(Неизвестный сибирский поэт. 1884 г.)

***

Осень 1942 года – один из самых трудных периодов Великой Отечественной войны. Из разговора двух офицеров в окопах Сталинграда:

- Тебе-то хорошо, у тебя во взводе осталось аж 18 человек!

А у меня во взводе всего 10.

- Хорошо-то хорошо, но у тебя из десяти – четверо сибиряков!

- На них – вся оборона и держится.

 

(Чащин В.И., историк-краевед, ветеран войны;

С. Челноки Казачинского района Красноярского края)

О СИБИРСКОМ ХАРАКТЕРЕ

***

Смелость, сметливость, повадка

Рыскать по стране.

Чистоплотность, ум, приглядка

К новой стороне;

Горделивость, мысли здравость,

Юмор, жажда прав,

Добродушная лукавость,

Развеселый нрав;

Политичность дипломата,

В речи при чужом,

Откровенность, вольность брата

С истым земляком;

Страсть отпетая к природе–

От степей и гор,

Дух, стремящийся к свободе

Любящий простор;

Поиск дела, жажда света,

Юной жизни кровь,

Без предела и завета

К Родине любовь;

Страсть отстаивать родное,



Знать, за что? Да как?

Стойкость, сердце золотое –

Вот наш сибиряк!

Сибирский поэт

И.Ф. Федоров-Омулевский (1836-1883 гг.)

***

Императрица Екатерина Великая: «Сибиряки более смуглы лицом, невысоки ростом. Заслуживает замечания факт, что сибирское население не отличается фанатичной привязанностью к бороде, какую обнаруживает великоросский народ. Здесь несколько своеобразная народность, непохожая во всей полноте на родоначальную славянскую расу. Сибиряки отличаются душевными особенностями: они умны, любознательны, предприимчивы».

***

Н.М. Ядринцев: «Население приобрело известную крепость, выработало сметку, находчивость, способности Робинзона и стремление к самопомощи. Жизнь среди природы воспитала решимость, отвагу, и … дала долю самоуверенности».

***

О планировании результатов урожая: «Когда «возникла конфликтная ситуация в 1889 г. в с. Рыбном Богучанской волости лошади А.Ф. потравили хлеб В.П., хозяин потребовал компенсации из расчета «на ¾ дес. пашни в умолоте 12 пудов по общей оценке оценке 7 руб. 20 коп. за потравленный хлеб. Во время судебного заседания, ответчик А.Ф. произвел собственные расчеты и признал справедливым расчеты В.П.».

***

Об оценке нанесенного ущерба крестьянскому хозяйству: «Истец из д. Кежемской Пинчугской волости Е.К.Р. жаловался в суд, что 11 собак задавили 3-х его овец. Оказалось, что владельцами данных одиннадцати собак были семь крестьян этой же деревни. Выборный волостной суд оценив ущерб в 6 руб., решил взыскать с ответчиков по 54 ½ коп. с каждой собаки: соответственно - 1,09 руб., 1,09 руб., 1,09 руб, 54,5 коп, 54,5 коп, 1.09 руб, 54,5 коп.».

***

О рациональном сознании крестьян: «У Якова Понфилова потерялась кобыла шерстью рыжая, грива на обе стороны, правое ухо пнем, левое порото, на левом боку белое пятно, лет 4-х».

***

О милосердии: «В 1890-х гг. в доме крестьянина с. Нахвальского Сухобузимской волости Фирса Григорьевича Зырянова много лет жил «из милости ссыльный Галайко – 92-х лет, к труду неспособный».

***

Н. Пестов: «Сибиряки всегда удалаются ссор,… весьма редко впадают в преступления. Они весьма телосложением статны, видны, крепки, в лице всегдашний румянец, сие пописать должно тому, что они ведут жизнь спокойную и в совершенном довольствии. Хотя сибиряк имеет происхождение от России, но здешний крестьянин великую имеет разницу: он говорит весьма чисто, основательно и учтиво; носит одеяние смотря по состоянию опрятно».

***

А.П. Щапов: «Сибиряк по большей части прост. У него преобладает наклонность к материалистическому умствованию. Оттого он менее религиозен, чем российский человек. Ум, по его понятию, есть главным образом «хитрость», «смышленность» в приобретении, в наживе; умственный человек на языке сибиряков значит расчетливый».

* * *

С.П. Турбин. 1872 г.: «Надобно сказать правду, что старые коренные сибиряки смотрят на этих новоселов не совсем дружелюбно; впрочем и на их дедов и прадедов смотрели также».

…«Ну и давно вы здесь?

- Дамно: годов никак 25. Теперича мы совсем здешними стали: и дом есть и семья. В христьяне прописаны… Ничего, здесь жить можно, сторона привольная!»

***

«Крестьяне-старожилы, такие крестьяне, которые родились уже в Сибири в данной общине. При этом все равно, были ли их родители поселенцы, или тоже старожилы, были ли они новоселы…».

К старожильческим причислялись новые деревни «образовавшиеся более 25 лет». Старожилами числились «добрые переселенцы, прожившие здесь не менее 25 лет, а поселенцы – более 50 лет, имеющие внуков рабочего возраста. Для всех нужен совершенный достаток для полной экономической ассимиляции их со старожилами». (Из кн.: Материалы по исследованию землепользования и хозяйственного быта сельского населения Иркутской и Енисейской губернии. – Т.IV. – Иркутск, 1893.)

 

* * *

Соотношение городского и сельского населения в Сибири: (1847 г.)

Тобольская губерния 1 : 14,3

Томская губерния 1 : 14,2

Енисейская губерния 1 : 12,6

Иркутская губерния 1 : 10,6

* * *

Положения Закона от 23 мая 1896 года:

— земля отводится в пользование обществам, а не отдельным домо­хозяевам;

— за отводимую землю крестьянин обязан вносить ежегодный платеж под названием государственной подати;

— за крестьянином закрепляются те земли, которыми он пользовался. Надел определяется в 15 десятин. Свободными землями наделяются по воз­можности;

— крестьянину отводится лесной надел в 3 десятины. Данный надел на душу мужского пола. За него вносится особый лесной налог.

* * *

Один исправник жаловался в письме к губернатору на «пагубный разврат» крестьян-общинников в селениях Минусинского уезда. Его поражало то, что здесь крестьянки носят «драповые кофточки последней парижской моды в 35—40 руб., башмаки рублей в 8, лакированные калоши и просил принять меры...»

* * *

Земельные права и отношения в общине (Казачинская волость Енисейской губернии. 70-гг. XIX в.). «В данной местности пользуется землею и лугами каждое селение отдельно от другого; сельское общество состоит от 3 до 7 селений... Усадебная земля никогда не переделяется, всегда остается в потомственном владении. Раздела пахотной земли почти не происходит..., но при этом община занимается наделением пахотной землей новых «душ», достигших 17-летнего возраста. При выходе крестьянина из общины он теряет право на свою пашню... Каждый хозяин менять землю с однообщинником может... отдать в аренду на один год доз­воляется, но если более, то нужно на это согласие общества... Названий собственности владений в народе нет, кроме расчищенной под покос или пашню земли, которая называется заимкою... Заимка для пашен в Восточной Сибири считается собственностью... Новые члены, при­писанные к обществу по приемному договору, наделяются равномерно с прочими членами..., пользуются правом в лесе на постройку зданий... При выходе крестьян из общества земля остается в пользовании общества, кото­рое и наделяет таковой вновь поступившие души...».

***

«1876 года я, крестьянин из поселенческих детей Енисейской губернии Балахтинской волости д. Игрышенской Павел Васильев Вивчеренко, даю сию подписку в том, что я будучи принят на воспитание крестьянской вдовой Лукерьей Даниловой Потылициной, желаю быть причислен к ея семейству, т.к. я будучи в малолетстве после смерти родителей воспитан ею вместо родного сына в том подписуюсь…».

***

Из жалобы: «Мы Василий Прилепов, 20 лет и Григорий Аржанов, 17 лет в пьяном виде и по глупости обрезали хвосты у 14 лошадей крестьян нашей деревни Мойсеевой… Крестьяне… собрали народ до 150 домохозяев, повешали нам на шеи отрезанный конский волос и повели нас с барабанным боем по всей деревне… два раза туда и обратно, барабаня в ведра, останавливаясь у каждого дома и издеваясь над нами, а вся громадная толпа гоготала… Наше посрамление и насмешки… слишком обидны и оскорбительны… вместо отправления к приставу…».

***

1895 года августа 15 дня мы, Енисейской губернии Заледеевской волости д. Емельяновой государственные крестьяне домохозяева, быв сего числа на сходе…по суду приговорили крестьянина из ссыльных Петра Федорова Кунгурова 31 года… принимая во внимание: в деревне не имеет никакого домообзаводства, никаких определенных занятий, замеченный во множестве худых поступков, занимался исключительно кражами и мошенничествами, вел жизнь развратную, а потому не может быть терпим в среде Емельяновского общества, решили выслать из нашего общества…».

***

Из мирского приговора: «С. Балахтинского государственные крестьяне приговорили к причислению нашего общества… Федора Полежаева с женой Ириной Ивановой, дочерью Авдотьей, так как он проживает в нашем селе, имеет домообзаводство и хлебопашество…поведения хорошего, веры православной, для наделения участком земли достаточно…».

***

О взысканиях: «Ссыльнопоселенец В. Котоврасов в нетрезвом виде стал кричать, ругаться, сквернословными словами, нарушая тишину и спокойствие. Определить двое суток ареста».

***

Ф.Ф. Девятов, с. Курагино Минусинского уезда: «Здесь наибольшее количество земли разрабатывают не те семьи, которые имеют съэкономленный труд или капитал, а те, у которых больше рабочей силы. Таким образом, здесь наибольшую пользу получает не разбогатевший мироед, а лучший крестьянин-домохозяин… Хорошо и выгодно жить в большой семье. Здесь не выработался тип мироеда и зажиточный крестьянин продолжает быть всеми уважаемым человеком».

***

Из жалобы крестьян-старожилов с. Ершовского: «Переселенцы участка Казанского нашей Назаровской волости самовольно захватили 20 десятин подготовленной нами для посева земли. Переселенческий участок несет нам значительные убытки в отношении распаханных полях; и не особенно нам приятно…».

Переселенцы д. Казанской: «…просим прекратить самовольное владение не принадлежащих им земельных угодий… мы оказались обижены Ершовскими крестьянами…».

Из общественного приговора соединенного схода. 1891 г.: «Оба общества пришли к единому согласию по отношению к пользованию земельными угодьями до точного определения границ повинуясь закону».

***

«Из рапорта 1846 года марта 21 дня: Яков Филиппов и Авдотья Ивлева жена с мужем в дружелюбии жили, никогда в ссорах и драках не замечены»

***

Иностранцы о сибиряках. «Прием был сделан самый радушный… Войдя в избу, встретили там старика, который показался образцом патриархов. Длинные седые волосы серебренного оттенка и такая же борода… почти покрывала всю грудь старика. Белый зипун перетянут был красным поясом, а голубого цвета шаровары заткнуты были в сапоги, доходившие до половины икр. Такою же чистенькою и опрятненькою показалась хозяйка, наблюдавшая такую же чистоплотность и порядок во всем домашнем быте. Костюм ея состоял из красного пестрого платья и белого платка, которым была повязана голова. (Аткинсон Т.У. Путешествие по Сибири. – СПб, 1865.)

***

Ответы на программу сбора сведений по Казачинской волости Енисейской губернии (1897 г.):

[…] 2. Следы родового устройства в данной местности сохранились до 3-го колена, а затем уже дальше хотя и сохраняются, но не в такой уже силе…

25. Власть мужа над женой в той силе, что таковая исключительно должна исполнять возложенные на нее обязанности относительно работ в хозяйственном быту…

27. … в случае дурной жизни мужа для обеспечения жены и детей выбирается обществом опекун из родственников или же из стариков.

28. … по расторжении брака, дети остаются на попечении отца, а жена получает содержание мужа, если расторжение последовало по его вине…

30. Отношения между родителями и детьми находятся в должном почтении, …совершеннолетие считается с 20 лет…

31. … между свекром и свекровью личные отношения находятся в почтении невесткою их, старшая невестка имеет предпочтение перед младшей, между тем, они чередуются [в работе по хозяйству].

32. Обязанности родителей к детям следующие: пища, обувь, одежда, учить молитвы…; обязанности детей к родителям; повиновение, пища и одежда во время старости и болезни, а также равны дети хоронить и поминать родителей…

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.