Сделай Сам Свою Работу на 5

В Родительский день вставали до рассвета. Родни члены шли семьи с кутьей в церковь, где служилась панихида и поминались умершие, другие оставались дома и готовили обильный обед.





После службы в церкви сибиряки посещали «могилки». В нарядах одеж­дах все жители селения сходились вместе, поминали умерших кутьей, яйца­ми, блинами, прикусками. «На могилках старожилы в этот день «христосу­ются» с родителями: ставят кутью, раскрашенные яйца, поминают вином, затем приглашают помянуть встретившихся близких, соседей, односельчан.

Многие берут на могилки самовар. Многие приносят вина»: пьют сами и уго­щают «родителёв», выливая из рюмки вино на могилу. Степенно посидят, помянут и уходят», — писал об этом обряде в конце XIX в. этнограф В.С. Арефьев.

По возвращении с кладбища крестьяне накрывали дома столы, вы­ставляли обильные кушанья, в несколько рюмок наливали вино и накры­вали их кусочками хлеба. Затем открывалось окно, через подоконник на улицу свешивалось полотенце — «дорожка» для душ умерших предков. Все родственники и приглашенные покидали комнату и выходили в переднюю избу или во двор, предварительно помолившись с поклонами в переднем углу перед иконой. Старожилы верили, что души умерших предков в это время пируют, общаются за накрытым столом. Считалось, что обильно накрытые столы доставляют им радость и показывают степень уважения и почитания пред­ков живущими



По прошествии некоторого времени все возвращались за столы и с молитвой приступали к поминальному обеду.

Не только в «Родительску Пасху», но и повседневно старожил обра­щался к предкам за советом, мысленно разговаривал с ними о делах и про­блемах; в сознании предки оставались частью этого мира.

КРУГЛЫЙ ГОД: КАЛЕНДАРЬ СИБИРСКИХ

НАРОДНЫХ ПРИМЕТ

«Божье посещение …от бывшею в реке Енисее

великои вешнеи воды, …скотину водою разнесло, и довольно в анбарах и на поле посевного хлеба потопило». (1766 г.)

Цикличность уклада жизни сибиряка-землепашца, круг ежегодных работ и забот базировались на ежегодной повторяемости природных явлений. При этом периодичность и своевременность принимаемых решений, во многом, зависели от умения предугадывать изменения в природе, от про­гнозирования возможного урожая или неурожая. За два-три столетия жизни на сибирской земле, путем кропотливых эмпирических наблюдений и сис­тематизации знаний, трудом многих поколений сибиряков был собран бо­гатейший метерологический материал. Уникальность народного календаря состоит в сообразности природно-климатическим условиям края, его резко-континентальному климату.



Несмотря на то, что многие приметы воспринимаются ныне несерь­езно, их цивилизационная ценность несомненна. Многие из них, несмотря на глобальные изменения климата, могут помочь сибиряку и в наше время, кроме этого, собранные по крупицам и систематизированные приметы на­родного календаря лишний раз свидетельствуют о любознательности, уме, сообразительности, наблюдательности, расчетливости и просчитанности уклада жизни старожилов.

Даты сибирского календаря народных примет приводятся по новому стилю:

Васильева (Новогодняя) ночь (с 13 на 14 января в XX – XXI вв.) звездиста — к урожаю ягод.

На Новый год (14 января) кить (мягкий снer) падет, — то к урожаю;

На Новый год тепло и снег — то лето теплое, дождливое;

На Новый год тепло и без снега — то к неурожаю и к болезням;

На Новый год приготовишь на стол много перемен блюд вкусных, — то сытно будешь есть весь год;

На Рождество иней — к урожаю хлебов. Темная ночь — коровы будут молочны­ми, светлые — в году куры будут ноские;

Если Богоявление (Крещенье) приходится на полный месяц (Богоявление — 19 января), — к большому разливу;

На Григория (23 января) иней на стогах — к мокрому лету;

На Ефимия (2 февраля) в полдень солнце — то к ранней весне;

На Полузимицу (7 февраля) ведро — весна будет красна;

На Трифона (14 февраля) звездиста ночь — к поздней весне;



На Сретенье (15 февраля) утром снег — к урожаю ранних хлебов; в полдень снег — к урожаю средних хлебов; к вечеру — к урожаю поздних хлебов;

Какова Авдотья (14 марта), таково и лето. Если тепло и каплет с крыш, — лето будет теплое;

На Василия Теплого (4 апреля) солнце в кругах — к урожаю;

На Благовещенье (7 апреля) вывешивают мокрое полотенце. Если к утру полотенце «заколеет» (замерзнет) — лето дождливое будет; если будет «волглое» (сырое) — лето будет среднее; если полотенце высохнет к утру — лето будет хорошее;

На Благовещенье взвешивали три первых куриных яйца. Если первое самое тяжелое, — то к хорошему урожаю, если третье — то к плохому;

На Якова (13 мая) ясный восход солнца,- будет «вёдреное» лето;

На Иова (19 мая) большая роса — к урожаю огурцов;

На Николу (22 мая) дождь — это благодать божья на весь год;

В мае кукушка закукует на «голый» лес — к неурожаю;

На Мокея (24 мая) будет мокро, — лето будет мокрое; если на Мокея сухо, — то лето будет сухое; туман на Мокея — к мокрому лету;

На Луку (13 июня) южный ветер — к урожаю, северо-западный ветер — к сырому лету;

На Ивана Купалу (7 июля) будет небо звездисто — много грибов

Будет;

На Ивана обильная роса — к урожаю огурцов;

На Самсона (10 июля) будет дождь, — до бабьего лета будет сыро, дождливо;

Коли на Петров день (12 июля) дождь — сенокос будет мокрый;

На Афанасия (18 июля) месяц на восходе «играет» — к урожаю;

До Успенья (28 июля) пахать — лишнюю копну нажать...;

Коли на Серафиму-Макрину (1 августа) мокро — страда ненастная;

Макрина суха — осень сухая будет;

До Ильина (2 августа) и под кустом сохнет, а после Ильи и на кусте не сохнет;

На Анну (7 августа) утренник холодный — зима будет холодная;

На Исакия (16 августа) вихри — к крутой зиме;

Каков Средний Спас (19 августа) — таков будет и Покров (14 октября);

На Лаврентия (23 августа) смотрят в полдень на воду: коли вода тиха, то и осень будет тихая, а зима без вьюг;

11 сентября: коли журавли на юг полетели, - к ранней весне;

На Семенов день (14 сентября) ясно – бабье лето теплое простоит. Лист с деревьев валится, – рыба по реке тянется;

На Евстафия и Михайлу (2 октября) примечают ветры: северный – к стуже, южный – к теплой зиме, западный – к мокрой зиме, а восточный – к ясной и холодной зиме;

Октябрь ни колеса, ни полоза не любит;

На Покров нет снега (14 октября), — до Митрия (9 ноября) земля «наголе» будет;

С Матрены Зимней (22 ноября) зима встает на ноги. Иней на деревьях — к морозам;

Туман на Матрену — к частым оттепелям;

Каков Платон (1 декабря) — такова и зима будет, мягкая или студе­ная;

На Андрея Первозванного (13 декабря) «наслушивают» воду: тихая вода — то зима хорошая будет, шумная вода подо льдом — то будут бури, метели;

Каков день на Миколу Зимнего (19 декабря), таков и на Миколу Вешного (22 мая) — ясный или хмурый, дождливый или теплый...;

На Анну Зимнюю (22 декабря) иней на деревьях — к урожаю;

На Рождество (7 января) метель — пчелы хорошо роиться будут.

Сопоставление погоды:

«Ноябрь отвечает маю»; Снег — к сырости;

«Декабрь отвечает июню»; Мороз — к жаре;

«Январь отвечает июлю»; Метель — к затяжному ненастью;

«Февраль отвечает августу».

Общие приметы:

Снега глубоки – воды больши будут;

Студена зима – к жаркому лету;

У забоев (снежных сугробов) гребни закруглены – к урожаю;

В какой день Масленицы будет тепло (понедельник, вторник, среду и т.д.), то в тот день сеять пшеницу – урожай будет;

На Масссленицу, в Прщенный день снег – к урожаю;

Если в Христову Пасху «поспихать» клюкой куриц с насеста, то они рано начнут нестись;

Обильный орех и рябина в тайге – к студеной зиме;

Если свинья осенью стаскивает в «гнездо» прутья и солому, то зима холодной будет;

Если у «забитой» скотины селезенка увеличена, то это к студеной зиме;

Если лист осенью падает с деревьев более с вершины, то к холодной зиме; если беспорядочно – то к мягкой зиме;

Если осенью лывы (лужи) замерзают чистым темным зеркалом, то зима мягкая будет. Если лед застывает «тарелками» (белыми пятнами), - то к холодной зиме;

Если снег падает на сухую землю, – зима будет спокойной, морозной и ясной. Если снег ложится на мокрую землю – зима будет метельная, слякотная и сырая;

Ранние морозы – то обязательно к студеной зиме;

Морозы в Сибири приходят трижды. Если Пасха ранняя, то третий пик морозов приходится на середину Великого поста.

В качестве совета…

Изготовьте старинный народный «барометр» для прогнозирования краткосрочных изменений в природе - ясной или дождливой погоды в течение 2-4 ближайших дней. Для этого отпилите от ели отрезок ствола длиной 20-30 см с одной длинной веткой (Лучше всего от новогодней елки). Очистите от коры и прикрепите к стене в естественном положении за ствол так, чтобы ветка слегка прилегала к стене.

«Барометр» устанавливается в тени, на стене балкона, дачного домика, на крыльце. Движение ветки вверх предскажет наступление «вёдра» (солнечной погоды); отклонение вниз – дождливой. Проградуируйте на стене по ходу ветки ваш «барометр».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.