Сделай Сам Свою Работу на 5

Переселенцы шли в сутки по 35—40 верст. Крупными партиями по 60—100 семей шли до намеченной губернии, а далее по уездам: затем расходились отдельными семьями по селениям.





Новопоселенцы старались устроиться на жительство в старожильчес­ких селениях. Здесь можно было до обзаведения домом найти квартиру у старожила, купить лошадь и инвентарь, выгодно продать свою рабочую силу. Работая на сезонной или постоянной работе можно было заработать от одного до полутора пудов зерна в день. Годовому работнику (работнику «в строку) оплата деньгами и в натуральном исчислении в Енисейской губернии про­изводилась в зависимости от уезда от 70 до 160 рублей. Через 2—3 года переселенец мог обзавестись собственным хозяйством. В конце XIX в. для собственного домохозяйства требовалось:

Продовольствие в течение 2-х лет — 100—150 руб.

Возведение или покупка дома и построек — 110—150 руб.

Покупка 2-х лошадей — 80—100 руб.

Покупка 1-й коровы — 17—30 руб.

Покупка 2. саней и телеги — 40—50 руб.

— упряжи на пару лошадей — 20 руб.

— деревянного или железного плуга — 10—37 руб.

— двух борон — 3—5 руб.

Стоимость утвари и хозяйственных

Принадлежностей — 30—40 руб.

Для причисления крестьянского хозяйства к «обществу» требовалось еще 30—50 рублей. Значительно облегчало положение переселенца осво­бождение от государственных повинностей в первые 3 года проживания в Сибири и на 50% еще на 3 года. Однако мирские повинности они обязаны были выполнять полнос­тью.



И. А. Гурвич приводит в качестве обычного примера историю одного крестьянина, переселившегося во второй половине XIX в. в Назаровскую волость Ачинского уезда. В Сибирь он пришел «Христовым именем» с семь­ей. Работал у старожила за 1 пуд ржи и 1/2 пуда пшеницы в день. За зиму купил лошадь, «ячменя и хлеба». Весной засеял десятину ячменем. Выра­щенный ячмень продал в городе и купил корову и небольшую избушку, за которую заплатил 11 рублей.

Через 17 лет у него было 16 десятин пашни, дом-пятистенок, 4 лоша­ди, жеребенок, 7 коров, овцы. Все эти годы он постоянно продавал хлеб на рынке в городе.

Но не следует забывать, что данная история была типичной для тру­долюбивого, усердного крестьянина. Именно такие крестьяне быстро вхо­дили в старожильческий мир и через 25 лет числились старожилами.

В последней четверти XIX в. старожильческий мир начинает ограничи­вать прием переселенцев в «общества». Так, в 1894 г. по Ачинскому округу в Покровской волости из 8 обществ отказали переселенцам — 7, в Балахтинской — из 10 отказали 8 общин, в Тюльковской — из 10 все 10 сельских обществ. Основной причиной стала, во-первых, наметившаяся тенденция к «утеснению» земельных владений общин; возникла угроза уменьшения на­делов сыновьям старожилов, достигшим 17 лет. Во-вторых, во второй поло­вине XIX в. около 59% всех «самоходов» составляют бывшие помещичьи крестьяне, резко отличающиеся по миропониманию от государственных крестьян северных губерний и сибиряков.



Старожилы справедливо отказы­ваются делиться землями, разработанными их предками. Они возмущались жалобами переселенцев, что якобы «старожилы захватили лучшие близле­жащие около селений земли и не желают передела их». В данном случае земли эти явно не были захвачены насильственно и, по сибирским прави­лам, не переделивались, но психология бывших помещичьих крестьян вос­принимала по-своему.

На рубеже XIX—XX вв. большая часть переселенцев была вынуждена основывать новые селения в подтаежной зоне — степи и лесостепные обла­сти были практически освоены. Старая технология земледелия начинает из­живать себя. Урожайность стала падать; наступил период перехода к интен­сивному земледелию. Многие селения возникали на месте бывших заимок, заброшенных росчистей, но большинство переселенцев были вынуждены втрое больше затрачивать сил, денег, времени на обустройство. Деревни новоселов стали существенно отличаться от старожильческих.



Еще более обострились отношения старожилов и переселенцев в первом десятилетии XX века. «Столыпинские» реформы насильственно разру­шали общины Европейской России и предусматривали массовое переселе­ние обезземеленных крестьян в Сибирь, на окраины страны. Во многом у этих переселенцев имелись негативные черты: лень и нежелание трудиться, отсут­ствие старательности, пьянство, низкие нравственные качества. И называ­ли их в Сибири уже переселенцами-лапотниками, лапотошниками. Неред­ки были случаи «проживания» ссуд, преступлений, поиска случайных зара­ботков, отходничества. Многие новоселы, с огромным трудом разработав в тайге 1—2 десятины земли, едва сводили концы с концами. Еще на долгое время «столыпинские» крестьяне оставались по мироощущению «велико­русскими» крестьянами.

Быт переселенцев начала XX в. разительно отличался от быта старо­жилов. В отчетах начала века приводятся многочисленные примеры голодо­вок в селениях переселенцев, сырости и холода в их жилищах, крайне бед­ной и ветхой одежды, тяжелых эпидемических заболеваний. Высока смертность новоприбывших, особенно среди детей. «Прибыль населения переселенческих поселков почти соответствует убыли», — писали енисейскому губернатору из Ачинского уезда в 1899 г. Вот описание жилищ, сделанные в конце XIX в.: «У старожилов дома большие и крепкие. У новоселов — слабые и серые. Постройки низкие. Кры­ши земляные и соломенные, пропитанные глиной. Много изб покривив­шихся, непокрытых, причем окна едва видны из-за наваленного для тепло­ты навоза».

Приведем и выдержку из отчета за 1911 г. о состоянии сельского хо­зяйства в Енисейском уезде, из главы о положении переселенцев: «Прихо­дится констатировать, что хозяйства их (новоселов) производит впечатле­ние какого-то развала, грязи (резко бьющей в глаза при сопоставлении с чистотой и порядком в доме и дворе сибиряка), нищеты, соседнего раздора и влияния водки».

Освоение неудобиц сопровождалось и такими картинками — «многие поселки находятся в обширной болотистой равнине, покрытой местами чахлым березовым лесом. Сообщение из-за топкой почвы плохое, а весной в эти Богом забытые места уже невозможно попасть... Загрязненность по­селков огромная. В стенах домов видны щели. Отапливаются жилища желез­ными печками, вследствие чего резко меняется температура, жара сменяет­ся холодом. Во многих домах полы земляные, много грязи и насекомых. Питается население хлебом, картофелем и капустой, лишь изредка молоком и мясом».

«Летом почти все, а зимой очень многие ходят в лыковых или из сырой кожи лаптях; белье из грубого холста. Верхнее зимнее пальто есть далеко не у всех, не раз приходилось наблюдать, как вся семья ходит в одной и той же рваной шубе». Далее говорилось о нравах новоселов: «Моло­дежь в свободное время, заломив шапки набекрень, шляется по улицам, пьет, после чего скандалит и дерется».

Но все же, несмотря на вышеописанные недостатки, большинство переселенцев прибывали сюда для обустройства, чтобы начать новую жизнь. Сотни тысяч крестьян-переселенцев увеличили на несколько миллионов десятин площади посевов. Они привезли улучшенные навыки огородниче­ства, трехполья, удобрения земель, льноводства, пчеловодства, новые ре­месла. Особую роль «столыпинские» переселенцы сыграли в развитии жи­вотноводства в Сибири. Старожилы перенимали опыт содержания скота в теплых хлевах, в стайках стали заводить ясли для сена. Выросла продуктив­ность молочного животноводства, начало развиваться маслоделие.

Огромную роль в развитии переселенческого движения сыграло правительство. Увеличились до 200—400 руб. льготные ссуды, многие получили безвозмездную помощь, для желающих выехать в Сибирь ввели льготные железнодорожные тарифы и переезд стал в 3—4 раза дешевле. Стоимость железнодорожного билета по переселенческому тарифу была следующей: от Одессы до Красноярска — 7,4 руб., от Ковеля — 7,35 руб., от Киева и Чернигова — 6,75 руб., от Харькова — 6,25 руб., от Воронежа до Красноярска — 5,7рубля.

В Енисейской губернии для переселенцев создавались бесплатные переселенческие столовые и боль­ницы, оказывалась всесторонняя землеустроительная помощь. За счет средств Переселенческого управления строились школы, церкви, больницы, доро­ги, сооружались тысячи колодцев.

СИБИРСКОЕ ЕДИНЕНИЕ. «Сколько мы могли наблюдать, отноше­ние старожилов к переселенцам является далеко не враждебным, скорее, они встречают участие в местном крестьянстве. Это обнаруживается следу­ющими фактами: кто несет в настоящее время все расходы на колониза­цию, кто поддерживает переселенца-новосела, дает приют, прокорм, подает ему помощи пути, кто кормит милостыней переселенца и в минуты несчастья спасет его? Сибирский крестьянин и он один...», — так описы­вал Н. М. Ядринцев отношение старожилов к «самоходам» в 70-е гг. XIX века.

Многие из новоселов приезжали в селения, где издавна проживали их родственники или односельчане и миряне одной общины, знакомые. По­этому им легче было найти «общий язык» при приеме в общину, при обу­стройстве и преодолении тягот в первые годы жизни в Сибири. Старожил, замолвив слово за переселенца, поручался за его поведение в обществе, выполнение обязанностей перед миром, обязывался поддерживать хозяй­ство новосела.

Сближение новоселов и старожилов обусловливалось, прежде всего, трез­вым, практичным подходом к установлению взаимовыгодных экономичес­ких отношений. Старожилы помогали поднимать пашню, помогали посев­ным материалом, обучали технологии земледелия в новых условиях. Старо­жилы увеличили товарность своего хозяйства за счет рынка переселенческих дере­вень. Переселенцы привезли ряд нововведений; они более активно при­обретали и популяризировали сельскохозяйственные машины и орудия труда. Общая тенденция взаимоотношений продолжала идти по пути поглоще­ния переселенцев миром сибирских старожи­лов, пусть и более замедленного восприятия ими традиций сибиряков.

Новосел, откуда бы он ни был, сразу же мог наблюдать разницу между «Рассейским краем» и Сибирью. Но различия преодолевались, как тонко было подмечено в конце XIX в., следующим способом: «Новосел подвергается непрерывной критике и иронии, сопровождаемой и положительными со­ветами, как поступать на сибирской земле, как пахать землю, какие сделать уступки, ея, насколько и когда быть благосклонным к бродягам, а когда жестоким, и, наконец, даже советами как говорить, не возбуждая смеха. Под гнетом этих насмешек и советов, подтвержденных собственным опы­том, новые колонисты быстро уступают местным обычаям, а не далее как следующее поколение считает себя уже коренными сибиряками и на ново­селов смотрит с усмешкою и иронией».

Несмотря на то, что от 10 до 18% переселенцев «столыпинского» периода вернулись обратно в Европейскую Россию, большинство приняли положительно преимущества новой жизни.

Чтобы проанализировать положение тех, кто переселился после 1906 г. обратимся к выводам статистических обследований переселенцев, прове­денных в 1911—1912 гг. «В Сибири положение переселенцев во всех отношениях улучшилось, и благосостояние их поднялось вдвое, втрое и даже в 6—7 раз». Только в Ени­сейской губернии в 1906—1916 гг. было введено в строй 30 млн. десятин угодий. Если старожилы занимали до 60% посевных площадей, то пересе­ленцы быстро освоили 30% земель (остальные 6% пашен принадлежали казакам и 4% нерусским народностям Сибири, занимавшимся сельским хозяйством).

Переселенческое движение дало мощный импульс не только сельско­му хозяйству, но и промышленному развитию Сибири. Многие новоселы и часть молодежи старожильческих селений пополнили ряды рабочего клас­са. Деревня более активно участвуют в начале ХХ в. в развитии кооперативного движения, втягивается в торгов­лю, участвует в освоении новых месторождений полезных ископаемых и развитии лесной отрасли промышленности. Увеличивается население горо­дов, железнодорожных станций, малонаселенных районов губерний. Сибири и Дальнего Востока.

В связи с мощным экономическим подъемом 1920-х гг. в годы НЭПа, сибирская экономика переживает новый подъем. Быстро шел процесс вы­равнивания благосостояния старожильческих и переселенческих хозяйств. Большинство переселенцев столыпинского времени стали крепкими середняками. Одновременно, в середине 20-х гг. начался новый всплеск переселенческого движения, связанный с деятельностью Н.И. Бухарина. Старожилы и переселенцы становились единым миром на основе кратковременного возрождения старожильческих общин в 1921 - 1929 гг.

ССЫЛЬНОПОСЕЛЕНЦЫ

Наряду с вольным переселением тех, кто стремился обрести в Сибири «землю и волю», значительное место занимала ссылка и каторга осужденных за различные преступления в городах и селениях Европейской России. Большинство из них отправлялись на жительство в специальные поселения ссыльных, многих размещали в старожильческих селениях.

Водворение на жительство лиц, принудительным образом высланных в Сибирь формировало в сознании сибиряков несколько типов оценочных суждений о различных категориях ссыльных. По общей оценке современников в первой половине Х1Х века термин «несчастные» («нещастные») относился к общей массе ссыльных. Но от самого человека зависело, пойдет ли он здесь по пути нравственному или преступному.

Наиболее наглядно и правдиво охарактеризовал данный выбор декабрист Н.В. Басаргин: «Сибирь снисходительно принимала всех... Когда ссыльный вступал в ее границы, его не спрашивали, ...какое он сделал преступление... «несчастный» ...звали сосланных. От него требовалось только» быть положительной личностью. «В таком случае... его ждало довольство, но даже богатство и уважение людей».

Позднее в 1871 г., об этом же писал публицист С.П. Турбин: «В Сибири существует повсеместно прекрасный обычай - не обращать внимания на прошлое... Будь ты хорош здесь, а что ты делал там (в России), твое дело, а не наше... Но для нравственного перерождения личности преступника требовалось проживание в среде старожилов». Множество ссыльных, из числа приписанных к старожильческим сибирским селениям, «превращались в добропорядочных граждан». Повсеместно бытовала поговорка «Быль молодцу не укор».

Милосердие сибиряков выражалось в развитой практике «подаяний», идущим партиям ссыльных, оставления продуктов питания для бродяг и нищих на специальных полочках у ворот на ночь. Крестьяне старожильческих селений, вынужденные принимать на жительство ссыльных, старались положительно воздействовать на них своим примером, традициями и нормами «обычного права».

Однако не всегда ссыльные, размещенные на поселение в старожильческих селениях, стремились жить праведно. Дела об утрате хищений и разбойных нападений подтверждают стремление многих поселенцев к продолжению «порочной» жизни и в условиях сибирской ссылки. Например, поселенец Иван Егоров, проживавший в д. Шадрино Подсосенской волости в «сговоре с себе подобными» (всего 7 чел.) собрали у крестьян ряда селений «для выделки овчинные шкуры» на крупную сумму и перепродали их. В результате расследования виновные были найдены и наказаны, но и далее Егоров продолжал «заниматься хищениями и мошенничеством».

Отрицательно воспринимало сознание сибирского населения поведение ссыльных, не желавших встать на путь исправления. Старожилы называли таких людей «варнаками». В 1804 г. беглые с Боготольского завода колодники Иванов, Сандалов и Крывелев совершили вооруженное ограбление крестьянина д. Гуськовой Василия Михайлова. В том же 1804 г. четверо вооруженных ссыльных совершили нападение на домохозяйство зажиточного старожила с. Новоселово Михаила Яковлева Ярлыкова. Таких примеров можно привести достаточно много.

Граница «свой-чужой» в самосознании и картине мира старожилов-крестьян часто обобщалась в образ «злого человека» и, прежде всего, ссыльного-варнака. Своим поведением, нежеланием исправиться «варнаки» противопоставляли себя сибирякам. Поэтому, многие из них так и не смогли прижиться здесь и бежали обратно в Европейскую Россию.

Поселенцы с. Седельниково Сухобузимской волости, выбрав 1 октября 1862 г. на «будущий» 1863 г. «из среды себя поселенцев Семена Кочегарова, причисленного в 1851 году и Степана Михайлова, причисленного в 1849 году для несения службы» «десяцкими над поселенцами», вскоре вынуждены были переизбрать С. Кочегарова. Причиной послужило распоряжение волостного старшины от 10 ноября того же года: «Дать знать Седельниковскому старшине, что Кочегаров за явку к нему в пьяном виде и здавание грубостей выдержан при волостном правлении под арестом в течение трех суток... Предложить обществу пересмотреть приговор... кому по очереди следует как ранее поступивших на причисление...».

Документы показывают безнравственную подоплеку преступного поведения поселенцев. Иногда, в ответ на милосердие и доброту крестьян, ссыльные отвечали преступлением. В данной ситуации, вполне естественно среди старожилов Сибири бытовала поговорка: «Накормишь калачом – не бей в спину кирпичом».

Так, поселенец с. Сухобузимского Красноярского округа Щелкунов, переночевав в с. Казачинском Енисейского округа у крестьянки Х. Чигаревой, «выкрал во время сна из чулана 4 новые мужские рубахи, новую поддевку, плисовые шаровары, беличьих шкур 10 штук, меховой воротник» и другие вещи на общую сумму 48 руб. 75 коп.

В целях возврата имущества крестьян сразу объявлялся розыск пропавших вещей по всем селениям волости. Когда у крестьянина д. Большебалчугской Сухобузимской волости М. Першина пропало «две уздечки кожаных из пригона снятые с лошадей... ночью», они вскоре были найдены. Той же ночью на основании признания «тех уздечек» свидетелями, ночными сельскими сторожами, был задержан поселенец Д. Ларионов, пытавшийся заложить уздечки «в кабаке под вино».

В ментальности крестьян кража, плохое поведение воспринимались покушением на имущество, нажитое своим трудом, угрозой миропорядку, по правилу: «Преступное не может быть нравственным, нравственное не может быть преступным». И, естественно, порочное поведение поселенцев неизбежно сохраняло грань в отношениях старожилов и ссыльных. В ментальности старожилов-сибиряков отношение к нравственности переселенцев выразилось в поговорке: «Поселенец, что младенец - на что взглянет, то и стянет».

Одновременно, крестьяне-сибиряки позитивно воздействовали на психологию поселенцев, которые «согласно» проживали в старожильческих селениях и добивались их полного «осибирячивания» во втором - третьем поколениях. Это неплохо подтверждает приговор сельского схода с. Петропавловского Балахтинской волости от 3 июня 1876 г.: «Дали сие одобрение поселенческому сыну Василию Штычкову в том, что он поведения хорошего, под судом не состоял и никаких предосудительных поступках нами замечен не был…». Дети и внуки ссыльных через 50-70 лет становились старожилами.

МИР СИБИРСКОЙ СЕМЬИ

СЕМЬЯ И РОДСТВЕННИКИ

Процессы освоения сибирских земель и этапы формирования посто­янного населения тесно связаны с процессом формирования семейного уклада жизни у новоселов Сибири. На интенсивность, на складывание того или иного типа семьи влиял целый ряд причин: исторических, географичес­ких, этнографических, экономических.

Первоначально в сибирском крае не было условий для жизни устойчивой и обустроенной семейными отношениями. Быстрое продвижение на Восток небольших воинских формирований казаков и служилых людей, охотничьих артелей промысловиков, правительственные переводы и ссыл­ка, миграции «гулящих» людей — все эти процессы представлены повсеме­стно мужчинами-одиночками. «Немирная» обстановка первых десятилетий способствовало обзаведению семьей. Так, в Нерчинском остроге первоначально все служилые люди были одинокими за исключением воеводы Пашкова и его сына.

В данной связи любопытен документ, челобитная из Енисейска направленная в Москву в 1630 г.: «Вели, государь, нам прислать гулящих женочек, на ком жениться, а без женишек, росударь, нам быть никак не мочно». Вскоре последовал Указ царя Михаила Федоровича: «В которых городах объявятся гулящие женки и девки, тех отсылать в Енисейск».

По мере укрепления положения русских в Сибири они начали пере­возить сюда своих «домочадцев», ездили в «Россию» за женами, вывозили родственников. В связи с нехваткой женщин часты были браки с представи­тельницами местных народов по согласию, даже купленными или с теми, кого «умыкнули». Подобные смешанные браки были более характерны для север­ных и восточных окраин страны.

Реальный и устойчивый процесс формирования семей у русских в Сибири был тесно связан с формированием сельского населения, с про­цессами земледельческого освоения сибирского края. Если в 1669 г. семей­ные крестьяне составляли в Енисейском уезде 56,6%, то в 1680 г. числен­ность их возросла до 67,6%. Внутренняя миграция крестьянского населения совершалась в основном семьями, среди «промышленных» и служилых людей семейных было меньше. К середине XVIII в. соотношение мужчин и жен­щин стало равным, но непрочным. Постоянные высылки в Сибирь воен­нопленных, ссыльных, поселенцев, «штрафных нижних чинов» увеличива­ли количество мужчин. Только в первой половине XIX в. с 1816 по 1854 гг. сюда было переселено 119 тыс. мужчин.

Складывающиеся семьи сибиряков по форме первоначально были «малой семьей», состоящей из родителей с малолетними детьми или без детей. В конце 80-х гг. XVII в. в Енисейском уезде семьи составляли 63,3%. В этих семьях было от 1 до 3 лиц мужского пола, что крайне затрудняло разработку пашни и ведение хозяйства. Крестьяне начали привозить из «Рос­сии» братьев с семьями, родителей своих и жены, дядей и племянников.

Постепенно формировались неразделенные семьи. Выросшие здесь дети и внуки, привезенные сюда родственники, пред­почитали вести общее хозяйство. Если в такой большой, неразделенной семье главой был старший в роду дед или отец, то называлась семья «отцов­ская», если проживали вместе семьи братьев или родственников, то «брат­ская» («брацкая»). К 20-м гг. XVIII в. в Енисейском уезде половину семей составляли неразделенные семьи, второе и третье поколение которых роди­лось и выросло здесь. Из них до 43,7% составляли семьи с 4—6, а 19% — с 7—10 мужчинами. Некоторые семьи имели численность до 30 человек! Неразделенность семей в значительной степени зависела и от повинностей, налагавшихся на семью в целом, например, государевой пашни, состав­лявшей до 1/5 части возделанной семьей земли.

Главой семьи был отец–«большак», в женской половине — мать («большуха»). Права, обязанности членов семьи были строго регламентированы согласно традициям. Так, например, в судебном иске жителя Балахтинской волости Василия Евдокимова Бутенко говориться, что «много сварливости перенес за свою жизнь… от отца, но терпел потому, что он как родитель имел на это право». Мы видим здесь осознанно выраженное понимание, что патриархальные отношения допускали полной власти домохозяина над своими «домочадцами». Но в сознании крестьянских детей данная власть не воспринималась насилием.

В 1760-е гг. государева пашня была отменена, сибирских крестьян перевели на повинности в денежной форме с лиц мужского пола. В то же время система рекрутских наборов заставляла общину выделять рекрутов из больших семей, да и обработка освоенных земель требовала к этому време­ни меньших затрат труда. Постепенно происходил раздел больших старожильческих семей на малые, но они уже были иными по численности, чем раньше.

При семейном разделе в Енисейской губернии присутствовал следующий древний ритуал. На столе размещали ковригу хлеба, солонку и свечу. Вся семья некоторое время сидела молча. Затем отец отрезал ломоть хлеба, который сын брал с собой в свой дом. В данном случае отрезанный ломоть хлеба выражал не только факт раздела домохозяйства, но и ритуальное обеспечение процесса раздела совместного имущества.

При разделе семьи сыновья получали равные доли. Но в источниках присутствует и прямая оценка личности человека по трудовым критериям, учитываемая в ходе разделов и наследования имущества. В судебном разбирательстве по наследственному делу в Богучанской волости выборные признали «наследовать имущество сыну К., т.к. он в труде заслужил право достойного домохозяина, а его братья М. и П. шлялись по разным селениям как бездомные».

Оп­ределенная доля выделялась дочерям. «Незаконнорожденные», приемные дети имели равные права со всеми. Но при разделах семейные связи не рвались. Однако, все же неразделенные семьи в XIX в. — не редкость для зажиточных семей в Енисейской губернии.

Наиболее верную оценку согласования интересов родителей и детей дал знаток сибирского быта этнограф Н.С. Щукин. Он писал в 1860-х гг.: «В деревне знают, за какой девкой ухаживает парень, а потому женят его на ком надобно». Большинство браков заключалось в пределах своей волости. Традици­онными были «союзы» жителей двух-трех деревень. Например, с. Тасеево — с. Абан в Канском уезде. Большинство старожильческих семей вели начало от одного предка или группы родственников, первых засольщиков края. Весьма распростра­нены и сейчас такие фамилии старожилов, как Чащины, Потылицины, Патрушевы, Брюхановы, Черкашины, Литвиновы, Налетаны, Юшковы, Туровы, Привалихины и т. д.

Со временем изменялся и возраст лиц, вступавших в брак. Если в XVII — первой половине XVIII вв. большинство мужчин женились в возрасте около 35 лет, то впоследствии их брачный возраст снизился до 16—17 лет. Девушек старались отдать замуж как можно позже, например, в Приангарье часты были браки, в которых невесты были старше женихов. Определенным показателем трудолюбия невесты и зажиточности ее семьи считалось приданое. Так по источникам, крестьянка д. Карабульской Кежемской волости А.Ф., выходя замуж в 1887 г., имела следующее: 4 ситцевых платья, 2 юбки, 2 шали, кокетку, 2 фартука, 2 рубахи, платок, серебряные серьги и кольцо, 3 лукошка, квашню, сетку и более 30 аршин натканного полотна.

Как и везде в России, брак освящался в церкви по православному обряду. Но в Сибири были нередки и браки невенчанные, особенно у ста­рообрядцев. Отмечалось, что разводы у сибиряков крайне редки. В новый брак могли вступать после смерти одного из супругов.

Для Сибири характерна была высокая рождаемость. По подсчетам В. В. Воробьева она была значительно выше, чем в Европейской России: если там прирост составлял 7,6, то по Енисейской губернии — 15,9, а по г. Красноярску — 19,4! Здесь рождаемость была близка к естественному биоло­гическому максимум рождаемости. Дети и подростки составляли до 40% населения. Довольно высока была численность лиц преклонного возраста. В Восточной Сибири численность русского населения в 1710 г. составляло 135 тыс. человек. Источники свидетельствуют, что здесь проживало 145 мужчин и 87 женщин от 90 до 100 лет. Старше 100 лет было соответ­ственно 15 и 16 человек.

Брачная пара без детей не считалась полноценной и поэтому относилась к семьям, «обиженным Богом». В качестве психологической установки на количество детей можно привести поговорки: «Семеро по лавкам…», «Семья, семь – я» и др. Поэтому, наблюдается повсеместно стремление взять на воспитание сироту или ребенка из многодетной семьи.

Из общественного приговора: «Крестьянин Григорий Скрипальщиков, не имея родных детей, взял на воспитание к себе у крестьянина одной с ним деревни Федора Артемьева сына… 3-х месяцев».

Исключительно важную роль в Сибири играли родственные отноше­ния. Даже в третьем-пятом поколении потомки продолжали поддерживать тесные связи, помогать друг другу. Это обусловливалось традициями «помо­чей», совместного подъема пашни, общими праздниками. Родственники встречались в «съезжие праздники, на свадьбах, крестинах, «проводинах» в «рекруты», а впоследствии при призывах в армию. Родственники собирались вместе провожать в последний путь усопшего...

Как и в России, данные связи были кровные, по родству и кумовству. Для обозначения родственных связей использовались традиционные термины:

Термин Категория родственных связей
Свекр и свекровь Родители мужа, «большак» и «большуха» в доме
Тесть и теща Родители жены
Сват, сватья Родители супругов по отношению к друг другу
Сноха Жена сына по отношению к свекру (для матери мужа, она—невестка).
Невестка Жена сына для для его матери или по отношению ко всем родственникам мужа
Зять Муж дочери, сестры, золовки
Свояки Мужья сестер по отношению друг к другу.
Своячницы, сношеницы Жены братьев по отношению друг к другу
Деверь Брат мужа.
Золовка Сестра мужа.
Шурин Родной брат жены
Ятровь (ятровица) Сестра жены
Кум и кума Крестные отец и мать по отношению к родителям окрещенного и по отношению друг к другу
Крестник Крестный сын
Побратим Названный брат
Сродные братья В Сибири: братья двоюродные, троюродные ти т.д.
Сводные братья Родные дети мужа и жены сведенные вместе при создании новой семьи
Единокровные братья Родные сыновья одного отца и разных матерей
Единоутробные братья Родные сыновья матери от разных отцов

СИБИРЯЧКИ

Традиционное общество отличалось выраженной иерархичностью своих членов. Социальный статус отдельных категорий личностей при этом мог зависеть от особенностей традиций, социальной значимости человека. В «кодексах поведения» данных сообществ особое место занимали традиционные установки принятия поведенческих решений по отношению к женщине. Источники свидетельствуют, что «сибирские женщины были менее зависимы» как в личном, так и в экономическом положении. Еще в первой половине ХVIII в. ученый-путешественник Д.Г. Мессершмидт, описывая нравы жителей Красноярска уважительно отметил, что в течение двух дней комендант Д. Шетнев в честь именин жены созывал большой званый обед «и велел приглашать всех хромых, кривых, слепых – всех, кто только хотел прийти»

Уважительное отношение к сибирячкам в обыденном поведении жителей Енисейской губернии великолепно описал губернатор А.П. Степанов: «У них женщины занимают первые места на пирушках, и ежели тесно помещение, то все мужчины стоят». Идентичное свидетельство о высочайшем статусе женщины в первой половине Х1Х в. и степени уважении к ней, зафиксировано в путевых заметках П.И. Небольсина. Он писал, что в Сибири «в разговорах и общении выражения «баба» никогда не услышишь, разве только в бранном смысле».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.