Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 31. Прогресс как проблема





 

Широко распространено мнение (в том числе среди студентов), будто понятие прогресса «марксистское» – чисто идеологическое, применявшееся с целью дезориентировать людей при сравнении «социализма» и «капита­лизма», и что ныне нужно это понятие отбросить как социально вредное.

Однако, понятие прогресса не Марксом придумано, оно существовало и до него; с его именем связана лишь особая его трактовка, как и вообше раз­вития.

Русский социолог П.А. Сорокин отмечал: «Проблема прогресса пред­ставляет собой одну из наиболее сложных, трудных и неясных научных про­блем. Принимая различные названия в течение истории... она уже давно при­влекла к себе внимание человеческой мысли и давно уже стала предметом исследования» (Обзор теорий и основных проблем прогресса // Новые идеи в социологии. Сборник 3-й. СПб., 1914. С. 116).

Понятие прогресса оказывается нужным науке, в первую очередь исто­рии, социологии, философии, и нужным по ряду соображений. Одно из таких пояснений мы встречаем в работах известного историка Н.И. Кареева (1850—1931). Он спрашивал: какое значение имеет понятие прогресса? И от­вечал: понятие прогресса должно дать идеальную мерку для оценки хода ис­тории, без каковой оценки невозможен суд над действительной историей, не­возможно отыскание ее смысла. «Нет ничего абсолютно совершенного, — писал он, — есть только именно такие относительные и сравнительные со­вершенства, а их мы можем расположить в известном порядке... по степени их удаления от несовершенного и приближения к совершенному с нашей точки зрения... Применяя этот идеальный порядок к последовательности ис­торических фактов, мы оцениваем ход истории как совпадающий или несов­падающий с этим идеальным порядком, т.е. как прогрессивный или регрес­сивный, и, подводя общий итог, высказываем свой суд над целым действи­тельной истории, определяем его смысл» (Философия, история и теория про­гресса // Собр. соч. Т. I. История с философской точки зрения. СПб., 1912. С. 122—123).



Следует принять констатацию этим историком (кстати, он не марксист: до революции 1917 г. — активный деятель партии кадетов) того историче­ского факта, что сама идея прогресса зародилась еще в античное время. В психологическом плане, подчеркивал Н.И. Кареев, у идеи прогресса «было два источника: наблюдения над действительностью и чаяния лучшего буду­щего» (Идея прогресса в ее историческом развитии // Там же. С. 197). Раньше всего идея эта вытекала из наблюдений, причем прежде всего над[565] умст­венной сферой. Об умственном прогрессе писали философы и ученые древ­ности, отцы церкви и сектанты, схоласты и гуманисты. Все были согласны в том, что такой прогресс сводится к расширению и углублению знаний, к вы­работке более правильных понятий, к увеличению власти над природой. На­ряду с этим прогресс в нравственной сфере или игнорировался, или отри­цался; некоторые даже доказывали нравственный регресс. Но возникновение христианства положило начало новой, все усиливавшейся тенденции. «Хри­стианство явилось как моральное обновление мира с верою в нравственный прогресс... писатели этой эпохи создали два разные представления о про­грессе: одно ограничивалось только внутренним миром человека, другое со­единено было с мечтаниями о наступлении царства Божия на земле и в нем новых общественных порядков. Прогресс общественный рассматривался как естественное и необходимое требование морального идеала» (там же. С. 198).



Итак, уже много столетий назад начала формироваться идея прогресса. На заре развития человеческой цивилизации обозначились контуры двух на­правлений в трактовке прогресса: одно, если говорить современным языком, сциентистское, констатирующее, описательное и другое — аксиологическое, ценностное. В первом констатация умственного прогресса была дополнена в дальнейшем констатацией прогресса в органической природе, в экономике, в технических приспособлениях и т.п.



В середине XVIII столетия в выступлениях французского философа и экономиста А.-Р.-Ж. Тюрго оба названные направления слились воедино. Тюрго характеризовал прогрессы в экономике, политических структурах, в науке, в духовной сфере. Между прочим он указал на три стадии культурного прогресса: религиозную, спекулятивную, научную (эта идея впоследствии была развита основоположником позитивизма О. Контом). Политический оп­тимизм идеологов буржуазии проявился достаточно ярко в этой идее про­гресса, которую разделяли также Ж.-А.-Н. Кондорсе, Ж.-Ж. Руссо и другие просветители второй половины XVIII столетия. В их трудах указывались и противоречия прогресса социального характера, несовместимость с ним пре­жде всего феодальных режимов. «Тирания, — отмечал Тюрго, — подавляет умы тяжестью своего режима» (Избранные философские произведения. М., 1937. С. 64). По Руссо, прогресс противоречив в том плане, что разрушает гармоничность человеческой личности и превращает человека в односторон­ность, в человека-функцию. Французская буржуазная революция конца XVIII века совершалась под флагом борьбы за прогресс.

В XIX столетии усилились факторы, воздействовавшие на то направле­ние в концепции прогресса, которое стремилось «беспристрастно» описы­вать, или констатировать, объективные явления.[566] Таковой в сфере позна­ния живой природы стала эволюционная теория. Первое направление все больше превращалось в сциентизированное направление прогресса, свобод­ное от ценностей, идеалов, «субъективизма». Наряду с ним философизирова­лось второе направление, внутри которого стала разрабатываться теория ценностей. Один из виднейших представителей неокантианства Г. Риккерт настаивал на ценностном характере прогресса, отвергая возможность про­гресса в природе. Он подчеркивал положение о том, что понятие прогресса имеет «ценностный характер», а понятие эволюции дает «индифферентный» к ценности ряд изменений (см.: Границы естественнонаучного образования понятий. СПб., 1903. С. 502—520).

Оригинальной концепцией прогресса, в которой неразрывно были свя­заны оба подхода, явилась теория русского писателя и философа второй по­ловины XIX в. К.Н. Леонтьева. С одной стороны, он исходил из необходимо­сти борьбы с ростом энтропии, провозглашал важность процессов, ведущих к разнообразию, на этой основе — к единениям, а с другой — не мыслил про­гресс без эстетического аспекта, без контрастности человеческих чувств (до­бра и зла, красоты и уродства и т.п.). Равенство, подчеркивал он, есть путь в небытие; стремление к равенству, единообразию гибельно. Между тем такого рода прогресс многим по душе. Этот эгалитарный прогресс есть прогресс уравнительный, смешивающий многоцветие жизни в монотонности, однооб­разии, усредненности существования, вкусов и потребностей. Эгалитарный прогресс возвращает человечество к его сходной точке — к зоологической борьбе за равное право победить другого, за равное право на зависть, нена­висть, разрушение. Противоположностью равенства, т.е. однообразия, вы­ступает единство многообразия. С точки зрения устойчивости организации, сохранения жизни, государства, всякое удержание разнообразия, многоцве­тия, неравенства живительны для них. Сам Бог хочет неравенства, контраста, разнообразия. К.Н. Леонтьев открывает как бы предустановленную гармо­нию законов природы и законов эстетики, т.е. признает эстетический смысл природной жизни. Он считает, что прогрессу в природе соответствует и ос­новная мысль эстетики: единство в разнообразии, так называемая гармония, в сущности не только не исключающие борьбы и страданий, но даже требую­щая их. В прогресс, по мнению К.Н. Леонтьева, надо верить, но не как в улучшение непременно, а как в новое перерождение тягостей жизни, в новые виды страданий и стеснений человеческих. Правильная вера в прогресс должна быть пессимистической, не благодушной, все ожидающей какой-то весны. В целом прогресс — это постепенное восхождение к сложнейшему, постепенный переход от бесцветности, от простоты к оригинальности и раз­нообразию, увеличению богатства внутреннего. Высшая точка развития есть[567] высшая степень сложности, объединенной неким внутренним деспо­тическим единством. Спасение мира — в расширении и упрочении разнооб­разия.

К началу XX века понятие прогресса уже глубоко вошло в науку, осо­бенно в социологию, историю, философию. Со времени Ж. Кондорсе и О. Конта сделалось своего рода правилом, констатировал П.А. Сорокин, чтобы каждый социолог давал свой ответ на вопрос: что такое прогресс? Многие социологические доктрины почти исчерпываются теорией прогресса. «Но не только в сфере научного исследования социальных явлений посчастливилось термину прогресса; не менее популярен он, — указывает П.А. Сорокин, — и в области обычной житейской практики. Кто только не говорит теперь о про­грессе и кто только не ссылается на прогресс! Государственный муж, посы­лающий на виселицу десятки людей, гражданин, протестующий против по­добных актов, защитник существующих устоев и революционер, разрушаю­щий их, — все они в конце концов ссылаются на прогресс и оправдывают свои действия “требованиями и интересами прогресса”. Каждый из них дает свою “формулу” прогресса и наряжает его по своему собственному вкусу. При таком положении дела немудрено, что число “теорий” прогресса воз­росло до невероятности» (см.: Указ. соч. С. 117). С обзором основных теорий прогресса, сложившихся в науке к началу XX в., можно познакомиться по сборнику статей «Новые идеи в социологии. Сборник 3. Что такое прогресс» [СПб., 1914 (здесь помещены статьи: П.А. Сорокин – «Обзор теорий и основ­ных проблем прогресса», Вебер – «Эволюция и прогресс», Е.В. де Роберти – «Идея прогресса», П. Коллэ – «Общественный прогресс», Ф. Бюссон – «К вопросу о политическом прогрессе» и др.)].

Несмотря на растущее число теорий, и в XX столетии можно все-таки видеть два основных направления разработки проблемы: сциентистское и ак­сиологическое; в некоторых из концепций предпринимаются попытки синте­зировать направления; есть теории, ставящие под сомнение саму идею про­гресса или даже отвергающие ее.

Имеются концепции, которые лишь на первый взгляд отвергают нали­чие прогресса, но которые оказываются фактически направленными лишь против упрощенных представлений о прогрессе и раскрывающими новые стороны и уровни этого явления. Одна из таких концепций представлена в трудах С.Л. Франка.

Он отмечает, что имеется ложный тип философии истории (или фило­софии прогресса), заключающийся в попытке понять последнюю цель исто­рического развития, то конечное состояние, к которому она должна привести и ради которого творится вся история; все прошедшее и настоящее, все мно­гообразие исторического развития рассматривается здесь лишь как средство и путь[568] к этой конечной цели. Человечество, согласно этому воззрению, беспрерывно идет вперед, к какой-то конечной цели, к последнему идеально-завершенному состоянию, и все сменяющиеся исторические эпохи суть лишь последовательные этапы на пути продвижения к этой цели. В таком воззре­нии конечное идеальное состояние есть произвольная фантазия, утопия, даже если в них отражены устремления целой эпохи. С.Л. Франк пишет: «Если присмотреться к истолкованиям истории такого рода, то не будет карикату­рой сказать, что в своем пределе их понимание истории сводится едва ли не всегда на такое ее деление: 1) от Адама до моего дедушки — период варвар­ства и первых зачатков культуры; 2) от моего дедушки до меня — период подготовки великих достижений, которые должно осуществить в мое время; 3) я и задачи моего времени, в которых завершается и окончательно осуще­ствляется цель всемирной истории». Но не только в этом заключается несо­стоятельность этой философии истории. «Если даже допустить, — считает С.Л. Франк, — что человечество действительно идет к определенной конеч­ной цели и что мы в состоянии ее определить, само представление, что смысл истории заключается в достижении этой цели, в сущности, лишает всю пол­ноту конкретного исторического процесса всякого внутреннего, самодов­леющего значения. Упования и подвиги, жертвы и страдания, культурные и общественные достижения всех прошедших поколений рассматриваются здесь просто как удобрение, нужное для урожая будущего, который пойдет на пользу последних, единственных избранников мировой истории. Ни мо­рально, ни научно, — заключает С.Л. Франк, — нельзя примириться с таким представлением» (Духовные основы общества. М., 1992. С. 30).

 

 

Остановимся теперь на освещении того понимания прогресса (в широ­ком смысле слова), которое мы считаем наиболее обоснованным с философ­ской точки зрения. Последовательность его изложения при этом следующая. Выделяются сначала три сферы материальной действительности: неоргани­ческая природа, органическая природа и социальная реальность, в каждой из них выявляются критерии прогресса, а затем предпринимается попытка ре­шить вопрос о возможности всеобщего, универсального критерия прогресса. Нужно заметить, что наличие развития в неорганической природе само по себе неочевидно, этот вопрос дискуссионный, и многие философы, как и фи­зики, утверждают, что в этой сфере нельзя обнаружить ни развития, ни про­гресса. По нашему мнению, преимущества имеет, все же, противоположная точка зрения.

Для неорганической природы достаточным критерием прогресса можно считать степень усложнения структуры системы (например, моле­кулярный уровень в сопоставлении с атомарным). Переходы[569] от одних ос­новных уровней системной организации объектов к другим означают расши­рение возможностей взаимодействия, изменения этих систем. Правда, не все формы возникшей целостной системы сложнее форм движения ее элементов. Движение микрочастиц, например, подчиняется сложным волновым законам; при объединении частиц в молекулы и макроскопические тела волновые свойства становятся практически незаметными, поскольку длина волны де Бройля при увеличении массы стремится к нулю. Соответственно квантовые законы движения уступают место законам классической механики; послед­ние являются более простым, частным случаем квантовых закономерностей (С.Т. Мелюхин). Но внутри этого «более простого» имеют место более слож­ные закономерности, так что содержание системы в целом все же оказыва­ется более многообразным. Усложнение здесь происходит не столько в экс­тенсивном, сколько в интенсивном плане. Общей линией являются усложне­ние состава и структуры системы, появление новых подсистем (или систем), рост числа внутренних и внешних взаимодействий системы, увеличение воз­можностей для таких взаимодействий (и в этом смысле — рост степеней сво­боды систем).

Для низших видов прогресса на элементарном и ядерно-атомарном уровнях организации материи характерной оказывается внутренняя нерас­члененность, недифференцированность, определенная линейность прогрес­сивных изменений. С возникновением простейших химических соединений дальнейшая эволюция сопровождается фундаментальной дифференциацией путей развития химизма: возникают кристаллическая и молекулярная ветви химической организованности. Если первая обусловила формирование почти всей массы земной коры, то историческое значение второй определяется прежде всего тем, что именно в рамках молекулярной организации сложи­лась многообразная химия высокоорганизованных органических веществ, подготовившая и обусловившая переход к биологической организации мате­рии. С возникновением последней структура прогрессивного развития испы­тала дальнейшее усложнение, ибо прогрессивное развитие живого связано уже с четырьмя основными стволами эволюции — эволюцией организации биологических индивидов, филогенетической эволюцией видов, историче­ским развитием биоценозов и биосферы, в свою очередь представленными многообразными ветвями прогресса. Соответственно и биологический про­гресс не сводится к одному лишь филогенетическому прогрессу видов, а ока­зывается диалектическим единством четырех фундаментальных форм про­грессивного развития живого: прогрессом биологической индивидуальности, морфофункциональным филогенетическим прогрессом видов (арогенез), прогрессивной эволюцией биоценотической организации и «живого по­крова» (биосферы) в целом[570] (см.: Молевич Е.Ф. Прогресс и регресс в про­цессе развития. С. 210—212).

По отношению к системам органической природы приходится обра­щаться к комплексному критерию прогресса. Его отдельными моментами яв­ляются следующие: степень дифференциации и интеграции структуры и функций живого и оптимальная связь этих параметров; увеличение конку­рентоспособности; степень эффективности и работоспособности структур и функций живых систем; степень экономичности всех форм организации жи­вого на разных ступенях их эволюции; степень эволюционной пластичности организации, сохранение или возрастание эволюционных возможностей; увеличение автономизации или относительной независимости от среды; по­вышение выживаемости, степени целостности и целесообразности индивида и вида; повышение надежности действия живых систем; увеличение запаса информации в результате установления многочисленных связей со средой. Эти критерии, как отмечают А.М. Миклин и В.А. Подольский, с разных сто­рон (а именно с точки зрения морфологии, физиологии, энергетики, экологии и кибернетики) характеризуют совершенство живого и только взятые в ком­плексе могут дать правильное представление о высоте организации живых систем.

Несмотря на то что степень прогресса в органической природе наибо­лее точно может быть установлена посредством целой совокупности крите­риев, все же в их составе имеется признак (в некоторые из критериев он вхо­дит в качестве их компонента), который оказывается доминирующим среди них. Он характеризует развертывание функциональных возможностей сис­тем, а потому его можно обозначить термином «функциональный» (или «системно-функциональный»). Другие критерии хотя и самостоятельны, в чем-то дополняют, корректируют его, но не способны претендовать на веду­щую роль в этом комплексе. Прогресс применительно к живой природе оп­ределяется как такое повышение степени системной организации объекта, которое позволяет новой системе (измененному объекту) выполнять функ­ции, недоступные старой (исходной) системе.

В отношении общества также применяется, с нашей точки зрения, ком­плексный критерий прогресса. Фактически каждая сфера общества требует своего специфического критерия, и только в своей совокупности эти крите­рии способны наиболее полно охарактеризовать ту или иную общественную систему, степень ее прогрессивности по сравнению с другими обществен­ными системами.

Важную роль играют производство, уровень развития производитель­ных сил, степень информатизации общества.

Но производство, как мы знаем, связано и с отношениями между людьми, с обменом информацией. Производительность труда во многом оп­ределяется человеческим элементом производитель[571]ных сил. Без человека не могут осуществляться ни роботизация, ни автоматизация производствен­ных процессов. Подобным же образом, если не в большей мере, производ­ство начиная с середины XX столетия обусловливается информатизацией и компьютеризацией общества, что тоже тесно связано с человеком, с его фи­зическим и интеллектуальным трудом[14]. Однобоко ориентированная эконо­мика в ущерб развитию человека, его духовных потенций отрицательно влияет на развитие экономики. Свободный труд есть характеристика произ­водственных отношений, и степень свободы труда должна приниматься в расчет при характеристике степени совершенства общественной системы.

Социальное развитие идет в конечном итоге в направлении гармониза­ции интересов общества и интересов индивида. Общество и индивид одно­временно могут и должны выступать друг для друга средством и целью. Не­мецкий философ-просветитель второй половины XVIII в. И.Г. Гердер гово­рил: «Человечность есть цель человеческой природы». Не может быть про­грессивной система, подавляющая интересы людей, не позволяющая развер­нуться их духовным способностям.

Все прогрессы — реакционны,

Если рушится человек.

(Вознесенский А. Собр. соч. Т. I M., 1983. С. 411)

Гармоничное развитие индивидов, их способностей к творчеству (что имеет место вопреки явлениям отчуждения) наращивает духовный, обще­культурный потенциал общества, ведет к ускорению нравственного и куль­турного прогресса общества.

В философской и религиозно-христианской традиции большое место занимало представление как о нравственном усовершенствовании человека, так и о росте добра, об увеличении счастья в мире. Американский социолог второй половины XIX — начала XX в. Л.Ф. Уорд писал: «Так как конечную цель человеческих усилий составляет счастье, то истинный прогресс непре­менно должен быть к нему направлен. Поэтому прогресс состоит в увеличе­нии человеческого счастья, или, с отрицательной стороны, в уменьшении че­ловеческих страданий» (Психические факторы цивилизации. М., 1897, С. 335). Русский философ XX столетия Н.А. Бердяев считал, что сущность об­щественного прогресса — увеличение добра и уменьшение зла. П.А. Соро­кин указывал как на недопустимость игнорирования счастья, так и на пре­увеличение его значимости в составе прогресса. Если считать этот принцип единственным, писал он, то социальное развитие будет иметь целью выра­щивание самодовольных и счастливых свиней;[572] а может быть, им предпо­честь страдающих мудрецов? Касаясь безоценочных критериев прогресса (дифференциации и интеграции, принципа экономии и сохранения сил, роста социальной солидарности и др.), П.А. Сорокин показывал, что без принципа счастья они не позволяют уловить реального совершенствования общества; введение же принципа счастья в состав критериев прогресса должно внести поправки или коррективы в остальные критерии и дать целостный их синтез. «Все критерии прогресса, какими бы разнообразными они ни были, — под­черкивал он, — так или иначе подразумевают и должны включать в себя принцип счастья» (Социологический прогресс и принцип счастья // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 511).

Итак, одним из критериев общественного прогресса является увеличе­ние в обществе счастья и добра (т. е. уменьшение страдания и зла).

Мы приходим теперь к общему выводу относительно критериев обще­ственного прогресса. Такими критериями являются: 1) степень информатиза­ции, компьютеризации, электронизации общественной системы о критериях информатизации[15]; 2) темпы роста производства товаров и средств производ­ства, в том числе компьютеров высшего класса; 3) темпы роста услуг, в осо­бенности в гуманитарной области (главным образом в здравоохранении, об­разовании и социальном обслуживании), а также в профессионально-техни­ческой области; 4) степень свободы индивидов, занятых во всех сферах об­щества, от эксплуатации; 5) уровень демократизации общественной системы; 6) степень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов, увеличения продолжительности жизни и проявления творческих потенций человека; 7) увеличение человеческого счастья и добра.

Удельный вес тех или иных критериев в общем их комплексе неодина­ков на разных этапах социального развития по отношению к одной и той же стране: на каких-то этапах на первый план может выступать, допустим, эко­номический критерий или политический. В настоящее время, как известно, в промышленно развитых странах темпы роста производства все больше ока­зываются в зависимости от экологической ситуации; стоит вопрос о «преде­лах роста» производства; этот критерий должен все больше уступать место другим критериям (например, при углублении процессов информатизации может встать проблема сдерживания экономического производства). В лю­бом случае для более прогрессивной общественной системы характерна бу­дет ориентация прежде всего на обеспечение человеческого счастья в обще­стве.[573] Такая ориентация, причинно воздействуя на другие стороны обще­ственного развития (экономическую, политическую в том числе), может дать гармонично развивающуюся систему.

Поскольку в общем комплексе критериев общественного прогресса ве­дущее место занимает гуманитарный вектор, постольку этот комплекс в це­лом может быть назван гуманитарным критерием.

В подтверждение правильности такого вывода приведём соображения компетентных специалистов. А.И. Ракитов отмечает, что найти инвариант­ные ценности, способные послужить, так сказать, транзитивным основанием критерия социально-исторического прогресса, оказывается совсем не про­стой задачей, ибо такого рода ценности не лежат на поверхности и, будучи действительно общезначимыми по своему существу, по имплицитной вмон­тированности в историю человечества, могут оказаться не только не обще­принятыми, но даже и не вполне осознанными. И всё же анализ истории сме­няющихся культур и цивилизаций показывает, что такие ценности сущест­вуют, и наиболее фундаментальными из них являются свобода и возмож­ность самореализации, или, точнее, свобода как условие такой самореализа­ции. Именно свобода как высшее проявление человечности есть та, быть мо­жет, никогда во всей своей абсолютной полноте не достижимая ценность, стремление к которой и возрастание которой составляют подлинное истори­ческое содержание и меру социального прогресса, по отношению к которому технологический, интеллектуальный и экономический прогресс составляет лишь его условия, моменты и предпосылки.

Иначе говоря, можно считать, что гуманитарный критерий есть не только сторона (или вектор) каждого из вышеперечисленных критериев, но и ведущий самостоятельный критерий, по отношению к которому все осталь­ные есть либо его конкретизация, либо условия и предпосылки.

Залогом прогресса, подчёркивают А.В. Иванов, И.В. Фотиева и М.Ю. Шишкин, может и должен стать переход от современной техногенно-потре­бительской цивилизации (которую авторы справедливо называют тупиковой) к духовно-экологической, или ноосферной, цивилизации. Существо этой ци­вилизации состоит в том, что научно-технический прогресс, производство материальных товаров и услуг, политические и финансово-экономические интересы должны быть не целью, а всего лишь средством гармонизации от­ношений между обществом и природой, подспорьем для утверждения выс­ших идеалов человеческого существования: бесконечного познания, всесто­роннего творческого развития и нравственного совершенствования. В фун­даменте духовно-экологической цивилизации должны будут лежать по край­ней мере три общечеловеческие ценности: во-первых, признание безусловной значимости и необхо[574]димости защиты всех национальных идеалов и свя­тынь, отвечающих только одному условию: они не должны оскорблять идеалы и святыни других культур; во-вторых, постепенный переход антро­поцентрической морали в природоцентристскую, т.е. взгляд на любые формы естественной природной эволюции (от минералов до биогеоценозов) не столько как на ресурс, сколько как на сокровище, вверенное человеку для со­хранения и творческого приумножения; в-третьих, понимание человека как духовно-космического деятеля, имеющего не только безграничные возмож­ности для роста сознания и духа и актуализации резервов своей телесно-фи­зиологической организации, но и несущего нравственную ответственность за эволюционные процессы на Земле и в Космосе; Человек – это ключевая сила мирового бытия, духовно-материальная сила.

Достижение устойчивого прогресса (на основе информатизации всего общества) будет служить важным, хотя и не единственным средством пре­одоления основных форм отчуждения и превращения человека из «одномер­ного» существа во всесторонне («многомерно») гармонично развитую твор­ческую Личность.

Для настоящего времени, как и для прошлых эпох, важное значение имеют диссонансы и противоречия прогресса. Э. Фромм отмечал один из противоречивых моментов социального прогресса: «Технически мы живем в атомном веке, в то время как большинство людей эмоционально живет в ка­менном веке, включая большинство тех, кто находится у власти».

Прогресс, хотя и связывается в нашем представлении с гармоничным развитием, однако в нем есть и дисгармонии, и конфликты, и регресс, и от­чуждение.

 

 

Таковы основные критерии прогресса по трем сферам материальной действительности: системно-структурный — применительно к неорганиче­ской природе, функциональный — по отношению к органическому миру и гуманитарный — по отношению к обществу.

Если теперь переключить внимание с локальных критериев (неоргани­ческой природы, органической природы и социальной сферы действительно­сти) на общий универсальный критерий прогресса, т.е. на критерий, который мог бы быть применен к любой сфере материальной действительности, то станет понятной трудность его выделения: функциональный не подойдет к неорганическим системам, а гуманитарный — к системам органической при­роды. Более сложное не может быть мерилом более простого, но[575] простое способно стать фундаментальным, исходным для последующих формообра­зований. Всеобщий критерий прогресса, очевидно, должен базироваться на системно-структурном критерии.

Но представление о системности как критериальном признаке требует пояснения. Понятие «системный» не охватывает абсолютно все, что есть в системах. За его пределами ряд других понятий, в том числе «энергетиче­ский», «информационный», хотя, конечно, системы имеют стороны, выра­жаемые в этих понятиях. В философскую литературу уже прочно вошло со­отнесение функций и развития систем непосредственно со структурой, с ор­ганизацией систем и связывается с системным подходом.

В системно-структурном плане общая тенденция прогресса связана не только с наращиванием состава элементов системы (хотя это важно), сколько с дальнейшей дифференциацией системы, ее подсистем, элементов струк­туры с одновременным усилением интеграции на новых уровнях дифферен­циации. Происходит аккумуляция свойств и признаков, их интегрирование, возникновение новых интегративных свойств системы. Основное содержание предыдущего развития обогащается, поднимается выше, переходит в высшее.

Что касается роста степеней свободы (как универсального критерия), то нам представляется, что, во-первых, это явление не тождественно увеличе­нию функциональных возможностей материальных систем, во-вторых, и то и другое есть преимущественно внешние проявления прогресса, во многом за­висящие от других систем, взаимодействующих с данной, что способно вли­ять на свободу и функции и нередко искажать подлинную сущность самой системы и характер ее развития. Уже не раз встречалось толкование про­гресса как достижения максимально полной независимости системы от среды. На это выдвигались веские контраргументы. Так, указывалось на не­состоятельность положения о независимости системы от среды, ибо они не­разрывны; если считать эту независимость критерием высоты организации, то гораздо большей независимостью от внешней среды обладают, например, микроорганизмы, нежели высшие организмы. Применительно к обществу это может быть соотнесено со многими негативными явлениями, например с тенденцией некоторых лиц к свободе от правовых законов, норм морали и т.д. По-видимому, трактовка «роста степеней свободы» как показателя про­гресса должна быть теснее связана с детерминизмом и системным подходом.

Системно-структурный критерий в своем «чистом» виде, применяясь к процессам неорганической природы, включается затем в качестве основы в системно-функциональный критерий, используемый для анализа сферы жи­вой природы, и, наконец, вместе с ним входит важным компонентом в гума­нитарный критерий,[576] нацеленный на выявление прогресса в социальной действительности. Системно-структурный критерий относится ко всей мате­риальной и духовной действительности; при учете же его своеобразного вы­ражения в других сферах он может квалифицироваться как системный крите­рий вообще. Следует отметить, что этот критерий диалектичен: он связан с представлением о противоречиях систем и заключает в себе этот момент как один из признаков критериальности. Прогресс неотделим от повышения спо­собности системы и ее частей перестраиваться под воздействием внешних или внутренних факторов и порождать новые состояния. Это способность к преодолению противоречий. Как отмечает Г. Климашевский, материальные процессы одной и той же ступени развития или сами определенные ступени развития материи развиваются прогрессивно, если более поздние процессы (или ступени) могут разрешить или разрешают внутренние противоречия или основное противоречие соответствующих предшествующих процессов (или ступеней).

Конечно, преодоление противоречий, не преодолеваемых на предыду­щей ступени развития, имеет место и при регрессе. Но, будучи взятым в единстве с ростом дифференцированности и интегрированности системы, с ростом многообразия ее содержания, оно ведет к увеличению мобильности, пластичности системы, к увеличению ее стабильности, степени свободы от воздействия внешних факторов, к росту автономности таких систем по от­ношению к внешним условиям. Одновременно усиливается взаимосвязь час­тей и подсистем, уменьшается степень их внутренней свободы.

Итак, в общий, универсальный критерий прогресса включаются сле­дующие признаки: увеличение степени дифференцированности (разнообра­зия) системы, сопряженное с интегрированностью ее частей, компонентов; усиление мобильности, эффективности и надежности материальных сис­тем, увеличение их способности преодолевать противоречия; воспроизведе­ние в расширяющихся масштабах основных функций системы; рост авто­номности системы по отношению к внешним условиям; усиление степени организации, степени целостности системы. Все это признаки, объединяе­мые одним понятием – «системный» (или «системно-структурный»). Если все отмеченные признаки системного критерия прогресса, а к ним могут быть добавлены некоторые другие, связать с понятием «высший», то прогресс можно определить как развитие системы от низшего к высшему. Противо­положное направление развития — регресс — в таком случае будет измене­нием системы от высшего к низшему.

Системный критерий прогресса — основной, но он дополняется дру­гими: например, если брать живую природу — экологическим критерием, для всей материальной действительности —[577] энергетическим критерием, а при охвате познавательной сферы — информационным критерием. Все они находятся под определяющим влиянием системного критерия.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.