Сделай Сам Свою Работу на 5

Закон перехода количества в качество





 

Закон перехода количества в качество выражает такую взаимозави­симость характеристик материальной системы, при которой количествен­ные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое ка­чество порождает новые возможности и интервалы количественных изме­нений.

Само название «переход количества в качество» нуждается в осознании материалистичности своего содержания и соотнесенности только с этим со­держанием. Дело в том, что Гегель, указывавший на описание зависимости качества от количественных изменений еще в античной философии и приво­дивший немало фактов перехода одного качества в другое в результате коли[546]чественных изменений, говоря о «переходе количества в качество», прежде всего имел в виду их переход как понятий: понятие качества у него переходило (переливалось) в понятие количества, и наоборот. Отсюда и на­звание закона, идущее от Гегеля. Если кто-то захочет уловить буквальный смысл формулировки закона, связывая соответствующие понятия с матери­альными явлениями, то он не придет ни к чему, кроме несуразного представ­ления вроде перехода двух килограммов в груши и наоборот. Выражение «переход количества в качество» имеет единственный рациональный смысл: переход одного качества в другое на основе количественных изменений, и только в этом смысле оно и будет нами употребляться.



Изменения качества в своей основе имеют прибавление или убавление вещества, энергии, структурных и (или) информационных компонентов сис­темы. Преобразование качества может наступать от замены элементов одной природы теми или иными элементами другой природы или в результате из­менения структуры при прежнем составе элементов. Система может полу­чать энергию извне или отдавать ее во внешнюю среду; при одном и том же количестве энергии она может перераспределяться в рамках самой системы. В целостных системах к количественной стороне относится также информа­ционное содержание систем, изменение информации.

Примером действия рассматриваемого закона может служить явление трисомии, когда во время редукционного деления имеет место нерасхождение хромосом и в клетках тела индивидуумов оказывается вместо двух три хромосомы. Трисомия по хромосоме 21 обусловливает отклонения в развитии человека от нормы, а именно: слабоумие, врожден­ный порок сердца, характерные дефекты лица (синдром Дауна); частота этого заболевания у детей, кстати, повышается с возрастом их матерей, особенно после 35 лет.



Из химии известно, что прибавление или убавление одного атома приводит к каче­ственному изменению природы вещества (ОН — гидроксильная группа, Н2О — вода, Н2О2 — перекись водорода).

Если сообщать снаряду горизонтальную скорость на высоте двух километров в 1000, 2000..., 7000 метров в секунду, то он падает обратно на Землю, но затем при увели­чении скорости с 7910 до 7911 метров в секунду (т.е. всего на один метр) он уже не падает на Землю, и земной полет превращается в космический. Еще бóльшие изменения в харак­тере движения порисходят при достижении скоростей в 11189 и 16662 м/с: космический корабль будет обретать межпланетный или межзвездный полет.

В социально-экономической области также постоянно наблюдаются переходы ко­личества в качество. Владелец денег, например, превращается в капиталиста только тогда, когда сумма денег, авансируемая им на производство, достигает величины, позволяющей ему освободиться от личного участия в процессе производства и прибегнуть к найму и эксплуатации рабочей силы.[547]

Во всех областях материальной действительности появление нового качества обусловлено материальными факторами, количественными измене­ниями. Конкретные пути такой зависимости качества от количества выявля­ются частными науками.



В философской литературе предложено переименовать данный закон в «закон взаимоперехода количественных, структурных и качественных изме­нений». Не спорим: структурные изменения важны для изменений качест­венных. Но в целом эта точка зрения имеет два уязвимых момента. Во-пер­вых, три фигурирующих в новом названии закона понятия не являются одно­порядковыми. Лишь категории «качество» и «количество» соотносятся друг с другом. «Структура» же соотносима с понятиями «система» и «элемент», а ее содержание расщепляется на качественную и количественную стороны. Если связать структуру с качеством, которое детерминирует ею, то будет допу­щено смешение двух качеств: детерминируемого и детерминирующего, что не вносит ясности в происхождение нового качества. Во-вторых, явления изомерии в химии, состоящее в том, что существуют соединения, обладаю­щие одинаковым составом и молекулярной массой, но различающиеся по структуре, не являются открытием середины XX в., заставляющим пересмот­реть и формулировку, и существо закона. Мы наблюдаем здесь количествен­ные изменения в комплексе линий, в углах между ними и т.п. Так что если и структура берется в отношении качества системы, то правильнее будет учи­тывать только ее количественную сторону. Но в таком случае это будет опять же количество.

Наряду с переходом количества в качество происходит обратный пере­ход — качества в количество (в отмеченном выше значении «перехода»). Но­вое качество влияет на исчезновение одних и становление других «коли­честв». Переход качественных изменений в количественные в процессе раз­вития выражается в том, что качество: 1) определяет характер и направление количественных изменений; 2) оказывает существенное влияние на скорость, темпы протекания количественных изменений; 3) определяет меру (или без­мерное развитие) данного явления.

Итак, основное содержание закона перехода количества в качество со­стоит в обусловленности качественных изменений количественными и в оп­ределяемости количества качеством.

Пока не существует общепринятых исходных определений понятий «качество» и «количество», но имеется немало определений, которые могут претендовать на общезначимость. К феноменологическому уровню систем и предметов, к характеристике качества на этом уровне более всего, на наш взгляд, подходит определение, которое дается через понятие «свойство».[548]

Свойство есть способность вещи проявлять свою сущность при взаи­модействии с другими вещами. Гегель отмечал эту связь свойства с основой вещи. Он писал: «Вещь обладает свойством вызывать то или другое в ином и лишь ей присущим образом проявляться в соотношении с другими вещами. Она обнаруживает это свойство лишь при наличии соответствующего харак­тера другой вещи, но в то же время оно ей присуще и есть ее тождественная с собой основа; это рефлектированное качество называется поэтому свойст­вом» (Наука логики. Т. 2. М., 1971. С. 121). Свойства не порождаются отно­шениями вещей, но лишь обнаруживаются, проявляются в таких отноше­ниях. Свойства столь же материальны, как и сами вещи.

Материальная система (вещь) обладает значительным числом свойств, среди которых имеются аддитивные, эмерджентные, диспозиционные, необ­ходимые, случайные, существенные, несущественные и т.п. Они неравно­ценны для характеристики качества. «Нечто есть то, что оно есть, только бла­годаря своему качеству, между тем как, напротив, вещь, хотя она также су­ществует лишь постольку, поскольку она обладает свойствами, все же не свя­зана неразрывно с тем или другим определенным свойством и, следова­тельно, может также и потерять его, не перестав из-за этого быть тем, что она есть» (Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М., 1974. С. 290). Предостерегая против смешения свойств с качеством, Гегель, по сути дела, подходил с системной точки зрения к соотношению свойств и качества, свя­зывая с качеством только наиболее важные свойства (свойства-элементы).

Выделение такого комплекса свойств является сложной задачей. Нужно иметь конечную их совокупность, адекватно соответствующую бес­конечному множеству свойств того же объекта, иначе говоря, нужно от­влечься от многих свойств и не потерять при этом ничего существенного из того, чем обладает качественная определенность как таковая. Как полагает Б.В. Ахлибининский, эта задача решается посредством применения принципа детерминизма. Свойства изучаемого объекта перебирают до тех пор, пока набор не начнет вести себя детерминированно. Если исключение какого-то свойства из набора не изменяет его детерминированного поведения, то, зна­чит, это свойство не относится к числу существенных. Если же комплекс ве­дет себя неоднозначно, т.е. на одно и то же воздействие реагирует по-раз­ному, значит, система является неполной и необходимо учесть какое-то но­вое свойство. Если же некоторый набор свойств детерминирует все осталь­ные свойства так, что они могут быть из него получены, то это набор и может рассматриваться как эквивалент всей качественной определенности (Ахлиби­нинский Б.В., Ассеев В.А., Шорохов И.М.[549] Принцип детерминизма в сис­темных исследованиях. Л., 1984. С. 49—50).

Исходное определение понятия качества (на феноменологическом уровне) может быть таким: качествоэто система важнейших, необходи­мых свойств предмета.

Отбор свойств, соотносимых с качеством предмета, является парал­лельно и движением познания от внешней стороны предмета к его сущности. В важнейших и необходимых свойствах так или иначе уже наличествуют сущностные его моменты. Полный переход на сущностный уровень предмета означает выявление его структуры, основного закона связи элементов. При­мер тому — основной экономический закон капитализма, состоящий в полу­чении прибавочной стоимости посредством эксплуатации наемного труда. На сущностном уровне объекта качество можно определять как целост­ность, тождественную внутренней определенности (основному закону) объекта.

Если соединить теперь сущностной и феноменологический уровни, то можно сказать, что качествоэто внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предметов, теряя которую предметы пере­стают быть тем, что они есть.

Это определение понятия качества непосредственно связано с поня­тием количества и фактически формулируется через сопоставление с ним. В повседневном опыте, да и в научном познании перед нами всегда два типа изменений; одни изменения оказываются безразличными («равнодушными») к бытию предмета, другие представляют изменения самого его бытия. На обыденном уровне эта разница нередко определяется «на глазок», что бывает достаточным. Первые изменения — количественные, вторые — качествен­ные. Количество может быть определено как совокупность таких измене­ния в материальной системе, которые не тождественны изменению ее сущности. Качество же, как отмечал Гегель, «есть вообще тождественная с бытием, непосредственная определенность в отличие от рассматриваемого после него количества, которое, правда, также есть определенность бытия, но уже не непосредственно тождественная с последним, а безразличная к бы­тию, внешняя ему определенность. Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» (Энциклопедия философских наук. Т. 1. М., 1974. С. 228). К такому понима­нию количества приходят и представители частных наук. Так, А.Н. Колмого­ров полагает, что количественные отношения характеризуются в отличие от качественных лишь своим безразличным отношением к конкретной природе тех предметов, которые они связывают. Поэтому они и могут быть совер­шенно отделены от их содержания как чего-то безразличного для дела (см.: Математика // Большая Советская энциклопедия.[550] 2-е изд. Т. 26. С. 476). Количество абстрагируется от качества, качество тоже в этом смысле высту­пает «безразличным» для количества. Последнее есть способ познания, пред­полагающий, конечно, связь количества с качеством.

В материальной действительности сущность количества выявляется через его сопоставление с качеством, а сущность качества — через его сопос­тавление с количественными (безразличными для бытия системы) измене­ниями. Диалектика качества и количества в исходном своем пункте есть их взаимоопределяемость. Каждая из категорий («качество» и «количество») определяется через свою противоположность. Содержание любой из них со­отнесено с содержанием другой. По словам Гегеля, качество есть в-себе-ко­личество, количество — в-себе-качество.

Учет этого обстоятельства несколько конкретизирует определение ко­личества как безразличной к бытию вещей определенности (или изменчиво­сти): количество обладает также и качественной характеристикой, а измене­ния количества при более строгом подходе не безразличны, как оказывается, для качества: они либо укрепляют его, либо воздействуют на него репресси­рующе. Но и в этой ситуации с точки зрения сохраняемой целостности объ­екта количественные изменения в общем-то остаются «безразличными» для основного качества материальной системы.

При углублении познания объектов, при учете качественного момента количества определение понятия количества может быть таким: количество есть степень развития данного качества. Количественные различия высту­пают в условиях сохраняемости одного и того же качества или наличия оди­наковости качества у разных по форме систем. На первый план здесь высту­пают пространственные и временные его характеристики. «Количество — объективная определенность качественно однородных явлений, или качество в его пространственно-временнóм аспекте, со стороны его бытия в простран­стве и времени» (С.А. Яновская).

Сравнение предметов между собой (при их однородности) ведет к ус­тановлению определенных пропорций. При этом выявляется эталон, служа­щий основой измерения количественных параметров систем. Для измерения используются понятия числа, объема, длины, величины и т.п., а само понятие количества может определяться через эти понятия. Сравнению подлежат и неоднородные системы по какому-либо свойству, в каком-либо отношении.

Переход в познании от качественных характеристик предмета к коли­чественным связан с развертыванием математических средств познания, по­зволяющих достигать точности в исследованиях и более эффективно овладе­вать природой объекта.[551]

Будучи зафиксированными как количественные в одной системе от­счета, изменения объекта могут выступать как качественные в другой, более узкой системе отсчета. Тот же переход капитализма от домонополистической стадии к монополистической есть изменение количества в плане развития всех общественно-экономических формаций, общества в целом, и изменение качества в рамках одной капиталистической формации.

Нет чистого количества, никак не связанного с качеством, и нет чис­того качества, никак не связанного с количеством. Качество всегда количест­венно, а количество качественно. Однако их неразрывная связь не означает их слияния. Между ними имеется достаточно четкая граница, которая опре­деляется при установлении системы отсчета, при четком выделении системы (предмета) исследования.

Качество и количество связаны в мере. Слово «мера» имеет множество значений. Это и способ определения количества по принятой единице изме­рения («мера времени», «линейная мера»), и предпринятое действие («крутая мера», «принимать меры»), и «намерение», «закономерность», «мера мно­жеств», и т.п. В философии бытия мера служит для выражения взаимосвязи качества и количества.

Всякий предмет, любое развитие материальных систем имеют свою меру. Существуют разные типы мер. Выделяются мера непосредственного бытия и субстанциальная мера. Первая связана с внешней стороной предме­тов, с фиксированием меры на уровне живого созерцания, вторая — с сущно­стью, соответственно с теоретическим уровнем познания. Мерой непосредст­венного бытия является жидкое состояние воды, температура которой изме­няется (при известных условиях) от 0 до 100°. При углублении познания, на уровне сущности вода предстанет уже как химическое соединение (результат взаимодействия кислорода и водорода), образованное по законам структур­ных связей соответствующих ионов. Субстанциальная мера есть закон струк­турной организации системы, соответствие количественных моментов в со­ставе и структуре системы ее качественной специфичности. Этот тип меры содержит в себе причинное объяснение происхождения и движения данной системы.

Мера часто выражается числом, но не всегда она поддается точному числовому описанию. В процессе развития нередко отсутствуют резкие грани, последующая ступень как бы полностью сливается с предыдущей и создается впечатление либо полной гомогенности, либо «неожиданного» по­явления нового. Подобное происходит и в нравственной сфере, где отмеча­ется размытость граней между .осторожностью и трусостью, прямотой и гру­бостью, гибкостью и беспринципностью, щедростью и расточительно­стью;[552] в таких случаях численное значение меры установить нельзя, но мера существует и здесь; переход через эту меру означает переход в иное ка­чественное состояние.

Одним из типов меры является «безмерность». Это та же мера, но де­формированная в количественном отношении. Система еще обладает спо­собностью к некоторому развитию и функционированию, однако, обреме­ненная излишним количеством, она теряет ряд возможностей развития, сни­жает темпы общего развития, становится «однобокой», аритмичной. Это мо­жет иметь место у разных объектов, в том числе у отдельных индивидов (на­пример, при паталогической устремленности на обогащение), в экономике (при ее нацеленности на экстенсивные факторы роста) и т.п. В современном антагонистическом обществе многие его стороны — социальные институты, управление, образ жизни и т.п. — подчинены безмерности. Если античный мир, как писал К. Маркс, пронизан «диалектикой меры», то при капитализме вся жизнь подчинена безмерному абстрактно-количественному принципу. Деньги, вещественный носитель абстрактного количества, являются стиму­лом этого общества. В нем количество денег становится все в большей и большей мере их единственным могущественным свойством; подобно тому как они сводят всякую сущность к ее абстракции, так они сводят и самих себя в своем собственном движении к количественной сущности. Безмер­ность и неумеренность становятся их истинной мерой.

Продолжающийся и при безмерном развитии процесс кумуляции, на­копления необратимых изменений в субстрате и структуре системы ведет к расшатыванию структуры системы, к ее неустойчивости, создающей предпо­сылку для ее перехода в другое качество. Безмерность, неустойчивость и аритмичность выражают внутреннюю необходимость в замене одной меры другой.

Представление о скачке связано с ускорением процесса во времени. Считается, что скачок — всегда относительно ускоренное развитие измене­ний. Такое представление схватывает лишь один момент. Определяющим яв­ляется преобразование качества. Скачокэто переход от одного качества к другому.

В мировоззренческом отношении скачки не являются привилегией че­ловека и человеческого общества, но присущи развитию любых материаль­ных систем, в том числе природных, различаясь по силе, динамизму, органи­зационной структуре и т.п. Остановимся на самых общих подразделениях скачков.

Скачки различаются прежде всего по формам движения материи.

Второе основание разделения скачков — время их протекания. По этому признаку все скачки подразделяют на разовые (скачки-взрывы) и ста­диобразные («постепенные»). На обыденном[553] уровне такое деление произ­водится с ориентацией на среднюю продолжительность жизни человека, на уровне научного мышления — сравнительно со временем существования ос­новного объекта исследования, с предшествующим этапом его развития. Есть скачки, совершаемые в миллионные доли секунды, и есть скачки в мил­лионы, а то и в миллиарды лет. Следствием такого деления скачков на два вида является конкретизация определения понятия «скачок». Скачок — это момент или стадия превращения одного качества в другое. При скачке-взрыве изменяется сразу вся система, при постепенном скачке — поочередно отдельные подсистемы, стороны и части системы. Скачки взрывного, «разо­вого» типа характерны для систем со сравнительно жесткой организацией или структурой, а постепенные скачки свойственны преимущественно сис­темам с пластичной, гибкой организацией.

Третье основание деления — количество систем или подсистем, включенных в скачок, — дает два вида скачков: одинарные и комплексные (или интегральные). Промышленная революция в Англии в последней трети XVIII — первой четверти XIX в. или революция в физике на рубеже XIX-XX вв. — это примеры одинарных скачков. Современная же научно-техническая революция, совершаемая на основе широкого использования процесса ком­пьютеризации, — это интегральный, комплексный скачок, вовлекший в свою орбиту и естествознание, и общественные науки, и технику, и производство.

Четвертое основание классификации скачков — отношение к главной стороне сущности предметов. На этом основании скачки подразделяются на коренные и не-коренные. Нельзя сказать, что второе название удачно, так как «не-коренной» скачок, поскольку он скачок, тоже должен относиться к сущ­ности («корню») предмета. В прямом смысле слова это уже не скачок. Но с ним обычно связывают представление о качественных, сущностных измене­ниях на подсистемном уровне развития объекта, в отдельных комплексах его элементов, в его состояниях и т.п. Возможно, их следует называть микро­скачками, но это требует дополнительного обсуждения.

И последнее, пятое, основание деления скачков — их роль в развитии. С этой точки зрения скачки бывают прогрессивные, регрессивные и одно­уровневые (нейтральные-по отношению к прогрессу и регрессу).

Выделяют и другие виды скачков: глобальные и локальные, необходи­мые и случайные и т.п.

При конкретном применении закона перехода количества в качество, в частности понятия скачка, следует принимать во внимание все отмеченные основания деления. Иначе возможны недоразумения в оценке явлений дейст­вительности.[554]

В процессе развития происходит смена мер, а само развитие выступает узловой линией отношений меры. Развитие есть единство непрерывности и прерывности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.