Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность и формы практики





 

 

Процесс познания во всех своих существенных моментах связан с практикой. Познавательное и практическое взаимосвязаны, друг без друга не существуют. Практика оказывает мощное воздействие на познание и форми­рование истины.

Выясним сначала сущность и структуру практики.

Важнейшими чертами практики как гносеологического феномена яв­ляются: 1) целенаправленность; 2) предметно-чувственный характер; 3) пре­образование материальных систем.

Практика — это деятельность, активное взаимодействие человека с ма­териальными системами. Деятельность свойственна и роботам, ее результа­том выступают измененные материальные системы. Однако здесь нет целе­полагания, а есть лишь целеисполнение; роботы не продуцируют цели, планы, проекты, поэтому их деятельность практикой назвать нельзя. В то же время для инженеров, создающих этот вид технических устройств и их со­вершенствующих, соответствующая деятельность, неотрывная от выдвиже­ния идей и их материализации, есть практика. Нет практики и в животном мире, хотя животные взаимодействуют с материальными системами, унич­тожая, создавая или изменяя их. Практика неотрывна от человека, его целе­полагающей, целенаправленной деятельности, от формирования идеальных моделей и стремления их осуществить.



Вторая черта практики — предметно-чувственный характер. По этому признаку она выделяется уже не из материальных взаимодействий вообще, а из совокупной человеческой деятельности, отграничиваясь от деятельности познавательной и оценочно-ориентационной. В отличие от мыслительной, духовной деятельности, непосредственно не сталкивающейся с материаль­ным сопротивлением объекта (здесь сопротивление иного рода, связанное с отражением внешних и внутренних свойств объекта), практическое взаимо­действие человека с объектом представляет собой именно преодоление со­противления материального предмета. При этом человек функционирует фи­зиологически, расходуя силу, энергию, подобно взаимодействующей при­родной системе.

Третий признак практики — преобразование материальных систем. Не любые перестановки элементов системы, как и не любые предметно-чувст­венные акции человека, будут практикой, а только такие, которые изменяют качества подсистем и системы в целом, ведут к ликвидации, разрушению системы или, наоборот,[345] к ее развитию, совершенствованию или созданию новой материальной системы. Здесь чрезвычайно важное значение имеют возможности предметных систем, умение человека их «нащупать», познать, оценить и использовать; столь же важно создание новых возможностей. Й. Элез пишет, что практика есть специфически человеческий способ превра­щения некоторого предмета из возможности в действительность; но такое определение, пожалуй, было бы неполным, ибо то, что дает практике собст­венно человеческий характер, есть прежде всего создание новых возможно­стей. На основе познания свойств и законов природы человек открывает но­вые возможности и ставит новые цели, в соответствии с которыми создаются новые предметы, не существующие в природе.



Человек способен изменять состав элементов и структуру материаль­ных (природных и социальных) систем, поскольку он действует в соответст­вии с объективными законами (не всегда адекватно познает, но должен дей­ствовать в соответствии с ними, иначе его деятельность будет бесплодной). Конечный результат практики, находящийся в предметно-объектной сфере, оказывается материализованной целью. Только все три вместе взятых при­знака — целенаправленность, предметно-чувственный характер и преобразо­вание материальных систем — образуют практику как гносеологический фе­номен.

Следует, однако, учесть, что первый и третий моменты не связаны ме­жду собой однозначно: цель должна реализоваться, но результат практиче­ской деятельности может не соответствовать ей или же соответствовать только частично. Практика нередко приводит к результатам, противополож­ным поставленной цели. В данном случае такую предметно-чувственную деятельность (как якобы не содержащую в себе цель) можно было бы, навер­ное, и не включать в разряд практической деятельности. Однако одно сооб­ражение заставляет квалифицировать это как практику: несоответствие (или противоречие) результата замыслу гносеологически не менее ценно, чем со­ответствие; оно говорит либо о несовершенстве цели (и требует ее корректи­ровки), либо о неправильном понимании средств и условий ее реализации, что ведет к дальнейшей проработке тех или иных звеньев процесса практики и к новому циклу практической деятельности. В данном случае имеет место не бессистемная предметная деятельность, а поэтапное движение к нужному результату. Фиксирование отмеченного несоответствия как этапа или рубежа учитывает перспективу возможного достижения цели, совпадения после­дующего результата с целью. Здесь практика рассматривается под призмой мобильности ее составных элементов с учетом процесса развития.



Если мы выдвинем требование, чтобы и в третий признак практики — «преобразование материальной системы» — обяза[346]тельно входила только исходная «чистая» цель (а в разных преобразованиях обязательно разные цели), то мы неправомерно сузим объем понятия «практика». Получится, что если результат предметно-чувственной деятельности не окажется воплоще­нием исходной цели и станет плохим его воплощением, то эту деятельность нет оснований считать практикой. В признак практики «преобразование ма­териальной системы» цель входит неоднозначным образом. «Преобразова­ние» как результат практики может быть дальше от цели или ближе к ней, но и в первом, и во втором вариантах это будет практика. Даже в том случае, если результат воздействий на объект противоположен исходной цели (как это нередко бывает в экспериментах по индуцированию мутаций в генетике), все равно эту предметно-чувственную деятельность следует отнести к прак­тике. В таком случае третий признак практики исключает указание на то, что «преобразование материальной системы» строго и однозначно соответствует исходной цели. Тем не менее без заданной цели преобразование материаль­ных систем не будет практикой.

Итак, практикаэто целенаправленная предметно-чувственная дея­тельность человека по преобразованию материальных систем.

Нередко при определении практики указывают на то, что это активная материальная деятельность. Но указания на эти моменты при исходном оп­ределении излишни. Активность уже заключена в понятии «деятельность», как понятия «природа», «общество» имплицитно содержатся в понятии «ма­териальные системы» (при определении практики как активной, целенаправ­ленной деятельности людей по изменению окружающих предметов и явле­ний, по преобразованию природы и общества). Материальность практики тоже содержится в приведенном определении.

Во взаимоотношении субъективного и объективного в структуре прак­тики определяющим является объективное. Наличие идеального, субъектив­ного в практике не колеблет того положения, что в своей основе практика есть материальный процесс.

Имеются следующие формы практики: общественно-производствен­ная (промышленное и сельскохозяйственное производство; изготовление продуктов потребления и средств производства), социально-политическая (создание государств, классовая борьба, формирование партий, преобразова­ние социальных структур, органов управления, революционные движения, забастовки, войны, акции по ликвидации атомного и химического оружия и т.п.); научно-экспериментаторская, связанная с намеренным изменением объекта исследования (социальный эксперимент, физический, химический, генетический и другие виды эксперимента); врачебная, или медицинская (хи­рургическая, терапевтическая, стоматологическая и т.п.); семейно-бытовая, повседневная, хозяйственная (строи[347]тельство и ремонт жилья, садовод­ство, огородничество, приготовление пищи и т.д.).

Эти формы практики являются основными, поскольку охватывают важнейшие сферы жизнедеятельности человека (помимо них имеются: дет­ская игровая практика, связанная с «преобразованием» предметов; асоциаль­ная практика убийц; спортивная практика, ведущая к физическим измене­ниям людей и т.п.).

Художественную деятельность, на наш взгляд, нельзя безоговорочно относить к практике или к непрактической деятельности. Она нуждается в дифференциации по видам искусства и выделении видов с явно выраженной предметностью. В скульптуре, например, произведения имеют трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. Сама по себе предметность здесь не решает вопроса: необходима оценка цели, назначения деятельности. В аспекте главной функции искусства — эмоционально-эсте­тического воздействия на духовный мир людей — такая деятельность явля­ется духовной, а в аспекте технической реализации, приемов создания скульптур, свойств используемых материалов та же деятельность будет прак­тической деятельностью.

Не следует причислять к практике деятельность театрального артиста, писателя, идеолога, создателя военных теорий, политических доктрин и про­грамм.

Термин «практика» имеет большой спектр значений: это и приемы, на­выки какой-либо работы; это и частная практика учителей, и морская прак­тика и т.п. Нередко данный термин используется как синоним слова «опыт». В широком своем значении практика — это вся деятельность человечества, включающая в себя и практику познания, в том числе практику теоретиче­ского познания.

В гносеологии данный термин имеет свое специфическое значение, противоположное терминам «духовное», «умозрительное», «теоретическое». За этим скрывается проблема соотношения познания (теории) и практики, необходимость ее решения. Вследствие этого хотя и не возбраняется в фило­софии применять термин «практика» в самых разных значениях, но в гносео­логии все же требуется понимать под практикой целенаправленную пред­метно-чувственную деятельность субъекта по преобразованию материальных систем. Если та или иная деятельность не обладает отмеченными призна­ками, то ее не следует относить к формам практики.

Различные виды практической деятельности неравноценны не только в плане форм жизнедеятельности, но и по отношению к прогрессу; практика может быть либо созидательной (конструктивной), либо разрушительной (деструктивной) по своим результатам (даже вандалистской).[348]

По своему содержанию и назначению практика бывает стандартизиро­ванной (стереотипно-механической), сопряженной с многократным воспро­изведением одного и того же результата, без непосредственного выхода на познавательную деятельность (хотя она также включает в себя цель), и поис­ковой, нацеленной на достижение прироста познавательной информации. Стандартизированную предметную деятельность тоже следует считать прак­тикой в гносеологическом смысле, ибо она не только создает материальные предпосылки для научных исследований, но и таит в себе возможности для своего совершенствования, т.е. для перехода в творчески-поисковую форму.

В зависимости от субъекта деятельности практика подразделяется на виды (отмечаем только некоторые из них): индивидуальная, микрогрупповая, социального слоя, класса, нации (народности), государства, общества. Зна­комство с основными формами и видами практики (типология форм и видов практики еще только разрабатывается) показывает, что любая практика имеет общественный, социальный характер. В практике человек действует, ко­нечно, как природная сила. Но эта сила наделена, кроме всего прочего, еще и общественной силой, воплощаемой прежде всего в духовном, идеальном компоненте практики. Выдвижение цели, идеи сопровождается ориентацией на определенные нормы и ценности общества, группы. Сам субъект — ре­зультат общественных отношений, их концентрированное выражение; созна­ние и мышление индивида невозможны без коммуникаций с другими людьми. Объем и результат практической деятельности — тоже обществен­ные.

Практика выступает как общественный процесс изменения, преобразо­вания материального мира в мир социальной предметности, культуры, в оче­ловеченный мир. В практике человек имеет средство для преобразования природы в своих интересах, в интересах человеческой цивилизации. Если ис­ключить деструктивный, вандалистский тип практики, то последняя высту­пит в качестве антиэнтропийного процесса, способного упорядочивать не только общественную жизнь, но и более масштабные природные структуры.

В практике изменяется не только природа (или социальные структуры); изменяется сам субъект, в частности индивид. Практика воздействует на его органы чувств, на его сознание, мышление, идеи. Происходит взаимоотраже­ние, ведущее к взаимообогашению и индивида, и общества, и природы. Такое взаимообогащение осуществимо благодаря идеальному моменту практики, имеющему в своей основе объективные закономерности. «Тот факт, что в своей практической деятельности люди используют объективные законы, не следует трактовать в смысле абсолютной тождественности законов практики и законов бытия. Законы[349] практики и законы объективной действительно­сти неидентичны... Объективно-диалектические законы и диалектические принципы деятельности субъекта не совпадают полностью между собой» (Воронович Б.А. Философский анализ структуры практики. М., 1972. С. 37).

Духовная сторона практики включает в себя наиболее общие принципы действий субъектов, вытекающие из общего представления о мире (сюда входят и другие регулятивы более частного порядка). Центральное место, однако, занимают идеи, планы, проекты будущего материальной системы, организующие весь комплекс всеобщих и частных регулятивов практической деятельности. И.С. Нарский отмечал: именно в практике объединяются, и притом весьма своеобразно, такие противоположности, как материальность и идеальность, объективность и субъективность; объективность пронизывается именно в практике субъективностью, возвышается до нее, а субъективность именно в практике становится наиболее объективной по сравнению с про­чими формами своего существования.

В структуре практики имеются не только субъективные и объективные стороны, но и такие процессы, как распредмечивание и опредмечивание. Бла­годаря им и совершается взаимопереход субъективного и объективного. По определениям, имеющимся в Философским энциклопедическом словаре, су­щество этих процессов в следующем. Опредмечивание — это процесс, в ко­тором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему предмет становится социально-культурным. Распредмечива­ние — это процесс, в котором свойства, сущность, логика предмета стано­вится достоянием человека, его способностей, благодаря чему последние развиваются и наполняются предметным содержанием. Человек распредме­чивает как формы прошлой культуры, так и природные явления, которые он тем самым включает в свой общественный мир.

Распредмечивание является предпосылкой одного цикла практики, од­ного цикла опредмечивания; завершаемый цикл практики в ее поисковой форме содержит в себе основу для достижения нового уровня распредмечи­вания. Опредмечивание служит ведущим процессом, непосредственно обес­печивающим преобразование материальной системы.

В системно-структурном (а не процессуальном) плане любая практика складывается из следующих элементов: субъект практики, объект прак­тики, цель (идеальная модель), средства, предметная деятельность субъ­екта, результат этой деятельности. Все эти элементы проникают друг в друга так, что их представление в чистом виде затруднено. Они образуют це­лостную систему. Импульс каждому циклу практики задает духовный ее компонент, субъектив[350]ность, базирующаяся на объективности. Взаимодей­ствие сторон практики, субъективного и объективного ее моментов, обеспе­чивает развитие практики.

Практика, будучи второй формой объективности, немыслима вне соз­нания, природная же материя существует до и вне сознания; практика явля­ется средством познания материальных систем (хотя и сама может быть объ­ектом познания); соотношение «практика — сознание» не тождественно со­отношению «материя — сознание»: существование материи — предпосылка существования и практики, и сознания.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.