|
Глава 13. Рациональность и иррациональное
В широком смысле слова «рациональность» есть вера (уверенность) в силу разума, в разумные принципы. Этот термин применяется и в несколько иных значениях – как «научная рациональность», «рациональность управленческая» и т.п. Научная рациональность чаще всего определяется как постоянная апелляция к доводам разума и рассудка и максимальное исключение эмоций, страстей, субъектных мнений при принятии решений, касающихся судьбы познавательных утверждений. Так понятая рациональность, оставляющая порой за своими рамками конкретно-чувственную способность человека, но опирающаяся на полученную ею информацию, всецело полагается на мышление и обработку им этой информации, выделяя в ней общее и существенное.
Поскольку имеется два уровня мыслительной деятельности – рассудок и разум, постольку имеется основание для разделения (разумеется, относительного разделения) рациональности на рассудочную и разумную. Но в связи с тем что в реальной практике познания они нередко оказываются в тесном единстве, во взаимном переплетении, можно говорить об общей у человека рассудочно-разумной рациональности.
И всё же эти два типа, или вида, мыслительной деятельности и соответственно два типа рациональности в философии нередко разграничиваются.
«Рациональность» как таковая может иметь разный смысл. Как проблема рациональность встречается уже в античной философии. Античная рациональность сама по себе знаменательна, и не только потому, что в ней заключено начало так называемого дедуктиво-математического типа (или подтипа) научной рациональности (Пифагор, Эвклид), дополнившегося впоследствии, в Новое время, опытно-индуктивным подтипом рациональности.
В античную эпоху в рациональности были слитыми воедино истина, её достижение и нравственная идея блага. Главным в человеке и человечестве Сократ считал духовно-творческое начало, «добротворчество». Знание не есть знание ради самого себя, но ради добра. Ценно знание, которое несёт людям не просто сведения, но прежде всего благость. Знание должно идти вместе с благом. Благо есть понимание и разумение высших ценностей.
Платон более всех других идей почитал идею блага и ставил её на вершину всей пирамиды идей; вся познавательная деятельность человека должна определяться, по Платону, ориентацией на эту идею; отход от такой установки чреват также отходом от истины.[316] Благо выше истины. И Сократ, и Платон, и Аристотель не противопоставляли истину благу, как может показаться с первого взгляда. Они не мыслили одно без другого, провозглашая гармонию истины и блага. Их рациональность характеризовалась синкретизмом, нераздельным единством добра, справедливости и истины. В этом и состоит существо античной, классической рациональности.
Этот тип рациональности, временами теряя позиции в постижении природного бытия естественнонаучными средствами (особенно в ранее Средневековье), заметно укрепился в последующем, особенно в эпоху Просвещения. Как отмечает Е.Л. Черткова (Рациональность – критика – свобода // Исторические типы рациональности. Т. I. М., 1995. С. 303, 304), в идеологии Просвещения разум, свобода и гуманизм не противопостояли друг другу, но составляли устойчивое единство, ведущая роль в котором принадлежала разуму. Это был «классический рационализм». Термин «классический» можно применять как по отношению к философии, так и по отношению к культуре в целом; подобно истине, название «классическая истина» имеет своё начало в античные времена, и оно сохранилось поныне. Здесь в классическом рационализме соединились вера в способность разума к постижению мира и убеждение в возможности преобразования жизни в соответствии с принципами разума. Важным был критицизм как реализация свободы в познании. Разум в своей критической функции выступал как свободная мысль, мысль, освобождающая сама себя от всего представляющегося её необоснованным, внешним, навязанным извне. В идеологии Просвещения свобода и разум сосуществуют и взаимодействуют как высшие человеческие ценности. С просвещённым разумом связывались надежды на формирование более разумного и свободного общества. Сокрушительный удар по союзу свободы и разума был нанесён опытом Французской революции, показавшей уже не в теории, а на практике иллюзорность такой надежды. И дело не только в ужасе от кровавых событий революции, заглушивших голос разума и продемонстрировавших принципиальную несводимость поведения людей к всеобщим принципам разума. Эта революция стала решающей вехой на том пути, по которому пошла европейская цивилизация. Индустриальный путь развития изначально сделал ставку на науку, как будто возвышая тем самым научный разум над всеми другими формами культуры.
На смену «классическому» типу рациональности пришла рациональность Нового времени (начало Moderna), а точнее – сциентистский рационализм. Можно утверждать, что с конца XVIII столетия начался этап сциентизированной (онаученной) рациональности.[317]
В её основе лежала научная рациональность, связанная с опытно-индуктивным методом Ф. Бэкона, дальнейшей матеатизацией наук о природе, ньютоново-галилеевой механикой и лапласовским детерминизмом. С середины XIX в. заявил о себе позитивистский сциентизм, сводивший всё философское мировоззрение к сумме выводов из существовавших тогда наук о природе. Философское мировоззрение оказалось под пятой естественных наук, теряя свою специцифичность, в том числе и в этическо-гуманистическом отношении.
Рациональность оказалась оголённой: в ней стала цениться (не на словах, а на деле) только научная рациональность. Наступил период псевдорациональности, которую не случайно стали называть бездуховной. Это, так сказать, рациональность индустриализма. В общественном сознании утверждалась вера в то, что естественные науки и техника способны решить не только проблемы познания природы, но и остальные жизненно важные проблемы: смысла жизни, счастья, бесконечности индивидуального человеческого существования, справедливого общественного строя, материального благополучия граждан и т.д. Резко поотстала в своём развитии та составляющая классической рациональности, которая олицетворяла собой добро и гуманизм.
Особенно резкий контраст веры в Разум и гуманизм предстал перед людьми в XX столетии: революция 1917 г. в России, Первая и Вторая мировые войны. Вторая половина XX в. лишь потвердила опасность «чистой» рациональности: многочисленные атомные испытания в атмосфере и под землёй в 50–60-гг., авария на Чернобыльской АЭС, уже унёсшая десятки тысяч жизней, продолжающееся в огромных масштабах уничтожение природной среды, грозящее экологической гибелью человечества, – эти и многие другие явления современной жизни свидетельствуют о слабости Разума, отделённого от высших целей человеческого существования. То или иное общественное устройство, основывается ли оно на идеях командно-административной системы или на благих «реформаторских» идеях, как показал уже опыт России, есть плод разума, есть тоже «рациональность», но эти идеи оказались не такими, которые обеспечили бы счастье народа; за вроде бы разумными установками проглядывают порой очевидным образом узкокорпоративные интересы отдельных групп людей.
Разум оказывается податливым, немужественным. Вненаучные, а порой и внутринаучные силы демонстрируют своё превосходство над ними.
История показала также, что истина не синоним разумности, что разум способен заблуждаться.
Разум, втиснутый в прокрустово тоже сциентистской рассудочности, не только ущербен, но и опасен (см.: Новиков Н.А. Ра[318]циональность в её истоках и утратах // Исторические типы рациональности. Т. I. М., 1995. С. 32.).
Не случайно последние десятилетия прошли под знаком критики научной рациональности. Трудно даже определить, дал ли Разум в XX столетии больше счастья людям или меньше, чем в XIX в. Многие склонны считать, что роль Разума стала совсем ничтожной.
Негативизм по отношению к науке и научной рацинальности растёт, имея на то основания. Идёт поиск средств освобождения от лжерациональности. «Отделение государства от Церкви, – считает П. Фейерабенд, – должно быть дополнено отделением государства от науки – этого наиболее современного, наиболее агрессивного и наиболее догматического религиозного института. Такое отделение – наш единственный шанс достичь того гуманизма, на который мы способны, но которую никогда не достигали» (Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 450).
Всё большее число философов пытаются найти противовес лжерациональности в гуманистическом мировоззрении, в экзистенциализме, философии жизни.
Поскольку причинами деформированной рациональности часто выступают социальные силы, стремящиеся к власти или ею владеющие, то возникает проблема ограждения подлинной рациональности от таких сил и гуманизирования самих властных структур, механизмов властных отношений.
Осмысливая сложившуюся в XX столетии ситуацию, Н.Н. Трубников справедливо отмечает следующее. Новая историческая эпоха показала, а новейшая ещё раз самым недвусмысленным образом подтвердила, что ни сам по себе научный разум, ни само по себе положительное знание не являются самодостаточными, что положительное знание, в том числе и самое строгое положительное знание, в ряде случаев способно, пускай до известных пределов, уживаться не только с самыми отсталыми нравственными формами, но и с прямыми формами безнравственности и агуманизма вплоть до фашизма с различного рода варварством, иногда откровенным, чаще византийски изощрённым, маскирующимся теми или иными, в том числе и положительно-научными, лозунгами. И не только уживаться, но и до поры успешно сотрудничать с ним, пользоваться его широкой поддержкой, в свою очередь, поддерживать его, освещая его авторитетом научного разума, науки, непререкаемым авторитетом знания. И для нас существо дела заключается не в том, что это сотрудничество рано или поздно оказывается гибельным и для научного разума, и для тех социальных структур, где знание оказывается способным приобретать это уродливое развитие. Оно заключается в том, что положительно-научный разум сам по себе оказывается недостаточным, чтобы[319] одним своим присутствием преобразовать мир на разумных гуманистических началах, обеспечив в том числе и самому себе более или менее здоровое развитие и общественное функционирование. Новая эпоха как раз и показала, что ориентированный на физические критерии силы и лишённый метафизических критериев блага научный разум в специфических общественно-исторических условиях способен заметным образом деформироваться. Наделённый силой знания, научный разум – одна из величайших надежд человечества со времён Возрождения – вполне оправдав себя технически, технологически, экономически и т.д., не оправдав себя гуманистически. Гуманистическая и нравственная беспомощность разума вскрыла настоятельную нужду в каких-то иных, более высоких, чем научные и научность вообще, основаниях и критериях разумного. Это и определило потребность в поиске таких начал, таких принципов и критериев человеческого познания и человеческого бытия вообще, какие при всей их объективности и строгости не страдали бы той гуманистической неполнотой, какую со всей очевидностью продемонстрировала в начале XX в. в самый трудный и отвественный для неё момент вся европейская культура (см.: Кризис европейского научного разума. Философия науки и философия жизни // Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. С. 153–154).
Вторая половина XX столетия и особенно последние десятилетия характеризуются «кризисом» рациональности (или «модерна»). Она стала подвергаться всё более серьёзной критике.
Параллельно этому стало набирать силу альтернативное движение – «новая» рациональность (или неоклассическая рациональность), стремящееся на более высоком уровне, чем прежде, обосновать необходимость и важность единства Разума и Блага. «Новая» рациональность – это новая актуальная философско-мировоззренческая проблема, и за её разработкой требуется не только внимательно следить, но и вносить каждому в её осмысление свой посильный вклад. Как жива «классическая» («античная») трактовка истины, так должна возродиться и занять своё ведущее место в культуре «классическая» (или неоклассическая) рациональность, объединяющая в себе и познавательный, и ценностный подходы к миру.
Итак, в развитии понятия «рациональность» имеется три этапа: классический рационализм, модернистский (сциенистский) [лже]рационализм и [нео]классический, аксиологически ориентированный рационализм, вызревающий с XX в. как противоположность лжерационализму.[320]
Вопрос об иррациональном в познавательной деятельности связан с проблемой рациональности как в общем плане, так и в плане научной рациональности. Предыдущий материал свидетельствует о том, что решения (или идеи, концепции), будучи в одном отношении разумными, «рационалистичными», становятся или могут становиться неразумными и иррациональными в другом отношении. Иррациональное имеется во всех сферах культуры, в любой деятельности человека. Важно, чтобы верховенство в науке и социальном устройстве всё-таки всегда сохранялось за Разумом. Такого ведущего начала, к сожалению, во многих случаях в течение ряда столетий не было. Дело не в иррациональном самом по себе (оно даже неизбежно), а в том месте, которое оно занимает по отношению к Разуму и к духовным ценностям человека.
О той важной роли, которую играет иррациональное в познавательной деятельно-научной деятельности человека, достаточно подробно говорилось в данном учебном пособии: в разделах о бессознательном, о чувственно-сенситивной способности человека, об интуиции, её место в творчестве и т.п. Без этого иррационального не было бы и соответствующей с ней связанной рациональности. Но, с другой стороны, иррациональное в науке не должно иметь самодовлеющей ценности. Оно в общем и целом должно быть подчинено полноправной рациональности, полноправному Разуму. Во всех случаях, как мы убеждаемся, знакомясь с этим материалом, рациональность, чтобы стать плодотворной, должна неизменно и в главном всегда ориентироваться на Разум, т.е. на достижение Истины, Блага и Справедливости. Имеется надежда, что последующие столетия будут временем «новой» рациональности, достойной Человека.[321]
Глава 14. Вера
Рассмотрим теперь понятие «вера»; прежде всего, каков его смысл? Совместимы ли вера в религии и вера в науке (если она там имеет место)?
Согласимся, что вера является феноменом человеческого (индивидуального и общественного) сознания. Без веры невозможна жизнь, невозможна никакая (в том числе и политическая, и художественная) деятельность человека. Она сопровождает общественное развитие и жизнь индивидуума.
Нередко можно слышать: «Я верю в этого человека», «Я верю в её любовь», «Я верю в себя». Много объектов веры в научной сфере: теория относительности А. Энштейна, концепция занесения жизни на Землю из других звёздных миров, гипотеза движения материков на Земле, факты телепатии и т.п. Говорят о вере в те или иные предметы, о вере в астрологию, в карточные гадания, о вере в существование ведьм, «злых духов». Существует вера в индивидуальное бессмертие человека, вера в Бога и т.п. «Вера», как видим, многообразна, разнолика.
Выделяются следующие виды веры: 1) вера как достоверность; 2) вера как преклонение перед авторитетом («вера-доверие»); 3) моральная, или нравственная, вера; 4) религиозная вера.
Вера-достоверность, как на то указывает само её название, связана с достоверным, чаще всего научным, знанием, основное содержание которого признаётся таковым (пример тому – теория относительности, хотя некоторые учёные сомневаются в её экспериментальной обоснованности и даже отвергают её научное значение, т.е. у них нет веры в эту теорию). Многие убеждены в её обоснованности, полагая, что требование какой-либо дополнительной её подтверждаемости излишне. Вера-достоверность, как видим, связана с убеждённостью, уверенностью, твёрдостью; здесь нет сомнения; сомнение разрушает веру.
Вера-достоверность включает в свой круг и проблематичное, вероятностное знание. В своё время предположение о существовании в биологических организмах наследственных структур (генов) было гипотетическим знанием, и только спустя десятилетия оно стало истинностным. Вера в существование генов придавала творческую силу исследователям, несмотря на порой резкое противодействие другой части биологов, эта вера способствовала развитию генетики.
Имея в виду веру как уверенность, как рациональную веру, Э. Фромм отмечал: «Корни рациональной веры лежат в созидательной умственной и эмоциональной активности. Рациональная[322] вера – важная составляющая рационального мышления, где, как принято считать, вере нет места… Вера необходима на каждом этапе, начиная с зарождения рационального замысла и кончая формулировкой теории: вера в замысел как разумную цель, достойную разработки; вера в гипотезу как вероятное и правдоподобное утверждение; вера в окончательную теорию, по крайней мере до тех пор, пока не достигнуто общее согласие относительно её достоверности. Эта вера берёт начало в личном опыте, в уверенности в собственном умении мыслить, наблюдать и выносить суждения. В то время как иррациональная вера есть принятие чего-то как истинного только потому, что так утверждает авторитет или большинство, рациональная вера коренится в независимом убеждении, основанном на личном творческом наблюдении и мышлении, невзирая на мнение болшинства» (Человеческая ситуация. М., 1995. С. 213–215).
Вера-доверие основана на признании и подчинении авторитету, будь то научный авторитет типа Н. Макиавелли или Ч. Дарвина либо авторитет руководителя той или иной политической партии, авторитет знакомого лица или родственника. Это вера-послушание. Частным случаем, причём ныне довольно распространённым, является определённая – конформная – направленность характера, мышления и действий человека. (Конформность, как она определяется в психологической литературе, – это податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.)
Вера в авторитет основана на знании (истинностном или ошибочном) о самом лице или социальном институте, либо предпринимавших успешные действия, либо приходивших к справедливым, истинностным заключениям (с точки зрения того, кто уже поверил в их успешность или истинность). Но такая вера, исключающая сомнение как методический подход, способна с самого начала не замечать ошибки и не-истины противоположного свойства у так называемого авторитета и оставляет мало шансов на успех такой позиции в будущем.
Разновидностью веры-доверия является доктринальная вера, т.е. вера в общие положения, выдвигаемые авторитетом. (Кстати, доктринальная вера есть также разновидность веры-достоверности, когда объектом веры становится доктрина, учение.)
Названные только что виды веры могут обусловливать фанатизм – отвергающую альтернативы приверженность индивида определённым убеждениям. Фанатизм сочетается с нетерпимостью к инакомыслящим, с отсутствием самокритичности, с догматизмом.[323]
Моральная вера есть вера в нравственные принципы (в их осуществимость), следование нравственному закону. Основным законом этики является требование: «Поступай так, чтобы человечество и в твоём лице, и в лице всякого другого всегда рассматривалось тобой как цель, но никогда только лишь как средство». И. Кант подчёркивал, что человеческая личность самоценна и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство для осуществления каких-либо задач, хотя бы и для всеобщего блага. По И. Канту, моральная вера неразрывно связана с религиозной верой в бытие Бога. «Эту веру ничто не может поколебать, так как этим были бы ниспровергнуты сами мои нравственные принципы, от которых я не могу отказаться, не став в своих собственных глазах достойным презрения» (Соч.: в 6 т. Т. 3. М., 1964. С. 677–678).
Для многих людей вера в нравственные установления христианства является основой жизни современного общества. «Не сотвори себе кумира и всякого подобия как на земле, так и на небе, и в водах подземных; не поклоняйся им и не служи им»; «Не убий»; «Не укради» и др.
Моральная вера, как и другие виды веры, своей предпосылкой имеет (явное или неявное) знание.
В религии, если брать не какие-то её аспекты или элементы, а как целостное духовное образование, тоже имеются рассмотренные выше виды веры: и вера-достоверность, и вера-доверие, и моральная вера; вместе с ними в её содержание входит и большой объём информации из научного, нравственного, обыденного и иного знания. Нельзя утверждать, что центральное представление религии – о Боге – абсолютно противостоит знанию. Это представление рационалистично в религиозном «богопознании». Но на первом плане в представлении о Боге – не разум, а чувства-переживания, чувства-эмоции. Ядром религиозного знания выступает религиозная вера. Что это за вера?
Это психологическая установка, принимающая существование Бога на основе общения с ним души человека (иначе говоря, на основе религиозного опыта). Один из глубоких исследователей религиозного опыта Уильям Джемс писал: «Единственное, что непоколебимо устанавливает религиозный опыт, – это возможность переживать единение с чем-то более широким, чем наша личность, и находить в этом единении глубокий душевный покой… Для религиозного опыта и для практических потребностей религии совершенно достаточно веры в то, что позади личности каждого человека, как её непосредственное продолжение, существует некая высшая сила, благоволящая к нему и его идеалам» (Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993. С. 417).
Специфика религиозной веры заключается в восприятии особой реальности (реальности Бога) на основе непосредственного с ним[324] контакта. Религиозная вера есть сердечная встреча человеческой души с Богом, явление Бога человеку. Это есть духовное отношение между человеком и Богом (отсюда это вероотношение). Существо этой веры заключается в религиозном опыте (важное место в нём, кстати, занимают молитва и покаяние). Вера преображает человека и ведёт его к духовному совершенству.
Вера в реальность Бога оказывается основополагающей установкой христианской религии, органично связанной с другими её установками (особое значение здесь имеет догмат о бессмертии человеческой души).
Таковы основные виды веры: вера-достоверность, вера-доверие, моральная вера и религиозная вера. Их взаимопереплетение, частично отмеченное выше, не исключает того, что они способны выступать и нередко выступают автономно.
Любой вид веры имеет модальности: «глубокая» (вера), «слабая» (вера), «неустойчивая» (вера) и т.п.
Во всех случаях, имеем ли мы дело с видом веры или её с модальностью, вера неразрывно связана со знанием, не исключает его.
Представление о взаимоисключаемости веры и знания возникает в результате исключения из религии всех видов веры, кроме собственно религиозной, и из-за излишне упрощённого толкования существа религиозной веры: эмоциональный её компонент абсолютизируется. Такое понимание веры в религии было присуще французским философам XIX в., вульгарному материализму и атеизму XIX–XX столетий. В немалой степени в формировании этого мнения повинны сами представители церкви, о чём уже говорилось. Вера-достоверность в естествознании всячески подавлялась церковью в течение столетий (вплоть до начала XIX в.). Одним из следствий такого положения и явилось укоренение в сознании учёных, да и не только их, представления о несовместимости веры и знания.
В заключение определим понятие веры, которое могло бы охватить собой преимущественно все виды веры и стать в связи с этим основным или главным определением этого понятия.
«Вера – состояние предельной заинтересованности, психологическая установка, мировоззренческая позиция и целостный личностный акт, состоящие в признании безусловного существования и истинности чего-либо с такой решительностью и твёрдостью, которые превышают убедительность фактических и логических доказательств и не зависят от них вопреки всем сомнениям» (см.: Культурология. XX век: энциклопедия. Т. I. СПб., 1988. С. 107).[325]
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|