Сделай Сам Свою Работу на 5

СОЗНАНИЕ КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА





На вопрос: «Что такое сознание?»—вряд ли можно дать ответ, обладающий точностью математической формулы. Слишком сложен и своеобразен объект. Однако было бы ошибкой считать, что на этот вопрос вообще нельзя дать ответ, что в области явлений сознания нет никаких закономерностей и что она непознаваема.

СОЗНАНИЕ, ОСОЗНАНИЕ И ЗНАНИЕ

Начнем с этимологии слова «сознание». Сознание означает соучастие знания в самом себе, т. е. знание человека о самом факте своего знания. Этимология этого слова, разумеется, не раскрывает всего существа предмета. Под сознанием имеется в виду способность идеального отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных его уровнях. Именно в субъективном мире сознания осуществляется воспроизведение объективной реальности и мысленная подготовка к преобразующей практической деятельности, ее планирование, акт выбора и целеполагание. Формирование сознания предполагает выработку способности ставить осуществимые цели — как ближайшие, так и отдаленные,— умение контролировать свои чувства, мысли, поступки, отдавать отчет в своих действиях,



предвидеть последствия своих поступков, осуществлять самовоспитание воли, характера, личности в целом.

В силу сложности феномена сознания каждая из комплекса изучающих его наук (философия, психология, социология, психиатрия) вносит определенную специфику в подход к определению сознания. Под сознанием понимают: осознанное бытие и отношение «Я» к «не-Я»; субъективный образ объективного мира, свойство высокоорганизованной материи; идеальную сторону целсполагающей практической деятельности человека; высшую форму психического отражения действительности; способность отдавать отчет в своих мыслях, чувствах и актах; способность правильно расценивать окружающее; способность к целенаправленной, планомерной деятельности; особенность сочетания психических процессов, арену, на которой разыгрываются ассоциативные процессы; наконец, сознание уподобляют потоку впечатлений или чувствованию сменяющихся душевных состояний и т. д. Понятие сознания нередко употребля-ют и в смысле сознательности. Иногда отождествляют его не только с психикой человека, но и животных.



В ряде областей знания существует специфически профессиональный подход к определению сознания, который не может удовлетворить другие области знания и практики. С юридической, например, точки зрения сознание — это способность субъекта к логически обоснованному и адекватно мотивированному замыслу. Ведь наличие замысла, умысла — это один из атрибутов любого гражданского акта, поступка, а также и преступления. Соответственно этому сознание оказывается связанным с проблемами определения вменяемости, дееспособности. В медицине, рассматривая сознание, обычно исходят из того, что оно может усиливаться и ослабляться, теряться во сне и полностью исчезать при обмв-роке. В этом смысле говорят об узости и широте сознания или внимания, об его устойчивости или неустойчивости, ясности и тусклости, мерцании. Когда врач утверждает, что «сознание больного ясно», он имеет в виду прежде всего нормальную ориентировку человека в окружающем — месте и времени, а также в своей собственной личности.

Ученые спорят о том, можно ли ограничиться одним определением сознания, общим для всех областей зна-

ния, или каждая наука должна по-своему определить сознание, исходя из своих конкретных задач. Разумеется, у каждой науки должен быть какой-то свой особый ракурс во взгляде на сознание, подчеркивание в нем особой грани. Однако сущность сознания как специфического феномена духовной жизни человека одна. И общее философско-психологическое определение сознания должно быть единым. Подобно тому как нет и быть не может философского, физического или биологического определения материи, точно так же не может быть философско-психологического и наряду с этим, например, психиатрического или юридического определения сознания.



Под сознанием в марксистской философии и психологии понимается не просто психическое отражение, а высшая форма целенаправленного психического отражения действительности общественно развитым человеком. Оно представляет собой такую функцию человеческого мозга, сущность которой заключается в адекватном, обобщенном, целенаправленном и осуществляющемся в речевой (или вообще в символической) форме активном отражении и конструктивно-творческой переделке внешнего мира, в связывании вновь поступающих впечатлений с прежним опытом, в выделении человеком себя из окружающей среды и противопоставлении себя ей как субъекта объекту. Сознание заключается в эмоциональной оценке действительности, в обеспечении целеполагающей деятельности — в предварительном мысленном построении разумно мотивированных действий и предусмотрении их личных и социальных последствий, в разумном контролировании поведения и управлении им, в способности личности отдавать себе отчет как в том, что происходит в окружающем материальном мире, так и в своем собственном мире духовном. Таким образом, сознание — не просто образ, а идеальная форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности.

Сознание — явление психическое. Однако понятие психики значительно шире понятия сознания. Под психическими явлениями имеются в виду все осознанные и неосознанные, прежде всего познавательные, процессы, психические состояния, а также психические свойства личности. Психические явления могут носить как

актуальный, так и потенциальный характер. Хранящиеся в тайниках памяти знания, не участвующие в процессах настоящего, не есть актуально-сознательное.

Психика является достоянием всего животного царства. Сознание же присуще лишь человеку, да и то не во всяком состоянии. Оно отсутствует у новорожденного, у некоторых категорий душевнобольных, у человека в состоянии сна. Даже у вполне развитого, человека основной запас опыта хранится за пределами непосредственного контроля сознания. Человек испытывает все физиологически доступные ему воздействия, но не все они становятся фактом сознания.

Анализ сознания невозможен вне его предметного отношения, а предмета — вне его отношения к сознанию: мир существует для нас лишь в аспекте его данности познающему субъекту. Сознание есть знание о внешнем и внутреннем мире, о самом себе. Вне знания нет сознания. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это — знание-» 1. Содержанием сознания является система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний, преломленных через призму личного опыта каждого отдельного человека. Стимулом осознания человеком действительности являются общественно обусловленные потребности и интересы общества и личности. Жизненный смысл сознания состоит в том, чтобы верно ориентироваться в мире, утвердить себя в нем, познавать и преобразовывать его на основе общественной практики. Между сознанием и знанием есть единство, но нет тождества. Знание — гносеологическая категория. Сознание же обладает более широким смысловым охватом. Оно не только гносеологическая, но и психологическая, и нравственная, и социологическая, и психиатрическая, и правовая категория. Знание — удостоверенное практикой отражение действительности. Сознание — не обязательно достоверное отражение. Недостоверное отражение, например догадки, вымыслы, религиозные, мифологические взгляды, не есть знание в собственном смысле этого слова, но все это — факт сознания. Человек может сознавать, что он болен, но не знать, в чем дело. Помыслить о чем-либо — значит осуществить акт сознания, но

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений, стр. 633.

это не есть еще знание, являющееся результатом процесса познания. Познание как процесс отражения близко понятию осознания, которое является абсолютным условием познания. Но и между ними есть существенное различие. Человек осознает то, что воспринимает, когда понимает смысл воспринятого в контексте реальных событий, когда он учитывает возможные последствия своих поступков. Осознать объект — значит включить его в систему своих знаний и отнести к определенному классу предметов. Познание в отличие от осознания ориентировано на выявление сущности объекта. Оно есть гносеологическое отношение субъекта к объекту.

И осознание, и знание, и познание носят общечеловеческий характер. Их целью является объективная истина. Сознание же содержит в себе идеологические моменты и поэтому в классовом обществе является классовым, т. е. выражающим коренные интересы того класса, к которому принадлежит субъект сознания. Оно наполняется разным содержанием и социально-политической ориентацией в зависимости от конкретно-исторических условий жизни человека.

Что значит находиться в фокусе сознания? Это значит, что мы имеем ясное представление и понятие о предмете или явлении, чувствуем и переживаем его и знаем об этих чувствах и переживаниях. Бытие не просто отражается в сознании, но и преломляется в нем. Отсюда возможность заблуждений. Собственно сознанием является такая форма внутренней активности субъекта и его ориентации в мире и в самом себе, когда он антиципирует, предусматривает конечный результат своих поступков и когда его действия строятся, исходя из объективного смысла решаемой жизненной задачи или предполагаемых личных и общественных последствий и в соответствии с ними. В известном смысле сознание — это осознание не только окружающей действительности, но и своего отношения к ней, осознание значимости того, что делается для общества в целом.

Что такое ясное сознание? В психиатрии известен такой факт. Человек страдал шизофренией с параноидным бредом и императивными галлюцинациями. Он слышал голос черной кошки, требовавший от него убить свою тетку, вынуть ее сердце, зажарить его на сковороде

и дать съесть кошке. Сохраняя способность ориентироваться в обстановке, больной ночью наточил топор, убил тетку, изжарил ее сердце на сковороде и накормил им кошку. Психиатры отмечают, что, чем сохраннее некоторые психические функции, тем более систематизирован бред и тем более опасным становится больной и для себя, и для общества 1.

Можно ли приведенный поступок назвать сознательным? В нем есть определенная логика (правда, бредовая) и целенаправленность действий, т. е. определенные компоненты сознания. Однако в этом поступке нет фундаментальных признаков сознания: разумной мотивированности, предусмотрения личных и социальных последствий действия, способности самоконтролирования. Больной ведь действовал по императивному голосу черной кошки! Но он был глух к голосу своей воли и чувству ответственности — этим необходимым слагаемым подлинного сознания. Ясное сознание — это такое состояние сознания, которому доступно отчетливое понимание окружающих обстоятельств, своего места в них и ссмысление сути дела.

Сфера сознания по необходимости всегда ограниченна. В этом его слабость, но в этом и его сила: разбросанное, рассеянное сознание потеряло бы свой смысл. Следовательно, можно говорить о ясном и темном или сумеречном сознании, когда осознание чего-то носит резко сниженный, смутный, сумбурный, клочковатый характер. Сознание может быть максимально концентрированным и резко рассеянным.

Итак, сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

1 См. «Сознание». М., 1967; М. А. Джагаров и М. И. Коршунова. К учению о сознании. «Советская невропатология, психиатрия и психогигиена»: т. 3, вып. 4. М., 1934, стр. 253. М. О. Герцберг. Очерки по проблеме сознания в психопатологии. М., 1961.

СОЗНАНИЕ — ИНТЕГРАЛЬНЫЙ МОМЕНТ ПСИХИЧЕСКОГО

Сознание носит системный характер. Оно проходит ступени чувственной достоверности, воспринимающего и представляющего сознания, рассудочного и разумного сознания. Все эти формы и уровни сознания как бы пронизаны пламенем эмоций и энергией воли. Сознание есть процесс, причем, пока человек бодрствует, этот процесс носит непрерывный характер, а вместе с тем и дискретный. Бодрствуя, человек каждое мгновение «находится в сознании», но осознание им действительности осуществляется в виде дискретных актов сознания. Когда человек смотрит интересную, захватывающую кинокартину, то, вдумываясь в ее содержание, он осуществляет, вероятно, сотни или даже тысячи разного рода актов сознания. Это и понятно: объекты сознания дискретны; дискретны и акты их осмысления.

Проблема структуры сознания со всей остротой встала лишь в самое последнее время в связи с интенсивным проникновением системно-структурного метода в различные области знания. Исходным пунктом для анализа сознания как целостной системы является его содержание, уровни и формы, идеального воспроизведения в нем реальной действительности и его конструктивно-творческой деятельности.

В постоянном потоке психических явлений возникают, проносятся и как бы уплывают единичные состояния, образы, мысли, интересы, но общий строй сознания личности остается относительно устойчивым. Аналитический подход к сознанию, мысленное «рассечение» его дает нам знание отдельных его функций. Но сознание нельзя представлять только как простую множественность психических функций. В существе своем сознание представляет собой единое и неделимое, целостное духовное образование. В постоянно меняющемся содержании есть нечто инвариантное.

Многие исследователи, увлекшись какой-либо одной стороной сознания, нередко упускают это из виду. Ассоциативная психология, к примеру, пыталась построить все здание сознания из представлений объединенных лишь ассоциативными связями. Но такие элементы сознания, как ощущения, восприятия, мысли, эмоции,

воля и т. п. для него не менее существенны, а вместе они составляют целое 1. Элементы как таковые, взятые в изолированном виде, есть результат научного анализа. В реальном функционировании сознания они существуют лишь в составе целого.

Конечно, если рассматривать сознание как систему, то в ней, как и в любой другой системе, каждый элемент представляет собой нечто относительно самостоятельное, а именно — элемент системы. Но ни один психический процесс «в акте сознания» не может быть значимым «сам по себе», вне отношения с другими психическими образованиями, в состав которых он «вписан» как часть в целое. Ни один феномен сознания не объясняется сам по себе и из самого себя. Например, ощущения и восприятия, взятые в отрыве от последующих, более сложных форм сознания, теряют свой познавательный смысл. Не случайно у Ленина говорится о переходе от живого созерцания к абстрактному мышлению.

Однако при исследовании обычно слишком резко разрывают познавательный процесс и вообще сознание как целостную систему на отдельные элементы, придавая им самодовлеющее значение. Так, в гносеологии и психологии обычно говорится о чувственном созерцании отдельно, без связи с мышлением, чувствами, а об абстрактном мышлении, чувствах, воле — вне их связи с сенсорными процессами. Разумеется, дискретный подход — это единственный путь к анализу природы целого. Он сам по себе ничего не разрушает, но он дает нам всегда «истину в интервале абстракции» наших отождествлений и различений.

Сознание — это вечно текущий поток мыслительных, эмоциональных и волевых актов, в котором ничто не остается устойчивым. Кажется, что каждый акт индивидуален и неповторим. И вместе с тем в этих актах есть и нечто общее — логика связи элементов, а в какой-то степени и сами элементы, находящиеся между собой в закономерных отношениях. Сознание — подлинный центр духовной жизни, регулятивный принцип, управляющий психической деятельностью человека. Как чрезвычайно сложная система, сознание сохраняет

1 См. С. Асколъдов. Сознание как целое. М., 1918; В. М. Бехтерев. Сознание и его границы. Казань, 1888; Л. С. Выготский. Сознание как проблема психологии поведения. Сб. «Психология и марксизм». М., 1925.

свою относительную тождественность с самим собой, несмотря на непрерывный поток как бы сквозь него протекающих различных переживаний, мыслей, идей. И хотя ни один индивидуальный образ не задерживается в составе сознания дольше сравнительно небольшого времени, сознание данного человека остается ныне тем же, чем было вчера, и характер его функционирования сегодня зависит от того, как оно функционировало в прошлом. При всем этом сознание на всех ступенях своего существования непрерывно и определенным образом направленно изменяется. Эта направленность фило- и онтогенетического развития сознания доказывается неоспоримо хотя бы простым сравнением сознания ребенка и взрослого человека или сознания первобытного и современного культурного человека.

Сознание обладает широким смысловым охватом. Круг человеческого бытия все время расширяется, вовлекая все больше и больше объектов, на которые простирается сознание. Сознание наполняется разным содержанием и социально-политической ориентацией в зависимости от конкретно-исторических условий жизни человека.

Диалектико-материалистический метод несовместим с механистическим принципом так называемого функционализма в психологии, заключающимся в дробном рассмотрении отдельных психических процессов — ощущений, восприятий, представлений и пр.— как рядоположных, замкнутых в себе самостоятельных психических функций. Научный метод не допускает дробления психики человека на множество функций, способностей и свойств как абсолютно обособленных форм сознания. В психической деятельности никогда не бывает ни одного акта порознь, но всегда и безусловно всякий психический акт соотнесен и взаимосвязан с другими актами и образованиями, удерживая, однако, свою специфику. При этом усиление одного элемента сказывается на изменении всей структуры целого. Так, обострение наблюдательности усиливает мышление, нарушение мышления при бреде пагубно влияет на всю структуру сознания.

Против изоляции ощущений от мышления, воли от чувств, чувств от мышления выступал уже Гегель, считавший несправедливым утверждение, что ум и воля

совершенно независимы друг от друга и что ум может действовать не желая, а воля может обходиться без ума. Конечно, говорил Гегель, рассудок можно развить в ущерб сердцу и, наоборот, сердце в ущерб рассудку, и, может быть, существуют безрассудные, но добрые люди или бессердечные, но рассудительные. Но это только показывает, что в мире есть место и для настоящих людей. Философия же не должна принимать такие искажения человеческой природы за ее сущность. Когда сознание рассматривается со стороны составляющих его элементов, то это необходимый, но недостаточный прием исследования. Следует привести все эти элементы в ту их подлинную единую целостность, которая характеризует сознание как специфическую структуру, представляющую собой внутренне расчлененное единство его элементов.

Единство может быть или механическим, так называемым суммативным, или высокоорганизованным, органическим, где целое дано в части, а части находятся в полной зависимости от целого и понимаются лишь в целом. Именно таким целым является сознание. Следовательно, нет необходимости искать сознание среди отдельных психических процессов. Сознание не входит в это множество в качестве одного из элементов, а является интегральным моментом психических процессов.

Каждый элемент сознания нечто представляет, репрезентирует. В духовном мире человека происходит постоянная перекомбинация элементов психики, возникают все новые и новые психические соединения: одни по логическим законам, другие по доселе мало известным нормам продуктивного воображения, третьи по столь же таинственной «логике чувств» и интуиции и пр.

Итак, сознание есть единое целое, предполагающее известную системность происходящих в нем событий. Но чтобы постигнуть его природу, необходимо расчленить его на составные элементы и проанализировать каждый из них в отдельности.

ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СОЗНАНИЯ

Истинный внутренний мир человека составляет то, что он развил и усовершенствовал в себе в качестве активно действующих способностей. Сознатель-

ное, как, впрочем, и всякое психическое отражение, требует не только того, чтобы человек подвергался воздействию вещей извне, но и активно действовал на мир. Активность сознания проявляется в избирательности. Из множества вещей оно избирает и делает своим объектом лишь одну или несколько.

В определенных ситуациях возникает предваряющая установка: рецептивная система настраивается соответствующим образом, внимание становится заостренным и однозначно фиксированным. Это — проявление большой активности и избирательности восприятия. Даже подсознательные восприятия активно-избирательны. В переливающийся поток разнообразных впечатлений сознание активно вносит определенный порядок. Человек может логически связывать и развивать в своем сознании мысли таким образом, что они оказываются не только копией отражаемых предметов и их связей, а преобразованным воспроизведением, в котором мысль предвосхищает естественный ход событий. И тогда сознание из непосредственного отражения действительности превращается в идею, ориентированную на практическое воплощение в жизнь.

В лоне идеализма проблема творческой активности сознания разрабатывалась, исходя из убеждения, что субъект воспринимает внешние воздействия активно в смысле преобразования «материала» чувственного опыта в соответствии с имманентными нормами своего сознания. Творческая активность сознания гипостазируется идеализмом в абсолютно самостоятельную надматериальную силу. Знания о мире приобретают характер лишь конструкции разума.

В марксизме проблема творческой активности сознания поставлена на почву науки. В «Тезисах о Фейербахе» Маркс особо подчеркнул то обстоятельство, что действительность является не только внешним объектом для созерцания, не только естественной средой, но и продуктом чувственно-практической деятельности общественного человека, предметным воплощением субъективных его сил. «Главный недостаток всего предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувствен-

ная деятельность, практика...» 1 Этот тезис Маркса иногда пытаются трактовать в субъективистском смысле, рассматривая чувственную деятельность, практику как единственную форму объективной реальности. Чувственная деятельность включается в действительность, но пе исчерпывает ее.

Творческая активность сознания направлена на познание и преобразование мира. Она начинается с активной избирательности и целенаправленности восприятия, продолжается в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и в фиксировании других, в превращении чувственного образа в логическую мысль, в оперировании понятийными формами знания, в созидании идей, замыслов, целей. Творческая активность сознания заключается также в актах продуктивного воображения, фантазии, в поисковой деятельности, направленной на раскрытие истины путем формирования оригинального мнения, гипотезы и их проверки, создания теории, в творческой комбинации элементов познавательного содержания и продуцирования новых идей и идеалов, в духовном управлении как практической деятельностью, так и самими психическими процессами.

Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его сознании, превращается в идеальное; в свою очередь, сознание, идеальное претворяется в действительность, в реальное. Еще Гегель отмечал, что человеческий разум не только могуществен, но и хитер. Его хитрость состоит в том, что, заставляя с помощью технических изобретений взаимодействовать предметы природы, человек осуществляет при этом свою собственную цель. Силы природы он превращает в средство реализации своих целей. Многие окружающие нас вещи — это овеществленные силы знания.

Происходит запечатление и опредмечивание психической деятельности человека. При этом побуждающий и регулирующий ее внутренний образ результата деятельности воплощается в продукте. «Мысль о превращении идеального в реальное глубока: очень важна для истории. Но и в личной жизни человека видно, что тут много правды» 2.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 1.

2 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 104.

Для наметившегося действия требуемый результат — будущее. Однако и прогноз, и программа, и даже координация этого действия опираются на прошлый, индивидуальный и исторический опыт, правда активно преобразованный. Принцип активности проявляется в моделировании потребного будущего в виде задачи действия, а также в реализации интерполированной программы этого действия в порядке преодоления внешних препятствий и борьбы за целеполагаемый результат.

Мозг не только человека, но и животных обладает поразительной активностью. Ни одно существо, отмечал Н. А. Бернштейн, не живет на поводу у внешних воздействий. Оно само ищет то, что ему нужно, выбирает, изучает внешний мир. Вместо того чтобы пассивно идти по пути случайных проб и столь же случайных удач и неудач, оно осуществляет поиск. Предпринимая то или иное действие (например, поиск пищи), живое существо, очевидно, заранее намечает для себя план этого действия, и, производя его, оно сообразуется с внешними воздействиями. В теории автоматики рефлексоподобное поведение под управлением точных сигналов называется действием на полной информации. Но в реальной действительности живому существу некогда ждать или добиваться полной информации о состоянии окружающего мира. Пока оно перебирало бы эту информацию целиком, его могли бы успеть схватить хищник, засосать болото, сбить несущаяся лавина или машина. Живя в условиях своего рода «жизненного цейтнота», организм должен активно и целенаправленно избирать нужную ему информацию, отбрасывая все то, чем можно пренебречь. Это особенно характерно для человека.

Именно в преобразующей деятельности заключен основной жизненный смысл сознания. Конечная цель человеческого сознания не в знании как таковом, не в приспособлений к действительности, ав активном ее преобразовании на основе знания. Конспектируя раздел «Практика в теории познания» в «Науке логики» Гегеля, Ленин делает примечание: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» 1. Вокруг этой формулировки, в которой подводится итог рассуждениям Гегеля о творческом характере сознания,

1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 194.

происходят споры в философской литературе. Существует точка зрения, что это гегелевская, а не ленинская формулировка1, так как марксизм отрицает, что мир созидается сознанием. Однако сторонники такого взгляда упускают из виду развернутую мысль Ленина, которая продолжена на соседней странице «Философских тетрадей»: «...мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» 2. Творческая сущность сознания усматривается Лениным прежде всего в практическом изменении, преобразовании мира природного и социального. Было бы странным в рамках научного мировоззрения понимать мысль Ленина о «творении мира» сознанием в том смысле что сознание само по себе, вне практической деятельности, вне своего материального воплощения в практике может созидать действительность. Так могут рассуждать только субъективные идеалисты. В системе диалектического материализма указанное ленинское положение может быть осмыслено только так, что сознание, творчески созидая новые идеи, замыслы, направляет практическую деятельность человека, ориентированную на изменение или созидание вещей из наличных элементов. Изменять, создавать новую предметную реальность могут не идеи сами по себе, а материальные действия людей, одухотворенных идеями, целями, идеалами. Ленин никогда не уставал подчеркивать исключительное значение субъективного фактора в истории, воспитания творческой активности масс, имея в виду рост и активизацию их сознания и воли.

СОЗНАНИЕ КАК ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ

Анализ структуры сознания издавна принято начинать с созерцания, т. е. с ощущений, восприятий. Все, что содержится в сознании, имеет в ощущении свой источник и свое первоначало. В форме созерцания человек относится к объекту непосредственно: ощущает его и чувствует достоверность его существования. На этом уровне сознания объект — будь он внешний или внутренний — не имеет еще никакого другого мысленного определения. Особенность созерцающего сознания

1 См. Б. М. Кедров. Из лаборатории ленинской мысли. М., 1072,

2 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 195.

и заключается в том, что оно в силу своей природы неизбежным образом убеждает нас в чувственной достоверности вещей. Фиксация чувственной достоверности — начальный и необходимый момент сознания. Уже ребенок с помощью своих органов чувств убеждается в бытии внешнего мира: материальные предметы оказывают ему сопротивление и противодействие. Он начинает соотносить свои впечатления с внешними предметами, научается глазомеру, различает близкие и далекие предметы и пр.

Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов объективного мира во время их непосредственного воздействия на органы чувств; это элементарное, далее психологически неразложимое, не имеющее структуры познавательное явление. В ощущении отражается качество: «Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество...» 1. Это выражается и в речи: называя какое-либо ощущение, мы имеем в виду именно «качество», данное в ощущении (красное, голубое, сладкое и т. п.).

Известно, что ощущение есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Вместе с тем ощущения обладают разной степенью ясности осознания. Ощущение выступает как факт сознания не только в смысле его осознанности, но и в том смысле, что оно, как элемент психики, становится содержанием сознания. Все, что выступает в сознании, имеет своим источником ощущения. Они обеспечивают практическое различение между, например, сном и бодрствованием. При помощи ощущений человек как субъект отличает себя от объекта.

Органы чувств осуществляют познавательную функцию с помощью определенной системы двигательных актов, зависящих от объекта отражения. Так, осязающая рука воспроизводит очертания объекта, активно ощупывая его, а глаз, наподобие ощупывающей руки, на расстоянии скользит по предмету в разных направлениях, осматривая его 2.

На особенностях внешних воздействий, отражением которых являются ощущения, основано разделение ощу-

1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 301.

2 См. В. П. Зинчвнко. Восприятие как действие. «Вопросы психологии», 1967, № 1.

щений по видам модальности: осязательные, зрительные, слуховые, вибрационные, температурные, обонятельные, вкусовые и пр. Особый вид составляют ощущения процессов, происходящих во внутренней среде организма,— органические ощущения, а также ощущения движения и положения органов тела — так называемые кинестетические ощущения, ощущения равновесия или статические ощущения.

Ведущую роль в чувственном познании действительности занимают зрительные ощущения. Человеческий глаз — самый тонкий, универсальный и могучий орган чувств. Человек способен различать до 2000 цветов и оттенков. Говорят, что возвращенный к слуху боится звуков, а прозревший радуется великолепию видимого мира. По утверждению специалистов, количество информации, которая приобретается с помощью зрения, примерно в тридцать раз превосходит количество информации, передаваемой органом слуха. Информационная пропускная способность органов чувств человека распределена так: зрение, осязание, слух, вкус, обоняние и органические ощущения.

Многообразие ощущений обусловлено качественным многообразием мира, который они отображают. Каждый вид ощущений через единичное отражает общее свойство данной формы движения материи и особенные проявления этого свойства в единичном предмете объективного мира.

Ощущения человека относительно верно отображают реальный мир, в том числе разнообразные свойства окружающих нас предметов: их твердость или мягкость, шероховатость или гладкость, их тяжесть, температуру, запах и вкус, окраску вещей и издаваемые ими звуки. Благодаря этому ощущения являются средством связи сознания с миром, причем в такой мере, что в конечном счете «иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем» 1.

Целостный чувственно-конкретный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств единичные предметы, их свойства и отношения, называется восприятием. Оно вырастает на основе ощущений,

1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 320.

которые предшествуют восприятию. Если мы просто слышим треск, это процесс ощущения. Но если мы к тому же отражаем этот треск в единстве с его источником, например с падающим деревом, то это — восприятие. Ощущение может существовать и до и вне восприятия, тогда как восприятие не может ни возникнуть, ни существовать вне ощущения. Восприятие — это уже структурированный образ, состоящий из комплекса ощущений. Так, осязательное восприятие состоит из таких разнородных ощущений: кожно-осязательных, температурных ощущений кожи, болевых ощущений кожи и мышечно-суставных ощущений. Глаз отражает одновременно ряд отдельных свойств, которые, будучи связаны друг с другом, дают в синтезе сложный комплекс — зрительный образ вещи. Этот определенным образом организованный синтез элементов чувственного образа и есть его структура1.

Восприятие есть уже более высокая ступень развития сознания и существенно отличается от ощущений. В живом конкретном восприятии происходит осознание предмета в его нерасчлененной целостности. В дальнейшем процессе осознания предмета мы уже «погружаемся» в частности, познаем отдельные свойства, связи, которые вычленяются путем аналитической мысли из целого. Затем сознание поднимается на более высокий понятийный уровень, отражая сущность предмета в целом, но при внутренней его дифференциации. Восприятие человека нельзя рассматривать как чистую копию того, что существует вне нас. На характер восприятия оказывает влияние социальный опыт, воздействие других людей. Восприятие не только избирательно, но и конструктивно. Стержневым условием формирования, скажем, осязательного образа является активное действие рукой. Как показали психологические опыты, именно движение, последовательный процесс взаимодействия руки и предмета формирует образ отдельных частей предмета. При этом не имеет существенного значения, движется ли предмет относительно руки или, наоборот, рука относительно предмета. Но целостное отражение

1 См. Г. К. Гуртовой и А. Г. Спиркин. Вопросы психофизиологии и ленинская теория отражения. «Философские запяски», т. V. М.— Л., 1950; Ф. И. Георгиев, В. И. Дубовской, А. М. Коршунов, И. Б. Михайлова. Чувственное познание. М., 1965.

вещи, отчленение ее от других вещей возможно лишь в процессе активного оперирования данной вещью.

Для ощущений и восприятий характерен момент обобщения. Восприятие у человека включает в себя осмысливание предметов

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.