Сделай Сам Свою Работу на 5

Параллельная игра (игра рядом с другим ребенком)





Вначале ребенок предпочитает играть со взрослыми, поскольку взрослые более предсказуемы и управляемы, чем другие дети. Итак, если вы хотите научить ребенка играть рядом с другим, прежде всего научите его играть рядом с вами. Подражайте его действиям: если он ползает по полу, тоже становитесь на четве­реньки и ползайте, если строит башнюиз кубиков, делайте то же самое.

Уважайте право ребенка на личное пространство. Размер лич­ного пространства зависит от культурных факторов и индивидуальных предпочтений: некоторым детям с особыми нуждами, например с аутизмом, требуется более просторное личное про­странство, чем другим.

Берите ребенка с собой на встречи матерей с детьми — такие встречи дают хорошую возможность играть рядом с ровесниками, причем ребенок чувствует себя в безопасности, поскольку родите­ли всегда рядом.

Водите ребенка на детскую площадку и поощряйте скатывать­ся с горки, кататься на качелях, каруселях, лазить по лесенкам и т. п.

Это также открывает большие возможности для параллельной игры.

Поощряйте ребенка играть в игру, которая ему нравится, ког­да другой ребенок рядом делает то же самое: например пусть дети рядом рисуют, раскрашивают, строят из кубиков, лепят куличики из песка, играют с водой. Вопреки ожиданиям дети лучше взаимо­действуют друг с другом в присутствии взрослых, чем предостав­ленные собственной воле. Если у вашего ребенка есть братья или сестры подходящего возраста, они, скорее всего, станут его пер­выми товарищами по играм:их он уже знает, и домашняя обста­новка предоставляет множество возможностей для совместных игр. Если такой возможности нет, организуйте игру с товарищами ребенка по детскому саду или детьми друзей, с которыми вы часто встречаетесь.



Вступление в игру

Если ребенок играет рядом с другими детьми и при этом чувству­ет себя спокойно и уверенно, очень вероятно, что отношения меж­ду ними завяжутся естественным путем.

Начните с простых и легких игр, таких как прятки или игры на соблюдение очередности (спускать шарики по желобку, скаты­вать с горки машинку и т.п.). Хорошо также попробовать игру, в которой есть взаимосвязь действий: один ребенок выполняет нача­ло элемента игры, а другой должен его закончить. Например, один ребенок вставляет шарик в желоб, другой поворачивает ручку, чтобы шарик упал.



Когда ребенок с особыми нуждами находится в компании ро­весников, вы должны следить за тем, как относятся к нему другие дети. Особым детям в компании «нормальных» грозят две опасно­сти: их могут дразнить и травить или же чрезмерно опекать. Зада­ча родителей и воспитателей — с самого начала установить верный тон, объяснить детям, что к ребенку с особыми нуждами необхо­димо относиться с участием и одновременно с уважением. Не бой­тесь рассказывать детям о проблемах своего ребенка: зачастую дети не придают особого значения таким вещам.

 

 

8.эмоциональное развитие

 

ТЕОРИЯ

 

Что такое эмоциональное развитие?

Эмоциональное развитие в ранние годы включает в себя прежде всего развитие самосознания. Ребенок узнает, что он — отдельная личность, что у него есть тело и имя, что он может влиять на окру­жающий мир и людей вокруг себя. Воспитание ребенка в первые месяцы и годы жизни наряду с врожденными личностными осо­бенностями закладывает основы характера, стиля поведения и отношения к жизни в будущем. Позже ребенок узнает, что различ­ные ситуации вызывают у него самого и других людей различные чувства, и учится справлятьсясо своими эмоциями.

 

Хронологическое развитие

Новорожденный

Ребенок, едва появившийся на свет, уже ищет контакта с людьми иих помощи. Новорожденный способен сообщить о том, что к не­му нужно подойти и уделить внимание, только криком. Но посте­пенно он учится улыбаться, гулить и, если взрослые незамедлительно и адекватно отвечают на его попытки «общаться», понима­ет, что такое поведение продуктивнее крика и плача1.



 

Ребенку нужна любовь

 

Любовь

Каждому ребенку необходима любовь и чувство безопасности. Ему нужно, чтобы рядом были взрослые, на которых всегда можно по­ложиться. Ребенку необходимо любящее и надежное окружение. Если он чувствует, что его ценят и берегут, то приобретает уве­ренность в себе и не боится рисковать, делать ошибки и учиться на них.

Ребенок, не чувствующий себя в безопасности, либо становится робким и замкнутым, либо, что более вероятно, начинает нарушать правила и вести себя агрессивно, пытаясь хотя бы этим привлечь внимание взрослых. Таким детям необходимо больше любви, а к их успехам нужно проявлять больше внимания, чем к неудачам (подробнее об этом см. далее, в гл. 9). Ребенку нужна стимуляция, однако не следует стимулировать его беспрерывно, давайте ему время подумать и найти ответ.

Однако не следует и чрезмерно опекать ребенка, «душить» его своей любовью. Гиперопека не позволяет ребенку выработать чув­ствосамостоятельности и делает его слишком зависимым от семьи.

Реакция на физический контакт

Примерно в то же время, когда ребенок учится улыбаться, он при­обретает вкус к активным физическим контактам: объятиям, лас­кам, щекотке, физическим играм. Он выражает удовольствие улыб­кой,гулением, а позднее — смехом.

 

 
 


1 Об этом см.: Holmes, J. (1993) John Bowlby and Attachment Theory. London, Routhledge.


Чувство своего тела

Поначалу ребенок не воспринимает себя как отдельное существо. Возможно, он смотрит на себя как на продолжение тела матери. Но постепенно ребенок понимает, что у него есть собственное тело, познает его пределы и границы.

Ребенок начинает экспериментировать со своим телом. Он подносит руки к лицу, рассматривает их, перебирает пальчиками и убеждается, что может ими управлять. Он пытается совершать различные движения, подносит к лицу ноги и даже берет их в рот. Со временем, учась сидеть, ползать и ходить, ребенок приоб­ретает все больше знаний о своем теле.

Такие эксперименты помогают ребенку понять, что из себя представляет его тело и что он может делать с его помощью. Пред­ставление о своем теле необходимо для эмоционального развития, поскольку оно предшествует развитию представлений о сво­ем душевном мире.

 

Понятие своего «Я»

Ребенок начинает понимать, что он — личность, обладающая соб­ственным душевным миром. Играя в прятки, он убеждается, что вещи продолжают существовать, даже когда их не видно. Ребенок начинает узнавать свое имя и откликаться на него.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.