Сделай Сам Свою Работу на 5

Довербальная коммуникация





Не умея говорить, ребенок вынужден сообщать о своих нуждах другими способами. Вначале он указывает на предмет, который хочет получить, глазами, затем рукой, позднее учится показывать указательным пальцем.

Кроме того, ребенок использует для коммуникации естественные жесты, например машет на прощание или тянет вверх ручки,когда хочет, чтобы его взяли из кроватки.

 

Первые слова

Часто первым словом ребенка становится какое-либо звукоподра­жательное междометие, например «му-у», «гав», «чу-чу».

Перные слова ребенка зачастую непонятны никому, кроме родителей, которые по контексту догадываются, что «пепе» значит «печенье», а «ато» — автобус (для этой стадии развития речи характерно, что ребенок воспроизводит только начало слова).

Первыми словами обычно становятся названия хорошо знако­мых предметов, домашних животных, а также слова, обозначаю­щие членов семьи. Во вторую очередь ребенок выучивает названия еды и одежды. Часто ребенок первым начинает называть того члена семьи, которого видит реже, например, если с ребенком сидит мама, а папа весь день на работе, очень возможно, что первое слово ребенка будет «папа», а не «мама». Это связано с тем, что, разговаривая с ребенком, мать редко говорит в третьем лице о себе и гораздо чаще о папе: «Папа на работе», «Папа пришел» и т.п.



Ребенок еще не умеет строить фразы и использует одно слово как замену целого предложения. Например, «папа» может озна­чать: «Папа ушел», «Папа здесь» и «Хочу к папе». Понять смысл таких слов-предложений можно только из контекста.

Часто ребенок употребляет свои первые слова в сильно расши­ренном значении: все мужчины оказываются у него «папами», все средства передвижения — «машинами», а все животные — «кошками».

 

Фразы из двух слов

Со временем ребенок не только расширяет свой словарный за­пас, но и начинает использовать одни слова в сочетании с други­ми, составляя более сложные высказывания: «Еще сока», «Папа шел» (ушел). Двухсловные фразы тоже не всегда понятны без кон­текста.

Интересы ребенка ограничиваются настоящим (понятие о прошлом и будущем формируется позже). Его занимают вещи, люди, особенно — близкие, события повседневной жизни, еда, одежда, животные и средства передвижения. Этим предметам обычно и посвящены высказывания ребенка.



Чаще всего в высказываниях ребенка сочетается существи­тельное и глагол: «Дядя идет», «Собачка кушает», «Мальчик бе­жит». Также встречаются сочетания существительного и прилагательного: «Большая машина», «Красный автобус».

Фразы из трех слов

К комбинации существительного и глагола добавляется еще одно существительное — получается фраза из трех слов: «Девочка пьет молоко», «Дядя ведет машину».

Дальнейшее развитие

После того, как ребенок освоил сочетания из трех слов, он приступает к совершенствованию грамматической структуры речи. Происходит это в следующей последовательности:

— Ребенок задает вопросы к подлежащему («кто?» «что?») и употребляет местоимения группы «я», «ты».

— В речи появляется больше местоимений («его», «ее»), а также множественное число («лошадки», «машинки») и предло­ги («в», «на», «под»). Ребенок может поддерживать простой диалог, употреблять прошедшее и настоящее время. Задает вопрос «где?»

— Ребенок задает вопросы «почему?», «когда?» и «как?»

К началу школьного возраста речь ребенка обычно приобретает фонетическую и грамматическую правильность.

 

Параллельное развитие

Использование языка

Дети начинают использовать язык, чтобы прокомментировать окружающее («Смотри, машина!») или сообщить о своих потреб­ностях и желаниях («Печенье!»). Со временем они начинают говорить распространенными предложениями (используя все больше слов), а затем переходят к такой гибкой и сложной речевой фор­ме, как вопрос («Где папа?»). Теперь дети могут получить инфор­мацию («Почему идет дождь?»), привлечь к себе внимание («Как это делается?») и договориться с окружающими («Я возьму этот шнурок, а ты возьми тот»).



 

Произношение

Со временем ребенок учится правильно произносить самые «труд­ные» звуки и различать их на слух. Однако к началу школьного воз­раста ребенок еще может не выговаривать и путать на слух неко­торые звуки, например «р» и «л».

 

 



Концентрация внимания

Вместе с развитием языка развивается и способность к концентрации внимания. В раннем детстве ребенок легко отвлекается: он может увлеченно играть в железную дорогу, но достаточнопоставить рядом симпатичную машинку, чтобы он бросил предыдущую игру и перешел к следующей.

Позднее ребенок вырабатывает способность сосредотачивать­ся на одном занятии и отсекать все отвлекающие факторы. В этот период он не терпит никакого вмешательства, поскольку еще не умеет делать два дела сразу.

Постепенно ребенок учится воспринимать простую информацию, советы и т. п., не отвлекаясь от своего дела. Он способен выполнять свою задачу, одновременно следуя простым и непосредственно относящимся к делу указаниям. Эта способность развива­ется, и постепенно ребенок становится способен воспринимать все более сложные указания (см. сноску на с. 31).

ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ

 

Общие рекомендации

Для начала — общие рекомендации, которые помогут ребенку луч­ше вас понимать:

— Обращаясь к ребенку, говорите просто и ясно. Не используй­те сложных конструкций, употребляйте только ключевые слова. Говорите так, чтобы ребенку было легко вас понять. Вместо: «Я бы хотела, чтобы ты перестал стучать ножом по столу» скажите просто: «Не стучи». Вместо: «Почему бы тебе не положить кубик в это ведерко?» скажите просто: «Положи кубик сюда».

— Ваша речь должна укладываться в рамки понимания ребенка и в то же время чуть-чуть выходить за них. Например, если ребенок разговаривает односложно, используйте фразы из двух слов и побуждайте его вам подражать. Адаптируйте свою речь по мере развития возможностей ребенка.

— Снова и снова, при каждой возможности повторяйте одни и те же простые слова и фразы.

— Высокие звуки дети воспринимают лучше, чем низкие, по­этому при разговоре с маленькими детьми взрослые часто непроизвольно меняют тембр и говорят тоненьким голосом. Продолжайте пользоваться этим приемом, даже если ваш ребенок уже вышел из младенческого возраста.

— Разговаривайте с ребенком певучим, мелодичным голосом. Используйте различные интонации, чтобы удержать его внимание. Ровный, монотонный голос слушать очень скучно.

— Следите за тем, чтобы выражение вашего лица и интонаци, выражали то же, что и слова. Общение включает в себя и только понимание устной речи: из интонации и языка тела собеседник получает информацию, важную для понимания сообщения в целом. Маленький ребенок не может понять смешанное сообщение, поэтому, если вы говорите «нет» с широкой улыбкой на лице, он просто теряется и не знает, что думать. (Позднее ребенок научится понимать и неоднозначные сообщения.)

— Во время разговора с ребенком используйте естественные жесты, это облегчит ему понимание.

— Немедленно отвечайте на любое обращенное к вам «высказывание» ребенка, будь то слово, жест или улыбка. Дайте ребенку понять, что коммуникация всегда действенна.

— Не спешите поправлять ребенка, когда он неверно произносит слова. Постоянные замечания могут внушить ему робость и страх перед речью. Просто говорите: «Да» и повторяйте то, что пытается сказать ребенок. Например, если он гово­рит: «Пепе», отвечайте: «Да, печенье».

— Пойте для ребенка. И дети, и взрослые обладают врожденной музыкальностью, и это стоит использовать. Некоторые дети плохо воспринимают обычную речь, но гораздо лучше реагируют на инструкцию или информацию, если ее пропеть.

— Логопеды считают, что употребление слов «спасибо» и «пожалуйста» не относится к речевым навыкам первой необхо­димости. Им следует учить ребенка лишь тогда, когда он уже говорит уверенно, и его словарь достаточно велик. Иначе может возникнуть совершенно бессмысленная ситуация, ко­гда ребенку что-то нужно, но он не способен сказать ничего, кроме «Пожалуйста». Прежде всего необходимо научить его таким словам, как «кушать», «пить», «пи-пи» и т. п.

— Если у вашего ребенка нарушение слуха и иных проблем нет, необходимо определить, какой подход к его коммуникатив­ному развитию является оптимальным. По этому поводу посоветуйтесь с логопедом или специалистом по нарушениям слуха у детей.

 

Хронологическое развитие

Зрительный контакт

Если ваш ребенок не поддерживает зрительного контакта, над этим надо работать. Даже если в остальном он хорошо развивается, сле­дует учитывать, что зрительный контакт жизненно важен для раз­вития навыков речи.

Старайтесь всегда находиться рядом с ребенком и напротив него, чтобы он смотрел прямо на вас. Помните, что ребенок го­раздо меньше вас. Если нужно, присядьте на корточки или ложи­тесь на пол. Не вынуждайте ребенка задирать голову или огляды­ваться, чтобы посмотреть на вас. И никогда не заставляйте смотреть на вас силой, даже если продвижение идет очень туго.

Перед тем как начать новую игру или занятие, всегда устанавливайте зрительный контакт. Установив контакт, немедленно вознаграждайте ребенка новой игрушкой или интересной игрой.

Сделайте свое лицо «интересным» для ребенка, чтобы на него хотелось смотреть. Скучное, невыразительное лицо не привлека­ет взгляда. Попробуйте привлечь внимание ребенка к своему лицу. Вы можете, например:

— Широко и часто улыбаться.

— Строить рожицы — морщить нос, поднимать брови.

— Издавать забавные звуки.

— Надевать экстравагантные шляпы, необычные очки (оченьбольшие, цветные, фигурные), большие яркие серьги, «кло­унский» нос.

— Надевать маски.

— Раскрашивать лицо.

Вы можете привлечь внимание ребенка, если легонько подуе­те ему в щеку. Или даже если просто будете сидеть очень тихо и неподвижно. Перемена в поведении может привлечь больше вни­мания, чем самая кипучая активность.

Возьмите предмет, который заинтересовал ребенка, и поднесите его к лицу. Ребенок последует взглядом за ним. Чтобы вознаградить ребенка, отдайте ему игрушку, а затем закрепите успех с тем же или другим предметом.

Еще одна игра: попробуйте спрятать игрушку за пазуху, дождаться, пока ребенок установит зрительный контакт, и затем показать игрушку. Используйте любимые игрушки ребенка, ложку (во время еды) или игрушку-пищалку. В последнем случае звук вызывает дополнительный интерес ребенка.

Играйте в прятки, закрывая и открывая лицо себе и ребенку. Используйте следующие вещи:

— шарфы (обычные или из полупрозрачного шифона);

— кухонные полотенца;

— банные полотенца;

— простыни, когда перестилаете постель;

— белье, сохнущее на веревке;

— шторы;

— мебель и двери;

— одежду, когда одеваете и раздеваете ребенка;

— нагрудник или фартук, когда его надевают или снимают с ребенка;

— свои руки — закрывайте ими лицо ребенка или свое собст­венное;

— руки ребенка — закрывайте ими лицо ребенка или свое соб­ственное.

Во время игры, когда ребенок прячется за шарфом, напевайте что-нибудь вроде:

Раз-два-три-четыре-пять,

Я иду тебя искать!

Где ты прячешься? Тук-тук.

Отворяй скорей на стук!

Сажайте ребенка к себе на колени так, чтобы он смотрел пря­мо на вас, и пойте ему. Например:

Ехали мы ехали,

Далеко заехали.

На дороге ямка,

Саша в ямку — бух!

Подбрасывайте ребенка на коленях вверх-вниз, затем «уроните в ямку». Используйте многочисленные вариации на эту тему:

Поехали, поехали

За грибами, за орехами

По ровной дорожке,

По кочкам, по кочкам.

По оврагам, по оврагам,

По ухабам, по ухабам,

На высо-о-окую горку

И в ямку—бух!

 

Еду, еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке

По ровной дорожке

На одной ножке

В старом лапоточке

По рытвинам по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг в ямку—бух!

 

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Зацепилась за перила,

Прямо в речку угодила!

 

Я рыжая лисица.

Я бегать мастерица.

Я по лесу бежала,

Я зайку догоняла

И в ямку—бух!

 

Тюшка-тутушка.

Прыгала лягушка

На крутую горку,

Где живет Егорка

Бух! — покатилась!

С горки свалилась!

 

Ехали медведи

На велосипеде,

А за ними ко

Задом наперед!

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.