Сделай Сам Свою Работу на 5

СЕМЬЯ - ВЕДУЩИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ





 

Семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и глав­нейшим институтом воспитания, отвечающим не толь­ко за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Разви­тие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к опреде­ленному сужению роли семейной педагогики в вос­питании детей. Однако сужение воспитательной фун­кции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности.

Характеристика семьи

 

Семью можно определить как обладающую исто­рически определенной организацией малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и вза­имной моральной ответственностью, и социальная не­обходимость в которой обусловлена потребностью об­щества в физическом и духовном воспроизводстве населения (А.Г. Харчев).

Как самая малая, первичная социальная ячейка, семья представляет своего рода «элементарную части­цу» общества. Будучи особой самостоятельной частью, она в то же время тесно связана с определенной соци­альной средой и от нее зависит. В семье находят отра­жения все основные достижения, трудности и проти­воречия общественной жизни. В то же время семья влияет на жизнь общества, ей принадлежит решающая роль в процессе воспроизводства самого человека, продолжении человеческого рода, на нее ложатся большие обязанности в воспитании детей и подростков в физическом и духовном развитии личности.



Семья в силу глубокой специфичности ее воздей­ствия на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных кол­лективов.

Необходимость семейного воспитания объясняет­ся следующим.

1. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям.



2. Ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.

3. Представляя собой малую группу, своего рода социальный микрокосм, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к со­циальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

4. Вместе с тем, семья – не однородная, а диффе­ренцированная социальная группа, в которой представ­лены различные возрастные, половые, а подчас и про­фессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллек­туальные возможности, быстрее реализовать их.

Семья является важнейшим фактором социализа­ции не только для детей, но и для взрослых, стариков.Отнее во многом зависит то, как идет физическое, эмоци­ональное и социальное развитие человека на протяже­нии всей жизни. Физическое развитие связано с налаженностью и характером быта семьи. На эмоциональном развитии сказывается атмосфера и отношения в семье, то, насколько она является «экологической нишей» для своих членов. В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываютсяна социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуаци­ях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни и новым социальным условиям.

В социальной педагогике определяют следующие функции семьи в процессе социализации.

Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве эта функ­ция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрас­тах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшает­ся, а в старческом возрасте вновь становится домини­рующей.



Во-вторых, семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в пер­вые три года его жизни. Как выяснилось, решающее значение в этом имеет отец, ибо именно он, как прави­ло, дифференцирование относится к дочери и сыну (в частности, поощряет активность, агрессивность у сына и женственность, мягкость у дочери). Поскольку мать обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола, постольку отсутствие в семье отца или его лишь формальное наличие делает эффективность половой со­циализации проблематичной.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умствен­ном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что развитие в коэффициенте умственно­го развития детей, выросших в благополучных и небла­гополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а так­же влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овла­дении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семей­ных ролей, роль семьи становится кардинальной.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жиз­ненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семье присуща функция социально-пси­хологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень самоуважения, мера самоприня­тия, аспекты и эффективность самореализации.

На процесс социализации членов семьи влияет ее тип. В современной психолого-педагогической литера­туре встречаются различные типологии семей. В книге В.С.Торохтия (163) находим классификацию семей по следующим признакам:

1) по количеству детей: бездетная или инфертильная семья, малодетная, многодетная;

2) по составу: неполная, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая, материнская, семья повторного брака;

3) по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и други­ми родственниками, с двумя и более брачными парами с детьми или без них, с матерью (отцом) с детьми, с од­ним из родителей и другими родственниками, прочие семьи;

4) по структуре лидерства в семье: эгалитарная (де­мократическая) и традиционная (авторитарная);

5) по семейному быту, семейному укладу: семья-«отдушина», семья детоцентрического типа, семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

6) по однородности социального состава в зависи­мости от нации, уровня образования, профессии и т. д.: социально-гомогенная (однородная) и гетерогенная (неоднородная);

7) по семейному стажу: молодожены, молодая се­мья; семья, ждущая ребенка; семья среднего супружес­кого возраста, старшего супружеского возраста, пожи­лая супружеская пара;

8) по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, неблагополучная, педаго­гически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

9) по географическому признаку: городская, сель­ская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступ­ных районах);

10) по типу потребительского поведения: семья с «физиологическим» типом потребления, семья с «ин­теллектуальным» типом потребления, семья с проме­жуточным типом потребления;

11) по особым условиям семейнойжизни: студен­ческая, «дистантная», «внебрачная»;

12) по характеру проведения досуга: открытая и закрытая (ориентированная на внутридомашний досуг);

13) по социальной мобильности: реактивная, семья средней активности и активная;

14) по степени кооперации совместной деятельно­сти: традиционная, коллективистская и индивидуалис­тическая;

15) по состоянию психического здоровья: здоровая семья, невротическая, виктимогенная.

Остановимся подробнее на некоторых типах семей.

Молодая семья. Это семья на начальной стадии ее развития, на стадии реализации супружеского выбора. В ней проявляется обычный феномен открытия в дру­гом более сложного человека, и начинается «притир­ка» характеров, т. е. изменение всего образа жизни.

Существует три основных типа молодых семей. Первый тип – традиционный. Семьи такого типа ха­рактеризуются ориентацией супругов исключительно на семейные ценности, на двухдетную семью. Лидером в семье, по крайней мере формальным, является муж. Однако лидерство в семье в значительной мере опре­деляется лидерством в хозяйственно-бытовой сфере ее деятельности (финансы, устройство жилья). Круг дру­зей у супругов, как правило, общий и довольно ограни­ченный, возможен даже временный уход в семейные дела. Досуг чаще совместный, закрытый.

Второй тип – супруги ориентированы преимуще­ственно на развитие личности, имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие (по возможности используется помощь родителей супругов). Семья может быть и открытой, и закрытой для микроокружения. Тип лидерства – демо­кратический: совместный или раздельный по сферам жизнедеятельности семьи.

Третий тип – молодые супруги ориентированы преимущественно на развлечения. При этом муж и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих из числа, как правило, прежнего окружения. Репродуктивные установки на бездетную или малодетную семью. Лидерство в семье может быть как авторитарным, так и демократическим.

Семья среднего супружеского возраста. Представ­ляет собой своеобразный коллектив, отношения в кото­ром можно определить как воспитание воспитателей. Большинство родителей убеждаются на собственном опыте, что воспитывают не только слова, но и образ жизни, поступки. Если родители хотят развить у ребен­ка какое-либо качество, они прежде всего должны сами обладать им. Одной из проблем семей среднего супру­жеского возраста являются однообразие, скука, рутина семейной жизни. В «среднем» периоде вырабатывает­ся стереотип супружеских отношений, что упрощает, но и обедняет совместную жизнь. К данному периоду многие ранее сложные вопросы семейной жизни уже решены, супруги чувствуют себя спокойно, активность их снижается. Повысить ее могут (и должны) сами супруги постановкой перед семьей новых, все более усложняющихся целей и задач, выделением связанных с ними ближайших и отдаленных перспектив.

Пожилая семья. Представляет собой зрелую супру­жескую диаду, проживающую со своими детьми или самостоятельно. Это период, когда супруги выходят на пенсию. Возникает ряд объективных условий для ре­шения тех или иных проблем в жизни семьи, когда она должна адаптироваться к новым условиям (смена об­раза жизни, социального статуса, режима работы и социальной среды и т. д.). Этот период характерен для одних семей активизацией трудовой деятельности как дома, так и в социуме (появление внуков и участие в их воспитании, участие в общественной работе), а для других – забвением и самореализацией в обретенном микроокружении преимущественно из своих старых знакомых и друзей. В этот период у многих людей по­являются проблемы со здоровьем.

Жизнедеятельность пожилой семьи с точки зрения ее организации довольно сложна. Особенно проблема­тично, если она проживает отдельно после ухода детей, с характерной для нее затяжной адаптацией как к мик­роокружению, так и к социальной среде в целом: выра­женная поляризованность настроений и категорич­ность суждений – от крайне упаднических до эгоцен­трических. Среди многих приобретенных за последние годы одинокой жизни супругами психогенных откло­нений наиболее выражено «расширение сферы родительских чувств ».

Бездетная или инфертильная семья. Принято счи­тать бездетной семью, в которой в течение десяти лет супружеской жизни нет детей. В нашей стране таких семей около 16% (во всем мире их не более 30%). Обыч­но бездетными бывают поздние браки. Всего лишь 1% всех семей не хотят вообще иметь детей (даже если они могут их иметь).

Социально-психологические опросы показывают, что дело чаще не в нежелании супругов иметь детей, а в невозможности их, содержать. Каждая третья бездет­ная семья (в свою очередь она является и проблемной) распадается, чаще всего по инициативе мужа. Однако среди разведенных только незначительная часть суп­ругов называет в качестве причины развода бездет­ность. Основной причиной разводов является диссо­нанс взаимоотношений.

Эти семьи чаще проживают с родителями одного из супругов. Нравственно-психологическая атмосфера и условия жизни бездетных семей больше способствуют самовыражению, проявлению способностей личностных качеств супругов и качеств не только положительных.

Многодетная семья. К этой категории относят се­мьи, имеющие 3-х, а в ряде регионов России –4-х детей. Эти семьи отличаются большой сплоченностью. Разво­ды в них довольно редки и происходят в основном из-за несостоятельности мужей в воспитании детей и невыполнения ими других семейно-бытовых обязанно­стей. В семьях складывается разновозрастный детский коллектив, берущий на себя многие хозяйственные заботы и решающий семейные проблемы значительной сложности. Во взаимоотношениях членов многодетной семьи особенно значимы уважительное отношение к старшим и лидерство старших по возрасту.

Однако в наших условиях, как свидетельствует статистика, большинство многодетных семей являют­ся бедными, а каждая четвертая многодетная семья является неблагополучной.

Малодетная семья. Это довольно распространен­ная категория семей, состоящих обычно из мужа, жены и двух или чаще всего одного ребенка. Семьи с одним ребенком отмечают еще как однодетные семьи.

К позитивным аспектам этих семей относят нали­чие благоприятных возможностей формирования у детей и родителей социально-психологических качеств (привязанность, сплоченность, лидерство), развития полоролевых типов поведения (маскулинность, жен­ственность) , а также социальный контроль и ответствен­ность за свои действия и поступки.

В то же время специалисты отмечают в однодетной семье отрицательную сторону социально-психологичес­кого свойства, связанную с воспитанием единственного ребенка. У него ограниченные возможности общения со сверстниками, а потому хуже условия развития эмоци­ональных качеств. Культура общения, культура чувств неразвиты – к ребенку родители бывают слишком доб­ры, многое прощают, все дозволяют и удовлетворяют его прихоти. Ребенок быстро привыкает к своей особой роли и не чувствует необходимости заботиться о других.

Характерной особенностью жизни большинства малодетных семей является содержание ее предмет­но-практической деятельности, основу которой со­ставляют действия по реализации индивидуальных по­требностей членов семьи. В большей мере выражается стремление утвердиться в профессиональной, учебной (педагогической) или воспитательной сферах. Неред­ко доминантой являются потребности одного из суп­ругов, и их реализации подчиняется вся жизнь семьи. Имеют место широкие возможности развития духов­ной сферы, содержание которой могут составлять как социально значимые ценности, установки, так и эгонентристские устремления в устройстве жизни суп­ругов и в воспитании ребенка. Круг общения, как правило, ограничен родственниками и коллегами по профессиональной деятельности, нередко нужными людьми. Инициатива лидерства в семье принадлежит тому из супругов, кому больше приходится занимать­ся ребенком и домашними делами семьи. За последние годы значительно снизился уровень благосостояния этих семей.

Сложная семья. Это семья, состоящая из полных семей нескольких поколений, семей из двух и более брачных пар, т. е. из родителей супругов, самих супру­гов и их детей. В настоящее время таких семей стано­вится все меньше и их число составляет всего 2–3%. Чаще встречаются такие ее разновидности: один или оба родителя кого-либо из супругов, супружеская пара и молодая семья. Причем удельный вес молодых пар, проживающих в таких семьях, составляет 75–80%, а число семей среднего возраста в сложных семьях не превышает 20%.

Следует отметить, что продолжительность суще­ствования сложной семьи невысока, т. к. со временем молодая семья или старшее поколение выбывают из нее по различным причинам.

Важнейшими особенностями жизнедеятельности сложной семьи являются, как правило, устойчивые межличностные отношения, хорошо налаженный быт, наиболее благоприятные условия для молодых супру­гов в воспитании детей и реализации семейных целей и установок (есть бабушка и дедушка). В этих семьях складывается своеобразная нравственно-психологи­ческая атмосфера. Когда в семью, имеющую свою «психологию», входит новый человек со своими инди­видуальными особенностями, и появляется новая суп­ружеская пара, то образуется сложная семья и по составу, и по характеру протекающих в ней социаль­но-психологических процессов. Первоначальный, не­которое время напряженный фон взаимоотношений, способствует развитию тактичности, сдержанности и взаимопредупредительности. Затем все привыкают к своим социальным ролям и друг другу. Общесемей­ное мнение становится значимым для каждого члена семьи. Возникающие ссоры не получают развития, так как другие члены семьи действуют примиряюще.

Однако в сложной семье не все так однозначно. Много разнообразных проблем таит в себе межпоко­ленное общение, выбор целесообразных способов вос­питания ребенка, ведение домашнего хозяйства и т.п. Нередко проблемы такой этиологии переходят на об­ласть супружеских взаимоотношений и создают усло­вия для распада молодой семьи.

Благополучная семья. В эту категорию семей могут входить и молодые, и среднестатистические, и пожи­лые семьи. Благополучной может быть и бездетная, и малодетная, и многодетная семья. Благополучие семьи составляет не только материальная обеспеченность, но и социально-психологический компонент жизнедея­тельности. С этой точки зрения, благополучной являет­ся семья, в которой супруги и другие члены семьи высоко оценивают друг друга, высок авторитет мужа в семье. Конфликтов практически нет, возникающие разногласия ссорами назвать трудно: супруги скоро договариваются, как сделать лучше, чтобы решить воз­никшие проблемы. Все члены благополучных семей уверены, что другие им всегда рады, уверены во взаим­ности друг друга, готовы помочь, не ожидая просьбы. В таких семьях образуются и сохраняются собственные семейные традиции и ритуалы, делающие семейную жизнь более интересной.

Для благополучной семьи характерен высокий уро­вень психологического здоровья, сходства семейных ценностей, социально-ролевой адекватности членов семьи, эмоционального удовлетворения в семье, адап­тивности в микросоциальных отношениях, устремлен­ности на семейное долголетие и т. п.

В то же время даже самая благополучная семья не может существовать автономно от социума, а наоборот, чаще является его активной преобразующей силой и подвергается, как и любая семья, воздействию множе­ства факторов современного общества.

Неблагополучная семья. К неблагополучным отно­сятся те семьи, которые в течении определенного вре­мени не способны противостоять воздействию дестаби­лизирующих внесемейных и внутрисемейных факторов. К ним относятся смешанные (как правило) и внебрач­ные семьи, неполные, проблемные, конфликтные, кри­зисные, невротические, педагогически слабые, дезорга­низованные и другие семьи.

В таких семьях чаще преобладает культ личных, эгоистичных интересов, сосредоточенность каждого из членов семьи на себе. Предметно-практическая дея­тельность созвучна с типом неблагополучной семьи и преобладающими в ней ценностными ориентациями супругов. Круг общения, как правило, самый разнооб­разный, чаще нестабильный, ограниченный и не спо­собный оказать действенную помощь в стабилизации семьи.

Нравственно-психологическая атмосфера неблаго­получных семей порождает «трудных» детей. До 90% детей из этих семей имеют отклонения в поведении от нормы. Для них характерны психологическая несовме­стимость среди членов семьи и в микроокружении, своеобразное понимание проблем сплоченности, авто­ритета, лидерства и т. д. Тематика общения их с окру­жающими обычно ограничена, атональность общения излишне эмоциональна. Нередко конфликтная обста­новка становится стилем жизни и принимает хронический характер. Социализация детей в таких семьях протекает обычно стихийно.

Проблемы неблагополучных семей самые разнооб­разные. Это трудности супружеских взаимоотношений, противоречия во взаимоотношениях родителей и детей, разногласия во взглядах на воспитание детей и роли в этом каждого из родителей, гипертрофированные по­требности одного или обоих супругов и т. д. Все это и многое другое создает условия, в которых семья опре­деленное время балансирует на предмете разрешения проблемы или превращения ее в хроническую, сохра­нения семьи или ее распада.

Смешанная семья или семья повторного брака. Это вновь созданная семья, объединяющая части существо­вавших и распавшихся по различным причинам семей. Выделяют три типа таких семей.

1. Женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей.

2. Мужчина с детьми женится на женщине без детей.

3. Оба, и мужчина, и женщина, заключая брак, име­ют детей от предыдущих партнеров.

В первом случае смешанная семья состоит из жены, детей жены, мужа и бывшего мужа жены, т.е. это трое взрослых людей, в т.ч. двое мужчин. Во втором случае в ее состав входят муж, дети мужа, жена и бывшая жена мужа, т.е. тоже трое взрослых, но из них две женщины. В третьем случае семья состоит из жены, детей жены, бывшего мужа жены, мужа, детей мужа и бывшей жены мужа, т. е. четверо взрослых, мужчина и женщина, стро­ящие новую семью, и совершенно чужие друг для дру­га мужчина и женщина -– свободные или тоже успев­шие обзавестись семьей.

Хотя эти люди скорее всего не могут жить все вместе под одной крышей, они в той или иной степени присутствуют в жизни друг друга. Смешанная семья живет и развивается благополучно при условии, если каждый ее член важен и нужен. Многие люди пытают­ся жить так, будто другие, с которыми они были ранее связаны, не существуют. В то же время все эти люди в той или иной степени влияют на жизнь семьи.

С каждым годом увеличивается число граждан, повторно связывающих себя супружескими узами. Особенностью новой семьи является то, что у каждого члена новой семьи была прошлая жизнь, и многое из того, что происходит с ним сегодня, имеет свои корни в прошлом.

Внебрачная семья («конкубинат»). Представляет собой существующий длительное время юридически не оформленный брачный союз мужчины и женщины с детьми или без детей, не намеревающихся официально закрепить брак. Это могут быть добрачные устойчивые и продолжительные семейные отношения молодых людей, что может привести к заключению брака или возникновению материнской семьи, в данном случае внебрачной.

Неполная семья. «Осколочные» формы семей воз­никают большей частью после развода и распада пол­ной семьи, реже – по инициативе одиноких женщин (и тогда образуется «материнская» семья), в результа­те смерти одного из супругов, а иногда при усыновле­нии (удочерении) ребенка одиноким человеком. Каж­дая 6–7 семья – неполная. Более половины – 55% неполных семей (с одним родителем, преимуществен­но с матерью) – практически живут ниже уровня бедности, если ребенок в возрасте до 6 лет. Если он старше (от 6 до 16 лет), то такие семьи составляют 48%.

«Материнская» семья (семья матери-одиночки). Это разновидность неполной семьи, изначально без­брачной. Родителем является женщина, родившая вне­брачного ребенка. Основные факторы, оказывающие воздействие на психологию семьи: наличие второго родителя и характер отношений с ним, отношение ро­дителей женщины к внебрачному ребенку, отношение матери к ребенку.

Область жизненных интересов в значительной мере определяется отношениями с микроокружением. Совместное проживание с родителями, другими род­ственниками, оказание с их стороны различных видов помощи способствует развитию определенного уровня межсемейных отношений. Отсутствие родителей или устойчивых связей с ними, как и другие факторы, су­щественно ограничивают сферу интересов жизнедея­тельности семьи – забота о бюджете и воспитании ребенка выходит на первый план. В этом случае круг общения ограничивается старыми знакомыми.

Неполная семья как следствие развода. Распавша­яся после развода семья, как правило, надолго остается в таком состоянии. Только одна из трех разведенных женщин вновь обретает полную семью. Развод и рас­пад отражаются травмирующе на психике детей, не­редко нарушаются взаимоотношения матери и ребен­ка. Успеваемость таких детей в школе ниже, чем детей из полных семей. Они сравнительно мало читают, боль­шую часть времени проводят вне дома, более самосто­ятельны и имеют более развитые человеческие каче­ства –понятливость, отзывчивость, эмоциональность, раньше вступают во взрослый мир. Около 50% право­нарушителей среди несовершеннолетних жили в не­полных семьях. Наряду с этим важно помнить, что разводы влияют на ребенка как будущего семьянина: ребенок, выросший в неполной семье, усваивает нега­тивные черты поведения и манеры отношения к проти­воположному полу, впоследствии выросший человек часто не может сохранить свою семью.

Для этого типа семей характерно повышение инте­реса к внутрисемейным проблемам и потеря его на определенное время к представителям противополож­ного пола. Активизация хозяйственно-бытовой и вос­питательной функций семьи в послеразводный период также непродолжительна. Кто-то из родителей посвя­щает себя воспитанию детей, что удается реально не­многим, у других эта функция со временем теряет значимость. Большую роль в жизнедеятельности семьи играют отношения с родителями, в том числе и в фор­мировании нового микроокружения. Жизненные цели определяются отношением к перспективе повторного брака и реальной возможностью его осуществить. На образ жизни, образ отношений сильное влияние ока­зывает психическое состояние родителя, которое формируется преимущественно в период адаптации раз­веденных супругов к новой жизни.

Неполная семья, возникшая в результате овдовения. Это семья, в которой с детьми остается одна мать или отец. Овдовение на любой стадии жизнедеятель­ности обычной семьи переживается как сверхсильная трудность, которая сказывается практически на всех ее функциях, часть из которых снижает прежнюю зна­чимость, а некоторые из них теряют всякий смысл. Потеря интереса к жизни у вдовы (вдовца) сказывается на образе жизни детей, их социализации. Круг обще­ния постепенно ограничивается рамками микроокру­жения родителя, его содержание составляет преиму­щественно взаимопомощь по вопросам воспитания детей, благоустройству жилища, ведению домашнего хозяйства. Абсолютизируется прежняя жизнь, обоже­ствляется умерший супруг или супруга, и все живущие блекнут перед этими стереотипами надолго. Восстанов­ление социальной активности членов такой семьи сво­ими силами довольно затруднительно.

Неполная семья, образованная при официальном. усыновлении (удочерении) ребенка мужчиной или жен­щиной. Характерной особенностью такой семьи явля­ется повышенный интерес к жизни. Это следствие альтруистской направленности родителя или следствие глубоких переживаний в силу различных причин (ги­бель своих детей, невозможность иметь собственных детей и т. д.). Родитель в таких случаях осторожен к жизни ребенка и старается не очень вмешиваться в его жизнь. Среди женщин, длительное время стремивших­ся заиметь таким образом ребенка, может развиться ряд психогенных отклонений типа «чрезмерная опека» или «фобия утраты» ребенка. Эти и возможные другие труд­ности, сопровождающие родителя на данном отрезке жизненного пути, со временем, как правило, растворя­ются, и им на смену приходят устойчивые родительс­кие чувства.

Дистантная семья. Это может быть обычная семья (бездетная, чаще малодетная или многодетная), в кото­рой жизнь в большей части для каждого из супругов проходит отдельно из-за специфики профессии одного или обоих брачных партнеров. К ним могут относиться семьи моряков, речников, полярников, геологов, нефтя­ников, космонавтов, военных, артистов, спортсменов, бортпроводников поездов дальнего следования и пред­ставителей многих других профессий. В среднем число таких семей достигает 4–6% от общего количества.

Мнения о стабильности «дистантных» семей про­тиворечивы: одни считают, что сама специфика этих семей делает их неустойчивыми. Другие полагают, что подобные семьи – одни из наиболее крепких и устой­чивых семей. Тем не менее, те и другие признают на­личие проблем с развитием и воспитанием детей. В их социализации большую роль играет один из супругов (чаще мать) или улица. Среди супругов нередки споры о методах воспитания детей и причинах их девиантного поведения при очередном сборе всей семьи.

Разнородная семья (социально-гетерогенная). В та­кой семье супруги имеют разный уровень образования и профессиональной ориентации, фактические «про­тивопоказания» по благополучию супружеского союза компенсируются в течение определенного времени «показаниями» различных характеристик всей семьи. Количество таких семей достигает 38%, и в настоящее время их число растет. Устойчивость брака во многом определяется позициями супругов. Для семьи харак­терно отсутствие общих интересов, нестабильность в поддержании цельности взглядов, намерений, устано­вок и перспектив, конфликтность. Главными причина­ми конфликтов нередко являются ревность и подозрительность в обмане (практически в любом возрасте, разве что разной интенсивности проявления).

Нередко семья не замечает этих явлений, так как с самого начала ее образования она находится в несколь­ко повышенном нервно-эмоциональном состоянии по сравнению с нормой. И это фоновое (завышенное от нормы) значение все члены семьи принимают за норму и от нее соизмеряют происходящие в семье социально-психологические явления, в том числе и конфликты.

Каждый из супругов разнородной семьи имеет свое микроокружение, и их интересы редко пересекаются. Взаимоотношения родителей и молодых часто натяну­ты. Доминирует, как правило, авторитарный стиль об­щения. Практически во всех сферах жизнедеятельно­сти семьи лидером выступает один из супругов.

Межнациональная семья. Это семья, в которой пред­ставителями разных наций являются не только супру­ги, но и дети, по достижении совершеннолетия пред­ставляющие нацию одного из своих родителей. Такие семьи возникают преимущественно в нестандартных обстоятельствах из представителей разных наций. На их формирование значительное влияние оказывают этнографические особенности социума. Это наиболее тревожный тип семей, состояние которых в современ­ных условиях обусловливается нестабильностью их социального статуса в той или иной стране и опреде­ленным уровнем конфликтности.

Если такие семьи успешно преодолели в первые годы различные проблемы семейной жизни, то они обычно становятся устойчивыми. Но для них так же, как и для разнородных семей, характерен несколько повы­шенный нервно-эмоциональный фон взаимоотноше­ний, который становится нормой жизни. Эти семьи довольно стабильны, так как в их создании преоблада­ли чувства естественной человеческой любви молодых людей.

В России наиболее распространены межнацио­нальные семьи, состоящие из представителей народов, проживающих в границах бывшего Союза. В настоя­щее время число таких семей значительно возросло в связи с миграцией беженцев из республик Кавказа, Средней Азии, Приднестровья и Прибалтики. В круп­ных городах и промышленных районах России до 42% родительских браков из числа их детей (семья двух поколений) относятся к бракам между представителя­ми народов ближнего и реже дальнего зарубежья. А если учитывать браки, образованные представителями народов России, то речь может преимущественно идти о российской семье.

Уклад жизни межнациональной семьи практически имеет те же особенности, что и уклад обычной российс­кой семьи. Основное отличие заключается в содержании нравственно-психологической атмосферы, отражающей интеграцию национальных традиций, межличностных отношений между родителями и детьми и т. п.

На внутрисемейные взаимоотношения оказывают довольно сильное влияние национально-психологичес­кие особенности каждого из супругов: темперамент, черты характера, привычки и т. д. Микроокружение такой семьи определяется характером поддержания связей каждого из супругов со своей национальностью.

Завершая разговор о типологии семей, следует отметить, что семья в процессе своей жизнедеятельно­сти может видоизменить место в классификации семей. Знание особенностей каждого типа необходимо для совершенствования социально-педагогической работы с семьей, для оказания ей квалифицированной помощи в решении семейных проблем.

Специфика семьи как социального института обус­ловлена выполнением ею ряда функций. Назовем ос­новные.

1. Репродуктивная и генеративная функция зак­лючается в рождении детей и продолжении челове­ческого рода, что является не только биологическим инстинктом, но и экономической необходимостью и ду­ховной потребностью.

2. Функция первичной социализации детей и вос­питательная. Родившийся ребенок несет в себе толь­ко задатки человека, он должен быть введен в обще­ство, чтобы развиваться по «человеческой программе». К сожалению, есть дети, вынужденные проходить этот путь вступления в человеческое общество в Домах ребенка, медицинских учреждениях и т. д. Даже в тех случаях, когда они получают достаточное количество питания, ухода, обслуживания, их развитие может быть отмечено синдромом госпитализма, проявляю­щимся в замедлении интеллектуального и эмоциональ­ного развития, последующих коммуникативных труд­ностях, которые не всегда могут быть устранены даже в ходе квалифицированной психолого-педагогической реабилитации.

Семья, по сравнению с другими социальными ин­ститутами, быстрее и эффективнее приобщает ребен­ка к социальной жизни. Она постоянно оказывает на всех своих членов психолого-педагогическое воздей­ствие. В семье складывается более жесткая ролевая структура по сравнению с большинством малых групп. Хочет или не хочет член семьи (муж, жена, ребенок или родители), но от него ожидают поведения, соответству­ющего определенному образу (исполнения, например, роли отца, мужчины, лидера, сына-умницы, жены-хо­зяйки дома и т. д.). Оттого, как эта роль выполняется, и составляется оценка окружающими. Если они обнару­живают несовпадение реальности с их ожиданиями, то это может вызвать осуждение с их стороны. В ходе вы­полнения воспитательной функции семья обеспечива­ет социализацию не только подрастающего, но и стар­шего поколения, в частности адаптируя его к реформам в различных сферах жизни современного общества.

3. Экономическая и хозяйственно-бытовая функ­ция. Вхождение в рынок, имущественное неравенство и накопление индивидуального богатства реанимируют прежде почти заснувшую у нас функцию экономичес­кого обогащения, передачи богатства по наследству. Что же касается хозяйственно-бытовой функции, которая в нормальных условиях обеспечивает повседневное суще­ствование человека, то в современных социальных ус­ловиях она во многом гарантирует выживание, ибо быстрое руинирование бытовой промышленности при­водит к тому, что проживание, питание, элементарная гигиена, не говоря уже о комфорте, становятся возмож­ными только в семье.

Семья выступает как хозяйственно-бытовая общ­ность, внутри которой происходит удовлетворение многообразных человеческих потребностей. В этом процессе формируются и внутрисемейные отношения, содержание которых в значительной мере определя­ется видом хозяйственной деятельности (сферой «до­машних дел»). Сюда входят: а) организация п

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.