Сделай Сам Свою Работу на 5

Художественная ценность статуи





Святитель представлен в рост с поднятыми и отведенными в стороны руками. Меч и изображение города утрачены. Святитель облачен в святительские одежды. Стихарь зеленого цвета с узкими рукавами. По поручам стихаря нанесен золоченый орнамент. Фелонь красного цвета с орнаментом крупных кругов, край фелони на груди позолочен. Слева видна палица с золоченым орнаментом и загнутым углом красного цвета. Епитрахиль телесного цвета с золоченым орнаментом округлого типа с ромбами и кругами и красными кистями по краю . Омофор белого цвета с черными крестами. о краю охристой нижней подкладки фелони нанесена белой краской орнаментальная полоса в виде двух крестов и круга с четырьмя полосками. Лик продолговатый, борода округлая, нос прямой. На лике святого пробела по лбу и щекам, по бороде пробела и на ухе святого, пробелами отмечены белки глаз. Зрачки черные. Цвет глаз карий. Взгляд прямой. Брови правильной формы. Глаза миндалевидные. Лоб высокий, на лбу пробелами отмечен ряд морщин. Уши выступают. Борода округлой формы. Пробелами отмечена седина. Губы небольшие, плотно сжатые. Нимб слегка вогнутый, позолочен. Край нимба скруглен. Сколот левый край фелони, утрачены кисти рук, правая на половину, сколы левкаса, особенно на голове (слева на лбу).Реставрация выполнена в 200304 гг. реставратором ГМЗРК В.А. Новиковым. Во время реставрации с фигуры святителя были удалены два-три слоя записей, с лика – слой потемневшей олифы. Снята бронза с одежд. Сохранены поздние пробела на лике святителя. Другой образ святителя Николы Можайского под Плоскорельефное изображение в рост в обычном епископском облачении. Руки отведены в стороны. Ноги расставлены. За головой накладной нимб. Борода округлая, глаза миндалевидные, нос прямой. Омофор с крестами – белый, фелонь – красновато-коричневого цвета, саккос – зеленоватый. Скол левой руки, утрата красочного слоя, утрачены меч в правой руке и кисть левой руки. Краски потемнели, едва просматриваются. В левой руке – металлический гвоздь. Памятник находится в процессе реставрации. Определить, какой из этих образов принадлежал церкви Иоанна Предтечи, не представляется возможным, книги поступлений не сохранили этих данных. Церковь Иоанна Предтечи г. Ростова была снесена в середине XX в. Располагалась вначале улицы Предтеченской (ныне ул. Фрунзе). Каменному храму предшествовала деревянная церковь. Строительство каменного храма было завершено в 1762 г. Церковь строилась в эпоху барокко, но черты этого стиля проявились в ее облике весьма ограниченно. Явно барочный характер имели лишь колокольня, паперть и овальные окна западного фасада. Сохранились чертежи, выполненные в XIX в. В.Г. Юровым. Важнейшим элементом оформления Предтеченской церкви был иконостас, резной, старинной работы: «Столпы виноградные. Вся резьба вызолочена… а гладь по серебру выкрашена ерью. В ономъ иконостасе царские двери и с Сенью прорезные. На оных образа: Благовещение и четыре евангелиста, а на Сени Тайная вечеря писаны изъ красокъ… Южная дверь прорезная. На ней написанъ праотецъ Мельхиседекъ. За правымъ клиросомъ в иконостасе резномъ золоченый образъ преподобного Сергия стоящего с житиемъ. На нем венецъ и цата серебреные, чеканные, позолоченные.Въ трапезе иконостасъ резной вызолоченной. В окошке…образъ Николая Чудотворца Можайского стоящего резной. На немъ венецъ и цата серебреные, чеканные, позолоченные».В книге Ф.А. Бычкова «Путеводитель по ростовскому Музею Церковных Древностей» отмечено: «Из резных икон замечательна икона Св. Николая Чудотворца, именуемого Можайским» Чуть позднее в книге «Описание икон, хранящихся в ростовском Музее Церковных Древностей», составленной И. Богословским, описывается икона резная под № 200/952 из церкви Иоанна Предтечи г. Ростова, поступившая от отца Алексея (Соколова): «Св. Чудотворецъ Николай Можайский. Изображение резное, вышиной 1 аршинъ. Святитель представленъ во весь ростъ с короткими волосами на голове и седою бородою. Сияние вокругъ головы заменяетъ кругъ изъ дерева, приделанный къ задней части ея. Одетъ в фелонь и белый омофоръ с прозеленью и красными крестами. Фелонь и омофор резные. Руки распростерты. Церковь и мечь, с которыми онъ обыкновенно изображается, утрачены» Обратимся к иконографии Николая Можайского. А.В. Рындина предполагает, что зарождение извода святителя Николы Можайского как символа Церкви в искусстве V-VI вв. связано с изображением Богоматери Оранты. Эта ассоциация связана с позой Святителя Николая, с мотивом храма в его руке, а также необычной деталью облачения в виде убрусца, заправленного за невидимый под фелонью пояс. Некрасов А.И. предполагал некую связь с Николой Зарайским и иконографией святителя на урошевой иконе 1319 г. в Бари. Он предполагал, что икона эта и тип Н. Зарайского восходят к какому-то общему древнейшему источнику, который связан с греко-восточной литературной традицией, получившей широкое южно-славянское бытование. Сохранились образы «Никола Зарайский» с житием в 12 клеймах перв. трети XVI в., «Никола Зарайский» с житием в 18 клеймах сер. XVI в. (Псковский музей, инв. №№2714, 351). Такая редкая деталь, как изображение стоящего во весь рост святителя Николая в святительских одеждах с поднятыми вперед руками, в одной руке он держит Евангелие, в другой – кадило. Иконографический прототип – западный образец, ставший известным в Пскове в XVI в. Византийское искусство не знало подобного извода. В связи с этим большой интерес представляют собой рукописные миниатюры 1179-1189 гг. где изображен архиепископ Кельнский Анно, канонизированный в 1183 г. Как и Никола, он представлен фронтально в рост в епископских одеждах, держащим в руках храмы. Над его головой за нимбом тоже храм, снизу еще две церкви. Идея Церкви присутствует здесь как бы в реальном историческом плане. По утверждению А.В. Рындиной, возможно, в XIIXIII вв. в Бари существовали рельефные изображения Николы в скульптурном декоре базилики. Пример тому – древняя каменная резная капитель, украшенная фигурой епископа с моделью храма в левой руке, использованная строителями в пристройке 1451 г. к барийскому храму. Еще ближе к иконографическому типу образ архиепископа Бруно в Кельнской «Хронике св. Панталеоне» перв. пол. XIII в. В рамке из овальных портретов коронованных особ представлены в позе Оранта архиепископ, держащий в правой руке копье со стягом острием вверх, в левой – храм (модель церкви св. Панталеоне).А.Н. Грабар установил связь скульптурных надгробий на Балканах, в Румынии и на Руси с почитанием святых мощей, лежавших порой в открытом виде. Отражая целокупность обожженной плоти, деревянные рельефные надгробия, по мнению ученого, имеют источники в древнейшей византийской традиции ларцов-мощевиков, подобным драгоценным реликвариям святителя Димитрия Солунского X-XI вв. Существовала балканская или византийская традиция изображения рельефных фигур на крышках рак или реликвариев. Несмотря на большой разрыв во времени, А.Н. Грабар считал балканские и русские памятники продолжением этой традиции. Как утверждает А.В. Рындина, мы располагаем весомыми доказательствами несомненной причастности образа Николы к проблеме почитания святых мощей. Сохранившаяся опись ценностей базилики, составленная в 1620 г. падре Беатило, представляет веские основания для такого заключения. Наряду с живописными иконами, большой и малой, одна из которых (1319 г.) сохранилась до наших дней (Никола с припадающими кралем Милютиным и кралицей Еленой), сербский вклад включал две иконы: серебряную (видимо, чеканную) икону Богоматери с теми же ктиторскими фигурами и старинную икону Николы, поставленную на алтаре над криптой с гробницей святого. Как описывает Фра Баетило, это была статуя Николы, сделанная из чистого серебра, а кругом располагались сцены его жития. Эта икона фигурировала в описях 1367 г., но была переплавлена, вероятно, за ветхостью по решению капитула 20 мая 1682 г. Полагают, что о ее виде можно судить на основании каменного рельефа XIV в. на восточной (алтарной) части барийской базилики, выполненными местными ваятелями в воспоминание о старинном образе. Посредник между барийской серебряной статуей и резным образом святителя Николая Можайского – статуя Николы, увезенная в 1612 г. в Литву и возвращенная обратно в 1618 г., вызвавшая там большой духовный резонанс: к образу за исцелением стекались толпы верующих: хромых, глухих, немых, прокаженных и одержимых всякими тяжелыми недугами. Причем святитель Николай всех исцелял, чтобы познали безумные «литовские люди», сколько чудес творит Бог в России и «отпали от своих неправедных учителей и от Римского папы». О Жидичинском образе впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1227 г. как чтимой святыне, у которой знаменовались сами князья. Вскоре после 1402 г. создаются сказания о чудесах святителя Николы в Лукомле (северо-белорусский городок), связанные с принесением в этот северный городок реликвии (не ясно, части мощей или иконы) из Жидичинского монастыря на Волыни после опустошения, причиненного татарским нашествием. В Лукомль шли паломники к святыне из Минска, Друцка, Орши, Смоленска, Борисова, Дорогобужа и из самой Москвы. До наших дней Жидичинский образ не дошел, но почему бы не предположить, что это мог быть резной образ, высказывает мнение А.В. Рындина, поддержанное в частной беседе А.А. Туриловым. Как утверждает А.В. Рындина, путь «Никольской идеи» барийского варианта из Польши в Россию мог идти через западнорусские земли –Украину и Белоруссию. Летопись указывает, что «образы Николы на рези в храмцах» были занесены в Псков «старцами-переходцами с иных земель». Если учесть тесные контакты древнего Пскова с немецкими и ливонскими городам, такое предположение не будет выглядеть безосновательным. Ростовские образы святителя Николая Можайского тяготеют к северной пластике, возможно, изготовлены в одной мастерской, размеры памятников очень близки. По манере резьбы можно отнести памятники к концу XVI – нач. XVII вв.







 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деревянная статуя Николы Можайского являет собой редкое произведение искусства Руси конца XIV века- деревянная скульптура, сохранившаяся до наших дней. Сквозь века она передаёт нам знания не только об искусности мастеров того времени, но и о культуре и бытности русского общества эпохи. Образ покровителя ратного дела, защитника возвышающего Московского государства, духовного идеала великокняжеской власти прошёл долгий путь исторического развития, но занял своё место в русской истории и культуре.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Шалина И.А. Икона «Святитель Николай Можайский в житии» Сидоренко Г.В. Скульптура «Никола Можайский».

2. Некрасов А.И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937.

3. Вагнер Г.К. От символизма к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV-XV веков. М., 1980.

4. Рындина А.В. «Основы типологии русской деревянной скульптуры Никола Можайский».

5. Рындина А.В. «Основы типологии русской деревянной скульптуры»

6. Максимов В. «Николай Чудотворец», статья.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.