Сделай Сам Свою Работу на 5

Возрастные особенности нервно-психического и физического развития детей раннего возраста





Использование нестандартного оборудования в проведении физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Программное содержание.Сохранять и укреплять здоровье детей.Продолжать с детьми лечебную физкультуру, с целью профилактике плоскостопия. Стимулизировать естественный процесс развития двигательных качеств у детей. Поддерживать у детей желание самостоятельно выполнять движения и физические упражнения. Постоянно следить за осанкой детей. Использовать в работе нестандартное оборудование для массажа всех рецепторов стоп. Воспитывать чувство уверенности в себе.

1 часть. Водная часть.

  1. Упражнение на дыхание «Подуй на бабочку»
  2. Ходьба. Зашагали ножки по дорожке.
  3. Ходьба с высоким подниманием колени.

Как красиво все шагают, ножки дружно поднимают.

  1. Ходьба на носочках. Руки на бочок кладём, на носочках мы идём.
  2. Ходьба обычная. Шагают ножки друг за другом по дорожке.
  3. Бег обычный. Побежали ножки быстро, быстро по дорожке.
  4. Ходьба обычная. Снова зашагали ножки друг за другом по дорожке.

Шли-шли-шли - на полянку мы пришли.

Общеразвивающие упражнения.



  1. И.п. Легко пружиня ноги, одновременно поднимать плечи (3-4 раза)

Поднимайте плечики весёлые кузнечики.

Вот так, вот так, весёлые кузнечики.

  1. И. п.- стойка, ноги врозь. Согнуть руки к плечам, вернуться в и. п. (3-4 раза)

Чтобы прыгать и скакать нужно ручки нам размять.

Вот так, вот так, нужно ручки нам размять.

  1. И. п. - ноги слегка расставлены, руки на поясе. Приседание (3-4 раза)

Сядем в траву, покушаем и тишину послушаем

  1. И.п. О. с. - руки на поясе. Прыжки на двух ногах на месте.

А теперь высоко, прыгай на ногах легко

2 часть. Основная часть.

1.Закаливающий массаж подошв ног.

1. Удобно сесть и расслабиться.

Мы ходили, мы скакали наши ноженьки устали.

Сядем, все мы отдохнем, и массаж подошв начнём.

2. Смазать подошву ног кремом.

На каждую ножку крему понемножку.

Хоть и не машина, смазать необходимо!

3. Сделать разминание ног всеми пальцами.

Разминка обязательна, выполняй её старательно.

Растирай, старайся, не отвлекайся.

4. Похлопать подошву ног ладонью.

Рук своих ты не жалей и по ножкам бей сильней,

Будут быстрыми они, потом попробуй, догони!



Скажите спасибо ноженькам своим

Будем их беречь и всегда любить.

2. Ходьба по массажным коврикам.

А теперь все дружно встали, друг за другом зашагали.

Игра малой подвижности «Мы топаем ногами»

Подходи ко мне дружок, и вставай скорей в кружок.

Мы топаем ногами - топают дети ногами.

Мы хлопаем руками - хлопают.

Мы руки поднимаем - поднимают руки.

Мы руки опускаем - опускают руки.

Мы руки подаём - подают руки друг другу.

И ходим кругом, друг за другом, друг за другом – ходят по кругу.

3 часть. Заключительная часть.

Закаливающее дыхание «Поиграем с носиком»

Эй, ребята все ко мне! Кто стоит там в стороне?

Надо носик на прогулку собирать.

Ротик свой ты закрывай, только с носиком гуляй! – закрывают рот, дышат через нос.

Хорошо гулять в саду и поёт нос «Би-ба-бо-бу!» -

постукивать указательным пальцем на крылья носа.

Надо носик нам погреть, его немного потереть - растирание.

Тише, тише, не спеши, ароматом подыши - вдох через нос, выдох через рот.

 

 

1.
Актуальность и обоснование выбранной темы

Движения – основа основ, фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармоничного физического развития, важнейшее условие и средство общего развития ребенка.

Современными педагогами (Л.Ю. Костыркина, О.Г. Рыкова и др.) отмечается, что в подавляющем большинстве дети, начиная с раннего возраста, уже страдают дефицитом движений. Двигательный дефицит приводит к функциональным нарушениям в организме ребенка: снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопия, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости, силы [6 ].



Основной формой систематического обучения детей раннего и дошкольного возраста физическим упражнениям являются физкультурные занятия. Организованные физкультурные занятия позволяют улучшить деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка раннего возраста к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность малыш познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие.

Одним из актуальных вопросов сегодняшней методики физического воспитания детей является поиск новых форм и методов физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста. В.И. Анферова утверждает, что традиционные физкультурные занятия не всегда дают желаемый результат, у детей довольно долго формируются основные движения, неустойчив интерес к общеразвивающим упражнениям, потому что они порой скучны и утомительны для малышей [1]. Автор предлагает проводить с малышами сюжетные физкультурные занятия.

Сюжетное занятие – одна из организованных форм проведения занятий по физкультуре, способствующая воспитанию интереса детей к процессу выполнения упражнений. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, «рассказывающий» о каких-либо конкретных событиях с участием взаимодействующих персонажей, знакомых детям. Их содержание позволяет вести занятие на эмоционально-положительном контакте воспитателя с детьми, удовлетворяет потребности ребенка в познании, активной деятельности, в общении со сверстниками, побуждает ребенка к творческой активности, самовыражению, снимают скованность, эмоциональное напряжение. Таким образом, многоцелевая направленность и эффективность сюжетного физкультурного занятия побудили нас выбрать ее как тему выпускной итоговой работы.

2. Цель и задачи Выпускной квалификационной работы

Цель работы – подготовить и организовать проведение сюжетного физкультурного занятия для детей раннего возраста.

Задачи:

1. Проанализировать программную и методическую литературу по теме исследования.

2. Составить конспект сюжетного занятия для детей 3-го года жизни и организовать его проведение.

3. Проанализировать возможность использования сюжетного физкультурного занятия с детьми раннего возраста.

Возрастные особенности нервно-психического и физического развития детей раннего возраста

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильное осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Для каждого здорового ребёнка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Доказано, что, если дети ограничены в получении информации и переработке её в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями. Сенсорные (чувственные) потребности вызывают и высокую двигательную активность ребёнка, а движение — естественное состояние малыша, способствующее его интеллектуальному развитию.

Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции, так необходимые при проведении режимных процессов, формировании его поведения и навыков, обеспечении его всестороннего развития. Интерес к окружающему в раннем детстве является непроизвольным и в значительной степени обусловлен социально. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции.

К концу третьего года жизни малыш становится младшим дошкольником. Это период, когда особенно ясно выступает связь поведения и развития ребёнка со второй сигнальной системой, ребёнок осознает себя как личность. Взрослый оценивает достижения ребёнка, одобрение и похвала рождают у малыша чувство гордости – личностного новообразования раннего детства. Под влиянием оценки взрослого ребёнок начинает осознавать критерии успешности или не успешности своей деятельности.

Хотя предметная деятельность по-прежнему занимает ведущее место в развитии ребёнка, но приобретает новые черты – с каждым днём он становится все более самостоятельным и умелым. Стремление к самостоятельности – это ведущая тенденция в развитии ребёнка третьего года жизни. Ребёнок сам ставит перед собой задачу, но её исполнение пока невозможно без помощи взрослого, который помогает удерживать цель, выполнять действия, а к концу третьего года формируется целеустремлённость – способность удерживать поставленную задачу, соотносить полученный результат с тем, что хотел получить.

Между двумя и тремя годами становится особенно заметным значительный скачок в общем развитии ребёнка, связанный с овладением речью. Общение становится не только предметно-действенным, но и речевым, слово становится регулятором поведения ребёнка, с помощью слова он обозначает предметы, действия, качества, связывает слова в предложения. В общении с ребёнком в контексте предметной деятельности может проявляться отношение малыша к предметному миру.

Идёт интенсивное сенсорное развитие (знание цветов, форм, величин и т.д.), восприятие является ведущим познавательным процессом. На основе сенсорного и речевого развития происходит умственное развитие малыша, развивается наглядно-действенное мышление.

От 2,5 до 3 лет интенсивно развивается воображение. В процессе общения со взрослыми развивается сюжетно-отобразительная игра, в которой ребёнок использует предметы-заместители, действует «как будто», «понарошку». То есть ребёнок начинает действовать в воображаемой ситуации. Роль опыта, приобретаемого детьми раннего возраста, очень значима для дальнейшего психического развития: овладение предметной деятельностью, речью, общением со взрослыми и сверстниками закладывают основы наглядно-образного мышления, умения действовать во внутреннем плане, творческого воображения и фантазии, овладения социальными навыками, появления новых познавательных и коммуникативных потребностей, способствуют формированию более глубоких знаний о себе.

Для физического развития детей первых лет жизни так же характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка, усиленно развиваются все функции организма. С рождения до трехлетнего возраста заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата, но сила мышц еще очень невелика. Все суставы ребенка вследствие слабого развития связочного аппарата и мышц отличаются большой подвижностью. На втором-третьем году ребёнок овладевает всеми видами основных движений: ходьбой, бегом, лазаньем, бросанием, прыжками. Движения детей 1-3 лет отличаются неточностью и некоординированностью. Это связано со слабостью и недостаточной подвижностью нервных процессов с преобладанием возбуждения и иррадиацией его по коре головного мозга. Постепенно, по мере развития, движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность.

При организации физического воспитания детей раннего возраста следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки. В этом возрасте нервные процессы не достаточно сильны и подвижны, однако условно-рефлекторные связи отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому в процессе физического воспитания необходимо учить детей правильному выполнению того или иного упражнения, т.к. возникший навык прочно и надолго закрепляется. Заученные с ошибками простые движения сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка. Следует помнить, что внимание в этом возрасте еще не устойчиво, и дети не могут долго сосредотачиваться не чем-то одном и быстро утомляются. Именно поэтому не рекомендуется проводить физкультурные занятия дольше 15 минут.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.