Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные источники права о служебной тайне





Введение

Мы живем в период бурного развития информационных технологий - процессы ускорения передачи и обработки информации неизбежно порождают совершенствование систем и способов несанкционированного доступа к сведениям, находящимся, в частности, в компьютерных системах.

Не оставляет сомнений тот факт, что анализ большого количества доступной потенциальному противнику служебной информации существенно приблизит его к обладанию сведениями, составляющими государственную тайну Российской Федерации. К тому же у этого противника стоят на вооружении новейшие компьютерные технологии, позволяющие быстро анализировать, сортировать полученную информацию и т.п. и т.д. Так ныне работают все разведки мира, процеживая через свои аналитические службы значительные информационные массивы, что в конечном итоге позволяет им получить объективные сведения о тех или иных сторонах деятельности другого государства.

Следовательно, чтобы надежно защитить государственную тайну, необходимо расширить круг сведений, по отношению к которым следует применять ограничения по доступу.

 

Институт служебной тайны



Говоря об институте служебной тайны, следует заметить, что он всегда находился в тени института государственной тайны, если вовсе не поглощался таковым. Вся системно защищаемая информация была объединена в единую категорию «государственные секреты», подразделяясь на два компонента: государственную и служебную тайны. Категория «государственные секреты» была нормативно закреплена в первой половине 80-х годов в Инструкции по обеспечению режима секретности в министерствах и ведомствах СССР, являвшейся одним из немногих нормативных источников для институтов государственной и служебной тайны. Разделение на гос и служ тайны проходило по величине потенциального ущерба, который мог наступить от их неправомерного распространения: если он оценивался как могущий оказать отрицательное воздействие на состояние военно-экономического потенциала страны в целом, то такие сведения квалифицировались как государственная тайна, если речь шла об интересах государства вообще – как служебная тайна. Соответственно этому использовались и степени секретности. Для обозначения информации, относимой к государственной тайне, применялись грифы «особой важности» и «совершенно секретно», для обозначения служебной тайны – «секретно».



С принятием в 1993 г. Закона Российской Федерации "О государственной тайне" гриф "секретно" был отнесен к сведениям, составляющим государственную тайну, а новый институт правовой охраны служебной тайны остался до конца не определен.

Сведения, составляющие служебную тайну (служебная тайна) -конфиденциальные сведения, образующиеся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которых препятствует реализации органом или организацией предоставленных ему полномочий, либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а также конфиденциальные сведения, полученные органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке. [1]

В соответствии с Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти" к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью.

Cлужебная тайна - cлужебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами. [2]



Pежим служебной тайны – совокупность правовых, организационных, технических и иных мер, принимаемых уполномоченными должностными лицами органов государственной власти и организаций,обеспечивающих ограничения на распространение сведений, составляющих служебную тайну, и на доступ к этим сведениям. [1]

 

Отнесение сведений к служебной тайне [1]

Орган государственной власти вправе относить к служебной тайне сведения, полученные им в процессе управленческой деятельности, если их распространение может воспрепятствовать либо иным образом отрицательно сказаться на реализации полномочий, предоставленных ему федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами, при соблюдении принципов, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона.

К сведениям, которые органы государственной власти и их организации обязаны защищать в режиме служебной тайны, относятся поступившие от физических и юридических лиц, других органов государственной власти и организаций сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами, при наличии на документах, содержащих эти сведения или сопроводительных документах, соответствующих пометок, указывающих на их конфиденциальный характер,

Не подлежат отнесению к служебной тайне сведения:

· содержащиеся в законодательных и иных правовых актах, устанавливающих права, свободы, обязанности граждан и порядок их реализации, а также правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций;

· о чрезвычайных ситуациях, происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

· в области экологии, метеорологии, демографии, эпидемиологии и санитарии, культуры, сельского хозяйства, о состоянии преступности и другие сведения, необходимые для обеспечения безопасности граждан и населения в целом;

· о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, организациям и учреждениям;

· о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, нарушении законности должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и учреждений;

· об использовании органами государственной власти, органами местного самоуправления бюджетных средств, иных государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, если иное не предусмотрено федеральным законом;

· о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

· о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, накапливаемые в информационных системах органов и организаций и представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан, а также содержащиеся в официальных изданиях, поступающих в фонды библиотек и архивов;

· о состоянии здоровья лиц, занимающих государственные должности категории "А";

· сведения о деятельности органов государственной власти, обязательные для размещения в информационных системах общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Реквизиты документов, содержащих сведения, составляющие служебную тайну[1]

Документы, содержащие сведения, составляющие служебную тайну, независимо от формы представления этих документов, должны включать помимо обязательных реквизитов, следующие:

· ограничительную пометку "для служебного пользования";

· наименование органа государственной власти, установившего ограничения на распространение сведений;

· регистрационный номер документа в системе делопроизводства;

· дату снятия ограничений на распространение сведений, либо событие, при наступлении которого ограничения подлежат отмене (в случае, если срок сохранения режима служебной тайны составляет менее 5 лет);

· наименование должности лица, подписавшего документа, его собственноручную подпись или электронную цифровую подпись, используемую в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При невозможности внесения указанных реквизитов непосредственно в документ, они проставляются в сопроводительной документации к нему.

Не допускается использование иных ограничительных пометок, кроме указанной в части 1 настоящей статьи, для указания на наличие в документе сведений, отнесенных к служебной тайне.

В современных условиях у института служебной тайны могут быть следующие области применения: [4]

1. Защита сведений, которые при соответствующей интеграции становятся государственной тайной, либо производных сведений.

Чтобы надежно защитить государственную тайну, необходимо расширить круг сведений, по отношению к которым следует применять ограничения по доступу.

В целом, одной из основных задач, которую призван решать правовой институт служебной тайны, является правовая охрана "пограничных" (служебная информация, которая при определенном обобщении (интеграции) становится государственной тайной) и производных сведений (информация, полученная в результате дробления сведений, составляющих государственную тайну, на отдельные компоненты, каждый из которых уже не может быть к ней отнесен). В практической деятельности их образуется, достаточном много в каждой из предметных областей (военные, внешнеполитические и т.п.), но в особенности - в блоке сведений оперативно-розыскного характера: методы, силы, средства, планы оперативно-розыскной деятельности зачастую достаточно трудно дифференцировать на предмет относимости к государственной тайне, поэтому даже при косвенномих упоминании должностные лица вынуждены засекречивать ту или иную информацию, что неизбежно приводит к увеличению числа грифованных документов, создает неудобства в работе, влечет необходимость расширения числа сотрудников, которым необходимо оформлять допуск к государственной тайне и т.д.

2. Защита сведений, доступ к которым ограничивается в соответствии с законодательством, при обращении и хранении такой информации в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Данная область общественных отношений является для института служебной тайны и в целом для отечественной правовой системы определенной новацией.

Органы государственной власти ныне реализуют свои правомочия по управлению государством и обществом во многом за счет того, что аккумулируют и используют информацию, полученную от различных источников, в особенности от субъектов предпринимательской деятельности. Отсюда возникает резонный вопрос: каковы механизмы ограничения доступа в органах государственной власти и органах местного самоуправления к сведениям, которые у предоставивших их субъектов защищаются в режиме, скажем, коммерческой или банковской тайны? В настоящее время такие механизмы в отечественной правовой системе отсутствуют.

Защита указанной информации посредством института государственной тайны невозможна по определению, так как государственная тайна - строго ограниченный законодательно круг сведений [1]. Бесконтрольное обращение вне ограничительного режима, со сведениями, имеющими высокую ценность, реально приводит к негативным последствиям. Поэтому необходим универсальный правовой механизм, посредством которого мог бы быть упорядочен и ограничен доступ к таким сведениям, т.e. государство гарантировало бы ее сохранность при нахождении такой информации в соответствующих государственных структурах. Все это - залог фундамента доверия между государством и обществом, государством и гражданином. Субъекты предпринимательства и граждане должны быть уверены, что принадлежащая им ценная конфиденциальная информация будет, безусловно, правомерно использоваться государством и только в общественно полезных целях, без ущерба частным интересам. Представленные соображения и являются второй областью применения института служебной тайны, под ограничения которого должны автоматически попадать сведения, составляющие коммерческую тайну, профессиональную тайну, персональные данные, информация, относящаяся к личной и семейной тайне при передаче таких сведений в органы государственной власти и органы местного самоуправления. И ниже, чем на уровне федерального закона, такие отношения урегулировать не удастся.

3. Защита определенных категорий значимых сведений субъектов гражданско-правовых отношений.

В данном аспекте речь может идти о правовом механизме защиты сведений, которые в деятельности субъектов предпринимательства не могут быть отнесены к коммерческой тайне.

 

 

Основные источники права о служебной тайне

 

1. Федеральный закон «О служебной тайне» (Проект № 124871-4)

2. Указ Президента Российской Федерации от 06.03.97 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»

3. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти"

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.