Сделай Сам Свою Работу на 5

Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы)





Клише для сочинения ЕГЭ

Алгоритм написания сочинения

─ Вступление.

─ Постановка проблемы.

─ Комментарий к поставленной проблеме.

─ Позиция автора.

─ Собственная позиция.

─ Аргумент.

─ Литературный аргумент.

─ Заключение.

Вступление.

Чтобы правильно написать вступление, потребуется определить тему текста, т.е. ответить на вопрос, о чем этот текст.

Определили тему текста. Вспомните, каким может быть вступление к сочинению-рассуждению?

Вопросно-ответное единство. Цепочка вопросительных предложений.

Риторический вопрос. Цитата. Краткая справка об авторе текста.

Личные впечатления, чувства и жизненный опыт. Назывные предложения.

Лирическое размышление. Ключевое слово.

Речевые клише:

- Когда читаешь текст (автор), представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д.)…

- Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)…

- Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. )

Начинать сочинение можно конструкцией “именительной темы”. Такое эмоциональное начало особенно подходит для сочинений по текстам, в которых авторы обращаются к “вечным” темам. Вот пример подобного начала сочинения:



“Любовь… О ней написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, о ней говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст N. тоже посвящен любви. ”

2. Постановка проблемы.

Зная о том, что в тексте может быть затронуто несколько проблем, определяй главную. Помни: какой вопрос больше всего волнует автора, вызывает его раздумья, размышления.

Вот твоя путеводная звезда, не выпускай её ни на минуту из вида

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается тебя, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.



ПОМНИТЕ:верно сформулированная одна из проблем исходного текста без фактических ошибок по критериям оценки выполнения задания с развернутым ответом оценивается 1 баллом.

Проблемы:нравственные, экологические, социальные, психологические, философские, социально-психологические, социально-философские…

Речевые клише:

В данном тексте - анализируется проблема…

- автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему…

- даётся – истолкование, описание, критическая оценка…

- исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость…

- показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность…

- подвергается – критике, рассмотрению, анализу…

- рассматривается – вопрос, пример…

- (Автор) вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой… Устарело ли это понятие?

- (Писатель) заставляет нас задуматься о следующей проблеме: (что такое …

- В предложенном тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему…- {указываем автора} волнует проблема…

– В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему…

– В предложенном для анализа тексте {указываем автора} касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах …)

– Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что… – Текст {указываем автора} заставил меня задуматься над проблемой…

– Волнующую всех нас проблему… поднимает {указываем автора}.

– Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, – это…

– Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.



Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?)

Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.

– … ? Над этим вопросом задумывается автор текста.

– Автора интересует вопрос: …

– … ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.

Комментарий к поставленной проблеме.

Чтобы прокомментировать проблему, попробуйте ответить на вопросы:

– Насколько актуально то, о чем пишет автор?– На чем заостряет внимание?– На каком материале автор раскрывает проблему?– К каким выводам приводит читателя?

Речевые клише.

– То, о чем пишет автор, очень актуально. Так как…– (Автор) заостряет внимание на…– (Автор) раскрывает проблему на материале…– Автор поднимает (предлагает для обсуждения) еще одну животрепещущую проблему – проблему …– Размышляя над актуальной во все времена проблемой (актуальной особенно в наше время), автор…

- Проблема, рассматриваемая автором, общественно значимая (серьёзная, наболевшая, жизненная, насущная, неотложная…)…

- Вопрос о … {обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}- Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что – Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.- Рассуждая над проблемой …, {указываем автора} обращается … {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.ПОМНИТЕ: Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет – оценивается 2баллами

4. Позиция автора.

Для того чтобы выявить позицию автора, постарайся ответить на вопросы:

1.Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?

2. Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

Авторская позиция может быть явной, когда в тексте прямо звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл. Для этого нужно уметь понимать иронию, раскрывать сложные метафоры, приведенные в тексте.

Речевые клише

– Сама проблема не нова в (русской литературе, в российской публицистике).

Многие (поэты, писатели, философы, общественные деятели разных времен) пытались ответить на этот непростой вопрос.

(Автору статьи) удалось найти оригинальное решение этой проблемы. Его точка зрения (мысль, идея, позиция) звучит свежо и необычно: “(Цитата)”.

– (Автор), по-моему (по моему мнению), делает совершенно потрясающее открытие: “(Цитата)”.

– Он хочет донести до сознания людей (читателей) мысль о том, что (косвенная речь с частичным цитированием).

– Ответ на этот вопрос можно найти в (предложенном тексте; в тексте автора)– убедительно доказывает, что…– обращает внимание на то, что…– выражает тревогу…– верно (тонко) замечает…

- Позиция автора заключается в том, что…- Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …

- По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …)

- Позиция автора такова:…

- Автор считает, что…

- Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…- Автор убеждает нас в том, что…- В тексте доказывается мысль о том, что…- Основная мысль текста заключается в том, что…- Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…

5. Собственная позиция

В этой части работы нужно следовать правилам построения текста-рассуждения.

Тезис.

Аргументация.

Вывод.

Тезисом в данном сочинении является авторская позиция, которую определили, ваши же аргументы должны подтвердить или опровергнуть мнение автора.

Речевые клише:

– Я полностью согласен___ с автором текста. Ведь… Потому что…– По-моему…– Автор абсолютно прав, утверждая, что…– Трудно не согласиться с автором в том, что…– Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором…– Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.– Позволю себе с ним (автором) не согласиться.– Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что…– На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что…

- Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему … - Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.- Я согласна (не согласна) с автором в том, что …- Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что …- Мне близка позиция автора тем, что …6. Аргумент

Вы должны аргументировать собственную позицию, т.е. приводя в пример жизненный опыт, отстоять свое мнение.

- Что можно считать жизненным опытом?

Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы)

Речевые клише:

Мне не раз приходилось сталкиваться с …– Помню, как-то…– Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой, но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться.– Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с…- Как часто приходится сталкиваться с …- Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как …?- Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как …- К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас)Ссылка на авторитет

Известный русский писатель, выдающийся ученый и т.п. как-то заметил…– Любой историк скажет, что…– Большинство врачей, языковедов, ученых и т.п. считают, что…

7. Литературный аргумент

ПОМНИТЕ: Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) – оценивается 3баллами.

Речевые клише:

– Вспомним героев произведения, рассказа, басни, романа и т.п.(назвать автора)…– В произведении, рассказе, басне, романе и т.п.(назвать автора) мы тоже наблюдаем за…– Возьмем, например, произведение, рассказ, басню, роман и т.п.(назвать автора)…

- Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности …- Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях …- Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.

8. Заключение

Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом.

Способы оформления заключения.

1. Обобщение основных мыслей автора –самая типичная и логичная концовка сочинения.

2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос,в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.